Евреи не работают по субботам. Шабат: главный еврейский праздник
Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: "Таня, что такое шабат?" Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.
Шабат - это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу "шабат шалом" то есть "мирной субботы" или "здравствуй суббота". Главное правило субботы (шабата) - человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.
Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала - специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат - общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат - Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется "Авдала" от слова "отделить" - нужно отделить святой день от будней.
Шабат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.
У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:
В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат ) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал " (Быт. )
Так он завещал и евреям: "Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу" (Исх. )
И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.
1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).
2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу - рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.
3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь - не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте - лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов - не евреев.
4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерус алиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 - 6 пополудни, в пятницу.
Приветствую вас на новой версии сайта Сохнута. В дальнейшем я, Миша Бешкин, буду вести рубрику История и Традиция. По мере возможностей будем знакомиться с Недельными главами Торы, еврейскими традициями и законами. Надеюсь те знания, которые мы вместе сможем получить, помогут лучше понять что значит вести еврейский образ жизни.
Сегодня мы начнем разбирать законы Шаббата. Шаббат - это особый день. Мудрецы говорят, что Шаббат сохранил еврейский народ. Даже не Тора и Талмуд, а именно Шаббат. Почему? Ответ можно найти если попробовать хотя бы некоторое время соблюдать законы Шаббата. Приведу всего лишь несколько примеров:
1. Еда в Шаббат . В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.
2. Развлечения в Шаббат. Шаббат - день особый и наполнен большим духовным смыслом, поэтому большая часть Субботы посвящается духовному самосовершенстованию и познанию. Развлечения, которые обычны для других людей, в этот день к сожалению (или к счастью) не доступны. Если посмотреть на програму концертов, телепередач, то складывается впечатление, что самое интересное обычно происходит именно в субботу или в пятницу вечером. Наверняка так и есть, и я лично переживал, что не смог попасть на концерты любимых групп. Но что действительно дает Шаббат, так это чуство не сравнимое с хорошей тусовкой - чуство принадлежности в большому народу, который в этот самый момент забывает о праздной суете и садится за праздничный стол.
3. Работа в Шаббат. Это один день в неделю, когда необходимо не просто прервать работу, но и прекратить думать о ней. У какого еще народа есть такой день? Сегодняшний ритм жизни требует от человека много сил и энергии. Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много работать. Это все аксиомы сегодняшнего дня. Но иногда необходимо остановиться и переключиться на что-то другое. Есть множество способов как это сделать и счастливы те люди, которые умеют отключаться от работы. Евреи - люди трудолюбивые и Всевышний позаботился о нас, заставив не работать один день. Именно Он нас заставляет отказаться от работы в Шаббат, иначе некоторые из нас работали бы 24 часа в день и 7 дней в неделю.
Думаю, что привел достаточно примеров, чтобы показать как Шаббат выделяет нас из другиз народов. В дальнейшем мы разберем подробнее законы Шаббата, а пока для начала небольшой список ЧаВО (часто задаваемые вопросы):
1. Что такое Шаббат?
- Седьмой день недели2. Когда начинается и заканчивается Шаббат?
- В разных городах и в разное время года по разному. Дело в том, что день по еврейскому календарю начинается с заходом солнца. Вот и получается, что Шаббат начинается в пятницу вечером. Но и это еще не все. Принято начинать Шаббат чуть раньше (вне Израиля - 18 минут), чтобы не ошибиться и не нарушить Шаббат и заканчивать Шаббат позже примерно на 30 минут. Подробный список для стран Балтии можно найти на нашем сайте, а для любой точки Земли по этому адресу http://www.evrey.com/luach/kzmanjs.htm3. Что можно и что нельзя делать в Шаббат?
- Есть большой список разрешенных и запрещенных действий, который мы обсудим далее, но все действия укладываются в формулу в Субботу нужно отказаться от действий, в которых проявляется господство человека над природой , которую я прочитал в очень хорошей книге рава Моше Пантелята "Царица суббота" .4. Должны ли неевреи соблюдать законы Шаббата?
- Нет, Всевышний заключил завет только с еврейским народом и только нам было сказано: /8/ ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. /9/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /10/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. /11/ ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО. Исход 19:8-11В будущем думаю, что можно будет пополнить этот список, чтобы в случае возникновения вопроса, можно было бы подсмотреть.
Теперь когда мы более-менее разобрались с основными аспектами связанными с Шаббатом, то можем приступить к рассмотрению законов Шаббата.
Законы, которые определяют что можно, а что нельзя делать в Шаббат разделяются на 39 типов работ. Но тут нужно сделать одну очень важную оговорку:
Работа в Шаббат - это несколько другой термин, нежели мы привыкли понимать. Правильнее было бы называть это действие - мелаха, т.е. некое действие, которое запрещеное в Шаббат. По-русски звучит несколько громоздко, поэтому и перевели как "работа", мы тоже будем использовать это слово для удобства.
Какие же это 39 видов работ запрещенных Торой для совершения в Шаббат?
1. Производство пищи:
1.1. пахать
1.2. сеять
1.3. жать
1.4. вязать снопы
1.5. молотить
1.6. веять
1.7. перебирать
1.8. просеивать
1.9. молоть
1.10. месить (тесто)
1.11 варить (или печь хлеб);
2. Изготовление одежды:
2.1. стричь
2.2. прочесывать
2.3. отбеливать и красить (шерсть)
2.4. прясть
2.5. расправлять нити
2.6. устанавливать продольные нити в ткацком станке
2.7. ткать
2.8. распускать ткань
2.9. завязывать и развязывать узлы
2.10. кроить
2.11. шить и рвать (распарывать);
3. Строительство жилища и разведение огня:
3.1. строить и разрушать в целях новой постройки
3.2. зажигать и тушить
3.3. производить завершающий удар
3.4. переносить ноши из частного владения в общее;
4. Писание букв, изготовление красителей и материалов для письма:
4.1. писать и стирать написанное
4.2. ловить (охотиться на животных)
4.3. убивать
4.4. снимать шкуру
4.5 дубить и скоблить ее.
Как видите, весь этот перечень работ представляет человека как творца и властителя над природой. Вот поэтому все эти действия и запрещены в Шаббат, потому что сам Владыка Вселенной отдыхал в этот день, и евреям приказал не совершать никакой работы в Шаббат.
Не стоит думать, что в Шаббат абсолютно все запрещено и это чрезвычайно скучный день. Развлечений вобщем-то предостаточно: прогулки, чтение книг, разговоры с близкими. Это далеко не полный список тех дел, которые можно переделать за столь короткое время. Я иногда очень жалею, что Шаббат закончился - так много еще не прочитано.
На этот раз все. Еще раз повторю, попробуйте пару раз провести Шаббат по законам, это по меньшей мере интересный опыт. Чтобы у вас все получилось интересно и по правилам, рекомендую найти знающего человека, который сам соблюдает и вам поможет разобраться с множеством законов Шаббата.
Жду коментариев и вопросов,
Миша Бешкин
20.01.2006 | Kurashov Nikolay | [email protected]
"4. Должны ли неевреи соблюдать законы Шаббата?"
ДА Должны... Нет, Всевышний заключил завет НЕ только с еврейским народом и НЕ только вам было сказано Исход 19:8-11
23.11.2010 | Иван Борягин | [email protected]
Миша, большое спасибо за это полезное начало - публиковать базовую информацию из иудаизма!
В статье упоминается слово "завет", которое в данный момент является предметом моих личных исследований. Индивидуальные заветы Б-га с патриархами понятны, но хотелось бы узнать больше о завете Б-га со всеми народами. Я встретил упоминание его в Писании, изучая все места со словом "завет". Можно рассказать по-подробнее о заветах вообще и о завете со всеми народами в частности?
Христианство является общей религией для многих народов. Но так же имеет много различий исходя из религиозных требований и обычаев каждого из них. Иудаизм, католицизм, протестантство и православие — это разные направления одной и той же религии. И у каждой существуют свои дни подчиняющиеся особым требованиям и правилам. Примером может послужить день запрета на труд. Так, например, у русских это воскресенье, а у евреев — суббота.
Суббота у иудеев называется Шаббат. Он является седьмым днем недели у еврейского народа и как гласит, священное писание этого народа, Тора: «шесть дней Господь работал, а на седьмой — отдыхал». Верующие созданы по образу и подобию своего создателя, а поэтому поступать им надлежит так же как поступал Он. Книга, перечисляющая 39 запретных занятий, называется Талмуд. Помимо этого Институт технологий и еврейского законодательства, расположенный в Иерусалиме, каждый год в связи с возникающими новыми технологиями, пополняет данный список.
Вот несколько новых запретов принятых этим институтом:
- Иудеям запрещается в субботу пользоваться любыми электронными приборами, такими как телевизор, телефон, компьютер и фотоаппаратом, видеокамерой и другими подобными достижениями науки и техники.
- Запрещено использование любых инструментов и денег, а также нельзя использовать свечи, карандаши и спички.
- Евреям не разрешается в субботу покидать окрестности города в котором он проживает, максимально допустимое расстояние, на которое он может удалиться, не должно превышать километра.
Правительство данной страны считает, что культура прививается с детства. И забота о воспитании будущего поколения лежит на родительских плечах.
Имеются всего два пункта, освобождающие от субботнего запрета:
- Когда человеческой жизни или здоровью что то угрожает, иудей должен сделать все, от него зависящее, что бы помочь ему. Поэтому службы оказания экстренной помощи в Израиле в субботу работают.
- Врач вызванный к больному обязан сделать все что требует его профессиональный дол
Немного информации о запретах у иудеев
В религии евреев существует 365 запретов, включая общие для всех христиан заповеди. Евреям запрещено употреблять в пищу свинину, а так же нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Срок прошедший с момента употребления одного продукта до поедания другого должен составить не менее 2 часов.Птицу можно есть лишь при условии что упокоил ее специально обученный резчик-шойхет .Для евреев мужчин обязательно ношение пейсов, а для женщин религия предписывает прятать волосы под головным убором.
Евреи издавна жили по всему миру. Это народ любящий путешествия и неплохо уживающийся с другими народностями. Нация торговцев. В древние времена именно эта нация основала банковское дело. Ростовщики и менялы — они ссужали людям деньги под проценты и обменивали валюту. Иудеи единственная нация которая спокойна уживалась с мусульманами. Это был своеобразный симбиоз хищника и жертвы.
Постоянно воюющие во славу Аллаха, нуждались в постоянных денежных вливаниях. И евреи, своевременно делавшие свежие вливания в казну правителя, обеспечивали это. Если же у вас возникнет вопрос, почему мусульмане не отбирали имущество евреев. Ответ очевиден, если выразиться аллегорией: надежней каждый день питаться надоенным с коровы молоком, чем зарезать ее и наестся до отвала мяса, но всего лишь один раз.
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
Шаббат – седьмой день творения
Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»
Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.
Шаббат – союз еврейского народа с Богом
Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:
«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».
Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».
Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?
Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.
Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.
Шабат в еврейском доме
Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.
Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.
Накануне праздника
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.
Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Начало церемонии
Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :
Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»
Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей – Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».
После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.
Субботняя трапеза
Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.
Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.
В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.
Завершение Шаббата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.
По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.
После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:
«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).
По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.
Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.
После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.
Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».
Запрещённые работы
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
- Зореа (посадка растений).
- Хореш (пахота)
- Коцер (жатва).
- Меамер (связывание снопов).
- Даш (молотьба).
- Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
- Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
- Тохен (помол зерновых).
- Меракед (просеивание муки).
- Лаш (замешивание теста).
- Офе (выпечка хлебных изделий).
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
- Гозез (стрижка овечьей шерсти).
- Мелабен (отбеливание шерсти).
- Менапец (вычесывание шерсти).
- Цовеа (окрашивание шерсти).
- Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
- Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
- Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
- Орег (ткать).
- Поцеах (распускать ткань).
- Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
- Матир (развязывание узлов).
- Тофер (шитье).
- Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
- Цад (охотиться).
- Шохет (забивать скот).
- Мафшит (свежевать туши).
- Меабед (обработка, дубление кожи).
- Мемахек (разглаживание кожи).
- Месартет (раскроить)
- Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
- Котев штей отийот (написание двух букв).
- Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
- Боне (строительство).
- Сотер (разрушение построенного).
- Мехабе (тушение огня).
- Мавъир (разжигание огня).
- Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
- Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).
Шалом!
Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.
Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
Шаббат – седьмой день творения
Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»
Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.
Шаббат – союз еврейского народа с Богом
Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:
«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».
Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».
Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?
Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.
Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.
Шабат в еврейском доме
Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.
Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.
Накануне праздника
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.
Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Начало церемонии
Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :
Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»
Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей – Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».
После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.
Субботняя трапеза
Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.
Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.
В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.
Завершение Шаббата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.
По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.
После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:
«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).
По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.
Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.
После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.
Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».
Запрещённые работы
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
- Зореа (посадка растений).
- Хореш (пахота)
- Коцер (жатва).
- Меамер (связывание снопов).
- Даш (молотьба).
- Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
- Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
- Тохен (помол зерновых).
- Меракед (просеивание муки).
- Лаш (замешивание теста).
- Офе (выпечка хлебных изделий).
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
- Гозез (стрижка овечьей шерсти).
- Мелабен (отбеливание шерсти).
- Менапец (вычесывание шерсти).
- Цовеа (окрашивание шерсти).
- Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
- Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
- Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
- Орег (ткать).
- Поцеах (распускать ткань).
- Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
- Матир (развязывание узлов).
- Тофер (шитье).
- Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
- Цад (охотиться).
- Шохет (забивать скот).
- Мафшит (свежевать туши).
- Меабед (обработка, дубление кожи).
- Мемахек (разглаживание кожи).
- Месартет (раскроить)
- Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
- Котев штей отийот (написание двух букв).
- Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
- Боне (строительство).
- Сотер (разрушение построенного).
- Мехабе (тушение огня).
- Мавъир (разжигание огня).
- Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
- Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).
Шалом!
Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.
Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».