Руси жить хорошо ермил гирин. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах

«Кому на Руси жить хорошо». В поэме речь идет о том, как семь крестьянских мужиков отправились бродить по Руси, чтобы найти хоть одного счастливого человека. Ермил Гирин - один из второстепенных героев, крестьянин, чья история рассказывается в главе под названием «Счастливые».

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение десяти лет, с 1866 по 1876 год, а возможно и дольше. Автор потратил много времени на сбор материала, и первые наброски могли быть сделаны еще в 1863 году. Впервые отрывок поэмы появился в печати в 1866 году, в январском номере литературного журнала «Современник». К этому моменту Некрасов как раз закончил работу над первой частью. Публикация готовых материалов растянулась на долгие четыре года, и все это время Некрасов подвергался гонениям и нападкам цензоров.

В 70-х годах XIX века Некрасов возобновил работу над поэмой и стал писать продолжение. С 1872 по 1876 год появились части, озаглавленные автором «Последыш», «Крестьянка» и «Пир - на весь мир». Автор собирался работать и дальше и растянуть поэму еще на три или четыре части, однако состояние здоровья не позволило Некрасову эти планы осуществить. В итоге автор ограничился тем, что постарался придать законченный вид последней из написанных частей поэмы и на этом остановился.

«Кому на Руси жить хорошо»

Ермил Ильич Гирин - простой крестьянский мужик, однако человек гордый и решительный. Герой содержит мельницу, где честно работает, никого не обманывая. Крестьяне доверяют Гирину, а помещик относится к герою с уважением. Фамилия «Гирин», вероятно, отсылает читателя к физической и душевной силе героя.


Гирин молод, однако умен и обучен грамоте, благодаря чему пять лет служит в конторе писарем. Когда приходится выбирать бурмистра, крестьяне единодушно выбирают Гирина на эту должность. На этом посту герой оставался семь лет и проявил себя справедливым и честным человеком, заслужив уважение народа.

Герой неплохо обеспечен для крестьянина, однако окружающие ценят Гирина не за богатство, а за доброту к людям, ум и правдивость. Когда крестьяне обращаются к Гирину за помощью, тот неизменно помогает советом или делом, выступая своего рода народным заступником. При этом герой не требует от людей благодарности и отказывается принимать плату за собственные благодеяния.

Гирин не присваивает чужого. Однажды у героя остается «лишний рубль», с которым Гирин обходит всех, чтобы вернуть деньги хозяину, но так и не находит владельца. При этом сам герой не наивен и видит, когда другой человек пытается юлить и обманывать, не покупается на лесть.


Гирин совестлив и правдив, с негодованием относится к крестьянам, которые «вымогают копейку» у других таких же мужиков, и судит по совести окружающих. Обостренное чувство справедливости не позволяет Гирину попустить виновному или обидеть правого. Герой также весьма самокритичен и готов назвать злодеем самого себя, когда поступает против совести.

Случай, когда герой покривил душой, в жизни Гирина был всего один. Гирин «выгородил» собственного младшего брата из «рекрутчины» (помог откосить от армии). Сам герой считает этот поступок нечестным и мучается от того, что совершил его, едва в результате не наложив на себя руки. В конечном счете, герой отдает-таки собственного брата в солдаты, а другой крестьянский сын возвращается домой из армии.

Не чувствуя, что вина искуплена, Гирин уходит с должности «бурмистра», берет в аренду мельницу и принимается там работать. Герой трудится честно, по совести берет за помол. Гирин считает, что люди равны, и поэтому отпускает муку в порядке очереди, не глядя, кто перед ним - бедный мужик или управляющий. Героя уважают в округе, поэтому обращающиеся к нему честно, вне зависимости от статуса, придерживаются установленной Гириным очереди.


Позже к мельнице начинает «присватываться» некий купец Алтынников. Мельницу решают продать, и бойкий Гирин участвует в торгах, которые выигрывает. Однако у героя на руках не оказывается денег, которые нужны, чтобы внести залог. Тут проявилась любовь простого народа к Гирину, потому что крестьяне, присутствовавшие на базаре, всего за полчаса собрали для Гирина тысячу рублей - громадную по тем временам сумму.

У героя есть все, что нужно для счастья, однако Гирин затаил обиду на тех, кто пытался отнять у него мельницу. Обида толкает героя на то, чтобы отказаться от счастливой судьбы и спокойной жизни и поддержать народное восстание, которое вспыхнуло в вотчине. Герой отказывается усмирять крестьян и в конце концов попадает в острог. Дальнейшая биография Гирина неизвестна.


Есть в поэме и другие примечательные персонажи, например, Яким Нагой - антипод Гирина. Это до полусмерти пьющий мужик с впалой грудью и бурой шеей, кожа героя похожа на древесную кору, а лицо - на кирпич. Некрасов изображает изможденного человека, которого пьянство и изматывающая работа лишили здоровья и сил.

Яким пьет, потому что не находит ничего хорошего в жизни. Некогда герой жил в Петербурге, но разорился, оказался в тюрьме и вынужден был вернуться в деревню, где у Якима не было альтернатив, кроме изматывающей работы пахаря. В образе Якима воплощена трагическая сторона крестьянского уклада.


Интересен также образ - «губернаторши» и «доброумной» бабы, о которой окружающие думают, что живется ей весело и вольготно. Сама же героиня придерживается иного мнения и считает, что «ключи от счастья женского» на Руси потеряны.

Ярок и образ - поповского сына и поэта, который мечтает поднять простой народ с колен. Гриша вырос в крайней бедности и едва не умер с голоду, поэтому смысл собственной жизни видит в служении крестьянам и в облегчении участи простого народа, чья жизнь полна бед и невзгод.

Цитаты

«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
«Он до смерти работает,
До полусмерти пьет».
«Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков».
«Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалось
Ничем или бедой».

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром» . Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова . Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.

Тест по произведению

Головний герой оповідання «любов до життя» разом зі своїм товаришем відправився на пошуки золота. на зворотному шляху у них закінчилися запаси їжі і патрони. вони більше не могли добувати їжу і сильно голодували. з кожним днем ​​вони втрачали все більше сил. і ось одного разу головний герой, переходячи через струмок, підвернув ногу. він став відставати від товариша, а той нічим не допоміг, кинув його і пішов далі один. герой оповідання перемагаючи біль, пішов слі свого товариша. він знав дорогу. вона вела до схованки, в якому були заховані снасті для рибної ловлі, патрони і трохи їжі. це повинно було врятувати йому життя. він змушував себе думати, що дійде до тайника і що білл (так звали його товариша) почекає його там. але сил залишалося все менше і менше. він постійно думав про їжу. йому зустрічалися олені, але він не міг їх убити - не було патронів. одного разу він мало не зловив куріпку голими руками, але вона вирвалася; залишивши тільки у нього в руці три пера. з кожною новою невдачею він все більше і більше падав духом, але потім знаходив в собі сили продовжити шлях. він харчувався всім, що попадеться: болотними, цибулинами очерету. всім, що хоч якось могло йому вижити він був дуже слабкий. ним опанувало тільки одне бажання: їсти! він збожеволів від голоду. йому було все одно, куди йти, аби тільки йти по рівному місцю». але найголовніше, що він продовжував йти. одного разу він просто звалився від голоду в гніздо куріпки. чотирьох пташенят з’їв живими, але вони тільки розохотили його голод. тоді він погнався за їх мамою, якій перебив каменем крило. куріпку він не наздогнав, а з дороги збився остаточно. йому було дуже важко. «часом розум його каламутився, і він продовжував брести далі несвідомо, як автомат». одного разу йому зустрівся ведмідь. страх, що звір задере його, додав йому сили. він встав з ножем в руках, подивився ведмедеві прямо в очі і загарчав на нього. і той не торкнув його. найстрашніші сторінки оповідання описують суперництво головного героя і вовка за життя. вони боролися до останнього. людина ослабла вже настільки, що не могла піднятися і пересувалася на четвереньках. вовк теж був дуже слабкий: він був старий, хворий і його вигнали зі зграї. він повз за людиною, не маючи сил напасти. він просто чекав, коли той помре і можна буде його з’їсти. але людина теж чіплялася за своє життя: «будь то здоровий вовк, чоловік не став би так пручатися, але йому було неприємно думати, що він потрапить в утробу цієї мерзенної тварюки, майже падалі». зрештою людина прикинулася мертвою і змогла схопити звіра, що підповз до нього. «півдня він лежав нерухомо, борючись із забуттям і охороняючи вовка, який хотів його з’їсти і якого він з’їв би сам, якби міг … людина чекала. ікла злегка здавили його руку, потім тиск став сильніше - вовк з останніх сил намагався встромити зуби у видобуток, яку так довго підстерігав. але й людина чекала довго, і його покусана рука стиснула вовчу щелепу … ще п’ять хвилин, і людина придавила вовка всією своєю вагою. його рукам не вистачало сили, щоб задушити вовка, але людина притиснулася обличчям до вовчої шиї, і його рот був повний вовни. минуло півгодини, і людина відчула, що в горло йому сочиться тепла цівка ». ця моторошна сцена, коли герой майже живцем з’їдає вовка, щоб вижити самому, говорить нам про те, що готова зробити людина, щоб вижити в боротьбі з природою. він готовий чіплятися за життя до останньої можливості. сенс його існування - в боротьбі з природою, в затвердженні своєї переваги над нею. в кінці розповіді герой рятується: після дуелі з вовком він доповзає до річки, де його підбирає китобійне судно. до цього часу він вже не був схожий на людину: «вони побачили живу істоту, але навряд чи його можна було назвати людиною. воно нічого не чуло, нічого не розуміло і корчилося на піску, немов гігантський черв’як ». але це істота все-таки перемогла смерть.

Образ Ермила Гирина (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме "Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на их пути, а больше всего, конечно, крестьян, убогих и вполне благополучных, как Ермила Гирин. В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти Ермилу Гирина:

"А вам бы, други милые.

Спросить Ермилу Гирина".

По мнению знающих его, Ермил - счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик,

Гирин занимается полезным делом - содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян. Он пользуется особым доверием людей.

Пример тому - сбор денег на сиротскую мельницу. Приехал Ермил в город без денег, а мельница продается, не успеть ему съездить за деньгами, и уйдет мельница купцу Алтынникову.

Тут уж не поздоровится никому. Ермил обращается к народу (благо был воскресный день):

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

"Коли Ермилу знаете,

Коли Ермилу верите.

Так выручайте что ли!"

Как ветром полу левую

Заворотило вдруг.

Люди объединились в едином порыве, чтобы совершить доброе дело. Они верят, что их деньги не только не пропадут, но и успеют совершить справедливое дело. Через неделю, как и обещал, Ермил раздает долги. Никто не взял лишнего, а еще и рубль остался, и целый день Гирин ждет его хозяина:

Ходил Ермил, допытывал.

Чей рубль, да не нашел.

Как удалось простому крестьянину завоевать авторитет среди людей? А был Ермил писарем, помогал неграмотным людям, не обдирая их. За это и сыскал уважение у "мира”. Почему же странники не посчитали его счастливым? Ошибся Ермил, не выдержав испытания властью. Послал в солдаты вне очереди сына вдовы вместо своего родного брата. Раскаивается наш герой в содеянном, не хочет жить грешником, но поздно. Люди уважают его, ценят, но помнят этот поступок. Нельзя считать Гирина счастливым, так как сам Ермил после этого жить не хотел. Он винится перед крестьянами:

Судил я вас по совести.

Теперь я сам грешнее всех.

Судите вы меня!

Несмотря на все это, народ по-прежнему верит Гирину, оступившемуся, но раскаявшемуся. Жизнь всегда сложнее и богаче литературы. И Некрасов смог показать это в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо".

некрасов ермила гирин поэма

Человек не может пройти по жизни, не ошибившись, но добрые дела, помощь народу запоминаются и ценятся, поэтому и идет про Гирина добрая молва.

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было, - он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.

Мужик, избранный крестьянами бурмистром (главой местного самоуправления) и уважаемый ими рассматривается в качестве человека, возможно обладающего счастьем, которого ищут семь мужичков.

Образ Ермила Гирина введен в поэму, чтобы показать представления простого народа о нравственности, справедливости и правде.

Такое отношение народа было результатом принципиальной честности, которую Ермил Гирин проявил, годами служа крестьянскому обществу писарем, не пользуясь служебным положением для обогащения, что было редкостью.

Однако полностью преодолеть искушения, даваемые должностью даже этот, на редкость честный человек не смог. Будучи выбран бурмистром, он все-таки отступил от своих принципов и выгородил своего брата. Ермил отправил вместо него в солдаты другого человека. С точки зрения массовой крестьянской психологии у него было два смягчающих обстоятельства. Бурмистр не отрабатывал взятку, а спасал близкого родственника, что было понятно мужикам, жившим по нормам традиционного общества. Ермил Гирин искренне раскаялся и даже хотел повеситься. Кроме того, он исправил последствия своего поступка, вернув неправильно посланного человека из армии, и отправив в рекруты своего брата.

Доверие крестьян удалось, хотя бы отчасти, восстановить. Народ доверяет ему. Семерым мужичкам рассказывают историю, как ему нужны были деньги для выкупа мельницы и он попросил их в долг у собравшихся на площади. Крестьянский «мир» оказал Ермилу огромное доверие. Он собрал крупную сумму, каждый из тех, кто находился там, дал хоть сколько-то. После Ермил рассчитался со всеми.

Однако счастливым Ермила Гирина назвать все же нельзя. В сюжете с бывшим бурмистром видно неверие Некрасова простому народу. Получается, что сами русские крестьяне, по его мнению, не способные установить справедливое управление и счастье для себя. Даже лучшие и честнейшие их представители, выбранные общиной, не могут быть полностью свободны от коррупции и нарушения исконных народных представлений о правде. Писатель-демократ верил в счастье для большинства, но принесенное извне, более прогрессивными и образованными людьми.

Сочинение Ермил Гирин

Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин. История об этом крестьянине рассказывается в поэме под названием «Счастливые».

Полностью персонажа зовут Ермил Ильич Гирин. Автор поэмы иногда называет его «Ермило».

Ермил Ильич не имеет ни чинов, ни богатств. Он не является ни графом, ни князем, ни даже купцом. Ермил – обычный мужик, простой крестьянин.

По складу характера Ермил Ильич Гирин очень решительный человек, он довольно бойкий мужик. Кроме того, он – очень гордый человек. В ситуации с мельницей он говорит, что сама мельница ему не дорога, а вот «обида велика».

Хоть Ермил Ильич Гирин и еще очень молод, он обладает незаурядным умом. Кроме того, персонаж обучен грамоте, в отличие от большинства крестьян.

Ермило – человек надежный. Народ верит ему и даже единогласно выбирает его бурмистром своей вотчины. Шесть тысяч человек проголосовали за избрание Ермила своим начальником.

Другие крестьяне уважают Ермила Ильича за его ум и доброту. Уважение к герою было куплено не деньгами, а качествами характера этого крестьянина.

Ермил Ильич Гирин – отзывчивый человек. Он всегда выручит другого в пределах своих возможностей. И не попросит ничего в благодарность, что говорит о нем, как о бескорыстном человеке.

Кроме того, этот персонаж отличается незаурядным качеством – сообразительностью. Он хорошо понимает людей и видит, если кто-то думает схитрить или подластиться к нему.

Главное качество Ермила Ильича Гирина – честность. Он отродясь не брал чужих денег. В поэме описывается ситуация, когда герой весь день ходил с раскрытой мошной, пытаясь узнать, кому принадлежит рубль.

Ермил Ильич Гирин – правдивый и справедливый человек. Он считает, что все люди одинаковы и все люди равны. Он не делит людей на крестьян и помещиков. Все одинаково стояли в очереди к мельнице за помолом.

Нечестный поступок герой совершил в своей жизни лишь однажды – когда «выгородил» своего младшего брата от службы в армии. Но он сам страдает от совершенного поступка, поэтому сознается во всем и отправляет сам брата в армию. Помимо этого, он теперь считает себя грешнее других, поэтому увольняется с должности старосты и остается работать на мельнице.

В итоге герой оказывается в остроге. Скорее всего, он поддержал крестьянское восстание, за что и был отправлен в тюрьму.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

    Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами

  • Анализ рассказа Чехова Палата № 6 10 класс

    Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека

  • Кустодиев Б.М.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров

  • Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года.

  • Соков в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ сочинение

    Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх