Умберто эко хронологическая таблица. Биография

Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

Детство и юность

В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.

После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.

Литература

В течение продолжительного времени Умберто Эко изучал «идею Прекрасного», озвученную в философии Средневековья. Мысли мастер изложил в работе «Эволюция средневековой эстетики», увидевшей свет в 1959 году. Спустя три года вышел новый труд - «Открытое произведение». Умберто рассказывает в нем, что некоторые произведения не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями по-разному. В какой-то момент Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой.


Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.

В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.


В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.

Позже Умберто Эко привлекла проблема интерпретации, которую автор тщательно исследовал в течение нескольких десятилетий. В монографии «Роль читателя» исследователь создал новое для себя понятие «идеального читателя».


Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.

Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.


Книга Умберто Эко "Имя розы"

Через три года Умберто выпустил небольшую книгу «Заметки на полях «Имени Розы». Это своеобразное «закулисье» первого романа. В этом произведении автор размышляет по поводу взаимоотношений читателя, автора и самой книги. Пять лет потребовалось Умберто Эко для создания еще одного произведения – романа «Маятник Фуко». Читатели познакомились с книгой в 1988 году. Автор постарался сделать своеобразный анализ современных интеллигентов, которые могут из-за умственной неаккуратности породить чудовищ, в том числе фашистов. Интересная и необычная тема книги сделала ее актуальной, увлекательной для общества.


Книга Умберто Эко "Маятник Фуко"
«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

В 1994 году из-под пера Умберто Эко вышла проникновенная драма, вызывающая жалость, гордость и другие глубокие чувства в душах читателей. «Остров Накануне» рассказывает о молодом парне, который бродит по Франции, Италии и Южным морям. Действие разворачивается в XVII столетии. Традиционно в своих книгах Эко задает вопросы, волнующие общество долгие годы. В какой-то момент Умберто Эко переключился на излюбленные направления – историю и философию. В таком ключе был написан приключенческий роман «Баудолино», появившийся в книжных магазинах в 2000 году. В нем автор повествует о том, как проходили путешествия приемного сына Фридриха Барбароссы.


Книга Умберто Эко "Баудолино"

Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко - «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.


Книга Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны"

Автор романа признался, что хотел сделать книгу последней. Но через 5 лет выходит еще одна – «Нулевой номер». Этот роман стал завершением литературной биографии писателя. Не стоит забывать о том, что Умберто Эко научный деятель, исследователь, философ. Яркой получилась его работа под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философ собрал эстетические учения того времени, в том числе Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, переосмыслил и оформил в единый краткий очерк. Выделяют среди научных трудов Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».


Книга Умберто Эко "Нулевой номер"

Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.


Книга Умберто Эко "История красоты"

Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.


Книга Умберто Эко "История уродства"

Джеймс Бонд воодушевлял Умберто Эко, поэтому автор с интересом изучал материалы на эту тему. Писателя признали экспертом в бондологии. По следам исследований Эко издает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming». В списке литературных шедевров автора присутствуют сказки. В англоязычных странах и родной писателю Италии эти повести стали популярными. В России книги соединили в одно издание под названием «Три сказки».

В биографии Умберто Эко есть и преподавательская деятельность. Писатель читал в Гарвардском университете лекции о непростых взаимоотношениях реальной и литературной жизни, героев книг и автора.

Личная жизнь

Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.


Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.

Смерть

19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти - рак поджелудочной железы.

На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.

Библиография

  • 1966 - «Бомба и генерал»
  • 1966 - «Три астронавта»
  • 1980 - «Имя розы»
  • 1983 - «Заметки на полях «Имени розы»
  • 1988 - «Маятник Фуко»
  • 1992 - «Гномы Гну»
  • 1994 - «Остров Накануне»
  • 2000 - «Баудолино»
  • 2004 - «Таинственное пламя царицы Лоаны»
  • 2004 - «История красоты»
  • 2007 - «История уродства»
  • 2007 - «Великая история европейской цивилизации»
  • 2009 - «Не надейтесь избавиться от книг!»
  • 2010 - «Пражское кладбище»
  • 2010 - «Я обещаю жениться»
  • 2011 - «История Средневековья»
  • 2013 - «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны»
  • 2015 - «Нулевой номер»

Умберто Эко (Umberto Eco) родился 5 января 1932 года в небольшом городке Алессандрия на северо-западе итальянской области Пьемонт. Его отец - Джулио Эко, ветеран трех войн, работал бухгалтером. Фамилия Эко была дана его дедушке (подкидышу) представителем городской администрации - это аббревиатура латинского ex caelis oblatus ("подарок с небес").

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Умберто Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. В 1954 году он окончил университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 году Эко поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре. В 1958-1959 годах он служил в армии. В 1959-1975 годах Эко работал старшим редактором по разделу "литература нон-фикшн" миланского издательства "Бомпьяни", а также сотрудничал с журналом Verri и многими итальянскими изданиями.

Эко вел интенсивную преподавательскую и академическую деятельность. Он читал лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института (1961-1964), был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета (1966-1969), профессором семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) архитектурного факультета Миланского политехнического института (1969-1971).

С 1971 года по 2007 год деятельность Эко была связана с Болонским университетом, где он был профессором семиотики на факультете литературы и философии и заведующим кафедрой семиотики, а также директором Института наук о коммуникации и директором программ получения ученой степени по семиотике.

Эко преподавал в различных университетах мира: Оксфорде, Гарварде, Йеле, Колумбийском университете. Он выступал с лекциями и вел семинары также в университетах Советского союза и России, Туниса, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Польши, Японии, а также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Известность к Эко-семиотику пришла после публикации книги "Opera aperta" (1962), где было дано понятие "открытое произведение", идея которого может иметь несколько интерпретаций, тогда как "закрытое произведение" - одну единственную интерпретацию. Среди научных публикаций наиболее известны "Устрашенные и сплоченные" (1964) о теории массовой коммуникации, "Поэтика Джойса" (1965), "Знак" (1971), "Трактат по общей семиотике" (1975), "На периферии империи" (1977) о проблемах истории культуры, "Семиотика и философия языка" (1984), "Пределы интерпретации" (1990).

Много сделал ученый и для осмысления явлений постмодернизма и массовой культуры.

Эко стал основателем выходящего с 1971 года журнала о семиотике Versus и организатором первого международного конгресса по семиотике в Милане (1974). Он был президентом Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директором Департамента семиотических и когнитивных исследований.

Однако всемирная слава пришла к Эко не как к ученому, а как к прозаику. Его первый роман "Имя розы" (1980) несколько лет состоял в списке бестселлеров. Книга была переведена на многие иностранные языки, отмечена итальянской премией "Стрега" (1981) и французской премией "Медичи" (1982). Экранизация романа "Имя розы" (1986), осуществленная французским кинорежиссером Жан Жаком Анно, получила премию "Сезар" в 1987 году.

Перу писателя принадлежат также романы "Маятник Фуко" (1988), "Остров накануне" (1994), "Баудолино" (2000), "Таинственное пламя царицы Лоаны" (2004). В октябре 2010 года в Италии вышел роман Эко "Пражское кладбище". на XIII Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве эта книга стала абсолютным хитом продаж.

Седьмой роман писателя "Нулевой номер" был издан в 2015 году в день его рождения.

Эко является также признанным экспертом в области бондологии, изучающей все, что связано с Джеймсом Бондом.

Он был членом различных академий, в том числе Болонской академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998), почетным доктором многих университетов мира, лауреатом различных литературных премий. Эко был отмечен наградами многих стран, среди которых французский орден Почетного легиона (1993), немецкий орден "За заслуги" (1999). О нем написаны несколько десятков книг и множество статей и диссертаций, посвящаются научные конференции.

В последние годы писатель сочетал активную научную и преподавательскую деятельность с выступлениями в средствах массовой информации, откликаясь на важнейшие события общественной жизни и политики.

Он был женат на немке Ренате Рамге, работавшей искусствоведом консультантом. У них родились двое детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Известные ученики Marco Belpoliti [d]

Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет , чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году его окончил (бакалавр философии). Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь .

С сентября 1962 года был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У пары родились сын и дочь.

Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года от рака поджелудочной железы, с которым боролся два года . 23 февраля 2016 года в замке Сфорца в Милане прошла церемония прощания .

Научные работы

Умберто Эко затрагивал широкий спектр вопросов на протяжении плодотворной научной карьеры. Он занимался исследованиями средневековой и современной эстетики, массовой культуры, разработал собственную теорию семиотики. Одной из центральных для него была проблема интерпретации: взаимоотношения читателя и автора, «роль читателя» .

Ранние работы

«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale , ) посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии. В оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие наук о культуре второй половины XX века работе «Открытое произведение» (Opera Aperta , ) Эко выдвигает идею незавершенности произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций . В центре внимания автора - феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на западную культуру. В «Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce , ) Эко максимально подробно исследует универсум Джойса , в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс » и «Поминки по Финнегану ».

Исследования культуры

Эко долгое время занимался изучением различных форм культуры - от «высокой литературы» западной традиции до массовой культуры. C одной стороны, его исследования отражали происходившие эпистемологические изменения в статусе элитарной и массовой культуры, приведшие к постмодернистскому размыванию границ между двумя областями. С другой стороны, Эко рассматривал культурное поле в холистском ключе, как область символического производства, где обе формы культуры не просто сосуществуют, а являются взаимозаменяемыми и взаимодополнительными . В 1960-1970-е годы Эко придерживался модернистского подхода в анализе культуре; в сфере его интересов были популярные романы XIX-XX веков и различные формы массовой коммуникации (телевидение, мультфильмы, песни, кинофильмы) . В монографии «Апокалиптические и интегрированные интеллектуалы: массовые коммуникации и теории массовой культуры» (1964) учёный обсуждает широкий спектр тем: комиксы, музыку, радио, различные литературные жанры (научная фантастика, готика, нуар). В «Деле Бонда» (1965) анализируются генезис и структура романов о Джеймсе Бонде, их социальные и идеологические модели, воздействие книг и фильмов на читателя и зрителя. В сборнике «Супермен для масс» (1976) учёный рассматривает романы-бестселлеры XVIII-XX веков - от Уильяма Бекфорда и Александра Дюма до Яна Флеминга . Наиболее ярким образцом критики современных «мифологий» является очерк «Миф о супермене», включенный затем в книгу «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979). Анализируя мифологическую структуру сюжетов о Супермене, Эко показывает абсурдность, парадоксальное несоответствие между виртуальным всесилием героя и малым масштабом его реальных дел. Согласно Эко, такой парадокс неизбежен: миф заключает в себе идеологическое послание. Супермен должен вершить добро с помощью малых дел, поскольку он есть «совершенный образец гражданского сознания, полностью отделенного от сознания политического», не способного к целостному осознанию мира .

Структурализм и теория семиотики

Отталкиваясь от ранних работ по средневековой эстетике и литературоведению в 1970-1980-е годы учёный разработал теорию семиотики. В работе «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии» (La struttura assente , ) Эко критикует положения структурализма , неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Учёный отвергает онтологический подход к структуре (в природе и культуре не существует никаких «пра-структур») и рассматривает её в методологическом плане, как действенную модель, а не объект исследования . Автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых - архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры. Работа «Форма содержания» (1971) рассматривает вопросы семантики.

Семиотическую концепцию Эко развил в главных трудах по семиотике - «Трактате по общей семиотике» (1975) и «Семиотике и философии языка» (1984). В «Трактате по общей семиотике» (1975) учёный систематизирует современную семиотику и обращается когнитивно-интерпретативной семиотике Чарльза С. Пирса , пытаясь совместить её со структуралистским подходом Луи Ельмслева . Обращение к Пирсу позволяет переосмыслить положения ранних работ и выйти за рамки структурализма: Эко постепенно переводит структуралистские коды в теорию интерпретации, такую версию семиотики, в которой конструирование значений является динамическим процессом . Эко отталкивается от идеи Пирса о «неограниченном семиозисе », однако стремится избежать бесконечного количества значений и, одновременно, унивокальности; неограниченный семиозис становится чем-то вроде средней позиции по отношению к позиции читателя и больше соответствует «интерпретанту» Пирса (узнавание чего-то нового о «значении» при понимании знаков) .

В «Трактате…» Эко так определяет семиотику :

«Трактат по общей семиотике» представляет теорию кодов и производства знаков. Эко выделяет два вида кодов. Во-первых, однозначные коды (например, азбука Морзе), в которых определённый ряд сигналов (точки и тире) соответствует знаковому ряду (например, буквам алфавита). Этот вид кодов широко распространён; так, связь между ДНК и РНК в биологии можно рассматривать как однозначный код. Другой тип кода соответствует структуре языка и его специфической организации, соссюровскому разделению между речью (языковой акт) и языком (грамматика, синтаксис , система); или, в терминах Л. Ельмслева, разделению языка на планы выражения и содержания. Этот вид кода Эко называет «S-код» (семиотический код), который может быть «денотацией » (когда высказывание понимается буквально) или «коннотацией » (когда возникает код в коде). Несмотря на сходство с лингвистикой де Соссюра, у Эко S-код имеет более динамический характер. Во-первых, смысл знаконосителя (sign-vehicle Пирса; например, слово или образ), не зависит от предполагаемого реального объекта. Иными словами, необходимо избегать «референциального заблуждения»: знаконоситель «собака» не является эквивалентом какой-либо конкретной собаки (то есть реального объекта), а относится ко всем собакам. Ярким примером может служить «тем не менее» - код в чистом виде, не имеющий референта. Во-вторых, коды существуют в контексте социальной и культурной жизни. Как пишет Эко , «культурные единицы» суть

…знаки, которые социальная жизнь предоставила в наше распоряжение: образы, интерпретирующие книги; соответствующие ответы, интерпретирующие двусмысленные вопросы; слова, интерпретирующие дефиниции и наоборот.

Другим аспектом теории кодов является концепция производства знаков. Эко рассматривает легко ассимилируемые кодом элементы (символы у Пирса) и те, чья ассимиляция затруднена (знаки-иконы Пирса). Эко называет их, соответственно, ratio facilis и ratio difficilis . Близость к ratio difficilis повышает «мотивацию» знака объекта, что хорошо видно в знаках-иконах. Однако даже сильно «мотивированные» знаки (например, образ девственницы) имеют конвенциональные элементы. Даже если кажется, что объект или поведение существуют вне кодов, они быстро становятся конвенциональными. Эко ссылается, в частности, на примеры Эрнста Гомбриха о том, что считалось реализмом в истории искусства (например, картины Дюрера). Даже фотография имеет конвенциональные аспекты; оцифровка является по сути формой кодификации и заключает в себе новые возможности воспроизводства .

Можно выделить следующие ключевые элементы в типологии производства знаков Эко: физический труд - усилие для производства знака; признание - объект или событие должно быть признано как выражение знакового содержания через следы, симптомы или подсказки; остенсивное определение - объект или акт должны быть образцом класса объектов или актов; реплика: близко к ratio difficilis , однако приобретает свойства кодификации через стилизацию (например эмблемы, музыкальные построения, математические символы); изобретение - наиболее чистый вариант ratio difficilis , который нельзя вывести из существующего кода, основа нового материального континуума . Как полагает Эко, в модели Q язык способен изменяться и обновляться, его система открыта и динамична .

«Семиотика и философия языка» представляет детальный разбор таких семиотических понятий, как знак, символ, код, значение, метафора, которые анализируются в диахронии . Эко рассматривает, прежде всего, различие между структурой словаря и энциклопедии . Для Эко словарь есть своего рода иерархическое «древо Порфирия », модель определения через роды, виды и свойства. Такой подход соответствует рассмотрению языка как статичной и закрытой системы в конвенциональной лингвистике, что не устраивает Эко, поскольку эта модель не дает удовлетворительного объяснения неограниченному семиозису . Модель энциклопедии, напротив, соответствует сети без центра, лабиринту без выхода. Cловарь ограничен либо по объёму либо в значении; энциклопедия-ризома же имеет структуру карты, а не иерархического древа. Для Эко именно энциклопедия является общей моделью языка, бесконечно открытой для новых элементов .

Проблема интерпретации и поздние работы

Со второй половины 1970-х годов Эко много занимается проблемой интерпретации . Монография «Роль читателя» (1979) вводит понятие «идеального читателя» - читателя, осознающего существование множества возможностей интерпретации текста. Эко пересматривает свой ранний тезис о бесконечном числе интерпретаций: их количество многочисленно, но не бесконечно. Текст предоставляет возможности для реальных интерпретаций, которые адекватны заложенной в тексте структуре. Из этого, однако, не следует, что конкретный автор может судить о тех или иных интерпретациях его замыслов: скорее, речь о движении в сторону адекватной интерпретации, хотя «идеальный читатель» вовсе не является «совершенным» .

«Границы интерпретации» (1990) уточняют подход Эко к свободе интерпретации, отвечая на критику со стороны последователей деконструкции Деррида . Монография «Кант и утконос» (1997) завершает теоретические исследования учёного, рассматривая связи между языком, познанием и реальностью. В центре внимания Эко оставались способы означивания внешнего мира: учёный настаивал, что язык не просто опосредует реальность, а участвует в её конструировании; критики считали данный подход идеализмом .

В поздних работах Эко постепенно отказывается от общих классификаций и глобальных интерпретаций в пользу «коротких историй», описывающих конкретные формы опыта. Фрагментированность и дифференциация знания существенно сужают возможности общетеоретических построений. В «Канте и утконосе» Эко отмечал :

Если в 1970-е годы казалось возможным соединить разрозненные фрагменты многих семиотических исследований и суммировать их, то сегодня границы этих исследований настолько расширились (захватив область различных эпистемологических наук), что всякую новую систематизацию следовало бы признать опрометчивой.

Сочинения

Романы

В январе 2015 года издательство Bompiani выпустило новый роман Умберто Эко - «Нулевой номер ».

Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика

На русском языке издавались также:

«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea , ).

Другие работы

Умберто Эко - признанный эксперт в области бондологии , то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом . Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair ), () - сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming , ().

Им написано несколько сказок:

  • итал. La bomba e il generale , (англ. The Bomb and the General ).
  • итал. I tre cosmonauti , (англ. The Three Astronauts ).
  • итал. Gli gnomi di Gnu , .

Впоследствии эти книги выходили под одной обложкой и получили в русском издании название «Три сказки».

Экранизации произведений

  • Имя розы (фильм) (фильм, 1986, 128 мин.) - реж. Жан-Жак Анно .

Публикации трудов на русском языке

  • Три сказки. Пер. с итал. М. Визеля. С иллюстр. Эудженио Карми. - М. : ОГИ, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-94282-701-4 .

Научные работы

  • Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А. Шурбелева (Серия «Библиотека Средних веков»). - М.: Алетейя , . - 256 с. - ISBN 5-89329-640-0 .
  • Откровения молодого романиста = Confessions of a Young Novelist / Переводчик: Александр Климин. - Corpus , 2013. - 320 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-077819-5 ..
  • Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 160 с. - ISBN 5-89091-210-0 .
    Перв. изд. : СПб.: Симпозиум, Bompiani, . - 160 с. - ISBN 5-89091-125-2 .
  • Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. - СПб.: Симпозиум, . - 288 с. - ISBN 5-89091-211-9 . (Литературная премия имени Александра Беляева 2003 года за перевод ).
  • Открытое произведение / Пер. с итал. А. Шурбелева. - М.: Академический проект , . - 384 с. - ISBN 5-7331-0019-2 .
  • Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. Ю. Ильина и А. Струковой (Серия «Художник и знаток»). - СПб.: Азбука-классика , . - 288 с. - ISBN 5-352-00601-8 .
  • Поэтики Джойса / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-251-8 .
  • Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 5-89091-252-6 .
  • Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 576 с. - ISBN 5-89091-316-6 .
  • Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер.с итал. А. Миролюбовой (Серия «Становление Европы»). - М.: Александрия, . - 430 с. - ISBN 978-5-903445-05-9 , ISBN 978-5-903445-03-5 .
  • Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, . - 502 с. - ISBN 978-5-8-9091-336-4 .
  • Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / пер. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. - М.: АСТ: Corpus, 2014. - 352 с. - ISBN 978-5-17-083136-4
  • О литературе / пер. С. Сидневой. - М.: АСТ: Corpus, 2016. - 416 с. - ISBN 978-5-17-086204-7
  • От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации / пер. О. Поповой-Пле. - М.: Академический проект, 2016.- 559 с. - ISBN 978-5-8291-1716-0 ]

Романы

  • Имя розы / Пер. с итал. Е. Костюкович. - М.: Книжная палата , . - 496 с. - ISBN 5-7000-0132-2 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Имя розы. - СПб.: Симпозиум, . - 686 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-038-8 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 632 с. - ISBN 5-89091-197-X , ISBN 978-5-89091-325-8 .
  • Маятник Фуко / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Киев : Фита, . - 752 с. - ISBN 5-7101-0075-7 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Маятник Фуко. - СПб.: Симпозиум, . - 764 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-085-X .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 736 с. - ISBN 978-5-89091-326-5 .
  • Остров накануне / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Остров накануне. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-076-0 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 477 с. - ISBN 5-89091-199-6 .
  • Баудолино / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 978-5-89091-328-9 , ISBN 5-89091-254-2 .
  • Таинственное пламя царицы Лоаны / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 596 с. - ISBN 978-5-89091-355-5 .
  • Пражское кладбище / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2011. - 560 с. - ISBN 978-5-271-38543-8 .
  • Нулевой номер / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-17-091032-8 .

Заметки и газетные статьи

  • Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.:

Биография и эпизоды жизни Умберто Эко. Когда родился и умер Умберто Эко, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и учёного, фото и видео.

Годы жизни Умберто Эко:

родился 5 января 1932, умер 19 февраля 2016

Эпитафия

«Предел человеческих возможностей чрезвычайно скучный и разочаровывающий - смерть».
Умберто Эко

Биография

Умберто Эко можно назвать основоположником европейского интеллектуального детектива. Его имя известно во всём мире в первую очередь благодаря романам, в которых средневековая стилистика причудливо сплетена одновременно и с детективным сюжетом, и с научно-философскими размышлениями. Его «Имя розы» впервые увидело свет более 25 лет назад и с тех пор было издано во множестве стран мира. Творчество Эко снискало лестную славу предназначенного для людей думающих, искушённых и разборчивых.

Но мало кто из увлечённых читателей представляет, насколько серьёзным учёным был любимый ими автор. А между тем имя Эко в учёных кругах значило ничуть не меньше, чем в литературных. Он был избран профессором нескольких европейских университетов, выпускал многочисленные научные труды. За всю жизнь его приглашали для чтения лекций и ведения семинаров вузы примерно 30 стран мира, от Канады до Венесуэлы, от Японии до Египта, от СССР до США.

Ещё удивительнее то, что личность столь блестящего ума и выдающегося таланта вышла из семьи довольно простой, не слишком богатой и жившей в глубинке. Отец Эко был обычным бухгалтером и одним из тринадцати детей в семье. Правда, Умберто с огромным восхищением вспоминал о его любви к книгам. Лишних денег в семье не было, и его отец переходил от одного уличного киоска к другому, всякий раз продолжая читать уже следующий экземпляр книги оттуда, докуда успел дочитать предыдущий.

Желая сыну жизни в достатке, отец настоял на том, чтобы Умберто поступил на юридический факультет. Но юноша очень быстро понял, что это - не его путь в жизни. Он перевёлся на другой факультет для изучения средневековой литературы и философии, что впоследствии сформировало обширный задел для его литературного труда. Научные и художественные интересы Эко были очень обширны и включали семиотику, философию и религию, историю (в особенности медиевистику), искусство и культуру, даже политику.

Умберто Эко прожил долгую и насыщенную жизнь интеллектуала и культурного человека, страстно увлечённого своим делом. Наверное, именно в этой увлечённости, в глубоком знании предмета и желании заразить своей любовью других и кроется причина того, что его книги продолжают переиздавать и перечитывать снова и снова. Писатель скончался на 85-м году жизни у себя дома, в Милане, в окружении семьи.

Линия жизни

5 января 1932 г. Дата рождения Умберто Эко.
1954 г. Эко заканчивает Университет Турина, где изучал сперва юриспруденцию, а затем средневековую литературу и философию, и устраивается на работу на итальянское телевидение.
1956 г. Выход в печать первой книги Эко «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (публицистика).
1958-1959 гг. Служба в армии.
1959-1975 гг. Работа в миланском издательстве «Бомпьяни» в качестве редактора раздела «литература нон-фикшн».
1962 г. Женитьба на Ренате Рамге.
1980 г. Публикация первого художественного романа Эко «Имя розы».
1986 г. Экранизация романа в кино с Шоном Коннери в главной роли.
1988 г. Публикация второго романа «Маятник Фуко».
2003 г. Награждение Умберто Эко орденом Почётного легиона (Франция).
2015 г. Публикация последнего романа Эко «Нулевой номер».
19 февраля 2016 г. Дата смерти Умберто Эко.

Памятные места

1. Алессандрия (Пьемонт, Италия), где родился Умберто Эко.
2. Туринский университет, где учился Умберто Эко.
3. Милан, где Эко работал, вёл преподавательскую работу в университете и где скончался.
4. Флоренция, где Эко преподавал в университете.
5. Болонский университет, где Эко было присвоено звание профессора семиотики и где он поочерёдно занимал должности директора Института наук о коммуникации и зрелищах и директора программ получения учёной степени по семиотике.
6. Сан-Марино, при университете которого Эко был членом Исполнительного научного комитета.
7. Париж, где Эко получил звание профессора в Коллеже-де-Франс.
8. Гарвардский университет, где Эко читал цикл лекций.
9. Нью-Йоркский университет, где Эко читал курсы лекций по приглашению.
10. Йельский университет, где Эко читал курсы лекций.
11. Колумбийский университет, где Эко читал курсы лекций.
12. Университет Сан-Диего, где Эко читал курсы лекций.

Эпизоды жизни

Фамилию писателя многие принимали за псевдоним. На самом деле латинская аббревиатура «Eco» расшифровывается как «подаренный небом». Так называли в Италии детей-подкидышей, одним из которых был дед писателя.

Возможно, когда-то всего лишь хобби, увлечение Умберто Эко Джеймсом Бондом впоследствии приобрело глубину подлинной страсти. Эко почитали как одного из серьёзных исследователей и знатоков творчества Йена Флеминга, автора книг о знаменитом супершпионе.


Лекция Елены Костюкович (известной переводчицы с итальянского, работавшей в том числе над романами Эко) «Умберто Эко и его семьдесят толковников. История всемирного успеха»

Заветы

«Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти».

«Настоящий герой - всегда герой по ошибке. На самом деле он мечтает быть честным трусом, как и все вокруг».

«Я абсолютно уверен в том, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую».

«Всё это мифы, распространяемые издателями, - будто люди хотят читать лёгкую литературу. Люди очень быстро устают от простых вещей».

Соболезнования

«Эко являл собой редкий пример европейского интеллектуала, объединял мудрость прошлого и невероятную способность предвещать будущее».
Маттео Ренци, премьер-министр Италии

«Его романы были не только блестящими стилизациями, но они были и замечательной борьбой с идиотами всех мастей… Он очень много сделал для того, чтобы позиции дураков во всём мире ослабели, и, конечно, заменить его некем».
Дмитрий Быков, литературовед

«Мир потерял одну из самых важных фигур современной культуры, и всем будет не хватать его взгляда на мир».
La Repubblica, наиболее популярная газета Италии

АиФ.ru собрал короткий путеводитель по творчеству Эко — книги, которые стоит прочитать, чтобы иметь представление об итальянском писателе, философе и исследователе массовой культуры.

«Имя розы»

Россияне узнали об Эко именно благодаря этому роману, хотя на Западе писатель сначала стал известен своими научными работами, а уже потом — художественными произведениями. В России же первым стал доступен перевод именно «Имени розы» — дебютного романа Умберто Эко, повествующего о расследовании странной смерти в монашеской обители. В деле фигурирует таинственная библиотека-лабиринт, из окна которой и выпал монах. Герои пытаются разгадать загадку зловещей библиотеки.

Книга Эко оказалась интересна и интеллектуалам, рассматривающим ее как идеальное воплощение постмодернистского романа с множеством смысловых пластов, цитат и аллюзий, и массовому читателю, который нашел в ней добротный и интересный детектив в мрачных и необычных декорациях. Эко наполнил роман таким количеством загадок и скрытых смыслов, что после выхода книги ему стали поступать сотни писем с вопросами от читателей. В итоге он был вынужден написать пояснение — «Заметки на полях «Имени Розы». В 1986 году книгу экранизировали — главных героев сыграли Шон Коннери и Кристиан Слейтер . Правда, писателю настолько не понравился фильм, что он вообще запретил экранизировать свои книги. Даже Стэнли Кубрику , который хотел снять фильм по «Маятнику Фуко».

«Маятник Фуко»

Второй роман Эко вышел в 1988 году, через восемь лет после «Имени розы». Эко всегда отличался тонким юмором (и здоровым чувством самоиронии), поэтому его второй роман — пародийный и ироничный взгляд на интеллектуалов, интересующихся теориями заговора, которые часто так увлекаются красотой идеи, что перестают трезво оценивать реальность. Три главных героя работают в книжном издательстве и постоянно получают от авторов графоманские тексты. Среди них многие — о различных теориях заговора. Редакторов это веселит и они решают создать собственную теорию заговора. Но... немного увлекаются. Так, что сами начинают в нее верить.

Книга актуальна во все времена! Просто ради интереса зайдите сегодня в любой книжный — и убедитесь, что с полок на вас смотрят многочисленные книги про теории заговора и новые трактовки исторических событий. Такие книги всегда — в ярких кричащих обложках, и, увы, часто в разделе бестселлеров. Любовь к теориям заговора неистребима.

«Остров накануне»

Роман, который понравится только верным поклонникам Эко — на вид совершенно простая история об очередном Робинзоне, попавшем на необитаемый остров, на деле просто напичкана сложными постмодернисткими цитатами.

«Пражское кладбище»

Авантюрный роман — дневник секретного агента Симоне Симонини, который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков вспоминает свою бурную жизнь, участие в тайных операциях и политических интригах, которые меняли судьбы целых стран. Эко пишет о масонстве, антисемитизме и его любимых теориях заговоров. Роман любопытный и увлекательный, поэтому быстро стал бестселлером.

«Нулевой номер»

Последний роман Умберто Эко вышел в начале 2015 года и повествует о буднях газетной редакции, состоящей из хронических неудачников и скорее придумывающей события, чем о них рассказывающей. Так, один из сотрудников ведет расследование о смерти Муссолини — согласно очередной теории заговора, дуче не был убит, казнили его двойника. В этом романе Эко продолжает иронизировать над современным массовым сознанием и участии в этом средств массовой информации.

«Пять эссе на темы этики»

За границей Эко прославился как эссеист. Многие его эссе теперь переведены и на русский. Кстати, у него, например, есть сборник, посвященный феномену Бондианы — писатель является давним поклонником и экспертом в области бондологии (да-да, это целая наука!).

Но доступнее всего его сборник «Пять эссе на темы этики» — размышления Эко об общественной морали, природе фашизма и нацизма, современных СМИ, проблемах мигрантов. Многие из эссе, написанных еще в прошлом веке, не теряют актуальности и сейчас.

«Три сказки»

Эко пробовал писать и сказки, и они тоже переведены на русский язык. Книга детская, но может быть интересна и взрослым. История про добрые атомы, которые не хотят убивать людей и выпрыгивают из атомных бомб.

История о трех космонавтах — русском, американском и китайском, которые прилетают на Марс, но никак не могут научиться доверять друг другу — пока не понимают, что все они, хоть и говорят на разных языках, очень похожи: скучают по маме, боятся инопланетян... Правда, потом и с инопланетянами все славно складывается.

История про гномов с другой планеты, которые очень хотели узнать о том, что же такое настоящая цивилизация, но увидев ее воплощение на Земле, немедленно вызываются приехать и почистить планету — от грязи, смога и разлитой в морях нефти.

В общем, философские сказки об окружающем мире, которые, кстати, действительно нравятся детям.

«Отсутствующая структура»

Еще одна грань творчества Эко, профессора Булонского университета — учебник по семиотике, науке о знаках и знаковых системах. Книгу настоятельно рекомендуют к прочтению на факультетах журналистики и других специальностей, связанных с массовыми коммуникациями, но поскольку Эко пишет простым и доступным языком, «Отсутствующая структура» может быть интересна и просто любителям. Профессор рассказывает о достаточно сложных материях, используя простые примеры из массовой культуры — от живописи и литературы до рекламы и карточных игр.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх