Икона страшный суд божий второе пришествие христово. Страшный суд

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка Евангеле. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников.

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова.

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева.

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.-

«Христианския кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове» просим мы на каждом православном богослужении. Это особое прошение, исполненное надежды, связано с важнейшим событием христианской жизни - встречей после смерти с Господом и ответом перед Ним за свои поступки. Образы Страшного суда - иконы, мозаики и фрески - позволяют нам явственно представить момент этой встречи, поразмышлять о приготовлении к ней.

Горе тем, кто слева
Характерная иллюстративность и наглядность, присущая этим композициям, производит глубокое впечатление на любого зрителя. Как известно, князь Владимир, еще пребывая язычником, был потрясен картиной, которую ему представили в момент спора об истинной вере греческие проповедники. «Повесть временных лет» -- наиболее ранний дошедший до нас летописный источник по истории Древней Руси -- описывает это так: «И… философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева”».

Страшный суд. Икона. 12 в. Монастырь св. Екатерины на Синае

Несмотря на очевидный назидательный характер образов Страшного суда, было бы ошибкой трактовать их исключительно как устрашающие и поучающие изображения. Это были, конечно, молитвенные образы, перед которыми просили об отпущении грехов и даровании Небесного Царства. Иконы Страшного суда имели и богослужебное значение, что зафиксировано в ценнейших источниках о русской церковной жизни XVII века, так называемых «Чиновниках Успенского собора». В них подробно описывается особая служба, называемая «Действо Страшного суда», для которого на поклонение патриарху и царю выносилась одноименная икона. В воскресенье перед Масленицей на соборной площади Кремля по особому уставу пелись стихиры, освящалась вода и читалось Евангелие, после чего патриарх отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святою водою государя и множество людей, присутствовавших при совершении обряда.

Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея

Губка, трость и копие
Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали эсхатологические образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.
Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина), апокрифы и тексты церковно-учительных сборников (Прологов) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части -- трубящих ангелов, собирающих людей на судилище. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие, иногда вместе с багряницей. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.

Страшный суд. Икона. Конец 14 - начало 15 века. Успенский собор Московского Кремля

Между раем и адом
В нижней части любой иконы Страшного суда располагаются сцены, связанные с участью грешников и праведников. Чаще всего слева от зрителя (по правую руку Христа) на белом фоне представлены райские сюжеты -- шествие праведников к вратам рая, Лоно Авраамово -- место блаженного пребывания ветхозаветных праведников, наконец, образ Богоматери, сидящей среди ангелов в райском саду. Справа от зрителя (но по левую руку от Христа) разворачиваются ужасающие картины ада, где изображаются бесы и грешники в огненном потоке. Здесь же восседает сатана с небольшой фигуркой Иуды у него на коленях.
Две противоположные части, место рая и место ада, бывают отделены друг от друга либо огненной рекой, либо так называемым змеем мытарств. Его голова, как на новгородской иконе XV века из Третьяковской галереи, расположена вверху, извивающееся тело с кольцами, за которыми прячутся бесы, проходит через центр иконы, а хвост опущен в ад. На иконах XVI-XVII веков на кольцах змея часто подписывались названия мытарств, через которые должна пройти человеческая душа. Среди них -- тщеславие, сребролюбие, пьянство, блуд и многие другие. Появление в иконографии Страшного суда змея с указанием грехов, за которые испытывают человека в загробном мире, связано с популярностью «Жития Василия Нового», в котором описывались мытарства его ученицы инокини Феодоры после смерти.


Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. ОЛДП F 6, Л. 180. Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург.

    • Одним из элементов иконографии Страшного суда является огненная река, поток которой проходит через всё изображение и расширяется книзу. Огненная река упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» , где архангел Михаил показывает Пресвятой загробную участь грешников: «И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников.»

Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркнуто симметричным расположением сцен друг напротив друга. В этом смысле примечательна икона конца XIV -- начала XV века из Успенского собора Кремля, где изображение рая сильно сдвинуто к центру и, таким образом, значительно выделено.
С XVI века в некоторых образах между раем и адом изображается обнаженная фигурка человека, прикованного к столбу. Это так называемый «милостивый блудник», который много раздавал милостыни бедным, но прожил в грехе блуда всю жизнь. Его посмертная участь, как об этом рассказывается в Прологе, была открыта некоему затворнику. В видении он узрел ангела, который явился к плачущему блуднику и сказал, что за грех блуда тот не достоин войти в рай, однако за милосердие не может быть заключен и в ад.


Ангел с небесным свитком. Деталь фрески «Страшный суд». Ок. 1316-1321 гг. Роспись свода южного параклесиона в монастыре Хора (ныне - музей Кахрие Джами, Стамбул)

    • Изображения свернутого неба восходят к библейской книге пророчества Исайи, где о последних временах говорится: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34,4). К этому же образу обращался в преп. Ефрем Сирин.

Западная стена
Ко всему сказанному добавим, что композиция Страшного суда была чрезвычайно распространена в монументальной живописи, где достигала поистине масштабных размеров. На Руси она присутствует уже в росписях XII века в Кирилловской церкви в Киеве, Николо-Дворищенском соборе и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, а также Георгиевском соборе Старой Ладоги. Традиционно при росписи храма Страшному суду отводилось место на западной стене основного храмового пространства, иногда с захватом части прилегающих боковых стен. Сцены мучений грешников и торжества праведников, а также изображения Христа и апостолов на судилище дошли до наших дней и в прославленных фресках Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408) и во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502). Грандиозные картины последнего суда, не оставляющие равнодушными современных зрителей, развернуты на западных стенах Спасского собора в Ярославле (1560-е) и церкви Спаса-на-Сенях в Ростове Великом (1675). Рассматривая их, видишь окончание истории человечества, в которой одно из мест принадлежит твоей душе.


Море и земля отдают мертвецов. Деталь фрески «Страшный суд» на западной стене ц. Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. 1502 г. Дионисий и сыновья.

    • Персонификации моря и земли в виде юных девушек, держащих лодки или открытые гробы, являются устойчивыми элементами иконографии Страшного суда. О восстании мертвых и отдании тел морем и землей преподобный Ефрем Сирин в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» писал так: «Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока.»

Дата публикации или обновления 08.12.2017


В центральной части иконы - сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус . Чуть ниже - коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева - со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы - по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.

Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники - об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.

В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных - они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.

Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила -ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы - женщина, олицетворяющая землю, а вокруг - воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря - фигуры, держащей на своих плечах корабль. В правой нижней части иконы изображен ад - геенна огненная , в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале - мрачные пещеры с грешниками.

В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим - Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними - первосвятители Московские.

На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам. Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы.

На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное .

Еще одна характерная для XVI в. деталь - подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7-8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.

В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос , сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом - огромное количество персонажей. Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).

В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично - для русской традиции это было неприемлемо.

На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в. Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него - Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.

В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея. У других врат изображена Матерь Божия.

Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы - монахиня Евгения из Трапезунда.

Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей - не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски.

Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные. Есть сведения о том, что во многих русских городах - в Москве , Вологде , Великом Новгороде - в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).

В заключение - еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-XX вв. в Вологодской провинции. По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.

Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» - Великий пост. В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.

Святейший Патриарх Кирилл , характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих - в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол . И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист . А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, - и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».

Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в так и в Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда - неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов - это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре - изображение самого суда, слева находится рай, а справа - ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

Становление сюжета

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Предание о князе Владимире

О канонических иконах и росписях с изображением Страшного суда существует несколько интересных легенд. Одна из них связана непосредственно с древней Русью. Считается, что именно этот сюжет повлиял на решение князя Владимира о принятии христианской, а не какой-либо другой веры. Ведь, как известно из истории, русскому правителю предлагали перейти в свою веру иудеи и мусульмане. Об этом факте упоминается в хорошо известной многим «Повести временных лет».

Откуда взята композиция

Основан сюжет этих икон, конечно же, прежде всего на описании событий, изложенных в Апокалипсисе. Также большое влияние на каноническое изображение оказали некоторые древние византийские и русские тексты — к примеру, Житие Василия Нового, Слово Палладия Мниха и т. д.

Многие богословы и историки считают, что еще одним источником, по которому писалась икона «Страшный суд», является откровение пророка Даниила. Этот почитаемый всеми христианами святой жил в эпоху вавилонского плена. Даниил является одним из последних четырех великих еврейских пророков.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

    Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей - Богоматерью и Иоанном Предтечей.

    Первые люди на земле — Адам и Ева.

    Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.

    Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» - единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.

    Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.

    Жители небес - ангелы со свитком, означающим конец земной истории.

    Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.

    Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

    Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.

    Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.

    Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

    Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.

    Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.

    Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.

    Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.

    Изображения рая и ада.

    Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

    Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

    полуобнаженная женщина;

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина - Земля, белый заяц - правда, серый - ложь.

Особенности композиции: первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» - изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Описание иконы «Страшный суд»: нижний регистр композиции и блудник

Под последним ярусом на этих образах располагаются 10 клейм с изображением адских мучений. Это горящие в огне, подвешенные, съедаемые зверьми и т. д. люди. Милостивый же блудник, привязанный к столбу, недаром располагается между изображениями ада и рая. Согласно легенде, за воровство и пьянство его не пустили в Царствие Небесное. Однако и адских мук ему, благодаря милостивости, удалось избежать.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама. Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Конечно же, создавались подобные образа и росписи не для устрашения человека. Назначение у церковного изображения «Страшный суд» совсем другое. Глядя на эти иконы, верующий должен задуматься над своими грехами. При этом христианину следует не отчаиваться или терять надежду, а положить начало собственному покаянию.

Богослужебное значение в дореволюционной России

В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. Называлась она «Действом Страшного суда». При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Проводился этот православный обряд в воскресение перед самой Масленицей на соборной площади в Кремле. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ "Страшного суда". Затем он окроплял святой водой государя и простых людей.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Таким образом, это изображение должно прежде всего подвигать человека на покаяние. Поэтому пред этой иконой принято молиться о своих прегрешениях как вольных, так и невольных, а также просить за них прощения у Бога. Это в последующем поможет войти в Царствие Небесное. Также считается, что перед иконой «Страшный суд» нужно молиться об умерших грешниках.

Самые старые изображения

К сожалению, большинство написанных в древности икон «Страшный суд», как и многих других, не сохранилось. Однако несколько подобных изображений до наших дней все же дошло. Сохранились они в основном только как росписи в храмах. Самым известным изображением подобного рода является сцена Страшного суда в церкви Панагии Халкеон в Салониках, датируемое 1028 г. Очень древних икон с таким сюжетом в мире сегодня имеется всего две. Обе они находятся в монастыре св. Екатерины на Синае. Еще одним довольно-таки старым изображением является мозаичный «Страшный суд» в базилике Торчелло в Венеции.

Сохранилось несколько древних образов с таким сюжетом и у нас в стране. Самая ранняя икона «Страшный суд» В России находится в Успенском соборе в Кремле.

Роспись Рублева

В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.

Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.

Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.

Икона и роспись Васнецова

Тема Страшного суда в прошлом зачастую волновала не только церковных художников, но и светских. К примеру, существует икона с подобным сюжетом, написанная Виктором Васнецовым. Этот художник, как известно, наиболее ярко проявил себя в былинно-сказочном жанре. Именно его кисти, к примеру, принадлежат такие знаменитые полотна, как «Аленушка», «Богатыри», «Ковер-самолет».

Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный. Как считают многие другие известные художники, получилась она очень выразительной, но несколько перегруженной деталями. И действительно, в отличие от образов иконописцев, на этой по сути светской картине практически нет свободного места. Фигуры людей, христианские атрибуты и т. д. занимают на ней абсолютно все пространство полностью.

Принадлежит кисти Васнецова и еще одна грандиозная работа на тему Страшного суда. Именно этот сюжет был выбран художником для росписи одной из стен Владимирского собора в Киеве в 1885 году.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх