Прячется в деталях. Что означает поговорка «дьявол кроется в деталях»? Почему детали играют такую важную роль

Проблема террора в Иерусалиме разрешима, если хотеть ее решить. И бойня в иерусалимской синагоге, сколь бы сильный шок она ни вызвала, была, увы, предсказуема. На протяжении многих лет силы безопасности рассматривали сценарий, при котором вооруженные до зубов головорезы врываются в некое общественное учреждение и учиняют там резню. То, что этого не случилось до сих пор, можно считать своего рода чудом, учитывая прекрасное знание израильскими арабами местных реалий и свободный доступ во все еврейские кварталы.

И вот сейчас этот сценарий осуществился. Братья Расан и Удай Абу-Джамаль из деревни Джабль-Мукабр, расположенной в муниципальной черте столицы, вооруженные пистолетами, секачами и ножами, ворвались в синагогу “Кегилат Бней-Тора” на улице рав Шимон Агаси (район Ар Ноф), стреляя и нанося удары молящимся евреям. Судя по всему, они прекрасно ориентировались на местности и, не исключено, даже знали в лицо своих жертв, так как работали в лавке неподалеку.

Спустя считанные минуты на место трагедии прибыл наряд полиции, который вступил в перестрелку с террористами. Оба полицейских были ранены, один – смертельно (пуля попала ему в голову). Боевиков ликвидировал подоспевший эксперт-криминалист.

Погибли пять человек. Вот их имена: 59-летний глава иешивы “Торат-Моше” раввин Моше Тверски, 68-летний рав Авраам-Шмуэль Гольдберг, 40-летний рав Арье Купински, 55-летний рав Кальман Левин, 30-летний полицейский Зидан Сайеф.

Ответственность за теракт взяла на себя организация “Народный фронт освобождения Палестины”.

Такова вкратце событийная канва драмы, происшедшей во вторник утром.

Насколько чудовищными выглядят сами события, настолько ожидаемым и до боли знакомым было все последующее действо. Израильские политики во главе с Нетаниягу заявили в телекамеры, что они “в шоке от зверств террористов”. Даже Захава Гальон обнаружила, что “нет и не может быть никаких оправданий насилию и террору”. Яир Лапид призвал “навести порядок жесткой рукой”, не пояснив, правда, что это означает. Бужи Герцог порекомендовал продолжать “диалог и сотрудничество с умеренными сторонами в нашем регионе”, также не поясняя, какие силы считать умеренными, какие не очень умеренными, а какие вообще неумеренными. Неподкупные защитники прав палестинского народа арабские депутаты кнессета Ибрагим Царцур, Мохаммед Бараке и Джамаль Захалка также осудили убийство молящихся евреев, не забыв, конечно, упомянуть о “продолжающейся оккупации”.

Правые политики обрушились на Абу-Мазена за подстрекательские речи. Сам Абу-Мазен на сей раз благоразумно отмежевался от бойни, не став восхвалять головорезов, как он сделал это после покушения на Иегуду Глика, и, опять-таки, не забыв потребовать “прекращения оккупации и провокаций поселенцев на Храмовой горе”.

Осудили теракт и западные политики – Джон Кэрри, Дэвид Кэмерон (причем без всяких оговорок по поводу прекращения оккупации), правительства большинства западных стран. Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор призвал лидеров стран Европы предоставлять помощь палестинцам только при условии прекращения подстрекательства.

Не было сюрпризов и в реакции наших соседей. Палестинцы раздавали прохожим конфеты, улюлюкали и пританцовывали, как, по их морали, и полагается победителю при виде растерзанного врага. Атмосфера в палестинских социальных сетях являла собой апофеоз восторга.

Действия Израиля были столь же рутинными, как и риторика. Нетаниягу, как всегда, заявил о “бескомпромиссной войне с террором”. Инспектор полиции Йоханан Данино привел полицию Иерусалима “в состояние повышенной готовности”. Ицхак Ааронович распорядился перевести в Иерусалим четыре дополнительные роты “магавников” и создать блок-постов на въезде в арабские деревни.

Правительство объявило о сносе домов семьи террористов. После проволочек, неизбежных в отечественной судебной системе, это, вероятнее всего, будет сделано, но мало что изменит. Через год-другой семьям “мучеников” отстроят новые дома на деньги ПА, Катара, а также различных общественных организаций вкупе с другими доброхотами, и новое поколение “шахидов” вновь выйдет на охоту за евреями.

То, что мы слышим от официальных властей, можно свести к одной незамысловатой фразе: мы, конечно, сделаем все, что можно, но бороться с террором, во-первых, очень трудно вообще, а во-вторых, практически невозможно, если речь идет о терроре одиночек.

Все это не более чем отговорка. Как говорят американцы, “дьявол прячется в деталях”. А детали эти прекрасно известны.

Начнем с самой очевидной из них. Большинство из тех, кто совершил последние по времени теракты, включая наезды на людей в Иерусалиме, в прошлом уже задерживались за причастность к террору и подстрекательство. Многие из них принадлежат к семьям и кланам, замешанным в террористической деятельности. Братья Абу-Джамали, Расан и Удай, – родственники активиста ХАМАСа Джамаля Абу-Джамаля, освобожденного в декабре 2013 года в рамках так называемого жеста доброго воли. Связь между убитыми евреями и “жестом доброй воли” налицо.

В подавляющем большинстве случаев речь идет не об абстрактных, а о вполне конкретных арабах, которые разделяют джихадистскую идеологию. Их задерживали за попытки терактов и нападений, они занимались пропагандой своих идей в Интернете, подстрекали прихожан в мечетях и т.д. Знакомы ли они израильским силам безопасности? Более чем. Тем не менее, этих людей раз за разом освобождали, причем наблюдение за ними не велось. Почему? Вопрос остается без ответа.

Невозможно и не нужно проверять всех арабов подряд, но можно подвергать уличенных в террористической деятельности административному аресту, сажать в тюрьмы и контролировать их действия. Нельзя отпускать их на свободу ни в рамках каких-либо сделок, ни в качестве жестов доброй воли, ведь именно на их совести 80-90 процентов терактов!

Второй момент – мера наказания. Здесь также нет нужды “изобретать велосипед”. Англичане, правившие Палестиной четверть века, довольно быстро осознали специфическую особенность арабов – их необычайно сильную связь со своей землей, кланом, окружением. Не надо уничтожать недвижимость, надо выселять семьи террористов. Западный берег и Газа – не только разные провинции, это разные миры. Между арабами Иудеи и Самарии, с одной стороны, и арабами Газы – с другой, существует давний и острый антагонизм, завязанный на этнических, клановых, культурных различиях и помноженный на нынешние политические коллизии. Переселение в Газу – хороший урок для желающих резать евреев. Вы поддерживаете ХАМАС и “Исламский джихад”? Ваше место – в ХАМАСстане.

Третье. В восточных кварталах Иерусалима нет палестинской полиции, здесь действуют только отечественные спецслужбы. И они не могут не знать, что в Восточном Иерусалиме функционируют организации, идеологически связанные с ХАМАСом, например, северное крыло Исламского движения израильских арабов во главе с Райадом Салахом. Почему эти организации не разгоняют, а их лидеры, занимающиеся подстрекательством и организацией провокаций, разгуливают на свободе? Вопрос без ответа.

Четвертое. Стоит совершить еще один маленький экскурс в недавнее прошлое… Англичане в свое время превосходно осознали, что арабское общество не просто не монолитно, но крайне мозаично. Реальная власть определяется кланами, а водораздел зачастую проходит по линии деревень. С одними кланами и деревнями можно успешно вести дела, другие стараются сохранить нейтралитет, третьи агрессивны. Соответственно, первые и вторые должны получить режим особого благоприятствования, а на третьих следует надеть смирительную рубашку. Тот, кто знаком со спецификой Иерусалима, прекрасно знает это. Исторически сложилось, что та же деревня Джабль-Мукабр – оплот экстремизма, именно отсюда выходили многие террористы во время интифад, “тракторные” террористы и т.д. Рядом расположена деревня Цур-Бахер (обе прилегают к еврейскому району Армон а-Нацив), в которой царят (по крайней мере, царили до последнего времени) куда более миролюбивые настроения. Мне приходилось беседовать с главой совета деревни Цур-Бахер Зуэром Хамданом – он называл Арафата мафиози, а палестинское руководство – сборищем лжецов и преступников. Лагерь беженцев в Шуафате давно уже превратил эту деревню в источник нестабильности, при том что в соседней Бейт-Ханине мы не видим подобного кипения страстей. Деревня Бейт-Цафафа рядом с Гило – одна из наиболее дружественных Израилю. Деревня Исауия на севере столицы – источник постоянной головной боли жителей соседнего квартала Гиват-Царфатит.

Каждая арабская деревня – свой микрокосм, и решать проблему надо не вообще, а предметно, с учетом местной специфики и традиций. Пока все делается наоборот: или принимаются тотальные и потому бессмысленные решения, или все сводится к популистской риторике.

Чтобы решить проблему Иерусалима, не надо изобретать велосипед, надо лишь вникнуть в детали и хоть немного изучить опыт прошлого. Видимо, у отечественных спецслужб и политиков просто нет на это времени.

Александр Майстровой, “Новости недели”


У французов есть такая поговорка: "Дьявол скрывается в деталях" .

Именно от деталей зависит, будет ли работа сделана хорошо или плохо. Вы можете иметь представление о том, что надо сделать, в общих чертах - но дьявол скрывается в деталях.

Если Вы готовите банальнейший кисель, то результат будет сильно зависеть от того, льёте ли Вы воду в крахмал, или же сыплете крахмал в воду - ошибка приведёт к тому, что в киселе будет полно комочков. А сходная ошибка при разбавлении концентрированной кислоты - если Вы станете лить воду в кислоту, а не наоборот - и вовсе может оставить Вас без глаза. Такова важность деталей.

В маркетинге и продажах от деталей точно так же зависит многое. Даже если Вы знаете в общих чертах, что нужно сделать, мелкие детали вроде разницы в один час или разницы в одно слово могут обусловить успех или неуспех всей акции.

  • Например, одна и та же презентация деловой книги и автограф-сессия может дать совсем разные результаты в зависимости от того, проводится ли эта презентация в 16:30, когда целевая аудитория ещё на работе, или в 17:30, когда люди в галстуках как раз выходят с работы и заглядывают в книжный магазин. И уже тем более будет иметь значение, находится ли этот магазин в деловой части города или на отшибе.
Нередко люди видят, что кто-то добился успеха с контекстной рекламой, промо-акциями или новым проектом, и тогда они пытаются скопировать этот успех.

Но из-за непонимания того, как на самом деле работают вещи, из-за невнимания к деталям, этим людям не удаётся скопировать даже то, что делалось прямо у них на глазах.

  • Например, недавно один провинциальный блоггер пытался скопировать известный американский мини-проект. Автор оригинального проекта заработал себе на виллу с бассейном и "Ламборджини", а заодно и прославился. Подражатель тоже заработал - долларов 30 или 40 - и до сих пор не понимает, почему не преуспел.
Проблема в том, что не понимая, в чём суть чужого успеха, эти люди пытаются скопировать лишь внешние признаки. Как туповатый герой из истории про учителя кунг-фу и ученика, который не понимал, почему же приёмы ему не удаются - ведь он надувает щёки точь-в-точь как учитель. А в детали они не вникают. Но дьявол-то как раз в деталях.

А уж если у проекта есть подводная часть, которая не на виду - тут и вовсе тушите свет. Невнимательный к деталям имитатор даже не догадается о её существовании.

  • Например, один из моих учеников использует приёмы партизанского маркетинга, чтобы удержаться на плаву в бизнесе, где половина конкурентов уже разорилась, а вторая половина потуже затягивает пояса. Для конкурентов он даёт рекламу в газетах, а на самом деле привлекает клиентов совсем другими способами, которые почерпнул из моих семинаров. Все конкуренты копируют его объявления в газете, кто слово в слово, кто по смыслу - и ни один ещё даже не догадался, что дело секрет успеха вовсе не в газетной рекламе.
Когда люди говорят о моей книге «Больше денег от Вашего бизнеса» - даже те, кому она помогла поднять продажи на десятки процентов, нередко удивляются: "Эй, я же знал всё это и раньше? Что нового было в книге?" А новыми были как раз детали. Те самые детали, те мелкие подробности, которые человек упускал раньше - и его реклама не работала, а продажи не ладились.

Поэтому будьте внимательны к деталям, господа. И будьте вдвойне внимательны, если Вы хотите перенять чей-то опыт, будь то учитель или конкурент - или, наоборот, если это Вы кого-то учите. Будьте внимательны к тонкостям, к нюансам, к мелким подробностям, к интонациям и жестам, к заголовку рекламного модуля и к цвету кепки промоутера, ко времени работы магазина и к размеру кнопки "Купить" на сайте. Дьявол - в деталях.

А какие мелкие детали жизненно важны в Вашей работе?

Как я уже раньше , запрос о дьяволе, который в деталях, привлекает энное количество людей. Только они малость не то:-)

Распространённая трактовка идиомы «дьявол кроется в деталях» («дьявол скрыт в мелочах», «the devil is in the details») - в любом плане есть пара мелочей на которые стоит обратить внимание, иначе, в дальнейшем, проблем не оберёшься. Так же, как вариант, - при реализации плана недосмотр в, казалось бы, незначительных местах может привести к краху.

Моя любимая Википедия (на которую, говорят, ссылаться стало моветоном) говорит так:

Идиома «Дьявол кроется в деталях» говорит о некой непредусмотренной планированием мелоче, и восходит к «Бог в деталях» («Бог в мелочах»), выражающую идею что любое дело должно быть сделано тщательно (любая деталь имеет значение).

Авторство выражения «Бог в мелочах» приписывается разным людям. The New York Times в некрологе от 1969 года связвает эту фразу с архитектором немецкого происхождения Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe (1886–1969)). На данный момент уже общепризнано, что авторство принадлежит не ему.

Часто это выражение упоминается у немецкого историка искусства Аби Варбурга (Aby Warburg (1866–1929)). Хотя, биограф Варбурга Эрнст Гомбрих (Ernst Hans Gombrich) сомневается в авторстве.

Ранняя форма «Le bon Dieu est dans le détail» (хороший Бог в деталях) приписывается Густаву Флоберу (1821–1880).

«Знакомые Цитаты Бартлетта» («Bartlett"s Familiar Quotations») отмечают это выражение как анонимное.

Google Ngram Viewer (забавный сервис, не знал о нём) утверждает, что фраза «the devil is in the details» не появляется в коллекции до 1975 года. В Google Books фраза упоминается в книге 1969 года как уже устойчивое выражение.

Иногда встречаются модификации: «Управление в деталях», «Правда в деталях».

Так же Уильям Сафир (William Safire (1929–2009) упоминает эту фразу в статье для The New York Times (30 июля 1989 г.) и цитирует редактора «Знакомых Цитат Бартлетта»: «Нам до сих пор не ясно с „Бог (или дьявол) кроется в деталях“. Мы знаем что Мис ван дер Роэ использовал её обсуждая архитектуру; предполагается авторство Флобера, но до сих пор не найдено подтверждение в его записях. Мне кажется, это мог сказать Джон Рёскин (John Ruskin), фраза как раз в стиле его высказываний о качестве исполнения, но для подтверждения нам всё так же не хватает цитатат».

Законопроект о защите чувств верующих подвергли косметическому ремонту.

Принятый Госдумой 21 мая во втором чтении проект закона о «защите чувств верующих» уже дважды анализировался в «Новой газете» — и оба раза с неутешительным результатом. Судя по тому, что приняли депутаты, они продолжают упорствовать в пагубном заблуждении о том, что «оскорбление чувств», во-первых, возможно, а во-вторых, должно быть наказуемо. Но лишь в том случае, если речь идет о религиозных чувствах: чувства неверующих законопроект не защищает.

Главным следствием появления такого закона станет не только усиление клерикализации страны, но полная неприкосновенность для публичной критики как верхушки РПЦ, так и руководства других «традиционных конфессий». Ну и конечно, усиление репрессий в отношении неугодных власти граждан: приписать им «оскорбление чувств» будет крайне несложно — ввиду крайней размытости формулировок, оставляющих необычайный простор для судебного произвола.

Концепция законопроекта лишь косметически изменена по сравнению с первоначальной. И теперь она не вводит в Уголовный кодекс новую статью о наказании за «оскорбление чувств», а меняет старую статью — 148-ю.

В ней отныне будет предусматриваться ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, или обязательных работ до 240 часов, либо принудительных работ на 1 год, а также возможного лишения свободы на годичный срок.

Если подобное совершается в местах, специально предназначенных для богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, размер штрафа возрастет до 500 тыс. рублей, срок обязательных работ — до 480 часов, принудительных работ — до 3 лет, а срок лишения свободы — до 3 лет.

Изменения вносятся и в КоАП: увеличиваются максимальные размеры штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях для граждан от 10 до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 до 100 тыс. рублей. Наконец, за «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы и предметов культа» можно получить штраф до 200 тыс. рублей.

Увы, депутат или лукавит, или плохо знает закон.

Во-первых, Гражданский кодекс (а также соответствующие постановления Пленума Верховного суда) определяют моральный вред как «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина».

То есть нравственные страдания гражданина только тогда наказуемы, когда они вызваны нарушением его конкретных прав. Во всех же прочих случаях они не подлежат государственной защите. И факт, что тот или иной гражданин посчитал себя «оскорбленным в религиозных чувствах» — по причине ли проведения не нравящейся ему художественной выставки, показа не нравящегося ему спектакля или проведения акции в защиту ЛГБТ-сообщества от насилия со стороны неонацистов или псевдоправославных фанатиков — не имеет ровно никакого юридического значения.

Во-вторых, как будут устанавливать наличие «умысла», то есть — того факта, что действия совершены именно с целью «оскорбления»?

В-третьих, атеистов закон (в отличие от Конституции, гарантирующей гражданам право не исповедовать никакой религии) никак не защищает: «мировоззренческие взгляды» к религиозным чувствам никак не относятся. А вот попытки распространять атеистические взгляды (что опять же гарантировано Конституцией) станут просто невозможными — по судам затаскают за якобы оскорбление чувств…

Пока закон еще не принят, хочу заявить: я атеист. Имею полное право считать, что любая религия — не более чем сказки. Что никаких богов не существует. Что человек произошел от обезьяны. Что Иисус Христос не воскресал после смерти.

И имею право не только так считать, но и говорить — везде, где сочту нужным.
Без сомнения, любой человек имеет полное право считать иначе. Верить в любого бога, молиться ему вместе со считающими так же, как он, и свободно об этом говорить везде, где хочет. Но у его религиозных чувств нет и не может быть никаких преимуществ по сравнению с моими атеистическими чувствами, и они не могут подлежать особой защите.

«Бог – в деталях», но также: «Дьявол в деталях». Оба выражения кажутся очень старыми. Когда же они появились и кто тут был раньше – Бог или дьявол?

Раньше был Бог, хотя «раньше» не значит «очень давно». Выражение «Бог – в деталях» создано в XX веке. В печати оно появилось не позднее 1937 года, со ссылкой на немецкого историка и теоретика искусства Аби Варбурга.
Аби Варбург (по рождению Абрахам Мориц) (1866–1929) большую часть своей жизни посвятил изучению итальянского Возрождения. Почти через 30 лет после смерти Варбурга его ближайшая сотрудница Гертруда Бинг процитировала слова, которые однажды он написал о себе на своем любимом итальянском языке: «Ebreo di sangue, Amburghese di cuore, d’anima Fiorentino» – «По крови еврей, сердцем – гамбуржец, душой – флорентиец».
С 1925 года Варбург вел в Гамбургском университете семинар по итальянскому искусству. Здесь господствовал междисциплинарный подход, предполагавший изучение современных художнику обрядов, символов, языка, философии и даже естественных наук. По сообщению Эрнста Гомбриха, ученика Варбурга, девизом семинара было изречение:

Der liebe Gott steckt im Detail.
(Бог таится в деталях.)

Более известен французский вариант: «Le bon Dieu est dans les détails» – «Бог – в деталях». Немецкий искусствовед Эрвин Панофски безосновательно приписал эти слова Гюставу Флоберу (в книге «Смысл и толкование изобразительного искусства», 1955).
В 1922 году, за три года до первого семинара Варбурга, было опубликовано стихотворение Бориса Пастернака «Давай ронять слова…», написанное в 1917 году. Заканчивалось оно строками:

Ты спросишь, кто велит?
– Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, – подробна.

Разумеется, пастернаковский «бог деталей» не то же самое, что «Бог в деталях» Варбурга.

Отдаленным прообразом девиза Варбурга можно, пожалуй, считать высказывание Плиния Старшего: «Природа вещей ни в чем не выражается так полно, как в самом малом (…nusquam magis quam in minimis, tota est)» («Естественная история», XI, 2, 4).

Так обстоит дело с «Богом в деталях»; а что можно сказать насчет дьявола? Выражение «Дьявол (таится) в деталях» (нем. «Der Teufel steckt im Detail») получило широкое распространение с 1960 х годов.

Изречение «Бог – в деталях» чаще всего встречается в работах по истории и теории искусства, когда хотят подчеркнуть важность изучения всей совокупности фактов. Значение формулы «Дьявол в деталях» иное: нечто, на первый взгляд хорошее, может оказаться не столь уж хорошим при более тщательном рассмотрении.

Область применения второй сентенции шире, поэтому именно она стала основной.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх