Николай леонтович. Николай Леонтович: биография Кто он был

Николай Леонтович биография краткая изложена в этой статье.

Николай Леонтович краткая биография

Леонтович Николай Дмитриевич — украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор известных народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут».

Родился 13 декабря 1877 года в селе Монастырёк Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца.

В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище.

В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко.

В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 годувышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

С 1904 по 1908 — работает на Донбассе преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе станции Гришино (в настоящее время г. Красноармейск).

Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижёри композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Верёвкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На праздник русалок » по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».

В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.

Общественный деятель, педагог.

Николай Леонтович
Микола Леонтович
Основная информация
Полное имя Николай Дмитриевич Леонтович
Дата рождения 1 (13) декабря
Место рождения
  • Монастырище , Монастирищенская волость [d] , Липовецкий уезд , Киевская губерния , Российская империя
Дата смерти 23 января (1921-01-23 ) […] (43 года)
Место смерти
Страна
Профессии
Жанры опера
Аудио, фото, видео на Викискладе

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик », «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Биография

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принёсшую ему большой успех у киевской публики.

Творчество

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик », «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие , шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Із-за гори сніжок летить», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Память

  • 1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко , чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Н. Д. Леонтовича . В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина , многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич , позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х [ ] .
  • Сегодня имя Леонтовича носят украинские музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности, Винницкое училище искусств и культуры, Донецкая музыкальная школа № 1, Покровская музыкальная школа, Харьковская школа искусств № 4).
  • Именем Леонтовича названы

Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели , скрипке , гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. Мама, которая умела петь научила народных песен. В году Леонтович поступил в Немировской гимназии. В 1888 году, из-за нехватки средств, отец переводит его в Шаргородского начального духовного училища, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пение по нотам и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях .


1.2. Первые творческие шаги

1898 Леонтович закончил духовную семинарию и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать свое музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье . 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый "Щедрик", а также "поют петухи", "Малая иметь одну дочь", "Дударик", "Ой взошла заря" и др.. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . 1916 вместе с хором Киевского университета выполняет свою обработку "Щедрика", которая принесла ему большой успех у киевской публики.


1.3. Киевский период

Подробные сведения о той трагедии стали известны благодаря двум редким документам, нашла заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко. После многих лет сбора материалов в музей и поповнювання его фондов туда попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко . Там упоминалось об одном из ближайших друзей Леонтовича, Гната Яструбецкий, поскольку он записал подробный рассказ отца Леонтовича об убийстве композитора. Именно Игнат Васильевич собрал больше материалов о жизни и творчестве Леонтовича, написав его биографию, а в своем дневнике поведал о ту ужасную ночь в Марковцы :

" "Это была очень тяжелая и ​​опасное путешествие," - написал он в своем дневнике. Прежде исследователь отправился в село Марковку, ныне Теплицкого района, отцу композитора. Хотел из первых уст узнать, что же случилось в тот январский день с его сыном. Вот как описывает об этом исследователь. В субботу 9 января года Николай Леонтович был в Тульчине . По просьбе сестры Виктории он положил на ноты "Завещание" Шевченко. Под вечер, в тот же день, он приехал лошадьми в Марковку к отцу. Еще не успели обменяться новостями, как во двор въехала телега. "Была шесть часов вечера по солнцу... Домой зашел молодой, 22-23-х лет, среднего роста человек. Темный блондин, без усов и бороды. Руки имел Холен, с длинными пальцами. Хорошо одетый. Пальто с овечьим воротником. На голове кепка. Разговор русский, солдатская. попросился переночевать. " Если бы Леонтович знали, что дают ночлег убийцы... Прибывший говорил, что в Марковке имеет много дела. Что он чекист (источник). Проводит борьбу с местным бандитизмом. Предлагал рассмотреть документы с печатями Гайсинского ЧК. Особенно предлагал это сделать Николаю Дмитриевичу. А документов была "гора". Леонтович рассмотрел их и, возвращая владельцу, сказал: "С такими документами опасно везде ночевать". Незваный гость называл себя по фамилии Грищенко. Как было указано он в документах, никто не знает, потому что Николай Дмитриевич единственный, кто смотрел документы, никому ничего не говорил по этому поводу... Звук выстрела разбудил отца. Была 7.30 утра. На кровати под окном сидел полусогнутых Леонтович и испуганным голосом спросил: "Что это, взрыв?" Произнеся эти слова, упал на подушку. Над его кроватью стоял Грищенко. Он был бос, в одном белье. В руках держал оружие, выбрасывая стреляную гильзу. Дома были еще сестра композитора Виктория и дочь Галина. Им, как и отцу композитора, незваный гость позвьязував руки. Он надел на себя напивкожушок, который носил отец Леонтовича. Ругался грязными словами. Требовал денег. На глазах у всех вытряхивал все из кошелька Николая Дмитриевича. Забрал 5000 рублей разной валютой. Все опрокинул в доме. Искал вещи. И с вещами вышел. В настоящее время Леонтович лежал с открытыми глазами. На кровати и на полу была лужа крови. На крик пана отца прибежал учитель, другие люди. Они развязали руки Леонтовича, наложили повязку на рану пострадавшего. Рана была с правой стороны. Рваная рана. Леонтович еще успел сказать: "Папа, я умираю". Была восемь часов утра, воскресенье 10 января года. Когда приехал врач, Леонтович был уже мертв. 12 января , когда хоронили композитора, в Марковке мела очень сильная метель. " "

Хронология технологий искажения-искажение фактов коммунистическим режимом о смерти Николая Леонтовича:

  • Але, з припиненням існування СРСР, громадськості відкрилося чимало прихованих сторінок історії і, як наслідок, вдалося віднайти й оприлюднити факти зумисного вбивства органами ВЧК талановитого українського композитора - Миколи Леонтовича.

2. Творчі здобутки

2.1. Композитор Леонтович

Микола Леонтович на марці України

Основу музичної спадщини Леонтовича складають хорові мініатюри - обробки українських народних пісень, які й донині є неперевершеними й виконуються всіма українськими хорами в Україні і діаспорі . Це позначені великим талантом композитора перлини народного мелосу "Щедрик" , "Козака несуть", "Дударик", "Із-за гори сніжок летить", "Женчичок-бренчичок", "Гаю, гаю, зелен розмаю" та багато інших. На основі українських народних мелодій Леонтович створював цілком оригінальні самобутні хорові композиції, всебічно художньо переосмисливши їх, надавши їм неповторного звучання. Леонтович був одним з перших серед майстрів української музики, які по-новому інтерпретували фольклор , використовуючи музичні надбання європейської музично-хорової культури. Водночас почерк Леонтовича вирізняється з-поміж інших граничною гнучкістю і природністю руху голосів, ювелірною шліфовкою деталей. Леонтович вдало використав традиції імпровізаційності в творчості українських кобзарів , які кожну нову строфу тексту пісні інтерпретували по-новому. Леонтович застосовував темброву варіантність виконання народних рапсодів у своїх обробках, надаючи хору можливість розкрити велике розмаїття гармонії, контрапункту. Послідовно втілюючи в своїх обробках ідею гармонізації й поліфонічності, Леонтович, маючи глибоку й різнобічну музичну освіту, широко використовував найкращі досягнення світової хорової техніки.

Тематика хорових мініатюр композитора надзвичайно різноманітна. Це обрядові, церковні , історичні, чумацькі , жартівливі, танцювальні, ігрові пісні. Одне з центральних місць у творчості Леонтовича посідають хори на побутові теми. Це, зокрема, "Ой у лісі при дорозі", "Ой темная та невидная ніченька", "Мала мати одну дочку", "Ой з-за гори кам"яної". Вони характерні динамічним розгортанням сюжету, активною драматизацією подій та образів. Взірцем такого високого драматичного піднесення може служити народна пісня "Пряля", в якій Леонтович досяг рівня трагічної балади.

В піснях-реквіємах "Козака несуть", "Із-за гори сніжок летить", "Смерть" Леонтович талановито переосмислив мелодику народного плачу, використовуючи специфічне звучання окремих голосів та цілих хорових груп, застосовуючи різні хорові звукові ефекти, наприклад, спів із закритим ротом.

Найвищим досягненням композитора вважаються пісні "Щедрик" та "Дударик", в яких Леонтович досягнув максимальної ритмічної організації. Особливо популярним був і залишається "Щедрик", в якій органічно поєднані прийоми народного багатоголосся з досягненнями класичної поліфонії, і кожен голос відіграє цілком самостійну виражальну роль, відтворюючи найтонші зміни настрою в пісні, подаючи кожен художній образ у граничному завершенні.


2.2. Леонтович Диригент-хормейстер

2.3. Леонтович - Учитель

Початок 20-го століття озаменував нові шляхи в українському вчителюванні, яке перейшло від бурсацько -релігійного до народницько-українського спрямування. А Миколі Леонтовичу вдалося й на цій, педагогічній ниві, проявити свій талант.

Леонтовичу, як і багатьом тогочасним українським композиторам Миколі Лисенку , Кирилу Стеценку , Якову Степовому , притаманне було поєднання творчої, педагогічної і виконавської (диригентсько-хорової ) діяльності. Понад двадцять років Микола Леонтович віддав роботі вчителя співів у школах різних міст: Тиврова , Вінниці , Гришиного (нині Красноармійська) , Тульчина та Киев . Як, композитор він був ще й добре обізнаний зі станом викладання співів у школах, з художнім рівнем учнівських хорів. Чимало своїх сил він віддавав педагогічній праці в учительській семінарії, Музично-драматичному інституті імені Миколи Лисенка, та на диригентських і театральних курсах, а ще на курсах працівників дошкільного виховання чи навіть робітничих гуртках і школах.

Именно, в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко и на дирижерских курсах Леонтович преподавал хоровое пение, основы техники дирижирование , теория музыки и контрапункт . Проводя свои занятия он часто знакомил хористов со своими песнями ("Позволь мне, мать", "Ой там, за горой", "Дударик"), выявляя в них замечательное умение, за довольно короткий ча, охватить хоровое произведение в целом и создать полноценное впечатление об этой композиции. Как преподаватель музыкально-теоретических предметов, в частности контрапункта, композитор был последователем методологических принципов своего учителя Болеслава Яворского - автора теории ада ритма, которая была в те времена довольно распространенной. А на курсах дошкольного воспитания он проявил себя как опытным практикам-методист. Следуя стройной последовательности, он применял свои методы изучения песен детьми, предлагая им сначала простые, а подальше - сложные песенные образцы. И особенно обращал внимание на составные части самой песни - мотив , фраза, предложения , период (куплет). В процессе пения ребенка он учитывал и развивал чувство ритма у нее, используя, при этом, отражение ритмического пульса руками, ногой, пальцами, Леонтович комбинировал различные позиции пения - предлагая пение сидя и стоя, пение отдельными группами, а затем всех вместе, и что самое главное, всегда считал необходимым, прибегать к музыкально-слуховой наглядности, в частности пения самого учителя. Большое значение Николай Леонтович оказывал дикции исполнителя, певца дыханию, предостерегая от слишком сильного, форсированного звука , отстаивая тех или громкий пение и соответствующее его применения при исполнении песен. А по подбору / выбора песен, Леонтович ориентирует учителей пения на песни канонического склада, считая, что их усвоение создает почву для двоголосного пения.

До этого общества входили такие известные украинские художники, как). Именем Леонтовича названы улицы Диск камерного хора Киев с духовными произведениями Леонтовича

опера

хоры на слова украинских поэтов:

композиции на литургические тексты

  • Литургия св. Иоанна Златоуста,
  • Молебен,
  • части Всенощной;

хоровые обработки украинских народных песен (свыше 150)
в частности:



Литература

  • Жадько В.А. Николай Аркас. Сочинения в 2-х томах.-Т.1.-К., 2008.-с.207-478.
  • Дяченко М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни, К., 1941, 1950, 1963, 1969, 1985;
  • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В.Довженко, К., 1947;
  • Гордейчук Н. Н. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве, К., 1956;
  • он же. М.Леонтович, К. 1960, 1972,1974, 1977;
  • Творчество Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В.Золочевський, К., 1977;
  • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества, Винница, 1996;
  • он же. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича, Винница, 1996;
  • он же. М. Д. Леонтович, Винница, 1997;
  • он же. Николай Леонтович: исследования, документы, письма, Винница, 2002.

01 декабря 1877 - 23 января 1921

украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог

Биография

Родился 1 декабря 1877 года в селе Монастырок Брацлавского уезда Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов.

В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.

В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольске , где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко .

В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением М. Лысенко.

Осенью 1904 года оставляет Подолье и переезжает на Донбасс, где устраивается преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве .

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Пиють петухи», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой взошла заря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшая ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Веревкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами, преследовавших украинскую интеллигенцию, вынужден бежать в Тульчин. Основывает первый в Тульчине музыкальную школу. в 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На русалчин пасху» по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На русалчин пасху».

shark_bmt писал(а):

повторите

Я уже забыл детали, заранее
говорю, что могу подвирать что-то. В Великолукском районе Псковской области есть музей
Мусоргского. Там МП родился, в деревне Карево. Но дом, где он родился, давно не
существует, есть только фундамент. Не знаю. как сейчас, а раньше на этом фундаменте была
небольшая памятная доска. На доске строка из песни Мусоргского со слегка изменённым
текстом: `Барин наш миленький` (в оргинале - `мой`, а не `наш`). Появилась эта доска в
весьма советские ещё времена. Поставили ее за свой счет местные жители. Крестьяне, до
которых, видимо, как-то дошла память о Мусоргском. Как такой текст могли допустить, я не
знаю. И ведь никто не разломал. (повторяю, видел доску в начале 80-х, с тех пор там не
бывал. Далее. Из музыкантов давних лет один В.Каратыгин доехал до этих мест. Прочие мы
все, музыковеды, почитатели, композиторы, исполнители, удачно пользовались тем, что
Мусоргский творил, но после Каратыгина никто больше ничем таки не инетерсовался. писали в
книгам. что родился в Кареве, вот и всё. А что за Карево, кто его там знает, кому оно
надо. Насколько я знаю рассказы о появлении музея, он возник опять-таки не по инициативе
нас, столичных ценителей, а по инициативе дяденьки учителя из тех мест, который добрался
до, кажется, Хренникова, последний и дал отмашку действовать. И вот сделали музей. С
которым, к слову, одно горе. Экспонатов крайне мало, место от центров далёкое, доходов
никаких, то обворуют-влезут, то ещё что. Но в былые годы музеем постоянно занимался
Е.Е.Нестеренко. Осмелюсь порекдомендовать статью Н.С.Новикова, совершенно уникального
человека, которого я знал лично: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/novmus05.php . Где-то у
меня лежат распечатки некоторых его исследований родословий Мусоргского, которые
удивительно интересны и добросовестны. Ими Николай Степанович занимался, сидя в пыли
архивов, многими годами. Систематически бы их надо издать, надеюсь, что у Нестеренко есть
все материалы. Ибо публиковалось всё это хаотично и разрозненно.

Я был свидетелем того, какую неприязнь ко всему этому делу имело местное руководство.
Евгений Евгеньевич, который тогда, вов сяком случае, был человеком весьма и весьма
могущественным, добился решения об установке большого памятника Мусоргскому в местах. где
композитор родился. Должна была состояться закладка этого монумента. Для этого ЕЕ
подготовил большую концертную программу, пригласил хор Мигина, Едену Образцову, меня тоже
прихватил, выстроили временную эстраду под открытым небом. Все мы приехали. Приезжаем. А
холм, на котором должно был стоять памятник, распахан. распахан так, что подойти туда
невозможно. Ясно, что никакой сельскохозяйственной необходимости тут не было. Такая форма
местного начальственного хулиганства. Концерт провели, а вот церемонию отменили. И
памятник так и не заложили. Спустя годы опять ЕЕ пошел по второму кругу, было некое
собрание в мастерской скульптора Думаняна у уже отлитого памятника организовал он митинг,
распространил что-то такое в прессе, в общем. как-то ему удалось пропихнуть, я бы сказал,
этот проект. С огромным сопротивлением на разных этажах власти. - Сам музей находится в
другой усадьбе неподалеку, в селе Наумово, там жили близкие родственники МП, упустил это
сказать. Памятник вроде бы благополучно стоит, но я его так и не видел, никак не доеду,
места не близкие, надо на своей машине, самое близкое цивильное место там городок Торопец,
от него километров 20-30 всё-таки. Можно с Рижского вокзала до станции Кунья, там как-то
на автобусе, но где ночевать, непонятно. Сложно, в общем. А до Торопца путь не близкий.
Может, забыл что, а уж напутал точно, простите. Так и не имею ответа на вопрос, кто
отрубил руку.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх