Реализм примеры. Реализм – это сочетание индивидуальности и типичности

Реализм - литературное направление, в котором окружаю­щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей­ствуют в типических обстоятельствах». Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека - в психологических, социальных и дру­гих аспектах его личности. Общие для реализма черты: Историзм мышления. В центре внимания - действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос­товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия­ние социальной среды на духовный мир человека, формирова­ние его характера. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру­гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель­ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит). В произведениях реализма представлены глубокие конфлик­ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель­ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло­жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори­ческой обстановки - в разные эпохи он проявляется по-разному. Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности - и к среде, обще­ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен­ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы­вать реализм XIX в. критическим. Крупнейшими русскими реалистами были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про­изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур­манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

15. Французский и английский реалистический роман (автор по выбору).

Французский роман Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) (1783-1842).В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя..Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хронику газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу, в которую отчаявшийся Берте выстрелил в церкви и затем пытался покончить жизнь самоубийством.Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, всегда искавшего возможности подтвердить правду вымысла реальностью. Вместо мелкого честолюбца появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.

Английский роман. Валентина ИвашеваАНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН XIX века В ЕГО СОВРЕМЕННОЙ ЗВУЧАНИИ

В книге доктора филологических наук Валентины Ивашевой (1908-1991) прослеживается развитие английского реалистического романа с конца XVIII и до конца XIX в. - от произведений Дж. Остен, У. Годвина и до романов Джордж Элиот и Э. Троллопа. Автор показывает то новое и своеобразное, что вносилось в его развитие каждым из классиков критического реализма: Диккенсом и Теккереем, Гаскелл и Бронте, Дизраэли и Кингсли. Автор прослеживает, как переосмысляется наследие классиков «викторианского» романа в современной Англии.

В обыденном смысле читатели называют реализмом правдивое и объективное изображение жизни, которое легко сопоставить с реальностью. Впервые литературоведческий термин «реализм» употребил П.В. Анненков в 1849 году в статье «Заметки о русской литературе 1818 года».

В литературоведении реализмом называют литературное направление, которое создает у читателя иллюзию реальности. В основе его лежат следующие принципы:

  1. художественный историзм, то есть образное представление о связи времени и об изменяющейся реальности;
  2. объяснение происходящих событий социально-историческими и естественнонаучными причинами;
  3. выявление взаимосвязей между описываемыми явлениями;
  4. подробная и точная обрисовка деталей;
  5. создание типических героев, которые действуют в типических, то есть узнаваемых и повторяющихся, обстоятельствах.

Предполагается, что реализм лучше и глубже предшествовавших направлений разбирался в общественных проблемах и социальных противоречиях, а также показывал общество и человека в динамике, в развитии. Возможно, исходя из этих особенностей реализма, М. Горький называл реализм XIX века «критическим реализмом», так как он часто «разоблачал» несправедливое устройство буржуазного общества и критиковал складывавшиеся буржуазные отношения. Даже психологический анализ реалисты часто связывали с анализом социальным, пытаясь найти в общественном устройстве объяснение психологическим особенностям персонажей. На этом построены многие романы О. де Бальзака. Их персонажи были людьми самых разных профессий. Заурядным личностям наконец-то нашлось в литературе вполне престижное место: над ними больше никто не смеялся, они больше никому не прислуживали; посредственности стали главными героями, как персонажи чеховских рассказов.

Реализм выдвинул на место фантазии и эмоций, важнейших для романтизма, логический анализ и научное познание жизни. В реалистической литературе факты не только исследуются: между ними устанавливается взаимосвязь. Только так можно было разобраться в той прозе жизни, в том океане повседневных мелочей, которые теперь проявились в реалистической литературе.

Важнейшая особенность реализма в том, что в нём сохраняются все достижения литературных направлений, которые ему предшествовали. Хотя фантазии и эмоции отходят на второй план, они никуда не исчезают, на них, естественно, «нет запрета», и только авторским замыслом и авторским стилем обусловливается, как и когда ими пользоваться.

Сопоставляя реализм и романтизм, Л.Н. Толстой как-то подметил, что реализм «...это рассказ изнутри о борьбе человеческой личности в окружающей её материальной среде. В то время как романтизм берёт человека вне материальной среды, заставляет его бороться с абстракцией, как Дон Кихот с ветряными мельницами...».

Существует множество развёрнутых определений реализма. Большинство произведений, которые вы изучаете в 10 классе, — реалистические. По мере изучения этих произведений вы будете всё больше узнавать о реалистическом направлении, которое и сегодня развивается и обогащается.

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетовзарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

На смену романтизму в начале XIX века приходит реализм. Направление окончательно развивается уже к середине века и становится наиболее популярным течением во всех видах искусства во всем мире.

Популярность реализма в России по времени соответствует Европе - 1830-1900 годá.

Характеристика направления

Как и в других видах искусства, реализм в литературе характеризуется отказом от идеализированного изображения персонажей и действительности. На первый план вышло достоверное описание ситуаций , с которыми читатели могут встретиться в реальной жизни.

Если главной целью романтизма было показать невероятные героические поступки и эмоции, то в реализме больше внимания уделяется внутренним переживаниям героя в его обыденности . Писатели хотели изменить общество в лучшую сторону путем правдивого изображения его изъянов.

Главные признаки того, что перед нами именно реализм:

  • основной конфликт в произведении строится на сопоставлении персонажа и общественности;
  • изображаемые конфликтные ситуации глубоки по своей сути и отображают драматичные моменты жизни;
  • обращение внимания автором на предметы быта, внешность персонажей, природное окружение;
  • акцент на внутренних переживаниях героя;
  • персонажи произведение могут быть разделены на типы;
  • описанное в точности отражает реальность.

Жанры реализма

Гораздо чаще писатели реализма обращались к прозе , нежели к поэзии. Это позволяло описывать окружающий мир с большей степенью правдивости, что и было главной идеей реалистов. Наиболее популярные жанры направления:

  • роман;
  • рассказ;
  • повесть.

Романы, в свою очередь, можно разделить на:

  • философские;
  • социально-психологические;
  • социально-бытовые;
  • романы в стихах.

Реализм в России

Именно с этого особенного для реализма жанра, романа в стихах, началось активное развитие направления в русской литературе. Произведения, написанные в этой форме, можно найти у А. С. Пушкина. Именно Александр Пушкин считается основателем реализма в России.

В своих работах «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» писатель ставит перед собой задачу описание всей сложности внутреннего мира героев. Пушкин гармонично показывает читателям душевные переживания персонажей и их настоящий душевный облик.

К представителям раннего русского реализма так же относят и М. Ю. Лермонтова, А.П Чехова, Н. В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.И. Герцена и А. В. Кольцова. Русский реализм первой половины XIX века сосредоточен на описании положения героя в обществе, на чем и часто строится основной конфликт. Первенство среди жанров занимает физиологический очерк.

Начиная со второй половины века, писатели все чаще прибегают к открытой критике всех сфер общественной жизни. В своих произведениях они пытаются ответить, насколько окружения может влиять на индивидуальность, что может заставить человека измениться, почему все мы несчастны.

Ярче всего это отображается в творчестве Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

В XX веке русский реализм разделился на четыре направления:

  • социалистический реализм, анализирующих проблемы классовой борьбы на фоне революции;
  • критический реализм, который развивал заложенные в XIX традиции;
  • натурализм, ставящий цель точного отображения действительности выше всего;
  • мифологический реализм, применяющих техники направления для анализа легендарных сюжетов прошлого.

Реализм в странах Европы

В Англии реализм занимает главное положение начиная с 1830-ых годов. Именно это время характеризуется нарастанием общественного недовольства в стране. Разворачивается активная социальная и идеологическая борьба, стремящаяся изменить рабский фабричный труд.

Такая обстановка способствовала популяризации реализма среди писателей, особенно, его критического течения.

Англия

Наиболее значимые представители направления в Англии:

  • Чарльз Диккенс;
  • Уильям Теккерей;
  • Джейн Остин.

Франция

Первые реалистичные произведения французской литературы - песни Пьера-Жана де Беранже. По мере развития направления, главным жанром стал уже социально-бытовой роман. На начальном этапе французский реализм имел очень много общего с романтизмом.

Но все изменилось после Июльской революции 1830 года . Романтизм более не соответствовал требованиям эпохи и был заменен. В дальнейшем французские реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в наличии у них черт романтизма и недостаточной критике.

Главные представители французского реализма:

  • Стендаль;
  • Оноре де Бальзак;
  • Ги де Мопассан.

Германия

Романтизм в Германии окончился со смертью Иоганна Вольфганга Гете. Творчество многих писателей, как и во Франции, поначалу имело переходной характер. Полный отказ от романтизма начался в немецкой литературе с группы «Молодая Германия», куда входил и Генрих Гейне.

Они первыми огласили о полном отказе от погружения в мир фантазий и концентрацию внимания на реальности.

Реалисты Германии:

  • Томас Манн;
  • Бертоль Брехт;
  • Бернгард Келлерман.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх