Религия доколумбовой америки кратко. Лекция

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Высший колледж социально-политических наук

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка Iкурса

Шуклина А.Н.

Научный руководитель:

Старкова Н.Ю.

Ижевск – 2002

«Доколумбовы цивилизации Америки»

Введение… 3

1. Древние майя… 4

2. Религиозные представления древних майя… 7

3. Ацтеки. Религия ацтеков… 9

4. Календарь древних майя… 11

5. Письменность древних майя… 16

Заключение… 17

Список литературы… 18


Введение

Изучение становления, расцвета и гибели мезоамериканских цивилизаций, таких как инки, ацтеки и майя не является традиционной проблемой для курса истории древнего мира, учитывая то, что территория Американского континента не входит в географический ареал древнего Востока. В последнее время, в связи распространением взглядов о цивилизационном подходе к истории, внимание многих специалистов было сконцентрировано на этом регионе, хотя ранее доколумбовы цивилизации представляли интерес, прежде всего, для этнологов. Особенно важна и интересна дешифровка письменности древних майя, а так же полемика вокруг её характера. Данное обстоятельство обусловлено тем, что основная масса письменных источников (майя) была утрачена или уничтожена в течением времени.

В центре внимания этой работы будет индийское общество в момент его расцвета: религия, политическое устройство, культура и календарь.

Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны тем, что многие явления истории, будучи подвергнуты анализу со стороны самых разных наук, не всегда остаются неизменными. С другой, в современной публицистике часто говорится о принадлежности тех или иных явлений к историческим реалиям, тогда как не существует пока метода, с помощью которого можно было бы с достаточной надежностью проверить подобные утверждения.

Однако прежде чем решиться на построение целостной системы знания, следует обратиться к истории вопроса с тем, чтобы выяснить, во-первых, существовали ли подобные попытки в прошлом, а во-вторых, сформированы ли достаточные условия для существования искомой дисциплины.


1. Древние майя

Индейцы майя не являются коренным населением земли Гватемалы и Гондураса, они пришли с севера; трудно сказать, когда они заселили полуостров Юкатан. Скорее всего в первом тысячелетии до нашей эры, и с тех пор религия, культура, вся жизнь майя связаны с этой землей.

Здесь обнаружено более ста остатков больших и маленьких городов и городищ, развалин величественных столиц, сооруженных древними майя.

Многие из названий городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и, следовательно, не являются подлинными названиями на языке майя, ни их переводами на европейские языки: например, название «Тикаль» придумали археологи, а «Паленке» – испанское слово «крепость».

Многое еще остается неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой ци­вилизации. Возьмет хотя бы само слово «майя». Ведь мы даже не знаем, что оно обозначает и как попало в наш лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу сво­его легендарного брата Христофора – первооткрыва­теля Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплыв­шей «из провинции, называемой майя».

По одним источникам периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды названию страны – «у луумил куц йетел кех» («страна индюков и оленей»). По другим – оно относилось лишь к сравнительно небольшой террито­рии, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем нарицательным и возник из пре­зрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные лю­ди». Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что, несомненно, следует признать простой ошибкой.

Однако в истории древних майя остаются до сих пор нерешенными и куда более важные вопросы. И первый из них – вопрос о времени и характере заселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, обычно называемого Классической эпохой (II – X века). Многочисленные факты говорят, что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно и почти одновре­менно. Это неизбежно приводит к мысли, что к момен­ту прихода на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже обладали доста­точно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением, что ее фор­мирование должно было происходить на сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (или ее зачатков), которой предстояло в дальнейшем, уже на новом месте, расцвести в выдающуюся цивилизацию.

Откуда могли прийти майя? Не вызывает сомнений, что они должны были покинуть центр весьма высокой и обязательно более древней культуры, чем сама цивилизация майя. И действительно, такой центр был об­наружен на территории нынешней Мексики. В нем со­средоточены остатки так называемой ольмекской куль­туры, найденные в Трес Сапотесе, Ля Венте, Веракрусе и других районах побережья Мексиканского залива. Но дело не только в том, что культура ольмеков самая древняя на территории Америки и, следовательно, она «старше» цивилизации майя. Многочисленные памят­ники ольмекской культуры – застройки культовых цент­ров и особенности их планировки, типы самих сооружений, характер оставленных ольмеками письменных и цифровых знаков и иные остатки материальной куль­туры – убедительно свидетельствуют о родстве этих цивилизаций. Возможность такого родства подтверждается и тем, что поселения древних майя с вполне сло­жившимся обликом культуры появляются повсеместно в интересующем нас районе именно тогда когда внезапно обрывается активная деятельность религиозных центров ольмеков, то есть где-то между III – I веками до нашей эры.

Почему было предпринято это великое переселение, можно лишь догадываться. Прибегая к историческим аналогиям, следует предположить, что оно не носило добровольного характера, ибо, как правило, переселения народов являлись результатом ожесточенной борьбы с нашествиями кочевников-варваров.

Казалось бы, всё предельно ясно, но и сегодня мы не можем с абсолютной уверенностью назвать древних майя прямыми наследниками культуры ольмеков. Современная наука о майя не располагает необходимыми данными для такого утверждения, хотя всё, что известно об ольмеках и древних майя также не дает достаточно веских оснований сомневаться в родстве (во всяком случае, косвенном) этих наиболее интересных культур Америки.

То, что наши знания о начальном периоде истории древние майя не отличаются желательной точностью, не представляется чем-то исключительным.

Огромные пирамиды, храмы, дворцы Тикаля, Вашактуна, Копана, Паленке и других городов классической эпохи по сей день хранят следы разрушений, нанесенных человеческой рукой. Причины их нам не известны. Высказываются самые разные теории на этот счет, но ни одну из них нельзя назвать достоверной. Например, восстания крестьян, доведенных до крайности бесконечными поборами, благодаря которым правители и жрецы утоляли своё тщеславие, возводя гигантские пирамиды и храмы своим богам.

Религия майя не менее интересна, нежели их история.


2. Религиозные представления древних майя

Вселенная – йок каб (буквально: над землей) – представлялась древним майя в виде расположен­ных друг над другом миров. Прямо над землей нахо­дилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное де­рево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Во­стоке – красное, символизирующее цвет утренней за­ри. На Севере – белое. Черное дерево – цвет ночи – стояло на Западе, а на Юге росло жел­тое – оно символизировало цвет солнца.

В прохладной тени «Первоначального дерева» – оно было зеленым – разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.

Древние майя не сомневались, что земля была квад­ратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках – «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли- планировку древних общинных домов на окружавшую их вселенную.

Удивительнее всего, что представление о тринадца­ти небесах возникло у древних майи также на материа­листической основе. Оно явилось непосредственным ре­зультатом длительных и весьма тщательных наблюде­ний за небом и изучения в мельчайших, доступных не­вооруженному человеческому глазу подробностях движения небесных светил. Это позволило древнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в со­вершенстве усвоить характер перемещений Солнца, Лу­ны и Венеры по обозримому небосклону. Майя, вни­мательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что они перемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем. Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что у каждого светила имелось свое «небо» или «слой неба». Более того, непрерывные наблюдения позволили уточнить и даже конкретизиро­вать маршруты этих передвижений в течение одного годового пути, поскольку они действительно проходят через вполне определенные группы звезд.

Звездные маршруты Солнца майя разделили на рав­ные по времени их прохождения отрезки. Оказалось, что таких отрезков времени тринадцать, и в каждом из них Солнце находилось примерно двадцать дней. (На Древнем Востоке астрономы выделили 12 созвез­дий – знаков Зодиака.) Тринадцать двадцатидневных месяцев составили солнечный год. У майя он начинал­ся с весеннего равноденствия, когда Солнце находилось в созвездии Овна.

При некоторой доле фантазии группы звезд, сквозь кото­рые проходили маршруты, легко ассоциировались с реальными или мифическими животными. Так родились боги – покровители месяцев в астрономическом кален­даре: «гремучая змея», «скорпион», «птица с головой зверя», «длинноносое чудовище» и другие. Любопытно, что, например, знакомое нам созвездие Близнецов со­ответствовало созвездию Черепахи у древних майя.

Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, а календарь, поражающий свой почти абсолютной точностью, досконально изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» – Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование.


3. Ацтеки. Религия ацтеков

Ацтеки находились в той начальной фазе общественного развития, когда чужеродный пленник-раб еще не был полностью включен в экономический механизм за­рождавшегося классового общества, когда еще не были до конца осознаны те выгоды и преимущества, которые мог дать труд рабов. Однако уже возник институт долгового рабства, распространявшийся на местную бедно­ту; раб-ацтек находил свое место в новых, развивавшихся производственных отношениях, но он сохранял за собою право выкупа, которого, как известно, лишен «классический» раб. Конечно, иноплеменных рабов тоже подключали к экономической деятельности, однако труд раба пока не стал основой основ этого общества.

Подобную недооценку рабского труда в высокоразвитом в государственном отношении классовом обществе, по-видимому, можно объяснить всё еще значительным избыточным продуктом, возникавшим благодаря использованию обильно плодоносящего сельскохозяйственного растения, как кукуруза, чрезвычайно благоприятным условиям мексиканского высокогорного плато для её разведения и высочайшей культуре земледелия, унаследованной ацтеками от прежних обитателей Мексики.

Бессмысленное уничтожение тысяч пленников-рабов на жертвенных алтарях ацтекских храмов было возведено в основу культа. Человеческое жертвоприношение стало центральным событием любого праздника. Жертвоприношения совершались чуть ли не ежедневно. В жертву приносили одного человека с торжественными почестями. Так, ежегодно из числа пленных выбирался самый красивый юноша, которому суждено было в течение года пользоваться всеми благами и привилегиями бога войны Тескатлипока, чтобы по истечении этого срока оказаться на жертвенном камне-алтаре. Но были и такие «праздники», когда жрецы отправляли в мир иной сотни, а по некоторым источникам, и тысячи пленных. Правда, в достоверность подобных утверждений, принадлежащих очевидцам конкисты, трудно поверить, но мрачная и жестокая, не признающая компромиссов религия ацтоков с массовыми человеческими жертвоприношениями не знала пределов в своем ревностном служении правящей кастовой аристократии.

Нет ничего удивительного, что все неацтекское население Мексики было потенциальным союзником любого противника ацтеков. Испанцы великолепно учли эту обстановку. Свои жестокости они приберегли до окончательного разгрома ацтеков и взятия Теночтитлана.

Наконец, религия ацтеков преподнесла испанским завоевателям еще один «подарок». Ацтеки не только поклонялись Пернатому змею как одному из главных оби­тателей пантеона своих богов, но и хорошо помнили, историю его изгнания.

Жрецы, стремясь держать в страхе и покорном повиновении народ, постоянно напоминали о возвращении Кетсалькоатля. Они убеждали народ, что оскорбленное божество, ушедшее на восток, с востока и вернется, чтобы покарать всех и вся. Более того, легенда гласила, что Кетсалькоатль был белолиц и бородат, в то время как индейцы безусы, безбороды и смуглы!

Испанцы, пришедшие в Америку, завоевали континент.

Пожалуй, в истории вряд ли найдется другой подоб­ный пример, когда именно религия оказалась решаю­щим фактором разгрома и полного уничтожения тех, ко­му она должна была служить верой и правдой.

Белолицые испанцы, носившие бороду, пришли с Востока.

Как ни странно, первым, и при этом безоговорочно, уверовал в то, что испанцы – потомки легендарного бо­жества Кетсалькоатля, не кто иной, как пользовавшийся неограниченной властью всесильный правитель Теночтитлана Моктесума. Страх перед божественным проис­хождением чужеземцев парализовал его способность к сопротивлению, и вся дотоле могучая страна вместе с великолепной военной машиной оказалась у ног за­воевателей. Ацтекам следовало немедленно убрать сво­его обезумевшего от страха правителя, однако та же религия, внушавшая незыблемость существующих по­рядков, препятствовала этому. Когда же разум нако­нец победил религиозные предрассудки, было поздно.

В результате гигантская империя была стерта с лица земли, цивилизация ацтеков прекратила свое существование.


4. Календарь древних майя

Календарь был неразрывно связан с религией. Жрецы, изучившие движения планет и смену сезонов, точно знали даты посевов и сбора урожая.

Календарь древних майя привлекал и сейчас продолжает привлекать самое пристальное и серьезное внима­ние исследователей, изучающих эту выдающуюся циви­лизацию. Многие из них надеялись именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных во­просов из таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне естественно, удовлетво­рить большинство интересов ученых, он все же многое поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что именно благодаря изучению ка­лендаря мы знаем двадцатеричную систему счета майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области математики и астрономии.

В основе календаря древних майя лежала тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми знаками от до . Вторым и третьим слагаемыми были названия дня двадцатидневного месяца-виналя, а также его порядковый номер внутри самого месяца. Счёт дням месяца велся от нуля до девятнадцати , причем первый день считался нулевым, а второй обозначался единицей . Наконец, в дату обязательно входило название месяца, их было восемнадцать, каждый из которых имел собственное имя.

Таким образом, дата состояла из четырех компонентов – слагаемых:

– число тринадцатидневной недели,

– название и порядковый номер дня двадцатидневного месяца,

– название (имя) месяца.

Основная особенность датировки у древних майя заключается в том, что любая дата майяского календаря повторится лишь через 52 года, более того, именно эта особенность стала основой из календаря и летоисчисления, обретя форму вначале математического, а позднее и мистического пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть календарным кругом. Основой календаря стал четырехлетний цикл.

К сожалению, не сохранилось достаточно достоверных данных о происхождении как компонентов – слагаемых календарной даты, так и перечисленных циклов. Некоторые из них первоначально зародились из чисто абстрактных математических понятий, например «виналь» – двадцатидневный месяц – по числу единиц первого порядка двадцатеричной системы счета майя Возможно, что и число тринадцать – количество дней в неделе – тоже появилось в чисто математических расчетах, скорее всего, связанных с астрономическими наблюдениями, и лишь потом обрело мистический характер – тринадцать небес мироздания. Жрецы, заинтере­сованные в монопольном владении тайнами календаря, постепенно обряжали его во все более сложные мистиче­ские одеяния, недоступные разуму простых смертных, и в конечном итоге именно эти «одеяния» стали играть главенствующую роль. И если из-под религиозных одея­ний – названий двадцатидневных месяцев можно от­четливо увидеть рациональное начало деления года на одинаковые по времени отрезки – месяцы, названия дней скорее свидетельствуют о своем чисто культовом происхождении.

Таким образом, календарь майя уже в процессе зарождения не был лишен и элементов общественно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономической жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «божественную» власть всемогущих прави­телей ставшую в конце концов наследственной.

Год майя начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, хорошо известный их астрономам. Названия же месяцев, особенно у древнего календаря, со всей очевидностью показывают их смысловой и рациональный заряд.

Вот как назывались месяцы календаря майя:

ЙАШ-К"ИН

«Новое солнце» – после зимнего солнцестояния солнце как бы заново рождается

23.XII-11.I (по григорианскому календарю)

МОЛЬ

«Сбор» – по-видимому, уборка кукурузы

«Колодец» – наступает период засухи, возникает проблема воды и ко­лодца (?)

«Новый» – время подготовки к новым посевам

«Белый» – на поле сухие, побелевшие стебли от старого урожая куку­рузы (?)

«Олень» – начинается сезон охоты

«Накрывание» – пора «накрывать», или тушить огонь на новых участ­ках, отвоевываемых у леса (?)

К"АНК"ИН

«Желтое солнце» – таким оно казалось сквозь дым лесных пожарищ (?)

МУАН

«Облачный» – небо покрыто облаками; наступал сезон дождей

«Барабан» – нужно отгонять птиц от созревающих початков кукурузы

21.VI – 10.VII

К"АЙЯБ

«Большой дождь» (?) – название не совсем понятное: начинается уборка зерен кукурузы и, по-види­мому, могут ожидаться дожди

КУМХУ

«Шум грозы» – разгар сезона дождей

«Циновка» – являлась символом власти, поэтому значение не вполне ясное; древнее название – иероглиф Кнорозов переводит как «месяц руб­ки деревьев» – «Ч"акаан», что сов­падает с сельскохозяйственными ра­ботами. Возможно, что «циновка» как символ власти с началом работ на новом участке когда-то переходила к новому роду (?)-

«Лягушка» – идут по-прежнему дожди (?); иероглиф из древнего ка­лендаря Кнорозов расшифровывает как «месяц сгибания початков кукурузы» – «Эк-ча» – «Черный удваиdается» (буквально). В этот период початки темнели и действительно их сгибали – «удваивали»

Имя бога охоты – праздник и начало охоты, однако древний кален­дарь дает другое толкование этому месяцу: сгибание початков поздней кукурузы

«Летучая мышь» – здесь также смысловое расхождение с древним календарем, по которому «социл» – «зима», «короткие дни»

Точного толкования иероглифа нет,

однако «сеек» на майя означает «со­бирать по зернышку»

ШУЛЬ

«Конец» – то есть до 23.XII – зимнего солнцестояния осталось пять дополнительных дней по календарю майя

17.XII – 28.XI

Они помогали четкому своевременному проведению необходимых сельскохозяйственных работ во время каждого из месяцев.

Название дней месяца не содержали подобной рациональной нагрузки, они лишь плод жреческих фантазий.

Также майя создали абсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая начальная дата.

От нее-то путем простого отсчета количества про­шедших дней и велось летосчисление. Чтобы найти со­ответствие между летосчислением древних майя и тем, которым пользуются сейчас, нужно точно установить хотя бы одну общую для обоих летосчислении дату, до­стоверность совпадения которой не вызывала бы сомнений. Например, какого «числа» по календарю майя было солнечное или лунное затмение, дата которого изве­стна по григорианскому календарю. Можно найти и более простые примеры: когда по календарю майя на Юкатане появились первые испанцы? Таких совпадающих дат оказалось вполне достаточно, и современные ученые смогли с абсолютной точностью высчитать и установить мифический начальный год, с которого майя вели свое летосчисление: им оказался 3113 год до нашей эры.

Если бы жрецы майя, следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, им бы пришлось уже в X – XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую жизнь на запись всего не­скольких десятков своих дат. Ведь к этому времени от начальной даты прошло более полутора миллионов дней (365 4200). Поэтому им ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать срав­нительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно упростившую вычисления (названия некоторых единиц счета были придуманы учеными уже в наши дни, так как не вся цифровая терминология майя дошла до нас):

Виналь = 20 к"ин = 20 дней.

Тун = 18 виналь = 360 дней = около 1 года.

К"атун = 20 тун = 7 200 дней = около 20 лет.

Бак"тун = 20 к"атун = 144000 дней = около 400 лет.

Пиктун = 20 бак"тун = 2 880 000 дней = около 8 000 лет.

Калабтун = 20 пиктун = 57600000 дней = около 160 000 лет.

К"инчильтун = 20 калабтун = 1152000000 дней = около 3 200 000 лет.

Алавтун = 20 к"инчильтун = 23040000000 дней = около 64 000 000 лет.

Последнее число – название, по-видимому, было создано на будущее, поскольку даже мифическая дата начала всех начал отнесена к 5 041 738 году до новой эры.

Одна из наиболее ранних и, очевидно, исторических дат, обнаруженных на территории древних городов и поселений майя, была выгравирована за знаменитой Лейденской пластинке.

В более поздние времена майя почти повсеместно отказались от «длинного счета» – так принято называть датировку, примененную на Лейденской пластинке, – и перешли к упрощенному счету по к"атунам – «короткий счет». Это нововведение, к сожалению, лиши­ло датировку майя абсолютной точности.

Календарь и летоисчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими Мексику.

В древнем городе майя, Паленке, была развита астрономия. Для майя астрономия была не абстрактной наукой.

То, что древние майя познали в астрономии, просто потрясает. Лунный месяц, высчитанный жрецами-астро­номами Паленке, равен 29,53086 дня, то есть длиннее фактического (29,53059 дня), высчитанного при помощи современной точнейшей счетно-вычислительной техни­ки и астрономического оборудования, всего лишь на 0,00027 дня. Столь поразительная точность отнюдь не случайная удача жрецов Паленке. Жрецы-астрономы из Копана – другой столицы древних майя Классиче­ской эпохи, отделенной от Паленке сотнями километров непроходимой сельвы, – достигли не меньшего: их лунный месяц короче фактического на 0,0039 дня!

Майя создали самые точные календари древности.


5. Письменность древних майя

Нам доступна немногая часть информации о древний майя, но то, что известно, получено благодаря описаниям испанских завоевателей и дешифрованным письменам майя. Огромную роль в этом сыграла работа отечественных лингвистов под руководством Ю.В. Кнорозова, который за свои исследования был удостоен докторской степени. Ю.В. Кнорозов доказал иероглифический характер письменности древних майя и состоятельность, так называемого, «алфавита Ланды», человека, который «украл» историю целого народа, найдя в его рукописях содержание, противоречащее постулатам христианской религии. Используя три созранившиеся рукописи, Ю.В. Кнозоров насчитал около трехсот различных знаков письма и определил их прочтение.

Диего де Ланда, первый провинциал, сжег книги майя, как еретические. До нас дошли три рукописи, хранящие записи жрецов с описанием календаря, списком богов, жертвоприношений и т.д. В ходе археологических раскопок бывают найдены и другие рукописи, но их состояние так плачевно, что прочтению они не подлежат. Очень мала возможность для получения большей информации путем расшифровки надписей, высеченных на камнях, стенах храмов, так как они не были пощажены природой тропиков и некоторые иероглифы не подлежат прочтению.

Многие частные коллекции пополняются за счет нелегального вывоза частей или полного комплекса сооружений из страны. Изъятие происходит так небрежно, с несоблюдением правил археологических раскопок, поэтому многое утрачивается безвозвратно.

Заключение

Изучение истории мезоамериканских цивилизаций, кроме всего прочего, особенно ценно тем, что отражает специфику социокультурного феномена.

Поделанная работа позволяет сделать вывод о том, что современная наука не может получить всю необходимую информацию по данному вопросу. Кроме того, необходимо отметить, что степень изученности этой темы в нашей стране и в мире вообще оставляет надеяться на её дальнейшую научную разработку. Тем более, что в этом есть необходимость.

Завершая анализ проблемы, подчеркнем несколько ключевых моментов. Невозможно дальше развивать изучение вопроса, не закрепляя правовыми нормами запрет на нелегальный вывоз исторических памятников в частные коллекции. Нельзя дальше строить изучение материалов в атмосфере закрытости, непредсказуемых решений государств, без должного представительства профессионалов. Сделать изучение истории доколумбовых цивилизаций наукой ради науки, а не противоборством стран, как это было с дешифровкой письменности майя.

Список литературы

1. Березкин Ю.Е. Из истории древнего Перу: социальная структура мочика сквозь призму мифологии. // ВДИ. 1978. №3.

2. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1989.

3. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.

4. Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.

5. Гуляев В.И. Древние майя. М.,1983.

6. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. М., 1974.

7. Кнорозов Ю.В., Гуляев В.И… Заговорившие письмена. //Наука и жизнь. 1979. №2.

8. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1982.

9. Хейердал Т. Приключения одной теории. Л., 1969

10. Хайт Р. Рецензия на книгу В.И. Гуляева. //ВДИ. 1986. №3.

Реферат на тему

Цивилизации Доколумбовой Америки


ПЛАН

1. Первые американские народы

2. Племена Майя – феномен общественного и экономического развития

3. Цивилизация инков

3. Ацтеки на американском континенте

Литература


1. Первые американские народы

В сравнении с давно изучаемыми цивилизациями Древнего Востока, Эллады и Рима история древних культур Америки известна в гораздо меньшей степени. Порой культуры Америки объявляются не развившимися до уровня цивилизации, так как им не были свойственны агротехника искусственного орошения, металлургические технологии, средства сухопутной и морской коммуникации, не были известны колесо и парус, отсутствовала развитая силлабо-тоническая письменность, не сформировалось научное знание.

Действительно, культуры Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Главной зерновой культурой был маис, разведение которого не требовало значительных трудовых затрат. На уровне мотыжной технологии обработки земли, почти не претерпевшей изменений на протяжении тысячелетий, достигался урожай сам – 500, немыслимый в Африке или Азии. Голод и недоедание, приводившие к эпидемиям и смертности в Старом Свете, в Америке отсутствовали, преодолевались маисовой жвачкой. Из крупных домашних животных жителям Америки была известна лишь лама, которая не давала молока, не могла использоваться для езды верхом, для транспортировки грузов. Поэтому Америка не знала всаднического войска и соответствующего привилегированного сословия.

Говоря о длительном доминировании каменных орудий труда и войны, о медленном развитии металлургии, так и не достигшей обработки железа, нужно отметить, что в Андах и Кордельерах имелись уникальные месторождения, где металлы находились в расплавленном состоянии, что не требовало изобретения и создания сложных плавильных печей. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения. До совершенства была доведена технология обработки камня. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах; остались гигантские каменные головы «негроидного» типа, оставившие ученых в недоумении; дошла до наших дней ольмекская фресковая живопись. Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол; мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами; игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова. Ольмеки, в отличие от других племен, использовали накладные бороды, практиковали деформацию черепа, бритье головы, подпиливание зубов. У них был распространен культ ягуара. Во главе общества стояли жрецы-астрологи.

Остается загадкой культура Теотиуакана. Не известна этническая и языковая принадлежность ее создателей. Это огромный для Америки культовый центр, «Город Богов», площадью 30 квадратных километров. В нем возвышались величественные пирамиды Солнца и Луны; великое множество скульптурных изваяний различных богов. Главным богом был Кецалькоатль в образе Пернатого Змея. На вершине храма Солнца находился самый величественный фетиш солнечного светила – круглый монолит весом 25 тонн и диаметром 3,5 метра, который считают календарем. В IV-V в. культура Теотиуакана достигла наибольшего расцвета, а в VII в. «Город Богов» был заброшен, и причины его запустения остаются неизвестными.

2. Племена Майя – феномен общественного и экономического развития

Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство. Его столицей был город Майяпан, окруженный мощной стеной, протяженностью 8 километров. В городе находилось 4 тысячи построек, проживало 12 тысяч жителей.

Во главе государства стоял халач-виник («настоящий человек») или ахав («господин»). Его власть была наследственной. Существовал государственный совет – ах куч каб, в который входили жрецы и сановники. Ближайшими помощниками правителя были чилам – прорицатель, которого носили на плечах, и наком – отвечавший за жертвоприношения. Государство делилось на провинции, во главе которых стояли батабы, родственники правителя; они обладали гражданскими, военными и судебными полномочиями. Батабам в провинциях подчинялись «народные дома» (паполна), мастера пения (ах холькооб). Основой власти халач-виника и батабов была многочисленная наемная армия. Воины (хольканы) получали вознаграждение. Главнокомандующий, также носивший титул наком, должен был придерживаться правил строгой аскезы, воздерживаться от интимного общения с женщинами, которое, считалось, ослабляло воинственность.

Майяское право отличалось жестокостью. Большинство преступлений наказывалось смертью. Смертная казнь назначалась за богохульство, оскорбление достоинства правителя; за супружескую неверность налагалась самая жестокая казнь: оскорбителя чести мужа поражали стрелами, раздавливали голову камнем, вытаскивали кишки через пупок; неверную жену также казнили, хотя муж мог ее помиловать, и тогда она подвергалась общественному позору. Изнасилование каралось смертью, если до суда насильник не женился на жертве. За содомию сжигались, что считалось самым тяжким наказанием, лишавшим надежды на обретение вечной жизни. Практиковались бесчестящие наказания. Скажем, сановники и чиновники за должностные преступления подвергались татуировке, которой покрывались обе щеки от подбородка до лба. За воровство обращали в рабство, длительность которого определялась величиной ущерба. Существовал запрет на браки между лицами одного тотема, одной фамилии.

Общество майя было весьма дифференцированным. Высшее положение занимали альмехенооб (“те у кого есть отец и мать”), знать. Вслед за ними стояли ахкинооб (“дети солнца”), жрецы, являвшиеся хранителями знаний, хронологии, календаря, исторической памяти и ритуалов. Основную массу населения составляли ах чембаль виникооб (“низшие”), лемба виникооб (“трудящиеся”), и ялба виникооб, (“простолюдины”); они были лично свободными, пользовались землями, но не могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Самое низшее положение майяского общества занимали пентакооб, рабы; источниками их пополнения были пленники, должники, преступники. Они же предназначались для многочисленных жертвоприношений по случаю смерти господина, начальника или правителя, а также по различным иным случаям.

Основой экономики являлось земледелие. Единственным орудием обработки земли оставалась мотыга. Была не известна частная собственность. Вся земля считалась принадлежавшей богу Солнца, от имени которого ею распоряжался халач-виник. Не существовало денег, практиковался простой продуктообмен. Весь произведенный продукт хранился в государственных амбарах и выдавался чиновниками по строго установленным стандартам потребления, соответствовавшим положению в обществе. Это дало повод называть майяскую экономику “социалистической”.

Помимо земледелия, у майя развивались ремесло и торговля, центрами которых выступали города, в особенности портовые.

Несмотря на то, что майя научились обрабатывать медь, золото и серебро сравнительно поздно – в VIII-X в., у них была достаточно развита техника. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. Майя принадлежит приоритет в создании каменного свода, что позволило им строить величественные, ступенчатые пирамиды. Они оставили тысячи пирамид, сотни культовых центров, обсерватории, площадки для игры в мяч, предшественницы современного футбола, театральные площадки и др. Самым выдающимся памятниками майяской культуры являются Чичен-Ица, Паленка, Майяпан. К X в. майя освоили технологии ковки, литья, сварки, чеканки мягких металлов – меди, золота и серебра. Им была знакома технология золочения. Особую известность получили золотые диски майя, являвшиеся фетишами Солнца.

Майя знали технологию производства бумаги из древесной коры. Они создали иероглифическое письмо, насчитывавшее несколько сотен знаков. Расшифровку майяской иероглифики предложил Ю. Кнорозов, однако до сих пор чтение майяских кодексов представляет большую трудность.

Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число «ноль». Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. Календарь майя включал в себя 365,2420 суток, что превосходит по точности современный европейский календарь; расхождение с астрономическим годом составляло 1 сутки за 10000 лет. Майя определяли период движения Луны в 29,53086 суток, делая ошибку на 0,00025. Майяские астрономы знали и другие планеты, зодиак, рассчитывали их синодические обороты.

Яркой достопримечательностью майяской культуры является театр. Сохранились театральные площадки, окруженные рядами для зрителей. Такова например, «Платформа Луны». Руководил театром ах-куч-цублаль. Ставились комедии, фарсы; пользовались успехом выступления хоров и иллюзионистов.

Майя являются одним из немногих древних народов Америки, оставившим богатую литературу. Самым выдающимся памятником литературы является «Пополь – Вух». Сохранились «Анналы Какчинелей».

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо-лирована от них. Но здесь тоже возникли государ-ства, расцвели цивилизации майя , ацтеков и инков , достигшие значительных успехов в ремёслах, нау-ках, архитектуре и искусстве.

Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они про-двигались к югу, осваивая огромные террито-рии. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Евро-пы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уров-нем развития; некоторые из них создали высо-коразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.

Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал мест-ных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно на-звание — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).

По уровню развития государства доко-лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Уси-ливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользова-лись жрецы.

Пирамида майя. Чичен-Ица

Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсут-ствие тяглового скота и самые простые ору-дия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали террасы для посевов на горных склонах, орошали засуш-ливые земли и осушали болота. Ацтеки соз-давали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.

Ни одна цивилизация доколумбовой Аме-рики не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гон-чарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они раз-водили ламу, которую использовали для пере-возки грузов и получения шерсти.

Майя, ацтеки и инки придержи-вались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными тела-ми и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Свя-щеннодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвопри-ношения.

Государство Майя и Ацтеков

В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Аме-рике достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искус-ство. Но позже междоусобные войны ослаби-ли их.

К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могу-щественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть прави-теля ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мекси-ки. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.

Поражает техника каменного строитель-ства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.

У майя сложилась система письма на осно-ве иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта

Держава инков

На западе Южной Америки могущественное государ-ство создали инки. С XII в. инки под-чиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной цент-ральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул Верхов-ный инка. Держава инков протянулась с севе-ра на юг почти на 5000 километров и поко-рила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.

Правителю принадлежала вся земля в госу-дарстве. Он сам получал урожай с «полей Вер-ховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распре-делялся между всеми.

Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветны-ми шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную инфор-мацию (например, по сбору налогов).

На этой странице материал по темам:

  • Доколумбовая америка история инков сокращенно

  • Скачать презентацию на тему майя, ацтеки, инки в ср века

  • Доколумбовая америка доклад краткий

  • Какой была Америка до момента ее официального открытия? Многоликой, загадочной и очень необычной.

    1. Ученые считают, что предки первых индейцев поселились в Америке 30 тысяч лет назад. Сегодня принято говорить, что населяли материк более 20 племен, которые проживали в разных ее частях.

    2. Самые воинственные племена индейцев – ирокезы – жили по собственной Конституции, которая была «записана» при помощи ракушек и бусин.

    3. Прическа «скальповая прядь» не была такой «пышненькой» как современный ирокез. Голову индейцы гладко брили, оставляя лишь на затылке завязанный в тугой узел клочок волос.

    4. Ритуальные маски ирокезов – уникальны. Двух одинаковых не найдется. Единственная «характерная черта» - нос крючком. Именно таким профилем обладал великан из индейских легенд, который поклялся защищать северный народ.

    5. При всей брутальности ирокезов-мужчин женщины племени владели землей, а, соответственно, и могли ей распоряжаться, а также избирали вождя, которого при желании могли и сместить. Считается, что именно в одном из ирокезских племен - сенека - и берет начало феминистическое движение.

    6. Могавки – еще одно племя ирокезов – славились своей смелостью, а также уникальной способностью – отсутствием акрофобии. Из-за отсутствия страха высоты позднее именно этих коренных жителей привлекли к строительству нью-йоркских небоскребов.

    7. Дороги, построенные инками, превосходили по качеству римские и европейские. А уж российские, видимо, и подавно.

    8. Мапуче не были каннибалами, хотя свято чтили традицию – оглушить пленника дубинкой, вырезать его сердце и съесть. Считалось, что именно так отвага и храбрость побежденного воина обретет «новый дом».

    9. Споры вокруг уникального языка индейцев аймара с запада Южной Америки не прекращаются до сих пор. Грамматика времен перевернута у них с ног на голову. Когда они говорят о будущем, то указывают назад, а когда размышляют о прошлом, то описывают ситуацию, которую мы воспринимаем как будущее. В общем, в попытке понять, что же там происходит в их сознании, легко замутить собственное.

    10. Названное испанцами озеро Титикака на языке племен аймара и кечуа называлось «Мамакота» - «Мать вода». На одном из многочисленных островов озера можно найти остатки погребальных башен – чульпас – высотой до 12 метров. Их авторы – аймары, жившие в доинкскую эпоху.

    11. Пальпа - пустынное плато на юге Перу - привлекает всех любителей мировых загадок уникальной коллекцией геоглифов – огромных рисунков, которые видны лишь с высоты птичьего полета. Существует более 200 версий их происхождения. По одной из них, «планировку рельефа» провел народ паракас, который жил на территории современного Перу в доинковскую эру. Они научились бальзамировать усопших задолго до египтян, но не изобрели письменность, поэтому сведения о них чрезвычайно скудны.

    12. Буквально название еще одного ирокезоязычного пелемени – тускарора, когда-то жившего на территории современной Восточной Каролины, – означает «сборщики конопли».

    13. Социальную иерархию в доколумбовской Америке встретишь не часто. Например, в племени натчей. Каждое утро вождь Большое Солнце выходил из своего роскошного дома и указывал небесному брату Солнцу, какой путь ему проделать – с востока на запад. Большую честь времени «король» возлежал на ложе и «руководил» мичмичгули – «смердящими». Так «господа» называли своих соплеменников.

    14. Каждую зиму при полной луне индейцы нутка, жившие на северо-западе Америки, проводили «кульвану» - обряд посвящения молодых воинов. Юноши облачались в волков и проходили сложные испытания на ловкость и мужество.

    15. Татемные куклы качина, которые испокон веков мастерят хопи, обязательно встретятся современным путешественникам по северо-востоку Аризоны. По легенде, именно духи качины спасли предков хопи с тонущей Атлантины, перенеся их на «летающих щитах» (внешне очень напоминающих половины тыквы) на южные берега Америки.

    16. Исчезающее племя ваорани, живущее в джунглях Амазонии, и сегодня охотится при помощи оружия предков – копья и духовой трубки, «выплевывая» из нее яд кураре, приготовленный по собственному рецепту. Ваорани верят, что их народ произошел от ягуара, поэтому охота на эту кошку всегда была табуирована.

    17. Одно из самых могущественных племен Северной Америки – гуроны – полностью утратило свой язык. Их предки каждое новое десятилетие начинали с «пира мертвых», кульминацией которого становился перенос общей могилы предков, скончавшихся за последние десять лет, на новое место.

    18. Родовые вожди могикан – сахемы – наследовали власть по материнской линии. При определении военных вождей действовал более демократичный способ – выборы.

    19. Команчи почти не наказывали своих детей, считая, что они – дар Великого Духа. Для усмирения озорников у них были специальные люди – «мужчины-привидения», которые старательно изображали рассерженных духов. Срабатывала ли подобная педагогическая методика, к сожалению, не известно.

    20. Геральдическим символом одного из самых многочисленных народов северной части доколумбовой Америки – племени оджибве - является орёл.

    21. Одним из самых зловещих ритуалов индейцев шуар и ачуар являлся «тсантса» - высушивание головы противника до размера кулака. Цель? Лишить сил мстительную душу. Процесс был задокументирован на видео лишь однажды – в 1961 году.

    22. На протяжении 10 тысяч лет современную территорию штата Висконсин населяли меномини. Управление племенем выполняли представители пяти братств. Медведи решали гражданские споры, Орлы – военные, Волки добывали пропитание, Журавли занимались строительством, в том числе мастерили каноэ и капканы. Наконец, Лоси выращивали, собирали и хранили рис.

    23. Индейское племя крики, проживающее до колонизации на юго-востоке США, выигрышно отличалось от северо-американских народов статной фигурой и высоким ростом.

    24. На севере полуострова Флорида жили тимукуа. Мужчины этого племени носили высокие прически, чтобы, по мнению исследователей, зрительно увеличить свой рост. Тела тимукуа, в том числе и детские, украшали многочисленные татуировки, каждая из которых наносилась за определенный поступок.

    25. Ольмеки - одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Америки исчезла за полторы тысячи лет до появления ацтеков. Считается, что именно от ольмеков пошли все другие великие народы доколониальной эпохи: тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Одной из главных загадок ольмеков считаются «каменные головы». Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не удается точно установить, где цивилизация зародилась и как именно развивалась.

    26. Многие доколумбовые народы Анд поклонялись сотворителю мира по имени Виракоча.

    27. По одной из легенд Виракоча устроил потоп Уну-Пачакути, в результате которого были уничтожены все живущие у озера Титикака. В живых осталось только двое. Именно они и стали прародителями новой цивилизации. Ничего не напоминает?

    28. Вдоль русел рек, тянущихся на востоке, севере и в центре будущих Соединенных штатов в 200-500 годах н.э. пролегала, так называемая, Хоупвеллская система обмена – маршрут, который позволял различным индейским племенам успешно торговать.

    29. Одна из крупнейших исторических культур Могольон находилась на юго-западе современных США. По мнению ученых, их потомками вполне могут быть индейцы хопи.

    30. Доисторическая индейская культура Анасази предположительно возникла в 12 веке до н.э. До настоящего времени сохранилось селение Таос (штат Нью-Мексико), построенное в период с 1000 по 1450 гг. н.э. Община Таос и сегодня не жалует чужаков и славится консервативными взглядами. Так, в домах не разрешается использовать электричество и водопровод.

    Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

    Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

    Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

    Мезоамерика

    Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

    Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

    Культура ольмеков

    Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

    Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

    Цивилизация майя

    Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

    Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

    Изобразительное искусство майя

    Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

    Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

    Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

    Архитектура майя

    Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

    Майя воздвигали храмы в виде на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

    Теотиуакан

    На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

    Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

    Изображения в Теотиуакане

    Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

    Культура тольтеков

    Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

    Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

    Культура ацтеков

    Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

    Поэзия ацтеков

    Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

    Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

    Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

    Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

    Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

    Культура инков

    Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

    Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

    Музыка инков

    Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

    Мачу-Пикчу

    Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

    Культура Северной Америки

    Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

    Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

    Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

    Индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх