Стиль поп-арт: краткая история, особенности и интересные факты. Реферат поп-арт как направление в искусстве Декор и аксессуары
(англ. pop art, сокращение от popular art популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) направление в искусстве конца 1950-х начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма.
Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).
Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции.
Поп-арт зародился в Англии; наибольшей известности достигли американские и французские художники. Сходные направления появились в Италии, Германии, и даже в СССР, отделенном в то время от остального мира «железным занавесом».
Кузьмина М. Поп-арт
. В кн.: Модернизм. 3 изд., М., 1980
Katalin Keserü. Variations on POP ART
. Budapest, 1994
Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 19601970-е. История живописи. ХХ век
. М., Галарт, 2001
Найти "ПОП-АРТ " на
Поп-арт – это направление в искусстве, основанное на объектах массовой культуры и направленное на развлечения, коммерцию, а не на поиск глубинного смысла, философию и духовность. Ведущую роль в развитии направления играли: реклама, мода, тренды, иконы стиля, различные средства популяризации и коммерческого продвижения. Поп-арт был реакцией на серьезность абстракционизма и других стилей искусства 20 века. Стиль называют одним из ответвлений искусства авангарда.
История развития стиля
Это было одно из наиболее значимых и влиятельных художественных движений в живописи и других направлениях искусства 20 века, характеризуется специфическим выбором тем и методов, взятых из массовой популярной культуры. Стиль нацелен на широкую аудиторию, поскольку использует популярные образы. Благодаря доступности и простоте, поп-арт имел популярность.
Символизм как стиль в живописи
Движение было основано в 1950-х годах, пиком популярности стали 1960-е. Родина поп-арта – Великобритания, но наибольшего развития движение достигло в США, где столицей этого культурного направления стал Нью-Йорк. Основателями и наиболее известными творцами в стиле поп-арт были Энди Уорхол и Джаспер Джонс.
Независимая группа
Первые шаги нового стиля в живописи были связаны с деятельностью «Независимой группы» художников и архитекторов, основанной в 1952 году в Лондоне. Они первыми применили современные технологии для создания полотен с ведущими мотивами массовой и городской народной культуры. Основой для изучения стали американская культура. Пионеры стиля Э.Паолоцци и Р.Гамильтон изучали психологические влияния массовой культуры, ее смысл, лингвистическое содержание. В первую очередь, интересовали методы промышленной рекламы, современные технологии изготовления рекламы, техника создания коллажей.
Стиль живописи арт-деко
Это – завтра
В 1956 году состоялась выставка «Это – завтра». Живописцы представили на суд общественности картины в стиле поп-арт, на которых были изображены звезды Голливуда, кадры из известных кинофильмов с увеличением. Именно после выставки к течению присоединились многие выпускники школы искусств, которых вдохновил новый стиль.
США
В США стиль развился и популяризировался. Здесь большое внимание уделяли эстетизации банального – упаковки, товаров массового потребления. Суть американского поп-арта: предметы, которые потребляют люди, делают представителей разных социальных слоев равными между собой. Таким образом, поп-арт – искусство социального равенства.
Как термин
Термин, используемый для определения стиля, появился в 1955-1957 годах, благодаря Л.Эллоуэю – британскому критику. Самого автора понятия удивлял факт, что термин начали использовать для определения целого культурного движения. Сам Эллоуэй имел в виду продукты, имеющие коммерческое назначение, принадлежащие к элементам средств массовой информации.
Абстракционизм как стиль в живописи
Художники
Наиболее известные представители направления:
Кит Гаринг
Художник из Нью-Йорка, известен карикатурами. На его работы оказало влияние искусство граффити.
Дэвид Хокни
Считается одним из наиболее известных английских художников 20 века. Хокни был одним из лидеров развития поп-арта в Великобритании.
Джаспер Джонс
Известен картинами с изображением американского флага. Одна из известнейших работ – «Числа в цвете».
Рой Лихтенштейн
Один из известных создателей комиксов.
Уэйн Тибо
Прославился, благодаря картинам с изображением тортов, пирожных, игрушек.
Энди Уорхол
Наиболее знаменитый творец в стиле поп-арт. Узнаваем, благодаря использованию повторяющихся портретов и ярких оттенков в работах.
Особенности работ в стиле поп-арт
Используются изображения и значки, которые популярны в современном мире. Это портреты знаменитостей, звезд кино и музыки, предметов – например, безалкогольных напитков, комиксов, а также любые другие эмблемы и изделия, которые пользуются популярностью в коммерческом мире.
- В живописи используются яркие цвета, технику создания коллажей, объединяют в одном изображении несколько логически невзаимосвязанных объектов.
- Поп-арт полотна трудно не заметить в интерьере – они станут ярким акцентом в помещении, оформленном в современном стиле. Стиль поп-арт подразумевает использование различных текстур.
- Картина может включать надписи, слоганы, девизы – она напоминает рекламный плакат.
- Для создания работ применялись техники фотопечати, комбинирования с реальными предметами, проектирование.
- Эстетические идеалы были заимствованы из массовой культуры, популяризированной средствами массовой информации.
- Приемы художники заимствовали из промышленной рекламы.
Дадаизм как стиль в живописи
Стиль неоднократно подвергался критике. В 1962 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке провели симпозиум по поп-арту. Известный критик Х.Крамер настаивал на том, что необходимо противостоять развитию поп-арта, поскольку он популяризирует банальность, вульгарность, безвкусицу. По мнению критика, поп-арт – обычная реклама, которую пытаются облачить в форму искусства.
По мнению другого критика – С.Куница – поп-арт является продуктом пропаганды, а нацелен на формирование конформистского общества, преследующего сугубо потребительские цели. Вся символика и слоганы, по мнению Куница, превращали рекламные плакаты в псевдо искусство.
Цель поп-арта, которую вкладывали в свои работы художники – вернуться к реальности, от которой отступили абстракционисты. Главным звеном творчества стал предмет, связанный с индустриальной культурой, кинематографом, печатными изданиями, телевидением.
ПОП-АРТ от англ. popular art – общедоступное, популярное искусство — направление в искусстве к. 1950-х – н. 1970-х. Возникло как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменовало обращение к концепции нового авангардизма.
Представители поп-арта объявили свою цель – «возвращение к реальности», однако, реальности которая уже опосредована масс-медиа.
Истоками их воодушевления были: реклама, глянцевые журналы, телевидение, фотография и упаковка. Направление поп-арта вернуло предмет в искусство. Однако, это не был предмет, который опоэтизирован художественным видением, а предмет, который связан с современной индустриальной культурой, особенно, с современными формами информации (кинематограф, телевидение, печать).
Последние технические приемы, которые были позаимствованы из промышленной рекламы и дизайна: фотопечать, включение реальных предметов, использование диапроектора, содействовали «обезличиванию» персональной творческой манеры художника и «раскрытию эстетической ценности» экземпляров массовой продукции.
Зародился поп-арт в Англии.
Французские и американские художники достигли наибольшей известности. В Германии, Италии и даже в СССР, который в тот период был отделен от прочего мира «железным занавесом», появились сходные направления.
Художники поп-арта
Зарождение поп-арта
Несколько художников, критиков и архитекторов при Институте современного искусства в Лондоне в 1952году образовали «Независимую группу», которая изучала городскую народную культуру и современные технологии.
Художники Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон стали изучать «имиджи» массового искусства. Феномен «массовой культуры» использовал различные способы исследований – от лингвистического до психологического.
Исследования проводили на основе американской культуры. Члены группы ощущали смешанные чувства восхищения и иронии. Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон создали композиции-коллажи в наибольшей степени из популярных тем рекламы и печати новейших промышленных изделий.
Критик Лоуренс Аллоуэй, член этой группы, предложил термин «поп-арт» для выражения нового явления живописи.
В Лондоне в 1956 году состоялась выставка «Это – завтра», в которой были представлены фотографии кинозвезд Голливуда и кадров из фильмов, которые увеличивали до размера киноэкрана.
По завершению выставки к группе присоединились выпускники Колледжа изящных искусств: Рональд Китай, Питер Блейк, Дэвид Хокни и другие.
Художники последовательно превращались из интеллектуалов-исследователей в апологетов массовой культуры, проповедников новой эстетики и нового образа жизни, который основан на анархическом идеале свободы, новом принципе морали и рок-музыке: П.Блейк оформлял альбом Битлз 1967 г. Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, а обложку Белого альбома(1968) создал Р.Гамильтон.
Поп-арт в Америке
Идеология равноправных возможностей и товарный фетишизм в США привели к тому, что конец 1950 годов поп-арт получил широкое продвижение в американском искусстве. Международная известность поп-арта пришла благодаря художникам как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Том Весселман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол и Клаас Олденбург.
Энди
Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол
Мэрилин Монро, Энди Уорхол
Воспев культуру массового потребления, поп-арт сам стал одним из наиболее цитируемых направлений в современной культуре. Мы выбрали 5 художников поп-арта, которые влияют на моду до сих пор
18 августа в штате Индиана откроется выставка "POPOP: поп- и оп-арт", которая продемонстрирует то, как "массовое" искусство повлияло на современную культуру и направления в живописи. А мы в этой связи решили вспомнить, какие художники направления поп-арт внесли важный вклад в развитие моды.
1. Энди Уорхол
Икона поп-арта, превращавший в произведение искусства в принципе любой продукт широкого потребления, не обошел вниманием и одежду. Знаменитое бумажное платье The Souper Dress, созданное по мотивам его работ с банками супа Campbell"s, положило начало долгой связи Уорхола и моды. Так, в той же коллекции, что и платье "Мондриан", Ив Сен-Лоран обратился к творчеству Энди, используя на трапециевидных платьях коллаж из его портретов. На этом влияние Уорхола на мир моды не закончилось. В 2013 году Dior выпускают коллекцию платьев и аксессуаров с эскизами обуви, сделанными Уорхолом, а Жан-Шарль де Кастельбажак создает ироничное платье с черно-белым портретом отца поп-арта и белым синтетическим мехом вместо волос.
2. Рой Лихтенштейн
По использованию мотивов картин в дизайне одежды и мебели Лихтенштейн занимает чуть ли не первое место. В 2011 году Lisa Perry выпустили коллекцию платьев, целиком посвященную картинам-комиксам знаменитого художника. Через год их примеру последовали Karla Spetic, а Markus Lupfer выпустили серию кашемировых свитеров с вышитыми пайетками надписями с картин Лихтенштейна. А уж количество пар обуви, созданной по работам художника, и вовсе не счесть: кроссовки Nike, туфли Charlotte Olympia, кеды Vans и Converse — найдется пара на любой вкус и стиль жизни.
3. Кит Харинг
Работы Харинга настолько плотно вошли в современную культуру, что в прошлом году универмаг Colette запустил pop-up-магазин, весь заполненный вещами, созданными под влиянием его творчества. Целая коллекция маек, аксессуаров и даже скейтборды пользовались огромной популярностью. Гвоздем модной программы тогда стало платье, придуманное Vivienne Westwood. Это не первый раз, когда модельеры обращаются к творчеству знаменитого ученика Уорхола: дизайнер обуви Николас Кирквуд уже создавал провокационную коллекцию туфель по мотивам работ Кита, впрочем, как и adidas, и даже Томми Хилфигер (дизайнер выпустил резиновые сапоги со знаменитыми человечками Харинга).
4. Такаси Мураками
Один из самых успешных современных японских художников работает в очень близкой к поп-арту стилистике. Источник его вдохновения — культура манга и анимэ. Сам Мураками говорит, что "это более всего представляло современную жизнь Японии". Его интерес к моде как части современной поп-арт-культуры вылился в сотрудничество с Марком Джейкобсом для линии сумок и других предметов коллекции Louis Vuitton. В итоге бутики по всему миру превратились в сказочную "страну Мураками", населенную анимэ-персонажами и по-детски яркими цветами.
5. Яей Кусама
Дом Louis Vuitton вообще занимает первое место по количеству коллабораций с художниками поп-арта. Яей Кусама — японская художница, известная на весь мир своим узнаваемым рисунком в горошек, которым она заполняет комнаты, предметы и даже обнаженные тела своих ассистентов, не стала исключением. В 2012 году результат ее коллаборации с Louis Vuitton превратил бутики бренда в арт-инсталляции, а образ художницы послужил прототипом для манекенов витрин марки по всему миру. Сотрудничество с Кусама продолжило добрую традицию привлекать живописцев к работе над коллекциями Марка Джейкобса. До этого знаковые сумки уже превращались в произведения искусства с помощью Ричарда Принса и Стивена Спрауза.
Сейчас под термином «поп-арт» мы подразумеваем четыре портрета Мэрилин Монро в кислотных цветах, или любые другие картинки, подобные этой. Кто-то вспомнит также огромные полотна с изображениями в стиле комиксов. Но мало кто может объяснить, что из себя в действительности представляет поп-арт. Тем не менее, история движения поп-арт – очень интересная. Представители этого направления - такие же, как и их детище: странные, но по-своему притягательные.
Начало истории поп-арт
Это был конец 50-х. В те годы для того, чтобы тебя считали интеллектуалом и ценителем искусства, достаточно было в течение некоторого времени смотреть на картину, и в итоге сделать какой-нибудь «глубокомысленный» вывод. И в тот изумительный период ценителями были все: ведь основным направлением того времени был абстрактный экспрессионизм.
Что он из себя представлял? Откровенно говоря, штрихи, мазки, капли краски на большом полотне. И во всём этом люди пытались разглядеть скрытый смысл. Естественно, пялиться на то, как кто-то разлил краску по полотну, рано или поздно надоест, что, собственно, и произошло.
Поп-арт зародился в Англии в 1952 году и первыми его представителями были трое студентов Королевского колледжа. Но сейчас вы вряд ли найдете информацию о них, ведь настоящую популярность это направление искусства завоевало в Америке. Одним из первых работ в стиле поп-арт стал коллаж «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?».
Как вы можете заметить, художественная ценность коллажа довольно спорная, к высокому искусству его вряд ли можно отнести. Тем не менее, это было своеобразным заявлением, протестом против современного искусства. И это сработало. У поп-арта стали появляться новые и новые художники, которые привносили в это направление что-то свое. В итоге, к концу 1970-х, когда поп-арт в Америке сошел на «нет», его феномен уже распространился в Англии, Европе и даже немного в Советском Союзе. Правда в последнем это было не официально, и со временем все почитатели и создатели поп-артовских картин уехали из страны.
Особенности поп-арт
Особенность поп-арта раскрывается в его названии: pop (popular) – популярный; art – искусство. Короче говоря, это искусство, в котором акцент делается на мелочах, которые каждый может найти в своем окружении. Сторонники этого движения пытались вернуть искусству материальность и осязаемость. Они черпали вдохновение в современной жизни, в своем окружении, и в быте простых американцев.
Делали это - каждый по-своему. Так, например, к поп-арту могут относиться как коллажи вроде того, который мы показали выше, так и картины с комиксной рисовкой. Некоторые переносили фотографии на огромные шелковые полотна. Некоторые рисовали плоских женщин в окружении почти объемным предметов обихода. Некоторые вырезали в картине дыры и ставили в них свои телевизоры (нет, это не шутка, ниже будут примеры). В поп-арт каждый привносил что-то свое и потому это направление такое многообразное и неоднозначное.
Представители поп-арт
Ниже расскажем о самых ярких и значимых представителях движения поп-арт.
1 Энди Уорхол
«Диптих Мэрилин», Э.Уорхол
Тот самый Энди Уорхол, который нарисовал Мэрилин Монро. Кстати, «рисовал» он не только её, но так же и других знаменитых личностей. Помимо рисования знаменитостей, прославился также своей картиной с изображением двухсот банок супа. Которая, кстати, принесла ему огромное количество денег. Собственно, все картины приносили ему огромную прибыль, ведь тиражировались по 50-80 копий ежедневно, круглый год. Он изображал всё: консервы, знаменитостей, фото автокатастроф, портреты преступников и многое другое. И это всё скупали.
Кстати, Уорхол был и режиссером, который снял 24-часовой фильм. Этот фильм, правда, был без особого сюжета: камера просто снимала спящего человека.
2 Рой Лихтенштейн
«М-Может быть», Р.Лихтенштейн
Знаменит тем, что подарил нам двухметровые комиксы. Он всё делал ещё проще, чем Уорхол: брал картинку, которая ему понравилась, увеличивал её в размере и переносил на шелковые полотна размером 2х3 метра (иногда даже больше). Сейчас по его примеру делают множество картин с изображением супергероев или супергероинь. Иногда на его картинах помимо изображений мелькали слова.
3 Том Вессельман
«Коллаж ванны», Т.Вессельман
Прославился изображениями плоских, рисованных людей (чаще женщин) на реальных предметах. Также, однажды нарисовал натюрморт, изображающий стол с фруктами на нем и две картины: звезда и портрет Авраама Линкольна. Но главной особенностью этой картины стало то, что художник её продырявил в области стола и поставил там телевизор. В 80-х, кстати, работал с металлом и вырезал на нем свои рисунки.
4 Роберт Раушенберг
«Путь в небо», Р.Раушенберг
Создатель «комбинированных картин», которые совмещают в себе рисунок и настоящий объект. Правда, если Вессельман пользовался этой техникой на полотне, Раушенберг делал иначе: он буквально выставлял объекты в галереи. Так, например, одна из самых знаменитых его работ – это кровать. Буквально его кровать, облитая краской и поставленная вертикально. Правда, чаще всего в подобном направлении он действовал, используя чучела животных. Помимо этого, у него были три стадии, по которым он создавал свои первые работы: на белом фоне черным цветом изображались числа и фигуры (первая); на полотно наклеивались скомканные газеты (вторая), на всё это накладывали предметы (гвозди, газеты, фотографии и др.) и картина покрывалась красным цветом. Знаменит тем, что стер картину Виллема де Кунинга (один из лидеров абстрактного экспрессионизма) и выставил её, назвав «Стертый рисунок Виллема де Кунинга». Позднее, в 60-х и 70-х перестал рисовать и ушел в театральные акции, которые породил поп-арт.
5 Джаспер Джонс
«Две банки» Д.Джонс
Художник, рисующий флаги и отливающий в бронзу зубные щетки и банки из-под пива. Свой творческий путь начал, нарисовав картину «Флаг», поспав на американском флаге. Почти все его картины в этом направлении представляют собой американский флаг в разных цветовых гаммах. Интересно, что Джаспер Джонс является самым дорогим из ныне живущих художников. А ещё его картина «Белый флаг» была куплена музеем в 1998 году за цену, большую, чем 20 миллионов долларов.
Заключение
Поп-арт брал своей простотой, незамысловатостью и необычностью. Он пришел на смену абстрактному и непонятному стилю, и был таким «живым» и понятным всем, что стал частью массовой культуры буквально сразу же. Естественно, всё рано или поздно заканчивается и идет на спад, но на данный момент картины в стиле поп-арт создаются, хотя их создатели вряд ли понимают настоящую суть этого движения.
«200 банок супа Campbell’s» Э.Уорхол