Мир матрены окружающая обстановка. Взаимоотношения Матрены и окружающих (родни, соседей, правления колхоза) в рассказе Солженицына «Матрёнин двор

– Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мир Матрёны, окружающая обстановка. Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы… Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.

Слайд 14 из презентации «А.И.Солженицын «Матрёнин двор»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «А.И.Солженицын «Матрёнин двор».pptx» можно в zip-архиве размером 1650 КБ.

Скачать презентацию

«Окружающий мир 3 класс» - 15.Пчёл разводят: Окружающий мир 3 класс УМК «Школа России». 1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 12.Что даёт животноводство людям? 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 8.Укажите строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

«Окружающий мир 2 класс» - Карта – уменьшенное условное изображение земной поверхности на плоскости. Европа Евразия Азия Африка Африка Сев. непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова. Материк – наиболее крупный участок суши, окружённый водой. Северная Америка. Желаю успехов в домашней творческой работе! М а т е р и к.

«Окружающий мир 2 класс Транспорт» - Подземный. Наземный транспорт. Подземный транспорт. Грузовой. Грузовой транспорт. Пассажирский. Транспорт. Воздушный. Специальный транспорт. Общественный транспорт. Воздушный транспорт. Специальный. Водный транспорт. Водный. Наземный. Виды транспорта.

«Окружающий мир Природа» - Стрижи. Ландыш. Охрана раннецветущих растений. Ветреница дубравная. Тает снег. Тает снег и лёд. Зяблик. Весенние месяцы – это_______________. Птицы улетают на юг. И.Левитан. Весна приходит к нам сразу после ________. Синица. Больше солнечного света. Облака бегут быстрей. Дрозд. Какая особенность раннецветущих растений?

«Окружающий мир в школе» - Принцип доступности. Личностные результаты -. Стандарт образования и технология работы по окружающему миру в 1 классе. Принцип интеграции предполагает объединение и трансформацию сведений из разных наук. Фундаментальное ядро образования. Результаты индивидуальной итоговой аттестации. Современные принципы преподавания курса «Окружающий мир».

ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

    выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    портрет писателя;

    аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;

    мультимедийная презентация по теме урока.

    печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

(Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

Сл. раб. нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

( карточки прилагаются)

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. зад. (слайд №11)

9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

e-mail : [email protected]


ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  • музыкальное сопровождение;
  • памятка по созданию литературного образа героя;
  • печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать на доске ).

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

А что такое эпиграф? Для чего он нужен? (Эпи́граф (от греч. επιγραφή - «надпись») - цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

Словарная работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

(На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа, во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

План анализа образа литературного героя


1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер ; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности
внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Образец таблицы

№ п/п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Портрет как способ создания характера.

Речь как способ создания характера.

Отношение к православной вере

Жизнь и быт Матрены.

Отношение окружающих к героине.

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова .(музыка села)

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

По каким христианским заповедям живет героиня?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

Родные,

Соседи,

Правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. (музыка метели и зимы)(стр.271)

Инсценирование эпизода.

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником. . Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей». (Слова из текста зачитать стр.270)

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа.(стр.282-283)

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника » Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в таблице?)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.
О.Мандельштам

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. Задание.

9. Дом. задание вы получили; ответственные в группах оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока. (музыка села)

Релаксация.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх