Дневниковая запись. Сочинение в виде дневниковой записи

Сочинение в жанре дневниковых записей

Поскольку дневники как жанр - новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник - это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник - литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь - самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

Известная отрывочность записей;

Зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

Преобладание самих фактов над их осмыслением;

Иногда - записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

Дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

Дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

Наверное нет девочки в мире, которая бы не вела личный дневник. Думаю, и мальчики пишут свои мысли на бумаге, тут же пряча записи в тайное место, чтобы никто не прочел. Вот и я сегодня решила завести личный дневник. Этому поспособствовала учительница, которая задала в форме дневниковой записи.

Сочинение в форме дневниковой записи

Ну, здравствуй дневник. Здесь я буду писать свое сокровенное и тайное.

19 октября

Сегодня мне стало интересно, как вести дневник и что вообще включают в дневниковые записи. Думаю, в дневнике можно писать обо всем, особенно о наболевшем. Вот, например, сегодня несправедливо учительница сделала мне выговор, не разобравшись в ситуации. А ведь виноватой была моя одноклассница, которую я не выдала. Теперь я обижена на учительницу и мое настроение сегодня не из лучших. Теперь понимаю, как хорошо, когда есть подруги. Вот смогла я им выговориться и стало на душе спокойно.

20 октября

Продолжая свое сочинение, напишу о заветной мечте. Я в 9 классе и у меня есть мечта. Итак, мой любимый дневник и моя дневниковая запись, я уже давно мечтаю о домашнем питомце. Уж очень хочется попугая. Эту веселую и голосистую птичку, что может подражать человеческой речи. Об этих птицах я уже знаю все что нужно, ведь перечитала очень много различной литературы. Наверное, попрошу маму, чтобы они с папой подарили мне ее на день рождения. Может все-таки осуществится моя мечта, тем более что день рождения не за горами. А пока до скорой встречи, мой дневник, ведь уже вскоре я вновь здесь напишу свои мысли.

Как я писала в самом первом посте в основном ЖЖ, я никогда не любила дневников - ни бумажных, ни онлайновых. До того, как, собственно, его завела. Но в своей юности иногда я заставляла себя вести бумажный. Считала, что каждая уважающая девушка должна его вести, чтобы ничего не забыть. Больше всего над собой усилий я делала в 2006 году во время поездки в Питер, но меня надолго не хватило. И вот в 2008 году выдалось такое.

02.02.2008. Я хочу сильно влюбиться. Взаимно. Чтобы мне не пришлось томиться в ожидании, пока объект воздыханий соблаговолит обратить на меня внимание. И влюбиться в высокого, симпатичного, интересного парня, а не в хмыря какого-то как всегда...

Чтобы мы шли за руку по улице, а прохожие глядели вслед и радовались, какая красивая пара... Опять отношение к парню как к аксессуару? Да нет, другое... Хочется крепких, долгих, красивых отношений. Кто может запретить думать о таком?!

После долгой прогулки с друзьями вхожу в вагон метро уставшая и, кажется, немного пьяная (о чудо!) от кока-колы, и, тем не менее не теряя изящества (кошачьи рефлексы и длинная юбка способствуют), сажусь на сидение... Поднимаю глаза: а тут он! Высокий, статный длинноволосый блондин в длинном чёрном пальто... Глаза... Вроде серые, но какие выразительные... Красавец. Я смотрю на него, он смотрит на меня... Я не пытаюсь строить глазки, просто смотрю... Печальным взглядом, который теперь всегда со мной с некоторого времени. Он отходит от одной двери к другой. Полминуты не стараюсь смотреть в его сторону. Не выдерживаю - оборачиваюсь. Я смотрю на него - он смотрит на меня. Не отворачивается. Любой бы отвернулся, не смотрел бы. Я чувствую, что в моём взгляде появляются страдальчески-умоляющие оттенки. Ничего не могу поделать! И вдруг...Он прикрывает свои прекрасные глаза, закрывает их на секунду. Нет, не моргает,согласно прикрывает, вроде хочет этим сказать (это легко прочиталось): "Я вижу, крошка, но прости... Пока не могу. Возможно, позже..." На миг я взглянула на потолок вагона, на тусклую лампу, вздохнула, не знаю, насколько громко. Вроде как чётким движением, но будто в полусне, встала, подошла к двери, всем видом пытаясь показать: "А я тоже выхожу на этой станции!". Не видела его реакции, не было уже сил смотреть... Мы вышли. Я надеялась, что нам по пути, но сразу же увидела, что ему нужно переходить на другую станцию, мне же следовало идти на выход. Проводила его глазами. Как он шёл... Он спешил, но мне показалось, что в его движениях столько торжественности... Впрочем, мне ещё и казалось, что время ход замедлило. Как призрак я долетела до эскалатора и стала на лестницу, которая казалась для меня крыльями, которые увлекут меня выше, может, и в небо. Уже ночное.

Дневниковая запись

Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.

Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового корпуса, был ранен и дважды, кажется, награжден. Естественно, что теперь он хочет отразить в литературе свои переживания во время войны, хотя самый богатый материал им накоплен в другой области, - в области деревенского быта и наблюдений над природными явлениями. Это сказалось и в его творчестве. Рассказ, в общем никудышный с точки зрения фабулы, оказался великолепным по отдельным вкраплениям в пустую породу. Привлекает уже самое название первого рассказа «Окунь - он в корнях живет». Заглавие фразой, по-моему, одно из труднейших. Тут надо что-то очень яркое и короткое подобрать. Редко кому удается. Здесь, мне кажется, удача бесспорная. По этой короткой фразе видишь основного героя, - хоть портрет пиши. Так и встает перед тобой широкобородый старик, может статься, с лысиной, а то еще и в седых кудрях. Он, может быть, не очень далек, но верит себе и склонен поучать. «Окунь-он в корнях живет». Широкая борода и «густой» голос здесь вполне уместны. Это не тенорок, не хитроватые глазки и узенькая бородка. Тогда бы были другие словосочетания: «Окунек - он корешки любит». Еще лучше оказалось название одного из действующих лиц - Павелко. Меня это просто поразило. Сам ношу это имя, знаю, кажется, все его изменения: Паша, Пашутка, Пашуня, Павлик, Павлушка, Павка, Пашка и т. д., а такого даже не предполагал. И в то же время это необыкновенно просто и естественно. Своего рода один из бесконечных показателей, что можно подшитые кожей штаны у письменного стола просидеть, а не выдумаешь того, что можно подслушать в жизни. И это дает толчок к твоим словообразованиям. После Павелко немудрено составить что-нибудь в таком же роде. Богат оказался рассказ и подробностями, взятыми из наблюдений над природой. Чувствуется, что автор много знает и умеет передать теми яркими речениями, которые сложились в народе, как обобщение этих наблюдений. Конечно, и гагара кашляет, и перепелка жалуется - «вот поведут! вот поведут!» Приятное впечатление произвело, что автор не слишком легко устремляется по проторенным дорожкам.

В рассказе есть место, когда старик рыбак должен раздеться и полезть в воду, чтоб вытащить окуня. По всем литературным традициям в таком случае полагается, чтоб онуча пахла, чтоб человек осматривал свое нагое тело со вздувшимися жилами, синими венами. По поводу загорелой морщинистой шеи тоже добавка привычная. Ничего этого в рассказе нет, и это производит впечатление свежести. Так оно и должно быть, чтоб читатель не припоминал: «А вот так же у Бунина, а это у Чехова». Да и правильней, кажется, что в простых деревенских условиях такие детали, как раздевание или одевание, не замечаются. Надо - разделся. Что ж тут необыкновенного? По этому случаю вспомнился случай из своей газетной работы. Ехали, кажется, в Талицком районе. Надо было спросить дорогу к одной из артелей, куда пробирались с агрономом, помнится, Белоноговым (с ним мне все-таки порядочно пришлось поездить). Спросили у пастухов. Те показали вдоль дороги и пояснили: «Видишь вон, девки: купаются. Так вот, не доезжая маленько, свороток налево увидишь. За лесом-то его отсюда не видно». Потом, поглядев в сторону купающихся, добавили: «Ишь их, холер, полон мыс набилось! Не иначе из артели есть. Близко тут. Вы спросите которую. Проводит, а то у них с поворотка-то плетень пойдет, дорожек много, а все по лесу. Сбиться просто». Эта вот простота отношений, предполагающая возможность спрашивать дорогу у «купающихся девок», вспомнилась здесь. Девки, вероятно, подняли бы сперва визг, но потом, узнав, что у них спрашивают «про дело», спокойно объяснили бы. Но мы, городские люди, постеснялись и в результате, верно отправившись по дорожке, запутались потом в ее многочисленных ответвлениях. Вечером в артели над нами же смеялись: «Испужались наших девок. Думали, поди, - лешачихи!» «Вот и угадали на заводский картофельник. Почитай, пятнадцать верст проколесили, а тут и двух не наберется». «Здорово их девки-то испужали! Свету не видят, гонят почем зря!»

Деревенский человек, хотя и работающий уже свыше двадцати лет в школе, автор впитал эту простоту и прошел мимо такого момента, как раздевание и одевание, но он не забыл живо представить старика, упомянув о всплывшей бороде. Эта всплывшая борода тоже заметный показатель того, что у рассказчика есть несомненные данные писателя: он видит тех, о ком пишет.

Второй его рассказ «Язь - рыба хитрая» представляет собою нечто совсем непохожее. Прежде всего заголовок. Поставленный рядом с предыдущим, он кажется нарочитым. Похоже, что автор занялся рыбацкими рассказами. Деревенское обрамление здесь сделано гораздо хуже. Нет ничего, что бы запоминалось так же, как в предыдущем, по сюжету никудышном рассказе. Зато здесь найден очень оригинальный сюжет военного рассказа с глубоким философским обобщением. Причем выглянули детали, которые не всегда доступны писателю даже в звании военного корреспондента. Там может быть физическая близость, но всегда имеются элементы подтянутости, такой же, как, например, при фотографировании. Людей иной раз и просят: «держитесь свободнее, естественней», но каждый тем не менее помнит, что «его снимают» и старается «показаться лучше». Здесь чувствуется близость другого порядка: автор видит людей в будничной обстановке так, как в действительности. Как политработник одного из боевых подразделений, он, дважды раненный, был, конечно, не сторонним зрителем, а одним из участников жизни рядового бойца и поэтому мог видит ее во всей полноте и без прикрас. Кажется правдивым, что красноармейцы во время вынужденного безделья разговаривают… о рыбалке. Один из бойцов оказался специалистом по ловле язей. Над ним немного подсмеиваются, не вполне доверяют, что есть такая специальность. Он в ответ рассказывает довольно подробно об особенности рыбалки на язей. Рассказано это длинно и запутано боковыми подробностями, но это не мешает понять читателю, что ловля язей в сущности очень сложный спорт, требующий большой наблюдательности, выдержки и терпенья. Заканчивается рассказ вызовом рассказчика к командиру. Оставшиеся бойцы переговариваются между собой по поводу ушедшего.

До язей охотник! Недаром он уж восемь языков привел. Научился язей-то ловить.

Опять экскурс в личные воспоминания. Краснокамск в период его строительства. Опросный лист Постройкома, как кто провел месяц отдыха. Из тридцати двух ответов большинство признано «культурными». В переводе на разговорный язык это значит, что люди брали путевки и куда-нибудь ездили. В том числе, помню, упоминались и Шарташ и Сысерть. (Тогда еще Краснокамск входил в пределы Свердловской области.) Но оказались и «некультурные». Один, как значится в листе, целый месяц рыбачил на Лысьве, другой - ягодничал да сенокосил. Таких старались поворачивать «к культуре», а надо ли? Прожить месяц на Камском берегу, на мой взгляд, не хуже, чем в Сысерти, которую я знаю и люблю, как место родины, но все же не решусь утверждать, что стоит с Камы ехать к стоялым водам пруда. Про Шарташ и говорить нечего.

Неверной кажется и недооценка некоторых видов старого русского спорта, вроде хотя бы рыбалки. Какое-то напоминание об этом, если даже оно дается мимоходом, кажется полезным.

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Недатированная запись Сегодня была в павильоне. Две трубы подняты на возвышении, а между ними резервуар с водой. Трубы обшарпанные, заляпаны варом… Недели три назад я была в двух других павильонах, созданных по проекту Андрея. Один - со стоячей водой, в которой раскиданы

Из книги Уральские сказы - III автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись Очередная встреча для разговоров по книге. Все начинается с критики Лотмана - ох, и не любит Тарковский структуралистов! Но, как часто с ним случается, он переходит на другие темы и начисто забывает, с чего мы начали.Сегодня Андрей раскрыл свою

Из книги Отслоения дней (Дневниковые записи, письма) автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись После того как рукопись «Книги сопоставлений» была отдана в издательство «Искусство», ее передали на внутренние рецензии. Поступившие замечания практически отменяли всю проделанную работу, и если бы Тарковский согласился им следовать, то это

Из книги Воспоминания автора Шаламов Варлам

Недатированная запись Мой отец, главный редактор журнала «Искусство кино», попросил меня спросить у Тарковского, не наговорит ли он юбилейный текст к 60-летию Феллини. Я очень сомневалась, что Тарковский на это согласится, потому что знала, что Феллини отнюдь не

Из книги Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa автора Кормильцев Илья Валерьевич

Из книги Том 4. Книга 2. Дневниковая проза автора Цветаева Марина

Дневниковая запись 12 августа 1945 г.Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового

Из книги Круговорот автора Форман Милош

Дневниковая запись 30 июня 1916 г.Когда слабеет зрение, стараешься читать только необходимое или особенно интересное. Маленьких фельетонов давно не читаю. Сегодня соблазнился.Фельетон написан бойко, с выдумкой и темпераментом. Но вот читаешь, и тебя не оставляет мысль,

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

Беловая запись Пастернак был поэт мирового значения, и ставить его на один уровень с Солженицыным нельзя. Конечно, если кто-нибудь из них (Пастернак, Солженицын) заслужил, выбегал, выкричал эту премию - то это, конечно, Солженицын.Издевательство над русской литературой

Из книги БереZOVский, Разобранный по буквам автора Додолев Евгений Юрьевич

6. Запись «Титаника» По образному выражения Бутусова, «этот альбом делался с пистолетом у виска и с ножом у горла». Тем не менее, несмотря на непрерывные боевые действия вокруг студии, 40-градусный мороз и больные зубы, сам Бутусов просто излучал вдохновение. За ним уже

Из книги Южное седло автора Нойс Уилфрид

Дневниковая проза

Из книги Живу до тошноты автора Цветаева Марина

Заезженная запись После «Гнезда кукушки» все в моей жизни перевернулось. Я поставил фильм в Голливуде и заработал много денег, и в результате за мной закрепилась репутация европейского режиссера-эстета, который любит работать с непрофессиональными актерами и чье

Из книги Архив Банановых островов. Том 1 автора Чернавский Юрий Аександрович

4. Первая запись Сейчас собираюсь в ангар, чтобы продолжать обслуживать самолеты. Мы делаем это лениво, лишь бы убить время, пока не началась новая четверть, и не пришли наши курсанты. Говорят, мы потеем, как черти, во время учебы. Эта жизнь полностью мне приятна: люди - не



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх