Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве. Цикл тренинговых занятий педагога-психолога с учащимися группы риска подросткового возраста
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"
Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие
Форма занятия: занятие с элементами тренинга
Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»
Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.
«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.
Ход занятия
Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм
Вопросы письменного анализа конфликта:
- Что произошло в данной ситуации
- Где произошёл конфликт?
- С кем?
- Из-за чего?
- Чего добивались оппоненты?
- Чем закончился конфликт?
- Можно ли было избежать конфликта?
Психолог
. С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».
Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.
- Сгибаем лист пополам.
- Сгибаем еще раз пополам.
- Отрываем верхний правый угол.
- Отрываем нижний правый угол
Что получилось?
Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.
Упражнение «Конфликт или компромисс»
Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации
Конфликтные ситуации:
- Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
- На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
- Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
- На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.
В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций
Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»
Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.
А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?
Анкетирование
Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.
- Угрожаю или дерусь.
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
- Ищу компромисс.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему.
- Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка и интерпретация результатов теста
Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
Интерпретация результатов теста
- А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
- Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
- В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
- Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
- Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.
Упражнение “Раскрась своего свина”
Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.
Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.
Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:
Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:
Бланк для ответов
Фамилия имя _____________________________________________кл.
Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.
Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО
Московский Государственный Университет Пищевых Производств
Тема: «Составление сценария тренинга»
Ображей А.В.
Группа: 11-ИУК-10
Преподаватель:
Арутюнова Н.И.
Москва 2014
Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.
Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.
Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.
Правила тренинга:
1.Правило единой формы обращения
Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.
2.Правило актуального общения
Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.
3. Правило конфиденциальности
На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.
4.Правило персонификации высказываний
Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».
5.Правило искренности и уважительности
Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.
6.Правило пунктуальности
Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.
7.Правила пользования мобильными телефонами
Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.
Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.
Социально-психологический тренинг «Сплочение»
Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
· Осознание себя командой.
Состав участников: 15-20 человек.
Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Структура тренинга:
1. Организационный момент - 4 минуты
2. Вступление - 5 минут
3. Цель задачи - 3 минут
4. Разминка - 10 минут
5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)
6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут
7. Завершение- 3 минуты
Ход тренингового занятия:
1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»
2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
3. Упражнение «Постройтесь по росту!»
4. Упражнение «Печатная машинка»
5. Упражнение «Поезд»
6. Упражнение «Опустить предмет»
7. Упражнение «Переправа»
8. Упражнение-игра «Тик-так»
Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Разминка:Упражнение «Пожалуйста»
Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.
Ход упражнения:
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Упражнение «Постройтесь по росту!»
Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.
Упражнение «Печатная машинка»
Цель : Выработка навыков сплоченных действий.
Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «Поезд»
Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Упражнение «Опустить предмет»
Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.
Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Подведение итогов, обсуждение:
· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
· Какие чувства испытывали?
· Что нового узнали о себе, о группе?
· Как будете использовать эти знания?
· Чему научились?
· Как это пригодиться в будущем?
· Что было важным?
· Над чем вы задумались?
· Что происходило с вами?
· Что нужно развивать на будущее?
Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.
Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.
Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение
Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.
курсовая работа , добавлен 17.03.2010
Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.
реферат , добавлен 13.12.2009
Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.
курсовая работа , добавлен 09.10.2009
Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.
курсовая работа , добавлен 17.02.2015
Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".
реферат , добавлен 16.08.2010
Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.
реферат , добавлен 11.06.2011
Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.
контрольная работа , добавлен 25.01.2011
Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.
курсовая работа , добавлен 23.10.2013
Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.
курсовая работа , добавлен 25.11.2012
Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.
Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения
ребенка группы социального риска:
- Техника указаний (директив)
Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.
Три вида директив:
- указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
- указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
- указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)
Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.
- Техника «Дискуссия»
Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:
- коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
- обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
- формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
- Техника «Обусловленное общение».
Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).
Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).
Правила «честной борьбы»:
- нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
- начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
- обе стороны должны принимать активное участие в споре;
- спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
- не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
- Техники, формирующие умения и навыки
Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.
Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...
- Техники саморегуляции
- Техники обмена ролями
Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )
Предварительный просмотр:
«Работа с детьми «группы риска»
- Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с
Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.
2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-
Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.
- Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения
Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.
- Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.
2008. № 7.
5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-
Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.
- Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание
школьников. 2008. № 6.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
- Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.
2008. № 3.
9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.
№ 4.
- Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.
2008. № 1.
11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //
Классный руководитель. 2008. № 4.
- Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
- Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная
работа в школе. 2009. № 1.
- Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-
ников. 2008. № 5.
- Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-
холог. 2010. № 5.
- Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-
ное образование. 2009. № 9.
- Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для
комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические
методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-
логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.
- Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
- Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-
ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-
стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.
- Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //
Школьный психолог. 2010. № 10.
- Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-
льников. 2008. № 10.
- Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //
Школьный психолог. 2008. № 8.
- Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-
ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.
- Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
- Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //
Школьный психолог. 2008. № 17.
- Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-
лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».
Вып. 32).
- Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-
ками. М., 2008.
- Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-
лоняющегося поведения. М., 2007.
- Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.
№ 6.
- Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-
льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.
- Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-
тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).
- Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //
Классный руководитель. 2008. № 3.
- Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.
(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)
- Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к
коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.
Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр
Развития творчества детей и юношества»
Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве
Баянова Н.В., социальный педагог
МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения подрастающего поколения ставит серьёзные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако профориентация в современных условиях не всегда достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труду. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию. Как же правильно выстроить работу по подготовке к сознательному выбору с детьми «группы риска», которые требуют особого, индивидуального подхода.
Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе и/или окружающим. Это дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, имеющие асоциальное поведение, вредные привычки и правонарушения, пропуски без уважительной причины. Такие учащиеся, не всегда умеют организовать свою деятельность, часто эти дети могут быть агрессивными, замкнутыми, безразличными, неуверенными в себе, иметь неадекватную реакцию. Также у детей ГР чаще всего отсутствуют культурные навыки, мотивация к образованию и развитию, представление о себе как о члене социума.
Кроме выше перечисленных особенностей учащихся ГР, необходимо выделить проблему, касающуюся профориентационной работы с такими ребятами. Заключается она в том, что дети «группы риска» преимущественно ориентируется на мнения именно своего окружения и поэтому часто пренебрегают интересами других людей (успешных одноклассников, педагогов и родителей), мнение взрослых не является для них авторитетным и эту позицию достаточно сложно переломить. Ещё одна распространённая проблема детей ГР не заинтересованность и не занятость, в каких-либо видах внеурочной деятельности.
Первоочередной задачей перед педагогами стоит заинтересовать, привлечь ребёнка ГР к внеурочной деятельности, учитывая его интересы и возможности (можно рассмотреть варианты внеурочной занятости, предлагаемые в городе - творческие, спортивные и др.). Также, очень важно выстраивать работу с детьми ГР таким образом, чтобы ребёнок и его семья могли доверять педагогам.
Для того чтобы понимать профессиональную расположенность ребёнка, необходимо иметь полную информацию о его интересах и возможностях выявить это можно посредством:
Бесед с классным руководителем (получение информации, касающейся отношения ребёнка к труду и т.д. на основе результатов диагностики «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»);
Бесед с педагогом-психологом (результаты проф.диагностик, тренинговых занятий по профориентации учащихся);
Бесед с социальным педагогом (индивидуальные особенности социализации ребёнка (успехи, проблемы и недостатки, результаты бесед о профессиональном и жизненном самоопределении));
Бесед с родителями (организация труда школьника в семье, его личная ответственность и отношение к трудовой деятельности, интересы и возможности);
Анкетирования «Выявление интересов ребёнка» и др.
Профориентационная работа с данной категорией учащихся ведётся многосторонняя с привлечением нескольких структур ОУ. Это и классные руководители, (классные часы, диспуты), психологи (консультации, диагностики, индивидуальная и групповая работа), организаторы (привлечение к общественной деятельности, самоуправление), социальный педагог (помощь в социализации, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение) учителя-предметники (взаимодействие с одноклассниками, учителем, интеллектуальные способности). Каждая структура имеет немаловажное влияние, ведь только взаимодействие может привести к успешной реализации профессионального интереса ребёнка.
Ещё одним важным фактом в работе с учащимися ГР является создание ситуации успешности во время образовательного процесса. Необходимо найти в ребёнке положительные стороны и взаимодействовать с ним одобряя и поддерживая его интересы и возможности, учитывая индивидуальные особенности каждого, тем самым улучшая самооценку и коммуникативные навыки обучающегося.
Для улучшения профориентационной работы, детей ГР, обучающихся в 9 классах, возможно привлечение:
К научной деятельности (участие в научно-практических конференциях);
Участие в школьных олимпиадах (обж, физическая культура);
Участие в спортивных соревнованиях;
Участие во внеклассных мероприятиях (организация конкурсов, акции);
Участие в общественной деятельности (например, даже самые простые, маленькие поручения: работники службы охраны на школьных мероприятиях, помощь в подготовке актового зала, встреча гостей в холле, волонтёрские движения и т.д.), это необходимо для наилучшего взаимодействия между всеми участниками образовательного пространства.
После привлечения ребёнка ГР к различным видам деятельности, можно определить спектр его возможностей (ребёнок обладает ораторским искусством, художественными способностями, навыками конструирования, умело обращается с инструментами, владеет навыками работы с деревом, металлом, имеет хорошие спортивные данные и т.д.).
Учитывая все полученные результаты необходимо в дальнейшем работать индивидуально с учащимся ГР и его семьёй, помогая сделать правильный выбор профессионального обучения.
В нашем образовательном учреждении индивидуальная профориентационная работа направлена на учащихся «группы риска» 9 классов, поскольку это дети, которые не могут пойти в 10-11 класс, в связи со слабой успеваемостью. Таким ребятам мы рекомендуем учреждения средне-специального, профессионального образования (в 2015-2016 уч.г. таких детей ГР на параллели было 4 человека, поэтому преобладал индивидуальный подход, который дал положительный результат, все учащиеся определились с выбором получения профессии по интересам и успешно поступили в профессиональные лицеи и техникумы).
В рамках профориентационной работы, в этом учебном году совместно с учащимися 8-9 классов был посещён Братский экономический форум, где были представлены основные предприятия города; Фестиваль Русала, где можно было увидеть деятельность металлургического завода с другой, более интересной и творческой стороны.
Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что слабым местом в данном направлении является отсутствие прямого взаимодействия с учебными заведениями (средне-профессиональными), возможно есть необходимость приглашать работников и консультантов данных учреждений в школу, проводить экскурсии на производствах, создавать ученические производственные бригады, оказывать содействие в организации летней трудовой практики. Вести работу через раздачу информационных брошюр, рекомендовать родителям посещение дней открытых дверей, посещение семинаров по профориентации.
Таким образом, можно подвести итог профориентационной работы с учащимися в условиях непрерывного образовательного процесса:
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры (уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям);
Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные для учащихся ГР);
Анкетирование;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
Лектории для родителей;
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
Анкетирование родителей учащихся;
Помощь родителей в организации профессиональных проб на предприятиях;
Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Индивидуальный характер любого профориентацион-ного воздействия (учёт индивидуальных особенностей учащегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
Направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).