Были ли дети у майи плисецкой. Мать вернулась, но началась война

Плисецкая Майя Михайловна (1925-2015) – советская артистка балета, педагог-репетитор и балетмейстер, признана величайшей балериной ХХ века. На протяжении 42 лет (1948-1990) являлась примой-балериной Большого театра Советского Союза. Майе Михайловне присвоены звания Народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, почётного доктора университета Сорбонны, почётного гражданина Испании, почётного профессора МГУ имени Ломоносова. Плисецкая была полным кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством».

Большая семья талантов

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками.

Её мама, Рахиль Михайловна (девичья фамилия Мессерер), была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность – черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными. Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Рахиль очень нравилась и режиссёрам, и зрителям, но, выйдя замуж и родив первую дочь, с кинокарьерой она рассталась. Несмотря на законченный институт кинематографии и десяток успешных ролей в немом кино, Рахиль больше никогда не возвращалась к этому виду искусства. Ей приходилось работать в жизни на разных должностях – телефонистки, массовика-затейника, регистраторши в поликлинике.

Папа Майи, Михаил Эммануилович, занимался дипломатической и хозяйственной деятельностью. Долгое время он трудился при исполнительном комитете, потом занимал должности в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Он также имел косвенное отношение к кино, участвовал в производстве картин, где и произошло его первое знакомство с будущей женой Рахиль.

Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца. Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров.

В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок – сын Александр (в будущем он тоже будет балетмейстером). А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Кроме этой, он ещё занимал должность генерального консула СССР в Норвегии. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане.

Детство

На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.

Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.

Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.

Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.

Творческий путь

Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.

На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.

До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.

В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).

То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.

К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.

Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.

Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.

Год премьеры Балет Роль
1945 «Золушка» Фея Осень
1960 «Конёк-горбунок» Царь девица
1960 «Каменный цветок» Хозяйка медной горы
1964 «Жар-птица» Жар-птица
1965 «Легенда о любви» Мехменэ Бану
1967 «Кармен-сюита» Кармен
1972 «Анна Каренина» Анна Каренина
1980 «Чайка» Нина Заречная
1985 «Дама с собачкой» Анна Сергеевна
  • 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
  • 1956 – Народная артистка РСФСР;
  • 1959 – Народная артистка СССР.

В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.

Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.

Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.

Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.

Личная жизнь

В 1956 году Майя вышла замуж за латвийского артиста балета Мариса Лиепу. У них было одно общее дело – балет, благодаря ему они познакомились, страстно влюбились в друг друга и быстро поженились. Однако уже через три месяца поняли, что совершили ошибку и развелись.

В 1958 году в гостях у общей знакомой, возлюбленной Маяковского Лили Брик, произошло судьбоносное событие – встреча Майи с композитором Родионом Щедриным. С этого дня в её жизни были только две величайших любви, которые она ни разу не предала – балет и Родион. Они подарили всему миру потрясающе красивую историю любви.

А началось всё с того, что после знакомства он просто попросил билеты на балет с участием Майи. Она оставила их для своего нового знакомого. После балета на утро Родион позвонил Майе, высказал свои восхищения её талантом и попросил возможности присутствовать на репетиции, чтобы посмотреть святая святых – где рождается такая красота. Она репетировала в эластичном обтягивающем купальнике. Мужчину это сильно впечатлило, и он пригласил после репетиции Майю на прогулку по Москве. Она согласилась…

Ей было 33 года, ему 26. Начался удивительной красоты бурный и стремительно развивающийся роман. Ни разница в возрасте, ни злобные сплетни и завистники, ни испытания временем и долгие расставания не смогли одолеть эту любовь. Их чувства друг к другу оказались непобедимыми.

На том, чтобы официально зарегистрировать брак, настояла Майя. Тогда было такое время, что без штампа в паспортах их не селили вместе в гостиницы. Первое после знакомства лето они провели в Карелии, а потом поехали на машине в Сочи. Так как они не были мужем и женой, им не давали гостиничные номера, и приходилось ночевать прямо в машине. Это лето было в их жизни самым первым всплеском безудержного счастья.

Она обожала слушать музыку Родиона, всегда считала его очень талантливым и великим композитором. А он дарил ей свои балеты:

  • «Конёк-Горбунок. Майе Плисецкой»;
  • «Анна Каренина. Майе Плисецкой неизменно»;
  • «Чайка. Майе Плисецкой всегда»;
  • «Дама с собачкой. Майе Плисецкой вечно».

У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.

Они прожили вместе 57 лет. Когда у Майи Плисецкой спрашивали, как им удалось так долго прожить вместе в любви, она отвечала:

«57 лет – долго? Разве это долго. Это так мало. Я очень хотела прожить с ним хотя бы ещё столько же».

После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.

Когда-то давным-давно женщина, которая в Киевском районе города Москвы зарегистрировала брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, пожелала им состариться на одной подушке. Пожелание это сбылось.

Но 2 мая 2015 года перестало битья сердце Майи Михайловны. Ей так хотелось и потом быть вместе со своим Родионом. Она завещала после его смерти прах обоих развеять над Россией.

Откровенно говоря, я вообще люблю все, что модно, так как модное отражает время...
Майя Плисецкая

В Германии на 90-м году жизни скончалась выдающаяся балерина Майя Плисецкая - об этом сообщает телеканал Россия 24 со ссылкой на гендиректора Большого театра.Путин выразил соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта Майи Плисецкой...

Выдающаяся балерина, хореограф. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического труда (1985). Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина (1967, 1976, 1985), ордена "За заслуги перед Отечеством" IV (2010), III (1995) и II (2000) и I степени (2006), а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор), орден Почетного легиона (1986) и орден Изабеллы Католической (1991).03.11.2011 была удостоена японской государственной награды - ордена Восходящего солнца. Майя Михайловна является доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета/Именем Майи Плисецкой названа планета

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, были профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, а мать отправлена в лагерь). Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 году Анна Михайловна была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.

Мама будущей великой балерины Рахилия Михайловна блистала еще во времена «Великого немого». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и черт лица ей часто доставались роли узбекских женщин.

В конце 1942 года Майя, рискуя жизнью, сбежала из дома в Москву, где ее приняли в выпускной класс Московского хореографического училища.В театр Майю Плисецкую взяли за реверанс. В молодости Майя Плисецкая 6 лет не имела права гастролировать за рубежом, потому что ее отец считался врагом народа.

“Она ввинчивает зал в неистовую воронкусвоих тридцати двух фуэте,
Своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины -они тают.
Эта же какая-то адская искра. Она гибнет - полпланеты спалит!
Даже тишина ее - бешенная, орущая тишина ожидания,
Активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом....
Плисецкая - Цветаева балета”.


Решающую роль в жизни Майи Плисецкой сыграл балет «Лебединое озеро», где роль Адетты - Одилии Майа играла более 800 раз в течение 30 лет.


В 1960-е годы Майя Плисецкая стала считаться первой балериной театра, хотя очень медленно заучивала композиции. Майа Плисецкая из всех первая станцевала Кармен.

Майя Плисецкая была близкой приятельницей Лиле Брик. Также она дружила с Пабло Пикассо, Пьером Карденом, Робертом Кеннеди и Коко Шанель. Портрет Майи Плисецкой рисовал сам Шагал, а балет ставил Морис Бежар.В октябре 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, который, по ее признанию, продлил творческую жизнь балерины на четверть века. По словам мужа Майи Плисецкой Родиона Щедрина, секрет их семейного счастья заключается в том, что Майя очень уступчива и отходчива.

Блистательной балерине посвящены многочисленные публикации. О ней отсняты фильмы, да и она сама рассказала о себе так и столько, как и сколько, пожалуй, не расскажет никто, выпустив книги “Я, Майя Плисецкая…” и “Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах”. Если первые мемуары актрисы привлекли внимание читателей детективным характером своего повествования: известными (в общих чертах) конфликтами яркой представительницы мира искусства с руководством - государственным и театральным, с бездушными чиновниками и прочими персонажами из того окружения, в котором жила и творила, вопреки всему, звезда балета, то вторая часть ее, своего рода, публичной исповеди могла оказаться менее интересной.

Майя Плисецкая с Сергеем Лифарем и Коко Шанель


Но жизнь скучать не дает, особенно - жизнь замечательных людей. Во второй из упомянутых книг Майя Михайловна правдиво рассказывает историю суда с мнимой дочерью, закрытия петербургского балетного конкурса из-за отсутствия необходимых для его продолжения средств. Тринадцать минувших лет — тринадцать глав. И закончила писать эту книгу Плисецкая, по странному совпадению, 13 ноября. Кругом 13. Но она не суеверна.

А вот что рассказала Плисецкая-литератор о том, как создавалась эта книга.“Писала ручкой. В тетрадках. Возила их с собой в поезде, в самолете. Едем с Щедриным куда-нибудь в Майнц четыре часа: у него в голове музыка, у меня — книга. Плисецкая на семь лет старше своего мужа Родиона Щедрина. Майя Плисецкая озвучила самый простой способ похудеть: "Ничего не жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало".



Не могу сказать, что так уж легко писалось. Чтобы фраза была короткая, емкая и выразительная, переписывала ее раз по десять, мучительно. Но после этого редактировать себя уже не разрешаю. Ни слова, ни запятой”.

Среди персонажей этой книги - не только люди. Вот, скажем, трогательные строки о загородном доме Плисецкой и Щедрина в Литве, где на озере появился удивительный лебедь - с рыжей головой. Поначалу Майя Михайловна решила, что птица эта испачкалась в краске, или в ржавчине. Оказалось, такой он от природы. К слову, его фотография — единственная цветная в этих мемуарах. Остальные черно-белые. Вообще, пернатые заняли в жизни примы особое место. Интересны ее наблюдения за птичьими повадками, талантливо перенесенные балериной на сцену:

“Разные птицы - разные характеры, разные… руки. Птица Сююмбике, это из татарского балета «Шурале», летит, трепещет. В Одетте уход, потому что музыка уплывает и крыло превращается в зыбь воды. Одиллия не лебедь, поэтому у нее не лебединые руки, вызывающие. Она неестественна, она работает под Одетту, под лебедя. Чайка, там есть полет, то, чего нет у Чехова. У него есть 13 персонажей, а чайка 14-й персонаж. Поэтому она просится на балет. Чайка - еще одна птица. Там полеты разного настроения, просто колдовское озеро.

Она летает. Потом она не может взлететь, у нее сломаны руки, душа - все. Второй полет совсем другой. Третий взмывает, и неизвестно, перелетит она это озеро или нет. Помню, были еще птицы. Жар-птица - это совсем другой манер, она в суете, боится, что ее поймают, поэтому ее движения судорожные. Все птицы разные, повадки разные. У всех птиц разный характер, это всегда привлекало, очень это театрально, балетно, драматично. А меня драма привлекала всегда”.

Есть ли у Плисецкой из огромного количества сыгранных ею спектаклей самый любимый? Лучшими своими работами она считает те, в которых ей удалось сделать такое, что до нее не делал никто. И если потом стали танцевать ту, или иную роль так, как впервые предложила она, Майя, то это для нее и есть творческая победа. Особо примечательна, в данной связи, история спектакля “Кармен” - в видении и изложении самой Плисецкой:

“Эта роль была очень желанна всю жизнь. Мне Испания всегда нравилась. Если есть прошлая жизнь, то что-то у меня там было. Я пережила запрет этого спектакля. Это было тяжело. Началась настоящая война. Во мне вдруг какое-то мужество родилось, потому что бросить в разгар возможностей свое искусство непросто. Я тогда сказала в Министерстве культуры, что могу все бросить. Если “Кармен” будет запрещена, забудьте про меня вообще, я не буду на сцене больше.

В Министерстве всех трясло, и меня трясло. Даже Фурцева, от которой тогда все зависело. Ее собственная жизнь от нее не зависела, потому что как у Вознесенского есть: «Победители, прикованные к пленным». Они были к нам прикованы. Они тоже не всё могли. Она тоже всех и вся боялась, обязана была запретить, потому что ее бы тогда сняли. Я сказала, что все кончено.

- Нет, Вы предательница классического танца, Вы должны отказаться от “Кармен”. “Кармен” умрет.
Я спокойно сказала: “Кармен” умрет тогда, когда умру я”. Она не знала, что делать, понимала, что идет скандал. Больше того, декорации уплыли в Канаду. Я не поехала.
- Вы поедете с “Дон Кихотом”.
- Нет, что я скажу публике, которая купила билеты на “Кармен”?
- Скажите, что спектакль не готов.
- Нет, я этого не скажу, я скажу правду, что у нас нет свободы”…
…Теперь происходит карменизация мира, потому что нет такого места на земном шаре, где бы не исполняли «Кармен-сюиту» или балет. Каждый по-своему, в разной интерпретации….Вот какая победа!

В своей первой книге Майя Михайловна написала: «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Светлая память!

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Плисецкой Майи Михайловны

Плисецкая Майя Михайловна – отечественная балерина, балетмейстер, актриса кино.

Призвание

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически-балетной. Мама Ра Мессерер была актрисой немого кино, а тетка и дядя Суламифь и Асаф Мессерер – виртуозный танцовщик и прекрасный педагог, тогдашние звезды Большого балета, любимая балетная пара . Но подражать своим звездным родственникам Плисецкая совсем не хотела. Ей больше нравилась драма. Другая ее тетка Елизавета была драматическая актриса, часто водила ее в театр, и ей это безумно нравилось. К сцене у Плисецкой было призвание: с детства ей было интересно сделать роль. Скорее всего, артистичность – это то, что бывает от природы. Можно выработать шаг, можно выработать технику... А вот артистичность нельзя выработать ни в каком виде искусства.

Колоритная внешность черноволосой Рахили Михайловны, матери Плисецкой, во времена великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин. Отец будущей балерины Плисецкий Михаил Эммануилович, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности: генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля».

Хореографическое училище

На самодеятельной сцене на суровом острове Шпицбергене состоялся дебют маленькой Майи в опере «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще и из дома навсегда ушел покой. Юная балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище. В 1934-м семья Плисецких приехала в отпуск в Москву и Майю определили в школу в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

Майе было одиннадцать, когда утром 1 мая 1937 года в дом ввалились чекисты и увезли с собой Михаила Плисецкого. Его расстреляли через год после ареста. А мать арестовали прямо в Большом театре во время представления «Спящей красавицы», в которой танцевала Суламифь Мессерер – тетка маленькой Майи. Именно она взяла в свой дом осиротевшую племянницу, а брата Сашу приютил Асаф Мессерер.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Большой театр

21 июня 1941 года накануне войны Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Семье Плисецких удалось эвакуироваться в Свердловск. Целый год она прожила без балетного станка. И тогда она решилась на отчаянный поступок: без согласия матери и без пропуска пробралась в Москву и была принята в выпускной класс училища. Наградой за преданность балету стала пятерка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра. Для того, чтобы не терять формы, юная балерина стала участвовать во всех мыслимых и немыслимых концертах. Почти все концертные и клубные сцены обошла Плисецкая, отводя душу в сольных партиях.

С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.

Актриса любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины. Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и, наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве.

Кино

Впервые знаменитая балерина снялась в кино в раннем возрасте. В детстве она сыграла роль Джейн в «Мэри Поппинс, до свидания!». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В экранизации романа «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Плисецкая-Бетси – светская дама, которая живет большими глотками. Она уже знает все наперед, ей известны ответы на все вопросы, она скучает. И все-таки ей надо продолжать вести тот образ жизни, к которому она привыкла, потому что лишь на нем держится ее единственная роль в обществе и только так она может реализоваться как личность. Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной. Были, правда, у балерины раньше текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это не то. Бетси – дебют балерины в академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте « » режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести «Вешние воды». Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Елизарьева.

Документальное кино

О великой балерине сняты и документальные фильмы. Самые яркие из них: «Майя Плисецкая» Катаняна, «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Галантера. Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.

«Майя Плисецкая assoluta» Капниста для французского телевидения, в котором режиссер показал великую балерину в танце, в торжественном танце великой Плисецкой! И только неизменными оставались прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.…

Вообще-то балерина думала, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце – ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да-да, у каждой балерины они должны быть свои… «Важно танцевать музыку, а не под музыку» , – считала Майя Плисецкая. Можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками. А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки – даже взглядом или движением брови.

Личная жизнь

В 1956 году судьба свела Майю Плисецкую с латвийским артистом балета Марисом Лиепой. Увлеченные общим делом, они страстно влюбились друг в друга и довольно быстро поженились. Однако очень скоро они поняли, что допустили страшную ошибку, и развелись через три месяца после свадьбы.

Второй муж блистательной Майи – композитор . Познакомившись в гостях у , композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом. Может, отпугнула разница в возрасте? В данном случае на семь лет старше оказалась Плисецкая, но через три года они стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии. И в октябре 1958 года они поженились. «Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет» , – говорила Плисецкая о своем муже. Им никогда не было скучно друг с другом. Несмотря на протесты , Майя Михайловна в свое время не решилась родить ребенка и бросить сцену. Майя забеременела от еще в самом начале их семейной жизни, однако рожать она категорически отказалась и сделала аборт. Балет вновь победил…

«Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму , – оправдывал ее . – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…» .

80-90-е годы

Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном... В 1983 году – неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, Майя Плисецкая занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры».

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.

Плисецкая жила на три дома

Дом для Майи Михайловны – это, прежде всего, Москва, ее квартира. Когда она ехала туда, то всегда думала: «Вот я еду домой» . Они с мужем жили также в Мюнхене, где снимали квартиру. Кроме того, пора признаться, никуда не денешься – там отличные врачи. А в Германии – лучшее в мире издательство «Шотт», которое имеет авторские права на произведения , и других композиторов и которое издает произведения . Везде хорошо. А Литва – это родина ее матери: она родилась в Вильнюсе. Они жили в Тракае, в маленькой деревушке, в своем доме много-много лет. И любили эту чудную страну, любили ее людей. И, наверное, они отвечала им взаимностью. В Тракае работается идеально, там столько всего написал...

Плисецкая оставила Россию после распада СССР с тем, чтобы возвращаться сюда на конкурсы своего имени и юбилеи. Майя Плисецкая знала себе цену не меньше, чем цену ей знает мир. Абсолютная женщина и абсолютный талант, гордая и дерзкая, гениальная и неувядающая, она не видела смысла в кокетстве.

Простая философия великой балерины

Наверное, когда-нибудь о выдающейся балерине Майе Плисецкой снимут художественный фильм: биография ее богата такими сюжетами, которые невозможно просто придумать. Сама балерина из своей жизни не делала тайны, написав потрясающую по откровению и блистательную по стилю первую книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». Чего стоят хотя бы эти строки: «Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса – я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так» .

… Словно личного врага, Майя Плисецкая ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой – тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось. И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но она родилась в Москве. В царствие

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - артистка балета, представительница театральной династии Мессерер - Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий - в 1937 году).

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей - балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство - она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923-1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Творчество

Майя Плисецкая - обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) - через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр - Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год.

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.

Репертуар

Первая исполнительница партии.
- первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр

  • 21 ноября 1945 - Осень , «Золушка» Ростислава Захарова
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) - Сюимбике , «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр - Юрий Кондратов)
  • 1960 - Царь-девица , «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка - Владимир Васильев, Царь - Александр Радунский )
  • 1956 - Лауренсия , «Лауренсия»
  • ? - Вакханка , «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
  • 1959 - Хозяйка медной горы , «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила - Николай Фадеечев).
  • 1964 - Жар-птица , «Жар-птица»
  • 30 марта 1965 - Мехменэ Бану , «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад - Марис Лиепа, Визирь - Александр Лавренюк, Ширин - Наталия Бессмертнова)
  • 1967 - «Прелюдия» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
  • 20 апреля 1967 - Кармен , «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Рок - Наталия Касаткина)
  • 13 июня 1972 - Анна Каренина , «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский - Марис Лиепа, Каренин - Николай Фадеечев)
  • 27 мая 1980 - Чайка, Нина Заречная , «Чайка» (Треплев - Александр Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 - Анна Сергеевна , «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров - Борис Ефимов)

На других сценах

  • 1973 - «Гибель розы», балетмейстер Ролан Пети
  • 28 декабря 1976 - «Айседора», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 - «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • 19 декабря 1978 - «Леда» (партнёр - Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • «Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
  • «Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
  • 1991 - «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро
  • 1992 - «Безумная из Шайо», хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - Патрик Дюпон)

Фильмография

  • 1951 - «Большой концерт»
  • 1953 - «Мастера русского балета», фильм-балет - Зарема , «Бахчисарайский фонтан» (Мария - Галина Уланова, хан Гирей - Пётр Гусев)
  • 1957 - «Лебединое озеро» кинофильм-балет
  • 1959 - «Хованщина», фильм-опера - Персидка
  • 1961 - «Конёк-Горбунок», фильм-балет - Царь-девица
  • 1964 - «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
  • 1967 - «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи - Бетси Тверская
  • 1969 - «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин - Дезире Арто
  • 1969 - «Новогоднее похищение», фильм-концерт - балерина
  • 1974 - «Анна Каренина», фильм-балет - Анна Каренина
  • 1976 - «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос - Полозова (Санин - Анатолий Бердышев)
  • 1977 - «Поэзия танца», фильм-балет - «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
  • 1978 - «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер - Кармен
  • 1985 - «Leçon de ténèbres», документальный фильм (режиссёр Доминик Делуш)
  • 1987 - «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
  • 2000 - «Maïa», документальный фильм (1 час 30 мин, режиссёр Доминик Делуш)
  • 2005 - «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • 2005 - «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • «Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)

Мемуары

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1994. - 496 с. - 50 000 экз.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. - М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. - 250 с. - 10 000 экз.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою.... - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 752 с. - 5000 экз.

Признание и награды

  • Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой)
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
  • Заслуженный артист РСФСР (1951)
  • Народный артист РСФСР (1956)
  • Народный артист СССР (1959)
  • Ленинская премия (1964)
  • Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
  • Орден Почётного легиона (Франция)
    • кавалерский крест (1986),
    • офицерский крест (2012)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
  • ‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
  • Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
  • Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
  • Медаль «Про Финляндия» (1968)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
  • Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
  • Доктор Сорбонны (1985)
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
  • 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
  • Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
  • Премия «Триумф» (2000)
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
  • Премия «Национальная гордость России» (2003)
  • Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
  • Международная Императорская премия Японии (2006)
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
  • Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Почётный гражданин Испании.

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra ) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito ) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

Память

20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 - там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Век танцовщика недолог – обычно артисты балета завершают сценическую жизнь ещё до сорока лет, уходя либо в преподавание, либо в балетмейстерскую деятельность. Но есть в истории балета пример, поражающий воображение – семидесятилетняя балерина, равняться с которой могла не всякая молодая исполнительница… Этот артистический подвиг совершила Майя Плисецкая.

Будущая балерина родилась в 1925 году в семье хозяйственного деятеля, но среди родственников было немало людей искусства: мать – киноактриса, дядя и тётя по материнской линии – артисты балета и . Детство было нелёгким: жизнь на Шпицбергене, где работал отец, затем – арест и расстрел отца в 1938 году, разлука с матерью, высланной в Казахстан в лагерь жён изменников Родины. От помещения в детдом Майю спасла , удочерившая девочку.

Ещё до этих страшных событий Майя начала заниматься балетом, поступила в Московское хореографическое училище. Занятия пришлось прервать во время войны – в эвакуации в Свердловске возможности заниматься не было. Она возвращается в Москву – это было очень непросто сделать без специального пропуска, продолжает учиться. После выпускного экзамена в 1943 году Майю приняли в балетную труппу Большого театра.

Свой творческий путь Майя Плисецкая начинает в качестве артистки кордебалета, но скоро настаёт черёд сольных партий: фея Осени в балете « », в одноимённом балете, Одетта-Одилия в « », «Царь-девица» в « », Китри в « »… Год от года растёт слава балерины, и в 1951 – в год 175-летия Большого театра – она удостаивается звания Заслуженной артистки РСФСР.

Отличительными чертами балерины стали выразительность пластики и талант трагедийной актрисы, лёгкий шаг и феноменальный прыжок, исключительная гибкость спины. Она никогда не боялась новшеств и экспериментов, обогатила балетную лексику новым прыжком – «кольцо». Майя Плисецкая с равным совершенством исполняет центральные партии и в классическом репертуаре, и в новых произведениях. Например, когда в Большом театре в 1954 году состоялась премьера балета «Сказ о каменном цветке», поставленного , именно она выступила в партии Хозяйки Медной горы, а пять лет спустя исполнила эту роль в постановке . В 1955 году она танцует Сюимбике в балете «Шурале», который поставил в филиале Большого театра. Годом позже она исполняет заглавную роль в балете « », поставленном В. Чабукиани, удостоившись в том же году звания Народной артистки РСФСР.

Судьбоносным оказался для балерины 1955 год: в гостях у Л. Брик она познакомилась с Родионом Щедриным – «элегантным от природы джентльменом», который показался ей «на капельку вдохновеннее других музыкантов». Союз оказался творчески плодотворным. Как вспоминала впоследствии балерина, муж ей «дарил не бриллианты, а балеты». Первым таким «подарком» стал балет « », поставленный в 1960 году, на титульном листе которого было написано посвящение Майе Плисецкой.

В 1967 году создаётся « ». Образ Кармен привлекал балерину всегда, и когда в 1966 году на вечере кубинского балета она увидела Альберто Алонсо, она поняла, что это именно тот балетмейстер, который может осуществить её мечту. Создавая музыкальное сопровождение для балета, Р. Щедрин скомпоновал номера одноименной оперы Ж. Бизе и аранжировал их для необычного состава: струнные и ударные – без духовых. Сюжет излагается символически: место действия – площадка корриды, и одним из действующих лиц становится Рок. Такое новаторство, особенно в сочетании с подчёркнутой сексуальностью образа главной героини, для советской эпохи было вызовом. Запретить балет не решились – всё-таки ставил его кубинец, а отношениям с Кубой в СССР придавали большое значение – но в обвинениях в «предательстве балета», в предсказаниях «смерти» произведения недостатка не было. «Кармен будет жить, пока жива я!» – отвечала балерина.

Следующим совместным творением супругов стал балет « ». Идею вновь подала М. Плисецкая, которая в 1967 году открыла в себе талант киноактрисы. Снимаясь в фильме А. Зархи « » в роли Бетси Тверской, она задумалась о воплощении романа Л. Толстого в балете. Музыку написал Р. Щедрин, посвятивший балет «Майе Плисецкой, неизбежно». Отвергнув несколько балетмейстеров, балерина поставила балет сама, доверив массовые сцены Н. Рыженко и В. Смирнову-Голованову. Репетиции были приостановлены по распоряжению министра культуры, и только благодаря секретарю ЦК КПСС спектакль удалось спасти, и премьера состоялась 10 июня 1972 года.

В 1980 году Р. Щедрин и М. Плисецкая создали ещё более новаторский балет – « » по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Произведение полностью соответствовало словам одного из героев первоисточника: «Новые формы нужны» – партитура состояла из 24 прелюдий, развивающих действие, 2 интерлюдий, раскрывающих историю первой постановки и провала пьесы, и постлюдии. М. Плисецкая, исполнившая роль Нины Заречной, вновь сама поставила балет.

Идею следующего «чеховского» балета Р. Щедрина и М. Плисецкой – « » – подсказал шведский журналист, бравший интервью у композитора во время постановки « » в Швеции. В 1985 году был поставлен этот одноактный балет – очень компактный и лаконичный. В нём лишь две сольные партии – Анна Сергеевна и Гуров, сопровождаемые мимансом. « » становится последней работой М. Плисецкой в Большом театре.

Балерина сотрудничала со многими балетмейстерами своего времени. М. Бежар поставил для неё балеты «Леда», «Айседора» и «Курозука», – «Гибель розы», Н. Касаткина – «Прелюдия», Х. Гранеро – балет в стиле фламенко «Астурия».

Майя Плисецкая не оставляла сцену даже в преклонном возрасте. В семьдесят лет она танцевала в балете М. Бежара «Аве Майя». Автобиографическая книга «Я, Майя Плисецкая» несколько раз издавалась в России и была переведена на одиннадцать языков. Заслуги балерины был оценены не только на родине: она удостоилась трёх французских орденов – Почётного легиона и «За заслуги в литературе и искусстве», испанского ордена Изабеллы Католической, в её честь в 1994 году была названа малая планета.

В 2015 году в Большом театре должен был состояться юбилейный вечер балерины, но Майя Плисецкая умерла в мае, и вместо юбилея был проведён вечер памяти.

Музыкальные Сезоны



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх