История танца лезгинка. Почему лезгинка ссорит народы

Танец Лезгинка. Лезгинка - визитная карточка Кавказа Лезгинка - это не единственный танец на Кавказе. Но лезгинка - самый известный и популярный. В настоящее время танец лезгинка, приобрел олицетворения счастья, дружбы и любви. Есть еще много других танцев, всех и не перечислить. Сегодня лезгинкой интересуются по всей России Сегодня Кавказский танец "лезгинка" по праву является визитной карточкой Дагестана, символом мира и открытости наших людей. "Лезгинка" ― это не просто танец, а эталон статности, красоты и благородства. Пара ― мужчина и женщина. От начала и до конца вместе, и у каждого своя особая роль, слагаемые вместе в диалог только им понятной беседы. Ведь многие века именно танец, наряду с песней и поэзией были верной и единственной формой объяснения своих чувств. На сегодняшний день есть много вариаций этого танца практически у всех народов Кавказа: лезгинка-соло, парная лезгинка, свадебная лезгинка, дагестанская лезгинка, шуточная лезгинка, концертные выступления лезгинки и т.д. По своей сути все эти танцы пронизывает единый стержень. Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал ― зажигательный танец Лезгинки. Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми ― быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день - очень часто к ней обращаются и современные исполнители. Сборник "Мотивы дагестанского танца": 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Известный всемирный танец "лезгинка". Кто его не знает? Вот некоторые названия лезгинских народных танцевальных мелодий, приводимых в книге "История лезгин" Ризвана и Забита Ризвановых: Лезгинка, Апай, Мулейли, Терекма, Магьи дилбер, Перизада, Акъуша, Къавумар, Пекер баха, Гиляр, Шагьсенем, Керем, Къарид руш, Къизилгуьл, Сегьерар и другие. Искусство ― это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка ― танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе все ― прикладное искусство ― костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи ― рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку ― богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр ― танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. И, в конце концов ― танец в Дагестане, и особенно кавказская лезгинка, являются важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, является непревзойденным и до конца не раскрытым феноменом объединения народов. Язык и история Кавказской Дагестанской Лезгинки Как наименования всех народов на свете и слово лек (лекь) ― "лезгин, орел" означаетлюди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие "человек-орел". Отсюда и название танца ― лезгинка ― как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей... Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. ― свои разновидности Лезгинки. Лекури, Картули (старинное название ― лекури), грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Сформировался в Карталинии и Кахетии. Исламей, исламий, кавказский народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки. Знаменитый танец лезгин ― лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури ― лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально "соколиный, орлиный танец". Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка). Основой Лезгинки были и остаются такие танцы, как Дагъарин таватар, Зегьметчияр, Мехъер, Гатфар, Кьвепаюнрикай ибарат аскерин кьуьл, Къуншидин руш, Даллай, Кlанибурун макьам, Дагъларин макьам, Лезги кьуьл, Шарвили и многие другие История танца лезгинка В древние времена иноземцы называли народы дагестана Лезгинами, отсюда и произошло название танца ― Лезгинка. Танцу присущи особые народные движения и комбинации, быстрый и темпераментный танец. Лезгинку создали предки нынешних лезгин и танцевали её в горных теснинах Кавказа и близлежащих равнинах с давних времен. Ее танцуют и стар и млад, на свадьбе, на дискотеке и других местах всевозможных праздничных мероприятий. Исполнить ее можно по любому знаменательному случаю, так сказать, для души. Лезгинка заключает в себе взрывной характер мужчины, его дерзкий взгляд прикован к девушке. Если это парная лезгинка, он то и дело заявляет о себе в каждом своем движении, он резок, быстр и ловок, но в то же время его отличает умеренность в чувствах. Мужчине в этом танце негоже плясать как шуту или выполнять движения непристойного характера как мы это можем увидеть в современных латино-американских танцах, в частности. Мужчина в лезгинке - это высоко парящий в вершинах гор орел, а женщина, в свою очередь, - это изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высокогорном озере. Лезгинка - это всегда разговор. Если танцуют парень и девушка - это безмолвное знакомство, если это группа молодых людей, то это всегда состязание в ловкости, прыти, выносливости (в былые времена танцоры могли без остановки, сменяя друг друга танцевать часы напролёт). Если же это соло-лезгинка, то это общение со зрителем, а также заявление о своих лучших качествах. Популярная ныне Дагестанская лезгинка на свадьбах - это не что иное, как танец, отплясываемый кавказскими мужчинами перед самыми ответственными боевыми сражениями. Доказательством этому может стать то, что кавказский танец, в основном, исполняется именно представителями сильного пола. Не случайно в лезгинке есть элемент соревнования. Каждый из танцоров демонстрирует темперамент, силу, ловкость и неутомимость, а девушки - изящество и плавность. Интересно и то, как по-разному воспринимают лезгинку кавказцы и некавказцы. Со стороны кажется парадоксальным образ брутального джигита, выплясывающего сложные фигуры. Но сами кавказцы в этом не видят ничего немужского, ничего, унижающего их статус мужчины и воина. Согласно другой известной версии происхождения лезгинки, несколько тысяч лет назад, один парень, увидев необычайно красивую девушку, бросился к ней навстречу. Все это действо происходило под музыку - охваченный страстью молодой человек попеременно вставал на колени, кружась в танце. Так и зародился танец лезгинского народа «Лезгинка», выражающий уважение и любовь, который затем стал кавказским, всемирно известным и любимым танцем человечества. Многие исследователи сходятся в едином мнении относительно места зарождения танца - южная часть современного Дагестана. С веками лезгинка стала символом не только лезгин, но и всех народов на Северном Кавказе. Российская мода на Кавказскую Лезгинку Сейчас во многих городах вошли в моду курсы лезгинки. Кавказская Лезгинка становится одним из танцев, которому нынче учатся не только представители кавказских народов, но и коренные москвичи, петербуржцы, новосибирцы и др. Все большей популярностью пользуется лезгинка для детей. Девушки, также по достоинству оценившие грациозность данного танца, не стесняются его исполнять. Всюду открываются различные секции кавказских танцев, школы лезгинки, школы обучающие различные направления кавказских танцев. Они дают и хлеб для молодых танцоров, которые решили заниматься преподавательской деятельностью, и способ занять детей, молодых парней и девушек красивым искусством - искусством народного танца.Также в таких школах лезгинки молодежь знакомится, общается, весело проводит время на различных мероприятиях. Очень важно что в школе кавказских танцев, кавказцы и некавказцы узнают друг друга, что гасит конфликтные мотивы на корню. Иными словами, лезгинка выполняет важную социальную функцию.Очень много русских девушек сейчас интересуются этим танцем. Славянок на наших занятиях даже больше, чем кавказских барышень. Что модно, то и танцую. Сейчас в тренде Дагестанская лезгинка и Кавказская лезгинка других направлений. В лезгинке мужчина показывает свою мужественность, женщина — женственность. Горные кавказские народности известны многими традициями и обычаями, однако наибольшую популярность они приобрели благодаря умению танцевать зажигательный кавказский танец лезгинка. Это танец, который напрямую ассоциируется с кавказцами и их замечательными традициями. История танца насчитывает не один десяток лет. Лезгинка воплощает в себя как мужество кавказских мужчин, так и умение одновременно четко и грациозно двигаться. Никто однозначно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, однако современная лезгинка превратилась в некий прообраз древнейших кавказских ритуальных танцев. Географическая принадлежность Нет чёткой договоренности о том, являются ли Кавказские горы частью Европы или Азии. В зависимости от подхода, самой высокой горой Европы считается соответственно либо Гора Эльбрус (5642 м), либо Монблан (4810 м) в Альпах, на итало-французской границе. Кавказские горы находятся в центре Евразийской плиты между Европой и Азией. Древние греки видели Босфор и Кавказские горы как границу Европы. Позже это мнение изменялось несколько раз по политическим причинам. В период миграции и средневековье пролив Босфор и река Дон разделяли два континента. Граница была определена шведским офицером и географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом, который предложил границу, идущую через вершины Урала, а затем вниз по реке Эмбе до побережья Каспийского моря, до прохождения через Кумо-Манычскую впадину, которая находится в 300 км к северу от Кавказских гор. В 1730 году этот курс был одобрен русским царём, и с тех пор был принят многими учёными. В соответствии с этим определением, горы являются частью Азии и, согласно этой точке зрения, самая высокая гора Европы — Монблан. С другой стороны, La Grande Encyclopedie явно определяет границу Европы и Азии, к югу от обоих кавказских хребтов. Эльбрус и Казбек являются европейскими горами по данному определению.

Лезгинка, которую танцуют все горские народы Кавказа и которая была заимствована в том числе терскими и кубанскими казаками, когда-то вдохновляла Михаила Лермонтова и Николая Римского-Корсакова. Путешествовавший по России Александр Дюма был от нее в восторге. «Для того чтобы так двигаться, нужно, чтобы в каждой ноге обитало по тысяче чертей!» ― восклицал он. Сегодня лезгинка прочно ассоциируется с танцами на Манежной площади, стрельбой в воздух и межнациональной враждой. В начале октября из медицинского колледжа в Кисловодске после лезгинки на улице отчислили 18 студентов. «Лента.ру» выяснила, как танец стал символом разобщенности между республиками Кавказа и остальной Россией.

Тагир Исламов, руководитель московской школы лезгинки, носящей его имя, показывает мне на экране ноутбука записи выступлений учеников своей студии. Тагир приехал из дагестанского Буйнакска в 2008 году. На родине он учился танцевать в подростковой секции, потом занимался в главном дагестанском ансамбле «Лезгинка». Родители посоветовали ему все бросить: зарплаты тогда в ансамбле были небольшие ― это сейчас, по словам Тагира, артисты получают около 30-35 тысяч рублей, что неплохо в сравнении со средними для Дагестана десятью тысячами в месяц. Родители предложили ему переехать в Москву, и он согласился.

В столице Исламов о танцах забыл ― он пошел работать продавцом в одном из магазинов, потом сменил еще несколько торговых точек. К лезгинке Исламов вернулся случайно: просто однажды на какой-то вечеринке он станцевал, приведя друзей в восторг. Они удивились тому, что он не занимается танцами профессионально. В итоге Исламов устроился в танцевальную студию, скрыв, что у него нет опыта преподавания, а через некоторое время снял помещение и открыл свое дело. Восемь занятий у него стоят 2700 рублей. Говорит, что в банке удивляются, когда видят документы с печатью «Школа лезгинки».

Тагир Исламов проводит «танцевальные бои» между лезгинкой и брейк-дансом, потому что лезгинка сама по себе очень похожа на соревнование между танцорами. Они быстро движутся по кругу, пытаясь превзойти в резкости и четкости своих соперников.

Посетители кафе, в котором мы сидим, услышав музыку, оглядываются, один мужчина не сводит с нас взгляда.

* * *

Многие воспринимают лезгинку, как проявляемое «приезжими» неуважение к общественным нормам страны ― хотя лезгинку танцуют и обладатели российских паспортов. По данным опроса «Левада-центра» , 54 процента россиян выступают за установление барьеров, которые препятствовали бы миграции в Центральную Россию выходцев из северокавказских республик. К публичному исполнению лезгинки россияне терпимее: согласно исследованию Общественной палаты , танец вызывает негативные эмоции у 21 процента опрошенных (38 процентов относятся к нему положительно, а 39 процентов ― нейтрально).

Тем не менее, борьбу уроженцам Кавказа, танцующим на площадях русских городов, готовы объявить и либеральные оппозиционеры, и региональные власти. В августе 2013 года в ходе кампании по выборам мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный обещал объявить лезгинку нарушением общественного порядка. «Это административное правонарушение, ― рассуждал он на радио «Эхо Москвы». ― Мы запретим дагестанской молодежи собираться на Манежной площади и танцевать лезгинку. Москвичи воспринимают ее, как вызов обществу».

Мэром Навальный не стал, но на площади танцевать почти перестали. Полицейский, дежуривший на Манежной, сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть указание руководства ОВД Китай-город пресекать танцы на площади. «Просим разойтись, не было у меня случая, чтобы не разошлись, ― объяснил он. ― Вроде бы на всех площадях не разрешается танцевать. Ты сам пойми, не нужно это никому». «Они же мешают проходу граждан», ― использовал он ту же формулировку, которую правоохранители пускают в ход и при разгоне несанкционированных акций.

В последние годы Манежная площадь напротив Александровского сада и Кремля была самым популярным в столице местом для того, чтобы станцевать лезгинку ( , , , ), выражение «лезгинка на Манежке» стало общеупотребительным, когда надо было высказаться о вызывающем поведении «нерусских», а чуть переиначенное «лезгинка на Лобном месте» стало названием программной статьи консерватора Юрия Полякова, в которой он призывал вернуться к советской модели выстраивания межнациональных отношений.

Вопреки распространенному мнению о том, что уроженцы Кавказа своими танцами на Манежке постоянно провоцируют русских на конфликты, до настоящей драки дело дошло лишь однажды. В июне 2007 года несколько десятков уроженцев Кавказа танцевали лезгинку, один из пляшущих задел прохожего, а тот вызвал подмогу ― приехали также несколько десятков человек. Они потолкались, договорились встретиться на том же месте на следующий день. В назначенный час на площадь приехали активисты ныне запрещенного уже Движения против нелегальной иммиграции, никого не нашли, возложили цветы к Вечному огню и пошли гулять по городу, но около памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади на них напали кавказцы, вооруженные арматурой и бутылками. Через несколько минут к месту столкновений подъехал ОМОН. В отделение доставили и националистов, и кавказцев. Тогда задерживали за драку, не за танцы.

Но лезгинка часто присутствовала в качестве антуража и в других криминальных историях, как в Москве, так и в других субъектах федерации. В ноябре 2010 года на столичной площади Трех вокзалов задержали 13 чеченцев за исполнение зикра, религиозного танца, который часто путают с лезгинкой. Участники тогда стреляли в воздух. В том же ноябре в Тольятти за танцы задержали 16 человек, по большей части азербайджанцев, а также армян, русских и одного аварца. Эти старшеклассники ничего не нарушали, никаких претензий административного характера предъявлено им не было ― правоохранители сделали это просто для профилактики. В марте 2011 года в Москве дела приняли иной оборот: около 1000 человек заняли Цветной бульвар, выстроились в круг, в центре которого часть из них начала танцевать лезгинку. Один из них стрелял из травматического пистолета в воздух. Когда полицейские попыталась его задержать, тот несколько раз выстрелил и в них. Один страж порядка получил ранение в ногу. Стреляли, правда, в воздух и задержанные в июне 2013 года в Пятигорске четверо танцоров.

Лезгинка в каком-то смысле стала признаком неблагонадежности, а политически неблагонадежных студентов с царских времен принято отчислять из учебных заведений. В октябре 2011 года из Пятигорского государственного технологического университета за лезгинку отчислили пятерых студентов. Сотрудник мэрии тогда заявил, что «пятеро первокурсников устроили перед зданием администрации Пятигорска лезгинку с криками, ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес прохожих». На танцоров составили протоколы об административном нарушении по ч.1 ст.20 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Через месяц губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский заявил, что «мы [региональные власти] не против лезгинки, мы против нарушения покоя», и добавил, что сам учится ее танцевать, хотя и не достиг особых успехов.

Последний случай, с отчислением 18 студентов из медицинского колледжа, тоже произошел в Ставропольском крае. По сообщению МВД Ставропольского края, 8 октября «в вечернее время группа молодых людей с громкими криками и свистом танцевала лезгинку». Их доставили в отдел полиции и составили протоколы за мелкое хулиганство. После этого полицейское руководство отправило в администрацию вуза письмо «о недопустимости подобного поведения со стороны студентов». Тех отчислили. Начальник пресс-службы МВД по Ставрополью Евгений Арнаутов объяснял тогда «Газете.ру», что «раньше… если человек провинился, чтобы он дальше не падал вниз, направляли письма на предприятия, где разбирали его поведение, пытались остановить его от противоправных действий». Медики же, добавил он, «это высококультурные люди, а эти студенты не соответствовали этим требованиям».

«Этнодансинг» (по выражению завкафедрой истории российской государственности и права РАНХиГС, доктора исторических наук Ольги Лиценбергер) вызывает идиосинкразию и у московских рестораторов. В столице, по данным «Московских новостей» , рестораны перестали даже за деньги ставить кавказскую музыку. Например, администратор ресторана «Шарманка» объяснила это тем, что они «хотят избежать напряженности на танцполе между представителями разных национальностей, компаниям русских людей это не нравилось». В «Сказке Востока» на Коктебельской улице администратор заявил, что «лезгинка слишком боевая музыка, хочешь не хочешь, а все равно конфликт возникает». В некоторых же ресторанах просто повышают стоимость исполнения лезгинки: она идет за 1000 рублей, хотя остальные песни можно заказать за три сотни.

* * *

У кавказцев лезгинка - обязательная составляющая культурного наследия. «Танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев», ― говорится в исследовании кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой «Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана». В своей работе она отмечает, что народный танец выступает в качестве «этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса, формы психотерапевтической коррекции». «Коллективная лезгинка, исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности», ― пишет Абдулаева.

В документальном фильме «Дагестан. От прошлого к настоящему» этот танец определяют как «не что иное, как отголосок языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которого являлся образ орла». Образ орла воспроизводится танцором в тот момент, когда он встает на мыски и раскидывает руки. Вероятно, в древности танец исполнялся в костюме с крыльями орла, а само его название связано с лезгинским словом орел «лекь» (лезгины, кстати, имеют для самоназвания, помимо лезги , также и слово лекь ). В традиции лезгинки ― танцевать ее с оружием. Во времена войн она являлась ритуальным танцем горцев для поднятия духа, указывают авторы фильма.

«В каждой семье этот танец - что-то вроде обязательств, родители должны ему научить, ― говорил в документальной передаче «Россия, любовь моя!» руководитель ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. «Если на дагестанской свадьбе не танцуют лезгинку, это большой позор. Все должны уметь танцевать», ― рассуждает он. Сейчас в национальных республиках Северного Кавказа лезгинка в почете. Танец исполняют даже на секторах футбольного стадиона фанаты «Терека» и «Анжи». В Чечне танцоры ансамбля «Вайнах» ― герои

Описание

Лезгинка — является старинным народным быстрым кавказским танцем, а также сопутствующая ему музыка. Иноземцы в древние времена звали народы Дагестана Лезгинами, от этого и произошло название - Лезгинка.

Лек -"лезгин, орел", народы-соседи интерпретировали слово «лек», как название отдельного народа, сами же леки вкладывали понятие «человек-орел».

Трудно встретить человека, который не слышал об этом зажигательном танце, торговые пути, которые проходили через Кавказ, объединяли Европу и восточные страны. Путешественники, проезжавшие Дагестан, не могли не обратить внимание на танец, который до этого нигде не встречали.

Лезгинка - представляет собой своего рода соревнование, которое устраивают между собой молодые люди. Исполнение требует от юношей ловкости и большой силы, а от девушек изящества и плавности. Она очень быстрая и темпераментная. Этот знаменитый танец - отголосок языческих ритуалов, основной элемент которых был образ орла. Образ прекрасно передается исполнителями, особенно в тот момент, когда они встают на носки и раскидывают руки-крылья, начинают описывать плавные круги, как орел, который собирается взлететь.

Описание движений и образа

Очень грациозный, с резкими и четки движениями, а также выпадами, танец служит демонстрацией мужества и духа исполнителя. Зрелищность его достигается пика, когда исполнение происходит в национальных костюмах и сопровождается музыкальным ансамблем. Размер 6/8, темп быстрый, мелодия динамичная и четкая.

В лезгинке присутствует два образа: мужчина - орел и женщина-лебедь. Мужчина чередует стремительный и быстрый темп, самое трудное движение - это стоять на носках, раскинув руки. Женщина танцует, держа крепко осанку, и плавно движет руками. Темп движений исполнительницы растет в соответствии с темпом исполнителя.

Рисунок и образ неизменны и едины, но каждая народность Кавказа имеет свою собственную стилевую разновидность движений, которые используются в танце.

Присутствие в произведениях классики

Лезгинка своей музыкой, у которой четкий ритм и энергичные движения, привлекла внимание многих, известных миру, композиторов. В «Руслане и Людмилу» - Глинка, в «Демон» - Рубинштейн добавили стихийную, бурную и страстную лезгинку.

Танец и музыкальная композиция остается популярной и в наше время, современные исполнители часто ее используют.

Соревнования между исполнителями смотрите на видео и фото, которые присутствуют на сайте.

Лезгинка – старинный народный танец кавказских народов. Трудно сегодня сказать, где она зародилась, это первенство оспаривают многие. Лезгинка – единственный в своем роде танец. Грациозный, с очень четкими и резкими движениями, демонстрирующий силу, красоту и гордость танцующего.

Прекрасный танец

Есть легенда, что что лезгинку танцевали древние кавказские воины перед боем – обладая особой энергетикой, танец поднимал дух, даруя смелость и мужество. Прообразом лезгинки являются древние ритуальные танцы. Она вобрала в себя все лучшее, что только есть в танцах Кавказа. Она завораживает, притягивает к себе заводным ритмом так, что ноги сами просятся в пляс, и все тело начинает двигаться в такт стремительной мелодии. Лезгинка не оставит равнодушным никого.

Объединяющая лезгинка

Лезгинку танцуют свыше 100 народов (карачаевцы, балкарцы, аварцы, черкесы, адыги, грузины, армяне, азербайджанцы и др). Каждому из них присущи свои характерные движения, но есть такие, что исполняются у всех одинаково. Язык танца у всех один. Здесь лезгинка выступает в качестве культурного «мостика» между народами. Кавказцы могут в любом месте встать в большой круг и начать . Им не нужно объяснять друг другу что-то – ритм сделает это сам.

Техника исполнения

Мелодия лезгинки динамичная, четкая. Темп отличается быстротой. Музыкальный размер – 6/8. Осанка очень важна: мужчина держится чрезвычайно прямо, натянут, словно струна. Грудь немного выпячена вперед. Почти весь танец проходит на носочках. Движения отрывистые, резкие. Во всем теле красота, грация и в то же время мужественность и сила. Руки раскинуты, как крылья орла, а ноги совершают десятки движений за минуту.

Мужчина и женщина

Лезгинка – это преимущественно мужской танец, ведь он демонстрирует сугубо мужские качества – мужество, силу, воинственность. Женщина, на широкой публике, не должна повторять движения своего партнера, делая резкие выпады – это неприлично. Она должна быть женственной. Выпрямленная спина, приподнятый подборок, улыбка, плавные взмахи рук, грациозные шаги – так девушка.

Другое дело – тесный дружеский круг, где можно полностью отдаться танцу. Женщины отплясывают с удовольствием, вкладываю всю свою душу и страсть. Да и как по-другому? Ведь лезгинка – танец заводной, зажигательный, любимый всеми народами. Перед ним невозможно устоять.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья.

Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости.

Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами.

Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление.

Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними.

Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж.

Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда. Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.

Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх