Сообщение о творчестве скульптора коненкова. Коненков и происхождение мира

1916 год) и АХ СССР (1954 год), народный художник СССР (1958 год). Ге-рой Социалистического Тру-да (1964 год).

Учил-ся в МУЖВЗ (1892-1896 годы) у С.М. Вол-ну-хи-на, С.И. Ива-но-ва; ра-бо-тал в мас-тер-ской П.П. Тру-бец-ко-го. В 1897 году по-слан в учеб-ную по-езд-ку, по-се-тил Бер-лин, Дрез-ден, Па-риж и го-ро-да Ита-лии. Ис-пы-тал влия-ние О. Ро-де-на и его шко-лы, а так-же от-час-ти А. фон Хиль-деб-ран-да. Про-дол-жил обу-че-ние в пе-терб. АХ (1899-1902 годы) у В.А. Бек-ле-ми-ше-ва; зва-ние ху-дож-ни-ка по-лу-чил за ком-по-зи-цию «Сам-сон» («Раз-ры-ваю-щий узы»; не сохр.). С 1902 года жил в Мо-ск-ве; при-ни-мал уча-стие в Де-кабрь-ском воо-руженном вос-ста-нии 1905 года. Член Но-во-го общества ху-дож-ни-ков (1908 год), Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1909-1915 годы), объ-е-ди-не-ния «Мир ис-кус-ст-ва» (1917-1923 годы). В 1912 году со-вер-шил по-езд-ку в Тур-цию, Гре-цию и Еги-пет.

Ав-тор многих порт-ре-тов: «Мыс-ли-тель» (1898 год, ГРМ), «Ни-ке» (порт-рет Т.Я. Ко-няе-вой, 1906 год, ГТГ), А.П. Че-хо-ва (1908 год, Дом-му-зей А.П. Че-хо-ва, Мо-ск-ва; все - мра-мор), ска-зи-тель-ни-цы М.Д. Кри-во-по-ле-но-вой (де-ре-во, 1916 год, ГТГ); ря-да «ро-ман-ти-зи-ро-ван-ных» порт-рет-ных изо-бра-же-ний в гип-се, де-ре-ве и мра-мо-ре (Н. Па-га-ни-ни, 1906, 1915 годы, и др.; Ф.М. Дос-то-ев-ский, 1924, 1933 годы, и др.; «Де-мон», 1936-1938 и 1955 годы).

Од-ним из пер-вых С.Т. Конёнков об-ра-тил-ся к народной ху-дожественной тра-ди-ции скульп-ту-ры из де-ре-ва, вос-соз-дав фан-та-стический мир ска-зоч-ных су-ществ: «Ве-ли-ко-сил» (1909 год, Ху-дож. му-зей, Ниж-ний Нов-го-род), «Ста-ри-чок-по-ле-ви-чок» (1910 год, ГТГ), «Ве-щая ста-руш-ка» (1916 год, Ху-дожественный му-зей Бе-ло-рус-сии, Минск), «Ле-со-вик» (1917 год, Му-зей ис-кусств Рес-пуб-ли-ки Ка-зах-стан, Ал-ма-Ата) и др. Иным на-прав-ле-ни-ем твор-че-ст-ва С.Т. Конёнкова ста-ла стро-гая «ан-ти-ки-зи-рую-щая» пла-сти-ка ра-бот в мра-мо-ре: «Ко-ле-но-пре-кло-нён-ная» (1907 год, ГТГ), «Ко-ра» (1912 год, ГРМ), «Вакх» (1916 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва) и др. Ис-пол-нял мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ные ра-бо-ты (в т. ч. скульп-тур-ное оформ-ле-ние ка-фе-кон-ди-тер-ской Фи-лип-по-ва на Твер-ской ул. в Мо-ск-ве, 1905 год).

По-сле 1917 года С.Т. Конёнков при-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в осу-ще-ст-в-ле-нии Мо-ну-мен-таль-ной про-па-ган-ды пла-на, был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров и пред. Московского профессионального сою-за скульп-то-ров-ху-дож-ни-ков (1917-1919 годы); сто-ял у ис-то-ков советского мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Соз-дал ме-мо-ри-аль-ную дос-ку «Пав-шим за мир и брат-ст-во на-ро-дов» для Се-нат-ской баш-ни Моск. Крем-ля и ком-по-зи-цию «Сте-пан Ра-зин со сво-ей дру-жи-ной» для Крас-ной пл. (де-ре-во, 1919 год; обе - ГРМ).

В конце 1923 года С.Т. Конёнков был ко-ман-ди-ро-ван в США для уча-стия в вы-став-ке русского и советского искусства; до 1945 года жил в Нью-Йор-ке. В 1928-1929 годы со-вер-шил по-езд-ку в Ита-лию, где встре-чал-ся с М. Горь-ким и ис-пол-нил его порт-рет; сре-ди др. про-из-ве-де-ний С.Т. Коненкова - порт-ре-ты Л.Н. Тол-сто-го (де-ре-во, 1924 год), С.В. Рах-ма-ни-но-ва (брон-за, 1925 год, Стей-ну-эй-холл, Нью-Йорк), Ф.И. Ша-ля-пи-на (гипс, 1925 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва), А. Эйн-штей-на (брон-за, 1936-1938 годы, Прин-стон-ский университет), А. Тос-ка-ни-ни (де-ре-во, 1941-1942 годы, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Нью-Йорк). К американскому пе-рио-ду твор-че-ст-ва от-но-сят-ся ри-сун-ки С.Т. Конёнкова на биб-лей-ские те-мы. Во вре-мя Второй ми-ро-вой вой-ны С.Т. Конёнков был чле-ном Комитета по-мо-щи Рос-сии.

В 1945 году С.Т. Конёнков вер-нул-ся в Рос-сию. Про-дол-жал ра-бо-тать в об-лас-ти пси-хо-ло-гич. порт-ре-та (В.И. Су-ри-ков, 1946 и 1964 годы; В.В. Мая-ков-ский, 1947 и 1961 годы; ав-то-порт-рет, мра-мор, 1954 год, ГТГ, и др.); соз-да-вал па-мят-ни-ки (хи-рур-гу А.В. Виш-нев-ско-му, брон-за, 1950 год; М.Н. Ер-мо-ло-вой, мра-мор, 1955 год, оба - в Мо-ск-ве), мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ную скульп-ту-ру (скуль-п-тур-ный ан-самбль Музыкально-дра-ма-тического те-ат-ра в Пет-ро-за-вод-ске, 1953-1954 годы), сим-во-лические об-ра-зы, воз-вра-ща-ясь к те-мам ран-не-го твор-че-ст-ва [«Ос-во-бо-ж-дён-ный че-ло-век» («Сам-сон»), 1947 год, ГРМ].

Творческие уст-рем-ле-ния С.Т. Конёнкова свя-за-ны с пре-одо-ле-ни-ем на-ту-ра-лиз-ма и ака-де-миз-ма XIX века, от-сю-да - об-ра-ще-ние к греческой ар-хаи-ке и народному искусству, ра-бо-те в твёр-дом ма-те-риа-ле (де-ре-во, ка-мень); ги-пер-бо-ли-за-ция, экс-прес-сив-ность фор-мы, по-вы-шен-ная эмо-цио-наль-ность об-раз-но-го строя. Нео-ро-ман-тическим и не-оклас-сическим тен-ден-ци-ям С.Т. Конёнкова при-дал яр-ко вы-ра-жен-ный национальный ха-рак-тер. Пре-по-да-вал во Вху-те-ма-се и сту-дии Про-лет-куль-та в Мо-ск-ве (1918-1922 годы), ока-зал влия-ние на В.Н. До-мо-гац-ко-го, Г.И. Мо-то-ви-ло-ва.

Ле-нин-ская премия (1957 год). На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Ле-ни-на (1956, 1964 годы). В 1974 году в Мо-ск-ве от-крыт Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Ко-нён-ко-ва.

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния. Ста-тьи. Пись-ма. М., 1984-1985. Кн. 1-2.

Скульптор С. Т. Конёнков родился в деревне Верхние Караковичи Смоленской области. На всю жизнь сохранил Конёнков любовь к людям труда, к народной поэзии. Его произведения утверждали демократические идеалы, прославляли человека - борца за народные интересы.

Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем Петербургскую Академию художеств, Конёнков живет и работает в Москве. Когда в 1905 г. вспыхнула первая русская революция, он принимает в ней непосредственное участие и тогда же создает цикл замечательных произведений, посвященных героям революции: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Атеист» и др.

В творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин, крестьянских поверий. «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица» вырублены из дерева - исконного материала русских народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Помимо этих работ он создает скульптуры, навеянные античностью, композиции на тему музыки («Бах», «Паганини»), монументально-декоративные панно.

С. Т. Конёнков. Автопортрет. 1954. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды . Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), предназначенную для Кремлевской стены (ныне в ГРМ). На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин.

В 1924-1945 гг. Конёнков живет и работает за рубежом. В это время он выполняет портреты В. И. Ленина, Ф. И. Шаляпина, А. М. Горького, И. П. Павлова, А. Эйнштейна, а также Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Вернувшись в Москву, Конёнков вдохновенно работает над образами советских людей. Он выполняет портреты ученых (А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский), колхозных тружеников («Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев»), осуществляет монументальные работы в Петрозаводске (скульптурное оформление Музыкально-драматического театра, 1953-1954) и Москве (горельефы для фасада Института геохимии и аналитической химии, 1953). В «Автопортрете» (1954) скульптор выразил высокое представление о советском художнике - творце прекрасного, несущем свое вдохновение народу.

В последние годы жизни Конёнков много и плодотворно работал над портретами В. И. Ленина.

Творчество Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР Конёнкова, тесно связанное с современностью, с лучшими традициями русского искусства, снискало широчайшее признание народа.

    Конёнков, Сергей Тимофеевич - Сергей Тимофеевич Конёнков. Коненков, Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич (1874 1971), российский скульптор. Создавал обобщенно символические и фольклорно сказочные образы (Нике, 1906; Стрибог, 1910), психологические портреты (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1874 1971), советский скульптор. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892 96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899 1902).… … Художественная энциклопедия

    - (1874 1971), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Обращаясь преимущественно к мраморной и деревянной скульптуре, создавал обобщённо символические, в том числе… … Энциклопедический словарь

    - (1874 1971), сов. скульптор. В 1960 выполнил бюст Л. (бронза музей С. Т. Коненкова в Москве; мрамор музей «Тарханы»). См. в кн.: Вырыпаев П. А., Л. с нами, Саратов, 1966, с. 101. Лит.: Каменский А., Коненков, М., 1962, с. 116; Коненков С. Т., Мой … Лермонтовская энциклопедия

    Советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в… … Большая советская энциклопедия

    Музей мастерская С. Т. Конёнкова. Москва. Конёнков Сергей Тимофеевич (1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член (1954), Герой Социалистического Труда… … Москва (энциклопедия)

    Барельеф С.Т.Коненкова на стене дома музея в Москве Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля 1874 9 декабря 1971) знаменитый русский (советский) художник, скульптор. Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом». Биография Конёнков родился в … Википедия

Его при жизни современники назвали "русский Роден". Популярным скульптор Коненков становится еще до революции. Его работы пользуются спросом у состоятельных людей. Скрипка работы Гварнери стоит немалых денег, тем не менее скрипач Анатолий Микулин продает ее и покупает портрет Баха, выполненный Коненковым. Не отстает и миллионер Рябушинский, он покупает портрет Паганини за немалые деньги. Но, увы, советская критика убрала этот талант с высоты звания русского Родена, посчитав, что вполне достаточно называться народным художником. Познакомимся с Коненковым поближе.

Из биографии скульптора

Коненков Сергей родился 28 июня 1874 года в крестьянской, но не бедной семье, детство прошло в деревне Караковичи. Мама Сергея умерла, когда ему было четыре года. Ребенка забрал к себе его родной дядя. Учиться рисовать маленький Сергей начал у заезжего иконописца. Талантливый ученик рисовал иконы для всей деревни. В красных углах каждого дома висели иконы его работы. Дядя, видя работы своего племянника, отправляет его учиться в гимназию, находившуюся в уездном Рославле. Во время учебы он жил у дядиных знакомых, помещиков Смирновых. С отличием окончив гимназию, Сергей Коненков успешно сдает экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачисляют его на скульптурное отделение. Чтобы иметь средства на жизнь и пропитание, будущий скульптор Коненков берет заказы, оформляя фасады домов и магазинов.

Заканчивая учебу в Московском училище, Сергей Коненков выполняет выпускную работу - скульптуру "Камнебоец", за которую получил малую золотую медаль и стипендию имени П. Третьякова. Благодаря ей Сергей Коненков мог ездить в течение года за границу, чтобы знакомиться с работами мастеров Возрождения и работать в мастерских известных в то время скульпторов. Во Франции в мастерской О. Родена Коненкова покоряет экспрессивная и модернистская лепка скульптора.

Манера выполнения работы

Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова - статуя "Самсон", в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние "Самсон", дабы не будоражить им умы студентов.

Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.

Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова "Женский торс" и "Сон".

Место скульптора в послереволюционной России

Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но "специалисты" от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает "Ва-тагу Стеньки Разина".

В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.

Личная жизнь

Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.

С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.

Жизнь в Америке

Уехав в Америку с выставкой, Сергей Коненков не вернулся на Родину. Он не ругал советскую власть, а задержку в Америке объяснял загруженностью огромным количеством заказов и тем, что не успел вовремя подать документы на оформление выезда. Шли недели и годы, а Коненков продолжал работать за границей. Маргарита, жена Коненкова, сделала мужа за границей популярным портретистом. Она обеспечивала ему дорогие заказы и бесконечные выставки.

В 1933 году по заказу дирекции Института передовых технологий Принстона скульптор Коненков выполняет портрет Альберта Эйнштейна. В это время жена Коненкова сблизилась с Эйнштейном, и если бы в 1945 году чета Коненковых не вернулась в СССР, возможно, она бы ушла к известному физику. О жизни за границей Коненков даже в своих мемуарах упоминает мельком. Остается догадываться, почему.

Оперативные дела пребывавших в течение двух десятилетий в Америке Коненковых не рассекречены, но по многим фактам из жизни супругов за границей понятно, что миссия у них была, по крайней мере у Маргариты. По распоряжению Сталина, в 1945 году за ними в Америку был отправлен зафрахтованный пароход для перевозки в Россию всех работ и имущества Коненкова. В Москве они с женой получили квартиру и большую мастерскую на улице Горького. По приезде скульптор был удостоен звания Народного художника СССР.

Последние годы жизни Коненков посвятил монументальным композициям и восстановлению своей выпускной работы "Самсон". Последняя выставка работ Коненкова прошла в 1965 году в Москве. Умер Сергей Коненков в 1971 году. В 1974 году к столетию со дня рождения был открыт музей скульптора Коненкова, включающий в свою экспозицию мастерскую и комнаты второго этажа. В настоящее время в залах музея выставляют свои работы молодые скульпторы и художники.

Художник Сергей Тимофеевич Коненков - скульптор могучего и самобытного таланта много десятилетий служил родному искусству, составил его славу и гордость. Высокая одаренность, трудолюбие, сила характера позволили выходцу из крестьянской семьи успешно овладеть секретами мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств.

Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.

01. Паганини


С. Т. Коненков был непосредственным участником первой русской революции 1905 года и в своих произведениях, таких как "Камнебоец", "Нике", "Славянин", воплотил свою высокую мечту о свободном человеке. Тогда же он создал удивительно поэтичные произведения, навеянные русскими сказками, былинами, народными преданиями, проникновенные и исполненные гармонии женские образы. С.Т.Коненков выполнил мемориальную доску памяти павших героев революции, установленную на Красной площади. На ее открытии в 1918 году выступил с речью В. И. Ленин.

02. Портрет М.И.Конёнковой

03. "Магнолия"

Вся мебель гарнитура Конёнкова представляет собой прежде всего сказочные образы: кресло в виде лебедя, грациозно согнувшего шею; столик с сидящей на ней белочкой; удав, свернувший гибкое тело кольцами и ставший креслом.

04.

05. Кресло С.Т.Конёнкова

06.

Являясь выдающимся портретистом, С. Т. Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности - "Марфинька", "Ниночка", "Русская красавица", "Девушка в венке" и многие другие. С.Т. Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально - драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева "Рунопевец" в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.

07. Портрет А.С.Пушкина

08. А.Эйнштейн

09. С.В.Рахманинов

10. "Весь мир насилья мы разрушим"

11. Тесная дружба связывала С.Т.Конёнкова с писателем Михаилом Пришвиным. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник "Птица Сирин". "Птица Сирин в древней русской мифологии - птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье", - так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника. Один из его вариантов находится в экспозиции музея.

12.

13. Христос

14. Портет С.Н.Базальянц

15. Символическая композиция

16. Эскиз к оформлению Музыкально - драматического театра в Петрозаводске

17. М.И.Конёнкова

18. "Лесной старичок"

19. Н.В.Гоголь

20. "Юность"

21. "Балерина"

22. Христос

23. Альберт Эйнштейн

24. Женщина в руссом сарафане (Портрет певицы Н.В.Плевицкой)

25.

Постоянная выставка С.Т.Конёнкова проходит в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова

Адрес: Тверская, 17
Цена: 40 р., фотографирование - 10 р. Плюс вам дадут бесплатно совершенно замечательную брошюру о творчестве С.Т.Конёнкова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх