Музыкальный словарь. Значение слова «оперетта

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое оперетта? Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими диалогами и танцевальными этюдами. По своей сути, это многогранное академическое произведение, драматургия которого носит легкий, шутливый характер, но порой скрывает ироничный подтекст или даже драму.

3 слайд

Описание слайда:

Где и как появилась оперетта? Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера». Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты. Странствующий артист

4 слайд

Описание слайда:

Жак Оффенбах В 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.

5 слайд

Описание слайда:

Иоганн Штраус Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения! Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874).

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Франц Легар В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

8 слайд

Описание слайда:

Имре Кальман Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана. Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.

РОЖДЕНИЕ И МОЛОДОСТЬ
ОПЕРЕТТЫ.

Где родилась оперетта?

Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера».
Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки,высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты.
Позже он развивается в итальянской «комедии масок». А в 17 веке появляются комическая опера и водевиль.

Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
Главной в водевиле была песня, которую легко запоминали и подхватывали зрители.
Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа.
Да, именно в Париже родилась оперетта - веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. «Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880).

Жак Оффенбах
Здесь в 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен».
Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты.
Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.
Франция в это время переживала трудности. Ею правил Наполеон И!, племянник Наполеона Бонапарта. Он окружил себя бездарными министрами и генералами.
Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы не только пели, но и говорили.Ж. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. И история была продолжена. И продолжена какими именами!

Иоганн Штраус

Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения!

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми.
После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874)
Одно из самых знаменитых в последствии своих произведений Штраус создал за необычно короткие сроки. Оперетта была закончена Штраусом в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовалась оперетта «Цыганский барон» (1885).Штраус мечтал сочинить оперетту на национальном венгерском сюжете с близкой ему по духу, богатой мадьярской народной музыкой. Литературной основой либретто стала новелла «Саффи» известного венгерского писателя Мора Йокаи. Штрауса заинтересовала новелла из венгерской жизни начала XVIII века
Штраус создал замечательную музыку, быстро ставшую популярной. В основе «Цыганского барона» - стихия песенности, ритмы вальса, польки, марша, чардаша. Огромную роль играют цыганские и венгерские мелодии и характерные для них ритмы.

Штраус вошел в историю музыки, как создатель Венской танцевальной оперетты. Новый стиль венской оперетты отличался большей романтичностью, склонностью к лирике, мечтательности. Кроме комической оперы и народной «буффонады», в венскую оперетту органично вписался и жанр Вальса. Штраус без вальса немыслим. В результате возник новый тип танцевальной оперетты, создателем которого и явился Иоганн Штраус.

Франц Легар
Оперетта начала XX века - это, конечно, прежде всего Франц Легар.
В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

В музыкальном отношении легаровское творчество - вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства.

Самые известные оперетты Легара:

«Весёлая вдова» (1905) - одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире.

«Граф Люксембург» (1909)
«Джудитта» (1934)

Имре Кальман

Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана.
Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.
Пытаясь издать свои симфонии и в очередной раз получая отказ, Кальман сильно расстраивался.
"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!" - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман "докатился" таки до оперетты. И мировую известность ему принесла именно оперетта.

Лучшие оперетты Кальмана:

«Осенние манёвры» (1908)
«Цыган-премьер» (1912)
«Королева чардаша (Сильва)» (1915)

«Королева чардаша» - выдающееся произведение этого жанра. Успех оперетты обеспечили блестящее либретто и потрясающая музыка – лёгкая, яркая, искромётная и весёлая.

«Голландочка» (1920)
«Баядера» (1921)
«Марица» (1924)

Начиная работу над этой опереттой композитор был уже в зените славы. Уже были написаны и стали известными «Баядеры», «Княгини чардаша», «Цыгана-премьера» О Кальмане говорили. Оперетты Кальмана слушали. Следующая оперетта не стала исключением. Премьера оперетты «Марица» на сцене венского театра Ан дер Вин 28 февраля 1924 года прошла с огромным успехом. Новое произведение сразу же привлекло внимание публики и стало неким эталоном новой венской оперетты.«Графиня Марица», а позднее «Марица» - эта оперетта стала одной из лучших произведений Кальмана.

«Принцесса цирка» (1926)

Имре Кальман вспоминает: "После «Марицы» передо мной и моими либреттистами - Грюнвальдом и Браммером - встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - „Сильву“, оперетта, действие которой происходит в театре, - „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».
Существует еще версия, что Кальман увидел в одном из европейских цирков номер наездников, в котором участвовали российские эмигранты, бывшие военные, кавалеристы. Причем солист и руководитель номера выступал в маске, и якобы в прессе писали, что он известный в России аристократ и из стыда скрывает лицо, появляясь на публике. Именно этот номер натолкнул Кальмана на идею сюжета новой оперетты.

«Герцогиня из Чикаго» (1928)
«Фиалка Монмартра» (1930)

Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает вам о музыкальном жанре «Operetta».

Уроки вокала в вокальной школе «Voca-Beat» проходят в домашней атмосфере. Мы стремимся расширяя Ваши вокальные и музыкальные горизонты.

Оперетта, то есть маленькая опера, — это нечто среднее между традиционным театральным спектаклем и оперой. Сюжеты для оперы характерны комические, короткие музыкальные номера здесь чередуются с традиционными диалогами без музыкального сопровождения. Оперетта значительно легче оперы в музыкальном плане, однако унаследовала многие её традиции.

Считается, что оперетта зародилась в средневековой Европе, когда появились странствующие артисты. Они исполняли весёлые песенки, в которых высмеивали аристократов и священнослужителей. Песенки сопровождались забавными танцами и акробатикой.

Позже такие выступления превратились в итальянскую «комедию масок». А уже в семнадцатом веке появились родственные оперетте комическая опера и водевиль.

Водевиль – это шумное и весёлое представление с музыкой и шутками. Главными героями водевиля становились обычные люди, которые всегда побеждали аристократов, пороки которых ярко изображались и высмеивались. В водевиле всегда можно было найти лёгкую, навязчивую мелодию, которую зрители легко запоминали и тут же начинали подпевать.
Настоящая оперетта зародилась в Париже. Отцом оперетты принято считать Жак Оффенбаха. Его первые оперетты были написаны на мифические и сказочные сюжеты, но оказались на злобу дня, что сразу сделало их популярными. В 1855 году он смог открыть свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Героев опер Оффенбаха было легко узнать: зрители ассоциировали их со своими современниками. В опере была весёлая музыка: песенки, марши, танцы; идея обычно была пародийной. Отец оперетты Жан Оффенбах стал автором более чем ста произведений, именно с него начался этот жанр. Кроме того, существует легенда, что именно по его совету к оперетте обратился Иоганн Штраус, который раскрыл возможности классической оперетты.

Штраус начал писать оперетту лишь в 46 лет, когда уже приобрёл славу благодаря своим восхитительным вальсам. Первые две оперетты были довольно успешны, но настоящим шедевром стала третья по счёту – всемирно известная «Летучая мышь», написанная в 1874 году. На её написание потребовалось всего 42 дня, и она вобрала в себя всё обаяние, веселье и радость, которые характерны для оперетты.

Начало двадцатого века для оперетты характеризуется произведениями Франца Легара. Его произведения можно считать высшим достижением всего жанра. С музыкальной точки зрения его произведения глубоки, выразительны и богаты настолько, что их порой сравнивают с лучшими операми мира.

Наиболее известные произведения, принадлежащие перу Франца Легара, — это «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909) и «Джудитта» (1934).

Имре Кальмана легко узнать по особенной праздничности его оперетт. В своих произведениях он обращал внимание, в первую очередь, на тщательную проработку мелодики и оркестрового сопровождения. Его лучшие произведения – это «Королева чардаша (Сильва)» (1915), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926) и «Фиалка Монмартра» (1930).

Источники:

Звёздные часы оперетты (А. Р. Владимирская)

итал. оperetta – маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором герои то поют, то говорят. Ведет происхождение от комической оперы 18 в. Как самостоятельный жанр сложилась в Париже к сер. 19 в. Композитор Ж. Оффенбах поставил в театре «Буфф-Паризьен» оперетту «Орфей в аду» (1858), которая представляла собой комическое осовремененное переосмысление сюжета древнегреческой легенды. В этой оперетте впервые был исполнен канкан, который танцевали фурии в аду. В опереттах Оффенбаха воплотились лучшие качества этого жанра: легкая музыка и яркое увлекательное зрелище. В кон. 19 – нач. 20 в. ведущее положение заняла венская оперетта, которая обрела свой неповторимый стиль в творчестве И. Штрауса («Летучая мышь», 1874; «Цыганский барон», 1885, и др.). Волшебные звуки вальса уносили зрителей в мир романтических фантазий. Неповторимый колорит придавали венским опереттам мотивы мазурки, чардаша и др. национальных танцев, которые с этого времени обрели популярность во всем мире. В 20 в. новая венская оперетта нашла блестящее продолжение в творчестве И. Кальмана («Сильва», 1915; «Марица», 1924) и Ф. Легара («Веселая вдова», 1905). В России к жанру оперетты обращались Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.

Слово «оперетта» буквально означает «маленькая опера». И действительно, оперетта зародился «в недрах» оперного жанра.

С самого начала своего существования привыкла живописать высокие страсти античных и библейских героев, исторических личностей и тому подобных персонажей – словом, нечто грандиозное, возвышенное и далёкое от простых смертных с их «мелкими страстишками»… но в зале-то сидели простые смертные, и им иногда хотелось видеть что-то более близкое «к земле», что-то более близкое и понятное. Потому-то рядом с такой оперой – которую в Италии называли опера-сериа (серьёзная опера), во Франции – гранд-опера (большая опера) – существовала опера комическая, выросшая из интермедий, которые игрались между актами большой оперы: опера-буффа во Франции, опера-комик в Италии, зингшпиль в Австрии и Германии.

И конечно, эта опера по своим выразительным средствам отличалась от своей «старшей сестры» – прежде всего это касалось речитатива (музыкальной «декламации», соединяющей арии, дуэты, хоры и прочие музыкальные номера). В итальянской опере-буффа это был т.н. речитатив secco (буквально – сухой речитатив): быстрый «говорок», поддержанный только клавесином (в то время как в опере-сериа речитатив был достаточно напевным). А австрийцы и французы пошли ещё дальше: в их зингшпиле и опере-комик между музыкальными номерами вообще не пели, а говорили (как в драматическом спектакле). Именно так написана «Волшебная флейта» В.А.Моцарта и «Кармен» Ж.Бизе… вы можете возразить, что слышали эту оперу с речитативами. Да, так её, в конце концов, стали исполнять – но речитативы были добавлены позднее, а сам Ж.Бизе написал её с разговорными диалогами (и сейчас некоторые театры возвращаются к такой редакции) – в жанре комической оперы! Разумеется, не потому, что считал этот сюжет забавным – просто в то время драмы и трагедии из жизни простых людей (не богов, не героев, не королей) ещё только завоёвывали «права гражданства» на оперной сцене – и другого подходящего жанра просто не было.

Но время шло – менялась публика, менялся театр. Опера всё больше обращала внимание на «маленького человека» с его горестями и радостями – и новым сюжетам было уж тесно в рамках опера-комик, возникали новые оперные жанры…

Но ведь не всё же демонстрировать публике суровую правду жизни – и посмеяться, и расслабиться тоже надо! И зачем «изобретать велосипед», если есть проверенная система средств для комедии! Вот так и родилась оперетта, унаследовав основные черты французской комической оперы: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с музыкальными номерами.

«Отцом» оперетты по праву считается французский композитор Жак Оффенбах. В 1855 г. он создал в Париже на Елисейских полях маленький театр «Буфф-Паризьен». Первоначально там шли одноактные пьесы с участием лишь 4-х персонажей, но в 1858 г. ограничения были сняты – и поставлена первая «полноценная» оперетта… примечательно, что история оперетты началась с того же сюжета, что и история оперы – с мифа об Орфее и Эвридике… правда, выглядел старый сюжет уж очень оригинально: Эвридика терпеть не может музыку Орфея и крутит роман с богом Плутоном, к которому и сбежала в царство мёртвых, Орфей же не спешит её оттуда вызволять – у него у самого роман с прекрасной пастушкой – и только под давлением Общественного Мнения (есть там такой персонаж!) соглашается это делать… в общем, оперетта началась с пародии.

И пародия прочно вошла в её «законы жанра»: рядом с лирическими героями в оперетте всегда присутствует комическая пара: рядом с Эдвином и Сильвой – Бонни и Стаси («Сильва»), рядом с Рене и Анжель – Арман и Жюльетта («Граф Люксембург»)…

Но хоть оперетта и родилась во Франции, всё же в первую очередь, говоря о ней, мы вспоминаем австрийцев И.Штрауса и Ф.Легара и венгра И.Кальмана. И.Штраус написал более 10 оперетт, но подлинными шедеврами стали «Цыганский барон» и, конечно, «Летучая мышь» – последняя стала частой гостьей не только на театральной сцене, её и экранизировали более 20 раз. Но нам, конечно, ближе всего блестящая экранизация Яна Фрида (1971 г.) – с участием Виталия и Юрия Соломиных… и не беда, что сюжет слегка изменён – главное осталось прежним: весёлая неразбериха с переодеваниями на балу, но в конце концов – «всё завершилось к счастью, к всеобщему согласью»…

К слову, это не первый случай, когда при переводе на русский язык изменялся сюжет классической оперетты – так произошло и с опереттой И.Кальмана «Принцесса цирка». В оригинале действие происходит… в России – и именно поэтому некоторые моменты либретто способны вызвать у русского зрителя смех – но совершенно не там, где рассчитывал автор: директор цирка носит фамилию… Станиславский, героиню зовут Федора Палинская (право, непросто было бы найти в России графиню с таким именем!), а мистера X ей представляют как принца Кирасова… дабы ликвидировать такую «развесистую клюкву», действие было перенесено в Вену, Федора Палинская стала Теодорой Вердье, все прочие имена тоже пришлось изменить… Да кстати, и русский персонаж штраусовской «Летучий мыши» – князь Орловский – выглядит не лучшим образом: гротескный тип, ничем не напоминающий русского аристократа…словом, не венграм с австрийцами было писать о России. А была ли у нас своя оперетта?

До XX века практически не было (единичные малоудачные попытки на рубеже веков не в счёт), хотя зарубежные оперетты ставились, и публика их любила.

История же отечественной оперетты начинается с композитора Н.Стрельникова. Впрочем, его оперетты были фактически подражанием западным образцам (так, его «Холопка» (1929 г.) многими чертами напоминает «Принцессу цирка»). А вот кто прочно «поставил» жанр оперетты на русскую почву – так это И.Дунаевский. Мы знаем его как автора советской массовой песни – и это начало он принёс в оперетту, сюжет же оказался сосредоточен на сатире, объекты которой были традиционны для того времени: обыватели, нэпманы… Кончено, в таком виде оперетта не могла не тронуть советского зрителя! И публика полюбила оперетты И,Дунаевского – «Белая акация», «Вольный ветер» – не меньше, чем кинокомедии Александрова с музыкой этого композитора (кстати, весьма близкие к ним по эстетическим принципам).

Впоследствии к жанру оперетты обращались многие отечественные композиторы: «Свадьба в Малиновке» (Б.Александров), «Табачный капитан» (Щербачёв), «Трембита» (Ю.Милютин)… всех и не перечислить. Многие оперетты – и наши, и зарубежные – экранизировались, становясь настоящей классикой отечественного кино (достаточно назвать столь любимый зрителями фильм «Гусарская баллада» – это не что иное как экранизация оперетты Т.Хренникова «Давным-давно»).

И конечно, оперетта не сходит с театральных подмостков! Любой музыкальный театр наряду с операми и балеты не забывает об оперетте – а есть театры, «специализирующиеся» по этому жанру: Государственный академический театр «Московская оперетта», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Ставропольский государственный краевой театр оперетты…

И всегда спектакли собирают полные залы. И немудрено: ничто так не отвлечёт от серых будней, не поднимет настроение, как искрящиеся весельем мелодии оперетты!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх