Краткая биография джона голсуорси. Голсуорси, Джон – краткая биография

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе – родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье.

Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 , он стал финансово независимым.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 , а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Джон Голсуорси умер 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 , стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

Сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием Саги, он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 вернула интерес к его работам.

Произведения:
От четырёх ветров, сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн, роман, 1900
Остров фарисеев, роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906 , Последнее лето Форсайта, 1918 ; В петле, 1920 ; Пробуждение, 1920 ; Сдаётся в наём, 1921
Справедливость, пьеса, 1910
Старший сын, пьеса, 1912
Полный месяц, пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924 ; Идиллия, 1926 ; Серебряная ложка, 1926 ; Встречи, 1926 ; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждёт, 1931 ; Пустыня в цвету, 1932 ; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934 .

«Сага о Форсайтах» считается одним из лучших произведений английской литературы двадцатого века. За эту монументальную работу ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Джон Голсуорси, биография которого будет рассмотрена в данной статье, вместе с Кэтрин Эми Доусон Скотт является основателем ПЕН-клуба. Эта организация действует и по сей день, занимается защитой права людей слова беспрепятственно выражать свои мысли.

Родители

Джон Голсуорси родился в 1867 году недалеко от Лондона, в городе Кингстон-апон-Темс, в семье успешного юриста. Его отец любил литературу и искусство. Он зачитывался Диккенсом, Теккереем и высоко ценил Тургенева. Будучи внуком обычного фермера, Джон Голсуори старший не только сумел стать адвокатом, но основал и возглавил несколько промышленных компаний, в том числе заокеанских. Именно от отца писатель унаследовал литературный дар. Что касается его матери, то она была дочерью крупного фабриканта.

Джон Голсуорси: биография в молодые годы

Еще подростком будущий лауреат Нобелевской премии решил продолжить семейную традицию. Он окончил привилегированную школу Харроу, а затем поступил в Оксфордский университет, чтобы стать адвокатом. В университете Джон Голсуорси был известен как успешный спортсмен. Кроме того, в годы учебы он увлекался чтением Диккенса, Теккерея и Мелвилла, любил слушать Бетховена.

По окончании Оксфорда Голсуорси понял, что не хочет заниматься юриспруденцией и отправился за границу. Там он должен был следить за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Встреча с Дж. Конрадом

Джон Голсуорси совсем не горел желанием заниматься бизнесом. Вместо этого он увлекся чтением и путешествиями. Во время одной из поездок на рейсе из Австралии Джон встретил никому не известного тогда Джозефа Конрада (Юзеф Корженевски), который в то время служил помощником капитана. Молодые люди быстро подружились на почве общих интересов. Эта встреча оказалась судьбоносной для Конрада, так как Голсуорси убедил его опубликовать свои рассказы.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Роман длиною в жизнь

Вернувшись в Англию, писатель Джон Голсуорси имел возможность поближе познакомиться с новой родственницей, которая часто посещала его сестер. От них он узнал, что молодая женщина несчастлива в браке, так как кузен Артур ведет себя как мужлан. Именно Ада стала, если так можно выразиться, его крестной матерью в литературе и музой на долгие годы. Во время случайной встречи в Париже миссис Голсуорси посоветовала Джону начать публиковать свои рассказы.

Голсуорси ушел из дома и снял небольшую квартирку, чем вызвал негативную реакцию отца. Однако тот все же решил выделить сыну экипаж и выплачивать ему ежемесячно небольшую сумму. Это позволило Джону спокойно заниматься творчеством. Кроме того, жизнь отдельно от родительской семьи позволила писателю тайно встречаться с Адой, с которой они стали любовниками.

Кстати, то обстоятельство, что молодые люди носили одну фамилию, позволило им путешествовать под видом супругов за рубежом, где их без проблем заселяли в двухместные номера. Однако такие счастливые моменты в их жизни были крайне редкими. Хотя Ада была готова развестись с мужем, Джон понимал, что после того, как она будет свободна, он все равно не сможет на ней жениться, так как такой поступок убьет его отца.

Начало писательской карьеры

В 1897-м вышел первый сборник рассказов Голсуорси «Четыре ветра». За ним последовали романы «Джослин», «Вилла Рубейн» и «Серебряная коробочка». Все они были опубликованы под литературным псевдонимом Джон Синджон. Все эти произведения были написаны в популярной тогда стилистике позднего английского романтизма.

Несмотря на их успех, писатель решил отказаться от этого литературного направления. Под влиянием творчества Диккенса, Теккерея, Мопассана, Тургенева и Толстого Джон Голсуорси замыслил создать цикл реалистичных романов, рассказывающих о судьбе большой семьи, принадлежащей к крупной буржуазии.

Брак

В 1904 году умер отец писателя. В результате Джон Голсуорси, книги которого уже более 70 лет издаются у нас в стране, стал финансово независимым. Он уехал в Италию и несколько месяцев открыто жил с Адой как муж и жена. Это вынудило его кузена Артура дать согласие на развод. В 1905 году Голсуорси смог наконец оформить законный брак со своей любимой женщиной. Большинство родственников и знакомых молодоженов отказались от общения с парой, бросившей вызов викторианской морали. Но Ада и Джон Голсуорси (романы писателя и по сей день популярны во всем мире) были так счастливы, что ничто не могло омрачить их радость.

Первая новелла о семействе, на примере которого Джон Голсуорси решил исследовать проблемы английского буржуазного общества, была опубликована в 1901 году под псевдонимом Джон Синджон. Она была озаглавлена как «Спасение Форсайта». В ней писатель впервые познакомил читателя с мистером Джеймсом. Хотя в новелле он показан мельком патриархом рода, чьи дети и внуки стали героями остальных романов, повестей и новелл, получивших общее название «Сага о Форсайтах». Работа над этими произведениями продолжалась 27 лет. В него вошли:

  • роман «Собственник»;
  • новеллы «Последнее лето Форсайта» и «Пробуждение»;
  • романы «В петле», «Сдается в наём»;
  • цикл «Современная комедия» и пр.

Прототипом одного из героев саги стал кузен Голсуорси Артур. В частности, фрагмент изнасилования жены Сомсом Форсайтом написан на основе событий, произошедших с Адой и ее бывшим мужем.

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Голсуорси-драматург

Писатель создал также несколько пьес, которые с успехом шли на многих сценах Великобритании, Европы и США. В его произведениях поднимались вопросы социального неравенства в британском обществе. В «Серебряной коробочке» писатель прямо говорит, что существуют два закона: для богатых и для бедных.

Много споров вызвала и пьеса «Справедливость», в которой Голсуорси выступал за судебную реформу. Она произвела большое впечатление на Уинстона Черчилля, заставив его пересмотреть свои взгляды на тюремную систему.

Мимолетный роман

В 1911 году, когда Джон Голсуорси уже был знаменитостью, в одном из спектаклей по его пьесе участвовала танцовщица и успешный хореограф Маргарет Моррис. Девушка была намного моложе писателя, однако влюбилась в него с первого взгляда. Ее обожание не могло оставить равнодушным сорокалетнего мужчину. Однако их роман остался лишь платоническим. Джон узнал, что Ада в ужасе от того, что может его потерять, и написал письмо Маргарет, в котором сообщил ей о том, что не желает строить свое счастье на трагедии близкого человека.

Последние годы жизни

Джон Голсуорси, биография которого нашла отражение во многих его произведениях, в 1932 году получил Нобелевскую премию по литературе. На момент церемонии награждения писатель был уже тяжело болен, поэтому не принял в ней участие.

Умер Голсуорси в январе 1933 года в Лондоне в возрасте 65 лет вследствие разрастания опухоли мозга.

Группа самых известных литераторов Великобритании того времени выступила с инициативой похоронить прах писателя в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Однако в своих произведениях Голсуорси так часто высмеивал церковь и ее служителей, что в просьбе было отказано. Тогда его останки кремировали и развеяли прах над Англией.

Социальная позиция

Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.

После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.

Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.

Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».

Крупнейший английский писатель, драматург и поэт Джон Голсуорси при жизни был удостоен всех мыслимых литературных наград XX века, включая Нобелевскую премию, а также почетных степеней десятка лучших университетов Англии и Шотландии. Сам писатель считал, что лучший путь к сердцу читателя - "представлять жизнь такой, какой ее видишь, со всей искренностью и совершенством, на какие способен". Голсуорси пришлось пройти долгий путь самосовершенствования и познания жизни, чтобы прийти к этой внешне незамысловатой формуле и стать вровень с лучшими английскими романистами.

Джон Голсуорси родился в городке Куме (графство Суррей) в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, преуспевающего юриста, он получил образование в аристократическом колледже Харроу и Оксфордском университете.

И в колледже, и в университете Джон был примерным студентом. По воспоминаниям одного из его одноклассников, в Харроу Голсуорси не отличался особым свободомыслием. Он четко следовал кодексу чести воспитанника английской закрытой школы. В Оксфорде, по отзывам знавших его, Голсуорси был "спортсменом и джентльменом", придававшим большое значение безукоризненности в одежде.

Став в 1890 г. адвокатом, Джон Голсуорси так и не занялся юридической практикой. "Спортсмен и джентльмен" предпочитал путешествовать (он совершил кругосветное путешествие для углубления знаний в морском праве) и читать, причем не только специальную литературу. Решение стать писателем пришло к нему относительно поздно - в 28 лет. Оно возникло под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Джона начали складываться романтические отношения. В 1897 г. Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпускает книгу - сборник рассказов "Четыре ветра".

Дебют был успешным, и через год появляется первый роман писателя "Джосклин", второй - "Вилла Рубейн" - вышел в 1900 г. А еще через год печатается сборник рассказов, где впервые было упоминание о семье Форсайтов, которую он увековечит в книгах более позднего периода. Первый роман, который Голсуорси выпустил под своим настоящим именем в 1904 г., назывался "Остров фарисеев". Над ним писатель трудился в течение трех лет, тщательно шлифуя каждую главу.

После смерти отца в 1904 г. Голсуорси получил неплохое состояние, что обеспечило ему материальную независимость. Ада переехала к нему, через год закончился ее бракоразводный процесс, и молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, не таясь, после девяти лет резкого порицания и осуждения со стороны родных и друзей, вдохновила Голсуорси на роман "Собственник", который был закончен в 1906 г. В нем на примере Сомса и Ирэн Форсайт описан неудачный брак Ады. Этот роман - вершина творчества Голсуорси. Он стал первым томом трилогии "Саги о Форсайтах".

Прототипы героев писатель нашел в собственной семье. На семейной фотографии клана Голсуорси можно легко узнать многих действующих лиц саги. Строгое выражение их лиц, плотно сжатые губы говорят о том, что они чувствуют себя хранителями вековых устоев не только семьи, но и государства. Голсуорси, ломая себя, преодолевая свою "буржуазность", сумел посмотреть на Форсайтов, столь схожих с его семьей, как бы со стороны, непредвзято. В одном из писем он признается: "мною руководит ненависть к форсайтизму". Вероятно, это была ненависть и к некоторым чертам форсайтизма в самом себе, что и являлось одним из главных источников художественной силы писателя.

К Форсайтам писатель не возвращался вплоть до конца Первой мировой войны. Но за это время с 1907 по 1911 гг. он написал еще три романа: "Усадьба", "Братство" и "Патриция".

Как драматург Голсуорси серьезно заявил о себе пьесой "Серебряная шкатулка", поставленной на сцене в 1906 г. А две следующие его пьесы "Борьба" и "Справедливость", где разоблачались социальные злоупотребления, сделали его известным драматургом. Кстати, пьесой "Справедливость", в которой осуждается практика одиночного заключения, заинтересовался Уильям Черчилль и даже заявил о том, что она оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Активно занимаясь общественной деятельностью, Голсуорси тратил половину своих доходов на благотворительность, выступая за социальные реформы, агитируя за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Уже смертельно больной писатель распорядился, чтобы его Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу - международной писательской организации, которую Голсуорси организовал в октябре 1921 т. И в то же время, Голсуорси отказался в 1917 г. от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны.

В 1919 г. писатель вновь вернулся к семье Форсайтов, выходит вторая часть трилогии саги "В петле", а в следующем году третья - "Сдается внаем". Однотомник "Сага о Форсайтах", изданный в 1922 г., имел колоссальный успех. Голсуорси становится ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную "Современная комедия", писатель закончил в 1928 г. Тогда же он. начал работу и над своей последней трилогией. Делясь своими планами, он писал своему другу французскому писателю Андре Шеврийону: "Я начал писать о другой семье, Чаруэллах, представляющих более старый тип семьи, с большим чувством традиций и долга, чем Форсайты. Я уже окончил один роман и надеюсь, если повезет, написать о них трилогию. Это "напластование" служивых людей, которому уделяется недостаточно внимания и которое всё еще существует в Англии".

Трилогия "Конец главы", куда вошли романы "Девушка ждет", "Пустыня в цвету", "На другой берег", была издана Адой Голсуорси в 1933 г. уже после смерти писателя.

В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом "За заслуги", а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах". Как отмечал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг: "Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь".

Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии, писатель скончался.

После смерти Голсуорси общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке Поэтов Вестминстерского аббатства, где покоятся литературные знаменитости. Настоятель аббатства не счел возможным поддержать это ходатайство - так напоследок церковь свела счеты с непримиримым противником религии. И тогда было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное им в стихотворении "Развейте мой прах!" - на вершине холма, вдали от проезжей дороги, был развеян прах одного из достойнейших людей своего времени.

Английский прозаик и драматург. Родился в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-Колледже Оксфордского университета, в 1889 г. получил степень бакалавра юриспруденции, был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 лет начал писать; свою первую книгу «Под четырьмя ветрами» опубликовал в 1897 г. Романы «Джослин» и «Вилла Рубейн» издал под псевдонимом Джон Синджон.

С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» Голсуорси последовательно критиковал английское общество -романы «Собственник», «Усадьба», «Братство» и «Патриций». В них сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.

Из числа романов, критикующих английскую жизнь, следует исключить «Темный цветок», «Фриленды», «Сильнее смерти» и «Путь святого», в каждом из которых затрагивается некая социальная проблема и, как правило, излагается история любви.

Помимо 16 романов, Голсуорси написал 25 пьес (из них шесть одноактных). В них автор развивает главным образом социальные темы собственности, классовости правосудия, лицемерия высших слоев общества в области морали и т. д. Наиболее известны «Серебряная коробка», «Борьба», «Правосудие», «Простофиля», «Беглая», «Толпа» и «Мертвая хватка».

В трех своих сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием «Караван», выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы «Парень из Девона», «Заключенный», «Рабочие», «Лес», «Вражда», «Шантажист» и т. д.

Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Голсуорси в анализе человеческой психики («Мельник из Ди», «Прощанье», «Пробуждение» - интерлюдия из «Саги о Форсайтах», - «Гедонист», «Молчание» и др.). Помимо этих книг издал сборник стихотворений «Стихи новые и старые» и три сборника статей и очерков.

В 1917 г. Голсуорси вернулся к «Собственнику», в критическом отношении самому сильному своему роману, и, добавив к нему сначала интерлюдию «Последнее лето Форсайта», затем «В петле», и «Сдается в наем» создал свою великую трилогию «Сага о Форсайтах». За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна», «Серебряная ложка» и «Лебединая песнь». «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» - это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца XIX - начала XX вв. В ноябре 1932 г.

Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В творчестве Голсуорси сочетаются импрессионизм и реализм> нравственная проповедь и гуманизм. Он глубоко чувствовал красоту жизни и одновременно был летописцем общества, озабоченным социальной несправедливостью.

Голсуорси (Galsworthy) Джон (14 августа 1967, Кингстон-Хилл, графство Суррей — 31 января 1933, Гроув-Лодж, Хэмпстед), английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932).

Родился в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 совершая морское путешествие, познакомился с Дж. Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds), состоялся в 1897, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon"", 1901), в котором впервые появляется один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения

Среди его ранних произведений выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет, также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» ("The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им Тургенева и Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включает романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е гг.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не приходит по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Д. Г. Лоренса, В. Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 в.: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями Т. Манна («Будденброки», 1900), Р. Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх