Футуристическая архитектура ссср. Футуристическая архитектура советской эпохи Что такое футуризм

Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре - это фантастика, причём весьма научная.

Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» - типичный пример архитектуры футуризма.

Человек всегда мечтал о будущем и пытался представить его себе, но рождению футуризма мы обязаны именно XX веку, когда машина смогла серьёзно заявить о своих правах и встать рядом со своим создателем. Никогда ранее человек не создавал такого количества машин для жизни, и никогда ещё машина не приносила столько смерти. Динамика жизни изменилась и первыми на неё среагировали художники.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - Авангардистское течение в европейском искусстве 1910-20-х гг. XX в. Сложился в Италии. В творческой практике итальянских живописцев У. Боччони, Дж. Северини и других проявилась тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой.

Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифеста итальянского футуризма » 1909-19 гг.), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слёзы женщины. В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объёмов приводило к модернистской деформации. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка; это образец насилия над лексикой и синтаксисом. Футуристическая абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила различные тенденции. В итальянском футуризме она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. В сочетании с ярым национализмом всё это привело итальянских футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. В других странах Запада футуризм был представлен немногочисленными группами. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и некоторыми формальными чертами перекликается с итальянским футуризмом, отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Русским футуристам были свойственны черты мелкобуржуазного анархического бунтарства, левацкий радикализм по отношению к культурному наследию, крайности формалистического экспериментаторства. После Октябрьской революции русские футуристы заявляли о своём желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт. Во многом эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф»(редактор - Владимир Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. К концу 1920-х гг. в процессе развития социалистического художественного сознания и организационного объединения различных художественных группировок футуризм в России прекратил свое существование.

Манифест футуризма

1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.

4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.

6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

9. Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.

Филиппо МАРИНЕТТИ

Футуризм возник в начале прошлого века в Италии. Его главной идеей была тотальная перестройка мира, разрушение старых, отживших форм. Футуристы отрицали все достижения прошлого, их интересовал научно-технический прогресс и все, что с ним связано. В футуризме ценилось умение передать энергию, скорость, силу, динамизм. Отсюда отсутствие назидательности и какой-либо сюжетной линии в произведениях футуристов, а также их излюбленные приемы - использование техногенных мотивов, монохромных деталей, плавных или ломаных линий. Итальянский футуризм подхватили русские художники и поэты, именно в их творчестве этот стиль искусства нашел наибольшее выражение, стал известен по всему миру.

Впоследствии футуризм на долгие годы потерял свою актуальность, оставаясь музейной ценностью. Он стал снова модным в середине 20 века. Но на этот раз он начал применяться в дизайне интерьеров, что отражало интерес заказчиков к научной фантастике, к далекому будущему.

Футуристический интерьер, как правило, напоминает декорации к фантастическому фильму, в нем всегда присутствует что-то космическое. Обтекаемые формы делают помещение похожим на каюту космического корабля. Один из основных принципов стиля – минимализм. Футуризм требует открытого пустого пространства, он не признает декора, в футуристическом интерьере не допускаются узоры или орнаменты на стенах или элементах оформления. Все строго – в комнатах присутствует только техника и мебель. При этом бытовая техника должна быть самой современной, желательно, чтобы дизайн ее был без излишеств и без какого-либо оттенка ретро, особенно на кухне, где кухонные комбайны, чайники и кухонные панели должны выглядеть по меньшей мере как «начинка» лаборатории на космической станции.

Кстати, повышенный интерес к технике проявляется и в том, что мебель чаще всего используется многофункциональная. Самый оптимальный вариант – трансформеры (задвигающиеся в стену кровати, кресла-кровати и пуфики, которые легко превращаются в столики).

В футуристическом интерьере используются только искусственные современные материалы или металл. Образ квартиры из далекого будущего позволяют создать высокопрочный пластик, металлизированные поверхности, стекло различных оттенков. Еще один незыблемый принцип – отсутствие обоев. Стены либо покрашены неяркой однотонной краской, либо спрятаны под панелями из пластика. Их украшением могут служить только несколько абстрактных картин или черно-белые фотографии. Что касается пола, то он во всем должен соответствовать общему облику квартиры или офиса: используется либо гладкий сияющий ламинат, либо кафель строгих оттенков.

Если вы решили оформить свою квартиру в футуристическом стиле, то выбор цветов у вас будет ограниченным: признаются только все оттенки белого, черного, серого, серебристого, стального цвета. Возможны вкрапления других цветов, но они не должны быть особенно яркими. Игра цветов происходит за счет использования различных поверхностей – матовых или светоотражающих. Еще один прием – современные системы освещения. Дизайнеры используют неоновые, люминесцентные, светодиодные светильники, которые могут освещать как всю комнату, так и определенные зоны или даже отдельные предметы интерьера. Приветствуется размещение разнообразных подсветок в нишах, стеллажах, шкафах, уровнях потолка.

Еще один важный футуристический принцип – четкая, но необычная геометрия пространства. Здесь используются странные обтекаемые формы, изогнутые линии, асимметричные углы. Особенно это прослеживается в дизайне мебели, окон, дверей и потолков.

Футуристический стиль хорошо подходит для оформления современных офисов, вокзалов, аэропортов, холлов гостиниц - тема скорости, движения, а также некая обезличенность таким интерьерам не вредит. Что касается домашних интерьеров, выполненных в стиле футуризма, то они больше подходят молодым, смелым людям, интересующимся новинками техники и готовым жить в несколько холодном, отстраненном, но зато невероятно оригинальном пространстве.

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое. Футуризм подразумевает стремление в будущее - как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой "Манифест архитектуры футуризма". До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна - в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов - лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон - форма преобладает над содержанием.

Примеры из мировой архитектуры

Несмотря на то что архитектурный футуризм зародился еще в начале двадцатого века, до реального строительства дело дошло не сразу - на пике популярности был стиль Ар-деко, не сдававший своих позиций вплоть до начала Второй мировой войны. Наиболее известные футуристические здания были построены в период 50-70-х годов, их строительство было связано с началом эпохи увлечения космосом и внеземными цивилизациями. К ним относятся, например, библиотека Джека Ленгстона в Калифорнии (год постройки - 1965), Тематическое здание в Лос-Анджелесе (1961), библиотека Гейзел в Сан-Диего (1970). Ниже на фото футуризм в архитектуре вышеупомянутых зданий.

В начале 70-х футуристические постройки вышли за пределы США и стали появляться в самых разных уголках планеты - к ним можно отнести Кафедральный собор в Бразилиа, Дом Ферро в Цюрихе и оперный театр в Сиднее.

Зарождение в СССР

Футуристическое направление во всех отраслях искусства достигло своей максимальной популярности в предреволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Необходимым казался футуризм в строительстве нового государства - людям, приветствующим революцию, хотелось разрушить все устои, вымести старые традиции и начать жизнь с нового листа. Советский Союз вполне мог стать обладателем самых первых футуристических строений в мире, но, увы - пришедшему к власти Сталину по душе были другие архитектурные стили, впоследствии получившие полушутливое название "Сталинского рококо". А после войны, когда выяснилось, что главный основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был приверженцем итальянского фашизма, направление получило строжайший запрет.

Примеры в отечественной архитектуре

Первые здания с использованием футуризма в архитектуре СССР были построены уже после 60-х, как и в США, на волне восторга от космических полетов. И хотя Советский Союз не был первым в строительстве зданий будущего, очень скоро он стал самым богатым на подобную архитектуру - практически все библиотеки, дома культуры, театры и кинотеатры, аэропорты и стадионы с 60-х до 80-х годов строились в футуристическом стиле. Ярчайшими примерами советского футуризма в архитектуре является здание знаменитого МХАТа в Москве, построенного в 1973 году, корпус "Дружба" Ялтинского санатория "Курпаты", построенный в 1984 году, и здание, в котором располагалось министерство автодорог Грузинской ССР, созданное в 1975 году.

Знаменитые архитекторы-футуристы

Одним из самых продуктивных архитекторов-футуристов является бразилец - современник зарождения стиля в 20-х годах и один из главных его популистов в 60-х. Ему принадлежит авторство вышеупомянутого Кафедрального собора в Бразилиа, а также "Копан" - футуристический жилой дом в Сан-Пауло (1951), Дворец Национального конгресса и Дворец правительства в Бразилиа (оба 1960 года), Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996).

Еще один знаменитый футурист - датчанин Йорн Уотзон, автор проекта Кроме этого всемирно известного здания, Уотзон создал Водонапорную башню в Сванеке (1952) и Национальную Ассамблею в Кувейте (1982).

Моше Сафди, канадский и американский архитектор израильского происхождения, спроектировал более пятидесяти различных футуристических зданий. Его фантазии принадлежит знаменитый жилищный комплекс в Монреале Хабитат 67 (1967), ставший основой для многих подобных зданий в разных странах, футуристический корпус Музея изящных искусств в Монреале (1991) и гостиница "Марина Бей Сендс" в Сингапуре (2010).

Архитекторы-футуристы в СССР

К отечественным архитекторам, приверженным футуризму в архитектуре, в первую очередь следует отнести Михаила Посохина, автора проектов Кремлевского дворца съездов (1961 год), зданий Северного Чертанова (1975) и Спорткомплекса "Олимпийский" (1977).

Другие известные - Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов - в соавторстве создали знаменитую на весь мир Останкинскую телебашню (1967) и Московский аэровокзал (1964). Помимо этого, Дмитрий Бурдин выступил архитектором футуристического гостиничного комплекса "Измайлово"(1980).

Современный футуризм в архитектуре

С современным ростом и скоростным развитием таких государств, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай, Азербайджан, футуристический стиль вновь возродился, на этот раз объяв целые города. Ярким примером является целый комплекс зданий в центре Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии.

Отель Бурдж-эль-Араб (дословно переводится как "Арабская башня"), построенный в столице ОАЭ Дубае в 1999 году, тоже относится к футуризму в архитектуре. Помимо этого в Дубае, в самом центре, расположена уникальная Башня-волна и целая серия футуристических высоток.

В 2007 году был опубликован "Манифест нео-футуристического государства", что и дало толчок к возрождению этого стиля. Скорость и богатство жизни в вышеперечисленных странах превращает их в настоящие "города будущего" относительно подавляющего большинства архитектурных традиций так называемого "Старого света", перед светом ультра-современным, приверженным футуризму в архитектуре, как и полвека назад.

Зимой люди сталкиваются с гиперсомнией, подавленным настроением и повсеместным чувством безнадежности. Даже риск преждевременной смерти зимой значительно выше. Наши биологические часы не синхронизированы с часами пробуждения и работы. Не следует ли нам скорректировать наше время работы в офисе, чтобы помочь себе улучшить настроение?

Как правило, людям свойственно видеть мир в мрачных тонах, когда световой день становится короче и наступают холода. Но изменение рабочего времени в соответствии с временем года может помочь поднять нам настроение.

Для многих из нас зима с ее холодными днями и затяжными ночами создает общее чувство недомогания. В полутьме становится все труднее отрываться от кровати, и, сгорбившись за столами на работе, мы чувствуем, как наша производительность истощается вместе с остатками полуденного солнца.

Для небольшой части населения, испытывающей ярко выраженное сезонное аффективное расстройство (САР), это еще хуже - зимняя меланхолия мутирует в нечто гораздо более изнурительное. Пациенты сталкиваются с гиперсомнией, подавленным настроением и повсеместным чувством безнадежности на протяжении наиболее мрачных месяцев. Вне зависимости от САР, о депрессии чаще сообщают зимой, увеличивается число самоубийств, а в январе и феврале падает производительность труда.

Хотя все это легко объяснить какой-то туманной идеей зимней мрачности, у этой подавленности может быть научное обоснование. Если наши биологические часы не синхронизированы с часами пробуждения и работы, не следует ли нам скорректировать наше время работы в офисе, чтобы помочь себе улучшить настроение?

«Если наши биологические часы говорят, что они хотят, чтобы мы просыпались в 9:00, потому что за окном темное зимнее утро, но мы встаем в 7:00- мы пропускам целую фазу сна» - говорит Грег Мюррей, профессор психологии Университета Суинберн, Австралия. Исследования в области хронобиологии - науки о том, как наш организм регулирует сон и бодрствование - подтверждают идею, что зимой потребности и предпочтения во сне меняются, а ограничения современной жизни могут быть особенно неподходящими в эти месяцы.

Что мы имеем в виду, когда говорим о биологическом времени? Циркадные ритмы - это концепция, которую ученые используют для измерения нашего внутреннего ощущения времени. Это 24-часовой таймер, который определяет, как мы хотим разместить различные события дня - и, что особенно важно, когда мы хотим встать и когда мы хотим заснуть. «Тело любит делать это синхронно с биологическими часами, которые являются главным регулятором того, как наше тело и поведение соотносятся с солнцем» - объясняет Мюррей.

Существует огромное количество гормонов и других химических веществ, участвующих в регулировании наших биологических часов, а также множество внешних факторов. Особенно важным является солнце и его расположение на небе. Фоторецепторы, расположенные в сетчатке глаза, известные как ipRGC, особенно чувствительны к синему свету и поэтому идеально подходят для настройки циркадного ритма. Существуют доказательства того, что эти клетки играют важную роль в регулировании сна.

Эволюционная ценность этого биологического механизма состояла в том, чтобы способствовать изменениям в нашей физиологии, биохимии и поведении в зависимости от времени суток. «Именно в этом и заключается прогностическая функция циркадных часов» - говорит Анна Вирц-Джастис, профессор хронобиологии Базельского университета в Швейцарии. «И она есть у всех живых существ». Учитывая смену дневного света в течение года, она также подготавливает организмы к сезонным изменениям поведения, таким как размножение или спячка.

Несмотря на то, что не было достаточно исследований, посвященных вопросу о том, хорошо ли бы мы реагировали на большее количество сна и разное время пробуждения зимой, есть доказательства того, что это может быть так. «С теоретической точки зрения, снижение естественного освещения утром зимой должно способствовать тому, что мы называем фазовой задержкой» - говорит Мюррей. «И с биологической точки зрения есть веские основания полагать, что это, вероятно, действительно в некоторой степени происходит. Задержка фазы сна означает, что наши циркадные часы будят нас зимой позже, что объясняет, почему становится все труднее бороться с желанием перевести будильник»

На первый взгляд может показаться, что фазовая задержка сна говорит о том, что зимой мы захотим ложиться спать позже, однако Мюррей предполагает, что эта тенденция, скорее всего, будет как бы нейтрализована общим растущем желанием спать. Исследования показывают, что людям требуется (или, по крайней мере, хочется) больше сна зимой. Исследование, проведенное в трех доиндустриальных обществах - где нет будильников, смартфонов и рабочего дня с 09:00 до 17:00 - в Южной Америке и Африке показало, что эти общины в течение зимы коллективно дремали на час дольше. Учитывая, что эти сообщества расположены в экваториальных регионах, этот эффект может быть еще более выраженным в северном полушарии, где зима холоднее и темнее.

Этот снотворный зимний режим как минимум частично опосредован одним из основных игроков в нашей хронобиологии - мелатонином. Этот эндогенный гормон контролируется циркадными циклами, а также в свою очередь влияет на них. Это снотворное, а значит, его производство будет набирать обороты до тех пор, пока мы не упадем в постель. «У людей профиль мелатонина гораздо шире зимой, чем летом» - говорит хронобиолог Тиль Рённеберг. «Это биохимические причины того, почему циркадные циклы могут реагировать на два разных времени года».

Но что это значит, если наши внутренние часы не совпадают со временем, которое требуют наши школы и графики работы? «Несоответствие между тем, что хотят ваши биологические часы, и тем, что хотят ваши социальные часы, мы называем социальным джетлагом» - говорит Рённеберг. «Социальный джетлаг зимой сильнее, чем летом». Социальный джетлаг похож на тот, с которым мы уже знакомы, но вместо полетов по миру нас выбивает из колеи время наших социальных требований - подъем на работу или в школу.

Социальный джетлаг - это хорошо документированное явление, и оно может иметь серьезные последствия для здоровья, благополучия и того, насколько хорошо мы можем функционировать в повседневной жизни. Если правда то, что зима производит форму социального джетлага, чтобы понять, какими могут быть его последствия, мы можем обратить свое внимание на людей, которые подвержены этому явлению больше всего.

Первая группа людей для потенциального анализа включает в себя людей, живущих на западных краях часовых поясов. Поскольку часовые пояса могут охватывать обширные районы, люди, живущие на восточных окраинах часовых поясов, чувствуют восход солнца примерно на час-полтора раньше тех, кто живет на западной окраине. Несмотря на это, все население должно придерживаться одних и тех же рабочих часов, а это значит, что многие будут вынуждены вставать до восхода солнца. По сути, это означает, что одна часть часового пояса постоянно не синхронизирована с циркадными ритмами. И хотя это может показаться не таким уж важным делом, оно связано с рядом разрушительных последствий. Люди, живущие на западных окраинах, более подвержены раку молочной железы, ожирению, диабету и сердечным заболеваниям - как постановили исследователи, причиной этих заболеваний было в первую очередь хроническое нарушение циркадных ритмов, которое возникает из-за необходимости просыпаться в темноте.

Другой яркий пример социального джетлага наблюдается в Испании, которая живет по центральноевропейскому времени, несмотря на географическое соответствие Великобритании. Это означает, что время страны переводится на один час вперед, и что население должно следовать социальному графику, который не соответствует их биологическим часам. В результате вся страна страдает от нехватки сна - получая в среднем на час меньше, чем остальная Европа. Такая степень потери сна была связана с увеличением числа прогулов, производственных травм, а также с увеличением стресса и школьной неуспеваемости в стране.

Еще один контингент, который может демонстрировать симптомы, схожие с симптомами людей, страдающих в зимний период, - это группа, имеющая естественную склонность бодрствовать по ночам на протяжении всего года. Циркадные ритмы среднестатистического подростка естественно сдвинуты на четыре часа вперед по сравнению с взрослыми, а значит, подростковая биология заставляет их ложиться спать и просыпаться позже. Несмотря на это, в течение многих лет им приходится бороться с собой, чтобы вставать в 7 утра и вовремя добираться до школы.

И хотя это утрированные примеры, могут ли изматывающие всю зиму последствия неподходящего графика работы способствовать подобному, но менее значительному влиянию? Эта идея частично поддерживается теорией о том, что вызывает САР. Хотя по-прежнему существует ряд гипотез о точной биохимической основе этого состояния, значительная часть исследователей считает, что это может быть вызвано особенно серьезным откликом на рассинхронизацию биологических часов с естественным дневным светом и циклом сна-пробуждения - известной как синдром задержки фазы сна.

В настоящее время ученые склонны воспринимать САР как спектр характеристик, а не состояние, которое или есть, или нет, а в Швеции и других странах северного полушария, согласно оценкам, до 20 процентов населения страдает от более мягкой зимней меланхолии. Теоретически, слабое САР в некоторой степени может испытывать все население, и только для некоторых это будет изнурительно. «Некоторые люди не слишком эмоционально реагируют на рассинхронизацию» - отмечает Мюррей.

В настоящее время идея сокращения рабочего времени или переноса начала рабочего дня на более позднее время в зимний период не была опробована. Даже страны, расположенные в самых мрачных частях северного полушария, - Швеция, Финляндия и Исландия - трудятся всю зиму в практически ночных условиях. Но есть вероятность, что, если рабочее время будет более точно соответствовать нашей хронобиологии, мы будем работать и чувствовать себя лучше.

В конце концов, школы США, которые перенесли начало дня на более позднее время, чтобы соответствовать циркадным ритмам подростков, успешно показали увеличение количества сна, которое получают ученики, и соответствующее увеличение энергии. Школа в Англии, перенесшая начало учебного дня с 8:50 на 10:00 обнаружила, что после этого резко сократилось число пропусков по болезни и улучшились показатели успеваемости учащихся.

Есть доказательства того, что зима связана с большим числом опозданий на работу и в школу, с увеличением числа прогулов. Интересно отметить, что исследование, опубликованное в Журнале биологических ритмов (Journal of Biological Rhythms), показало, что подобный невыход на работу более тесно связан с фотопериодами - с количеством часов дневного света - чем с другими факторами вроде погоды. Просто позволив людям приходить позже, можно помочь противостоять этому влиянию.

Лучшее понимание того, как наши циркадные циклы влияют на наши сезонные циклы - это то, от чего мы все могли бы выиграть. «Начальники должны сказать: «Мне все равно, когда вы приходите на работу, приходите, когда ваши биологические часы решат, что вы выспались, потому что в этой ситуации мы оба выигрываем» - говорит Рённеберг. «Ваши результаты будут лучше. Вы будете более продуктивно проводить время на работе, потому что почувствуете, насколько вы эффективны. И количество больничных дней уменьшится». Поскольку январь и февраль уже являются нашими наименее продуктивными месяцами в году, неужели нам действительно есть, что терять?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх