Корыто и рубель. Вопросы и задания

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

Отделка стен в старину.История русского быта

И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве.
(А. Ахматова. Северные элегии)

Художественная литература – один из источников информации при реконструкции быта. Произведения русских писателей позволяют достоверно восстановить некоторые аспекты жизни людей в прошлые века.

В старину на Руси стены и потолки в деревянных и каменных строениях обивались тесом.
«Сверх теса богатые обивали стены красной кожей, а люди посредственного состояния рогожами. В XVII веке начало входить во вкус расписывать потолки и своды, а иногда и стены» .

Лавки обивались тем же самым материалом, что и стены.

Для отделки стен также применялась роспись по холсту. О таком способе отделки Д. Благово писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад: где шпалеры штофные, а
где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов».

Судя по источнику, «пятьдесят лет тому назад» – это конец XVIII века.

«Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; еще где-то драпировкой или спущенным завесом» .

О жилище одного из московских богачей Чацкий говорит: «Дом зеленью раскрашен в виде рощи» .
В домах богатых дворян стены комнат иногда расписывали цветами, деревьями. Именно о таком способе отделки упоминает Грибоедов.

В подражание Версалю и дворцам французских королей стены некоторых помещений представляли собой природные виды. Такие залы назывались боскетными, от французского «bosquet» – роща.

Первоначально ткань или кожу прибивали к стене, отсюда и пошло название «обои», от слова – «обить».

В русском языке между словами «обои» и «обивка» семантическая связь не проявляется. Современные люди говорят: «оклеить стену обоями», «обить мебель». При этом подразумевается, что обои наклеиваются с помощью клея, а мебель обивается тканью или кожей с помощью гвоздей. Таким образом, современные обои правильнее называть «оклеями».

Тканевые (текстильные) обои – шелковые, шерстяные, полотняные, хлопчатобумажные.
Плотную жесткую хлопчатобумажную ткань кретон (от фр. «cretonne») изготавливали из окрашенных в разные цвета нитей, за счет чего получался естественный геометрический орнамент – клетки или полосы.

Рисунок ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Ткань применялась не только для обивки стен: ее использовали для драпировки, занавесей, мебели, одежды. О применении кретонной ткани для пошива одежды написал П.П. Гнедич:

«На скамейке, в нескольких шагах от черты прибоя, возле купальной будки, сидела молодая дама в светленьком кретоновом платье, с зонтиком, подбитым яркою материею, и с прелестною девочкою лет двух, что возилась тут же на тёплом песке» .

Название «штофные обои» произошло от немецкого слова «stoff» (штоф) – тяжелая шерстяная или шелковая ткань с тканым рисунком.

«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах» .

Штофную ткань применяли для обивки стен и мебели, для гардин, портьер, одежды.
«Парадный наряд составляет также сарафан, но только штофный или парчевый» .

В домах знати стены покрывали дорогими шелковыми китайскими обоями с росписью.

Стены спальни старой графини в пушкинской «Пиковой даме» обиты китайскими обоями:
«Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями» .

Ценились шитые и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Традиционная технология обработки китайского шелка для изготовления обоев трудоемка: ткань, пропитанная веществом, напоминающим свойствами крахмал, протягивалась между горячими валиками. Благодаря этому уплотнялись и склеивались между собой нити и ткань приобретала мягкий блеск. Для росписи применяли краски из минералов: малахита, лазурита и других.

Впоследствии для отделки стен и потолков стали использовать бумажные обои. В России бумажные обои появились в XVIII веке. Распространение получили с двадцатых годов XIX века.

Бумажные обои нередко называли «бумажками», что нашло отражение в литературе. Городовой в письме к своей жене Анне Андреевне написал: «Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками» .

В рассказе Тургенева «Постоялый двор» говорится о том, что одним из достоинств постоялого двора были две довольно чистые комнаты «с красно-лиловыми, снизу несколько оборванными бумажками на стенах» .

В произведениях писателей XIX века при описании убранства комнат упоминаются обои. И.С. Тургенев описывает вид и цвет обоев.

«Николай Петрович (Кирсанов) тихонько засмеялся.
– Какую я тебе (Аркадию) славную лошадь приготовил! – начал он, – ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями» .

Описывая кабинет, писатель отметил цвет обоев: «А Павел Петрович (Кирсанов) вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета…» .

У богатой Анны Сергеевны Одинцовой стены обиты обоями: «тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами» .

Люди со средним достатком оклеивали стены квартир листами бумаги – старыми газетами, документами, письмами. В жилых помещениях бумагу покрывали краской. В подсобных помещениях бумагу не окрашивали. В просторечии такие помещения называли «бумажками».

Со временем изобрели способ изготовления искусственных шелков, заменивших дорогие шелковые обои: на грунтованную клеем поверхность бумаги насыпали кусочки шелковых нитей. Грунт высыхал и нити приклеивались к бумаге. Получался выпуклый бархатистый узор.

В каменных домах обои наклеивали на штукатурку, в деревянных – на бревенчатые стены. Между обоями и бревнами оставалось пространство, где заводились насекомые, которых трудно было вывести. Н.А. Лейкин описал данную ситуацию в рассказе «Наем квартиры».

«Съемщики входятъ въ квартиру.
– Вотъ кухня, а вотъ зальце будетъ. Это какъ-бы, къ прим;ру, кабинетъ, тутъ спальня.
– Батюшки, какая грязь! восклицаютъ съемщики. – Чтожъ, вычиститъ квартиру хозяинъ-то, и оклеитъ новыми обоями? спрашиваютъ они.
– По нын;шнимъ временамъ оклейки никакой не полагается. Везд; убытки, У хозяина вонъ двухъ жеребцовъ въ солдаты взяли, какъ есть, такъ и берите безъ ремонта.
– Да зд;сь жить нельзя. Смотри, обои оборваны, въ щеляхъ клопы, кухня тараканами засижина.
– Безъ клоповъ и таракановъ, сударь, ужъ не проживете. Гд; люди, тамъ и клопы. Клопъ на живое идетъ. А только ежели зд;сь заварить теперь фунтъ крахмалу, то вотъ теб; и поправка! Обои подкдеилъ, клоповъ газетной бумагой заклеилъ и мыломъ с;рымъ намазалъ, вотъ и все» .

В некоторых домах обоями оклеивали и потолки.
Долгое время потолки белили мелом, разведенным в воде. Во второй половине XIX века широкое распространение получила клеевая краска – в мел добавляли столярный клей в жидком виде. Стены окрашивали клеевой краской с добавлением красителя. В конце XIX века для окраски стен применяли масляные краски.

Первые бумажные обои в России выпустили в 1817 году на Императорской обойной фабрике. Простые и дешевые обои были одноцветными. На более дорогие обои наносили вручную узор при помощи деревянных печатных досок. Обои для парадных помещений золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. С помощью пресса изготавливали тисненные или рельефные обои.

Устав Строительный за 1832 год регламентировал сроки оклейки помещений обоями.
«Раздел «Составные части помещений. Стены»: Оклейку обоями следует производить не позже августа, чтобы получающаяся при этом влажность могла испариться еще при естественном проветривании, до закрытия на зиму переплетов, иначе обои трескаются от быстрой сушки при топке печей» .

Для вновь построенных домов устанавливались более жесткие сроки оклейки обоями. В Уставе Строительном за 1914 год в разделе «Оклейка стен обоями» указано:
«Во всех помещениях каменных построек, пристроек и надстроек оклеивать стены обоями или окрашивать их масляною краскою разрешается не ранее третьего лета со времени освидетельствования постройки вчерне» .

Источники.
1. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк). (В 1860 г. очерк опубликован в журнале. «Современник»).
2. Д. Д. Благово. Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком. Глава первая. VI. (Год написания 1885г).
3. А.С. Грибоедов. Горе от ума. (Действие происходит в 1822 г.)
4. П.П. Гнедич. Странная женщина. (Действие происходит в 1888 г.)
5. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава II. (1823-1831).
6. К. А. Авдеева Записки о старом и новом русском быте. Воспоминания о Курске. Санкт-Петербург, Типография Штаба Военно-Учебных заведений.1842. с.58
7. А.С. Пушкин «Пиковая дама».III (1834г.)
8. Н.В. Гоголь Ревизор Действие третье. (Осень, 1835г.)
9. И.С. Тургенев. Постоялый двор. (Повесть написана осенью 1852 года).
10. И.С. Тургенев. Отцы и дети. (1862) (Действие в романе происходит летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года).
11. Н.А. Лейкин. Наем квартиры. С-Петербург, Типографія д-ра М. А. Хана. – 1879 г.
12. Устав строительный. 1832 г. Раздел «Оклейка стен обоями» с.359
13. М. Н. Шрамченко. Устав Строительный, измененный и дополненный указаниями, обнародованными по 1 декабря 1914 года. (Параграф 14. «Оклейка стен обоями»). Петроград, 1915. Издание Юридического Книжного магазина Н.К. Мартынова.

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.



См.также:

Задачи курса:

  1. Воспитание учащихся в духе уважения к предкам, их образу жизни.
  2. Повышение познавательного интереса к культурному наследию прошлого, его сохранению.
  3. Формирование умения самостоятельно анализировать события связанные с жизнью народа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. анализировать полученную информацию.
  2. владеть терминами по теме курса.
  3. уметь самостоятельно искать информацию
  4. владеть навыками работы с источниками
  5. уметь высказывать собственное мнение

Тематическое планирование курса

Раздел Тема

Возможные формы и темы уроков (по выбору учителя)

Раздел 1 История русской деревни

Крестьянская изба

«В горнице моей светло»(изба). Русская печь. Красный угол. Окно. Подклет. Крыльцо. Лавка. Стол. (Лекция. Практикум)

Крестьянский двор

Сбруя. Кнут и рожок. Барабанка. Конюшня. Седло (Лекция. Составление тестов)

Земледельцы

Загадки хлебопашества. Амбар. Изба для хлеба (рига). Овин. Плуг. Соха. Борона. Коса. Серп. Вилы. Трепало. Гумно. Цеп. Мельница. (Лекция. Составление тестов)

Крестьянская утварь

Соль и солонка. Квашня-символ плодородия. Бочки. Сосуд. Кубок. Ушат. Рушники.

Крестьянская одежда

«Сорока». Шугай. Балахон. Юбка. Сарафан. «Чулочек расписной» (Лекция)

Ремесленники

Прялка. Пяльцы. Лапти. Лодка. Пряник. Народная игрушка. Колокола. (Лекция)

Раздел II Народные традиции и праздники

Святки. Евдокия. Масленица. Пост. Верба, бей до слез. Пасха. Красная Горка. Троица. Покров. Январь. Душа человека. Крест. (Лекция. Дискуссия. Проектная работа учащихся. Защита проектов)

Возможны посещения музеев: Музей прикладного искусства и быта России ХУНв. в Патриаршем дворце. Гостиный Двор, Культурно-образовательный центр ЭТНОМИР в Калужской области и д

Использованная литература

    Афанасьев А.Н.

Мифология Древней Руси. М., 2005

БеловинскийЛ.В.

Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2004

Громыко М.М.

Мир русской деревни. М., 1991

Дорожкина

Н.И. (статья «Мы идем в музей!». «История», №20,2007)

Живая вода.

Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.Д977

Забелин И.И.

Домашний быт русского народа в 16-17 вв. Т.1-3. М., 1895-1901

Ключевский

И.О. История русского быта. М., 1995

Короткова М.&.

Путешествие в историю русского быта. М., 2006

Кончаловская Н.

Наша древняя столица. М., 1996

Калашников В.

Славянская мифология. М., 2003

На Буяне, славном острове (сборник русского фольклора). Л., 1976

Русские иконы. М., 2004

Энциклопедия для детей. История религии. Т.6. 4.2; История России. Т.5.Ч.2. М., 1996-1997

Тема З. Земледельцы

Волшебный плуг.

Четырнадцатого мая - день святого пророка Иеремии. В народе этого святого называют по-своему - Еремей-запрягальник, да к тому же еще и приговаривали: «Еремей, подыми лукошко с семенами». Все просто - пора поля засевать, тепло пришло. Говорят, что о готовности земли к посеву можно узнать, не имея для этого какого-то образования. Обычно в деревнях люди клали руки на землю и замечали: если земля теплая, то уже нет никакой опасности для семян, а вот если прохладно, зябко рукам, то явно в недрах еще лед не растаял.

Вообще посев- это дело серьезное. Семена люди готовили загодя, выбирая при этом самые хорошие. Помимо различных бытовых хитростей (где хранить зерна, как хранить) были еще и общепринятые обереги. Например, во многих регионах России первую ритуальную горстку зерна принято было держать в красном углу, за иконами. В день посева обязательно ходили в церковь, служили молебны на нивах, окропляли святой водой землю-кормилицу. Вступая в поле, засевалыцики молились на три стороны, кроме северной. Затем они бросали на каждую сторону по горсти жита с низким поклоном и только потом уже приступали к посеву. Говорят, что тот, кто на ниве потеряет, тот и хлеб имеет. Действительно, тяжелый это труд, но одними руками землю не обработаешь. Именно поэтому светлые умы придумали себе подспорье - плуг и другие почвообрабатывающие орудия. Слово «плуг» славянского происхождения и означает оно «плывущий, ползущий по земле» - почти что корабль. На первый взгляд, конструкция не такая уж и сложная, но на самом деле совсем не простая.

Мы знаем, что в русских деревнях были распространены плуги трех видов - малороссийский, русский и сабан. Плуги разных типов отличались деталями конструкции, размерами, однако все они имели полоз, ассиметричный лемех и резец. Такое устройство плуга позволяло отрезать пласты земли по вертикали, подрезать их снизу, переворачивать на одну сторону и приваливать один к другому. Глубина пахоты на целине была не менее 13-18см, на мягкой земле -31см, а ширина пласта достигала 50см.

Корпус плуга состоял из полоза с лемехом, отвала, двух рукояток, стойки, грядиля, резца (резака, плужного ножа). Надо сказать, что некоторые плуги были настолько громоздкими и тяжелыми, что запрягать в них приходилось до шести пар волов.

С плугом у народа были связаны некоторые сказания. Так, по одному из них, первый плуг дали людям святые Борис и Глеб. Они же сделали и первую борозду. В старинной легенде говорится, что в далекие времена, когда никто еще не знал плуга, Бог послал людям страшное наказание в лице чудовищного змея, который каждый год требовал себе в жертву юношу. Так продолжалось сто лет, до тех пор пока один из обреченных на смерть не попытался спастись. Убегая От змея, он ворвался в кузницу к святым Борису и Глебу. Борис же схватил змея, преследовавшего юношу, раскаленными щипцами за язык, впряг его в плуг и сделал первую глубокую борозду. Затем загнал змея в море и утопил. После этого Борис стал ковать плуги и раздавать их людям.

В сказаниях русского народа плугом (сохой) могли управлять только могучие богатыри, такие как Микула Селянинович, Никита Кожемяка, языческие боги, например Перун, христианские святые - Борис, Глеб, Козьма, Демьян. Во многих колядках, исполнявшихся во время святок, говорится о том, что землю пашет Иисус Христос, святой Петр помогает, а Богородица засевает ее зерном.

Плуг, по представлениям русского народа, обладает магической силой. Считалось, что лемех плуга, положенный под стол в ночь на Новый год, даст плодородие земле. С помощью плуга можно предотвратить гибель скота и людей. Для этого надо ночью пропахать плугом борозду вокруг деревни, выполняя определенные ритуальные действия. Стоит отметить, что в подобном обряде участвовали только девушки и старые женщины. Они надевали длинные белые рубахи, распускали волосы, причем одна или две из них впрягались в оглобли плуга, а еще одна - управляла им. Остальные шумели, кричали или пели особые песни. Плугом они проводили некую границу, за которую нечистая сила и различные холеры не могли уже пройти.

Тестовые задания (для контроля изучения Раздела I) (правильные ответы выделены)

1. Что такое толока?

    совместная работа общинников

так называлось место, где обмолачивали зерно

2. Что в крестьянской среде называлось «беседой»?

    сговор между родителями жениха и невесты по поводу предстоящей свадьбы

    будничные посиделки крестьян

    собрание крестьян накануне сбора урожая

3. Как называлась основная кухонная утварь, которой пользовались крестьяне?

    загнетка

4. Что у российских крестьян называлось свяслом?

    соломенный жгут для связывания снопов

лодочные весла

высокие стога сена

5. Как называлась верхняя длинная крестьянская одежда из грубой шерстяной материи в виде
халата?

  • 6. Чтобы определить «спелость земли» - срок начала весенней пахоты, крестьяне брали горсть
    земли и крепко сжав ее в кулаке - выпускали. В каком случае считалось, что земля готова к
    севу?

    1. если земля упадет комком

      если земля рассыпается при падении

      если большая часть земли останется на ладони

    7. Что крестьяне называли потравой?

      пищу для скота

      покосные луга

      вытаптывание скотом посевов

    8. Какую сельскохозяйственную культуру крестьяне традиционно считали самой надежной и
    урожайной?

    9. Что такое литовка?

      грабли с короткой ручкой для сгребания сена

      большая русская коса на длинном черенке

      серп, который использовали во время жатвы хлеба

    10. Что крестьяне называли вервью?

      льняную и пеньковую веревку

    глубокие овраги

    упряжь для лошадей

    Также в качестве творческого задания по разделу I можно предложить отгадать загадки и нарисовать отгадки к ним.

    1. Щука-вертуха хвостом махнула,
      Леса пали, а горы встали. (Покос)
    2. Возле Вани.
      На кургане
      Стоит курочка с серьгами. (Овес)

    3. Столбики точеные,
      Головки золоченые. (Рожь)
    4. Широко, а не море.
      Золото, а не деньги.
      Сегодня на земле,
      Завтра на столе.(Пшеница)

    5. Стоят на полянах
      Мужички в желтых кафтанах.
      (Снопы на поле)
    6. Без чего хлеба не испечешь?
      (Без корки)

    Существует много пословиц и поговорок о земле и крестьянской работе. Объясните, как понимаете их.

    • Держись за соху: она кормилица.
    • У матушки-сошки золотые рожки.
    • Межа не стена, а перелезать нельзя.
    • Чья земля, того и хлеб.
    • Пашню пашут, руками не машут.
    • Иглой да бороной деревня стоит.
    • Каково волокно, таково и полотно.

    Раздел II. Народные традиции и праздники. Самый большой хоровод.

    Все праздничные дни, которые следуют за Пасхой, овеяны самыми светлыми красками, и, наверное, именно поэтому вся неделя носит название Светлой. По людским верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай и всякий умерший в это время попадает именно туда. Царские врата в церквях тоже открыты - это все для того, чтобы люди помнили о жизни вечной.

    Надо сказать, что дни недели на Светлой седмице имеют свои названия. Прежде всего они называются светлыми, т.е. светлый понедельник, светлый вторник и т.д. Затем идут некие индивидуальные названия. Так, к примеру, понедельник светлой седмицы называется днем благотворительности. В этот день принято ходить в больницы, давать милостыню, пожертвования на всякие благие дела и т.д. Четверг считается прощеным днем, а вот суббота в народе именуется хороводницей. Само слово говорит за себя: начинаются весенние хороводы, время молодых и незамужних. Следом за субботой идет воскресенье - Красная горка. О Красной горке в народе много рассказов ходит, но, несмотря на их разнообразие, сюжеты сводятся к одному - к свадьбе. Говорят, что в этот день хорошо играть свадьбы, якобы очень удачная жизнь будет. Но, прежде чем сделать этот сложный жизненный шаг, следует все же хорошенько присмотреться к своему спутнику. Когда, как не на Красной горке, можно это сделать. Конечно, одного дня, может быть, и недостаточно для оценки, но люди привыкли считать, что первое впечатление о человеке оказывается наиболее правильным. Красная горка - это настолько большой праздник, что зачастую выходит далеко за пределы одной деревни. Как правило, к этому дню готовятся загодя: собирают совет, выбирают место и время проведения, согласовывают расходы, которые бывают немаленькими. По традиции хороводы начинают водить с самого утра. Конечно, это удел подростков, которые только-только вошли в соответствующую половозрастную группу. А вот уже днем на улицу выходят все, кто постарше.

    Говорят, что Красная горка настолько многочисленна, что можно просто потеряться в толпе. Бывает, что само шествие на горку (главное место всего праздника) может растянуться на несколько километров. Такой хоровод называют «столбовой», или просто «столбы водить». Конечно, имеются некоторые технические сложности: те кто идет впереди, не слышат, что поют сзади. Несмотря на это, специальные запевалы стараются поддерживать гармоничное состояние всего хоровода. Такая процессия двигается очень медленно, да и куда торопиться? Некоторые успевают даже переодеться в новый наряд. Кстати о нарядах.

    К этому дню девушки готовят самые лучшие свои костюмы, украшения. Все это напоказ, каждая считает, что должна выделиться среди других, все свое умение, терпение, талант девушки собирают на выход. Считается, что по внешнему виду о человеке можно узнать многое. Взять, к примеру, головные уборы девушек - повязки, перевязки, которые надевали исключительно на праздничные гуляния. Перевязкой в народе называли головной убор в виде обруча из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани. Эта нехитрая конструкция была обтянута парчой, шелком, ситцем, расшита многочисленными орнаментами. Сзади к перевязке были пришиты ленты, благодаря которым, собственно, перевязка и держалась на голове. Что же до повязки, то она несколько отличалась от перевязки - была тоньше и мягко облегала голову. Повязка представляла собой полоску ткани (шелк, бархат, парча, кумач) на подкладке из холста. Ширина повязки была от 5 до 25см, а длина составляла около 50 см. Повязку надевали на лоб или темя и завязывали тесемками на затылке под косой. Сзади к повязке пришивали две лопасти из шелка или парчи на подкладке.

    Надо сказать, что эти девичьи головные уборы были очень распространены по России. Локальные различия были лишь в орнаменте. Так, на севере повязки, перевязки украшали больше золотом, перламутром, цветным стеклом. К передней части прикрепляли поднизь из бисера и жемчуга, которая спускалась на лоб почти до бровей. А вот на юге помимо расшивки любили использовать много разноцветных лент, которые красиво спускались на спину девушки. Еще южане любили использовать перышки селезня, павлина, индюка, а также украшать головной убор искусственными цветами. Такие перевязки были схожи с украинскими венками, да так и должно быть: юг есть юг - солнце, яркие цветы, горячие сердца.

    Тестовые задания (для контроля изучения Раздела II) (правильные ответы выделены)

    1. Какая примета, связанная с духовенством, бытовала в русском народе?

      если встретишь попа или попадью, возвращающихся домой, - к удаче

      если в первый день Нового года первым встретишь попа - будешь с урожаем

      поп попадется навстречу - к несчастью

    2. Почему на праздник Пресвятой Троицы православные храмы украшаются ветками березы?

      зелень символизирует вечную жизнь

      зелень символизирует терновый венок Христа

      зелень символизирует процветание православной религии

    3. На какой период приходится Великий пост?

      от Масленицы до Пасхи

      от Рождества до Крещения

      от Крещения до дня Святой Троицы

    4. Как называют любое учение, не соответствующее церковным догмам?

      откровения

      колдовство

    5. На какой праздник приходился обряд колядования?

      на Красную горку

      на Святки

      на Масленицу

    6. Назовите одного из наиболее почитаемых святых русской православной церкви?

      апостол Петр

      Николай Чудотворец

      Иоанн Креститель

    В качестве творческого задания по разделу II предлагается объяснить пословицы и поговорки связанные с природой и приметами.

    • Вешний день целый год кормит,
    • Федул на двор заглянул - пора серпы зубрить.
    • Ивановские дожди - лучше золотой горы.
    • До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд навозу.
    • Снег глубок - год хорош.
    • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.


  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх