Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве. Цикл тренинговых занятий педагога-психолога с учащимися группы риска подросткового возраста

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Московский Государственный Университет Пищевых Производств

Тема: «Составление сценария тренинга»

Ображей А.В.

Группа: 11-ИУК-10

Преподаватель:

Арутюнова Н.И.

Москва 2014

Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.

Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.

Правила тренинга:

1.Правило единой формы обращения

Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.

2.Правило актуального общения

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

3. Правило конфиденциальности

На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

4.Правило персонификации высказываний

Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».

5.Правило искренности и уважительности

Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

6.Правило пунктуальности

Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.

7.Правила пользования мобильными телефонами

Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Социально-психологический тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

· Осознание себя командой.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

1. Организационный момент - 4 минуты

2. Вступление - 5 минут

3. Цель задачи - 3 минут

4. Разминка - 10 минут

5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)

6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут

7. Завершение- 3 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

3. Упражнение «Постройтесь по росту!»

4. Упражнение «Печатная машинка»

5. Упражнение «Поезд»

6. Упражнение «Опустить предмет»

7. Упражнение «Переправа»

8. Упражнение-игра «Тик-так»

Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка:Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Подведение итогов, обсуждение:

· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

· Какие чувства испытывали?

· Что нового узнали о себе, о группе?

· Как будете использовать эти знания?

· Чему научились?

· Как это пригодиться в будущем?

· Что было важным?

· Над чем вы задумались?

· Что происходило с вами?

· Что нужно развивать на будущее?

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.

Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение

Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.

    реферат , добавлен 11.06.2011

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения

ребенка группы социального риска:

  1. Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.

Три вида директив:

  • указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
  • указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
  • указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)

Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.

  1. Техника «Дискуссия»

Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:

  • коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
  • обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
  • формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
  1. Техника «Обусловленное общение».

Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).

Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).

Правила «честной борьбы»:

  • нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
  • начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
  • обе стороны должны принимать активное участие в споре;
  • спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
  • не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
  1. Техники, формирующие умения и навыки

Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.

Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...

  1. Техники саморегуляции
  1. Техники обмена ролями

Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )

Предварительный просмотр:

«Работа с детьми «группы риска»

  1. Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с

Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.

2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-

Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.

  1. Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения

Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.

  1. Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.

2008. № 7.

5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-

Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.

  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание

школьников. 2008. № 6.

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
  2. Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.

2008. № 3.

9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.

№ 4.

  1. Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.

2008. № 1.

11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //

Классный руководитель. 2008. № 4.

  1. Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
  2. Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная

работа в школе. 2009. № 1.

  1. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-

ников. 2008. № 5.

  1. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-

холог. 2010. № 5.

  1. Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-

ное образование. 2009. № 9.

  1. Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для

комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.

  1. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические

методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-

логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.

  1. Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
  2. Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-

ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-

стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.

  1. Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //

Школьный психолог. 2010. № 10.

  1. Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-

льников. 2008. № 10.

  1. Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //

Школьный психолог. 2008. № 8.

  1. Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-

ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.

  1. Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
  2. Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //

Школьный психолог. 2008. № 17.

  1. Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-

лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».

Вып. 32).

  1. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-

ками. М., 2008.

  1. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-

лоняющегося поведения. М., 2007.

  1. Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.

№ 6.

  1. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-

льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.

  1. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-

тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).

  1. Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //

Классный руководитель. 2008. № 3.

  1. Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.

(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)

  1. Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к

коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.

Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр

Развития творчества детей и юношества»


Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве

Баянова Н.В., социальный педагог

МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения подрастающего поколения ставит серьёзные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако профориентация в современных условиях не всегда достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труду. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию. Как же правильно выстроить работу по подготовке к сознательному выбору с детьми «группы риска», которые требуют особого, индивидуального подхода.

Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе и/или окружающим. Это дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, имеющие асоциальное поведение, вредные привычки и правонарушения, пропуски без уважительной причины. Такие учащиеся, не всегда умеют организовать свою деятельность, часто эти дети могут быть агрессивными, замкнутыми, безразличными, неуверенными в себе, иметь неадекватную реакцию. Также у детей ГР чаще всего отсутствуют культурные навыки, мотивация к образованию и развитию, представление о себе как о члене социума.

Кроме выше перечисленных особенностей учащихся ГР, необходимо выделить проблему, касающуюся профориентационной работы с такими ребятами. Заключается она в том, что дети «группы риска» преимущественно ориентируется на мнения именно своего окружения и поэтому часто пренебрегают интересами других людей (успешных одноклассников, педагогов и родителей), мнение взрослых не является для них авторитетным и эту позицию достаточно сложно переломить. Ещё одна распространённая проблема детей ГР не заинтересованность и не занятость, в каких-либо видах внеурочной деятельности.

Первоочередной задачей перед педагогами стоит заинтересовать, привлечь ребёнка ГР к внеурочной деятельности, учитывая его интересы и возможности (можно рассмотреть варианты внеурочной занятости, предлагаемые в городе - творческие, спортивные и др.). Также, очень важно выстраивать работу с детьми ГР таким образом, чтобы ребёнок и его семья могли доверять педагогам.

Для того чтобы понимать профессиональную расположенность ребёнка, необходимо иметь полную информацию о его интересах и возможностях выявить это можно посредством:

Бесед с классным руководителем (получение информации, касающейся отношения ребёнка к труду и т.д. на основе результатов диагностики «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»);

Бесед с педагогом-психологом (результаты проф.диагностик, тренинговых занятий по профориентации учащихся);

Бесед с социальным педагогом (индивидуальные особенности социализации ребёнка (успехи, проблемы и недостатки, результаты бесед о профессиональном и жизненном самоопределении));

Бесед с родителями (организация труда школьника в семье, его личная ответственность и отношение к трудовой деятельности, интересы и возможности);

Анкетирования «Выявление интересов ребёнка» и др.

Профориентационная работа с данной категорией учащихся ведётся многосторонняя с привлечением нескольких структур ОУ. Это и классные руководители, (классные часы, диспуты), психологи (консультации, диагностики, индивидуальная и групповая работа), организаторы (привлечение к общественной деятельности, самоуправление), социальный педагог (помощь в социализации, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение) учителя-предметники (взаимодействие с одноклассниками, учителем, интеллектуальные способности). Каждая структура имеет немаловажное влияние, ведь только взаимодействие может привести к успешной реализации профессионального интереса ребёнка.

Ещё одним важным фактом в работе с учащимися ГР является создание ситуации успешности во время образовательного процесса. Необходимо найти в ребёнке положительные стороны и взаимодействовать с ним одобряя и поддерживая его интересы и возможности, учитывая индивидуальные особенности каждого, тем самым улучшая самооценку и коммуникативные навыки обучающегося.

Для улучшения профориентационной работы, детей ГР, обучающихся в 9 классах, возможно привлечение:

К научной деятельности (участие в научно-практических конференциях);

Участие в школьных олимпиадах (обж, физическая культура);

Участие в спортивных соревнованиях;

Участие во внеклассных мероприятиях (организация конкурсов, акции);

Участие в общественной деятельности (например, даже самые простые, маленькие поручения: работники службы охраны на школьных мероприятиях, помощь в подготовке актового зала, встреча гостей в холле, волонтёрские движения и т.д.), это необходимо для наилучшего взаимодействия между всеми участниками образовательного пространства.

После привлечения ребёнка ГР к различным видам деятельности, можно определить спектр его возможностей (ребёнок обладает ораторским искусством, художественными способностями, навыками конструирования, умело обращается с инструментами, владеет навыками работы с деревом, металлом, имеет хорошие спортивные данные и т.д.).

Учитывая все полученные результаты необходимо в дальнейшем работать индивидуально с учащимся ГР и его семьёй, помогая сделать правильный выбор профессионального обучения.

В нашем образовательном учреждении индивидуальная профориентационная работа направлена на учащихся «группы риска» 9 классов, поскольку это дети, которые не могут пойти в 10-11 класс, в связи со слабой успеваемостью. Таким ребятам мы рекомендуем учреждения средне-специального, профессионального образования (в 2015-2016 уч.г. таких детей ГР на параллели было 4 человека, поэтому преобладал индивидуальный подход, который дал положительный результат, все учащиеся определились с выбором получения профессии по интересам и успешно поступили в профессиональные лицеи и техникумы).

В рамках профориентационной работы, в этом учебном году совместно с учащимися 8-9 классов был посещён Братский экономический форум, где были представлены основные предприятия города; Фестиваль Русала, где можно было увидеть деятельность металлургического завода с другой, более интересной и творческой стороны.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что слабым местом в данном направлении является отсутствие прямого взаимодействия с учебными заведениями (средне-профессиональными), возможно есть необходимость приглашать работников и консультантов данных учреждений в школу, проводить экскурсии на производствах, создавать ученические производственные бригады, оказывать содействие в организации летней трудовой практики. Вести работу через раздачу информационных брошюр, рекомендовать родителям посещение дней открытых дверей, посещение семинаров по профориентации.

Таким образом, можно подвести итог профориентационной работы с учащимися в условиях непрерывного образовательного процесса:

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры (уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям);

Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные для учащихся ГР);

Анкетирование;

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

Лектории для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Помощь родителей в организации профессиональных проб на предприятиях;

Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Индивидуальный характер любого профориентацион-ного воздействия (учёт индивидуальных особенностей учащегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

Направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх