О.Смолицкая. Жан Расин

Жан Расин, произведения которого известны по всему миру, - знаменитый французский драматург, живший и работавший в 17 веке. Его работы ознаменовали начало классического национального театра и заслужили то же уважение, что и творения Мольера и Корнеля. Биографии и творчеству этого писателя будет посвящена наша статья.

Жан Расин: краткая биография

Ж. Расин родился в городе Ла-Ферте-Милон, расположенном в графстве Валуа, 21 декабря 1639 года. Отец его служил мелким чиновником в налоговой службе. Мать умерла при тяжелых родах сестры Жана, поэтому воспитанием мальчика занималась бабушка.

Будущего писателя отдают в школу при монастыре Пор-Руяль, где он быстро становится лучшим учеником. Жан Расин прекрасно учился, кроме того, ему повезло с преподавателем филологии, который помог сформироваться литературным вкусам мальчика. Завершил писатель свое блестящее образование уже в Парижском колледже Аркур.

В 1661 году Расин отправляется в городок Юзе, где ему должны были дать церковную бенефицию (земельный участок), что позволило бы ему посвятить все свое время литературе. Однако писатель получил отказ и был вынужден вернуться в Париж.

В столице он становится завсегдатаем и клубов, знакомится с Мольером и другими писателями того времени. Сам Жан Расин (биография которого сейчас находится в центре нашего внимания) публикует свои первые пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха.

Более поздние произведения принесли писателю настоящий успех. Однако многие критики не отдавали должное творчеству Расина из-за его характера. Жан был честолюбив, раздражителен и заносчив.

В 1677 году он практически прекращает писать из-за провала «Федры» и становится королевским историографом. В этот же период он женится на религиозной и хозяйственной девушке, которая в будущем подарит ему семерых детей.

Скончался Жан Расин 21 апреля 1699 года в Париже. Он был похоронен неподалеку от церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

«Андромаха»

Трагедия была поставлена в 1667 году в Лувре. На представлении присутствовал Людовик XIV. Это была первая пьеса, принесшая Расину успех и известность.

Действия произведения происходят после в столице Эпира. Царь Пирр, сын Ахилла, получает депешу о том, что греки оскорблены поведением его отца, который приютил Андромаху, вдову Гектора, с сыном. Донесение доставляет Орест, влюбленный в невесту Пирра. Самого же царя больше интересует скорбящая по мужу Анромаха. С этого момента и начинается гибель правящего семейства и их государства.

Обращается к классическому греческому сюжету, практически не отступая от канона Жан Расин.

Цитаты, наиболее наглядно отображающие сюжет пьесы, приведем здесь: «Войти в то сердце, где для всех не заперт вход!/ Завидной не могу принять такую долю», «… любовь повелевает нами/ И разжигает… и гасит страсти пламя. /Кого хотим желать, тот нам… не мил. /А тот, кого клянем… сердце полонил».

«Британик»

В этой пьесе, поставленной в 1669 году, Жан Расин впервые в своем творчестве обращается к истории Древнего Рима.

Агриппина, мать беспокоится о том, что утрачивает власть над сыном. Теперь он больше прислушивается к советам Сенеки и военачальника Бурра. Женщина опасается, что в Нероне проснется своенравие и жестокость - страшное наследие его отца.

Одновременно с этим Нерон приказывает похитить Юнию, невесту его брата Британика. Девушка нравится императору, и он начинает подумывать о разводе со своей бесплодной женой Октавией. Британик не может поверить в коварство брата и надеется на примирение. Это и губит юношу.

«Береника»

В этой пьесе вновь обращается к римской теме Жан Расин. Творчество этого периода считается наиболее выдающимся, и трагедия «Береника» стала одним из тех произведений, которое публика приняла с большим восторгом.

Тит готовится к свадьбе с Береникой, царицей Палестины. В это же время в Риме находится царь Коммагены Антиох, который давно влюблен в царицу. Ввиду приближающейся свадьбы он собирается покинуть столицу. Беренике жаль терять верного друга, но дать ему надежду на большее она не может.

В то же время Тит размышляет о том, что римский народ наверняка будет против иноземной царицы: «Сам Юлий (Цезарь)… своей назвать женой египтянку не мог…». Император не может открыто сказать об этом невесте и просит Антиоха увезти ее. Долг перед народом оказывается сильнее любви.

«Ифигения»

Для этой пьесы, премьера которой состоялась в 1674 году, Жан Расин взял сюжет из древнегреческой мифологии. История рассказывает о том, как во время Троянской войны для того, чтобы снискать покровительства богини Артемиды, пришлось принести ей в жертву собственную дочь.

Эта пьесы была словно бы не замечена критиками - не было ни восторгов, ни разгромных отзывов.

«Федра»

Эта трагедия была встречена публикой очень негативно: критика назвала произведение худшим сочинением Расина. Именно после премьеры «Федры» (1677) драматург перестает заниматься литературой. Целых десять лет после этого провала он ничего не писал. Хотя позднее именно эту пьесу назовут вершиной творчества Расина.

Трагедия была написана александрийским стихом. Основой сюжета стала безответная страсть Федры, жены Тесея, к своему приемному сыну Ипполиту. Итогом конфликта становится гибель как Федры, так и Ипполита.

Пьесы Расина, построенные на античных сюжетах, ознаменовали начало целого направления не только во французской, но и в мировой литературе. По сей день творчество драматурга высоко оценивается не только критиками, но и публикой.

РАСИН Жан
(Racine, Jean)

(1639-1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка - сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка. В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял также непосредственное воздействие мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений. Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые свои пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся. Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефицию, которая позволила бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры на этот счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес - Фиваида (La Thbaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) - он написал по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665. По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни. В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV, обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе "надменной Васти" в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже после того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он также побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, оставить труппу Мольера и перейти в театр "Бургундский отель", где в 1667 она сыграла заглавную роль в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина увидеть раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством здесь отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе. Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон - Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Brnice), в которой заглавную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет. Ныне более достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу. За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphignie, 1674) и Федра (Phdre, 1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в "кровосмесительной" страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с Федрой Расина. Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа вместе с Н.Буало. Единственными его пьесами за этот период стали Эсфирь и Аталия (Athalie, русский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699. Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки Британника, что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное существование, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.
ЛИТЕРАТУРА
Мокульский С.С. Расин: К 300-летию со дня рождения. Л., 1940 Шафаренко И. Жан Расин. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Расин Ж. Сочинения, тт. 1-2. М., 1984 Кадышев В.С. Расин. М., 1990

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "РАСИН Жан" в других словарях:

    Жан Расин Марка СССР, 1989 г. Жан Батист Расин (франц. Jean Baptiste Racine, 22 декабря 1639 21 апреля 1699) французский драматург трагик, входивший в так называемую «великую тройку» драматургов XVII века наряду с Корнелем и Мольером … Википедия

    Расин, Жан - Жан Расин. РАСИН (Racine) Жан (1639 99), французский драматург, представитель классицизма. С 1677 королевский историограф. В трагедиях “Андромаха” (1668), “Британник” (1670), “Береника” (1671), “Федра” (1677) конфликт между монархическим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Расин (значения). Жан Расин фр. Jean Baptiste Racine Имя при рождении: Жан Батист Расин Дата рожден … Википедия

    - (Racine) (1639 1699), французский драматург, поэт, представитель классицизма. В трагедиях «Андромаха» (1668), «Британник» (поставлена 1669, издана 1670), «Береника» (поставлена 1670, издана 1671), «Митридат» (поставлена и издана 1673), «Федра»… … Энциклопедический словарь

    Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, ≈ 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил… … Большая советская энциклопедия

    РАСИН Жан - РАСИН (Racine) Жан (1639—99), французский поэт, драматург. Оды, посв. Людовику XIV («Нимфа Сены», 1660, и др.). Трагедии в стихах «Фиваида, или Братья соперники» (пост. и изд. 1664), «Александр Великий» (пост. 1665, изд. 1666), «Андромаха»… … Литературный энциклопедический словарь

    Расин\ Жан - (1639 1699), выдающийся поэт классицизма, автор трагедий Баязет, Федра … Биографический словарь Франции

    Расин Жан - (1639 1699) знаменитый французский трагический поэт классик, драматург. Автор блестящих од (На выздоровление короля); трагедий и даже комедии (Сутяги, 1668) … Словарь литературных типов

    - (Racine) знаменитый французский драматург; род. в Ферте Милоне 21 декабря 1639 г., умер в Париже 26 апреля 1699 г. Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения… …

    - (Racine) знаменитый французский драматург, род. в Ферте Милоне 21 дек. 1639, ум. в Париже 26 апр. 1699 г. Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения янсенистов; они… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Жан Расин. Сочинения (комплект из 2 книг) , Жан Расин , Жан Расин (1639 - 1699) - знаменитый французский драматург XVII в., "самый образцовый поэт классицизма", как определил его современник, известный теоретик классицистического направления… Категория: Классическая и современная проза Издатель:

Жан Расин (1639-1699) создавал свои трагедии в новых условиях, которые были связаны с окончательным торжеством абсолютизма. Это привело к изменению идеологии: политические проблемы постепенно уступают место проблемам нравственным.

Большое воздействие на этические взгляды Расина оказала философия янсенизма, религиозно-общественного движения во Франции XVII в. Как все христиане, они признавали греховность человеческой природы и возможность нравственного очищения человека. Однако их мораль была более сурова, чем представления о нравственности у католиков. Янсенисты полагали, что от природы всякая плоть порочна, что страсти неумолимо ведут человека к падению, а спасти его может только творец, ниспосылая на него божественную благодать. Но заслужить милость божью может лишь тот, кто сам, без постороннего вмешательства, осознает свою греховность и будет бороться с нею. Таким образом, они отрицали тайну исповеди и всякое воздействие на человека со стороны духовника.

Расин разрабатывал особую разновидность классической трагедии - любовно-психологическую, показывая мучительное состояние человека, вынужденного бороться со своими страстями ради выполнения долга, который автор, в первую очередь, понимал как долг нравственный, как подчинение высокой морали. Драматург принимал само существование абсолютизма, необходимость подчинения королю, но в отличие от Корнеля у Расина никогда не было иллюзий по поводу природы государственной власти. Для него короли - такие же люди, как и все прочие, им присущи те же страсти, причем королевскую власть они используют для удовлетворения своих прихотей. Будучи более прозорливым, видя абсолютистские порядки, Расин изображал, как правило, не идеальных монархов, а таких, каковы они суть.

Следование янсенистской философии определило и концепцию человека в творчестве Расина: в основе человеческой природы лежат страсти. Но писатель считал всякую страсть разрушительной, ибо она слепо эгоистична, иррациональна и сильнее доводов рассудка. Герои Расина осознают пагубность страсти, но не могут ей противостоять, потому что разум перед страстями бессилен.

Однако в конце жизни Расин начинает разрабатывать новую тему - тему религиозной терпимости монарха по отношению к подданным, которая была актуальной после отмены Нантского эдикта. Трагедия «Гофолия» (1691) - религиозно-политическая.

Трагедия Ж.Расина «Андромаха»
В "А" идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.
Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, она оказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором выросла французская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется в этой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннее высвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладали герои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение и
осуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым трем
из-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;
А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужой безжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой, - изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести в жертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга.Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится.
Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения "А" не только в этом несоответствии поступков героев и их результатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешним положением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивых стереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых с универсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушают эти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пирр
не просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру, рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместо того чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти свое достоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом.
Разум присутствует в трагедии как способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счете выносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознание своей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому, что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборов обуревающие их страсти.
«Федра»

С годами в художественном мироощущении и творческой манере Расина происходят изменения. Конфликт между гуманистическими и антигуманистическими силами все более перерастает у драматурга из столкновения между двумя противостоящими лагерями в ожесточенное единоборство человека с самим собой. Свет и тьма, разум и разрушительные страсти, мутные инстинкты и жгучие угрызения совести сталкиваются в душе одного и того же героя, зараженного пороками своей среды, но стремящегося возвыситься над нею, не желающего примириться со своим падением.
Однако вершины своего развития указанные тенденции достигают в "Федре". Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тезей, чувствует себя одинокой и заброшенной, и в ее душе зарождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра в какой-то мере полюбила Ипполита потому, что в его облике как бы воскрес прежний, некогда доблестный и прекрасный Тезей. Но Федра признается и в том, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей, что склонность к тлетворным страстям у нее в крови, унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Ариции, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".
Но Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.
В "Федре" в силу ее общечеловеческой глубины поэтические образы, почерпнутые в античности, особенно органично переплетаются с идейно-художественными мотивами, подсказанными писателю современностью. Как уже говорилось, художественные традиции Возрождения продолжают жить в творчестве Расина. Когда писатель, например, заставляет Федру обращаться к солнцу как к своему прародителю, для него это не условное риторическое украшение. Для Расина, как и для его предшественников - французских поэтов эпохи Возрождения, античные образы, понятия и имена оказываются родной стихией. Предания и мифы седой древности оживают здесь под пером драматурга, придавая еще большую величественность и монументальность жизненной драме, которая разыгрывается перед глазами зрителей.

Расин, Жан (Racine, Jean) (1639–1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка – сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.

Ж.-Б.Расин. Гравюра первой половины XIX века

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял также непосредственное воздействие мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений.

Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые свои пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефицию, которая позволила бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры на этот счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес – Фиваида (La Thbaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) – он написал по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665.

По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни.

В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV, обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе «надменной Васти» в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже после того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он также побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина увидеть раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством здесь отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Brnice), в которой заглавную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет. Ныне более достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу.

За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphignie, 1674) и Федра (Phdre, 1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в «кровосмесительной» страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с Федрой Расина.

Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа вместе с Н.Буало. Единственными его пьесами за этот период стали Эсфирь и Аталия (Athalie, русский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699.

Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки Британника, что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное существование, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

Литература:

Мокульский С.С. Расин: К 300-летию со дня рождения. Л., 1940

Шафаренко И. Жан Расин. – В кн.: Писатели Франции. М., 1964

Расин Ж. Сочинения, тт. 1–2. М., 1984

Кадышев В.С. Расин. М., 1990.

Жан-Батист Расин – французский драматург XVII века – родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Бабушка воспитывала детей.

Расину было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистов. Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения - «благодати», от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование - одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к «греховным» движениям души и искусство анализа сокрытых психологических состояний.

В 1658 Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэму «Нимфа Сены», за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 он уехал к дяде-священнику в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 Расин вернулся в Париж.

Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес - «Фиваида» (1664 ) и «Александр Великий» (1665 ) - были поставлены Мольером. Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем - янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писатель и драматург является публичным отравителем душ.

В 1665 Расин разорвал отношения с театром Мольера и перешел в театр Бургундский отель вместе со своей любовницей, прославленной актрисой Терезой Дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную роль в «Андромахе». Это был первый шедевр Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжет уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы «образ Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас».

С постановки «Андромахи» начался самый плодотворный период в творчестве Расина: вслед за его единственной комедией «Сутяги» (1668 ) появились трагедии «Британник» (1669 ), «Береника» (1670 ), «Баязет» (1672 ), «Митридат» (1673 ), «Ифигения» (1674 ).

Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титул. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка «Федры» (1677 ). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с «Федрой», и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась.

Интрига вокруг «Федры» вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали «Эсфирь» (1689 ) и «Гофолия» (1690 ), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV.

Жан-Батист Расин умер 21 апреля 1699 года . Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Произведения :
1660 – Amasie
1660 – Les amours d’Ovide
1660 – «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
1660 – «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
1685 – «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
1693 – «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 – «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы :
1663 – «Слава музам» (La Renommée aux Muses)
1664 – «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 – «Александр Великий» (Alexandre le grand)
1667 – Андромаха
1668 – Сутяги
1669 – Британик
1670 – Береника
1672 – Баязет
1673 – Митридат
1674 – Ифигения
1677 – Федра
1689 – Эсфирь
1691 – Гофолия



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх