Доходный дом перцовой история. Дом перцовой

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.

Доходный дом Перцовой в Москве - одна из удивительнейших достопримечательностей столицы. История его основания - это история воплощения в жизнь мечты творческого человека.

Кто автор проекта такого здания?

Идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у П. Н. Перцова, который проживал в Москве в начале двадцатого века. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 рублей тому, чей проект займет первое место, и 500 рублей за второе.

По его замыслу, дом Перцовой должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. Свои работы на суд жюри представил художник С. В. Милютин, архитектор А. И. Дидерихс, архитектор-художник Л. М. Браиловский. Первая премия досталась Васнецову. Но Перцов решил все же строить по проекту Милютина (автора росписи первой русской матрешки), поскольку он был не столь стандартным.

Дом Перцовой в Москве. Описание

Это здание в богато декорированное, было построено за два года. Дом Перцовой получился изысканным и великолепным. Сооружение из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема, выглядит как органичное целое. Поражают взгляд туриста и асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде.

Интересная история украшения простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов майоликой. В те времена в Москве существовала некая фирма «Мурава». Ее организовали молодые художники Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Ведь все состоятельные люди предпочитали иметь дело с мастистыми, именитыми художниками. Так что артель находилась в одном шаге от закрытия. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты.

Интерьер дома

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешнее. Спальни были с нишами, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные и лестницы, украшенные уникальной резьбой.

Для оформления парадных покоев были приглашены лучшие мастера Доходный дом Перцовой предоставлял квартиры жильцам разных социальных прослоек. Были варианты для богачей и для жильцов победнее. Всего в доме было около 400 квартир, разных по кубатуре. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны общего пользования и читальня для жильцов.

Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон» и несколько контор различной важности. В стенах дома находилось издательство «Арс», которое выпускало журнал «На берегах Невы». Дом Перцовой был настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Подвал чудного дома. Описание

Туристов весьма заинтересует история подвала дома Перцова. Именно здесь располагалось культовое, как сейчас принято говорить, кафе «Летучая мышь». В нем собирались самые знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра. К примеру, В. И. Шверубович, талантливейший артист своего времени всемирно известный под псевдонимом Качалов. Часто здесь выступала жена А. П. Чехова, выдающаяся актриса О. Л. Книппер-Чехова. А прославленный Немирович-Данченко был дирижером созданного из числа актеров и успешно выступающего любительского оркестра. Его друг и соратник К. С. Станиславский демонстрировал невиданные чудеса черной и белой магии. О том, какая атмосфера царила в кафе, можно судить по пункту из устава «Не обижаться». Актеры и прочие посетители кафе проявляли себя здесь в абсолютно иных амплуа, иногда противоположных действительности.

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая - из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. Был оборудован даже посудный лифт для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Период правления большевиков. Что с домом происходило?

После захвата власти большевиками дом Перцовой в Москве был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, на самую оригинальную четырехкомнатную квартиру некоего чудака Позднякова положил глаз Л. Д. Троцкий. Затем он переехал в личные покои хозяев дама, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы и прочее. Чем вызывал восхищение иностранных дипломатов, которые будучи на приемах в особняке Троцкого, выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовыча.

Они не подозревали, что тот всего лишь отнял все эти произведения искусства и прочие аксессуары у истинных владельцев дома Перцовых. Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища, а затем отправили в тюрьму, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Он просидел в тюрьме около 3 лет, а затем был выпущен на свободу.

Адрес

Где находится дом Перцовой в Москве? Адрес его следующий: 1-й Курсовой переулок, 1. Хотя на доме висит указатель с надписью «Пречистенская набережная, 35».

Как доехать?

Туристу, чтобы добраться до столь уникальной достопримечательности, следует зайти в метро и доехать до станции под названием «Кропоткинская». При выходе из метро необходимо идти в сторону указателя «Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд». В этом направлении пройдя метров четыреста, турист сможет лицезреть описанный выше доходный дом Перцовой в Москве, фото которого представлено в статье. Правда, былого великолепия уже, к сожалению, нет.

Дом Перцовой в Москве. Что там сейчас?

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта.

Ныне в здании размещается театр «Комедианты». А также в доме находится несколько танцевальных и дизайнерских студий, центров, офисов, клубов. Почтовое отделение и прокуратура центрального района тоже разместились в этом интересном доме.

Туристы смогут найти здесь кров и вкусно поесть, поскольку в здании расположилось несколько мини-гостиниц и мини-отелей, а также заведения общественного питания.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, где находится дом Перцовой, а также как он выглядит. Мы еще затронули тему создания проекта, возведения самого здания. Надеемся, что информация, представленная в статье, была вам интересна и полезна.

Дом Перцовых на Пречистенской набережной

Этот дом из тёмно-красного кирпича на Пречистенской набережной называли, да и продолжают называть Домом-сказкой. Большой четырёхэтажный дом-терем с ломкой линией острых фронтонов, с изразцовыми балкончиками и затейливыми оконными наличниками москвичи прозвали Домом-сказкой и за уникальный фасад, украшенный майоликовыми панно с сюжетами из русских сказок.

И в самом деле есть что-то волшебное и чарующее в облике этого здания, стоящего неподалёку от храма Христа Спасителя.

На памятной табличке, висящей на фасаде дома, указано, что это дом Зинаиды Алексеевны Перцовой. Но на самом деле хозяином и заказчиком этого удивительного здания был Пётр Николаевич Перцов. А его жена – лишь формальным владельцем.

Выпускник петербургского Института путей сообщения Пётр Николаевич был талантливым инженером-путейцем и проложил по России не одну тысячу километров железных дорог. Он был не только известным инженером, но также коллекционером и меценатом. Его хороший знакомый, любитель и ценитель русской живописи Иван Евгеньевич Цветков, помог Петру Николаевичу приобрести участок земли и, по преданию, взял с него слово, что дом будет возводиться в русском стиле.

Дом Перцовых

Замечательное место подле храма Христа Спасителя и с видом на Кремль в самом деле обязывало к тому, чтобы появилось красивое здание и непременно в русском стиле. По замыслу мецената-путейца, это должен быть необычный доходный дом. Он должен был стать символом русского искусства. Кроме того, в нём планировались квартиры для художников с мастерскими-студиями в мансарде. Свои личные апартаменты хозяин намеревался расположить в этом же доме.

Пётр Николаевич очень серьёзно отнёсся к новому проекту и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». Заказчик хотел, чтобы дом отвечал духу и преданиям Москвы и в то же время всем требованиям современности. В жюри Перцов пригласил лучших знатоков русского стиля и московского модерна – В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, С.У. Соловьева. Но Перцов оставил за собой право построить любой из отмеченных проектов по своему усмотрению.

Первую премию жюри присудило Аполлинарию Михайловичу Васнецову, вторую – Сергею Васильевичу Малютину. Перцов выбрал проект Малютина. Но потребовал полностью переработать проект. Однако переработка не потребовалась. Рассматривая первоначальные варианты и наброски художника, Перцов вдруг нашёл эскиз того, что хотел: настоящего чудо-терема. Проект был немедленно принят к исполнению.

Художник Сергей Васильевич Малютин был известен как создатель знаменитой русской матрёшки. Кстати, традиционная версия о том, что матрёшка пришла в Россию из Японии, до сих пор никак не может найти документального подтверждения. Вся история развития игрушечного промысла в России позволяет исследователям утверждать, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи пасхальных деревянных яиц. А вот свидетельства того, что создателями первой матрешки стали токарь Василий Петрович Звездочкин и художник Сергей Васильевич Малютин, есть. Как есть факт, что первая русская матрешка «Девочка с петухом» имела огромный успех на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Проект дома по рисункам Малютина выполнил архитектор Николай Константинович Жуков, а руководил строительством инженер Борис Николаевич Шнауберт. За основу было взято старое трёхэтажное строение, стоявшее на этом участке. Его нарастили ещё одним этажом с мансардами, дополненными пристройками, и придали новый декоративный облик.

За художественную основу его архитектуры был принят русский терем, и поэтому кровли дома получили традиционные завершения в виде древнерусских остроконечных щипцов.

Национальная архитектура удачно сочеталась с художественными образами русских сказок и былин, представленными в декоративных майоликовых панно. Среди персонажей панно и Ярило-солнце, и звезды, и бык, дерущийся с медведем, и птица Сирин, и заяц, и павлины, и щуки, и петух.

Это были не копии, а творчески переосмысленные и синтезированные образы согласно гениальной идее архитектуры модерна о синтезе искусств. Поэтому так органично смотрелись и два сказочных витых дракончика поддерживающих балкон, и труба, выполненная в виде спящей совы.

Здание сразу же стало достопримечательностью Москвы и попало в дореволюционные путеводители как «блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля».

Уже в 1907 году в дом вселился сам Пётр Николаевич Перцов. Вход в его квартиру со стороны набережной имел отдельный подъезд. В отделке его апартаментов использовалось красное дерево и дуб, изразцы, витражи. Стены украшали картины Михаила Врубеля, Николая Рериха и многих других. Посудный лифт имитировал дровяную печь. Каждое помещение было отделано в разных стилях.

А одними из первых квартирантов стали художник Сергей Васильевич Малютин и великий русский пианист Константин Николаевич Игумнов.

Самые неожиданные «квартиранты» появились в 1908 году. В подвале дома обосновался знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь».

По преданию, когда создатели кабаре спустились осмотреть подвал, навстречу выпорхнула настоящая летучая мышь. Так, мол, и родилось название первого в России театра-кабаре.

Рождённый в недрах МХТ саркастичный театр тут же спародировал благородный белокрылый символ общедоступного театра и на своём занавесе расположил летучих мышей, оповестив публику о том, что открыт театр-клуб для художественной богемы.

Шуточные вечера в «Летучей мыши» были своего рода продолжением знаменитых мхатовских капустников. Здесь трагическая актриса Алиса Коонен играла на балалайке и под музыку в исполнении самого Сергея Васильевич Рахманинова танцевала танец парижских апашей, Константин Сергеевич Станиславский показывал фокусы.

Потом кабаре переехало на Тверскую, но дом Перцова не исчез со страниц летописи Серебряного века. В нём открылся творческий салон, который называли русским Монмартром. В салоне пел Александр Вертинский, часто бывала Вера Холодная, а в мансардах собиралась художественная и театральная богема.

Дом Перцова оставил свой след в русской литературе. Здесь жила героиня «Чистого понедельника» Ивана Алексеевича Бунина.

В эпопее Алексея Толстого «Хождение по мукам» футурист Жиров обещает, что когда они придут к власти, то первым делом сотрут с лица Москвы Кремль, Исторический музей и дом Перцова. Этот сказочный дом действительно был обречен на уничтожение, так как попадал под снос всех прилегавших к храму Христа Спасителя зданий для создания площади Дворца Советов. К счастью, дворец не построили, и дом остался цел.

Пётр Николаевич Перцов был арестован в 1922 году. Апартаменты бывшего инженера-путейца приглянулись Льву Давидовичу Троцкому (Бронштейну). Здесь неистовый революционер жил вплоть до эмиграции, здесь же устраивал дипломатические приёмы, восхищая иностранцев истинно аристократическим вкусом интерьеров.

Вожди мирового пролетариата, к счастью, съехали, а Дом-сказка остался. И до сих пор очаровывает своей ярко выраженной идеей модерна – объединением всех элементов здания в единый художественный образ, в данном случае образ подлинной Руси.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

На набережной Тирпицуфер Канарис, со своей стороны, хочет быть в курсе последних событий. Этот человек, который старше Гитлера на два года и тоже бросает хищные взгляды на Персидский залив, который вечно сидит, ссутулившись, над секретными документами (но на его сшитом на

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве Эти самые древние на территории России скульптурные изображения на берегу Большой Невы лишний раз подтверждают старую истину, что Петербург полон тайн. И это не удивительно, ведь в Петербурге всё двойственно. Ни в

Из книги Ближний круг Сталина. Соратники вождя автора Медведев Рой Александрович

В доме на Фрунзенской набережной Старый большевик А. Е. Евстафьев, около двадцати лет проведший в тюрьмах и лагерях и вернувшийся в Москву лишь после XX съезда КПСС, должен был посетить друга, живущего на Фрунзенской набережной. По рассеянности он прошел мимо нужного ему

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

На Кремлевской набережной Между Большим Каменным мостом и Ленивкой на Кремлевской набережной стоит трехэтажный дом № 1/9; на нем установлена мемориальная доска из красного гранита с текстом: «В этом здании с 1934 по 1941 год работал народный архитектор СССР Борис Михайлович

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Тень Петра на Дворцовой набережной Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств был основан 19 декабря 1918 года под названием Петроградский институт внешкольного образования. В 1924 году он получил имя Крупской, а потом еще множество раз менял

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

156. Случай Юрия Трифонова. «Дом на набережной» - прошлое, с которого совлечена его святость - Что я мог бы сказать в отношении этого семидесятилетнего прошлого?У Юрия Трифонова его «Дом на набережной» - это дом мертвых при жизни, которым еще предстоит быть убитыми.

автора

Школа на набережной реки Волковки Современный адрес - Волковский пр., 4.По проектам В.О. Мунца построено еще несколько школ. Одна из них, на набережной реки Волковки, возведена в 1935 году в соавторстве с О.В. Сусловой.Здание двухэтажное, в форме буквы «П», с короткими

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа на набережной Робеспьера Современный адрес - Робеспьера наб., 22.Одновременно со школами по типовому проекту Троцкого в Ленинграде строились школы в стиле «сталинской неоклассики». Пример - школа на набережной Робеспьера, построенная по проекту А.И. Гегелло в 1936

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

Два взрыва на набережной 26 октября 1850 года путешествовавший по югу России наследник престола великий князь Александр Николаевич отправился из Воздвиженской крепости в Ачхай, сопровождаемый наместником на Кавказе князем М. С. Воронцовым и под прикрытием отряда пехоты,

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 14 Дома на набережной Пожалуй, не следовало бы вовсе останавливаться в этой книге на второй, баронской, линии Строгоновых, но катастрофа 1817 года, унесшая последнего представителя графской линии, обязывает меня подробнее рассказать о «бедных родственниках». Спасение

Из книги Покровка. От Малой Дмитровки в Заяузье автора Романюк Сергей Константинович

Свое историческое название дом Перцова получил по имени инженера, задумавшего и осуществившего его создание. В 1905-1907 годах П. Н. Перцов в сотрудничестве с архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом и по рисункам-эскизам С. В. Малютина построил «дом-сказку» на берегу Москва-реки.

Художник Малютин постарался придать проекту максимальный оттенок русской старины, черты древней Москвы. Архитекторы построили здание в стиле нового русского модерна, очень передового в то время. Инженер П. Н. Перцов снабдил дом скрытой электропроводкой, незаметными водопроводными, сточными и канализационными трубами, отказался от деревянных перекрытий. Смешение русских традиций и новейших технологий в жилищном строительстве создало удивительное здание, до сих пор остающееся московской достопримечательностью.

Дом, построенный для художников, где каждая квартира имела жилые комнаты и мастерскую, сам стал настоящим произведением искусства. На первый взгляд здание кажется нагромождением различных сложных форм, неодинаковых окон, фронтонов, балконов и башенок. Но при пристальном рассмотрении поражает их гармоничность и органичное переплетение, естественная сочетаемость разных стилей.

От нео-модерна взято единство архитектуры и прикладного искусства, элементов изобразительного творчества. Окна в доме Перцова сделаны различной формы и асимметрично расположенными, богато оформлены балконы, кровля с готическими башнями. В них присутствуют древнерусские и европейские средневековые мотивы, оригинальные панно из майолики. Крыша и фасады украшены мифическими существами, изображением солнца и растений, животных и рыб.

В начале 20 века большая часть мебели была изготовлена по эскизам С. В. Малютина, а внутренние помещения были богато отделаны резьбой по дереву и росписью. Сейчас от былого великолепия остались единичные элементы отделки перил, парадной лестницы и наружных дверей. Но и поныне Дом Перцова неизменно привлекает взгляды своей сказочностью, уникальностью и стариной.

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх