Известный ученый писатель историк публицист автор статей. Александр шестун о необходимости широкой амнистии

Контрольная работа по литературе. Вариант 1


а) поэма «Полтава»

б) «Песнь о вещем Олеге»

3. Кто не является персонажем повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
а) Тарас Бульба
б) князь Олег в) Остап

4. Какой герой в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Есть еще порох в пороховницах!»

а) Остап
б) Андрий
в) Тарас Бульба

5. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
а) Г.Р.Державин
б) А.С.Пушкин в) И.С.Тургенев

6. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
а) война с Наполеоном 1812г.

б) восстание декабристов

в) отмена крепостного права

7. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?
а) повесть б) стихотворение в) сказки

8. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»

9. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?
а) Л.Н.Толстой
б) И.А.Бунин
в) М.Горький

Светить всегда,
светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца.

11. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
а) тема Родины

б)протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру

в) тема Великой Отечественной войны

12. В рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» два главных героя. Кто из них лучше знаком с деревенской жизнью?

а) Яшка
б) Володя
13. Композиция – это:

а) эпизод литературного произведения

б) столкновение персонажей

в) построение произведения

14. Кто вышел из стен Царскосельского лицея:
а) М.Ю.Лермонтов
б) Н.В.Гоголь в) А.С.Пушкин

15. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
а) Ямб
б) Амфибрахий в) Хорей

17. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:
а) Ю.П.Казаков
б) Д.С.Лихачёв в) Ф. Абрамов

20. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:
а) В.Г.Распутин
б) А.П.Чехов в) И.А.Бунин

21. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

а) Тема маленького человека

б) Тема лишнего человека

в) Тема богатого человека

г) Тема интеллигентного человека.

22.

23.

Вариант 2

1. Что такое летопись?

2. К какому роду литературы относят былины?

А) лирика. Б) драма. В) эпос.

3. Выбрать определение гиперболы.

А) чрезмерное увеличение свойств изображаемого предмета.

Б) сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) перенесение свойств одного предмета или явления на другой но основании общего их признака.

7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?

А) показать царю удаль.

Б) за младших братьев.

В) за честь семьи.

Г) за родину

8. Определите жанр произведения «Русские женщины» Н.А.Некрасова:

А) повесть. Б) поэма. В) рассказ. Г) баллада.

9. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

10. «Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить...» – это отрывок из:

А)«Дикого помещика»;

Б)«Премудрого пескаря»;

11.И зображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ-это..

А) олицетворение

Б) эпитет

В) антитеза

12.Эпиграф - это...

14..

15. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»:

А) Умение сострадать

Б) Умение плавать

16. Из какого произведения взят этот отрывок?

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.

«Станционный смотритель»

«Кукла»

20. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?
а) Л.Н.Толстой
б) И.А.Бунин
в) М.Горький

21. Автор строк:

Светить всегда,
светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца.

22. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
а) Ямб
б) Амфибрахий в) Хорей

23. Напишите название произведения и его автора.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник, отпускник.

24. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:
а) Ю.П.Казаков
б) Д.С.Лихачёв в) Ф. Абрамов

25. Составьте синквейн по любому художественному произведению, прочитанному вами.

26. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?

Контрольная работа по литературе

Вариант 3

1.В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
а) поэма «Полтава»
б) «Песнь о вещем Олеге» в) Повесть «Станционный смотритель»

2. Что такое летопись?

А) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси; Б) сказки о Древней Руси;

В) былины; Г) рассказы о жизни святых.

4.Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?

А) расширение границ русского государства.

Б) борьба за национальную независимость Украины.

В) завоевание славы среди казаков.

А) сочувствие ее доли. Б) восхищается ее мужеством.

В) не разделяет убеждений героини. Г) осуждает героиню.

6. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А) Прилетели на ковре-самолете

Б)В результате кораблекрушения

В)По щучьему велению, по моему хотению

7. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Хладнокровен, расчётлив в бою. Уверен, его сила приобрела «широкую силу качеств льва». Начал заниматься учёбой только под угрозой не попасть в Сечь.

8. «Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить...» – это отрывок из:

А)«Дикого помещика»;

Б)«Премудрого пескаря»;

В)«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

9.Эпиграф - это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

10. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара,

11. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

12. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»:

А) Умение сострадать

Б) Умение плавать

В) Умение преодолевать собственный страх

Г) Умение вести себя правильно на воде.

13. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
а) Ямб
б) Амфибрахий в) Хорей

«Станционный смотритель»

«Как один мужик двух генералов прокормил»

«Кукла»

15. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?
а) Л.Н.Толстой б) И.А.Бунин в) М.Горький

16. Из какого произведения М. Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

17. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

18. Из какого произведения взят данный отрывок?

Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

Светить всегда,
светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца.

21. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:
а) В.Г.Распутин
б) А.П.Чехов в) И.А.Бунин

22. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
а) Г.Р.Державин
б) А.С.Пушкин в) И.С.Тургенев

23. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
а) война с Наполеоном 1812г.

б) восстание декабристов

в) отмена крепостного права

24. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»
а) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи

б) о двуличном чиновнике (полицейском)

25. Составьте синквейн по любому художественному произведению, прочитанному вами.

26. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?

Вильям-Август Похлебкин родился 20 августа 1923 года в городе Москва. Фамилию Вильям унаследовал от отца, хотя тот на самом деле был Михайловым, но, работая в революционном подполье, взял себе псевдоним Похлебкин, и со временем эта фамилия окончательно вытеснила настоящую.

В 1941 году Вильям ушел на фронт, пройдя почти всю войну разведчиком. В 1945 году он поступил на факультет международных отношений Московского государственного университета, а затем в аспирантуру Академии наук, которую окончил в 1952 году.

Еще во время учебы Похлебкин написал огромный труд по истории Хорватии, а позже им были созданы политическая биография президента Финляндии Кекконена, «Словарь международной символики и эмблематики», справочник «Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах» и ряд других серьезнейших работ.

Вильям Похлебкин был ученым с мировым именем - известный историк-международник, основатель российской скандинавистики, автор монографий по новейшей истории, справочников по истории, геральдике и эмблематике. Он работал в Академии наук СССР, преподавал в Высшей дипломатической школе, являлся действительным членом Российского географического общества, кандидатом исторических наук - и это неполный список его регалий.

Также он был редактором многих научных и энциклопедических изданий. Но мировую славу Похлебкину принесло увлечение, ставшее делом его жизни, - исследование кулинарного искусства. Все началось в 1970-х годах с газетных колонок по кулинарии, в которых он очень увлекательно писал о чае, квасе, хлебе, кашах, щах… До него в советских изданиях этих тем практически не касались, он сделал кулинарию предметом настоящей литературы.

Перу ученого и писателя принадлежит более 50 книг, их общий тираж во всем мире приближается к 100 миллионам экземпляров. Среди самых известных работ Похлебкина - «Все о пряностях», «Кулинарный словарь», «Чай. Варенье круглый год», «История важнейших пищевых продуктов», «Поваренное искусство» и, конечно же, знаменитая «История водки».

В 1993 году Вильям Васильевич стал лауреатом международной премии Ланге Черетто, присуждаемой интернациональным жюри кулинаров Англии, Франции, Германии и Италии за книги по истории питания. Затем были еще международная премия Гуго Гроциа, медаль Кекконена и другие награды. Вильям Васильевич был знатоком, собирателем рецептур и историком кулинарии.

Интересно, что сам Похлебкин практически не пил алкогольных напитков и не был гурманом. Он много работал и жил очень скромно. Но в его доме было огромное количество книг, около 50 тысяч уникальных изданий по истории России, дипломатии и кулинарным секретам практически всех стран мира.

Жизнь ученого трагически оборвалась весной 2000 года - в апреле он был найден убитым у себя дома в Подольске. Перед смертью он успел завершить очередной том «Внешней политики…» - «Татары и Русь», а также книгу «Кухни века». Но многие работы остались неопубликованными.

Вильям Васильевич Похлебкин скончался 29 марта 2000 года в Подольске Московской области один, его тело нашли не сразу. Был похоронен 15 апреля на Головинском кладбище в Москве. Убийство осталось нераскрытым. По одной из версий, оно связано с ценной коллекцией книг и исторических документов, хранящейся в квартире Похлебкина.

Известный современный писатель, историк, публицист Д. А. Гранин, Хорошо знавший Д. С. Лихачева, писал: «Жил-был ученый, большой ученый, занимался древнерусской литературой, в сущности кабинетной книжной наукой. Каким образом он стал выразителем общественной совести в этой взбаламученной огромной стране, в эти смутные годы? Почему с ним считаются и народ, и власти?».

Основной сферой научных интересов Дмитрия Сергеевич Лихачева Была литература Древней Руси, то есть достаточно узкая филологическая специальность. Между тем его имя связано в общественном сознании с представлениями о выдающемся деятеле культуры, который, обладая высочайшим нравственным авторитетом, своей принципиальной позицией, неподкупностью оказывает влияние на ход отечественной истории.

Судьба ученого во многом типична для русского интеллигента XX в. Родной город Лихачева – Санкт-Петербург, в котором он появился на свет 28 ноября 1906 г. в семье инженера. На протяжении нескольких лет на квартире отца хранилась уникальная библиотека, содержавшая раритеты XVIII и XIX вв., рукописи, книги с автографами выдающихся писателей и поэтов. Здесь в Дмитрии Лихачеве впервые «проснулся» исследователь книжных и рукописных древностей, библиофил, хранитель культуры. Большое влияние на личность будущего ученого оказали школьные педагоги (Л. В. Георг (этому «идеальному педагогу словесности» Лихачев посвятил целую главу в книге воспоминаний), С. А. Алексеев-Аскольдов, И. М. Андреевский).

В 1923 г. Дмитрий Лихачев поступил на факультет общественных наук в Петроградский (позднее Ленинградский) университет, где обучался на этнолого-лингвистическом отделении сразу в двух секциях – романо-германской и славяно-русской. В это время в университете преподавали такие крупные ученые, как В. М. Жирмунский, С. К. Боянус, Б. М. Эйхенбаум, Е. В. Тарле. Официальная дипломная работа Лихачева была посвящена проблеме восприятия В. Шекспира в России XVIII в., вторая, «неофициальная», – повестям о патриархе Никоне.

Еще студентом Лихачев познакомился с М. М. Бахтиным, поразившим его пророческим высказыванием о конце эпохи полифонической культуры и наступлении эпохи монологичности. Первая означала демократичность дискуссий, многозначность истины. Вторая – авторитаризм, идеологическое давление власти, духовную деспотию.

Очень скоро Лихачев почувствовал правоту мысли Бахтина на трагическом повороте собственной судьбы. В начале 1927 г. несколько друзей-студентов различных ленинградских вузов организовали «Космическую Академию наук» (КАН), основой ее были принципы «веселой науки», «маскарадного действа». Шутливый розыгрыш с телеграммой членам КАНа от «имени Папы Римского» повлек за собой аресты участников группы, обвинения по подозрению в антисоветской деятельности. Дмитрий Лихачев был арестован 8 февраля 1928 г. Во время обыска был найден его доклад о преимуществах дореволюционной орфографии перед «скучной, унылой и безродной» советской. Доклад назывался «Медитации на тему о старой, традиционной, освященной истории русской орфографии, попранной и искаженной врагом церкви Христовой и народа Российского, изложенные в трех рассуждениях Дмитрием Лихачевым февраля 3 дни 1928 г.».

Осенью 1928 г. Лихачев был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН. В заключении Лихачев провел 4,5 года. В лагере 22-летний студент не пал духом. Он организовал Трудколонию для беспризорников, чем фактически спас от смерти несколько сотен детей; создал «Криминологический кабинет» – первое в своем роде научно-исследовательское учреждение по изучению «беспризорно-воровского мышления». Из этих записей и наблюдений родились «написанные на нарах» такие работы, как «Картежные игры уголовников», «Черты первобытного примитивизма воровской речи».

Важным общемировоззренческим итогом соловецкого заключения для Лихачева стало осознание того, что «каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете».

8 августа 1932 г. Лихачев освободился из лагеря и вернулся в Ленинград. Ему удалось устроиться на работу корректором в типографию «Коминтерн». Здоровье ученого было подорвано лагерем. Он снова чудом выжил. В 1934 г. Лихачева перевели в издательство АН СССР, где он работал корректором, затем литературным редактором отдела общественных наук. С 1939 г. научная деятельность Лихачева связана с отделом древнерусской литературы Пушкинского дома, который он возглавил в 1954 г. Изучению летописей были посвящены его кандидатская и докторская диссертации.

В числе немногих ленинградцев Лихачев выжил в блокаду. Своими поразительными стойкостью и мужеством он спас Пушкинский Дом от полного разграбления мародерами. Даже изнемогая от дистрофии, Лихачев продолжал заниматься наукой («Оборона древнерусских городов», Совместно с М. А. Тихановой (1942), статьи «Военное искусство Древней Руси» (1943), «Национально-героические идеи в архитектуре Ленинграда» (1944) и др.).

Если верить Кольте.ру, были Алексей Навальный и Егор Просвирин. На 5-м месте расположился Владимир Познер. Также в топ-100 самых-самых вошли Елена Мизулина, Всеволод Чаплин, Владимир Мединский, Сергей Кургинян, Никита Михалков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Анатолий Вассерман, Татьяна Толстая, Александр Проханов, Егор Холмогоров, Александр Дугин, Михаил Делягин, Владислав Сурков, Сергей Шаргунов и др. Это те, кого принято называть "общественно-культурной элитой", лидерами мнений, проводниками идей, которые усваивают массы. Не скажу, что этот список мне по душе, да и вообще интеллектуалов, на мой взгляд, следует оценивать не по их влиятельности, а по интеллекту, который отнюдь не всегда позволяет быть "популярным" и "успешным" в широких кругах.

Я попробовал составить собственный альтернативный список 150 ведущих российских интеллектуалов, основываясь на своем ежедневном мониторинге культурного интернет-пространства и личных пристрастий. Критика, дополнения и замечания приветствуются!


  1. Аза Тахо-Годи, филолог, вдова философа А.Ф. Лосева.

  2. Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

  3. Александр Гаврилов, критик, литературный деятель.

  4. Александр Генис, эссеист.

  5. Александр Кушнер, поэт.

  6. Александр Кынев, политолог.

  7. Александр Махов, филолог.

  8. Александр Морозов, политолог.

  9. Александр Рубцов, философ.

  10. Александр Секацкий, философ.

  11. Александр Сокуров, кинорежиссер.

  12. Александр Шмелев, политолог.

  13. Александр Эткинд, историк культуры.

  14. Александр Янов, историк, политолог.

  15. Алексей Кудрин, экономист, председатель Комитета гражданских инициатив.

  16. Алексей Макаркин, политолог.

  17. Алла Демидова, народная артистка РСФСР.

  18. Анастасия Гачева, философ, филолог.

  19. Андрей Битов, писатель.

  20. Андрей Зализняк, лингвист.

  21. Андрей Зорин, филолог.

  22. Андрей Зубов, историк.

  23. Андрей Кураев, церковный деятель.

  24. Андрей Нечаев, экономист, политический деятель.

  25. Андрей Тесля, философ.

  26. Антон Долин, кинокритик.

  27. Борис Гребенщиков, музыкант.

  28. Борис Грозовский, экономический обозреватель.

  29. Борис Гройс, искусствовед.

  30. Борис Долгин, научный редактор «Полит.ру».

  31. Борис Егоров, филолог.

  32. Борис Куприянов, книготорговец, публицист.

  33. Борис Парамонов, философ, культуролог.

  34. Борис Успенский, филолог, семиотик.

  35. Вадим Клювгант, адвокат.

  36. Валентин Непомнящий, филолог.

  37. Валентин Янин, историк.

  38. Валерий Соловей, политолог.

  39. Василий Жарков, историк.

  40. Вера Мильчина, переводчик.

  41. Виктор Голышев, переводчик.

  42. Виктор Пелевин, писатель.

  43. Владимир Буковский, писатель.

  44. Владимир Голышев, публицист, аналитик.

  45. Владимир Емельянов, ассириолог.

  46. Владимир Микушевич, поэт.

  47. Владимир Новиков, филолог, критик.

  48. Владимир Паперный, искусствовед, культуролог, историк архитектуры.

  49. Владимир Пастухов, публицист.

  50. Владимир Рыжков, политик.

  51. Владимир Сорокин, писатель.

  52. Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре.

  53. Владислав Иноземцев, экономист, социолог, политический деятель.

  54. Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН.

  55. Галина Юзефович, литературный критик

  56. Гасан Гусейнов, филолог.

  57. Генри Резник, адвокат.

  58. Георгий Мирский, политолог, историк.

  59. Глеб Павловский, политолог.

  60. Григорий Перельман, математик.

  61. Григорий Ревзин, искусствовед, журналист.

  62. Даниил Дондурей, культуролог.

  63. Денис Драгунский, писатель.

  64. Дмитрий Быков, писатель.

  65. Дмитрий Глуховский, писатель.

  66. Дмитрий Зимин, предприниматель, ученый-радиотехник, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель».

  67. Евгений Анисимов, историк.

  68. Евгений Гонтмахер, экономист.

  69. Евгений Ермолин, литературный критик.

  70. Евгений Минченко, политолог.

  71. Евгений Примаков, академик РАН, экс-премьер-министр РФ.

  72. Евгений Сатановский, политолог.

  73. Евгений Ясин, экономист.

  74. Екатерина Гениева, генеральный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

  75. Екатерина Шульман, политолог.

  76. Елена Зелинская, журналист.

  77. Елена Костюкович, переводчик.

  78. Елена Немировская, философ, просветитель.

  79. Зоя Богуславская, писатель.

  80. Иван Курилла, историк.

  81. Иван Толстой, публицист и радиожурналист.

  82. Игорь Бестужев-Лада. социолог, футуролог.

  83. Игорь Волгин, поэт, филолог, телеведущий.

  84. Игорь Шайтанов, главный редактор журнала "Вопросы литературы".

  85. Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития.

  86. Игорь Яковенко, культуролог, философ.

  87. Ирена Лесневская, деятель телевидения, издатель журнала «The New Times».

  88. Ирина Прохорова, литературовед, главред "НЛО"

  89. Ирина Роднянская, литературный критик.

  90. Ирина Сурат, филолог.

  91. Кирилл Рогов, политический обозреватель.

  92. Константин Сонин, экономист.

  93. Лев Регельсон, историк церкви, богослов.

  94. Лев Рубинштейн, поэт.

  95. Лев Шлосберг, политик.

  96. Леонид Баткин, историк, литературовед.

  97. Леонид Парфенов, журналист.

  98. Людмила Улицкая, писатель.

  99. Людмила Шапошникова, востоковед.

  100. Максим Амелин, поэт.

  101. Максим Кантор, художник, писатель.

  102. Максим Кронгауз, лингвист.

  103. Максим Трудолюбов, публицист.

  104. Марат Гельман, галерист.

  105. Марина Литвинович, политолог, правозащитник.

  106. Мариэтта Чудакова, литературовед.

  107. Мария Слоним, журналист.

  108. Мария Степанова, поэт.

  109. Михаил Виноградов, политолог.

  110. Михаил Гельфанд, биоинформатик.

  111. Михаил Дмитриев, экономист.

  112. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

  113. Михаил Ходорковский, политик.

  114. Михаил Шишкин, писатель.

  115. Михаил Эпштейн, философ, эссеист.

  116. Наталия Геворкян, журналист, писатель.

  117. Наталия Зубаревич, экономист.

  118. Наталия Солженицына, общественный деятель, вдова писателя А.И. Солженицына.

  119. Наум Гельман, историк кино.

  120. Никита Елисеев, литературный критик.

  121. Никита Соколов, историк.

  122. Николай Солодников, журналист, просветитель.

  123. Олег Басилашвили, народный артист СССР.

  124. Олег Кашин, журналист.

  125. Олег Лекманов, литературовед.

  126. Ольга Седакова, поэт.

  127. Олег Чухонцев, поэт.

  128. Павел Кудюкин, историк, политик.

  129. Павел Руднев, театральный критик.

  130. Рой Медведев, историк.

  131. Ростислав Рыбаков, индолог, экс-директор Института Востоковедения РАН,

  132. Руслан Гринберг, экономист.

  133. Сергей Алексашенко, экономист.

  134. Сергей Бочаров, филолог.

  135. Сергей Гуриев, экономист.

  136. Сергей Зенкин, литературовед, переводчик.

  137. Сергей Неклюдов, фольклорист.

  138. Сергей Хоружий, философ, переводчик.

  139. Сергей Цыпляев, политолог.

  140. Сергей Чупринин, главред журнала "Знамя".

  141. Соломон Волков, музыковед, писатель.

  142. Станислав Белковский, политолог.

  143. Тамара Эйдельман, историк.

  144. Татьяна Касаткина, филолог.

  145. Татьяна Щербина, поэт, эссеист.

  146. Фазиль Искандер, писатель.

  147. Юрий Афанасьев, политик, историк, экс-ректор РГГУ.

  148. Юрий Рыжов, академик РАН, экс-посол России во Франции.

  149. Юрий Мамлеев, писатель.

  150. Юрий Пивоваров, историк, экс-директор ИНИОН РАН.

  151. Юрий Сапрыкин, журналист.

  152. Яков Гордин, историк, публицист, писатель.

  153. Яков Миркин, экономист.

Вариант I .

Часть: А

А1. Годы жизни М.В.Лермонтова?

1) 1743-1816 3) 1814-1841

2)1711-1765 4) 1809-1852

А2. Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?

1) Кошевой 3) Дуня

2) Остап 4) Кукубенко

А3. Кто написал повесть «Станционный смотритель»?

1) Г.Р.Державин 3) А.К.Толстой

2) И.С.Тургенев 4) А.С.Пушкин

А4. Где родился А.П.Чехов?

1) Таганрог 3) Москва

2) Санкт-Петербург 4) Псков

А5. Какое произведение принадлежит Л.Н.Андрееву?

1) «Кусака» 3) «Детство»

2) «Муму» 4) «Юшка»

А6. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?

1) «Кусака» 3) «Старуха Изергиль»

2) «Тарас Бульба» 4) «Живое пламя»

Часть: В

В1. Что нашел один из генералов на острове («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков – Щедрин)?

В2. Настоящая фамилия Ахматовой Анны Андреевны?

В3. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (безударный, ударный, безударный).

Часть: С

Объясните выражение «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…»

(Из произведения Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади») Ответ должен быть полным: 5-8 предложений

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант II

Часть А.

А 1 . В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

1) «Полтава»; 3) «Станционный смотритель»;

2) «Песнь о вещем Олеге»; 4) «Руслан и Людмила».

1) А. С. Пушкин; 3) М. Ю. Лермонтов;

2) Н. В.Гоголь; 4) Л.Н. Толстой.

А 3. Кто из героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:

«Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»

1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кокубенко.

А 4. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:

1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;

2) о двуличном чиновнике (полицейском);

3) о собаке, которая была виновницей конфликта;

4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».

А 5. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

1) война с Наполеоном 1812г.; 3) восстание декабристов;

2) отмена крепостного права; 4) объединение Италии.

А 6. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

1) повесть; 2) стихотворение; 3) сказки; 4) рассказы.

Часть В.

В 1. О ком из русских писателей П.Х.Максимов напишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем»?

«. .. Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!»________________________________________________________________

В 3. Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия –это…?

В 4.Определите размер лирического фрагмента:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Часть С

Как вы понимаете высказывание О.Генри («Дары волхвов»): «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»? Ответ должен быть полным: 5-8 предложений.

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант III

Часть А

А 1. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?

1) тема Родины;

2) протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

3) тема Великой Отечественной войны;

4) тема бесчеловечного отношения к игрушкам.

А 2. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:

1) о себе и своих переживаниях; 3) о брате и его переживаниях;

2) о друзьях; 4) воспоминания о суровом детстве маленького мальчика.

А 3. Композиция – это:

1) эпизод литературного произведения; 3) столкновение персонажей;

2) острый момент в сюжете произведения; 4) построение произведения.

А 4. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:

1) Ямб; 2) Анапест; 3)Амфибрахий; 4) Дактиль.

А 5. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:

1) Ю. П. Казаков; 2) Д. С. Лихачёв; 3) В. П. Распутин; 4) М. В.Ломоносов.

А 6. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:

1) В. П.Распутин; 2) А. П. Чехов; 3) И.А. Бунин; 4) М. Зощенко.

Часть В

В1. О ком из героев Л. Андреев написал: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась»

В2. С кем М.Ю. Лермонтов сравнивает Ивана Грозного в своём произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В3. В каком жанре писали Мацуо Басё и Кобаяси Исса:

В4. Назовите термин по его определению: «чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета».

Часть С

При выполнении задания части С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.

Какую красоту ценит поэт Н.А. Заболоцкий в людях ?

Николай Заболоцкий

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант IV

Часть А

А1 . Как звали дочь станционного смотрителя из произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) Маша 2) Улита 3) Марфа 4) Дуня

А2 . Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?

1) Остап 2) Алексей 3) Андрий 4) Прокоп

А3 . Кто был по профессии Фома Кузьмич из повести И.С. Тургенева «Бирюк»?

1) Дровосек 2) Лесник

3) Никем не работал 4)Такого персонажа нет в произведении

А4 . Куда стремилась княгиня Е.И. Трубецкая из произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины» (часть первая)?

1)За границу, отдыхать 2) На войну, за мужем

А5 . Как называлась газета, которую нашли генералы из произведения М.Е. Салтыкого-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) «Московские ведомости» 2)«Московский вестник»

2) 3)«Русское слово» 4)«Правда»

А6. Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?

1) Отцом главного героя 2) Поваром

3) Учителем 4)Проезжим гостем

Часть В

В1. Напишите термин по определению: «род художественной литературы, отражающий мысли, чувства переживания героев -…»______________________________________________________

В2 . Определите размер стихотворения А.Т. Твардовского «Июль-макушка лета»:

Июль - макушка лета, –
Напомнила газета,
Но прежде всех газет –
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, –
Ку-ку, ку-ку, - макушка, –
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль - макушка лета. __________________________________________________________

В3. Кто из героев Е.И. Носова «… внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и …., побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой»?

В4 . Кто, по мнению героев, произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро», обитал на дне реки?

__________________________________________________________________________

Часть С

С1 . В интервью «Час мужества» Юрий Георгиевич говорит: «… стихотворения и песни, как простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием». Какую роль на войне выполняло это «оперативное оружие»? Ответ должен быть связным: 5-8 предложений.

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант V

Часть А

А1. Какова основная тема «Записок охотника» И.С. Тургенева?

1) Тема великолепия родной природы; 3) Тема любви и дружбы;

2) Тема взаимоотношений помещиков и крестьян; 4) Тема истинного и ложного патриотизма.

А2. Каким событием заканчивается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

1) Смертью Андрия; 3) Смертью Остапа;

2) Смертью Тараса Бульбы; 4) Возвращением Тараса Бульбы домой.

1) Н.М. Рубцов; 3) Н.А.Заболоцкий;

2) С.А.Есенин; 4) В.Я. Брюсов.

А4. Что стояло в простенке между окнами в квартире семьи Юнг в рассказе О.Генри «Дары волхвов»?

1) Платяной шкаф; 3)трюмо;

2)зеркало; 4) пианино.

А5. Как звали лошадь в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?

1) Клара; 3) Рыжуха;

1)М.В. Ломоносов; 3) Г. Р. Державин;

2)А.С.Пушкин; 4)М.Ю. Лермонтов.

Часть В

В1. Какому произведению А.С. Пушкин предписал эпиграф: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор»____________________________________________________

В2. Кто пришёл в гости к лирическому герою-поэту в стихотворении В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

В3. Настоящая фамилия А.П.Платонова?

В 4. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными (термин)______________________________________________________________________

Часть С

Прочитай приведенное ниже стихотворение и выполни задание части С. При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений

О чем размышляет Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей»?

Николай Рубцов

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант VI

Часть А

А1. Годы жизни М.Ю. Лермонтова.

1) 1810 – 1841; 3) 1814 – 1837

2) 1814 – 1841; 4) 1792 – 1824

А2. Что такое гипербола?

1) Преувеличение чего-либо; 3) Красочное описание;

2) Переносное значение предмета; 4) Саркастический смех.

А3. Кто пришёл ночью к Андрию с просьбой дать хлеба панночке во время осады Дубно («Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

1) Панночка; 2) Татарка; 3) Воевода; 4) Слуга.

А4. Имя и фамилия Салтыкова-Щедрина.

1) Василий Анатольевич; 3) Дмитрий Евграфович;

2) Михаил Евграфович; 4) Василий Павлович.

А5. Как называлась газета, найденная генералами? («Как мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин)

1) «Московские вести»; 3) «Новости Петербурга»;

2) «Русский вестник»; 4) «Московские ведомости».

1) А.К. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) Н.А. Некрасов; 4) В.В. Маяковский

Часть В

В1. С кем сравнивает М.Ю. Лермонтов Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова»?

В2. Что сделал Данко, чтобы вывеси людей из леса? («Старуха Изергиль» М. Горький)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

В4. На что копил деньги Егор Иваныч? («Беда» М. Зощенко)

Часть С

С1. Почему детство – «самая прекрасная пора» (по повести Л.Н.Толстого «Детство»)?

Итоговый тест по литературе 7 класс

Вариант VII

1) Ю.П. Казаков 3) Ф.А. Абрамов

2) А.П. Платонов 4) Е.И. Носов

А2. Из скольких произведений состоят «Повести покойного Ивана Петрович Белкина?»:

1) четыре 2) пять 3) шесть 4) семь

А3. Годы жизни Н.В.Гоголя:

1) 1814-1841 2) 1799-1837 3) 1795-1829 4) 1809-1852

А4. В каком произведении А.С. Пушкина встречается героиня Авдотья Самсоновна?

1) «Дубровский» 3) «Барышня-крестьянка»

2) «Метель» 4) «Станционный смотритель»

А5. Как звали кобылу, героиню рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?

1) Рыжуха 2) Забава 3) Карина 4) Краса

А6. Как звали дочку Бирюка из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»?

1) Алёна 2) Улита 3) Дуня 4) Липа

Часть В

В1. Игрой на каком музыкальном инструменте сопровождалось исполнение былин?

В2. Кому принадлежат строки?:

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.

По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.

Над Смоленской дорогою, как твои глаза, –

две вечерних звезды - голубых моих судьбы._____________________________

В3. Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение -…..

В4. О ком говорит бабушка из автобиографии М. Горького «Детство»:

«… – Получше себе взял, похуже мне оставил… уж больно люблю вас, маленьких! Ну, и приняли его, окрестили, вот он и живет, хорош. Я его вначале Жуком звала, – он, бывало, ужжал особенно, – совсем жук, ползает и ужжит на все горницы. Люби его - он простая душа!…»

Часть С

Докажите, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является гимном любви и супружеской верности.

Ключи к тестам

риант

Газета «Московские ведомости»

амфибрахий

Тарас Бульба

М. Горький

В. Маяковский

экспозиция

Собака (Кусака)

гипербола

осьминоги

«Станционный смотритель»

Климентов

А.П. Платонов

Б.Окуджава

предание

Класс 31 Не очень 6



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх