Медитация в буддизме. Ключевые моменты

Чтобы практиковать осознанность, не нужно быть буддистом, но знания истории и основ буддизма могут помочь лучше применять осознанность в жизни.

По преданиям, записанным в основных буддийских текстах, сам Будда утверждал, что его учение – это не божественное откровение, а знание, полученное им через медитативное созерцание собственного духа и окружающего мира. Медитация в буддизме – основной инструмент духовной практики.

Говоря вообще, «медитация» – слишком общий термин для описания того, чем занимаются последователи учения Будды, когда они медитативно созерцают глубины своего духа. У буддистов есть множество более точных слов, обозначающих различные состояния духа и практики, приводящие к этим состояниям, а также различные техники того, что мы называем медитацией. Это такие ключевые понятия, как дхьяна, самадхи, випассана, шаматха, самапатти и другие. Но и слово «медитация» достаточно хорошо подходит для того, чтобы обозначать им то самое созерцание собственного духа, о котором говорил Будда. Но сначала немного истории и фактов.

По свидетельству ученых, изучавших традиции глубокой древности по сохранившимся фрагментам исчезнувших цивилизаций, то, что можно назвать медитацией, существовало еще в доисторические времена. Есть гипотеза, что приобретение способности концентрировать внимание (а это важнейший элемент многих медитативных практик) стало завершением эволюционного развития современного человека. То есть появление способности к медитации сделало человечество таким, какое оно сейчас.

Более консервативные исследователи, которые опираются на точные описания медитативных техник в сохранившихся документах, находят первые упоминания о медитации в XV веке до н. э. в древней Индии.

Так или иначе, медитация – очень древняя практика. В современные Европу и США она попала из Индии в 60-е годы XX века. Как говорится в отчете Национального института здоровья США за 2007 год, самыми распространёнными формами медитации в Северной Америке являются медитации памятования и трансцендентальная медитация, а также 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев. Так что медитация – очень современная и актуальная практика.

Так как концентрация внимания при медитативном созерцании есть способность, обретенная человеком в процессе эволюции, медитативные практики широко распространены по всему миру и наблюдаются во всех религиях. Но мы говорим о буддизме прежде всего потому, что, во-первых, именно благодаря интересу к буддизму в середине XX века Запад охватывает увлечение медитацией, а во-вторых, именно буддистская медитация памятования легла в основу медитации осознанности – пожалуй, наиболее распространенной медитативной практики на Западе. Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) – это распространенная в буддизме форма медитации, она состоит из целой группы различных техник. В самом распространенном варианте медитирующий концентрируется на своих ощущениях от воздуха, проникающего в легкие при вдохе и выходящих из них при выдохе. Затем, с ростом мастерства, объекты для медитации могут меняться. Некоторые другие техники медитации являются производными от этой.

В буддистской медитации существует множество разнообразных техник, ставящих задачей развитие внимательности, концентрации, умиротворения и прозрения. Буддисты пользуются медитацией как одним из наиболее действенных способов достижения просветления и нирваны.

Буддистская психотехника делится на два уровня, соответствующих общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». На одном уровне происходит выработка некоторых особых физических и психических способностей, на втором уровне используются методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме практикующих физическую йогу. Основные методы буддийской медитации подчинены общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности, другими словами, от эмоционального переживания. При этом не существует метода универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется типом личности конкретного человека и аффектов, преобладающих в его характере.

Медитация в современном европейском мире применяется достаточно широко и вышла далеко за пределы религиозных практик. Медитации посвящено огромное количество научных исследований, была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, иммунной системой, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами, протекающими в организме. В наше время медитация применяется в качестве психотерапевтического средства для снятия психического напряжения и физической боли, а также как метод борьбы со стрессами.

В практике осознанности медитация является основным инструментом тренировки сознания фокусироваться на настоящем моменте, прерывать автоматизм мыслей, чувств и эмоций. Как и буддистская медитация памятливости, медитация осознанности основывается на концентрации внимания на дыхании. Медитирующий, находясь в полном сознании, концентрируется на каждом вдохе и выдохе, регистрирует все ощущения тела, возникающие эмоции, приходящие мысли, и таким образом получает власть над собой, говоря по-буддистски, достигает освобождения (освобождается от диктата психических процессов, неподконтрольных сознанию).

Устинова Юлия
Клинический психолог
Сертифицированный специалист по психотерапии психосоматических расстройств,
экзистенциальной психотерапии и групповой терапии, онкопсихологии

Медитация с точки зрения буддизма является одним из главных методов контроля над умом и сосредоточения на определённых идеях. Умение концентрироваться на нужных объектах и очищать разум от потока сознания открывает человеку, практикующему буддизм, путь к преодолению всех основных проблем бытия.

Медитация с точки зрения буддизма разделяется на два вида: медитация на объекте и медитация на пустоте («взгляд в себя»). В первом случае в качестве объекта используется, в основном, образ будды или бодхисаттвы. Считается, что продолжительное удержание сознания на образе просветлённого существа поможет обрести человеку присущие будде качества, наполнится его силой и установить некую духовную связь с выбранным объектом медитации. Во втором случае медитация призвана раскрыть человеку его истинную природу и открыть ему состояние без мыслей.

В основном, медитация с точки зрения буддизма призвана растворить сознание в пустоте, уничтожив тем самым человеческие стремления и карму. Следовательно, медитация с точки зрения буддизма более актуальна при использовании пустоты в качестве объекта для концентрации. Этот способ немного труднее по сравнению с медитацией на предметах или символах, но, в то же время, и эффективнее, поскольку помогает куда быстрее достичь цели медитации с точки зрения буддизма, - обретения состояния нирваны. Чаще всего медитация на пустоте используется дзен-буддизмом. Именно в этом направлении наибольшее предпочтение отдаётся медитации без объектов, поскольку объекты – это тоже своего рода мысли, потому они будут только препятствовать скорейшему прозрению.

Самая эффективна медитация с точки зрения буддизма – это випассана. Випассана – это состояние сознания, которое можно охарактеризовать как «здесь и сейчас». Суть випассаны заключается в том, чтобы видеть окружающий мир и самого себя такими, как они есть в действительности. Такая медитация с точки зрения буддизма призвана открыть человеку три основных аспекта его существования: непостоянство, неудовлетворённость и отсутствие личности. Випассана считается одним из самых важных методов очищения сознания в буддизме, а также средством избавления от проблем и ненужных потребностей.

Медитация с точки зрения буддизма состоит из двух главных аспектов: осознания сути определённого качества или моральной черты и приобретения того или иного душевного качества. Оба аспекта могут использоваться как единый процесс, а могут быть и самостоятельными медитациями. Таким образом, становится возможным преодоление практически любой психологической проблемы или осознание сути любого сакрального понятия. Потому медитация с точки зрения буддизма становится многофункциональным методом работы с психикой, который используется практически во всех сферах духовного развития.

Поступил мне недавно такой вопрос:

«…Еше, расскажите, пожалуйста, поподробнее как медитировать правильно в буддизме ? Как вы оцениваете правильную или неправильную медитацию, как буддийский учитель в плане того, что ученик может совершить свои ошибки? Обучаете ли вы медитации своих учеников?..»

Данный вопрос так или иначе похожий вопрос мне задается переодически не только в среде моих учеников, но и среди новичков буддистов, которые только-только подошли к медитации и не умеют толком её делать. Собственно, иногда и буддисты по рождению не знают не то, что про медитацию, но и про сутры и Будд.

Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?»

Ответ на вопрос : «Как правильно медитировать? » — может вам дать только ваш личный учитель в зависимости от вашего уровня развития и пути, а также воззрений и практики. В целом, сама медитация вещь тайная, как бы это смешно не звучало и люди на Западе пока мало что, (очень мало, только крупицы), знают про медитацию и про то, как следует правильно медитировать.)

Медитация может иметь несколько уровней, например медитация с концентрацией и основой, и без них. Аналитическая медитация и медитация без анализа. Собственно, исходя из этого и складывается путь ученика и духовный рост через практику медитации.

Правильности и неправильности медитации

Правильности и неправильности медитации , о которых следует сразу сказать. Проверьте эти пункты, перед тем как медитировать, обязательно.

Первое — если вы инвалид (по рождению или в результате травмы), без рук и без ног, глаз и тд, забудьте о медитации и духовной буддийской практике вообще. Так как только полноценный человек может практиковать буддизм — сексуально, умственно и физически полноценный человек или личность. Здоровое тело и здоровые чакры необходимы чтобы практиковать буддийский путь — Сутры и Тантры.

Второе — если вы умственно неполноценный человек, то забудьте на время про медитацию. Имеется в виду, что у вас проблемы с логикой и мышлением, вы часто поддаетесь эмоциям и негативу. Медитировать с таким умом не следует ибо ваши проблемы станут серьезнее и вы станее опасны для общества и себя самого.

Третье — если вы бисексуал или гомо, транс или сексуально озабоченный человек, то тоже забудьте пока про медитацию. Только и только гетеросексуальный человек со средним либидо может практиковать медитацию иначе вас ждут очень плохие кармические результаты.

Четвертное — если у вас есть психические расстройства и проблемы с позвоночником, шеей и головой (травмы, психозы и расстройства ЦНС, а также психики) — забудьте про медитацию, или вас ждут еще большие приступы болезней, препятствия и куча новых проблем.

Пятое — если у вас нет учителя (в идеале с опытом и буддийского), то забудьте про медитацию, потому что важна традиция передачи, иначе этот путь приведет вас в никуда. Вам будет очень важным и полезным внимание, забота, мудрость и опыт со стороны учителя, без него в медитации делать нечего, просто не получиться даже понять, что такое медитация? Уже не говорю просто про духовное развитие — его не будет…

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика и то, что он может совершить ошибки? Нормально и адекватно. Ведь мы не совершенны. И как езде на велосипеде, медитации тоже нужно время, чтобы научитьсся. Да, ошбки среди учеников рядовой случай, они могут касаться воззрения, позы, времени, состояния и тд во время и до медитации.

Буддийская медитация - это обобщающее условное название, которым европейские учёные обозначают основные духовные практики, нацеленные на достижение главных целей буддийской культуры: освобождение от сансары , достижение нирваны , обретение состояния архата и Будды , Любви, Сострадания, невозмутимости и других подобных состояний. Термин «медитация» недостаточно точен, поскольку носит обобщающий характер: его используют при переводе десятков доктринальных понятий со множества языков, и им обозначают целый ряд духовных практик, относящихся к нескольким стадиям работы с сознанием и достигнутым уровням сложности (дхьяна , самадхи , випассана , шаматха , самапатти и т. д.) .

Базовые техники медитации, описанные в дошедших до нас древних , получили дальнейшее развитие и были многократно модифицированы в течение веков при передаче от учителей к ученикам.

Буддистская медитация включает в себя множество медитационных техник, нацеленных на развитие внимательности , , умиротворения и прозрения . Буддисты используют медитацию как один из способов достижения просветления и нирваны .

В буддийской психотехнике выделяются два уровня, которые соответствуют общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». Первый уровень включает в себя способы выработки и интенсификации определённых физических и психических способностей, ко второму уровню относятся методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме того, кто практикует физическую йогу . Множество методов буддийской медитации подчинено общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности. При этом ни один метод не носит универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется с учётом типа личности конкретного индивида и преобладающих в его характере аффектов .

Отличительные черты буддийской медитации [ | ]

Основную проблему определения специфики буддийской медитации буддологи видят в том, что буддийская форма медитативной практики, с одной стороны, возникла на основе брахманско -шраманской йоги, а с другой стороны, она занимает центральное место в буддийской сотериологии. Именно буддийская медитация считается в религиоведении тем новым элементом, который Будда Шакьямуни внёс в религиозную жизнь Индии.

В некоторых буддийских источниках [каких? ] утверждается, что архат (буддийский святой) может совершать любые преступления и при этом не оскверняться (то есть не накапливать неблагую карму). Европейские исследователи увидели в таких утверждениях сходство с «белокурой бестией», или сверхчеловеком Ницше , находящимся «по ту сторону добра и зла». Иная точка зрения состоит в том, что подобное понимание носит поверхностный характер, так как архат находится «по ту сторону добра и зла» не из-за собственной аморальности, а, наоборот, потому, что он достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, слова и поступки становятся благими автоматически, без каких-либо усилий с его стороны. Чрезвычайно важная черта буддийского учения состоит в том, что хотя моральное поведение и не является самоцелью для его последователей, оно всё же представляет собой неотъемлемую и присутствующую на всех этапах религиозного пути составную часть программы спасения .

Буддийский путь спасения представляет собой совокупность моральных норм, психотехники и определённых теоретических представлений. В соответствии с палийской традицией, они обозначаются следующими понятиями: «культура поведения», «культура психики», «культура мудрости». Каждая из данных категорий специфицируется во множестве матрик (терминологических списков, снабжённых числовой индексацией). В европейской буддологической литературе «культура поведения» обычно называется этикой, а «культура психики» и «культура мудрости» часто объединяются в понятии «буддийская медитация». Согласно буддийскому учению, успех медитации возможен только при соблюдении нравственной чистоты медитирующего, поэтому «культура поведения» служит подготовительным этапом медитации. Этому этапу соответствуют следующие звенья восьмеричного пути: правильное действие, правильная речь и правильный образ жизни.

Буддийская добродетель включает в себя четыре уровня этических наставлений:

  1. Правила поведения для обычных мирян, совпадающие с нормами морального кодекса древнеиндийского общества. Главные из них – пять заповедей (панча шила): «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя».
  2. Правила внешнего поведения для членов буддийской общины.
  3. Общие методы самотренинга, направленные на достижение членами общины различных уровней спасения.
  4. Методы самотренинга по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – состояния архата. Четвёртый уровень представляет собой совокупность предыдущих трёх уровней плюс реализацию главных буддийских доктрин: четырёх благородных истин, восьмеричного пути и устранение аффектов.

Первые три уровня имеют много общего с методами тренировки брахманских и шраманских общин. Четвёртый же является полностью буддийским нововведением.

Уникальная буддийская точка зрения на духовный путь состоит в том, что любой человек может достичь Просветления собственными усилиями без опоры на слепую веру .

В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana).

Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана . Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).

Для планомерной перестройки психики в раннем буддизме были созданы различные классификации дхарм. Первоначально они представляли собой руководства по медитации и лишь впоследствии, в период развития различных буддийских школ, стали предметом теоретического рассмотрения. По словам Э. Конзе , «теория дхарм – это, по существу, техника медитации» .

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Аюшеева Д. В. Буддийская созерцательная традиция и современная наука // Вестник БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2016. - № 4 (24) . - С. 55-60 . - ISSN 2222-9175 . Архивировано 10 апреля 2017 года.
  • Лысенко В. Г. Медитация в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М. : Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - С. 463-469. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9 .
  • Bodhi, Bhikkhu (1999). The Noble Eightfold Path: The Way to the End of Suffering . Available on-line at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html .
  • Bodhi, Bhikkhu (trans.) (2000). The Connected Discourses of the Buddha: A Translation of the Samyutta Nikaya ISBN 0-86171-331-1 .
  • Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2005). In the Buddha"s Words: An Anthology of Discourses from the Pāli Canon . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-491-1 .
  • Brach, Tara (ed.) (2003) Radical Acceptance: Embracing Your Life With the Heart of a Buddha . New York, Bantam Publications. ISBN 0-553-38099-0
  • Brahm, Ajahn (2006). Mindfulness, Bliss, and Beyond: A Meditator"s Handbook . Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-275-7 .
  • Buddhaghosa, Bhadantacariya & Bhikkhu Nanamoli (trans.) (1999), The Path of Purification: Visuddhimagga . Seattle: Buddhist Publication Society Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
  • Epstein, Mark (1995). Thoughts Without a Thinker: Psychotherapy from a Buddhist Perspective . BasicBooks. ISBN 0-465-03931-6 (cloth). ISBN 0-465-08585-7 (paper).
  • Fischer-Schreiber, Ingrid, Franz-Karl Ehrhard, Michael S. Diener & Michael H. Kohn (trans.) (1991). The Shambhala Dictionary of Buddhism and Zen . Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-520-4 (French ed.: Monique Thiollet (trans.) (1989). Dictionnaire de la Sagesse Orientale . Paris: Robert Laffont. ISBN 2-221-05611-6 .)
  • Gethin, Rupert (1998). The Foundations of Buddhism . Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-289223-1 .
  • Goldstein, Joseph (2003). One Dharma: The Emerging Western Buddhism . NY: HarperCollins Publishers. ISBN 0-06-251701-5 .
  • Hart, William (1987). The Art of Living: Vipassana Meditation: As Taught by S.N. Goenka . HarperOne. ISBN 0-06-063724-2
  • Gunaratana, Henepola (1988). The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation (Wheel No. 351/353). Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society. ISBN 955-24-0035-X . Retrieved 2008-07-21 from "Access to Insight" at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/gunaratana/wheel351.html .
  • Kabat-Zinn, Jon (2001). Full Catastrophe Living . NY: Dell Publishing. ISBN 0-385-30312-2 .
  • Kamalashila (1996, 2003). Meditation: The Buddhist Art of Tranquility and Insight . Birmingham: Windhorse Publications. ISBN 1-899579-05-2 . Available on-line at https://web.archive.org/web/20061101181404/http://kamalashila.co.uk/Meditation_Web/index.htm .
  • Kapleau, Phillip (1989). The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment . NY: Anchor Books. ISBN 0-385-26093-8 .
  • Linehan, Marsha (1993). Cognitive-Behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder . NY: Guilford Press. ISBN 0-89862-183-6 .
  • Mipham, Sakyong (2003). Turning the Mind into an Ally . NY: Riverhead Books. ISBN 1-57322-206-2 .
  • Nyanaponika Thera (1996). The Heart of Buddhist Meditation . York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc.

Буддизм — древнейшее духовное течение, открывшее путь к Богу миллионам своих последователей. Родившийся на востоке несколько десятков столетий назад, буддизм стал колыбелью мудрости и древнейшего знания, выраженного не только в писаниях, но и в реальных, еще и поныне работающих практиках и медитациях...

Люди дзен говорят: «Просто сиди, ничего не делай». Самое трудное занятие на свете — просто сидеть и ничего не делать. Но если у вас это получается, если в течение нескольких месяцев вы сможете, ничего не делая, сидеть по несколько часов...

Тибетские буддисты верят, что Ади-Будда, изначальное и высшее существо, создало Дхиани Будд силой своей медитации.
Пять Дхиани Будд являются небесными Буддами, визуализация которых совершается во время медитации...

Приступая к медитации, вам прежде всего нужно познакомиться с особенностями эффективного отдыха. Не сна, а осознанного отдыха. Вам нужно уметь отпускать, осознанно сдавать контроль над телом. Именно тогда тело и ум достаточно сбавляют темп, чтобы вы могли безмятежно осознавать свой внутренний мир.

Эта статья была впервые опубликована в выпуске журнала "InsightJournal" за осень 2002 года. Переиздается с разрешения журнала. Эти указания были получены на девятидневном ритрите, проведенном Ли Брейсингтоном в апреле 2002 года в "Баррском центре буддийских исследований". Палийское слово "джхана" (санскр. "дхъяна")...

На наших ритритах участники практикуют осознанность в четырёх различных позах: при ходьбе, стоя, сидя и лёжа. Они стараются непрерывно поддерживать состояние осознанности, в какой бы позе ни находились. Для медитации осознанности основной позой является положение сидя...

Этот кpаткий очеpк послужит Вам введением в пpактику "медитации видения-как-есть", излагаемой в тpадиции буддизма Тхеpавады. Чтобы пpименять ее, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам пpояснять личное понимание миpа, возникающее...

Эта практика - нечто особенное. Мы не будем заниматься ею, если поставим целью освобождение самих себя от страданий. Но, не включив в свою духовную практику медитации практики «преобразования, тренировки ума», мы не сможем идти по пути, ведущему к освобождению от...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх