В помощь школьнику.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или отца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров.

С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества.

Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью,с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого” ,признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными,безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус,как символ вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара,который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь:любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение,но навеки.

В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную,бескорыстную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно,даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
учитель русского языка и литературы высшей категории


Аннотация
В русской литературе в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в течение несколько десятилетий о любви пишется больше, чем за несколько веков. Теория любви, выстроенная русскими религиозными философами рубежа веков, основывалась на метафизических понятиях. Любовь рассматривалась как вечное и безусловное начало человеческого существования, как высший принцип бытия и познания. В данной статье рассматриваются основные положения теории философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева, взгляды которых были особенно близки творчеству А.И. Куприна и реализованы в его произведениях.

THE THEME OF LOVE IN THE WORK OF A. I. KUPRIN

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
MBOU Alekseevskaya school Alekseevsky municipal district of the Volgograd region
teacher of Russian language and literature of the highest category


Abstract
In Russian literature in the late nineteenth - early twentieth century during the decades of love written more than a few centuries. The theory of love, built by Russian religious philosophers turn of the century, was based on metaphysical concepts. Love was seen as eternal and absolute principle of human existence as the supreme principle of being and knowing. This article discusses the basics of the theory of philosophers N.A. Berdyaev and V.S. Soloviev, whose views were especially close creativity A.I. Kuprina and implemented in his works.

По мнению Н.Бердяева, любовь есть всегда любовь к личности, любовь есть неиссякаемая энергия. Но подлинный смысл и цель ее не в помощи ближнему, не в добрых делах, а в соединении душ, в содружестве и братстве любви.

Отношение к женщине формировалось у Н.Бердяева под влиянием учения В.Соловьева о Вечной Женственности. Женщина, по мнению Н.Бердяева, намного ближе к любви, потому что ее природа и природа любви одинакова. Он объясняет сущность женской любви таким образом: «Женская любовь целостна, она захватывает все ее существо. Она может стать смертельно опасной, так как, по мнению философа в ней есть магия и деспотизм, в то же время она может подняться до необычайной высоты и спасти своей верностью» .

Н.Бердяев говорит о том, что любовь трагична в этом мире и не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это – отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Сущность любви, по мнению Бердяева, в жертвенной гибели, которая кладет на любовь печаль вечности, любовь теснее, истиннее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта – залог вечности.

Автор пишет: «Любовь – акт творческий, созидающий, в любви утверждается личность единственная и неповторимая. Все, что подчиняется индивидуальному, социальному порядку, враждебно любви, ее неповторимой тайне. Любовь не знает закона, не знает послушания ни чьей воле. Жертвенность любви, ее отречение от мирского благоустройства, делают ее свободной» . Бердяев утверждает, что любовь нужна для божественных предназначений, поэтому любовь не должна бояться порождаемых ею страданий. В.Соловьев в своей книге «Смысл любви» говорит и о другой любви, о любви родительской. Материнская любовь, по Соловьеву, достигает высокой степени самопожертвования и не требует от родителей преодоления эгоизма, в родительской любви не может быть полной взаимности и жизненного общения уже потому, что любящая и любимое принадлежат к разным поколениям.

Основные положения теории любви философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева были близки творчеству А.И. Куприна. Можно выделить общие моменты, характерные для теоретических работ философов, которые были реализованы в произведениях А.И. Куприна. Бердяев, Соловьев, Куприн были современниками, поэтому общий взгляд на мир, жизнеустройство так похожи у этих великих людей. Жертвенная сущность любви в бердяевском понимании представлена в произведениях Куприна «Гранатовый браслет». Работы философов во многом повлияли на творчество писателя.

Тема любви в творчестве А.И. Куприна является одной из ведущих. Идея принадлежности этого чувства к иному миру раскрывается писателем как Божественный дар, реализуемый в земной жизни. Не все люди наделены таким даром, лишь единицы, но и они способны с помощью этой силы преобразовать мир. Все произведения писателя о любви заканчиваются трагически, главным героям не суждено быть вместе, они разлучены навсегда, обычно один из любимых погибает, так и не познав всю красоту этого волшебного чувства. Подлинной силой человека, способной противостоять лжецивилизации, для А.И. Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. Автор постоянно искал психологическую среду, где может зародиться это чувство. Писатель, один из немногих, смог показать возвышенное чувство, всепоглощающую, жертвенную, рыцарскую любовь, «ту, о которой мечтает каждая женщина и на которую уже не способны мужчины» . Куприн А.И. искал такое проявление чувства в реальной жизни, но не смог найти, люди разучились или не способны так любить.

По мнению художника, в мире существуют утонченные переживания, влюбленные способны сохранить верность, однако любви, которая сильнее смерти, не существует. Процесс творческого самоопределения писателя, поиски им собственного пути в литературе всегда неповторимы и своеобразны, но каждый писатель проходит этап учительства. Этот период поисков, проб и ошибок принято называть ранним в творческой биографии писателя. Временные рамки этого периода у А.И. Куприна с 1889 –1896 г. Именно в этот период молодой писатель сталкивается с реальной русской действительностью, в ее разнообразных проявлениях, постепенно накапливает жизненный опыт, постигает разнообразие человеческих характеров и судеб. А.И. Куприн использует пока еще литературные штампы, его произведения наполнены сентиментальностью и экстравагантностью. В раннем творчестве очень часто из рассказа в рассказ переходит трафаретный образ светской женщины – соблазнительницы, жестокой, холодной, пустой. Из-за таких женщин погибают, сходят с ума талантливые, умные мужчины. Писатель порою видел в женской любви бесовское начало, сладость и в то же время жестокое, ядовитое, являющееся иногда причиной безумия влюбленного. Женщина в таких рассказах наделена непостижимой силой власти над умом и волей мужчины.

Сошел с ума художник, герой новеллы «Безумие». Его стали посещать одни и те же видения, перед ним являлась мистическая женщина, в объятиях которой он постигал «дьявольское блаженство» любви, величайшее блаженство и муку одновременно, а возращение к действительности было для него страшно.

В произведениях А.И. Куприна «Allez», «Олеся», «Наталья Давыдовна», мы видим, что не только мужчины способны любить, страдать, женщины не менее самоотверженны в любви, готовы на всё ради ее сохранения, даже на смерть. Очаровательные девушки отдают свою нежность недостойным, грубым, примитивным мужчинам, в руках которых они становятся игрушкой, вещью без надобности. Нора в рассказе «Allez» погибла из-за любви, так и не достигнув долгожданного счастья. Во многих произведениях писателя герои, одаренные способностью глубоко понимать мир, очень утонченные натуры, духовно богатые, все же не обретают счастья, то не находят отзыва в сердце избранника, то не умеют сохранить любовь.

В рассказе «Олеся» главная героиня – цельная, самобытная, свободная натура, не связанная никакими социальными условностями и запретами, которые, к сожалению, порабощают Ивана Тимофеевича, ее возлюбленного. Иван Тимофеевич связан с определенной социальной средой, скован ее законами. Олеся верно подмечает, что паныч – «человек, хотя и добрый, но только слабый. Доброта его нехорошая, не сердечная» Герой – эгоист по натуре, он причиняет боль другим людям, приносит в их жизнь пустоту и разочарование. Олеся же, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от общественных фальшивых устоев, способна на настоящее, искреннее чувство, но паныч не может понять любовь девушки, для него мнение общества дороже. Но все же, появление Олеси в жизни Ивана Тимофеевича преобразует его существование, Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Земля и небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми, прозрачными покровами». Повесть заканчивается тем, что Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память о нежной, великодушной любви девушки, сколько символ ее чистого, негаснущего чувства. Каждая бусинка как огонек этой любви.

Несмотря на то, что творчество писателя этого периода многие исследователи характеризуют как незрелое, полное шаблонов, для нас оно важно тем, что позволяет наметить эволюцию темы любви в творчестве А.И. Куприна. Следующий период, который важен для нас в изучении данной темы, приходится на конец XIX начало XX века (1896-1911). Это было страшное для России время, время пессимистических настроений после поражения революции. Оно вызвало моральный кризис у людей нестойких, слабых, больных.

Но страстная влюбленность в жизнь, жадное и пытливое внимание ко всему здоровому, сильному и прекрасному, вера в творческую силу народа придают творчеству Куприна яркую, оптимистическую окраску. Этот период является расцветом творчества художника, создавшего на стыке двух веков едва ли не самые значительные свои произведения. А.И. Куприн не прекращает писать о любви, находится в поиске гармоничного чувства среди людей.

В рассказе «Суламифь» (1908 г.) А.И. Куприн показывает, как сильная и настоящая любовь возвышает человека, раскрывает его лучшие качества. Чувство Соломона и Суламифи светлое и радостное. Их любовь раскрывает богатые возможности этих людей, вдохновляет на добрые дела. Каждый из героев готов на самопожертвование ради другого. Любовь дает мудрому, все познавшему Соломону радость и новое познание мира, новое понимание жизни. А для Суламифи наступает пора первого подлинного постижения всего окружающего.

Любовь Соломона и Суламифи самоотверженна и бескорыстна. А.И. Куприн верил, что такая любовь существует в реальном мире и на протяжении долгих лет писатель искал идеал любви, среди обычных людей он видел утонченные переживания, способность сохранить благодарную верность избраннику. Однако «настоящей любви», такой, которая сильнее смерти, он не увидел. А.И. Куприн отказывается от варианта счастливой любви и пишет о любви одного человека, которая возродила другого.

Так, в 1911 году было написана повесть «Гранатовый браслет», в которой дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием жизни «маленького человека». Чиновник Желтков влюбился в богатую аристократку Веру Шеину. Конечно, ни о каких симпатиях с ее стороны не могло быть и речи, но молодому человеку это и не надо было. Ему было достаточно было находиться рядом, наблюдать за ней, никаким образом не вмешиваясь в ее жизнь, не тревожа ее спокойствия и благополучия.

Любовь гибнет из-за того, что люди поставлены в сложные жизненные обстоятельства, которые исключают достижение счастья. Но для Желткова любовь неразделенная – это все равно любовь, только дарующая горькое счастье, Такая любовь возможна лишь для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно. Желтков произносит слова, которые заставляют Веру задуматься о настоящей любви в жизни людей: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить» . Желтков погибает из-за любви к княгине. Кто бы мог подумать, что этот невзрачный, серый человек способен на такую великую любовь, которая бывает раз в сто лет. Генерал Аносов считает, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Бог наградил любовью маленького человека со смешной фамилией Желтков, и он не дает проникнуть в свою тайну людям, даже не допускающим мысли о существовании подлинного чувства. Куприн – мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. И это мастерство ярче всего проявилось в «Гранатовом браслете». Само украшение – браслет символизирует любовь, которая не подчиняется никаким законам и правилам, которая идет наперекор всем устоям общества.

Желтков только бедный чиновник, а Вера – княжна. Но это обстоятельство его не смущает, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет в том, что никто и ничто, даже смерть не заставит утихнуть его прекрасное чувство. Вера поняла всю силу любви, услышав сонаты Бетховена, музыка помогла донести голос Желткова. И Вера принимает в свое сердце все то, что перенес он, принимает заново в слезах раскаяния и просветления, переживает жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на муки, страдания и смерть. Теперь эта жизнь всегда останется с нею и для нее. Вера не смогла понять Божественный дар, которым был награжден маленький человек и с которым он умер, унеся тайну любви с собой в могилу.

Творчество писателя второй половины 90-х годов важно для нас в осмыслении темы любви, ее эволюции. Любовь в произведениях этого периода представлена как Божественный дар, которым Всевышний награждает человека и которая наполняет смыслом всю его жизнь. Куприн писал о России по воспоминаниям, но слабеющая память не давала ему возможность так изобразить русскую жизнь, как писатель этого хотел. Для А.И. Куприна – писателя это было большой трагедией.

Произведений о любви в творчестве эмиграции у А.И. Куприна было мало. Для нашего исследования интерес представляет повесть «Колесо времени». Здесь писатель обращается к знакомому для нас сюжету неразделенной любви мужчины и женщины, но чувства людей представлены в ином аспекте, нежели в произведениях написанных до эмиграции.

В период эмиграции тема любви очень сильно изменилась, появились новые аспекты осмысления автором этого чувства. Одиночество, тоска по Родине повлияли на творчество писателя, эмиграция явилась поворотным моментом в его жизни. Важно, что А.И. Куприн все же писал в эмиграции произведения о любви, наполняя их новым звучанием и давая этой теме новое осмысление.

Раннее творчество писателя полно штампов и шаблонов, исследователи считают этот период еще незрелым. Для нас важно увидеть своеобразие темы любви в произведениях раннего художника. В таких художественных текстах, как «Аль-Исса», «Безумие» любовь мужчины и женщины губительна. Эти рассказы были написаны под влиянием декадентского течения, в них очень много ненужной экстравагантности и экзотики.

В рассказах «Олеся», «Аllez» любовь осмысливается как глубокое чувство, обычно неразделенное. В «Олесе» любовь представлена как Божественный дар, изменивший жизнь девушки, но не понятый главным героем, не захотевшим изменить своим привычкам, бросить вызов обществу. В дальнейшем этот тип героя обнаружит себя и в других произведениях более позднего периода.

Во второй половине 90-х годов автор находится в поисках настоящего гармоничного чувства. Произведения о любви этого периода наполнены одухотворенностью, страстью, нежным чувством. Любовь вносит радость, наполняет светом жизнь героев. Любовь – Божественный дар реализуется в произведениях «Гранатовый браслет», «Суламифь»; жизнь главных героев заканчивается трагически, потому что любовь по Н. Бердяеву должна быть жертвенной, величайшей трагедией на Земле. Любовь опутана социальными условностями, которые не дают по-настоящему реализовать чувства людей.

А.И. Куприн дает понять, что любовь должна быть бескорыстной, самоотверженной, не ищущей награды, ее не должны волновать низменные перспективы и благоустройства, только тогда любовь станет свободной и вечной. Писатель так и не смог найти среди людей такой любви, есть верность, преданность, но взаимного самоотречения, самопожертвования, возвышенности чувства нет.

Таким образом, начиная с раннего творчества А.И. Куприна, тема любви, Возвышенной, дарованной нам от Бога, становится одной из главных и ведущих. Яркими произведениями, в которых представлена эта тема, являются «Гранатовый браслет», «Суламифь». Но если в «Олесе» произведении раннего периода, любовь оказалась невозможной, но никто из героев не погибает, то в творчестве 90-х гг. несостоявшаяся любовь оборачивается трагедией. Любовь должна быть трагедией, и по мнению русских философов ХХ в., и по мнению самого писателя. Она реализуется в земной жизни Божественным даром, озаряющим человека, вырывающим его из повседневного существования, уносящим в свой волшебный сказочный мир.

Ценной стороной творчества русского художника в период реакции была неисчерпаемая вера в жизнь, любовь к ее простым, ни с чем не сравнимым радостям. Любовь к жизни составляет подтекст всех лучших произведений писателя этих лет. Все Бог создал на радость человеку. Такое выражение благодарности жизни в эпоху реакции, когда декаденты на все лады воспевали смерть, имело большое прогрессивное значение. В это же время у писателя продолжает звучать центральная тема его творчества – тема «маленького человека».

Разве не может быть трагедией любовь в жизни, где царит пошлость и духовное рабство. Любовь неразделенная – это тоже любовь, правда, дающая немного счастье. Такая любовь возможна только для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно и даже смерть принимают как высший дар любви, хотя самоубийство считается огромным поступком, направленным против Бога. В.Янкелевич в работе «Смерть» пишет: «Самоубийство есть не только насилие над жизнью, но есть также насилие над смертью. В самоубийстве нет вольного принятия смерти в час, ниспосланный свыше. Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от кого зависит смерть. Жизнь, она есть прежде жизнь, принадлежащая Богу, который единственный имеет на нее абсолютное право собственности» , но смерть не страшит главного героя и даже такой страшный поступок, как самоубийство, не останавливает его. Только через свою смерть его любовь находит жизнь в сердце княжны. Только таким образом он смог донести до нее то, что она не смогла услышать при жизни. Для писателя было очень важно показать, что маленький человек способен принести себя в жертву ради своей любви и показать, что любовь сильнее смерти и она побеждает несмотря ни на что.

Творчество А.И. Куприна в этот период сосредотачивалось на героических и трагических сторонах современности. Его внимание привлекали явления текущей общественно – политической жизни. Жизнь давала почти готовые сюжеты, сюжетные композиции, острые конфликты. Куприн в своих произведениях показывает смерть героев, борцов за справедливость, отмечает их бесстрашие, мужественность, они не боятся погибнуть за будущее России. В «Гранатовом браслете» писатель дает понять, что любовь должна быть трагедией, жертвой. Герой совершает самый страшный грех на Земле – самоубийство, только доля того, чтобы воскресить жизнь другого человека.

Замкнутость в кругу антинародной эмигрантской интеллигенции пагубно сказалась на самочувствии и работе А.И. Куприна. По его собственному признанию ему пришлось вкусить сверх меры от всех мерзостей, сплетен, грязи, притворства, мелкой мести, а главное непроходимой глупости и скуки.

Период расцвета творчества писателя пришелся на революционные события. Тема смерти в этот период также связана с социальными проблемами, но она уже приобретает оттенок фатальности («Болото»). В этот же период в произведениях А.И. Куприна появляются борцы за справедливость, которые не боятся смерти и готовы отдать свою жизнь за будущее людей. В период революции художник пишет на «злобу дня». В произведениях смерть является следствием борьбы за будущее.

Новое освещение получает тема смерти в произведении «Гамбринус», здесь духовное, светлое искусство побеждает смерть. После революции тема смерти приобретает новый аспект. Мы можем увидеть это изменение в «Гранатовом браслете». Здесь любовь разрешается страшной трагедией маленького человека. Самое главное, что в этом произведении любовь побеждает смерть, и та несет жизнеутверждающий характер. В эмиграционный период мы наблюдаем духовную смерть, которая представлена в произведении «Жанета». Жизнь человека вдали от родины не имеет смысла, все вокруг чужое и герой для всех чужой. Профессор Симонов несет жалкое существование, которое уже никогда не сможет воплотиться в «настоящую жизнь», наполниться светом и любовью.

Так же себя ощущал и сам А.И. Куприн в эмиграции. Творческий родник писателя на чужой земле заметно начал иссякать. Но никто бы не мог подумать, что это может случиться с писателем. Его вера в человека и в возрождение России, казалось. будет непоколебимой вечно, но жизнь показала совершенно иное, и иллюзии А.И. Куприна рассеиваются. То, что случилось с писателем, – это самое страшное, что могло произойти, неспособность себя реализовать подтачивала его изнутри. Может быть, поэтому А.И. Куприн умер в России, не прожив и года.


Библиографический список
  1. Аверин Б.А. Научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.А. Бунина, А.И. Куприна // Русская литература. 1971. №1. С.226-230.
  2. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Новое и религиозное сознание и общественность. М., 1999.
  3. Алданов М. Памяти А.И. Куприна // Литературное обозрение обозрение. 1994. №7-8. С.63.
  4. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. М., 1970. С.92-112.
  5. Батюшков К.Н., Батюшков Ф.Д. Очерки русской литературы конца XIX – начала XX вв. М., 1978. С.57-84.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА

Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники... Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры - в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.
Любовь в произведениях А. И. Куприна - чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Так, в повести «Поединок» показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера - пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами» женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды прежде всего то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, - не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.
Повесть А. И. Куприна носит название «Поединок». Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести - тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое - внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой - Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А. И. Куприн.
Тема любви в произведениях писателя нередко обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в купринской «Олесе». Часто любящих людей разделяют сословные границы. Так, сюжет одного из самых поэтичных рассказов А. И. Куприна «Гранатовый браслет» составляет любовь мелкого чиновника к даме из высшего света, Вере Николаевне Шейной. Эта любовь становится единственным смыслом его жизни, наполняет его унылое и убогое существование поэзией и красотой мечты. Герой рассказа, Желтков, так же, как и Ромашов, не находит счастья, он тоже погибает. Желтков не может найти себе места в современном ему мире, где, по словам генерала Аносова, так редко встречается «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Мужчины того круга, к которому принадлежит Вера Николаевна, не только не способны на сильное и бескорыстное чувство, но не могут и поверить в него. Любовь для них - нечто непонятное, странное. Для мужа княгини Веры, добродушного и веселого князя Василия, предводителя дворянства, история с письмами - предмет насмешек, источник веселых застольных сюжетов. Для брата Веры, охваченного сословной спесью, в этом чудится нечто опасное, едва ли не уголовное преступление, во всяком случае, угроза чести семьи. Он явно сожалеет о тех временах, когда за такое «преступление» человека можно было «наказать розгами». Столкнувшись с жестоким миром, с тем, что его чувство не понято, унижено, а главное - с тем, что оно может стать источником страданий для любимой женщины, Желтков уходит из жизни, благословляя ее имя. Этим поступком купринский герой как бы ставит последнюю точку в споре о том, что же таится за его непонятными для многих поступками, - движущей силой его личности была истинная любовь. Голос этого человека мы слышим уже после трагической развязки. Он звучит в его предсмертном письме: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое». Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ А. И. Куприна пронизан высокой поэзией, чувство любви возвышает героя, превращая этого маленького чиновника со смешной фамилией в значительную и трагическую личность.
Тема любви в творчестве А. И. Куприна - одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса - не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя Твое!”

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и радостно”.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси - мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая - то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой - значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к «маленькому» человеку. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира - таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли - любовью.

У Куприна любовь - это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем « и умной, расчетливой Шурочке - с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться - эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», - пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, - «...для меня вся жизнь заключается только в вас». Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван «серебряным веком». Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его творчество соединяет в себе странным образом самый суровый жизненный реализм и удивительную воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых проникновенных произведений о любви в русской литературе.

Я бы хотела остановиться на двух из них: «Поединок» и «Гранатовый браслет». Они очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти перекличку. В обеих повестях основой сюжета становится история несчастной любви, причем оба главных героя трагически гибнут, а причиной этого становится отношение к ним любимой женщины.

Георгий Ромашов, «Ромочка», из «Поединка» - молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты - плачев ны. Его солдаты хуже всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью, и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта - вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным « Ромочкой «. Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек).

В понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, недолго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, общественного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям - и его отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего - ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.

В «Гранатовом браслете» ситуация похожа, но не совсем. Героиня тоже замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам-Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет «Поединка»), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозиттюрьмой, судом общества, своими связями.


Страница: [ 1 ]

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх