Первобытное искусство. Общая характеристика

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 16.12.2015 18:48 Просмотров: 3687

Первобытное искусство развивалось в первобытном обществе. Первобы́тным о́бществом называется период в истории человечества до изобретения письменности.

Первобытное общество с XIX в. называют также доисторическим. Но, поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин «доисторический» либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом.
Первобытное общество делят на следующие периоды:
Палеолит (древнекаменный век) – 2,4 млн.-10000 до н. э. Палеолит делят на ранний, средний и поздний.
Мезолит (среднекаменный век) – 10 000-5000 до н. э.
Неолит (новокаменный век) – 5000-2000 до н. э.
Бронзовый век – 3500-800 до н. э.
Железный век – с около 800 до н. э.

Изобразительное искусство палеолита

В этот период изобразительное искусство было представлено геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендроглифами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных.

Геоглифы

Гео́глиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, обычно длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известные геоглифы находятся в Южной Америке – на плато Наска, в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток, расположено около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Обезьяна
Рисунки обнаружены в 1939 г., когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Большой вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, которая начала работу над их изучением в 1941 г. Но сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 г.

Паук
Линии Наски до сих пор не разгаданы, остаётся много вопросов: кто их создал, когда, зачем и каким образом. С земли многие геоглифы увидеть невозможно, поэтому предполагают, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Кроме ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Аналоги Наски

Плато Пальпа на южном побережье Перу

Комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников. Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят в горные цепи. Холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения. На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрические фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию.

Гигант из пустыни Атакама

Гига́нт из пусты́ни Атака́ма – большой антропоморфный геоглиф, крупнейший доисторический антропоморфный рисунок в мире, длиной 86 м. Возраст рисунка оценивается в 9000 лет.
Это изображение располагается в 1370 км от геоглифов пустыни Наски, на одинокой горе Сьерро Уника в пустыне Атакама (Чили). Изображение трудно поддаётся идентификации. Полностью увидеть этот геоглиф можно лишь с самолёта. Создатели этого изображения неизвестны.

Уффингтонская белая лошадь

Сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир. Находится под государственной охраной как единственный английский геоглиф доисторического происхождения. Создание фигуры относят к раннему бронзовому веку (приблизительно X век до н. э.).
Крупные рисунки существуют и в России: «Лось» на Урале, а также гигантские изображения на Алтае.

Наскальная живопись

До наших времен сохранилось множество наскальных изображений эпохи палеолита, в основном в пещерах. Большинство их найдено в Европе, а также в других частях света. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, её возраст около 32 тыс. лет.

Изображение на стене пещеры Шове
На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первобытная скульптура

Палеолитическая Венера

Это название – обобщающее для множества доисторических статуэток женщин, датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но находят их и далеко на востоке (стоянка Мальта в Иркутской области).

Венера Виллендорфская
Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня. Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу – один из древнейших примеров известной науке керамики. К началу XXI в. известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера: от 4 до 25 см в высоту.

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας – большой, λίθος – камень) – доисторические сооружения из больших блоков.
Мегалиты распространены во всём мире, чаще всего в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой бронзового века (3-2 тыс. до н. э.). В Англии существуют мегалиты эпохи неолита. На средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле также находится мегалиты. Было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования опровергают это предположение.
Назначение мегалитов не совсем ясно. По мнению некоторых ученых, они служили для погребений. Другие учёные считают, что это пример общинных сооружений, что требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения использовались для определения времени астрономических событий: солнцестояния и равноденствия. В нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Стоунхендж – мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир (Англия). Представляет собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных (меловых) и каменных конструкций. Находится примерно в 130 км от Лондона. Это один из самых знаменитых археологических памятников в мире.
О назначении Стоунхенджа до сих пор нет единого мнения. Его в разное время считали то святилищем друидов, то древней обсерваторией, то территорией для погребения.

Составной дольмен из долины реки Жане (в 15 км от Геленджика)
Много дольменов известно в Краснодарском крае. Дольмены – мегалитические гробницы первой половины III-второй половины II тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Распространены от Таманского полуострова и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере – до долины реки Лабы. Дольмены использовались и в позднем бронзовом веке, и позднее. Всего известно около 3000 дольменов. Из них изучено не более 6%.
Печально, что эти археологические памятники разрушаются и не сохраняются. К тому же далёкие от науки люди создают вокруг таких объектов околодольменный бум. Могильники становятся местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной и неадекватной публики. Средства массовой информации наполняют домыслами различных «исследователей».

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, средний мир — земля со всем, что населяет её, подземный мир — место жизни умерших. Ему соответствовали и ритуальные действия. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны.

Искусство эпохи Палеолита
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Искусство эпохи мезолита
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных.

Искусство эпохи неолита
Живопись становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. В III-II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты. К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.).

Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сложен. Он находит в науке неоднозначные толкования:

Искусство - одна из форм познания и отображения реального мира (марксизм);

Корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы им «свыше» («искусство ради искусства» - идеализм);

Искусство - игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется свойственный человеку избыток физических и духовных сил (Ф.Шиллер);

Искусство - игра, вызванная биологически заложенным в человеке стремлением к красоте (Г.Спенсер);

Художник создаёт произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не осознавая цели (А.Шопенгауэр);

Искусство происходит из религии, в первую очередь, из магических верований (С.Рейнак);

Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе (Ф.Ницше). Культурология. Учеб. пос. // Под ред. Н.Н.Фоминой, Н.О.Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - С.102-107.

Каждая из этих версий имеет своё рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхестественные источники.

Происхождение такого яркого и сложного феномена человеческой деятельности, как искусство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований. Теории происхождения искусства в приложении 2.


Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Из различных видов художественного творчества первобытного человека археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита (ориньяк и солютре) сразу появляются все его виды. Это рисунок, представляющий собой весьма примитивное контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Столь же примитивна живопись, также ограничивающаяся контурным изображением на скале, в черную или красную краску, нанесенным, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.

Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические «венеры», живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, реже - из слоновой кости. Они исполнены в реалистической манере, однако туловище иногда вытянуто и сильно подчеркнуты признаки пола. Руки условны, лицо отсутствует. Обычная высота скульптур - 5-10 см. Это так называемые «палеолитические венеры». Фигурки имели магическое значение: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако, уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.

Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С.Выготский пришел к такому выводу: «... искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».

Вслед за первыми, но уже достаточно уверенными шагами, конец палеолита дает картину замечательного расцвета изобразительного искусства. Скульптура встречается редко, а вот рисунок достигает поистине замечательного для своего времени совершенства. Сюжетом и здесь в подавляющем числе случаев являются крупные животные - главный объект охоты того времени (бизон, олень, лошадь, реже - мамонт, носорог и еще реже - хищники). Животные изображаются обычно в одиночку, композиции немногочисленны. Весьма редки изображения человека и растений. Живопись представлена высеченными на скалах контурами, расписанными красками (красной, черной, белой и желтой, причем красная преобладает). Краски минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. На стоянках нередко встречаются заготовленные краски, найден даже флакон из кости с сохранившимся порошком красной охры. Размеры изображений обычно довольно велики и доходят до 2,5-4 и даже 6 м. Находятся они преимущественно в глубине пещер. Человек здесь не жил. Это были святилища, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.

Как рисунок, так и живопись позднего палеолита отличаются большим реализмом, нередко обнаруживая великолепное знание натуры. В отличие от предшествующих изображений, натура в этих рисунках полна движения. Рисунок не лишен и перспективы. Живопись неплохо передает объем, причем пластичность достигается путем распределения светлых и темных тонов.

В эпоху мезолита намечается переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту. Изобразительное творчество принципиально меняется. Мезолитические росписи чаще всего исполнялись на открытых местах. В отличие от палеолита, огромное место в них занимает человек. Росписи представляют собой многофигурные композиции.

Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), передаются сплошным силуэтом, красной и черной краской. Изображения стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. Причиной этого стало то, что человек приобрел способность мыслить более общими, более отвлеченными категориями, отображать более широкие и сложные явления. Наивная вера в изображение «двойника» слабела и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии.

Преимущественным направлением в изобразительном искусстве неолита является декоративное, дающее крайне разнообразные формы и достигающее нередко большой художественной высоты.

Человек стремится украшать все служащие ему вещи, даже самые обыденные и незатейливые предметы каждодневного употребления, например, глиняную посуду. Такое украшение дает орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым покрывается оружие, утварь, одежда.

Декоративный характер приобретают скульптура и рельеф.

Бронзовый век характеризуется высокими достижениями декоративного искусства, а также мегалитической архитектурой. Из бронзы в это время изготовляли боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки.

Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики. Главным изобразительным мотивом остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. Одновременно они являлись и древнейшими обсерваториями.

Железный век отмечен дальнейшим расцветом декоративно-прикладного искусства. Произведения искусства не только служили украшениями человека, оружия, конской упряжи, утвари, но и выполняли магическую роль, выражали религиозные представления людей. Появляется так называемый «звериный стиль».

В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых, а хищных животных - львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Большое место занимали фантастические животные - грифоны. Позы животных выражают напряженное состояние или моменты борьбы.

Все эти особенности звериного стиля выражали стремление придать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти. В произведениях декоративного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. Однако всегда сохранялось высокое композиционное мастерство и выразительность.

Завершая разговор о первобытном искусстве, хочется подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает «упрощенное», невысокое по своему уровню. Напротив, первобытные произведения вызывают изумление и восхищение. В этот период начали свое развитие все основные виды искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм (следование натуре) и условность (та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей). Первобытное искусство, которое стало широко известным лишь в ХХ в., произвело сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего искушенных столетий.

Искусство эпохи первобытного общества. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании).

Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.).

Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире.

Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода).

Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм.

Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека, ведь жизнь первобытного охотника напрямую зависела от знания животных и их повадок.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), с. Костёнки близ Воронежа.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии).

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери).

Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура.

Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами.

В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных.

Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 - 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности.

Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических.

Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п.

Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом.

Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие.

В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен.

К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.

В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве.

В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. - начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента).

Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.

Вместе с тем, неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы.

Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки.

Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства. Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.

Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тыс. до н. э. у древних племён Малой Азии и Месопотамии.

Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками.

Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).

Появившиеся здесь в 6-м тыс. до н. э. женские статуэтки из глины, первоначально близкие натуре, а затем с более схематичными, обобщёнными и удлинёнными формами, а также с утяжелённой нижней частью тела, иногда покрывались геометрической росписью в виде спиралей, точек и штрихов, вероятно, имитирующей одежду.

Влияние древней художественной культуры Малой Азии и Месопотамии в 5-3-м тыс. до н. э. широко распространилось и оригинально преломилось в искусстве прилегающих районов, имеющем и местные черты (в Северной Африке, Восточном Средиземноморье, в Юго-Восточной Европе, Средней Азии, Афганистане, Пакистане и др.).

В более отдалённых районах (например, на Севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства.

Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до н. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2 тыс. до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.).

Широко распространена также мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Здесь выполнялись живописные, гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы, или высеченные на скалах изображения, в Карелии, 3-2 тыс. до н. э.; петроглифы и наскальные росписи в Швеции, вторая половина 2-го тыс. до н. э., и на восточных склонах Урала, и др.).

Обычно связанные с племенными святилищами, на территории бывшего СССР они чаще всего представляют целую галерею упрощённых и схематических, наивно-выразительных образов - изображения животных, людей, мифических существ, солярных и иных нерасшифрованных символов, сцен рыбной ловли и охоты. Богатые комплексы наскальных изображений, восходящие к эпохам позднего неолита, мезолита и бронзы, обнаружены также на Кавказе (в районе Кобустана), в Средней Азии (в районе Зараут-Сая в Узбекистане), а также в Западной Африке (росписи Тассилии Аджер в алжирской Сахаре). Они составляют порой сложные, иногда полихромные, жизненно выразительные многофигурные композиции, включающие фигуры животных и людей, сцены быта, труда и охоты.

В средневековой Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культурных центров.

Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Богатством и разнообразием красно-коричневых и чёрных узоров в форме спиралей и завитков, сплошь покрывающих сосуды с бело-жёлтой обмазкой, выделяется культура Триполье-Кукутени, распространённая на территории Румынии, Западной Украины и Молдовы.

В более северных районах (территории современных Германии, Польши, Чехии, Нидерландов и др.) были распространены гравированные, так называемые линейно-ленточные узоры в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами, а впоследствии появились нарядные сосуды с тиснёным или штампованным орнаментом, складывающимся из крестов, квадратов, полос и других геометрических мотивов.

Встречающаяся на юго-востоке и в центре Европы глиняная пластика этого времени (преимущественно схематично-обобщённые женские статуэтки, иногда покрытые геометрическим расписным или точечным сквозным узором) несёт отголоски средиземноморских влияний.

Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии и др.).

О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно.

Выделяются комплекс храмов на острове Мальта с каменными плитами, покрытыми рельефным спиральным узором, и святилище Стонхендж (Великобритания), состоящее из двух рядов концентрических камней, гробницы-дольмены на Балканах, в Малой Азии, на Кавказе и др.

Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества.

В эпоху бронзы повысилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции.

В Европе и Азии в 1-м тыс. до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, иллирийцы, кельты, норманны, саки, сарматы, скифы, славяне древние, древние тюрки, финно-угры древние, фракийцы, этруски).

Для этого времени в средневековой Европе характерны скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями.

Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков.

Повсеместно первоначальный культово-магический смысл изображений вытеснялся декоративно-орнаментальным началом.

С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры.

Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Реферат

"Искусство первобытной эпохи"

Москва 2009


Введение

1. Искусство эпохи палеолита

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

3. Искусство эпохи бронзы

4. Искусство эпохи железа

Заключение

Литература


Введение

Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. Первобытное искусство охватывает многие тысячелетия: несколько периодов позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века, 35–10 тыс. лет до н.э.), мезолита (среднего каменного века, ок. 10–5 тыс. лет до н.э.), неолита (нового каменного века, ок. 5–3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3–2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1 тыс. лет до н.э.). Периоды палеолита названы по местам археологических находок. Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.

Термин "первобытное искусство" никак не означает упрощенное, невысокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изумление и восхищение. В этот период возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, во второй половине XIX в., когда стали находить небольшие скульптуры, отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведения) первобытного искусства были обнаружены в самых разных местах земного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более или менее пригодных для жизни участках была заселена людьми.

Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на крупного зверя – бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, оленя, кабана. В конце палеолита человек уже мог изготавливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с помощью костяных игл.

Совершенствование материальной культуры было последовательным и постепенным. В этом отношении человек верхнего палеолита с точки зрения современности находился, конечно, на примитивной стадии развития, а развитие искусства происходило иначе – первобытные люди создавали произведения, которые сегодня считают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и в такой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?

То, что мы теперь называем первобытным искусством, зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер – искусство, мифология и религия были неотделимы одно от другого. Художников в современном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией, конечно, не было. Изображения создавали те же охотники, хотя, вероятно, это делали наиболее способные к художественному творчеству.

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к зверю, отразившем зависимость человека от окружающего мира, от сил природы. Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное место, а в последние периоды приобрел во многих случаях и ведущее положение. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека придается не столь важное значение по сравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть центральную роль, а все остальное станет только фоном, на котором развертывается его деятельность.


1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных.

Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знаменитый из них – Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов покрывают стены и потолок. В большинстве случаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а частично выгравированы. Коричневые и черные цвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало светотеневую моделировку формы. Исключительно точно переданы движения животных, фактура их шерсти. К сожалению, многие изображения потемнели от времени.

На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатлена мощная фигура бизона. Рисунок, которому около 20 тыс. лет, не только контурный, но и объемный. Он выполнен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивной живописью. Такому "реалистическому мастерству" мог бы позавидовать и современный художник-анималист.

Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей встречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно напоминающие человеческие тела.

Росписи настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобытный человек. Однако открытия пещер с росписями в разных странах стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. Обычно изображения находили в сырой и темной глубине пещер, куда попасть трудно – надо пробираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземные реки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста таких пещер, наиболее известная из которых Ласко.

На территории нашей страны особенно знаменита Каповая пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисунков животных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохо сохранились.

Росписи и рельефы покрывали десятки, сотни метров или даже несколько километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от 10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изображения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; на потолке Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изображения 4 – 6-метровых быков.

Места, где найдены изображения, были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобытный охотник верил, что, рисуя животных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное им вонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образом раскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магических опосредованно выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышление человека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки, в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка, удовлетворялись эстетические потребности.

Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения животных. Знание повадок животных для первобытных охотников являлось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Поэтому проникновение в жизнь зверей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологии человека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых "театральных действах", зверь наделялся чертами человека и наоборот.

Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рисунок исполнялся не одной краской, а несколькими, он приобрел объемность, чему способствовали переходы тона.

Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел в выступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображение на этой основе.

Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных: важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершат ритуальный обряд. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей.

Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными. Например, в пещере Ласко рядом с бизоном, пронзенным копьем, нарисован охотник, вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек в отличие от зверей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с птичьим клювом, возможно, это маска охотника. Рядом с человеком лежит копье-металка, украшенная фигуркой птицы.

Магические обряды первобытного человека были направлены не только на победу над зверем, но и на размножение животных. Вероятно, поэтому нередко рисовали зверей, ожидающих потомство.

Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, что чудовища – это люди, переодетые зверями, или придуманные символы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх