Конспект наблюдения за неживой природой. Конспект внеурочного занятия " Я – исследователь Наблюдение и наблюдательность."

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение.

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Тема: «Наблюдение за ветром»

Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра .

Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру .

Холодный ветер – северный, теплый – южный.

Познакомить с флюгером .

Отмечать ветреную погоду в календаре природы .

Методические приемы: Чувственное восприятие, наблюдение, сравнение. Есть ли сегодня ветер … Как узнать? С какой стороны он дует? Сильный или нет, теплый или холодный? Определить по флюгеру направление ветра , по сторонам света. Холоднее ли ветер, чем вчера. Надо ли отмечать в календаре природы .

Оборудование: флюгер , календарь погоды, окружающие предметы.

Ход наблюдения

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение:

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На разбитых парусах»

Затем задает детям вопрос:

Ребята, почему на кораблике изображены такие раздутые паруса? Отчего это происходит? Что помогает кораблику?

Д. Их раздувает ветер.

В. Правильно, ветер здесь какой?

Д. Сильный.

В. Дети, а давайте все вместе оденемся и выйдем на улицу и определим, какой ветер сегодня на улице (выходят на улицу).

В. Ребята знаете ли вы как определить какая погода (ветреная или нет) и с какой стороны дует ветер.

Д. незнаем.

В. Так вот, можно определить по флюгеру.

Что такое флюгер ?

Воспитатель показывает детям флюгер (палочка на ней вертушек с буквами «С.Ю.». Воспитатель демонстрирует руками, как он крутится).

В. Ребята вот эта штучка называется флюгер. По ним определяют направление ветра. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем. Устанавливают флюгер вместе с воспитателем, определяют что ветер северный).

В. Ребята посмотрите вертушёк крутится. И по букве мы видим, что ветер северный.

В. Оля, как мы определили какой ветер?

О. По флюгеру.

В. Правильно! А кто мне скажет, какой ветер, сильный или нет.

Д. Сильный.

В. Ребята я думаю, что к этому ветру подходят слова:

«Ветер, ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч».

Правда! Сильный же ветер гоняет по небу тучи?

В. Дети, вспомните. Когда вы вчера утром шли в сад, какой был ветер. Холоднее чем сегодня?

В. Дети, посмотрите как качаются деревья от ветра. Как они качаются?

Д. Сильно. Из стороны в сторону.

В. Правильно. А можно глядя в окно определить есть ли на улице ветер или нет?

В. А может кто-нибудь из вас знает стихотворение или загадку о ветре? (дети предлагают свои варианты).

В. А давайте сейчас пойдем в сад и вы мне покажите в рисунках, какой сильный на улице ветер. И заодно мы с вами отметем в календаре природы ветер (приходят в группу, отмечают в календаре; затем садятся рисовать).

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за муравьем»

Тема: «Наблюдение за муравьями»

Цель:

Образовательные: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.

Развивающие: Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой- либо проблемной ситуации.

Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.

Предварительная работа:

- Чтение: Л. Толстой «О муравьях», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»;

- Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

- Наблюдение за насекомыми на прогулке;

- Загадки и стихи о насекомых.

Оборудование:

- 2 палочки для эстафеты;

- картинки муравья и муравейника

- лупа сахар

Наблюдение

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Нет, не слон, не бегемот. Отгадайте, кто же это:

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Вос-ль: А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Исследовательская деятельность

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

(Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Вос-ль: А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе? Ответ детей.

Ритуал «входа» в образ. Коллективное упражнение «Ладошки» Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в образ.

А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Что же изменилось для нас вокруг? (Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т. д.) .

Вос-ль. : Нас так много, где же мы все живём?

Дети: В муравейнике?

Вос-ль. : Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку) .

Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире. Давайте вспомним, что есть в нашем доме. (показываем на картинке)

"Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

"Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Камеры с яйцами, личинками и куколками.

"Коровник", где содержим тлей.

"Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

Вос-ль. : Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 10 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей.

Эстафета «принеси палочку»

А теперь разделимся на 2 команды. Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

Психогимнастика с фиксацией внимания на дыхание

Игра «С муравьем»

Цель: на напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2-3раза.

Проблемные ситуации

«По муравьиной тропе»

Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями.

Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника?

О чем бы пошептал на ушко таким туристам?

А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

Ритуал «выхода» из образа. Коллективное упражнение «Ладошки»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

А теперь открываем глаза. Вот ты и побывал муравьишкой. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Итог. Оценка работы детей (Рефлексия) .

Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, ловкими, старательными. А что понравилось вам?

Сегодня мы встречались с мравьями. Они, хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать шестиногих друзей.

Дошкольники, посещающие старшую группу ДОУ (5–6 лет), могут не просто выполнять поставленную педагогом задачу, но и формулировать её самостоятельно. Постановка целей напрямую связана с познавательной деятельностью, в ходе которой возникают разнообразные вопросы. Наблюдение - один из наиболее эффективных способов познания, позволяющий получать знания из внешнего мира, а также устанавливать взаимосвязи между объектом исследования и окружающим миром.

Теоретические аспекты организации наблюдений в старшей группе ДОУ

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся.

Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.

http://alienushka12.caduk.ru/DswMedia/doshkpedag.pdf

Объектами наблюдения в старшей группе становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания - возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.

Воспитанники старшей группы уже способны самостоятельно формулировать задачи наблюдения

Цель и задачи

Цель наблюдения - формирование представлений о каком-либо предмете или явлении. Например, установление качеств или свойств, строения предмета, распознание сезонных явлений и т. д. Эта цель может реализовываться через следующие задачи:

  • образовательные - усвоение знаний об объекте наблюдения;
  • развивающие - развитие наблюдательности, креативности, самостоятельности, инициативности и т. п.;
  • воспитательные - формирование бережного отношения к природе, понимания роли человека в современном мире, положительного отношения к собственному и чужому труду.

Приёмы

При подготовке плана наблюдения педагогу стоит задуматься о включении в него следующих приёмов:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников: призыв вместе рассмотреть что-то новое и интересное, комментирование действий и процесса наблюдения воспитателем.
  • Приёмы включения в работу: создание проблемной ситуации, постановка вопросов, двигательная активность (например, попросить показать, как покачивается дерево от ветра), анализ деятельности.
  • Приёмы организации деятельности детей: озвучивание задания, постановка вопроса.
  • Приёмы оценки: похвала, разбор трудных моментов, совместная оценка деятельности.

Весной дошкольникам можно предложить наблюдение за первыми ростками на клумбе

Виды наблюдений в детском саду

Выделяется большое количество видов наблюдения. По ряду наиболее важных критериев различают:

  • По длительности проведения:
    • эпизодические, или кратковременные,
    • длительные (состоящие из эпизодических).
  • По месту проведения:
    • в специально организованных (например, в живом уголке или в цветнике),
    • в естественных условиях (у озера, в парке, в лесу и т. п.).
  • По способу возникновения:
    • плановые (спланированные и подготовленные воспитателем),
    • спонтанные (возникающие по инициативе ребят, например, если они увидели гусеницу и наблюдают за ней под руководством педагога).
  • По новизне задач:
    • первичные (знакомство с новым объектом, например, с кроликом),
    • повторные (наблюдение за этим объектом и получение новых сведений, например, обучение уходу за кроликом),
    • сравнительные (например, сравнение кролика и хомяка),
    • итоговые (систематизация всех полученных знаний о кролике).
  • По цели:
    • распознающие (их цель - узнать, что за объект подлежит наблюдению, выделить его характерные черты, одним словом, получить ответ на вопрос «Кто это?» или «Что это?»),
    • воссоздающие (цель таких наблюдений - воссоздать объект по памяти, например, узнать животное по следам на снегу или растение по его листикам).
  • По объекту наблюдения:
    • наблюдения за неживыми предметами, природными явлениями (небо, ветер, дождь и т.д.);
    • наблюдения за предметами живой природы (деревья, трава и т. д.);
    • наблюдения за транспортными средствами (например, за грузовиком, подъехавшим к забору детского сада);
    • наблюдения за животными (на улице или в живом уголке);
    • наблюдения за трудом людей (в детском саду, например, за тем, как нянечка наливает суп, на территории около учреждения, где дворник убирает снег или листья, на экскурсии в магазин или на почту и т. д.).

Знакомство с кроликом - пример первичного наблюдения

Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками, так и с отдельной подгруппой детей. Это зависит от цели и содержания наблюдения, особенностей объекта и задач, стоящих перед педагогом.

На каких занятиях можно осуществлять наблюдения

Наблюдения могут осуществляться на таких занятиях:

  • окружающий мир, например, знакомство с работой дворника или продавца;
  • экологическое воспитание: наблюдение за растениями, животными или природными явлениями;
  • развитие речи, например, наблюдение за животным и обсуждение его действий, повадок и т. д.;
  • занятие по изучению правил дорожного движения: во время наблюдений за транспортом и пешеходами;
  • наблюдение может предварять и занятия по лепке, рисованию или аппликации: сначала дети наблюдают за осенним деревом с разноцветными листьями, а потом рисуют или конструируют его.

Организация наблюдений в старшей группе детского сада

При организации наблюдения следует соблюдать следующие правила:

  • Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется). Вдоль цветника, например, можно расположить всех детей группы, а вот около клетки с кроликом - не более 5–6 человек.
  • Слово не должно подменять восприятие. Это значит, что комментарии воспитателя не должны опережать события, происходящие с объектом наблюдения (например, если происходит длительное наблюдение за посаженным растением, то воспитатель не должен описывать процесс того, как будут появляться всходы и первые листики; сообщить о том, что из-под земли проклёвывается росток можно после того, как он уже начал появляться и т. д.).
  • Восприятие объекта не должно длиться долго. Наблюдение - это очень сложная деятельность. Максимальная продолжительность интенсивной нагрузки на ребёнка 5–6 лет не должна превышать 10 минут.
  • Наблюдение нужно строить в соответствии с чёткой структурой.

Структура наблюдения

Наблюдение состоит из 3 этапов:

  1. Начальный. На этом этапе нужно настроить детей на предстоящую работу. Слишком ярким и необычным начало быть не должно, иначе сильные эмоции помешают концентрации, а само наблюдение на фоне эффектного старта может показаться скучным и неинтересным.
  2. Основной. Здесь реализовывается задуманное содержание наблюдения, организовывается самостоятельная деятельность детей. Может включать игровые, обследовательские, трудовые действия, двигательную активность.
  3. На завершающем этапе подводятся итоги, обобщаются знания, полученные на занятии. Ещё один важный аспект этого этапа - эмоциональный. Дети после занятия должны пребывать в приподнятом настроении, у них возникает желание наблюдать за различными объектами снова и снова.

Для создания хорошего настроения в конце занятия по наблюдению за осенними деревьями можно предложить детям устроить «дождь» из листьев

Картотека наблюдений

В картотеке все занятия распределены по темам. Создание картотеки наблюдений позволяет получить удобный материал для использования на практике. По каждому предмету следует сделать свою картотеку и озаглавить её соответствующим образом («Картотека наблюдений по развитию речи», «Картотека наблюдений по ПДД» и т. д.). Однако по некоторым предметам, например, по экологическому воспитанию, материал может получиться очень большим, и ориентироваться в картотеке будет сложно. В таком случае лучше сделать несколько материалов по разным темам, например, наблюдение за растениями на подоконнике, наблюдение за сменой времён года и т. д.

  • В картотеку наблюдения за природой на прогулке можно включить занятия по таким темам:
    • «Наблюдение за ромашкой»,
    • «Наблюдение за голубями»,
    • «Наблюдение за ветром».
  • В картотеку наблюдения за сменой времён года можно включить следующие темы:
    • «Как меняется берёза в различные времена года»,
    • «Наблюдение за погодой»,
    • «Наблюдение за солнцем»,
    • «Как меняется река зимой».
  • В картотеку наблюдения за животными в живом уголке и растениями в здании детского сада могут включаться такие темы:
    • «Наблюдение за посаженым растением»,
    • «Наблюдение за животными»,
    • «Как пьёт растение» и т. п.
  • В картотеку наблюдения за транспортом может включаться:
    • «Наблюдение за легковым автомобилем»,
    • «Наблюдение за строительным краном»,
    • «Наблюдение за грузовиком».
  • В картотеку наблюдений за трудом человека можно включить:
    • «Наблюдение за работой дворника»,
    • «Наблюдение за работой поваров на кухне»,
    • «Наблюдение за работой библиотекаря в ходе экскурсии в библиотеку».

В процессе наблюдения за трудом дворника у ребят формируется желание помочь взрослому

Примеры картотек наблюдений, составленных педагогами ДОУ, для воспитанников старшей группы:

  • Картотека наблюдений в природе .
  • Картотека наблюдений на прогулке (Громова А. В.).
  • Картотека наблюдений осенью (Ермакова Г. П.).
  • Наблюдения в мае .
  • Картотека наблюдений в старшей группе (Терещенко Т. С.).

Конспект наблюдения

Перед проведением занятия по наблюдению за предметом или явлением нужно составить его подробный конспект . Он должен включать:

  • цель;
  • задачи;
  • перечень необходимых материалов;
  • описание хода занятия.

Конспект «Наблюдение за весенним солнышком»

Цель: пополнить знания детей о солнце.

  • Образовательная: расширить представления о солнце и его свойствах весной.
  • Развивающие:
    • развить умение наблюдать и сравнивать;
    • развить фантазию;
    • развить умение выделять существенные характеристики объекта наблюдения;
    • развить умение выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
    • воспитать уважительное отношение к сверстникам;
    • воспитать желание трудиться, умение доводить до конца начатое дело.

Материалы:

  • тучки,
  • жёлтые карандаши,
  • солнечные очки,
  • деревянные и металлические предметы,
  • заготовки - бумажные солнышки.

По окончании наблюдения можно предложить детям раскрасить солнышки

Ход занятия:

  1. В.: Ребята, вы знаете, какое сейчас время года? (Весна). Правильно. А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте отгадаем про них загадки.
    Загадывает загадки про каждый месяц.
    В.: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим про солнышко, оно весной такое красивое. Хотите узнать кое-что интересное про солнышко?
  2. В.: Давайте все подойдём к окнам, куда светит солнышко, и закроем глазки.
    Дети подходят к окнам, подставляют лица солнцу, закрывают глаза.
    В.: Что вы чувствуете? (Тепло).
    Можно помочь им дополнительными вопросами: Щёчкам не холодно стоять у окна? Солнышко ласкает личико лучиками?
    В.: Правильно, солнышко греет нас своими лучиками, потому что оно очень горячее. А когда солнце греет сильнее? Зимой или весной? Правильно, весной, а знаете почему? Потому что наша планета Земля вращается и подставляет солнцу разные бока. Сейчас у нас наступила весна, солнце греет сильнее, значит, земля повернулась к солнцу нашим бочком. Давайте возьмём разные предметы и положим их на подоконник.
    Дети раскладывают на подоконник деревянные и металлические предметы (ложки из разных материалов, деревянные игрушки, металлические колокольчики и др.).
    В.: Пока вещи там отдыхают, давайте посмотрим, кого «разбудило» на улице солнышко. Смотрите, на деревьях появляются почки, это просыпаются листики, появляются проталинки, земля сбрасывает с себя снежное одеяло и собирается будить травку. А что это капает с крыш? Правильно, тает снег и сосульки. Пришло время посмотреть, как там наши предметы на окне. Давайте потрогаем их. Какие из них нагрелись сильнее?
    Дети обсуждают с воспитателем, как нагрелись предметы (тёмные и металлические сильнее, чем светлые и деревянные).
    В.: А сейчас давайте наденем солнечные очки. Только в них можно смотреть на солнышко. Как вы думаете, почему? Правильно, оно очень яркое.
  3. В.: Посмотрите, у меня тоже есть солнышки, но они совсем не яркие. Давайте их раскрасим.
    Дети раскрашивают заготовки солнышек.
    В.: Молодцы, ребята! Как много теперь у нас солнышек! Возьмите их в руки, будем играть.
    Игра «Солнышки».
    Как ярко светит солнышко, и играют лучики. (Дети ходят по кругу с солнышками в руках). Но внезапно потемнело, появились тучки. (Дети прячут солнышки за спину и убегают от тучек, которые держит в руках воспитатель). Кто оказался пойманным - становится «повелителем туч». Игра начинается снова.
    В.: Молодцы, ребята. Понравилось вам наблюдать за солнышком? Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? Молодцы, мы обязательно продолжим знакомство с солнцем, а сейчас можете поиграть в любимые игрушки.

Конспект «Наблюдение за грузовиком»

Цель: расширить знания о грузовом транспорте.

  • Образовательные:
    • закрепить знания о грузовых автомобилях и их функциях;
    • познакомить с некоторыми правилами дорожного движения;
    • познакомить с профессией водителя.
  • Развивающие:
    • развить творческие способности;
    • развить воображение;
    • развить умение выделять важные характеристики.
  • Воспитательные:
    • воспитать положительное отношение к труду;
    • привить навыки взаимопомощи.

Необходимые материалы:

  • игрушечные грузовики,
  • совочки.

Ход занятия (наблюдение происходит во время прогулки).

В.: Ребята, вы слышите, как громко что-то гудит? Что это? (Дети высказывают предположения). Давайте посмотрим. (Идут к забору, где стоит грузовик).

Посмотрите, ребята, какая машина. Вы знаете, как она называется? Правильно, это грузовая машина. А почему она так называется? Правильно, потому что она перевозит грузы. Давайте посмотрим, что сейчас будет делать грузовой автомобиль. (Наблюдают за действиями).

Что произошло? Как машина выгрузила песок (или разгрузила/ загрузила продукты и т. п.). Кто управляет грузовым автомобилем? Что делает водитель? (Ответы детей). Молодцы, ребята. А сейчас давайте ненадолго сами станем водителями. Мы будем возить песок на «стройку».

Игра в песочнице игрушечными грузовиками.

В.: У одного из водителей сломалась машина, что теперь делать? (Дети предлагают варианты). Молодцы, починили машину. А сейчас наши грузовики отправляются в гараж. (Дети везут грузовики по асфальту, впереди нарисован пешеходный переход).

Смотрите, это что за полосочки? Пешеходный переход? И что должен делать водитель? Почему ему нужно пропустить пешеходов?

Молодцы, ребята. А сейчас давайте рисовать грузовики мелками на асфальте.

В процессе игры дети берут на себя роль водителей грузовиков

Временной план наблюдения

Как и в любом другом занятии в ДОУ, время наблюдения ограничено, поэтому все этапы должны быть тщательно спланированы.

  1. Начальный этап длится 3–5 минут;
  2. Основной - до 25 минут;
  3. Заключительный - 5–7 минут.

Временной план наблюдения за пешеходами

  • Введение: вопросы или загадка, стихотворение о пешеходах, приглашение к наблюдению - 4 минуты.
  • Основная часть:
    • выход на пешеходную часть, проход по ней - 3 минуты;
    • напоминание и обсуждение правил движения по тротуару - 5 минут;
    • обсуждение пешеходного перехода (как его узнать, как переходить через дорогу и др.) - 5 минут;
    • переход по пешеходному переходу и возвращение на территорию детского сада - 3 минуты;
    • игра по мотивам ПДД - 5 минут.
  • Заключительная часть - подведение итогов, инсценировка с участием сказочных персонажей о том, как нужно вести себя на дороге - 5 минут.

Увлекательным завершением занятия может стать игра на повторение правил ПДД

Временной план наблюдения за птицами

  • Введение: загадки о птицах, приглашение к наблюдению - 3 минуты.
  • Основная часть:
    • наблюдение за птицами - 10 минут;
    • обсуждение голосов и оперения птиц, за которыми наблюдали дети - 5 минут;
    • угощение птичек: наполнение кормушек зёрнами и крошками - 3 минуты.
  • Итоговая часть: подведение итогов, игра «Перелётные птицы» - 5 минут.

Фотогалерея: наблюдение за птицами

Насыпав зёрнышки в кормушку, дети ждут, когда прилетят птицы В процессе занятия можно понаблюдать за тем, как птицы клюют зёрнышки Одним из заданий может быть определение, какой птице принадлежат следы

Цикл наблюдений

Длительные наблюдения хороши тем, что в них можно прослеживать последовательные изменения (например, в природе), доступные восприятию детей. Такие продолжительные наблюдения происходят в виде цикла, включающего в себя ряд наблюдений за объектом. Например, цикл наблюдений за деревьями может складываться из следующих составляющих (приведём лишь небольшую часть из возможного списка):

  • прогулка по осеннему лесу;
  • наблюдение за осиной;
  • наблюдение за берёзой;
  • наблюдение за листопадом;
  • наблюдение за елью зимой;
  • наблюдение за весенними деревьями;
  • наблюдение за цветущей черёмухой;
  • сравнение дерева и куста.

Каждое наблюдение, включённое в цикл, имеет свою цель, но и цель всего цикла тоже должна быть определена. В процессе цикла наблюдений дети получают знания дозировано, а это значит, что усваиваются они лучше и выстраиваются в целостную систему.

Фотогалерея: цикл наблюдений за луком

Первое занятие цикла посвящено посадке лука Детям нужно предоставить возможность принимать активное участие в процессе: поливать, рыхлить землю, а не просто наблюдать Завершением цикла занятий может стать создание такого рисунка, иллюстрирующего каждое из занятий

Видео: наблюдение за дождём в детском саду

https://youtube.com/watch?v=TndbqEyP398 Video can’t be loaded: Наблюдение за дождём из окна (Вторая половина дня) (https://youtube.com/watch?v=TndbqEyP398)

Перспективное планирование наблюдений в старшей группе ДОУ

Планирование - это предварительная разработка деталей будущих занятий. С его помощью воспитатель может продумать основные вопросы, касающиеся хода работы с воспитанниками.

Планирование включает в себя следующие пункты:

  • постановка целей и задач;
  • разработка правил;
  • продумывание очерёдности действий;
  • прогнозирование результатов.

При составлении плана воспитателю следует учитывать климатические особенности региона проживания детей

Перспективный план представляет собой перечень планируемых наблюдений с прописанными целями и примерным содержанием. При составлении плана наблюдения следует учитывать, что могут измениться условия (например, испортится погода и на прогулку выйти не удастся), поэтому жёстких сроков ставить не нужно.

Чтобы грамотно составить перспективный план, педагогу нужно:

  1. Определить список задач.
  2. Выстроить последовательность, в которой должны усваиваться знания.
  3. Определить тематику занятий, их цели и содержание.

При планировании желательно указывать объект, цель и вид наблюдения.

Дети 5–6 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.

Конспект занятия по экологии в старшей группе

На тему « Наблюдение за кроликом»

Программное содержание:

Закрепить и дополнить знания детей о внешнем виде и повадках кролика. Подвести детей к выводу о зависимости строения его ног и способа передвижения. Дать знания детей о пользе кроликов. Укреплять интерес к наблюдению за животным. Учить детей бережно обращаться с кроликом, заботиться о нём.

Активизация словаря:

пух, шерсть, грызет, прыгает, торчащие

(уши), длинноухий, косой, длинный, короткий, крольчата, ветеринар

Оборудование:

кролик в корзине, корм для кролика, салфетка для рук, карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель вносит в группу корзинку с зайцем, накрытым платком.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спрятался в корзинке?

Дети высказывают свое мнение

Воспитатель: Хорошо, вы узнаете кто это, если внимательно послушаете загадку

И угадаете её.

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Это заяц или кролик.

Воспитатель: Верно, к нам на занятие пришёл кролик. Кролик какое

Животное, где он живёт?
Дети: Кролик живет рядом с человеком, значит это

Домашнее животное.

Воспитатель: Сейчас мы выпустим его. Посмотрите какой он.

Детям надо дать возможность рассмотреть кролика.

Воспитатель: Дети, вы рассмотрели его, а теперь ответьте мне на
вопрос ы: «Какой он по величине? Большой или
маленький?»
Дети: Этот кролик большой.

Воспитатель: Да, это большой кролик. А теперь скажите какие у

Него уши?
Дети: У кролика длинные уши.

Воспитатель: Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши как его можно назвать? Какой он?

Дети: Длинноухий.

Воспитатель: Правильно. Что он делает ушами?

Дети: Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.

Воспитатель: Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас? Дети: Он смотрит на нас глазками.

Воспитатель: Какие у него глаза?

Дети: Глаза маленькие, черные.

Воспитатель: Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым.

Что еще вы заметили на мордочке у кролика?

Дети: На мордочке у кролика ещё есть носик, рот, усы.

Воспитатель: Верно. А какие у него усы?

Дети: Усы у него длинные.

Воспитатель: Сейчас посидим тихо и посмотрим, что кролик будет делать?

Дети: Кролик прыгает.

Воспитатель: Ребята, что помогает ему двигаться?

Дети: Ему помогают двигаться ноги.

Воспитатель: Верно, посмотрите на его ноги. Что вы можете

Рассказать о них.

Дети: У кролика четыре ноги. Передние ноги короче задних.

Воспитатель: Правильно. Передние ноги короче задних.

Вспомните и назовите животных у которых тоже

Передние лапы короче задних.

Дети: Это белка, кенгуру, лягушки.

Воспитатель: Животные, у которых передние ноги короче задних умеют прыгать.

Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?

Дети: Это у кролика хвостик и находится он сзади.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Хвост у кролика маленький.

Воспитатель: Правильно. Чем покрыто тело кролика?

Дети: Тело кролика покрыто шерстью.

Воспитатель: Какого цвета шерсть?

Дети: Кролик белого цвета.

Воспитатель: А сейчас хотите погладить кролика?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель берёт зверька в руки, гладит его и предлагает каждому ребенку погладить, при этом показывает как правильно надо делать. Затем предлагает салфеточку, чтобы вытереть руки.

Воспитатель: Вот вы погладили кролика и скажите, какая у него шерсть?

Дети: Шерсть у кролика мягкая, гладкая, теплая.

Воспитатель: Верно, такую гладкую шёрстку называют пух. ,

Мы с вами немного засиделись и давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Воспитатель: Сейчас тихо садитесь на стулья и продолжим наше занятие. Давайте вспомним чем питается кролик?

Дети: Кролик любит морковку, капусту.

Воспитатель: Верно, давайте предложим нашему кролику морковку. Что он делает с морковкой?

Дети: Кролик грызёт морковь.

Воспитатель: Верно. У него острые зубки и свою еду он грызёт.

Его можно назвать грызуном. Кого из других

Животных можно также назвать?

Дети: Зайца, белку, хомяка можно назвать грызунами.

Воспитатель: Правильно. Кролик ест не только морковь, капусту,

Но ему ещё нужно давать веточки деревьев, зерно,

Летом траву, зимой - сено. И конечно же обязательно

Давать воду.

Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для

Чего их разводят?

Дети: Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки,

Шубки.

Воспитатель: Правильно. А ещё кролики дают нам пух, его вычёсывают специальными деревянными расчёсками, из пуха делают пряжу, а из пряжи можно связать варежки, шарфики и другие вещи. Ребята, а вы знаете как называются детёныши у кроликов?

Дети: Детёныши кроликов называются - крольчата.

Воспитатель: Верно. У крольчихи на свет может появиться 5-6, а иногда и больше детенышей. Они бывают очень маленькие, слепые, беспомощные. А вот уже на 7-8 день они открывают глаза. Питаются малыши маминым молоком, через месяц они подрастут и смогут есть всё, чем питаются кролики. Скажите что нужно делать, чтобы кролики не болели?

Дети. Хорошо кормить, чистить клетки.

Воспитатель: Правильно, нужно хорошо кормить, содержать в

Чистоте клетки в которых они живут, если заболел

То отвести к доктору. А как называют доктора,

Который лечит животных?

Дети: Такого доктора зовут - ветеринар.

Воспитатель: Всё правильно сказали. Скажите кролик это

Какое животное?

Дети: Кролик - домашнее животное.

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами поиграем игру «Домашние и дикие животные» Я пройду и раздам вам карточки на которых изображены животные. Вы назовёте кто у вас и по сигналу вам нужно будет быстро встать там, где он живёт: в лесу или возле домика. А чтобы кролик не испугался и нам не мешал нам играть посадим его опять в корзинку.

Игра «Дикие и домашние животные»

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики.

Скажите о ком мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Дети высказываются.

Воспитатель: На этом наше занятие кончается, с кроликом мы не прощаемся, он будет у нас в группе.


Конспект занятия-наблюдения в природе в старшей группе, тема: «Крапива»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Познакомить с научным и народными названиями.
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, крапива жалюга (Украина), стрекучка, стрекуша). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Почему крапива жжется?

Крапива всегда растёт около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Поэтому все мы знаем, как неприятны её ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки.

Любит расти по тенистым влажным местам. Растет в посевах и на огородах, засоряя их. Поэтому крапиву считают злостным сорняком, пытаясь от нее избавиться любым способом.

Крапива-растение, богатое витаминами.

Крапиву специально выращивают в некоторых странах. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Срезанная и увядшая крапива тоже не жжется.
Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы.

Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц.

Листья крапивы умеют сохранять скоропортящиеся пищевые продукты. Рыба и мясо лучше сохранятся, если их обернуть в листья крапивы.

Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Так что описание в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» того, как Эльза ткала братьям рубашки из крапивы, которое кажется красивым сказочным вымыслом, может быть правдой.

Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев - зеленую краску.

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Сорное растение, не имеющее красивых ярких цветов, а как одаривает человека! И кормит, и лечит, и красит. Мудра Матушка-Природа, всякая травка для чего-то нужна. И мы, люди, должны быть мудрыми - уметь уважать и беречь всякое творение природы.

Вопросы на закрепление материала:

1. Вспомните значение названия «крапива».
2. Вспомните народные названия этого растения.
3. Где растет крапива?
4. Почему крапива жжется?
5. Как люди используют крапиву (для домашних животных и птиц, для приготовления пищи, для сохранения продуктов, для лечения, для волос, для производства краски и ткани)?
6. Почему крапиву считают сорным растением?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх