Конспект урока на тему «Правописание приставок. Урок на тему "правописание приставок"

Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема урока: «Правописание приставок.

Тип урока : обобщающий

Цель урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок,

правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

Ход урока:

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на восприятие материала.
  1. Устная работа с эпиграфом к уроку:

«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

Академик Л.Щерба

  1. Орфоэпическая «минутка».

Говори правильно:

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ

  1. Словарная работа

Аргумент

Актуальный

Эффективный

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

Слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)

  1. Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание

  1. Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

Оттирать-ототрёшь

Подзывать-подозвать

Взбираться-взобраться

Сдирать-содрать

2) На З и С (двухвариантные)

  1. На -з:
  2. чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  3. На -с:
  4. бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  5. Исключения: з десь, з дание, з доровье, ни зги

1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить беззвездный расщепить

Изрезать бессонный расчистить

Беспечный рассветает расчертить

Словарная работа:

И..рисовать, и..черпать,

во..гораться, во..пылать

бе..звучно, бе..шумно

ни..вергаться, ни..падать

Провокационная роль предлогов в написании приставок

  1. Из-под нависших бровей- исподлобья

2)Диктант на замену

  1. Допишите пары:
  2. Без воды -
  3. без паспорта -
  4. без смысла-
  5. без сна-
  6. без шума -
  7. без забот
  8. Без души и без сердца-

Удвоенная согласная

2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой (все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили - ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили - ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж - ну который -март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

  1. ПРИ-:
  2. 1)немного;
  3. 2)близость;
  4. 3)присоединение;
  5. 4)до конца.
  6. ПРЕ-:
  7. 1) пере-;
  8. 2)очень.

Различай:

Пре- При-

  1. Претворить в дело притворить дверь
  2. Пребывать прибывать
  3. Презирать призирать
  4. Преступить приступить
  5. Преумножить приумножить
  6. Преклонить приклонить
  7. Предавать придавать
  8. Претворить притворить
  9. Преемник приёмник
  10. Преходящее приходящее
  11. Презреть призреть

Словарная работа:

  1. Превентивный - предупреждение чего-либо, предохранительный.
  2. Превалировать - преобладать, иметь перевес.
  3. Претендент - лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет - первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

6. Закрепление

Пре-при

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

8)Купить (приобрести)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

12)Льгота (привилегия)

13) Помеха (препятствие)

14)Легенда (предание)

15)Продолжатель (преемник)

16)Первое представление (премьера)

III. «Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» - стал «розЫск».

Ясно?!

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать.

- «ъ, ь после приставок»

Приставки -иностранки:

  1. ДЕЗ- ИН-
  2. КОН- КОНТР-
  3. ПАН- ПОСТ-
  4. СУБ- ТРАНС-
  5. СУПЕР- РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -

Все дамы странные,

Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

В «И» влюбленные!

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» - «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХ И зысканнее всех!

СВЕРХ И скусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

медИнститут

госИздат

финИнспектр

санИнспекция

самИздат

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный -пред..нфарктный

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

Y.Рефлексия.

Итог урока

Домашнее задание:

1 группа -составить диктант «на засыпку» на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

3 группа -подобрать пословицы, оговорки, крылатые выражения на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».


Наугольных Н.В., МБОУ «СОШ№42» г.Перми Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской) Тип урока: урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия(выбор буквы И-Е в приставках ПРИ-ПРЕ в зависимости от значения приставки) Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов. 1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.Мотивация. Учитель: -"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл". Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием. Учащиеся (дают лексическое значение слова «смысл», называют словари, которыми они пользовались): -СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. п. - в отношении, относительно чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В том смысле что, союз - выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора отдохнуть. В полном смысле слова (разг.) - в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова одержимый. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.). (http://www.ozhegov.org/words/33289.shtml) Учитель: -Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке: Перед корнем есть часть слова, Слитно пишется она. С её помощью, ребята, Образуются слова. -О какой морфеме идёт речь? Учащиеся: -В этом стихотворении говорится о приставке. Учитель: -Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках. Даны словосочетания: бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок. Задание: прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Комментарий учителя  Данное упражнение создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») , актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») и устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»);  Дети без труда определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый». 2. Этап целеполагания и планирования. По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа): дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют, почему именно эту букву вставили. В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв И-Е. Выписываем оба слова на доску. И И ПРЕМОРСКИЙ ПРЕМИЛЫЙ Учитель: -Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься. Дети: -Научиться объяснять выбор гласных Е-И в приставках ПРЕ-ПРИ. 3. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения. Учитель: -Скажите, а у вас появились какие-то предположения, как этот выбор можно сделать? На доске фиксируем и варианты объяснения выбора написания гласных И-Е в приставках данных слов (возможны варианты сценария) Если варианты объяснения выбора Е-И у детей появятся Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки. Скорее всего, дети увидят, что у слов «приморский» и «премилый» разное значение приставок. Обсуждаем. Фиксируем это открытие в виде схем: ПРИ- = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ»; ПРЕ- = «ОЧЕНЬ» Если варианты объяснения выбора Е-И у детей не появятся «Раскручиваем» все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение. Определяем значение приставок в словах: «приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»; «премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный». Фиксируем это открытие в виде схем (см. 1 столбик таблицы). После фиксации «открытия» обращаемся к §31(I) и подтверждаем правильность своего «открытия». 4. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действий с ними. Выполнение упр. 321 Задание к упр.321 Употребите, где надо, приставку при- со значением близости или приставку пре-со значением высшей степени качества или действия(=очень). Запишите получившиеся словосочетания. Образец рассуждения: школьный двор пр..школьный двор, то есть двор около школы, приставка имеет значение близости; значит, надо писать при-: пришкольный двор. Добрый человек пр..добрый человек, то есть очень, самый добрый, приставка имеет значение «очень» («самый»); значит, надо писать приставку пре-: предобрый человек. Милый малыш, неприятное происшествие, волжские просторы, вокзальные постройки, (пре,при)восходить силы противника, больно удариться, (пре, при)брежные заросли, хорошенький щенок, гостиничные склады. Комментарий учителя При выполнении данного упражнения: 1. Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение). 2. Можно организовать работу в парах, обосновывая друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем. 5. Вариативного применения знаний и способов действия с ними. На слайде, спроецированном на экран, даны предложения с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор. 1. Грустный клоунбегемот Грустным голосом Поет. Песню грустнуюПригрустную: -Я люблю лягушку вкусную. 2. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прилестный? 3. Здравствуй, князь ты мой прикрасный. Что ты тих, как день ненастный?» 5.Этап рефлексии     Какими словами вы закончили бы сегодняшний наш урок? Что на уроке было для вас открытием? Что вы сделали хорошо? Что могли бы сделать лучше? 6. Домашнее задание Упр. 323 (учебник). Комментарий учителя Данный урок- первый в теме «Правописание приставок при- и пре ». На следующем уроке учащиеся получат возможность «открыть» для себя новые значения приставок при- и пре-.

ЦЕЛИ:

  • повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
  • развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
  • развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.

КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:

  • приставки, пишущиеся в соответствии морфологическим принципом;
  • приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии;
  • правописание приставок, зависящих от ударения и значения.

СЛОВАРЬ УРОКА:

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
  • ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
  • ПРЕЦЕДЕНТ;
  • ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.

Подготовка к уроку: учащиеся получили индивидуальные задания:

  1. подготовить презентацию и сообщение о правописании приставок;
  2. сообщение об электронных словарях;
  3. составить кроссворд на правописание слов с приставками ПРИ- ПРЕ-.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

  1. Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.
  2. Самостоятельная работа на компьютере. Выполните задание (Приложение 1 ) Вставьте пропущенные буквы.
    Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.

3. Самопроверка (включить проверку орфографии).

Самооценка.

4. Коллективная работа.

Из истории языка (слайд на экране – Презентация ).

РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый .

4. ПРОВЕРКА:

5. Вставьте пропущенные буквы.

– Значение каких слов вам не совсем ясно?

Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация .

Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация .

– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?

6. Выступление уч-ся об электронных словарях.

Как найти значение слова в толковом словаре в Интернете. Адреса электронных словарей.

Дает значение слов.

ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1

ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.

ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.

7. Самостоятельная работа на компьютере – отгадывание кроссворда.

8. Один уч-ся – выход в Интернет.

Задание – найти значение слов прерогатива, претенциозный, презентабельный, прецедент.

9. Проверка работы с кроссвордом – слайд.

10. Работа на компьютере. ТЕСТ. Оценивание.

11. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

  1. Дополнительное задание: Этот текст представляет собой рассуждение. Найдите в нем тезис, доказательство, вывод.
  2. Выпишите ключевые, наиболее значимые слова.

12. Подведение итогов урока.

13. Домашнее задание.

  1. Работа с текстом. Написать свое отношение к поднятой проблеме.
  2. Составить словарный диктант из 20 слов на правописание приставок.

Коноплинский филиал МБОУ Павловская СШ
Конспект урока
по русскому языку
в 5 классе на тему:

Подготовила учитель русского языка и литературы
Берлинская Парасковия Васильевна

Урок русского языка в 5­м классе по теме
"Правописание приставок на З и С"
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок­практикум.
Цели урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться
находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи;
различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие
навыков применения на практике полученных знаний.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение
объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к
своему здоровью.
Оборудование:
 алгоритм правописания приставок
 опорная схема
опорные конспекты учащихся
 перфокарты
 репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”
 лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся
оценивают свою работу)
Лист достижений
ученика 5 класса по теме “Правописание приставок на з – с”

Творческий диктант
Самостоятельная работа
Творческая работа
Работа с перфокартой

Ход урока
1. Орг.момент
­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют
гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок,
вы сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1­го ряда
сядут, когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2­го ряда – с
приставками на з (с) ; 3­го ряда – с приставками пре­, при­.
2. Сообщение целей и задач урока.
­ Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме
практикума. Тема урока “Правописание приставок”. Как вы думаете, чему
будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) ,
находить их в предложениях, употреблять в речи.
Запишем в тетрадях число, тему урока.
3. Устная разминка.
 На какие группы делятся приставки?
 Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
 Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в
другом – с буквой с?
 Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.

 Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
 А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?
 Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при­? Приведите
примеры.
 Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре­? Приведите
примеры.
4. Проверка домашнего задания.
1) Ребята, Маша Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется
получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки.
Исправьте ошибки, если есть.
Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать,
восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать,
разпределить.
Вы помогли Маше выполнить домашнее задание, а как сами справились с
домашним заданием?
2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.
Карточка № 1
второй – на с)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…
смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный,
бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…
сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…
звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з,
второй – на с)
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…
ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать,

и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать,
во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать
цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с
орфограммой “Приставки на з­с”)
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же
налево. Повторить 6­8 раз. Темп медленный
И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад.
2 – и.п. То же вперед. Повторить 6­8 раз.
Физминутка для глаз
1. Крепко зажмурить глаза, считать до 3­х, открыть, посмотреть вдаль,
считать до 5­ти. Повторить 4­5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5­ти.
Повторить 4­5 раз.
5. Практическая часть.
1) Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з
(с) . Распределить в два столбика: без­, бес­
3. Ребенок без забот (беззаботный
4. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
2) Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился
4) Творческая работа
(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст
по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый
образ жизни”)
В…дохнула глубоко
Ра…крыла балконную дверь
И…гиб пальцев
Вещи не ра…бросаны
5. Работа с перфокартой.
1. бе…болезненный ра…жимать
2. в…дыхать
в…крикнуть

3. бе…жалостный
бе…граничный
4. бе…цельный
во…вышенность
5. ра…писание
ра…валиться
6. ра…дарить
во…награждение
(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з,
получится цифра 5)
6. Рефлексия
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Было ли интересно?
Были ли вы активны?
Было ли трудно?

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные :

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

Учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку

Рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

-Формы работы на уроке:

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

Ход урока:

1.Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный - отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

(Он говорит о роли приставок в речи.)

Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

(Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний.

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?(В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?(Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

(1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий - в приставке пишу букву З.

Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)

Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рас сыпать, раз вернуть, раз гладить, рас править, раз дать, с мять, с вернуть.

3.Работа в группах .(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания, используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1) Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?(В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

(Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 (упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста - единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается). (Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх