Почему солженицын называет главную героиню праведницей. Образ праведницы в рассказе А.И

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.


Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.

Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

Задание .

Прочитайте сочинение на тему «Почему автор называет Матрёну праведницей?». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Сочинение 1.
Многие писатели старались создать произведение, в котором главный герой будет положительным настолько, что его назовут праведником. Это удалось сделать А. И. Солженицыну. Написав произведение «Матрёнин двор» и построив замечательную композицию, автор смог доказать читателю, что Матрёна, главная героиня произведения, и есть праведница. Но кто же это такие? Почему они отличаются от обычных людей, святых? Праведники — святые люди, которые живут на земле, ведущие идеальный образ жизни, но они не могут стать божествами, потому что не хотят отказаться от людей и труда. Так почему же автор называет Матрёну праведницей?

А. И. Солженицын называет её так, потому что главная героиня готова пожертвовать собой ради других. Матрёна — идеальный пример для всех людей, ведь она не побоялась и спасла избу в обмен на свою жизнь.

Матрёна была обычной женщиной, которая жила в деревне. Она очень любила работать, держала у себя козу, помогала всем жителям деревни. Матрёна всегда болела, её спина раз в месяц всегда подводила, и героиня даже не могла встать. Но даже несмотря на эту боль Матрена продолжала работать и помогать. Все идут спросить её совета или за помощью, а она никогда не отказывает никому. Такое трудолюбие заслуживает похвалы с нашей стороны. Вот часть её натуры.

Матрёна очень любила свою избу. Для неё это была память о её муже, который не вернулся с войны. Матрёна всегда её оберегала, но однажды пришёл брат мужа и попросил отдать часть избы приёмной дочке. Матрёна не могла отказать, ведь её дочь была в другом города, главная героиня её очень сильно любила. Это и погубило Матрёну. Когда они перевозили бревна, телега застряла в рельсах, а рядом шёл приближающийся поезд. Матрёна там и погибла.

Возникший конфликт между Матрёной и братом мужа разрешился. Изба досталась дочке, все в деревне плакали после смерти Матрёны, но горя в их душах не было. Они старались показать грусть, а сами уже думали, как разделить дом и землю.

Все эти фрагменты жизни Матрёны показали читателям, какой же образ жизни вела Матрёна. Хотя она всем помогала и никому не отказывала, всё равно она погибла трагичной смертью, защищая самое дорогое, что у неё есть.

Таким образом, автор показывает Матрёну праведницей не случайно. Она была добра и смела в своей жизни. Матрёна была достойна более лучшей жизни и смерти, но это именно это закалило её, сделало сильнее. Такие люди и должны быть праведниками.

Сочинение 2 .

Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» пронизан душевностью и нравственной чистотой главной героини. Даже первоначальное название произведения — «Не стоит село без праведника» подчеркивало, явно указывало на то, что Матрёна имеет черты праведницы.

На протяжении всего рассказа Матрёна предстаёт перед нами как человек, который любит свою жизнь, любит людей, которые её окружают и которым она готова бескорыстно помогать каждую минуту, несмотря ни на что. Матрёну автор сравнивает с праведницей, потому что её душевные и духовные качества превосходят черты всех остальных, кто проживал в её деревне. Те люди были далеки от духовного, их интересовало только материальное и имущественное. Они стремились одеваться в красивую одежду, иметь лучше, чем у других бытовые и хозяйственные вещи, а Матрёна была не такая, она стремилась к моральному удовлетворению и чистой совести перед Богом:

«Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей злодеев и уродов».

Праведник — человек, не имевших грехов или искупивший их:

«У Матрёны грехов было меньше, чем у её кошки, та мышей ловила».

Так же Матрёна вроде бы не сильно и веровала в Бога, но при случае вспоминала о нём, молилась иногда. Матрёна — простая, наивная и все за это её осуждали, но она жила, как ей подсказывало её сердце.

Матрёна — женщина, прожившая чрезвычайно сложную судьбу, прошедшая много трудностей и препятствий на своём пути. Но она в отличие от других смогла сохранить человечность, гуманность, чувственность и сострадание. Возможно, её жизнь покажется кому-то скромной, но она ощущала себя нужной и этим-то и жила. Скорее всего, такого же человека можно встретить в каждой деревне и уже то, что он живёт не для себя, а жертвует собой ради других людей, тратя на них своём время и силы, его можно назвать праведником.

Сочинение Крапивы Миши «Матрена - праведник, без которого не стоит село»

Матрена - праведник, без которого не стоит село


Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена.
Матрена – человек незаурядный. Она очень трудолюбивая и желающая прийти на помощь любому человеку. Причем, не берет плату за свою работу. У нее была трудная жизнь, но она умела преодолевать преграды. Матрена у Солженицына – оптимистка. Даже после потери мужа она находила радость в жизни. Это тот человек, который не может сидеть без дела. Она многого не имела, но находила ценность в жизни. Матрена, как и все сельские жители, боялась смерти.
В деревне к ней люди относились холодно, несмотря на то, что она всем помогала. Недолюбливали ее сельчане за то, что она не была похожа на всех. Матрену считали белой вороной. Людям не нравилось, что она живет по-другому. У нее не было свиньи, питалась Матрена одной картошкой. Говорили, что от нее ушел муж. В обществе любят, когда у всех все одинаково и чтобы никто не выделялся.
Автору Матрена понравилась. Он писал: «У нее была лучезарная улыбка». Не только за эту улыбку писатель любил Матрену, но и за ее веселость, энергичность и оптимизм. Ведь все-таки Матрене досталась нелегкая судьба. Она потеряла шестеро детей. Игнатич свыкся с ней, ее образом жизни, привычками.
Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от сельчан, мог по достоинству их оценить, потому что был он «нездешний». Хотя автор и привык к Матрене, он до конца так и не понял, почему ее недолюбливали жители.
В завершении рассказа автор назвал Матрену человеком, без которого не может жить село. Матрена составляла неотъемлемую часть села. Всем она пыталась помочь. Сама могла себя погубить, чтобы вытащить из беды другого. Ее чувства были искренними, и поэтому можно ее назвать праведником.

От администрации сайта



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх