Картины третьего рейха. Эстетика национал-социализма и изобразительное искусство ііі рейха



Книга...

Читать полностью

"Книга Ю. П. Маркина "Искусство Третьего рейха" - новое слово в изучении официального искусства нацистской Германии и весомый вклад в историю европейской культуры.
В основе книги - редкий, подчас уникальный и обширный иллюстративный материал. Это памятники нацистской архитектуры и монументального искусства, сохранившиеся до нашего времени лишь в фотографиях, эскизах и реконструкциях, а также живописные полотна 30-40-х годов из малодоступного ранее специального фонда хранения Немецкого исторического музея в Берлине.
Накопленный объем документов позволяет взглянуть на искусство Третьего рейха изнутри, учитывая реальную и неповторимую историко-культурную ситуацию, сложившуюся в Германии и в сознании немецкой нации.
Автор делает попытку нащупать "нерв" официального немецкого искусства 30-х годов, рассмотреть специфику художественной практики и профессиональных приемов живописцев, скульпторов и архитекторов сквозь призму принятой иконографии, мифологии и символики.
Книга М.Ю. Маркина открывает серию "Тоталитарное искусство Европы. ХХ век" Серия планируется в трех томах, посвященных официальному искусству Германии, Советского Союза и Италии 1930-1940-х гг."

Скрыть

Фотография: Jean Pol Grandmont В начале 2014 года на экраны выйдет фильм «Охотники за сокровищами» - военный детектив c Джорджем Клуни, Мэттом Деймоном и Кейт Бланшетт. «Monuments men» - так называли членов спецподзразделения, официально носившего название «The Monument, Fine Arts and Archives Division of the
Federal Government»: в последние годы войны оно занималось розыском и спасением произведений искусства, спрятанных нацистами в специальных тайниках. Для этого искусствоведческого спецназа война шла не столько за европейские территории, сколько за европейскую культуру: нацисты не жалели дворцов и храмов на оккупированных территориях, используя их как укрепления или просто уничтожая их бомбежками и артобстрелами, а ценные произведения искусства, которые можно было вывезти, - произведения старых мастеров и предметы роскоши - прятали в тайных хранилищах на территории Германии. Благодаря «monuments men» из тайников была спасена, например, скульптура Микеланджело «Мадонна Брюгге» и «Гентский алтарь» Яна ван Эйка. Но это старое искусство, его нацисты ценили, другой части изъятых ими сокровищ повезло куда меньше - это произведения художников-модернистов, которые в тогдашней Германии имели сомнительную ценность.


«Monuments men» в 1946 году осматривают картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», перед тем как вернуть ее в Музей Чарторыйских в Кракове

Экспрессионисты, кубисты, фовисты, сюрреалисты, дадаисты стали врагами рейха еще до войны. В 1936 году по всей Германии массово изымали из галерей и частных собраний произведения авангардного искусства, среди которых оказались работы Оскара Кокошки, Эль Лисицкого, Отто Дикса, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера, Василия Кандинского, Пита Мондриана и других художников, например школы «Баухауза». В 1937 году в Мюнхене открылась выставка под названием «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst), где работы классиков модернизма сопровождались издевательскими подписями. Все выставленные произведения были объявлены плодами больного воображения их авторов, и, соответственно, не могли восприниматься как полноценное искусство.


Подготовка выставки «Дегенеративное искусство»

Фотография: Fotobank / Getty Images

От «дегенеративного» искусства нацисты стремились избавляться как можно выгоднее для себя, приобретая взамен искусство «истинное», вроде Дюрера или Кранаха, - и для этого им требовалась помощь специалистов. Возможно, именно тогда искусствоведам, как и докторам, довелось впервые в истории
стать полноправными пособниками военного преступления. Одним из тех, кто занимался отбором и продажей авангарда для нужд нацизма, был торговец и коллекционер Хильдебранд Гурлитт. Поскольку официально продавать «еврейско-большевистское» искусство было невозможно - его надо было уничтожать вместе с авторами, - все операции с ним автоматически получали статус секретных. За время работы в комиссии под руководством Йозефа Геббельса предприимчивый Хильдебранд Гурлитт, в 30-е годы составлявший выставки художников-модернистов в музее города Цвиккау, собрал коллекцию из более чем полутора тысяч работ, объявленных нацистами вне закона. Возможно, об этой коллекции мир никогда бы не узнал - но в 2011 году полиция случайно задержала на границе Швейцарии и Германии 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, сына Хильдебранда Гурлитта, а потом нашла в его скромной квартире порядка 1400 полотен величайших мастеров конца XIX-начала XX века.


Фотография: Monuments Men Foundation

Открытие, о котором немецкая полиция молчала целых два года, по меркам начала XXI века - все равно как находка гробницы Тутанхамона для века прошлого. Вся история искусства XX века оказалась переписана в один момент: по официальной ее версии, эти картины были уничтожены нацистами; «monuments men», которые могли бы внести в эту версию свои коррективы, не слишком интересовались работами модернистов и предпочитали рисковать жизнью ради полотен Тициана и Рубенса. Даже когда в их руки попадало современное искусство, они не всегда могли оценить его значимость: собрание из 115 картин и 19 рисунков, зарегистрированное на Хильдебранда Гурлитта, британские войска обнаружили в Гамбурге еще в 1945 году. Однако Гурлитт, объявивший себя жертвой нацизма, сумел доказать, что картины были приобретены им законно, и получил их обратно спустя четыре года. Остальная часть коллекции, по его словам, погибла при бомбежке Дрездена. Как выясняется, верить Гурлитту нельзя было ни в чем, кроме его художественного чутья.


Церковь в Эллинге, превращенная нацистами в склад конфискованных произведений искусства

Фотография: Monuments Men Foundation

Фотография: Monuments Men Foundation Что будоражит больше всего при обнаружении авангардного клада, так это чувство первооткрывателя, позабытое даже археологами со времен Джона Картера. Но ценность мюнхенской находки не только в том, что она раскрывает новые подробности творчества художников - она добавляет сложившейся истории сослагательное наклонение, которое ей обычно противопоказано. Может ли оказаться, что случай семейства Гурлиттов не единичный? Что если драгоценные - в прямом смысле слова, за прошедшие годы они подорожали до невообразимых в 1940-е годы сумм - произведения модернистов ждут своего часа совсем не в соляных шахтах и заброшенных каменоломнях, откуда «monuments men» извлекали работы старых мастеров? Буквально за несколько дней до объявления о мюнхенской находке в результате тщательной инвентаризации, проведенной Нидерландской ассоциацией музеев, было выяснено, что 139 картин из различных голландских музеев - в том числе работы Матисса, Кандинского, Клее и Лисицкого - были в разные годы конфискованы нацистами у еврейских семей. Далеко не все работы можно вернуть наследникам жертв, но иски о реституции почти всегда сопровождают любую крупную находку довоенного искусства. Больше всего исков в последние годы подавали на работы Густава Климта. Его пейзаж «Литцлберг на озере Аттерзее», конфискованный в 1941 году у Амали Редлих, был возвращен в 2011 году ее дальнему родственнику из Канады. Американка Мария Альтман в 2000-е годы сумела вернуть себе картину Климта «Золотая Адель», отнятую нацистами у ее предков, семьи Блох-Бауэр. В 2010 году американская семья добилась значительной денежной компенсации у Фонда Леопольда за картину Эгона Шиле «Портрет Валли». До того как попасть в коллекцию Рудольфа Леопольда, картина была конфискована нацистами у Леи Бонди Ярай, еврейской галеристки, покинувшей Австрию после прихода нацистов. Сколько исков о реституции поступит после обнародования списка всех картин, найденных в Мюнхене, сложно себе представить.


Солдаты с «Автопортретом» Рембрандта, который был впоследствии возвращен в музей Карлсруэ

Фотография: Monuments Men Foundation

Фотография: East News / AFP По словам немецких полицейских, коллекция Гурлитта - 1258 картин без рам и 121 обрамленная - хранилась в полутемном неубранном помещении. Среди них - ранее неизвестная работа Шагала, картины Ренуара, Пикассо, Тулуз-Лотрека, Дикса, Бекмана, Мунка и многих других художников, в том числе около 300 работ, которые выставлялись в 1937 году на выставке «Дегенеративное искусство». Тайна, кстати, не до конца раскрыта: до сих пор неизвестно, где сейчас находится Корнелиус Гурлитт и зачем он долгие годы прятал в своей крохотной квартире картины самых дорогих художников XX века. Время от времени он что-то продавал (например, в ноябре 2011 года выставил на продажу через кельнский аукционный дом Lempertz пастель Макса Бекмана «Укротитель львов»), но основные свои сокровища хранил в пыли и мусоре, демонстрируя полное безразличие к их исторической (и материальной) ценности.


Это событие наверняка войдет в учебники истории, а голливудским сценаристам можно уже садиться за новую работу, тем более что тема гения и злодейства в ее конкретном преломлении - отношениях нацизма с высоким искусством - давно завораживает Голливуд: тут можно вспомнить и самого известного археолога-антифашиста Индиану Джонса, который как раз воевал с Третьим рейхом за культурное наследие, только для него важнейшим из искусств было религиозное; и Питера О’Тула в роли нацистского генерала, одинаково любившего импрессионизм и массовые убийства, в фильме 1967 года «Ночь генералов». Можно начинать кастинг на роль Хильдебранда Гурлитта (погибшего в автокатастрофе в 56-м) - впрочем, возможно, что и у этой истории еще будет свой сиквел.

Изобразительное искусство в Третьем рейхе

Немецкие художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления изобразительного искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в Германии, обрели мировое признание своими произведениями. Среди них были крупнейшие представители "нового реализма" (Die Neue Sachlichkeit) - Георг Гросс, экспрессионист швейцарского происхождения Пауль Клее, русский экспрессионист, работавший в Германии, Василий Кандинский. Эти трое, наряду с другими, работали в знаменитом объединении «Баухауз», создавая замечательные произведения послевоенного периода.

Для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства и истинным художником, современные тенденции в немецком изобразительном искусстве казались бессмысленными и опасными. В "Майн кампф" он высказывался против "большевизации искусства". Подобное искусство, говорил он, "есть болезненный результат сумасшествия". Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было особенно заметно в период Баварской советской республики, когда в политических плакатах на первое место выдвигался модернистский подход. "Жаль людей, которые уже не способны контролировать свое болезненное состояние". Все годы своего движения к политической власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к современному искусству. В 1930 он поддержал Национал-социалистическую боевую лигу Альфреда Розенберга, которая активно боролась с "дегенеративным искусством". Собственный вкус Гитлера в живописи ограничивался героическим и реалистическим жанрами. Истинное германское искусство, говорил он, никогда не должно изображать страдание, горе или боль. Художники должны использовать краски, "отличные от тех, которые различает в природе нормальный глаз". Сам он предпочитал полотна австрийских романтиков, таких как Франц фон Дефреггер, который специализировался на изображении тирольской крестьянской жизни, а также полотна второстепенных баварских художников, рисовавших счастливых крестьян за работой или пьянствующих монахов за игрой. Для Гитлера было очевидным, что наступит время, и он очистит Германию от декадентского искусства ради "истинного германского духа".

Специальным декретом от 22 сентября 1933 была создана Имперская палата культуры (Reichskulturkammer), во главе которой стоял министр народного просвещения и пропаганды Геббельс. Семь подпалат (изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были призваны служить инструментом политики гляйхшалтунг (Gleichschaltung). Около 42 тыс. лояльных нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно объединены в Имперскую палату изобразительного искусства. Директивы этого органа имели силу законов. Любой мог быть исключен за "политическую неблагонадежность". Для художников существовал целый ряд ограничений: Lehrverbot - лишение права на преподавательскую деятельность; Ausstellungsverbot - лишение права выставляться; и Malverbot - лишение права заниматься живописью. Агенты гестапо совершали молниеносные рейды по студиям художников. Владельцам художественных салонов и магазинов раздавали списки опальных художников и запрещенных к продаже произведения искусства.

Не имея возможности работать в подобных условиях, многие наиболее известные германские художники оказались в изгнании. Пауль Клее вернулся в Швейцарию, Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным, Оскар Кокошка, чей неистовый экспрессионизм особенно раздражал Гитлера, перебрался в Англию и принял британское гражданство, Георг Гросс эмигрировал в США, Макс Бекман обосновался в Амстердаме. Несколько известных художников все же решили остаться в Германии. Пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии художеств, остался в Берлине ("Я не могу съесть столько, чтобы рвало!") и умер здесь в 1935. Всех этих художников власти обвинили в создании негерманского искусства.

Первая официальная выставка "выродившегося искусства" (1918–1933) прошла в Карлсруэ в 1933, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В начале 1936 Гитлер приказал четырем нацистским художникам во главе с профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все "декадентское искусство". Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно понять, какой тип искусства он предпочитает: "Самая совершенная форма, самый изысканный образ, созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в мастерской художника, - это стальной шлем!". Комиссия изъяла 12890 картин, рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы Пикассо, Гогена, Сезанна и Ван Гога. 31 марта 1936 эти конфискованные произведения искусства были представлены на специальной выставке "дегенеративного искусства" в Мюнхене.

Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером. Проходившая одновременно по соседству "Великая германская художественная выставка", на которой было выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики. Чтобы поощрить "истинных германских художников", соответствующих его собственному вкусу, Гитлер учредил несколько сот премий. Незадолго до начала 2-й мировой войны, в марте 1939, в Берлине были сожжены тысячи художественных полотен. В конце июля 1939 по распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, чтобы получить валюту.

Во время войны Герман Геринг, бывший куда большим эклектиком в своих художественных пристрастиях, нежели фюрер, присвоил множество ценнейших произведений искусства, похищенных в период нацистской оккупации из крупнейших музеев Европы. Постепенно он собрал коллекцию колоссальной ценности, которую считал личной собственностью. Для конфискации художественных ценностей из музейных собраний оккупированных стран была даже создана специальная оперативная группа Розенберга (Einsatzstab Rosenberg), только по данным которой 5281 живописное полотно, в том числе работы Рубенса, Рембрандта, Гойи, Фрагонара и других великих мастеров, было вывезено в Третий рейх. Многие из награбленных сокровищ были возвращены после войны их законным владельцам.

автора Воропаев Сергей

Архитектура в Третьем рейхе В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Евреи в Третьем рейхе В разработанной Гитлером программе нацистской партии граждане еврейской национальности объявлялись вне закона. Они не могли участвовать в выборах, им запрещалось занимать государственные должности, преподавать в университетах, вступать в браки с

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Кинематография в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти немецкая кинематография, получившая до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стала составной частью программы гляйхшалтунг - подчинения всех сфер жизни

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Литература в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти, современная немецкая литература пострадала в наибольшей степени, нежели другие виды искусства. Германию покинуло, добровольно или принудительно, свыше 250 немецких писателей, поэтов, критиков и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Музыка в Третьем рейхе Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Образование в Третьем рейхе В течение многих столетий образовательная система Германии служила образцом для всего мира. Организация обучения, начиная с детского сада и кончая университетом, статус учителя, сущность учебного плана - все это вызывало широкое

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Подводный флот в Третьем рейхе По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь подводный флот, однако тайное его строительство не прекращалось ни на минуту. В 1927, в результате парламентского расследования скандала, связанного с информацией о

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пресса в Третьем рейхе Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры. Став канцлером, он, вслед за радиовещанием, кинематографией, музыкой, театром,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пропаганда в Третьем рейхе Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды д-р Пауль Йозеф

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Радиовещание в Третьем рейхе Как и другие средства массовой информации Третьего рейха, нацистские власти подчинили национальное радиовещание интересам политики гляйхшалтунг. Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Религия в Третьем рейхе Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. "Античность, - говорил он, - была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Театр в Третьем Рейхе В период Веймарской республики (1919–1933), германский театр приобрел высокую репутацию своим высочайшим мастерством. Немецкие драматурги, режиссеры и актеры, благодаря своей творческой энергии, внесли огромный вклад в развитие различных жанров

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Университеты в Третьем рейхе В течение многих поколений германская университетская система была образцом высшего образования для всего мира. Уровень подготовки студентов и компетенция преподавательского состава пользовались заслуженной репутацией. Между тем,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Великий врач в Третьем рейхе В 1927 году Зауэрбруха пригласили в Берлин на должность главного хирурга госпиталя Шарите – самой известной и уважаемой клиники Германии. Здесь профессор занимается хирургическим лечением туберкулеза, травм груди, заболеваний пищевода,

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Эпоха Третьего рейха давно стала историей, отдаляющейся от нас все дальше и дальше. Несмотря на то что еще свежи трагические воспоминания и живы те, кто перенес ужасы фашизма, по прошествии некоторого времени этот кровавый период постепенно смягчится в памяти людей. Однако мистические тайны Третьего рейха всегда будут волновать воображение, а живопись, архитектура, музыка и кинематограф национал-социалистической Германии наверняка на долгие десятилетия останутся предметом споров профессионалов и ценителей искусства.

Что же представляет собой искусство Третьего рейха? Китч, идеологический заказ, политическая пропаганда или продолжение традиций художественного реализма, классицизма, романтизма? Можно долго спорить об этом, но нельзя отрицать того, что оно до сих пор привлекает наше внимание и оказывает воздействие на современное общество. Достаточно вспомнить, сколько жарких дискуссий вызвала олимпийская эстетика, созданная Лени Рифеншталь в далеком 1936 году в Берлине.

Мы привыкли восхищаться работами древнегреческих и римских скульпторов, обнаженные мраморные тела, созданные Фидием или Праксителем, вызывают восторг и эстетическое наслаждение. Однако после 1945 года практически любая нагая скульптура в Германии воспринималась исключительно как нацистская символика, поэтому такие изваяния исчезли с улиц и парков. Стоит ли страшиться атлетического мужского тела лишь потому, что нацисты использовали эстетические идеалы античности в своих целях?

Некоторые исследователи полагают, что скульптура Третьего рейха является отражением варварства, культа силы - и ничего более, однако есть и другие мнения. Сьюзен Зонтаг, американская писательница и критик в области литературы, театра и кино, пишет: «Обычно думают, что национал-социализм стоит только за животность и террор. Но это неверно. Национал-социализм и вообще фашизм стоит также за идеал или, скорее, идеалы, которые сегодня существуют под другими знаменами: идеал жизни как искусства, культ красоты, фетишизм смелости, преодоление отчуждения в экстатическом чувстве принадлежности, отвержение интеллекта и теплое мужское сообщество (семья), под родительской властью вождей. Эти идеалы живы и дороги многим людям». Фильм об Олимпиаде 1936 года «Олимпия», а также «Триумф воли» были сняты Лени Рифеншталь по заказу нацистов, однако яркая эмоциональность и строгая простота этих картин до сих пор привлекают к ним зрителей. Разумеется, далеко не все согласятся с точкой зрения Зонтаг, но в одном она права: национал-социалисты, порой, действительно использовали в своих целях общечеловеческие ценности, понятные каждому из нас. Это, конечно же, ни в коей мере не уменьшает ответственности художников, работавших на нацистов, а значит, принимавших их идеологию.

Удивляет другое: искусство Третьего рейха сформировалось всего за двенадцать лет, шесть из которых были военными. Кроме того, многие талантливые деятели культуры покинули страну, а оставшиеся ушли во внутреннюю оппозицию, игнорируя идеологов нацизма, призывавших мастеров к созданию новой, «истинной» немецкой культуры. За короткий временной промежуток удалось практически полностью добиться тех целей, которые национал-социалистическая партия поставила перед искусством. Несмотря на сегодняшнее осуждение нацистской эстетики, несомненно одно: она пленила сознание миллионов немцев и возбудила к себе небывалый интерес со стороны жителей других государств. Хотя союзники, оккупировавшие Германию после ее капитуляции, старались уничтожить все, что было создано Третьим рейхом в области искусства, им не удалось загасить интерес к эстетическому наследию национал-социалистов, и оно по-прежнему завораживает людей.

Автор этой книги не ставит перед собой задачи осудить или оправдать кого-либо, его цель попытаться понять, какое место в человеческой цивилизации занимает искусство Третьего рейха, сумевшего за 12 лет своего существования добиться несомненных успехов в области науки, техники, архитектуры и музыки.

Архитектура Третьего рейха

Важнейшее из искусств

Ни одному из существующих искусств политические деятели Третьего рейха не придавали такого значения, как архитектуре. Об этом позаботился сам Гитлер, не раз высказывавший мысль о том, что идеи национал-социализма, воплощенные в произведениях зодчества, будут актуальными в течение многих столетий. Архитектура считалась частью «немецкой революции», смыслом которой был приход к власти фюрера. Именно она, наряду с возведением памятников, являлась для нацистов самым политическим и наиболее достойным внимания искусством. По мнению фюрера и его соратников, архитектура лучше всего могла служить воспитательным целям и оказывать необходимое психологическое воздействие на массы.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году была принята программа по перепланировке городов под лозунгом «урегулирование пространства» и «выздоровление немецких городов». Однако главной задачей нацистов было отнюдь не улучшение качества жизни городского населения, как с восторгом сообщали газеты, а подготовка к войне.

В 1937 году Гитлер издал указ «О перестройке немецких городов», который стал руководством к активным действиям. Разбирались целые кварталы со старинными постройками, началась разработка проектов застройки центров городов. Свою градостроительную программу Гитлер обосновывал тем, что хочет вернуть немецкой нации чувство самоуважения, утраченное после поражения в Первой мировой войне. Здания, возведенные в городах, должны были производить неизгладимое впечатление и на простых жителей Германии, и на международное сообщество. С помощью архитектуры нацисты собирались показать немецкому народу и всему миру непобедимость своих идей.

По мысли Гитлера, возводимые здания должны были выполнять не только функциональные задачи, но и служить своего рода «посланием» будущим поколениям, а значит, стоять вечно. Особенно ярко идеи вечного господства и абсолютной власти отразились в государственных и партийных зданиях нацистской Германии. Гитлер был уверен, что через тысячи лет, когда Третий рейх, подобно Римской империи, перестанет существовать, созданные им громадные сооружения превратятся в руины, но останутся такими же величественными, как и развалины Древнего Рима, а при взгляде на них люди будут восхищаться былым могуществом Великого рейха. Эту идею фюрер постарался донести до своих зодчих. Естественно, ни Гитлер, ни архитекторы, работавшие под его руководством, даже не догадывались, что многие из этих исполинских сооружений, построенных, казалось бы, на века, не простоят и десятилетия.

Нацисты придавали архитектуре огромное значение, об этом говорит и тот факт, что даже во время Второй мировой войны строительство в крупных городах продолжалось и финансирование не останавливалось до начала 1944 года.

Образцом для подражания при строительстве партийных и государственных зданий стала древнегреческая и древнеримская архитектура, а также полные торжественной гордости прусские соборы. Тяготевший к мистицизму и оккультным знаниям, Гитлер полагал, что исходящее от них излучение придаст новому государству мощь и силу и поможет Германии стать владычицей мира, подобно Древнему Риму. Фюрер подкреплял свои выступления расовыми теориями, которые гласили, что предками современных немцев, унаследовавших боевой дух пруссаков, были древние греки и римляне.

Рассуждая о нацистской архитектуре, многие исследователи употребляют эпитеты: «монументальная», «циклопическая», «гигантская». На самом деле, во времена Третьего рейха возводились не только громадные партийные форумы и пафосные государственные здания. Не стоит думать, что нацисты не строили жилых домов, кинотеатров, больниц и фабрик, при этом все эти сооружения нисколько не напоминали партийно-государственные дворцы. Деятели нацизма часто говорили об изобретении особого архитектурного стиля, а мемуары Альберта Шпеера, «придворного» архитектора Гитлера, свидетельствуют о том, что нацистской архитектуре свойствен эклектизм и стилевой плюрализм. В ней существовало только общее направление, в котором соединились самые разные элементы. Из воспоминаний Шпеера известно, что фюрер прекрасно понимал: гостиница на автобане или сельская школа гитлерюгенда не может быть похожей на городское здание, а фабрика не должна напоминать дворец партийных съездов. К проекту обычного фабричного строения из стекла и бетона Гитлер мог отнестись с не меньшим воодушевлением, чем, например, к зданию новой Имперской канцелярии.

Как известно, один из самых кровожадных тиранов XX века Адольф Гитлер любил искусство (в молодости он даже хотел стать художником). Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти нацисты даже разработали особую концепцию, которая должна была воспитать новую нацию в духе национал-социализма.

Стержнем социальной политики и искусства в Третьем рейхе стала идеология «крови и почвы», которая рассматривала взаимосвязь национального происхождения («крови») и родной земли, дающей нации пропитание («почвы»). Все остальное было причислено кдегенеративному искусству .

Для отображения официального взгляда на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики в Мюнхене даже построили Дом немецкого искусства, где в период с 1937 и по 1944 год проходили Большие германские художественные выставки, которые ежегодно посещали около 600 тысяч зрителей.

Выступая на открытии первой Большой немецкой художественной выставки в 1937 году Адольф Гитлер предал анафеме авангардное искусство, которое было развито в Германии до прихода к власти нацистов, и поставил перед немецкими художниками задачу «служить народу», идя вместе с ним «по пути национал-социализма».

Художники, выполнявшие этот социальный заказ, следуя идеологии «крови и почвы» создали многочисленные произведения, восхваляющие трудолюбие и прилежание немецкого крестьянина, храбрость арийского солдата и плодовитость германской женщины, преданной партии и семье.

Ханс Шмитц-Виденбрюк

Один народ - одна нация.

Народ в борьбе.

Крестьяне в грозу.

Семейное фото.

Артур Кампф

Одним из самых известных официальных художников Третьего рейха был Артур Кампф (26 сентября 1864 - 8 февраля 1950). Он даже вошел в список «Gottbegnadeten-Liste» («Список талантов от бога») как один из четырёх самых выдающихся современных немецких художников. Список был составлен Имперским министерством народного просвещения и пропаганды под личным руководством Адольфа Гитлера.

Кроме того, художник был награждён «Орденом Орла со щитом» - высшей наградой деятелей науки, культуры и искусств во времена Веймарской республики и Третьего рейха.

Борьба Света и Тьмы.

В прокатном цеху.

Сталевары.

Адольф Циглер

Адольф Циглер (16 октября 1892 - 18 сентября 1959) был не только известным художником, но и видным деятелем Третьего рейха. Он занимал должность президента Имперской палаты изобразительных искусств с 1936 по 1945 год и активно выступал против модернистского искусства, которое называл «порождением международного еврейства».

Именно Циглер занимался «очищением» немецких музеев и художественных галерей от «дегенеративного искусства». Благодаря его «стараниям» из музеев было убрано множество полотен известных и талантливых художников, среди которых были работы Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна и Ван Гога. В прочем, шедевры «дегенеративного искусства» не пропали: нацисты бодро торговали награбленными картинами, переправляя их через дилеров за рубеж, где модернисты были в цене.

В 1943 году с Адольфом Циглером произошёл курьёз. Он был заподозрен СС в пораженческих настроениях и 13 августа отправлен в концлагерь Дахау, откуда только 15 сентября его вызволил Адольф Гитлер, не осведомленный об этой акции.

После Второй мировой войны Адольфа Циглера исключили из Мюнхенской академии художеств, где он состоял в должности профессора. Остаток жизни художник провел в деревне Фарнхальт близ Баден-Бадена.

Крестьянка с корзинами фруктов.

Два мальчика с парусником.

Пауль Матиас Падуа

Пауль Матиас Падуа (15 ноября 1903 - 22 августа 1981) был немецким художником-самоучкой, родившимся в очень бедной семье. Возможно поэтому, он яро следовал указаниям сверху, предпочитая рисовать в стиле героического реализма «крови и почвы».

В Третьем Рейхе Падуа считался модным художником и нередко рисовал портреты на заказ. Среди его работ - портрет австрийского композитора Франца Легара, автора музыки к оперетте «Весёлая вдова», лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год писателя Герхарта Гауптмана и дирижёра Клеменса Крауса, одного из наиболее выдающихся исполнителей музыки Рихарда Штрауса.

Картина Пауля Матиаса Падуа «Леда с лебедем» была куплена Адольфом Гитлером для своей резиденции в Бергхофе.

После войны Пауля Падуа, как «придворного художника» Третьего Рейха, исключили из немецкого Союза работников искусств, однако он сохранил популярность в народе и в послевоенной Германии зарабатывал выполняя многочисленные заказы для крупных политиков, хозяйственников и работников культуры.

Говорит Фюрер.

В отпуске.

Портрет Клеменса Крауса.

Портрет Муссолини.

Зепп Хильц


Зепп Хильц (22 октября 1906 - 30 сентября 1967) был одним из любимых художников партийной верхушки Третьего рейха. Его «сельские» работы, показывающие жизнь и труд немецкого крестьянина, с точки зрения нацисткой морали отражали национальный дух германского народа.

Работы Хильца охотно покупали лидеры Третьего рейха. В 1938 году за 10 тысяч рейхсмарок картину «После работы» приобрёл Гитлер, а в 1942 году он также приобрёл картину «Красное ожерелье» за 5 тысяч.

Самую знаменитую работу художника, представленную публике в 1939 году, «Крестьянская Венера» (обнаженная Венера в образе баварской крестьянки) за 15 тысяч рейхсмарок приобрёл Йозеф Гёббельс.

Крестьянскую «Невесту» в 1940 году приобрёл за 15 тысяч рейхсмарок министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, а «Крестьянскую трилогию» в 1941 году купил гауляйтер Мюнхена и Верхней Баварии Адольф Вагнер за 66 тысяч рейхсмарок.

Кроме того Зепп Хильц получил в дар от государства 1 миллион рейхсмарок на покупку земельного участка, строительство дома и художественного ателье.

После окончания Второй мировой войны Зепп Хильц занимался в основном реставрированием повреждённых полотен, а собственные картины писал исключительно на религиозные сюжеты.

Крестьянская трилогия.

Накануне праздника.

Невеста.

Крестьянская Венера.

Ханс Шмитц-Виденбрюк

Ханс Шмитц-Виденбрюк (3 января 1907- 7 декабря 1944) был достаточно известным художником, обласканным нацисткой властью. Его работы часто экспонировались и даже приобретались Гитлером, Геббельсом и Борманом за десятки тысяч рейхсмарок. Шмитц-Виденбрюк в 1939 году был удостоен Национальной премии, а в 1940 году в возрасте 33 лет стал профессором в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Одна из наиболее известная работ Шмитц-Виденбрюка - триптих «Один народ - одна нация». По мнению историка, доцента Иркутского национального исследовательского технического университета Инессы Анатольевны Ковригиной, «трудно найти какое-либо другое живописное произведение, которое столь прямо выражало бы социально-политические приоритеты нацистской идеологии, как триптих Ганса Шмитца Виденбрюка «Рабочие, крестьяне и солдаты»».

После Второй мировой войны картина находилась в американском секторе и была конфискована как нацистская пропаганда. Её вывезли из Германии в США, где её разбили на три отдельные части, считающиеся сами по себе «безвредными». В 2000 году боковые панели триптиха были возвращены в Германию и хранились в запаснике Германского исторического музея в Берлине. Центральная часть остаётся в США.

Один народ - одна нация.

Народ в борьбе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх