Краткая биография айн рэнд. Американская писательница Айн Рэнд: биография, творчество, лучшие произведения и интересные факты из жизни Айн рэнд настоящее имя

Айн Рэнд - популярная русско-американская писательница, философ, драматург и сценарист. Она известна своими двумя бестселлерами, «Источник» и «Атлант расправил плечи», а также разработкой философской системы, которую она именовала "объективизмом". Ее произведения выражают принципы свободы воли, морали и нравственности. Данная статься расскажет о биографии и лучших книгах Айн Рэнд.

Начало пути

Кто такая Айн Рэнд? Урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, писательница родилась в 1905 году в еврейской буржуазной семье, живущей в Санкт-Петербурге. Она была старшей из 3 дочерей Зиновия Захаровича Розенбаума и его жены Анны Борисовны. Семья не была религиозной. Отец Зиновий Розенбаум был успешным фармацевтом, который владел аптекой и зданием, в котором она находилась. Рэнд позже сказала, что обучение в школе было довольно легким, она начала писать сценарии в возрасте восьми лет, а романы в возрасте десяти лет. В престижной гимназии имени Стоюниной ее ближайшим другом была младшая сестра Владимира Набокова, Ольга.

Последующая Октябрьская революция и власть большевиков при Владимире Ленине нарушили жизнь буржуазной семьи. Бизнес отца был конфискован, и семья бежала на Крымский полуостров, который изначально находился под контролем Белой армии во время Гражданской войны в России. В училище Рэнд решила, что она будет атеисткой. Разум она считала главной человеческой добродетелью. После окончания средней школы в Крыму в июне 1921 года Рэнд вернулась со своей семьей в Петроград (в то время он был переименован в Санкт-Петербург), где они столкнулись с ужасными условиями и иногда практически голодали.

После русской революции университеты были открыты для женщин, что позволило Рэнд быть в первой группе женщин, которые поступили в Петроградский государственный университет. В возрасте 16 лет она начала учебу на факультете социальной педагогики по специальности «история». В университете она изучала ​​работы Аристотеля и Платона, которые оказали на нее большое влияние. Она также изучала философские труды Фридриха Ницше. Имея возможность читать на французском, немецком и русском, Рэнд также открыла для себя таких писателей, как Федор Достоевский, Виктор Гюго, Эдмонд Ростан и Фридрих Шиллер, которые стали ее любимыми авторами, оказавшими влияние на ее жизненный путь и биографию. Семья Айн Рэнд поддерживала ее стремление к получению образования.

Наряду со многими другими буржуазными студентами, Рэнд был исключена из университета незадолго до окончания обучения. Однако после жалоб со стороны группы иностранных ученых многие из исключенных учеников были допущены к завершению своей учебы. Рэнд окончила университет в октябре 1924 года. Затем она училась в течение года в Государственном техникуме искусств в Ленинграде. В этом техникуме она написала эссе о польской актрисе Поле Негри, ставшее ее первой опубликованной работой. К этому времени она выбрала свой профессиональным псевдонимом для работы - Рэнд. Девушка взяла эту фамилию из названия печатной машинки «Рэмингтон Рэнд», которую она привезла в Соединенные Штаты из России. Так началась история Айн Рэнд как писательницы и философа.

Переезд в Соединенные Штаты

Дальнейшая биография автора Айн Рэнд тесно связана с Соединенными Штатами, куда она переехала в 1926 году, получив образование в России. Осенью 1925 года Рэнд получила визу для посещения родственников в Чикаго. Айн Рэнд навсегда покинула Россию 17 января 1926 года. Когда она прибыла в Нью-Йорк, она была настолько впечатлена горизонтом Манхэттена, что даже заплакала, позже Айн назвала свои слезы «слезами великолепия». Она имела намерение остаться в Соединенных Штатах, чтобы стать сценаристом. Рэнд прожила несколько месяцев со своими родственниками, один из которых владел кинотеатром и разрешал ей бесплатно смотреть десятки фильмов. Затем она уехала в Голливуд, штат Калифорния.

В Голливуде произошла случайная встреча со знаменитым режиссером Сесилом Демилом, которая привела к тому, что девушке дали работу сценариста. Она работала над сценарием фильма «Царь царей» и еще над несколькими другими голливудскими постановками. Во время работы над фильмом «Царь царей», Айн встретила начинающего молодого актера Фрэнка О"Коннора.

Они поженились 15 апреля 1929 года. Она получила вид на жительство в июле 1929 года, а гражданкой США стала 3 марта 1931 года. В течение 1930-х годов она работала на разных должностях, чтобы заработать деньги на издание собственных произведений. Некоторое время Рэнд работала руководителем костюмерного отдела в RKO Studios. Она предприняла несколько попыток привести своих родителей и сестер в Соединенные Штаты, но те не смогли получить разрешение на эмиграцию.

Анна написала пьесу, по которой сделано несколько постановок на Бродвее в 1935 и 1936 годах. После двух первых изданных книг, которые изначально не были популярными, она добилась известности в 1943-м, написав роман «Источник». В 1957 году Рэнд опубликовала свою самую известную работу - роман "Атлант расправил плечи". Затем она занялась написанием научной литературы, чтобы продвигать свою собственную философию, публикуясь в периодических изданиях, а также выпустила несколько сборников эссе.

Первый успех

Рэнд продала поэму "Красная пешка" кинокомпании Universal Studios в 1932 году, хотя по ней не был снят фильм. Это был первый профессиональный успех. Затем была поставлена театральная пьеса по ее книге "Ночь 16 января", впервые выпущенная Э. Клайвом в Голливуде в 1934 году, а затем успешно открывшаяся на Бродвее в 1935 году. Каждую ночь жюри выбиралось из числа зрителей, и на основании голосования жюри выбирался один из двух разных финалов пьесы.

В 1941 году студия Paramount Pictures выпустила фильм по мотивам ее пьесы "Идеал". Рэнд не участвовала в производстве и очень критично оценивала результат. Книга под названием "Идеал" - это роман и пьеса, написанные в 1934 году, которые были впервые опубликованы в 2015 году под ее имением. Героиня произведения - актриса, воплощающая в себе все идеалы американской писательницы.

Первый опубликованный роман Рэнд - это полуавтобиографическое произведение «Мы живые», которое было напечатано в 1936 году. Действие романа происходит в советской России и сосредоточено на борьбе между индивидуумом и государством. В предисловии к роману 1959 года Рэнд заявила, что данное произведение является в своем роде автобиографией. Это автобиография не в буквальном смысле, а только в интеллектуальном. Сюжет выдуман, но перекликается с судьбами реальных людей. Первоначальные продажи произведения не были большими, и американский издатель изъял книгу из печати, хотя в Европе она успешно продавалась. После успеха более поздних романов, Рэнд смогла опубликовать переделанную версию в 1959 году, которая была продана в количестве более трех миллионов экземпляров. В 1942 году по роману были сняты несколько итальянских фильмов известными режиссерами без разрешения Рэнд. В шестидесятых годах по этому же роману был снят еще один фильм, который был одобрен автором сценария.

Ее новелла "Гимн" была написана во время перерыва в создании следующего крупного романа, «Источник». В ней описывалось общество, в котором тоталитарный коллективизм торжествует до такой степени, что даже слово «я» было забыто и заменено на «мы». Новелла была опубликована в Англии в 1938 году, но Рэнд так и не смогла найти американского издателя. Как и в случае с романом "Мы живые", дальнейший успех ее произведений позволил ей издать переработанную версию произведения "Гимн", опубликованную в 1946 году, проданную в количестве более 3,5 миллиона экземпляров. Все книги Айн Рэнд переведены на русский язык.

Политическая активность

В 1940-е годы Рэнд стала интересоваться вопросами политики. Было время, когда она и ее муж работали добровольцами полный рабочий день в президентской кампании республиканца Уэнделла Уилки.

Американская писательница Айн Рэнд стала публично выступать. Эта деятельность привела ее в к знакомству с другими интеллектуалами, которые были сторонниками свободного рыночного капитализма.

Она подружилась с журналистом Генри Хэзлиттом и его женой, а Хэзлитт познакомил ее с австрийским ученым-экономистом Людвигом фон Мизесом. Несмотря на философские разногласия с ними, Рэнд решительно поддерживала переписку с обоими мужчинами на протяжении всей своей карьеры, и оба восхищались ею. Мизес однажды назвал Рэнд «самым мужественным человеком в Америке». Этот комплимент ей особенно понравился, потому что Мизес произнес слово «человек» вместо «женщины».

Рэнд также подружилась с либертарианской писательницей Изабель Патерсон. Рэнд расспрашивала Патерсон об американской истории и политике долгое время во время их многочисленных встреч. Идеи Патерсон Рэнд использовала для написания своей единственной научной книги «Бог машин».

Роман "Источник"

Первым крупным успехом Рэнд в качестве писателя стало произведение «Источник». Это романтический и философский роман, который она писала в течение семи лет. Роман повествует о бескомпромиссном молодом архитекторе по имени Говард Рорк и его борьбе с теми, кого Рэнд называла «второсортными». То есть это люди, которые ставят других выше себя, пытаясь приспособиться к обстоятельствам. Роман был отклонен двенадцатью издателями, прежде чем, наконец, был принят компанией Bobbs-Merrill по настоянию редактора Арчибальда Огдена.

Для завершения романа Рэнд начала принимать специальный препарат для борьбы с усталостью. Медикамент помогал ей работать длительное время, чтобы успеть к сроку публикации книги, но потом она была настолько измучена, что ее врач настаивал на двухнедельном отдыхе. Использование этого препарата в течение примерно трех десятилетий, возможно, способствовало эмоциональной неустойчивости и перепадам настроения писательницы.

"Источник" стал всемирно известным произведением, принеся Айн Рэнд славу и финансовую стабильность. В 1943 году Рэнд продала права на версию фильма студии Warner Brothers. Она вернулась в Голливуд, чтобы написать сценарий по книге. Закончив свою работу над этим сценарием, женщина была нанята продюсером Хэлом Уоллисом в качестве сценариста и драматурга. Ее работа для Уоллиса включала сценарии для фильмов «Любовные письма» и «Ты проходил мимо», которые стали номинантами на престижную кинонаграду "Оскар".

Рэнд также работала над другими проектами, в том числе над планируемой научной трактовкой ее философии, которая называется «Моральная основа индивидуализма». Хотя запланированная книга никогда не была завершена, краткая версия была опубликована как эссе под названием «Единственный путь к завтрашнему дню» в январском выпуске журнала Reader"s Digest за январь 1944 года.

Произведение "Атлант расправил плечи" и философия объективизма

Айн Рэнд в последующие годы после публикации «Источника» получала многочисленные письма от читателей, некоторые из которых глубоко повлияли на ее произведения. В 1951 году Рэнд переехала из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где она собрала вокруг себя группу поклонников. В эту группу (в шутку названную «коллективом») вошли будущий председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен, молодой студент-психолог Натаниэль Бранден и его жена Барбара и двоюродный брат Барбары Леонард Пейкофф. Первоначально группа была неофициальным собранием друзей, которые встречались с Рэнд в выходные в своей квартире, чтобы обсудить философию. Позже она начала разрешать им читать черновики своего нового романа «Атлант расправил плечи», когда были написаны страницы рукописи.

Книга «Атлант расправил плечи», опубликованная в 1957 году, считается самой известной среди всех книг Айн Рэнд. Писательница определила тему романа как «роль разума в существовании человека» и демонстрировала новую моральную философию: мораль рациональных личных интересов. Произведение выражает основные принципы философии объективизма Рэнд и выражает ее концепцию человеческих достижений.

Книга является, по сути, антиутопией. По сюжету романа самые креативные промышленники, ученые и художники начинают забастовку и отступают к горному укрытию, где они строят независимую свободную экономику. Действие происходит в Соединенных Штатах Америки. Герой романа и лидер забастовки Джон Голт описывает забастовку как «остановку двигателя мира». Он собирает вокруг себя людей, которые в наибольшей степени способствуют процветанию и развитию страны. В этой вымышленной забастовке Рэнд намеревалась проиллюстрировать, что без усилий рациональных и продуктивных личностей экономика рухнет, а общество развалится.

Роман включает в себя элементы тайны, романтики и научной фантастики, а также содержит расширенное изложение объективизма в виде длительного монолога, который произносит Голт. Произведение множество раз называлось шедевром в литературных кругах и получило хвалебные оценки со стороны литературных критиков. "Атлант расправил плечи" входит в список книг Айн Рэнд как самое известное произведение писательницы.

Книга «Атлант расправил плечи» стала международным бестселлером. В интервью Майку Уоллесу Рэнд объявила себя «самым креативным мыслителем среди живущих».

Данное произведение - это последняя законченная работа Рэнд в художественной литературе. Это ознаменовало конец ее карьеры как романиста. Далее Рэнд стала активно заниматься разработкой своих философских идей.

Продвижение идей

В 1958 году Натаниэль Бранден основал организацию Nathaniel Branden Lectures, позже получившую название Nathaniel Branden Institute (NBI), чтобы продвигать философию Рэнд. Сторонники философии Айн читали лекции и писали статьи для периодического издания «Объективист», которое она редактировала. Рэнд позже опубликовала некоторые из этих статей в книжной форме. Критики, в том числе некоторые из бывших учеников этой организации и сам Бранден, позже называли объективистское движение культом или религией.

Рэнд высказала мнение по широкому кругу тем: от литературы и музыки до сексуальности и волос на лице, а некоторые из ее последователей пытались соответствовать ее предпочтениям, одеваясь так, чтобы соответствовать персонажам своих романов и покупать мебель, как у писательницы. Тем не менее некоторые из бывших сторонников Айн считали, что степень поклонения преувеличена, а фанатичные поклонники были лишь среди ближайших последователей Рэнд в Нью-Йорке. Рэнд не впечатлила многих слушателей Nathaniel Branden Institute, заставляя придерживаться своих строгих стандартов, иногда реагируя холодно или сердито на тех, кто не соглашался с ней. Список книг Айн Рэнд состоит как из художественных произведений, так и из философских и научных работ.

Философские взгляды

Писательница называла свое философскую систему «объективизмом». Она отвергла все утверждения о неперспективном или априорном знании, включая «инстинкт», «интуицию», «откровение».

Американская писательница считала, что разум - это единственный способ приобретения знаний и отвержения веры и религии. Она осуждала применение силы в политических целях, считая это аморальным. Рэнд выступала против коллективизма и сталинизма, а также анархизма (безвластия). Однако она поддерживала капитализм невмешательства, который она определяла как систему, основанную на признании прав личности, включая право собственности.

В искусстве Айн Рэнд была сторонницей романтического реализма. Она резко критиковала большинство известных ей философов и философских традиций, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов.

Ее философия оказала большое влияние на либеральное движение. Дэвид Нолан, один из руководителей Либеральной партии, заявлял, что «без Айн Рэнд либертарианского направления не было бы»

Мнение критиков

Литературные критики оценивали художественную литературу Рэнд противоречивыми рецензиями, а ученые обычно игнорировали или отвергали ее философию, хотя академический интерес к ее работам за последние десятилетия увеличился.

Движение объективистов пыталось распространять свои идеи как среди широкой публики, так и в академических кругах. Писательница оказала большое влияние на либертарианцев и консерваторов в Америке.

Последние годы жизни

В течение 1960-х и 1970-х годов писательница развивала и распространяла свою философию объективизма через свои научно-популярные работы, а также беседуя со студентами Йельского, Принстонского, Колумбийского, Массачусетского университетов, также выступала в Гарварде. Она получила почетную докторскую степень в колледже Льюиса и Кларка в 1963 году. Женщина также начала проводить ежегодные лекции на форуме Ford Hall, отвечая затем на вопросы аудитории.

Во время этих выступлений она часто занимала противоречивые позиции по политическим и социальным вопросам. Рэнд выступала в поддержку прав женщин на аборт, была против войны во Вьетнаме. Однако она поддерживала Израиль в войне Йом-Киппура 1973 года против коалиции арабских государств. Писательница заявляла, что европейские колонизаторы имели право развивать землю, отобранную у американских индейцев, а также называла гомосексуализм аморальными и отвратительными явлением, в то же время выступая за отмену запрета свободной любви.

Она также поддержала нескольких кандидатов от Республиканской партии в президенты Соединенных Штатов Америки, в наибольшей степени Барри Голдуотера в 1964 году, чью кандидатуру она продвигала в нескольких статьях для информационного издания «Объективист». Американская писательница скончалась от сердечного приступа в марте 1982 года в городе Нью-Йорке. Это краткая биография Айн Рэнд и последних лет ее жизни.

Высказывания писательницы

Американская писательница известна своими высказывания, которые выражали правила жизни Айн Рэнд. Рассмотрим ее наиболее известные цитаты:

Сила и разум противоположны; мораль кончается там, где начинается стрельба.

Я существую - следовательно, я буду мыслить.

Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее.

Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне.

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину.

Свобода - это фундаментальная необходимость человеческого мышления.

Цитаты и афоризмы Айн Рэнд выражают ее собственную индивидуальную философию. Множество людей цитируют ее произведения, самым цитируемым считается роман "Атлант расправил плечи". Ниже приведено самое известное высказывание (цитата) Айн Рэнд из этого произведения:

Для существа разумного вопрос "быть или не быть?" — это вопрос "мыслить или не мыслить?". Что против разума, то против жизни.

Как видим, во многом писательница оказалась права.

Айн Рэнд (урожд. Алиса Зиновьевна Розенбаум) - американская писательница и философ.

Родилась в Санкт-Петербурге. Изучала философию и литературу в Петроградском государственном университете. Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой. Она была первым ребенком в семье еврейского торговца Фронза, которого она обожала, и его надоедливой жены Анны, которую она ненавидела. Нареченная Алисой Розенбаум, Айн Рэнд была первой из трех дочерей. Она была прелестным ребенком, который научился читать и писать в возрасте четырех лет, в тот период, когда Троцкий, Ленин и Сталин занимались революционизированием ее родной страны. Хотя ее взгляды и были диаметрально противоположны философии той системы, в которой она росла, Айн Рэнд стала типичным продуктом этой системы. Она росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем.

Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Она решила стать писателем, когда ей было девять, и сказала в классическом прометеевском стиле: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются". Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов.

Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она говорит: "Размышляя об идеях, я начала задавать себе вопрос почему?". И еще: "Я не помню происхождение своих историй, они приходили ко мне как целое". Описывая себя в детстве, Рэнд вспоминает, что она преклонялась перед героями. И продолжает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди". Она говорит: "Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали".

Первая мировая война была трагедией для девятилетней Рэнд. Санкт-Петербург оказался в осаде, и большинство членов ее семьи было убито. Когда ей было двенадцать, свершилась русская революция, и ее отец потерял все. Он стал обыкновенным рабочим, борющимся за кусок хлеба на столе и за то, чтобы спасти семью от ненавистных красных. Это оставило неизгладимый отпечаток в сознании Рэнд. Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни".

Это и стало толчком к душевному порыву Рэнд писать романы эпического масштаба о героических свершениях. В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство. Учившийся в колледже ее кузен читал Ницше, о котором Рэнд никогда раньше не слышала. Он дал ей одну из его книг, сопроводив пророческим замечанием: "Вот некто, кого тебе следует прочесть, потому что он станет источником всех твоих идей". Рэнд поступила в Ленинградский университет в шестнадцатилетнем возрасте и закончила его в 1924 году, когда ей исполнилось девятнадцать, по специальности история. Затем немного поработала в качестве музейного экскурсовода, перед тем как отправиться в Чикаго в двухнедельное путешествие. Она попрощалась с семьей, решив никогда не возвращаться. Рэнд вспоминает: "Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей".

Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0"Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году. Отчасти романтическое приключение с 0"Коннором было вызвано тем, что срок ее визы катастрофически истекал. Их свадьба удовлетворила работников иммиграционных служб, которые оформили ей американское гражданство в 1931 году. Брак продлится пятьдесят лет, и Фрэнк станет ее другом, поверенным, редактором, но она никогда не возьмет его фамилию. Она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего, даже если этой прославленной в будущем фамилией оказалось название фирмы, производящей печатные машинки.

Рэнд начала писать и закончила свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году. В следующем году она была поставлена на Бродвее, где продержалась недолго. Что побудило Рэнд взяться за написание своего первого романа, "Мы - живые", опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто пожертвовал бы собой во имя этого государства. Потом Рэнд погрузилась в свой первый великий роман "Источник", который она писала в течение четырех лет. Были времена, когда эта одержимая работой женщина проводила тридцать часов за печатной машинкой без единого перерыва на еду или сон.

Говард Рорк, главный герой "Источника", стал средством для выражения философской доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину. В основе романа лежала борьба добра и зла. Рорк олицетворял добро, а бюрократическая система - зло. Муж Рэнд сказал репортерам после того, как "Источник" стал сенсационным хитом: "Она абсолютно искренна... Она никогда не задавалась вопросом, придет ли к ней известность. Единственный вопрос заключался в том, сколько времени на это потребуется". Успех пришел быстро. Ко всеобщему восторгу, "Источник" был опубликован в 1943 году. В рецензиях многих серьезных критиков работа была оценена как выдающееся произведение. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года эта книга двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров, и Рэнд заказали сценарий для Гарри Купера. Она встала на свой путь.

В 1925 году получила визу для поездки на учёбу в США. В России, несмотря на несколько переводов её романов («Источник», «Атлант расправил плечи»), до сих пор остаётся малоизвестным автором. На Западе её имя пользуется широкой известностью, как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в то время социализму. В своих политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и минархизм, и считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

Рэнд начала писать "Гимн", опубликованный в конце концов в 1938 году, будучи еще подростком, в Санкт-Петербурге, в России, зная, что она никогда не сможет закончить и опубликовать в большевистской России роман, "провозглашающий эгоизм". Работа над романом была отложена до 1926 года, когда она приехала в Соединенные Штаты. Первыми ее занятиями по прибытии была работа статистки и сценаристки, потом она работала официанткой во время Депрессии, и часто - в качестве секретаря. Она работала писателем по найму для того, чтобы оплатить счета в то время, когда занижалась написанием двух величайших романов, в основе которых лежала ее объективистская философия. Рэнд написала "Мы - живые" (1936), "Гимн" (1938), "Источник" (1943), "Атлант расправил плечи" (1957), "Для нового интеллектуала" (1961), "Добродетель эгоизма" (1964), "Философия: кому она необходима?" (1982). Эти семь книг были проданы в количестве тридцати миллионов экземпляров в течение последних сорока лет. Литературный критик Лорин Пюрэтт после публикации "Источника" писала: "Хорошие романы идей очень редки в любое время. Это единственный роман идей, написанный американской женщиной, который я могу вспомнить".

Две основные работы Рэнд сейчас считаются классическими, хотя сперва эксперты издательской индустрии отказывались их печатать. "Источник" и "Атлант расправил плечи" были "слишком интеллектуальны" и "не для широкой публики", как говорили издатели, двенадцать из которых возвратили рукопись "Источника". Они утверждали, что книга слишком противоречива, с невероятной сюжетной линией. В конце концов Боббс-Меррилл опубликовал роман несмотря на то, что не видел никакой возможности продать его когда-либо. За следующие десять лет "Источник" был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли - он играл Говарда Рорка, "идеального мужчину", который стал художественным персонажем, защищающим индивидуализм и эгоизм. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской личности. По словам Рорка, "мы приближаемся к тому миру, в котором не можем позволить себе жить". В книге Рорк добивается положения триумфатора как иконоборческого символа идеального мужчины, который так или иначе является образцом для подражания каждой из тринадцати героинь нашей книги.

Рэнд написала первую строку "Атлант расправил плечи" в 1946 году, это была апокалипсическая фраза "Кто такой Джон Голт?", и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить на этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года, длина этой речи - пятьсот тысяч слов. Верная своему неподражаемому стилю, Рэнд не позволила Рэндом Хауз вырезать хотя бы одно слово из диалога. Она спросила: "Вы бы стали сокращать Библию?" На самом деле героем книги было "человеческое сознание", которое высвечивалось через главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным "вторым я" Рэнд. "Атлант расправил плечи" нацелен на моральную защиту капитализма и следование требованиям "разума". Рэнд проповедовала: "Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы".

"Атлант расправил плечи" - это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе: "Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня". Последнее, что сделал Голт - нарисовал знак всемогущего доллара на песке и заметил: "Мы возвращаемся к миру". Рэнд презирала альтруизм и гедонизм и поддержала концепцию Ницше афоризмом "Сильные призваны завоевывать, а слабые - умирать". Она наделила Джона Голта всеми чертами совершенного супермужчины. Его раздражала "непримиримая рациональность", "незадетое самолюбие" и "неумолимый реализм". Рассуждая о капитализме, Голт говорит: "Нет анонимного достижения. Нет коллективного творения. Каждый шаг на пути к великому открытию носит имя своего творца... Не было коллективных достижений. Никогда не было. Никогда не будет. Никогда не может быть. Нет коллективного мозга". "Атлант расправил плечи" стал классическим философским романом в том же самом смысле, как и "Преступление и наказание" Достоевского стал классическим психологическим романом. С 1957 года он был распродан уже более чем в пяти миллионах экземпляров и до сих пор продается более чем по 100 тысяч экземпляров каждый год.

После завершения своего монументального произведения "Атлант расправил плечи" Рэнд провела остаток своей карьеры, защищая и проповедуя религию объективизма. "Письмо Айн Рэнд" создавалось в течение многих лет, пропагандируя достижения объективизма, а "Объективистский бюллетень" печатается до сих пор. Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые. Институт Натаниэла Брэндена в Нью-Йорке стал центром объективистской философии. В 60-70-х Рэнд посетила множество университетов, включая Гарвардский, Йельский и Колумбийский, в качестве лектора, пропагандируя объективистскую философию.

Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее".

Рэнд любила Аристотеля и приняла его афоризм: "Литература имеет большую философскую ценность, чем история, потому что история представляет вещи такими, какие они есть, в то время как литература представляет их такими, какими они могли бы быть и должны быть". Всю жизнь Рэнд была антифеминисткой, для которой мужчина был высшим существом, но она считала Дэйни Таггерт из романа "Атлант расправил плечи" идеальной женщиной. Рэнд чувствовала, что любовь - это не самопожертвование, а самое глубокое утверждение ваших собственных нужд и ценностей. Человек, которого вы любите, необходим вам для вашего собственного счастья, и это самый большой комплимент, самое большее, что вы можете ему дать. Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь".

Ее философия - вот что характеризует ее. По ее собственным словам, она сама является "этой концепцией мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого - его собственное счастье, плодотворное достижение - результат его самой благородной деятельности, а разум - его единственное божество".

В двадцатых годах Айн Рэнд вышла замуж за Фрэнка 0"Коннора, борющегося актера, "потому что он был прекрасен". Он был воплощением героического образа из ее подсознания, которым она так восхищалась. Она решила жить среди героев, а 0"Коннор был живым и дышащим голливудским героем. Он был старше ее на шесть лет, а одним из дополнительных плюсов в их браке было то, что он дал ей сначала постоянную визу, а потом и американское гражданство в 1931 году. Позднее она скажет, что их бракосочетание проходило под прицелом ружья, которое держал Дядя Сэм. 0"Коннор стал ее редактором и компаньоном на всю жизнь, несмотря даже на тринадцатилетний роман с Натаниэлом Брэнденом. Рэнд стала наставницей Брэндена после того, как он был пленен "Источником", будучи молодым канадским студентом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Брэнден боготворил Рэнд, и они сходились все ближе и ближе. Отношения наставницы и ученика переросли в эмоциональные и физические в 1954 году. По словам жены Натаниэла, Барбары Брэнден, Рэнд, совершенно рационально мыслящая женщина, взывала к ней и своему мужу для благоразумного разрешения этого эмоционального кризиса. Рэнд убедила их принять эту любовную связь в философских терминах как интеллектуально приемлемые сексуальные отношения, выгодные для всех сторон. Брэнден был на двадцать пять лет моложе Айн и боготворил ее. Он стал преданным последователем ее произведений и философии. Рэнд считала их роман сексуальным убежищем для двух родственных душ, но можно смотреть на это более глубоко, как на метафорическую сцену из завершаемого ею романа "Атлант расправил плечи". Айн была Дэйни Таггерт, а Натаниэл - Джоном Голтом, и их фантазия воплотилась в реальной жизни в самом сердце капитализма, в Манхэттене. В своем описании Барбара Брэнден говорит о Рэнд: "Айн никогда не жила и не любила в реальности. Это был театр или фантазия в ее собственном вымышленном мире. Такова была и ее связь с Брэнденом".

Брэнден стал любовником Рэнд, ее поверенным и наследником трона объективизма. Он посвятил свою жизнь распространению этой религии. Он основал расширенный институт Натаниэла Брэндена, предназначенный для изучения объективизма. Он начал издавать "Информационный бюллетень Объективизма", чтобы распространять философские труды по всему миру. Он печатал "Бюллетень Айн Рэнд" в поддержку капитализма. Брэнден был наиболее ответственной личностью в распространении философии объективизма, которая в конце концов стала кредо партии Свободы. В 1958 году Брэнден полюбил более молодую женщину и предпринял попытку благоразумного разрыва с Айн. Ей было уже шестьдесят три года, а ему тридцать восемь, но Рэнд усмотрела в его отказе от продолжения отношений отречение от истины. Подсознательно она все же поняла истинное положение вещей. Возраст брал свое. Рэнд была уничтожена. Она больше никогда не разговаривала с Брэнденом.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни - написанию "Источника". Вскоре после этого, в 1946 году, она написала строку "Кто такой Джон Голт?", В это время ей исполнился сорок один год, и она никогда не отступала от стремления завершить свой замысел. Фрэнк 0"Коннор всегда поддерживал ее и следовал за нею по ее жизненному пути, принимая все ее условия. Ради воплощения мечты своего детства Айн Рэнд пожертвовала всем: своей семьей в России, своим мужем, своей материнской природой. Она сказала, что заплатила небольшую цену, так как несомненно, что она осуществила мечту своего детства, создав героев типа суперменов, которые останутся на века классикой в мире литературы и философии.

Айн Рэнд вызывала насмешки и ненависть большинства либералов и интеллектуалов. Она глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре. Философы любили или ненавидели ее, но большинство из них никогда не принимали ее, также как и литературные круги, но ее книги пользовались гораздо большей популярностью, чем книги тех, кто ее оскорблял. Конечно же, никто не говорил о Рэнд с безразличием. Это совершенное воплощение духа свободного предпринимательства "бросало вызов традициям двух с половиной тысяч лет" и постоянно вызывало неудовольствие большинства религий, политических систем и экономических догм. Рэнд была догматична в своей вере в свободу человека идти на риск и стояла в первых рядах тех, кто выбирал риск, чтобы изменить существующее положение вещей. Это и характеризует творческих гениев свободного предпринимательства и новаторов. Айн Рэнд - показательный пример гуру философии и темперамента, необходимого для того, чтобы соперничать в этом мире.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. "New-York Times" писал: "Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный - шестифутовое изображение знака американского доллара". Дух просвещенного эгоизма Рэнд был бы реализован в полной мере, если бы она прожила еще хотя бы восемь лет и увидела низвержение Берлинской стены и развал Коммунистической партии в России. Айн Рэнд суждено остаться в истории философским трибуном капиталистической системы. Ее значение для капитализма сходно со значением Карла Маркса для коммунизма. Ее "Атлант расправил плечи" найдет свое место рядом с "Коммунистическим Манифестом" Маркса в университетах и других обителях знания всякий раз, когда будут обсуждаться политические и экономические системы.

Айн Рэнд была совершенным "творческим гением", она восхищалась своей героиней Екатериной Великой. Она говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина. Я верю, что история поместит Айн Рэнд рядом с Екатериной как одну из истинно великих русских женщин, которая осмелилась бросить вызов миру и у которой хватило мужества прийти и изменить его.

Одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых.

Айн Рэнд начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.

В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.

Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Ренд оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград и будущая писательница поступает в университет. В годы учебы в университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Рэнд успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.

Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюссоров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.

Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее, для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.

В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “ ” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.

“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и, в не меньшей мере к личности писательницы.

"Источник", хотя он и отстоит на довольно значительное время от предыдущего романа, представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению , которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. В нем она использует навыки и штампы предыдущего периода, что говорит лишь о том, что волновавшие ее с юности проблемы не нашли своего высшего выражения в ее творчестве. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания. После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания , выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. На этом настаивали ее друзья, требовавшие продолжения диалога с читателем. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа.

Некоторые критики полагают, что в отношении тематики своих крупных произведений Айн Рэнд опиралась на свое раннее творчество, а также на сценарии для кино, работу над которыми она продолжала все время пока писала романы.

Первое название ее романа - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Оно появилось под воздействием мнения писательницы, высказываемого в многочисленных беседах в узком кругу друзей. Они настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" чисто реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или, лучше, символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.

Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.

Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.

С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.

Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.

Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.

Писатель и «философ», идеолог крайнего индивидуализма. Русская эмигрантка, построившая жизнь на энергии ненависти к своей бывшей родине и умудрившаяся не только прославить себя на всю Америку, но и оставить свой, пусть и крайне противоречивый, след на теле интеллектуальной культуры XX века.

1. В погоне за американской мечтой

Жизнь Айн Рэнд — идеальный пример воплощения американской мечты — главного мифа Соединённых Штатов Америки. Для нищей эмигрантки, которая благодаря труду и упорству стала одним из самых известных писателей Америки, американская мечта стала глубоко личной установкой, которую она довела до предела.

Рэнд была непоколебимо уверена в собственной гениальности и одержима идеей личного успеха. Это сработало. Она приехала в Соединённые Штаты практически ни с чем, но собственным трудолюбием и настойчивостью не только пробилась в самые верхние слои общества, но стала настоящей властительницей дум, чьё влияние на американскую элиту сохраняет значение до сих пор.

2. Предчувствие холодной войны

Настоящее имя Айн Рэнд — Алиса Розенбаум. Она родилась и выросла в России. Застала революцию и приход к власти большевиков, которые нанесли огромный ущерб ее семье. Айн Рэнд ненавидела не только Советскую, но и дореволюционную Россию, считая ее страной нецивилизованной. Для нее Россия воплощала ад на земле, тогда как Америка стала прообразом рая.

Задолго до холодной войны Айн Рэнд поделила мир на черное и белое, расположив силы зла в России, а силы добра в США. Это сделало ее невероятно предвзятой и близорукой, но, возможно, что это и дало силы преуспеть на новой родине, и способствовало росту популярности в годы холодной войны. Айн Рэнд придумала свою Америку и стала в ней большей американкой, чем кто бы то ни был. И настоящая Америка ответила ей взаимностью.

3. У истоков неолиберализма

Целью своей жизни Айн Рэнд видела борьбу с любыми проявлениями коллективистского начала и утверждение идеала абсолютно свободного рынка, который, по ее мнению, является необходимым условием для развития свободной личности. Писательница пытается морально оправдать капитализм. Например, человека, получающего бесплатную медпомощь, Рэнд сравнивает с грабителем и убийцей, который отбирает плоды чужого труда. Она стремится максимально сократить присутствие государства в жизни общества, и резко выступает против государственного финансирования науки, образования и культуры. Наряду с деятельностью австрийской школы экономистов творчество Айн Рэнд стало одним из истоков современного неолиберализма со всеми его плюсами и минусами.

4. Библия для «эффективных менеджеров»

Айн Рэнд создала довольно примитивное, но привлекательное и понятное мировоззрение, которое замешано на американском индивидуализме и русском радикализме. Она стала идолом для политиков и бизнесменов по всему миру — от Стива Джобса и бывшего кандидата в вице-президенты США Пола Райана до Евгения Чичваркина.

Рэнд вернула буржуазии ощущение собственной моральной правоты, тем самым став одним из самых успешных мотивационных тренеров за всю историю.

Это доказывают и ее тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», можно по праву назвать «библией» — как действующих топ-менеджеров крупнейших корпораций, так и тех, кто только мечтает заработать свой первый миллион.

5. Разумный эгоизм

Дикая социал-дарвинистская теория Айн Рэнд со временем нашла множество приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Это вполне объяснимо, так как индивидуализм и культ личного успеха — фундаментальные черты американской ментальности. Рэнд же довела их до абсурда, попутно выбросив из поля зрения такую сущность как общество.

Если в классическом английском либерализме эгоизм отдельных индивидов в рамках цивилизации фактически приводит к торжеству общей пользы, то Рэнд устраняет саму идею общего блага. По мнению Рэнд, гении, титаны труда и творчества, герои промышленного капитала живут исключительно для удовлетворения личных амбиций, и это объективно способствует прогрессу, который становится мерилом благополучия общества. Идея блага подменяется идей прогресса.

Рэнд утверждает принципы разумного эгоизма и яростно отрицает любые проявления альтруизма, а помощь ближнему считает глубоко порочной. При этом эгоизм опирается на присущий человеку рационализм, который для Рэнд является основой любого этического суждения.

6. Рационализм

Айн Рэнд проповедует рационализм и полностью отвергает религию, так как она не укладывается в границы разума. Кроме того, большинство религий утверждают альтруистические ценности, ненавистные Рэнд. Писательницу можно считать одним из самых ярых критиков религиозного мировоззрения, однако это не помешало ее огромной популярности в такой традиционно религиозной стране как Америка.

Со временем Айн Рэнд стала знаковой фигурой для рационалистов и антиклерикалов со всего мира. Сегодня ее дело по борьбе с любыми проявлениями иррационализма продолжают многие публицисты и ученые, самым известным из которых стал английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.

7. Сектантство

К 1950 году Айн Рэнд стала известной писательницей, хотя отклики критиков на ее произведения были очень неоднозначными. Постепенно вокруг Рэнд сложился круг последователей, исповедовавших её, так называемую, «философию объективизма». Центральными фигурами в этом сообществе стали ближайшие ученики Рэнд — Натан и Барбара Брэнден. Впоследствии в книге «Страсти Айн Рэнд» Барбара сама заметит, что в движении объективистов можно было найти все основные черты культа:

«Хотя многие черты культа присутствовали в движении объективизма — поклонение личности Айн Рэнд, некритическое принятие всех ее личных мнений и оценок, ее навязчивое морализирование, все же большинство участников оставалось преданным принципам рациональности и индивидуализма».…>

Нетрудно увидеть, что принципы рациональности и индивидуализма на фоне поклонения и некритического принятия личных мнений выглядят очень сомнительно.

То, что кружок объективистов со временем превратился в настоящую секту, подтверждают и факты проведения специальных идеологических сеансов, на которых в присутствии Рэнд недавно примкнувшие к ее движению юноши и девушки буквально каялись в своих идеологических ошибках. По всей видимости, эти сеансы были чем-то средним между психоанализом и партсобранием. Рэнд настолько ненавидела большевизм, что незаметно переняла и его методы, и его авторитарный пафос.

8. Маккартизм

Айн Рэнд внесла заметный вклад в нагнетание антикоммунистической истерии, которая захлестнула США в период со второй половины 1940-х по конец 1950-х гг. Впоследствии это явление было названо именем сенатора Джозефа Маккарти — самого рьяного антикоммуниста на американской политической сцене.

Рэнд не только клеймила коммунистическую идеологию в своих литературных произведениях, но и сотрудничала с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности: в 1947 году она как эксперт выступала свидетелем на процессе о фильме «Песнь о России», подтвердив его принадлежность к коммунистической пропаганде.

В результате искусственного нагнетания антикоммунистических настроений в США преследованию подверглись многие представители искусства, правозащитники, общественные деятели и ученые. Среди них были такие люди как Чарли Чаплин, Поль Лерой Робсон, Артур Миллер, Альберт Эйнштейн, Джордж Оруэлл и многие другие. В антикоммунистическом памфлете Red Channels называлась 151 фамилия. Заподозренные в симпатии к левым идеям могли не рассчитывать получить работу в Голливуде, а Чаплин был вынужден даже покинуть США. Десять кинематографистов, которые отказались сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, были осуждены на один год тюремного заключения. Айн Рэнд активно поддерживала решение голливудских боссов не давать работу «коммунистам».

9. Наперегонки с Иисусом

«Сейчас мы более популярны, чем Иисус», — сказал в 1966 году Джон Леннон. И если умудренная Британия спокойно восприняла эту колкость, то прямолинейная Америка разожгла костры, в которых демонстративно сжигала пластинки битлов. Айн Рэнд была осторожнее, но не менее амбициозна, когда заявляла, что «бросает вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий». В интервью журналу «Плейбой» она выразила надежду, что именно ее объективизм станет «философией будущего», оговорившись, что это случится, если люди обратятся к разуму и не будут уничтожены диктатурой.

Если опустить тот факт, что творчество Рэнд к философии имеет довольно далекое отношение, можно сказать, что отчасти ее прогноз сбылся. Уже не одно десятилетие значительная часть политической элиты Америки ориентируется на идеологию Айн Рэнд. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», по опросу Библиотеки Конгресса стал второй книгой после Библии, наиболее сильно повлиявшей на жизнь читателей.

Суммарный тираж «Атланта» превысил 6,5 млн экземпляров. В 2008 году проводилось исследование, согласно которому на тот момент книгу прочитало 8,1% взрослых американцев. Уже больше полувека «Атлант» остаётся одним из самых громких бестселлеров мировой литературы, и Айн Рэнд всё так же сохраняет своё влияние на мировую культуру.

Айн Рэнд – американская писательница родом из России. Ее настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Читателю известна по романам «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы – живые». Женщина является создателем философского учения объективизма. Когда-то она приехала в Америку с пятьюдесятью долларами в кармане и печатной машинкой в чемодане, а сегодня в мире ежегодно издается более 500 тысяч экземпляров ее книг, а общий их тираж уже давно превысил 30 млн.

Детство и юность

Родилась Алиса в еврейской семье в Петербурге. Ее отец Залман-Вольф (Зиновий Захарович) Розенбаум работал фармацевтом. Мать Хана Берковна (Анна Борисовна) Каплан была зубным техником. У Алисы были две родные сестры – Наталья и Нора. Бабушка и дедушка по материнской линии были крайне состоятельными людьми в городе. Берка Ицкович Каплан владел крупной компанией по пошиву одежды для военных, а Розалия Павловна трудилась в сфере фармацевтики.

Сначала отец девочки был администратором аптеки, но в 1914 году стал ее совладельцем. Семья жила в просторной квартире прямо над этой аптекой.

Алиса воспитывалась в достатке, училась в престижной женской гимназии имени Стоюниной. В 4 года она научилась читать, в школьные годы девочка начала писать свои первые рассказы. В 9 лет она поняла, что в будущем мечтает стать писательницей. Девочка видела воодушевление ее семьи в период Февральской революции и ощутила масштаб проблемы во время Октябрьской.

В 1917 году у ее отца отобрали аптеку, и у семьи не было выхода, кроме как переехать на это время в Крым. Алиса окончила среднюю школу в Евпатории. Но вскоре и туда добрались большевики.


Когда девочке было 16, семья возвратилась в Петербург. Алиса поступила в Петроградский университет на факультет социальной педагогики. Обучение было рассчитано на 3 года, факультет объединял сразу три науки – историю, право и филологию. Именно тогда она познакомилась с работами , которые оказали на юную особу большое влияние. В 1924 году она закончила университет. Хотя существует версия, что девушку отчислили по причине ее буржуазного происхождения.

Неудивительно, что в произведениях Айн Рэнд тема политики проходит красной нитью. Многие ее герои боролись против деспотии царя или против коммунистической власти.

Литература

В 1925 году была напечатана первая работа Алисы Розенбаум – «Пола Негри», история творческого пути киноактрисы. В том же году девушка получила учебную американскую визу и уехала в США. Поначалу жила у родственников в Чикаго. Но уже через полгода перебралась в Лос-Анджелес.


Девушка почти не говорила по-английски, из имущества у нее был небольшой чемоданчик с личными вещами и печатная машинка. Как только она вступила на американскую землю, решила взять себе псевдоним. Имя она выбрала незамысловатое – Айн, да и над фамилией долго не думала, позаимствовав наименование марки своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд».

Ее родители остались в России, в Ленинграде. Они умерли во время блокады города во время Второй мировой войны. Ее сестра Наталья скончалась в 1945 году, а вот Нора по приглашению Айн иммигрировала в США. Правда, вскоре женщина вернулась в Советский Союз и прожила в Ленинграде до самой смерти – вплоть до 1999 года.


В США Алиса приехала не с пустыми руками, еще в России она написала четыре полноценных киносценария. Поэтому ее целью было попасть в Голливуд. Впрочем, вскоре она стала работать в Голливуде статистом. Но вот ее сценарии были забракованы. В 1927 году киностудия, в которой трудилась Айн Рэнд, закрылась. Женщина подрабатывала официанткой, продавцом, костюмершей.

В 1932 году ей удалось продать сценарий кинокомпании «Universal Studios». Ее работа под названием «Красная пешка» была куплена за $1500. И на тот момент это была неплохая сумма. Полученные деньги позволили Айн Рэнд сконцентрироваться на написании книг.


В 1933 году она закончила свою первую пьесу «Чердачные легенды». Ее даже поставили на Бродвее, но успехом у зрителя она не пользовалась, поэтому вскоре была выведена из репертуара.

В 1934 году Айн завершила работу над романом «Мы – живые», в котором рассказала о советской России. Это было не что иное, как публичное выступление писательницы против коммунизма. Издали книгу в 1936 году, за нее Рэнд заплатили $100. В год выхода роман не имел коммерческого успеха. В 1937 году книгу издали в Великобритании.


Потом Рэнд погрузилась в написание романа «Источник». Она создавала это произведение целых 4 года. Иногда писательница настолько отдавалась процессу, что сидела за печатной машинкой по 30 часов, не прерываясь ни на сон, ни на перекус.

Но результат стоил того, критики высоко оценили «Источник», книга 26 раз попадала в список национальных бестселлеров. Хотя изначально все отказывались напечатать рукопись. Некоторые говорили, что сюжет слишком противоречив, чересчур интеллектуальный и не рассчитан на широкую публику. И лишь единственное издательство «Боббс Мерил компани» согласилось издать книгу Рэнд.


В 1949 году в Голливуде сняли по «Источнику» фильм, главного героя – идеального мужчину Говарда Рорка – сыграл Гэри Купер. Разумеется, успех этой работы подстегнул Айн Рэнд работать еще усерднее. И в 1957 году она опубликовала свой главный роман – «Атлант расправил плечи». Над произведением она трудилась 12 лет.

В книге она повествует о свободе, эгоизме и лицемерии современного общества, о нравственных ценностях. По опросам «Атлант расправил плечи» стоит на втором месте после Библии в списке книг, которые оказывают наибольшее влияние на американцев.


Когда книга стала бестселлером, были переизданы ранние работы писательницы. Например, роман «Мы – живые». Правда, писательница внесла некие корректировки в текст. По ее словам, минимальные. Сегодня первое издание книги – это большая редкость и ценность.

После выхода в свет «Атланта» Айн Рэнд писала только книги публицистического содержания. Остаток жизни она посвятила своему философскому учению.

Личная жизнь

Впервые Алиса Розенбаум влюбилась еще в Петербурге. Объектом ее внимания был Лев Борисович Беккерман – выпускник Ленинградского технологического института. Именно он стал прообразом Лео Коваленского в ее произведении «Мы – живые». Беккермана расстреляли 6 мая 1937 года.


Однажды на съемочной площадке женщина увидела актера Фрэнка О’Коннора. После она говорила, что это был ее идеал. В 1929 году они поженились. А в 1931 году Айн Рэнд получила американское гражданство. С мужем они прожили в браке вплоть до его смерти. Мужчина скончался в 1979 году.


По ее словам, супруг стал ей верным другом, редактором и компаньоном по жизни. Правда, ей это не мешало завести молодого любовника Натаниэля Брендона, он разделял ее философию и был последователем писательницы. Молодой человек был моложе Рэнд на 24 года. Примечательно, что Фрэнк знал об этой связи, ведь длилась она 13 лет.

Смерть

Скончалась Айн Рэнд 6 марта 1982 года в собственном доме в Нью-Йорке. Причиной ее смерти стала сердечная недостаточность. Похоронили женщину на кладбище Кенсико.


Так как детей у нее не было, свое имение она завещала Леонарду Пейкоффу. Спустя 3 года после смерти писательницы мужчина основал «Институт Айн Рэнд: центр развития объективизма».

Библиография

  • 1934 – «Идеал»
  • 1936 – «Мы живые»
  • 1938 – «Гимн»
  • 1943 – «Источник»
  • 1957 – «Атлант расправил плечи»
  • 1958 – «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей»
  • 1964 – «Добродетель эгоизма»
  • 1969 – «Романтический манифест»
  • 1979 – «Введение в объективистскую эпистемологию»


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх