Медитация в буддизме. Ключевые моменты
Чтобы практиковать осознанность, не нужно быть буддистом, но знания истории и основ буддизма могут помочь лучше применять осознанность в жизни.
По преданиям, записанным в основных буддийских текстах, сам Будда утверждал, что его учение – это не божественное откровение, а знание, полученное им через медитативное созерцание собственного духа и окружающего мира. Медитация в буддизме – основной инструмент духовной практики.
Говоря вообще, «медитация» – слишком общий термин для описания того, чем занимаются последователи учения Будды, когда они медитативно созерцают глубины своего духа. У буддистов есть множество более точных слов, обозначающих различные состояния духа и практики, приводящие к этим состояниям, а также различные техники того, что мы называем медитацией. Это такие ключевые понятия, как дхьяна, самадхи, випассана, шаматха, самапатти и другие. Но и слово «медитация» достаточно хорошо подходит для того, чтобы обозначать им то самое созерцание собственного духа, о котором говорил Будда. Но сначала немного истории и фактов.
По свидетельству ученых, изучавших традиции глубокой древности по сохранившимся фрагментам исчезнувших цивилизаций, то, что можно назвать медитацией, существовало еще в доисторические времена. Есть гипотеза, что приобретение способности концентрировать внимание (а это важнейший элемент многих медитативных практик) стало завершением эволюционного развития современного человека. То есть появление способности к медитации сделало человечество таким, какое оно сейчас.
Более консервативные исследователи, которые опираются на точные описания медитативных техник в сохранившихся документах, находят первые упоминания о медитации в XV веке до н. э. в древней Индии.
Так или иначе, медитация – очень древняя практика. В современные Европу и США она попала из Индии в 60-е годы XX века. Как говорится в отчете Национального института здоровья США за 2007 год, самыми распространёнными формами медитации в Северной Америке являются медитации памятования и трансцендентальная медитация, а также 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев. Так что медитация – очень современная и актуальная практика.
Так как концентрация внимания при медитативном созерцании есть способность, обретенная человеком в процессе эволюции, медитативные практики широко распространены по всему миру и наблюдаются во всех религиях. Но мы говорим о буддизме прежде всего потому, что, во-первых, именно благодаря интересу к буддизму в середине XX века Запад охватывает увлечение медитацией, а во-вторых, именно буддистская медитация памятования легла в основу медитации осознанности – пожалуй, наиболее распространенной медитативной практики на Западе. Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) – это распространенная в буддизме форма медитации, она состоит из целой группы различных техник. В самом распространенном варианте медитирующий концентрируется на своих ощущениях от воздуха, проникающего в легкие при вдохе и выходящих из них при выдохе. Затем, с ростом мастерства, объекты для медитации могут меняться. Некоторые другие техники медитации являются производными от этой.
В буддистской медитации существует множество разнообразных техник, ставящих задачей развитие внимательности, концентрации, умиротворения и прозрения. Буддисты пользуются медитацией как одним из наиболее действенных способов достижения просветления и нирваны.
Буддистская психотехника делится на два уровня, соответствующих общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». На одном уровне происходит выработка некоторых особых физических и психических способностей, на втором уровне используются методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме практикующих физическую йогу. Основные методы буддийской медитации подчинены общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности, другими словами, от эмоционального переживания. При этом не существует метода универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется типом личности конкретного человека и аффектов, преобладающих в его характере.
Медитация в современном европейском мире применяется достаточно широко и вышла далеко за пределы религиозных практик. Медитации посвящено огромное количество научных исследований, была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, иммунной системой, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами, протекающими в организме. В наше время медитация применяется в качестве психотерапевтического средства для снятия психического напряжения и физической боли, а также как метод борьбы со стрессами.
В практике осознанности медитация является основным инструментом тренировки сознания фокусироваться на настоящем моменте, прерывать автоматизм мыслей, чувств и эмоций. Как и буддистская медитация памятливости, медитация осознанности основывается на концентрации внимания на дыхании. Медитирующий, находясь в полном сознании, концентрируется на каждом вдохе и выдохе, регистрирует все ощущения тела, возникающие эмоции, приходящие мысли, и таким образом получает власть над собой, говоря по-буддистски, достигает освобождения (освобождается от диктата психических процессов, неподконтрольных сознанию).
Устинова Юлия
Клинический психолог
Сертифицированный специалист по психотерапии психосоматических расстройств,
экзистенциальной психотерапии и групповой терапии, онкопсихологии
Медитация с точки зрения буддизма является одним из главных методов контроля над умом и сосредоточения на определённых идеях. Умение концентрироваться на нужных объектах и очищать разум от потока сознания открывает человеку, практикующему буддизм, путь к преодолению всех основных проблем бытия.
Медитация с точки зрения буддизма разделяется на два вида: медитация на объекте и медитация на пустоте («взгляд в себя»). В первом случае в качестве объекта используется, в основном, образ будды или бодхисаттвы. Считается, что продолжительное удержание сознания на образе просветлённого существа поможет обрести человеку присущие будде качества, наполнится его силой и установить некую духовную связь с выбранным объектом медитации. Во втором случае медитация призвана раскрыть человеку его истинную природу и открыть ему состояние без мыслей.
В основном, медитация с точки зрения буддизма призвана растворить сознание в пустоте, уничтожив тем самым человеческие стремления и карму. Следовательно, медитация с точки зрения буддизма более актуальна при использовании пустоты в качестве объекта для концентрации. Этот способ немного труднее по сравнению с медитацией на предметах или символах, но, в то же время, и эффективнее, поскольку помогает куда быстрее достичь цели медитации с точки зрения буддизма, - обретения состояния нирваны. Чаще всего медитация на пустоте используется дзен-буддизмом. Именно в этом направлении наибольшее предпочтение отдаётся медитации без объектов, поскольку объекты – это тоже своего рода мысли, потому они будут только препятствовать скорейшему прозрению.
Самая эффективна медитация с точки зрения буддизма – это випассана. Випассана – это состояние сознания, которое можно охарактеризовать как «здесь и сейчас». Суть випассаны заключается в том, чтобы видеть окружающий мир и самого себя такими, как они есть в действительности. Такая медитация с точки зрения буддизма призвана открыть человеку три основных аспекта его существования: непостоянство, неудовлетворённость и отсутствие личности. Випассана считается одним из самых важных методов очищения сознания в буддизме, а также средством избавления от проблем и ненужных потребностей.
Медитация с точки зрения буддизма состоит из двух главных аспектов: осознания сути определённого качества или моральной черты и приобретения того или иного душевного качества. Оба аспекта могут использоваться как единый процесс, а могут быть и самостоятельными медитациями. Таким образом, становится возможным преодоление практически любой психологической проблемы или осознание сути любого сакрального понятия. Потому медитация с точки зрения буддизма становится многофункциональным методом работы с психикой, который используется практически во всех сферах духовного развития.
Поступил мне недавно такой вопрос:
«…Еше, расскажите, пожалуйста, поподробнее как медитировать правильно в буддизме ? Как вы оцениваете правильную или неправильную медитацию, как буддийский учитель в плане того, что ученик может совершить свои ошибки? Обучаете ли вы медитации своих учеников?..»
Данный вопрос так или иначе похожий вопрос мне задается переодически не только в среде моих учеников, но и среди новичков буддистов, которые только-только подошли к медитации и не умеют толком её делать. Собственно, иногда и буддисты по рождению не знают не то, что про медитацию, но и про сутры и Будд.
Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?»
Ответ на вопрос : «Как правильно медитировать? » — может вам дать только ваш личный учитель в зависимости от вашего уровня развития и пути, а также воззрений и практики. В целом, сама медитация вещь тайная, как бы это смешно не звучало и люди на Западе пока мало что, (очень мало, только крупицы), знают про медитацию и про то, как следует правильно медитировать.)
Медитация может иметь несколько уровней, например медитация с концентрацией и основой, и без них. Аналитическая медитация и медитация без анализа. Собственно, исходя из этого и складывается путь ученика и духовный рост через практику медитации.
Правильности и неправильности медитации
Правильности и неправильности медитации , о которых следует сразу сказать. Проверьте эти пункты, перед тем как медитировать, обязательно.
Первое — если вы инвалид (по рождению или в результате травмы), без рук и без ног, глаз и тд, забудьте о медитации и духовной буддийской практике вообще. Так как только полноценный человек может практиковать буддизм — сексуально, умственно и физически полноценный человек или личность. Здоровое тело и здоровые чакры необходимы чтобы практиковать буддийский путь — Сутры и Тантры.
Второе — если вы умственно неполноценный человек, то забудьте на время про медитацию. Имеется в виду, что у вас проблемы с логикой и мышлением, вы часто поддаетесь эмоциям и негативу. Медитировать с таким умом не следует ибо ваши проблемы станут серьезнее и вы станее опасны для общества и себя самого.
Третье — если вы бисексуал или гомо, транс или сексуально озабоченный человек, то тоже забудьте пока про медитацию. Только и только гетеросексуальный человек со средним либидо может практиковать медитацию иначе вас ждут очень плохие кармические результаты.
Четвертное — если у вас есть психические расстройства и проблемы с позвоночником, шеей и головой (травмы, психозы и расстройства ЦНС, а также психики) — забудьте про медитацию, или вас ждут еще большие приступы болезней, препятствия и куча новых проблем.
Пятое — если у вас нет учителя (в идеале с опытом и буддийского), то забудьте про медитацию, потому что важна традиция передачи, иначе этот путь приведет вас в никуда. Вам будет очень важным и полезным внимание, забота, мудрость и опыт со стороны учителя, без него в медитации делать нечего, просто не получиться даже понять, что такое медитация? Уже не говорю просто про духовное развитие — его не будет…
Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика
Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика и то, что он может совершить ошибки? Нормально и адекватно. Ведь мы не совершенны. И как езде на велосипеде, медитации тоже нужно время, чтобы научитьсся. Да, ошбки среди учеников рядовой случай, они могут касаться воззрения, позы, времени, состояния и тд во время и до медитации.
Буддийская медитация - это обобщающее условное название, которым европейские учёные обозначают основные духовные практики, нацеленные на достижение главных целей буддийской культуры: освобождение от сансары , достижение нирваны , обретение состояния архата и Будды , Любви, Сострадания, невозмутимости и других подобных состояний. Термин «медитация» недостаточно точен, поскольку носит обобщающий характер: его используют при переводе десятков доктринальных понятий со множества языков, и им обозначают целый ряд духовных практик, относящихся к нескольким стадиям работы с сознанием и достигнутым уровням сложности (дхьяна , самадхи , випассана , шаматха , самапатти и т. д.) .
Базовые техники медитации, описанные в дошедших до нас древних , получили дальнейшее развитие и были многократно модифицированы в течение веков при передаче от учителей к ученикам.
Буддистская медитация включает в себя множество медитационных техник, нацеленных на развитие внимательности , , умиротворения и прозрения . Буддисты используют медитацию как один из способов достижения просветления и нирваны .
В буддийской психотехнике выделяются два уровня, которые соответствуют общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». Первый уровень включает в себя способы выработки и интенсификации определённых физических и психических способностей, ко второму уровню относятся методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме того, кто практикует физическую йогу . Множество методов буддийской медитации подчинено общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности. При этом ни один метод не носит универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется с учётом типа личности конкретного индивида и преобладающих в его характере аффектов .
Отличительные черты буддийской медитации [ | ]
Основную проблему определения специфики буддийской медитации буддологи видят в том, что буддийская форма медитативной практики, с одной стороны, возникла на основе брахманско -шраманской йоги, а с другой стороны, она занимает центральное место в буддийской сотериологии. Именно буддийская медитация считается в религиоведении тем новым элементом, который Будда Шакьямуни внёс в религиозную жизнь Индии.
В некоторых буддийских источниках [каких? ] утверждается, что архат (буддийский святой) может совершать любые преступления и при этом не оскверняться (то есть не накапливать неблагую карму). Европейские исследователи увидели в таких утверждениях сходство с «белокурой бестией», или сверхчеловеком Ницше , находящимся «по ту сторону добра и зла». Иная точка зрения состоит в том, что подобное понимание носит поверхностный характер, так как архат находится «по ту сторону добра и зла» не из-за собственной аморальности, а, наоборот, потому, что он достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, слова и поступки становятся благими автоматически, без каких-либо усилий с его стороны. Чрезвычайно важная черта буддийского учения состоит в том, что хотя моральное поведение и не является самоцелью для его последователей, оно всё же представляет собой неотъемлемую и присутствующую на всех этапах религиозного пути составную часть программы спасения .
Буддийский путь спасения представляет собой совокупность моральных норм, психотехники и определённых теоретических представлений. В соответствии с палийской традицией, они обозначаются следующими понятиями: «культура поведения», «культура психики», «культура мудрости». Каждая из данных категорий специфицируется во множестве матрик (терминологических списков, снабжённых числовой индексацией). В европейской буддологической литературе «культура поведения» обычно называется этикой, а «культура психики» и «культура мудрости» часто объединяются в понятии «буддийская медитация». Согласно буддийскому учению, успех медитации возможен только при соблюдении нравственной чистоты медитирующего, поэтому «культура поведения» служит подготовительным этапом медитации. Этому этапу соответствуют следующие звенья восьмеричного пути: правильное действие, правильная речь и правильный образ жизни.
Буддийская добродетель включает в себя четыре уровня этических наставлений:
- Правила поведения для обычных мирян, совпадающие с нормами морального кодекса древнеиндийского общества. Главные из них – пять заповедей (панча шила): «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя».
- Правила внешнего поведения для членов буддийской общины.
- Общие методы самотренинга, направленные на достижение членами общины различных уровней спасения.
- Методы самотренинга по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – состояния архата. Четвёртый уровень представляет собой совокупность предыдущих трёх уровней плюс реализацию главных буддийских доктрин: четырёх благородных истин, восьмеричного пути и устранение аффектов.
Первые три уровня имеют много общего с методами тренировки брахманских и шраманских общин. Четвёртый же является полностью буддийским нововведением.
Уникальная буддийская точка зрения на духовный путь состоит в том, что любой человек может достичь Просветления собственными усилиями без опоры на слепую веру .
В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana).
Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана . Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).
Для планомерной перестройки психики в раннем буддизме были созданы различные классификации дхарм. Первоначально они представляли собой руководства по медитации и лишь впоследствии, в период развития различных буддийских школ, стали предметом теоретического рассмотрения. По словам Э. Конзе , «теория дхарм – это, по существу, техника медитации» .
Примечания [ | ]
Литература [ | ]
- Аюшеева Д. В. Буддийская созерцательная традиция и современная наука // Вестник БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2016. - № 4 (24) . - С. 55-60 . - ISSN 2222-9175 . Архивировано 10 апреля 2017 года.
- Лысенко В. Г. Медитация в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М. : Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - С. 463-469. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Bodhi, Bhikkhu (1999). The Noble Eightfold Path: The Way to the End of Suffering . Available on-line at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html .
- Bodhi, Bhikkhu (trans.) (2000). The Connected Discourses of the Buddha: A Translation of the Samyutta Nikaya ISBN 0-86171-331-1 .
- Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2005). In the Buddha"s Words: An Anthology of Discourses from the Pāli Canon . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-491-1 .
- Brach, Tara (ed.) (2003) Radical Acceptance: Embracing Your Life With the Heart of a Buddha . New York, Bantam Publications. ISBN 0-553-38099-0
- Brahm, Ajahn (2006). Mindfulness, Bliss, and Beyond: A Meditator"s Handbook . Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-275-7 .
- Buddhaghosa, Bhadantacariya & Bhikkhu Nanamoli (trans.) (1999), The Path of Purification: Visuddhimagga . Seattle: Buddhist Publication Society Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Epstein, Mark (1995). Thoughts Without a Thinker: Psychotherapy from a Buddhist Perspective . BasicBooks. ISBN 0-465-03931-6 (cloth). ISBN 0-465-08585-7 (paper).
- Fischer-Schreiber, Ingrid, Franz-Karl Ehrhard, Michael S. Diener & Michael H. Kohn (trans.) (1991). The Shambhala Dictionary of Buddhism and Zen . Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-520-4 (French ed.: Monique Thiollet (trans.) (1989). Dictionnaire de la Sagesse Orientale . Paris: Robert Laffont. ISBN 2-221-05611-6 .)
- Gethin, Rupert (1998). The Foundations of Buddhism . Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-289223-1 .
- Goldstein, Joseph (2003). One Dharma: The Emerging Western Buddhism . NY: HarperCollins Publishers. ISBN 0-06-251701-5 .
- Hart, William (1987). The Art of Living: Vipassana Meditation: As Taught by S.N. Goenka . HarperOne. ISBN 0-06-063724-2
- Gunaratana, Henepola (1988). The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation (Wheel No. 351/353). Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society. ISBN 955-24-0035-X . Retrieved 2008-07-21 from "Access to Insight" at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/gunaratana/wheel351.html .
- Kabat-Zinn, Jon (2001). Full Catastrophe Living . NY: Dell Publishing. ISBN 0-385-30312-2 .
- Kamalashila (1996, 2003). Meditation: The Buddhist Art of Tranquility and Insight . Birmingham: Windhorse Publications. ISBN 1-899579-05-2 . Available on-line at https://web.archive.org/web/20061101181404/http://kamalashila.co.uk/Meditation_Web/index.htm .
- Kapleau, Phillip (1989). The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment . NY: Anchor Books. ISBN 0-385-26093-8 .
- Linehan, Marsha (1993). Cognitive-Behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder . NY: Guilford Press. ISBN 0-89862-183-6 .
- Mipham, Sakyong (2003). Turning the Mind into an Ally . NY: Riverhead Books. ISBN 1-57322-206-2 .
- Nyanaponika Thera (1996). The Heart of Buddhist Meditation . York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc.
Буддизм — древнейшее духовное течение, открывшее путь к Богу миллионам своих последователей. Родившийся на востоке несколько десятков столетий назад, буддизм стал колыбелью мудрости и древнейшего знания, выраженного не только в писаниях, но и в реальных, еще и поныне работающих практиках и медитациях...
Люди дзен говорят: «Просто сиди, ничего не делай». Самое трудное занятие на свете — просто сидеть и ничего не делать. Но если у вас это получается, если в течение нескольких месяцев вы сможете, ничего не делая, сидеть по несколько часов...
Тибетские буддисты верят, что Ади-Будда, изначальное и высшее существо, создало Дхиани Будд силой своей медитации.
Пять Дхиани Будд являются небесными Буддами, визуализация которых совершается во время медитации...
Приступая к медитации, вам прежде всего нужно познакомиться с особенностями эффективного отдыха. Не сна, а осознанного отдыха. Вам нужно уметь отпускать, осознанно сдавать контроль над телом. Именно тогда тело и ум достаточно сбавляют темп, чтобы вы могли безмятежно осознавать свой внутренний мир.
Эта статья была впервые опубликована в выпуске журнала "InsightJournal" за осень 2002 года. Переиздается с разрешения журнала. Эти указания были получены на девятидневном ритрите, проведенном Ли Брейсингтоном в апреле 2002 года в "Баррском центре буддийских исследований". Палийское слово "джхана" (санскр. "дхъяна")...
На наших ритритах участники практикуют осознанность в четырёх различных позах: при ходьбе, стоя, сидя и лёжа. Они стараются непрерывно поддерживать состояние осознанности, в какой бы позе ни находились. Для медитации осознанности основной позой является положение сидя...
Этот кpаткий очеpк послужит Вам введением в пpактику "медитации видения-как-есть", излагаемой в тpадиции буддизма Тхеpавады. Чтобы пpименять ее, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам пpояснять личное понимание миpа, возникающее...
Эта практика - нечто особенное. Мы не будем заниматься ею, если поставим целью освобождение самих себя от страданий. Но, не включив в свою духовную практику медитации практики «преобразования, тренировки ума», мы не сможем идти по пути, ведущему к освобождению от...