Открытое занятие по рисованию во второй младшей группе «Корм для птиц. Конспект НОД по рисованию для детей младшей группы «Зернышки для птичек

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по рисованию для детей 3-4 лет «Зернышки для птичек»

Цель:
Развивать художественно-творческую деятельность детей.
Задачи:
Образовательные задачи
Расширять изобразительные возможности детей, формировать умение рисовать нетрадиционным способом - ватными палочками;
дать детям знания о жизни птиц зимой; закреплять знания цвета (желтый), формы (круглый), величины (маленькие), количества («один», «много»). Обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие
Развивать мелкую моторику руки; развивать способность рисовать с усложнением (в ограниченном пространстве). Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в подвижной игре «Птички». Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки «Птички.
Воспитательные
Воспитывать гуманное отношение к птицам, вызвать желание помочь им.
Словарь: кормушка, воробей, зернышки.
Оборудование
Раздаточный материал: Листы бумаги с изображением кормушки на каждого ребенка; гуашь желтого цвета, ватные палочки на каждого ребенка. Пшено, одноразовые тарелки на каждого ребенка
Демонстрационный материал: кормушка, птицы вырезанные из бумаги, нарисованное дерево.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами во время прогулок; рассматривание дидактического материала, иллюстраций в книгах; слушание аудиозаписи голосов птиц.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу. Как приятно и радостно начинать новый день с улыбки!
Дети рассаживаются на стулья. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель вносит кормушку.
-Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)
-Правильно, это- кормушка. Давайте хором повторим: кормушка.
-Для кого эта кормушка? Зачем птичкам нужна кормушка? Чем питаются птички? (ответы детей)
-Давайте с вами рассмотрим зернышки, которые я приготовила для птичек.
Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с пшеном для каждого ребенка.
-Какого цвета зернышки? Какие по размеру? Какой формы?
В это время раздается стук в окно. Дети подходят к окошку и видят прикрепленного воробья, вырезанного из бумаги.
-Ой, ребята, кто это? (ответы детей). Это воробышек. Я думаю, что залетел он к нам не случайно. Как вы думаете, зачем он к нам прилетел? (ответы детей).
-Правильно, воробышек замерз и хочет кушать. Накормим его?
-Чем мы будем кормить воробья? А куда насыпем зернышки? Возьмите зернышки пальчиками, вот так и насыпьте в кормушку.
Дети сыпят зернышки в кормушку, а воробей их «клюет».
-Воробышек, наелся и запел свою песенку. Как поет воробышек?
-Ребята, а вы хотите превратиться в воробышков? (ответ)
Физминутка
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Полетели, полетели и на веточки уселись.
Звучит аудиозапись воробьиного чириканья.
-мне кажется, что воробышек прилетел к нам в группу не один. Давайте посмотрим, кто так звонко поет.
Дети подходят к дереву, на котором «сидят» воробьи.
-Ребята, кто это? Сколько их прилетело? Что же они хотят? Ой, ребята, а у нас совсем не осталось зернышек, чтобы покормить птичек, но у нас есть краски и мы можем зернышки…. Что сделать? Правильно нарисовать.
Садитесь за столы, у каждого из вас есть кормушка, в которой вы будете рисовать зернышки. У меня тоже есть кормушка, посмотрите, как я буду рисовать зернышки. Какого цвета зернышки? Какой они формы? Какого размера? Правильно, я возьму ватную палочку, опущу ее в воду, затем макну в желтую краску и легкими тычками рисую зернышки. Какие у меня зернышки получаются круглые. Птички едят в кормушке, поэтому надо стараться чтобы зернышки не «просыпались» мимо. А теперь вы сами нарисуйте зернышки каждый в своей кормушке.
Во время работы нужно следить за осанкой, за тем как ребенок держит палочку. По мере выполнения работ, спрашивать ребенка, что он рисовал, какого цвета, какой формы. Молодец, ты хорошо справился и в твою кормушку прилетел воробышек. Снимать птичку с дерева и сажать в кормушку ребенка. Делать по мере выполнения работ.
- Ребята, вы молодцы, очень старались. Старались ваши пальчики, они устали и хотят отдохнуть.


Пальчиковая игра.
- Воробей, воробей, где ты был? (грозят пальцем)
- Я на речке лапки мыл (моют ручки)
- Ветер дунул, я упал (дуют на ладошки и прячут руки)
- В луже лапки замарал (отряхивают руки).
- Ребята, сегодня вы сделали доброе дело, покормили птичек.
- У нас такой обычай, чуть выпадет снежок, мы вешаем кормушки для птичек на сучок. Когда мы выйдем на прогулку, обязательно повесим кормушку для птичек на дерево.
- Посмотрите ка, проснулся наш котик и хочет поиграть с птичками.
Проводится подвижная игра «Кот и воробышки»

Приложение 4

Тема: «Птицы, птички»

Программные задачи:

Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих птицах.

Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Развивать зрительное внимание, память.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

Вызвать желание соблюдать элементарные правила в совместной игре.

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.; подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.

Материал и оборудование: игрушка Медвежонок, сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, -маски птиц (по количеству детей), изображения птичьих гнезд, карточки с моделями, мнемотаблица, краски, фломастеры, бумага, мисочки с водой, клеенка.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Дети: Птички поют.

II.Основная часть .

Воспитатель: Правильно. Здесь очень много птиц и все они одновременно поют. Давайте попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю. После каждой правильно отгаданной загадки из сундучка будет вылетать птичка.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый…

Дети: Воробей.

(Воспитатель вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (дятел)

Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

Кричит сварливо… (ворон)

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

Воспитатель: Как мы назовём этих птиц одним словом?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Правильно, а почему? Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, ребята, а этих птичек мы зимой видим?

Воспитатель: Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, зимующие. Ой, а кто это к нам пришел?

(Появляется игрушка Медвежонок)

Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Услышал я, как вы хорошо загадки отгадываете, на вопросы отвечаете, и подумал: «Такие умные дети наверняка мне помогут». Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу в небе порхать!»

Воспитатель: Давайте поможем Медвежонку разобраться.

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

У всех птиц есть две лапки. (модель)

Тело покрыто перьями. (модель)

Крылья. (модель)

Голова и туловище. (модель)

Клюв. (модель)

Хвост. (модель)

Воспитатель: Медвежонок, ты согласен? А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных?

Дети: - Лапы у них совсем другие, и их всего две, а не четыре.

Вместо носа – клюв.

Вместо лап – крылья.

Вместо шерсти – перья.

И хвост другой – веером.

Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
- Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)

Зачем птицам клюв? (есть, пить)

Воспитатель: Медвежонок, вы совсем разные. Теперь ты понимаешь, почему ты не можешь летать как птица. Но не расстраивайся, сейчас мы поиграем в птичек.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно разойтись по группе, найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.

Подвижная дидактическая игра «Птички».

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Одевают их и становятся в круг.

Воспитатель: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),

И быстро в птичку превратись!

Воспитатель: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички - невелички.

Весело скакали

Зернышки клевали

И быстро улетали.

Воспитатель: Птички должны улететь в свои гнёзда.

(На гнёздах – изображения разных птиц. Дети «летят» в то гнездо, где изображение птички совпадает с птичкой на шапочке).

Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наш Медвежонок не загрустил, давайте разучим стихотворение про птичек, а помогу нам его запомнить вот эта волшебные рисунки.

Разучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

«Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке.

Головой вертят, улететь хотят.»

Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы видели у нас в городе?

Ответы детей.

Воспитатель: Птицы прилетают в город, потому что в лесу очень голодно зимой. Как люди им помогают?

Дети: Развешивают кормушки.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

Воспитатель: О чем это стихотворение?

Дети: О птицах, их надо кормить.

Воспитатель: А давайте, мы с вами нарисуем много птичек, которых накормим потом зернышками?

(Дети проходят за столы, на которых подготовлена краска светлых оттенков, разлитая в неглубокие блюдца, бумага. Столы накрыты клеёнкой, в мисках вода для мытья рук).

Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, я отвожу большой палец руки, остальные пальцы прижимаю друг к другу (показ). Потом опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге. Посмотрите, какой отпечаток получился.

После того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу. Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает детям дорисовать птичку при помощи фломастеров.

Воспитатель: Теперь дорисуйте глаз и клюв на голове птички и лапки. Вот и получилась настоящая птичка. По желанию дети могут дорисовать своей птичке зернышки.

III.Итоговая часть.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Смотри, Медвежонок, какие красивые у ребят получились птички.

Ребята, давайте еще раз напомним Медвежонку, чем он отличается от птицы.

Оксана Забродина

Для лучшего,более наглядного, знакомства детей с зимующими птицами очень интересно будет попробовать их как-то изобразить. Мы выбрали наиболее доступный способ : использовать детские ладошки . Сначала детскую ручки я обвела на бумаге. Мы пофантазировали : на что похожа раскрытая ладошка ? (Можно посмотреть на отражение теней от руки на стене) .Рука похожа на летящую птичку. А если пальцы сложить- птичка крылышки сложила. Большой палец напоминает головку птички, а другие пальчики -крылышки.

Самые запоминающиеся для детей зимние птички- снегири и синички. Мы просмотрели презентацию о птицах зимой ,отметили отличительные признаки снегиря и синички (цвет перышек, маленькие лапки, маленький клюв, птички шустрые, непоседливые). Было интересно узнать, чем питаются эти птички, какие у них предпочтения в еде. Объяснили слово "нахохлившийся". Детям понравилось изображать нахохлившихся птичек, сидящих на ветках.

Следующим этапом знакомства с зимующими птицами было рисование по заранее приготовленной обводке руки ребенка. Мы использовали черную и красную гуашь. Хвостики дети пририсовывали отдельно , для большей правдоподобности изображения. Особенно эффектно работы стали выглядеть, когда наши птички "уселись" на белоствольной березе. На темном дереве работы выглядели бы скучновато.

Публикации по теме:

Группа: Вторая младшая группа. Конспект по Познавательному развитию. Тема: Сравнение геометрических фигур Цель: Закреплять умения называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать их и находить сходство. Воспитательные задачи:.

Конспект НОД «Птицы весной» (вторая младшая группа) МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №47» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе (интеграция.

Конспект занятия во 2 мл группе по экологии на тему “Птицы” Пр сод: Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах Активизировать.

Конспект занятия по экологии «Зимующие птицы» (вторая младшая группа) Программное содержание. Развивать устную речь детей, свободное общение со взрослыми и детьми, стимулировать собственные высказывания детей.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях.

Мастер-класс аппликации из ватных дисков "Маленькой совушке холодно зимой".2 младшая группа. 1. Для изготовления зимней аппликации с совушкой.

Программное содержание: продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму частей тела, головы,.

Ритмическая утренняя гимнастика для детей «Раз морозною зимой» (вторая младшая группа) "Раз морозною зимой" Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Задачи:.

Конспект занятия разработан

воспитателем: Мартьяновой А. М.

ГБОУ СОШ№296

структурного подразделения

отделения дошкольного образования

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

«Домашние птицы»

(младший дошкольный возраст)

Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитывающие: Развивать способность сочувствовать.

Оборудование: рисунки – заготовки гусей, широкие мисочки с разведенной водой гуашью, салфетки.

Воспитатель поет детям первые куплеты песни о гусях:

Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся

Вытянули шеи,

У кого длиннее –

Один серый,

Другой белый.

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси –

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!

Воспитатель: Детки, давайте поможем бабушке вернуть гусей. И нарисуем их. Нужно опустить в мисочку с гуашью всю ладонь и делать отпечаток внутренней стороной ладони (пальчики плотно прижаты друг к другу, большой палец смотрит строго вверх) на бумаге. Когда все дети нарисуют, воспитатель скажет: «Вот мы и вернули гусей бабушке. Давайте изобразим их: сделаем из ладони клювик, будем «открывать» ладошку и говорить «га-га-га!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия разработан

Воспитателем : Мартьяновой А. М.

ГБОУ СОШ№296

Структурного подразделения

Отделения дошкольного образования

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по рисованию в младшей группе

«Домашние птицы»

(младший дошкольный возраст)

Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение.

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитывающие: Развивать способность сочувствовать.

Оборудование: рисунки – заготовки гусей, широкие мисочки с разведенной водой гуашью, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель поет детям первые куплеты песни о гусях:

Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся

Вытянули шеи,

У кого длиннее –

Один серый,

Другой белый.

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси –

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!

Воспитатель: Детки, давайте поможем бабушке вернуть гусей. И нарисуем их. Нужно опустить в мисочку с гуашью всю ладонь и делать отпечаток внутренней стороной ладони (пальчики плотно прижаты друг к другу, большой палец смотрит строго вверх) на бумаге. Когда все дети нарисуют, воспитатель скажет: «Вот мы и вернули гусей бабушке. Давайте изобразим их: сделаем из ладони клювик, будем «открывать» ладошку и говорить «га-га-га!»


Подготовила: воспитатель ГБДОУ№47 Моськина Л.А.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

во второй младшей группе.

Тема:« Покормим птиц ».

Интеграция образовательной деятельности:

· Познание – формирование целостной картины мира;

· Физическая культура;

· Художественно-эстетическое развитие – рисование.

Педагогические технологии: Мнемотехника, игровая.

Задачи.

· Образовательные:

Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление;

· Развивающие:

Развивать зрительную память.

Развивать художественную деятельность, закрепить и правильно называть цвета.

Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать красками.

Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в физминутке «Птички». Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки «Птички.

Развивать мелкую моторику кисти рук (работа с кисточкой).

· Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, желание детей узнавать что-то новое. Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.

Материал и оборудование:

Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица).

Ширма, птичка, кормушка, музыкальное сопровождение.

Мнемотаблицы.

Альбомный лист с изображением кормушки.

Краски - гуашь: желтая, черная; кисточки, салфетка.

Предварительная работа :

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.

3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Ход занятия: За ширмой появляется воробей.

Воробей: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик

Воспитатель: Ой, ребята кто это к нам прилетел.

Дети: Птичка

Воспитатель: Ребята, а каких птичек вы знаете?

Дети: Синичка, снегирь, ворона, воробей

Воспитатель: Ребята : «Кто такой храбрый? Кто первым приле-тел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилете-ли. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острень-кий. Клюнут и на новое место перелетят стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают?

Воспитатель: Ребята, почему зимой надо подкармливать птичек?

Дети: Чтобы они не погибли от холода и голода.

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с вами покормим воробушка. (Воспитатель вместе с детьми кладет семечки в кормушку).

Воспитатель: Скачет, скачет воробей

Просит маленьких детей

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Воробей: Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.

Киньте просо и ячмень

Буду петь вам целый день.

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик

Вот и другие птицы прилетели. Дети отвечают на вопросы, как птиц называют, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубя или воробья. Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Взрослый го-ворит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые». Ска-жите им так, ребята.

Физминутка.

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы с вами покормили нашего воробушка, он наелся, согрелся, посмотрите, как он развеселился. Давайте покажем, как ему весело, как он, радуется, машет крылышками. (Показ детей)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, как много птичек к нам прилетело. Давайте мы и их угостим. А чтобы они поели, вы должны нарисовать им корм.

Дети садятся за столы, на которых находятся макеты птиц.

Воспитатель объясняет и показывает на мольберте приемы рисования. Ребята - эта кормушка - птичья столовая. Птички едят в кормушке, потому что на снегу семечек и зернышек не видно. Семечки, какого цвета? Черного. Значит, рисовать мы будем черной краской. А зернышки, какого цвета? Желтого. Их мы нарисуем желтой краской. (Под тихую спокойную музыку дети рисуют).

Воспитатель: Ребята вы рисовали так много угощения своим птичкам, а теперь покормите их, пускай они поклюют своим клювиками ваши зернышки.

Когда дети кормят своих птичек, играет музыка.

Воспитатель: Молодцы ребята, птички вам говорят спасибо, за то, что вы их накормили. А как красиво вы нарисовали зернышки кончиком кисточки, а семечки «тычками».

Воспитатель: Вы порисовали, поиграли. А теперь давайте пойдем с вами на улицу и покормим остальных воробушек на участке нашего детского сада.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх