Обзор произведения бесприданница. Разбор нравственных отношений в пьесе бесприданница

Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях проблематики драмы Островского «Бесприданница», о характеристике и сценическом амплуа некоторых её героев. Также обсудим и проанализируем такие пьесы, как «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», трилогию о Бальзаминове. Проведем краткий экскурс по творчеству драматурга после написания пьесы «Гроза».

Рис. 1. Титульный лист одного из изданий драмы «Бесприданница» (1948) ()

«Бесприданницу» Островский написал в 1878 году. 10 ноября она была поставлена в Москве, а через две недели, 22 ноября 1878 года, - в Александринском театре Санкт-Петербурга. В январском номере «Отечественных записок» появилась эта пьеса уже напечатанной. Это драма в четырех действиях, действия происходят в наше время. Место действия - город Бряхимов. Это такой же вымышленный, обобщенный город, как Калинов в «Грозе».

Рис. 2. Иллюстрация к драме «Гроза» ()

Бряхимов также является местом действия в пьесах «Красавец мужчина» и «Таланты и поклонники», обе они написаны позже «Бесприданницы». Как и в «Грозе», декорации - это Приволжский бульвар, но пространство, в отличие от пьесы 1859 года, разделено на уровни, оно организовано вертикально. Кофейня и есть Волга. В спектакле театра-студии Петра Фоменко эти уровни подчеркнуты и часть действий происходит в подмостках на вершине лестницы. Любопытно посмотреть на имена персонажей. У Островского имена персонажей часто говорящие. Часто, но не всегда. Иногда Островский одинаково называет персонажей совершенно противоположных. В «Бесприданнице» фамилии действительно говорят. Вот, например, фамилия Кнуров. Кнур - это боров, кабан. Кнуров - это персонаж нового типа. Это хозяин жизни, богатый купец, но это не Дикой, не Большов, не Торцов. Здесь нет ни сапог, ни поддевки, ни картуза, ни бороды. У него из кармана торчит французская газета, которую он читает довольно много времени. А когда он на сцене - как будто заслоняется этой газетой от недостойных его собеседников. Следующий персонаж - Вожеватов. Само слово вожеватый означает обходительный, приветливый . Фигура достаточно нетрадиционная. Во-первых, молодой, об этом будет сказано с самого начала пьесы, а во-вторых, он с детских лет знаком с Ларисой и симпатизирует ей, хотя и не влюблен. В-третьих, он чувствует в себе еще азарт покупки, приобретения. Это другой тип купца, предпринимателя, «денежного мешка». В пьесе есть такой персонаж, как Паратов. Фамилия Паратов образована от прилагательного паратый , это охотничий термин. Слово паратый означает сильный, быстрый, хитрый. Действительно, Паратов - персонаж необычайно любопытный. Он всегда эффектен, вплоть до театральности, он способен выбить монету из рук Ларисы, он любит быструю езду, хотя если бы капитан парохода послушался его, то, возможно, котлы действительно разорвались бы. Важно, что он уже в первом разговоре с Вожеватовым говорит, что у него «… ничего нет заветного, найду выгоду, так все продам, что угодно…».

Это выражение задает тональность характера Паратова, который, очень эффектно обольстив Ларису, говорит ей, что у него обручальное кольцо, он помолвлен, он чувствует, что он свою свободу уже продал. Это персонаж очень важный.

Имя матери Ларисы - Харита. Оно по-цыгански означает прелестница . Цыганская тема в этой пьесе необычайно важна. Чрезвычайно многое в настроении этой пьесы рождается от цыганского хора, от цыганских песен, и не только цыганских. Здесь все время звучит музыка. Здесь и «Матушка-голубушка», и «Не искушай меня». Поет Лариса. Музыкальная составляющая пьес, а, соответственно, и спектакля, фильма, если говорить об экранизации Эльдаром Рязановым этой пьесы под названием «Жестокий романс», тоже чрезвычайно важна.

Имя Лариса означает приятная, сладкая. Имя персонажа здесь вступает в некий диалог с характером. Это не просто этикетка: если Лариса, то будет всегда приятная и сладкая. А она совсем не сладкая. Или Вожеватов должен быть всегда вежливым и обходительным, но вспомните его отношение с Робинзоном. Робинзон - это персонаж, который читателю Островского должен быть знаком. Это актер Счастливцев, который появляется в пьесе «Лес», написанной намного раньше, чем «Бесприданница».

Заглавие комедии «Лес» также многозначно, как и заглавие «Грозы».

Рис. 3. Титульный лист одного из изданий пьесы «Лес» (1950) ()

С одной стороны, речь идет о продаже леса. Помещица Гурмыжская продает свой лес. Это отражение реального процесса, когда дворянские усадьбы приходят в упадок, имения продаются, мельчают и т. д. Бодаев, один из персонажей этой комедии, говорит: «Нужно любовнику ермолку с кисточкой - она лес продает, строевой, бережёный, первому плуту» . Действительно, Восмибратов - первый плут. Но с другой стороны, лес - это и место действия. В лесу встречаются Петр и Аксюша, Счастливцев и Несчастливцев. Причем здесь снова пьеса становится в контекст творчества Островского: один из указателей ведет в усадьбу Гурмыжской Пеньки, а другой - в город Калинов (место действия «Грозы»). Неслучайно Карп говорит: «Живем здесь в лесу, молимся пенью, да и то с ленью» . А потом Несчастливцев будет говорить Счастливцеву: «Как мы попали в этот лес?» Т. е. лес - это не только деревья, лес - это жизнь в усадьбе Гурмыжской, жизнь с чудовищными порядками.

Несчастливцев: И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.

Так вырастает смысл заглавия и становится символическим.

Очень любопытны имена персонажей. Как всегда, у Островского они значимые. Например, Миланов. Миланов был в «Недоросле» Фонвизина. Миланов - это чувствительный негодяй.

Миланов: Когда были счастливы люди? Под кущами. Как жаль, что мы удалились от первобытной простоты, что наши отеческие отношения и отеческие меры в применении к нашим меньшим братьям прекратились! Строгость в обращении и любовь в душе - как это гармонически изящно!

Т. е. он тоскует о том, что после реформ нельзя пороть крестьян, нельзя безнаказанно ими распоряжаться, как вещами.

Миланов: Не от дам разорены имения, а от того, что свободы много.

Бодаев: Какой свободы? Где это?

В основе пьесы - традиционная ситуация: молодые люди, которые любят друг друга, на пути которых есть препятствие. В конце эти препятствия должны быть преодолены. Так происходит в классической пьесе. В произведении Островского появляются деньги, с помощью которых решается всё.

Буланов: За деньги-то люди черту душу закладывают.

Комедия злободневна. Здесь есть четкие привязки к современности, например земство (местное самоуправление), которое страшно не нравится Бодаеву. Нам становится понятным, как существует театр в театре. Это является самым главным в пьесе «Лес».

Вначале Аксюша спрашивает у Гурмыжской, зачем нужна эта комедия с её замужеством за Буланова. Гурмыжская, как циничное и лицемерное существо, говорит, что если понадобится, то она заставит её играть эту комедию. Здесь вообще каждый разыгрывает свою роль. Например, Гурмыжская. Первое амплуа - она благодетельница.

Гурмыжская: Играешь роль, да и заиграешься.

Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!

Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным.

Сироту обидеть грешно. Ты не забывай Бога-то!

Второе амплуа - она возлюбленная старуха, которая выходит замуж за гимназиста Буланова.

У Буланова тоже несколько амплуа: он - простак, любовник и хозяин игры.

Счастливцев - комический персонаж. Это хорошо видно из разговоров с Несчастливцевым, который, играя роль благородного человека, становится таковым. Например, отдает последнюю тысячу Аксюше.

После упомянутой выше реплики о лесе есть продолжение:

Гурмыжская (пожимая плечами): Комедианты.

Несчастливцев: Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.

«Лес» - комедия, и признаков комедии в этой пьесе очень много, хотя все вместе они не соответствуют типу комедии. Можно считать её сатирической, злободневной, в которой есть и отмена крепостного права, и земство, и разорение помещиков. Но здесь же есть и черты классицистической комедии: молодая пара, любовь, препятствия, которые устраняются к концу. Здесь также есть комедия интриги, например события, связанные с образом племянника Гурмыжской. Здесь есть и черты водевильного комизма, например обращения Счастливцева к Карпу, которого он называет то окунем, то налимом. Здесь есть бутафорские ордена и сломанный пистолет, которые тем не менее позволяют Несчастливцеву получить с Восьмибратова 1000 рублей, которую тот собирался украсть у Гурмыжской. В комедии 5 действий, что соответствует классической комедии.

О пространстве мы уже говорили: всюду лес. Здесь есть фольклорный сюжет: несчастный сирота, добрый избавитель, счастливая развязка. Здесь есть предчувствия, например интересные переходы тысячи рублей. Вначале эту тысячу Восьмибратов недодает Гурмыжской, потом её получает Несчастливцев и возвращает Гурмыжской. Но Гурмыжская сама должна ему тысячу рублей, и Несчастливцев с помощью пистолета получает свою тысячу. Но деньги нужны Аксюше, поэтому тысяча рублей достается ей. Таким образом, происходит круговорот денег.

Важны также цитаты, например из Шиллера. В пьесе также явно выражен мотив дороги и скитаний. Очень сильным является финал пьесы:

Несчастливцев: О, люди, люди! (Идет в угол, надевает котомку.) Ну, Аркадий, мы с тобой попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу! (Выходит на середину сцены, подзывает Карпа и говорит ему с расстановкой и внушительно.) Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)

Здесь он в несколько ином амплуа. Он шут, но не просто шут, а шут осознающий, продающий свое достоинство. Очень важен здесь диалог Робинзона с Паратовым. Паратов издевательски спрашивает у Робинзона, скоро ли тот в Париж едет. На словах «поехать в Париж» строится небольшая игра. Робинзон думает, что его повезут в столицу Франции, а «Париж» - это трактир в окрестности города, куда обещает свозить его Вожеватов.

Робинзон: С кем это? С тобой куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами, кончено.

Паратов: Что так?

Робинзон: Невежи!

Паратов: Будто? Давно ли ты догадался?

Робинзон: Всегда знал. Я всегда за дворян.

Современники чувствуют то, что не чувствуем мы. Мы можем сейчас сколько угодно давать социологический комментарий, мол, вот дворяне разоряющиеся, мельчащие, рождающиеся, а вот купцы… Это всего лишь социологический комментарий. Для современников это была жизнь, это было то, чем они жили. Это важно понимать.

Паратов: Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век…

Не золотой век искусства, не искусство выше всего, а сколько ты заслужишь золота, столько ты стоишь. О духе коммерции в современном искусстве впервые заговорили не в XXI веке.

Паратов: Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь.

Медичи - это покровитель искусств эпохи Возрождения. А здесь Паратов говорит: «какой покровитель достанется» . Могут и ваксой напоить, и в бочке с горы прокатить. За деньги все сделают.

В 1860 году Островский получает Уваровскую премию за пьесу «Гроза» (1859). В конце 1860 году после 11-летнего запрета разрешена к постановке пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849), но с измененным финалом. Островский обращается к историческим темам и пишет такие пьесы, как «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич и Минин-Сухорук», «Тушино». Эти пьесы он пишет в шестилетие от 1861 до 1866 года, период, в котором историческая тематика была характерна для русской литературы. Островский много переводит: «Укрощение строптивой» (У. Шекспир), «Семья преступника» (П. Джакометти), «Кофейня» (К. Гольдони), «Мандрагора» (Н. Макиавелли). В 1861 году Островский дописывает пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь».

Рис. 4. Иллюстрация к фильму «Женитьба Бальзаминова» ()

Это третья пьеса из трилогии о Мише Бальзаминове - незадачливом и недалеком, бедном и глуповатом персонаже, который мечтает жениться на богатой невесте (рис. 4). И вот на протяжении первых двух пьес у него ничего не получается, а на третий раз он находит вдову Белотелову, и сваха устраивает их брак. Эта третья пьеса напечатана в журнале братьев Достоевских «Время», и Достоевский (рис. 5) пишет Островскому письмо:

Рис. 5. Ф.М. Достоевский ()

«Уголок Москвы, на который вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девицы, сваха, маменька, сваха и, наконец, сам герой - это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она ввек не потускнеет в уме. Но из всех ваших свах - Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве, лет десяти от роду; я её помню». Действительно, Островский в этой трилогии о Бальзаминове изображает совершенно особый замоскворецкий мир со своим неторопливым укладом, нелепой претенциозной ученостью и фантастическими суждениями. В пьесе «Праздничный сон до обеда» (1857) сваха появляется в доме купеческой вдовы, у которой дочка на выданье:

Красавина: Да говорят, белый арап на нас подымается, двести миллионтов войска ведет.

Ничкина: Откуда же он, белый арап?

Красавина: Из Белой Арапии.

В 1868 году Островский пишет комедию «На всякого мудреца довольно простоты». В этой комедии все мудрецы: и ретрограды, и консерваторы, и либералы. А сюжет этой комедии состоит вот в чем: некий молодой человек, умный, циничный, собирается продвинуться в своей карьере и решает, что для этого все средства хороши. Он ухаживает за женой одного очень глупого, но высокопоставленного чиновника, который очень любит учить других. И Глумов покорно выслушивает все его поучения, а его жене, довольно немолодой, но с большими претензиями, намекает на свое увлечение ею. Он устраивает дело так, что довольно вздорная вдова Турусина именно за него пытается отдать свою единственную и с большим приданым дочь. Он поступает в секретари к отставному чиновнику Крутицкому, у которого много идей, в частности о вреде реформ. И чтобы как-то вознаградить себя за этот цинизм, Глумов ведет дневник, где дает беспощадные характеристики всем. Но однажды он забывает этот дневник, и дневник попадает к Мамаевой, которая обнародует его. Вначале все шокированы тем, что пишет Глумов о них в дневнике. И вот, что говорит Глумов в финале пьесы:

Глумов: Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки - я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все - тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит.)

Молчание.

Крутицкий: А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.

Городулин: Непременно.

Мамаев: Я согласен.

Мамаева: Уж это я возьму на себя.

Так заканчивается пьеса.

В 1870 году Островский пишет комедию «Лес», а в 1873 - «Снегурочку» (рис. 6).

Рис. 6. Издание сказки «Снегурочка» ()

У Островского складывается такой ритм: с мая по сентябрь он живет в имении Щелыково и обдумывает пьесу, осенью печатает, зимой ставит. Но так было не всегда. Пресса к Островскому была настроена не участливо, все время выискивая огрехи в творчестве писателя. В 1875 году Островский ставит дворянскую комедию «Волки и овцы» (рис. 7),

Рис. 7. Титульный лист одного из изданий пьесы «Волки и овцы» ()

в 1880 году печатает пьесу «Сердце не камень», в том же 1880 году участвует в Пушкинском празднике, на котором выступали и Тургенев, и Достоевский. В 1882 году он печатает пьесу «Таланты и поклонники», в 1884 - «Без вины виноватые», а в 1886 году становится заведующим репертуарной частью московских театров, а 2 июня 1886 года умирает в своем Костромском имении, где его и хоронят.

У Островского появляются характеры очень сложные, очень неоднозначные. При всем том, что и Кабаниха, и Варвара, и Катерина - необычайно сложные персонажи, но главное в них все же не внутренняя противоречивость, не сложность психологических мотивов, а сила, с которой выражена та или иная черта. В «Бесприданнице» все сложнее. Карандышев (карандаш, коротышка, недоросток ) не только жалок, не только смешон, он не только ничтожество. Мы увидим, как осложняется этот характер.

Не случайно Кнуров, уже после истории с пикником за Волгой, когда Лариса уже опозорена и несчастна, хладнокровно и цинично говорит: «Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления… Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат…».

То, что Кнуров готов купить Ларису, понятно с самого начала. Но то, что Кнуров готов разыграть с Вожеватовым Ларису в «орлянку», т. е. в «орла и решку», это мы видим на сцене. А вот насколько он искренен, когда говорит, что не задумался бы предложить Ларисе руку, но он женат? Это новый, неочевидный мотив, оттенок в характере этого героя.

В первом действии пьесы Островского, как всегда, экспозиция. Второстепенные персонажи представляют главных, их предыстории. Пушечный выстрел. Это завязка. Уже Лариса сказала Карандышеву: «Если б явился Сергей Сергеевич, все было бы иначе» . Лариса хочет покончить с цыганским табором, с унизительной долей бесприданницы, с тем, что мать ее продается кому угодно. Она с отчаянья готова выйти за Карандышева, но предупреждает его, что никаких заслуг пока она в нем не видит.

Лариса. Не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!

А для Карандышева важно, что он здесь победил всех, что неприступная Лариса согласилась выйти за него. Для него это амбиция, черта героя Достоевского, необычайно важна, поэтому он и не хочет уезжать. Драма произойдет на наших глазах. Забери он Ларису, как она просила, увези ее куда-то в захолустье, куда он собирается поехать к чиновникам, и драмы бы не было. Вот чем отличается драма от трагедии. Трагедия неизбежно произойдет, трагедия - это воля судьбы, рока. Драма - результат человеческих решений. Поэтому «Бесприданница» - психологическая драма, а «Гроза» - трагедия.

Еще одно предчувствие, предсказание есть в первом действии. Именно предчувствие, но не пророчество. Лариса видит решетку, у нее кружится голова, она боится отсюда упасть, сорваться. Это, по сути, сюжет «Грозы», но Лариса этого шага не сделала.

Второе действие начинается с диалога Кнурова и довольно лукавой, жадной матери Ларисы. Здесь появляется Паратов у Ларисы, здесь некоторое столкновение Паратова и Карандышева, приглашение на обед. Понятно, что для Кнурова, Вожеватого, Паратова приглашение на обед Карандышева звучит как оскорбление, но все трое принимают его. Кнуров - потому что просит Харита. Он уверен, что так или иначе, в замужестве или нет, Лариса очень скоро разочаруется в своем Карандышеве и ей, как дорогому бриллианту, нужна будет дорогая оправа, вот тут он и понадобится. Вожеватов принял приглашение на ужин, потому что он, как Паратов, собирается подшутить над Карандышевым и его высмеять. Для этого им понадобился Робинзон. Тут еще, вдобавок к унижениям грядущим карандышевским, Островский выводит на сцену его тетку, которая будет рассуждать о том, что слишком дорогое вино куплено, слишком дорогие закуски, все можно было сделать дешевле, все чрезвычайно разорительно.

Третье действие. Обед. Карандышев предлагает тост за Ларису, которая умеет ценить и выбирать людей. Все идет по плану Вожеватого и Паратова. Карандышева подпаивают, и когда он выходит на сцену, входит в комнату, выясняется, что уехали не только Кнуров, Вожеватов, Паратов, а уехала и Лариса. И вот здесь происходит очень важный разговор.

Карандышев: Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Это монолог героя Достоевского. Смешной человек, который оказывается глубоко раненым, уязвленным. Он совсем неоднозначный. А героиня говорит матери: «Или я буду счастлива, или ищи меня в Волге» . Счастлива она не будет, но и в Волгу она не бросится.

Четвертое действие. Этому действию можно было бы дать название «Вещь». Сначала друг другу передают Робинзона. Потом Кнуров и Вожеватов в «орлянку» разыгрывают Ларису. Появляется Карандышев с пистолетом. Смешная фигура. До этого сказано, что он ковер дешевый купил, повесил туда сабли старые, турецкий кинжал, который не вынимается из ножен, пистолеты, ружье, которое не стреляет. Последний его разговор с Ларисой так же не прост, как и характер Карандышева. Сначала Карандышев стыдит Ларису, возмущается ее поведением, потом заявляет свои права на нее: «я ваш хозяин» , а потом говорит (это к вопросу о том есть или нет любовь у Карандышева к Ларисе): «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю» . На что Лариса с горькой улыбкой говорит: «Так я себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы» . Лариса почти цинически говорит: «Да, я вещь, но если быть вещью, то дорогой. Зовите Кнурова» .

Карандышев (вставая): О, не раскайтесь! Вы должны быть моей.

Лариса: Чьей ни быть, но не вашей.

Карандышев: Не моей?

Лариса: Никогда.

Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета).

Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас!

Карандышев: Что я, что я …ах, безумный! (Роняет пистолет).

Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние… (Поднимает пистолет и кладет на стол).

Их кофейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван.

Все: Что такое? Что такое?

Лариса: Это я сама… никто не виноват, никто… Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов: Велите замолчать! Велите замолчать!

Лариса (постепенно слабеющим голосом): Нет, незачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю. (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

В этой пьесе важно все: мотив игры, игры сценической, Робинзон, обед у Карандышева, где все разыгрывают гостей, заинтересованных в хозяине, игры в «орлянку», стрельба Паратова. Здесь важны предметные детали: и решетка, и гитара, и пистолет. Время действия - менее суток, как в классической пьесе, Островскому больше и не нужно. Деньги, расчет, самоубийство, Волга, музыка - все это входит в пьесу и реализуется только в спектакле. В пьесе нарастает драматизм от начала к концу. Эта пьеса при жизни Островского не имела успеха, и Савина, для которой Островский писал эту роль, после девятого спектакля отказалась от нее. Созонов перестал играть Карандышева. Эту пьесу ждали только в 1896 году, когда на большой сцене Ларису играла Вера Комиссаржевская.

Закончим урок вопросом, ответ на который вы можете найти, посмотрев иллюстрации и записи фильмов, спектаклей прошлых лет. Как играть Ларису? Играть ее как исключительную героиню, поднятую над всеми (так играла Комиссаржевская), или играть ее как одну из (героиню заблуждающуюся, подверженную таким же искушениям, каких не миновали другие герои пьесы). Вопросы остаются, а следовательно, остаются и разные возможности для разного прочтения пьесы, разных постановок спектаклей, для разных пониманий.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. 3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Telenir.net ().
  2. Rud.exdat.com ().
  3. Lit-helper.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы основные особенности проблематики драмы Островского «Бесприданница»?
  2. Составьте сравнительную таблицу пьес «Бесприданница» и «Лес».
  3. * Подготовьте доклад о творчестве Островского после «Грозы».

Великолепной пьесой позднего периода творчества А. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актрисы столичных театров - Г.Федотова, М.Ермолова, М.Савина, а позже В.Комиссаржевская взялись за исполнение центральной роли в этой пьесе - роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?

Лариса отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватова, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет» и говорит людям она правду. С героиней «Грозы» сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором. Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу. Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает «чайка». А еще меня (и наверное, всех актрис) привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепиано и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживая исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей!

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Сама она, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но «обольщений», «искушений» у нее множество. Она, по ее словам, «стоит на распутье», находится перед «выбором».

Может быть, предпочесть стиль жизни ее матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочёк она ужё загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять этого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит ей улыбаться, а ей плакать хочется. И она просит жениха, чтобы вырвал он ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу.

Но Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлости и цинизма окружающих ее людей она и не хочет видеть, и – довольно долго – не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она готова выбирать среди пошлых поклонников.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно но хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». Потом «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «проявился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да не долго прокуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Ему явно симпатизирует Лариса, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем свой выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет - такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на свое гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого, вдобавок, и любви-то совсем не замечается.

Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богач, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж болью нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить и петь ему будет, когда оп всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит». Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как «дорогой бриллиант», который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего этого, Лариса все же отказывается от этого выбора. В своем монологе у решетки она отвергает «роскошь, блеск» и «разврат», трижды повторяя слово «нет».

Всем существом своей натуры Лариса тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Отвечает ли он ее представлениям?

Паратов - богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и волюшку, щедр и дерзок. Поэтому в нем души не чают цыгане. Любит его и Лариса. Наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль. Вожеватов восклицает: «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!.. Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». Вот на нем было и остановила свои выбор Лариса. Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Обманщик он. В прошлом году всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А теперь снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные. За ними - развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесты с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме. Идет за него, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого подвернувшегося жениха.

Карандышев - мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился, и, будучи: завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность. И во теперь этот мещанин хочет женитьбой па красавице Ларисе одержать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться и люди. Его и жалко как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый «пузырь». Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может. Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником. Может быть он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство. Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство и месть. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла...» Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.

Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу. Что же делать?

Может быть согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним. Сам этот идол ей, конечно, не нужен. Но, может, предпочесть золоту его? «Каждой вещи своя цена есть», - горько иронизирует она. - «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты». Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски. Иного выбора уже не существует. Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается. Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.

Гибель, уход из этого мира - вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой. В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. «Верной смертью» называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о равнодушном выстреле Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке «удавиться можно», а в Волге «везде утопиться легко». Робинзон говорит о возможном убийстве. Наконец, Лариса мечтает: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь». Трагическая гибель героини в пьесе становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

Комедийное шутовство Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий актер произносит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»

«Бесприданница» Островского – драма о катастрофе в мире чистогана и волчьих законов. Это пьеса о трагедии, на которую имела право обычная бесприданница с горячим сердцем.

Администрация города Соликамска Пермского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»

618556, г. Соликамск Пермский край, ул. Фрунзе, 114. тел/факс 4-34-35

E-mail:

Уроки по литературе

для 10 класса

по теме: «Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»»

Выполнила:

Манькова Людмила Николаевна

учитель МБОУ «ВСШ №3» г. Соликамска

Тема: Анализ текста драмы А. Н . Островского "Бесприданница" (2-3 уроки по данной теме).

Цель уроков: учить работать с текстом.

Задачи:

    Проверить знания текста.

    Разобрать образы героев по тексту при помощи чтения отрывков из пьесы.

    Обобщить изученный материал для подготовки к сочинению.

План урока:

    Организационный момент.

    Аналитическая беседа (проверка д/з. по знанию текста).

    Обсуждение образа Огудаловой.

    Характеристика Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова.

6. Анализ образа Карандашева.

    Подведение итогов и составление опорного конспекта.

    Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Аналитическая беседа

Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Ученик. На первый взгляд, первые два явления пьесы - это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву - эти новости являются основными для героев.

Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Ученик. Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

Что мы знаем о Паратове?

Задание.

Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Ученик. Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль - его предпочли другому!

Как вы считаете, какова роль данной сцены?

Ученик. Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за измену и показать свое превосходство.

Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Ученик. События второго действия - это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым. (учащиеся читают эти сцены по ролям).

Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Ученик. Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

Какова же кульминация пьесы?

Ученик. Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!

Задание.

Пересказать события четвертого действия

Какое решение принимает Лариса и почему?

Ученик. Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е. стать «вещью».

Ученик. Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.

III. Обсуждение образа Х.И. Огудаловой

Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И. Огудаловой?

Ученик. Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна - приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».

Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

Ученик. К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «... Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили...». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник. Характерна ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.

Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?

Ученик. Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с

Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Каранды- шева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.

С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

Ученик. Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.

    Характеристика Паратова

Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица Кнуров, Вожеватов, Карандышев? За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?

Ученик. Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», - с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», - соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом - выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера - все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.

Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл. 7, Д. IV.

Ученик. О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

Ученик. Как легко он расстался с «Ласточкой, так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» - чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него - деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.

В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?

Ученик. Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящ вушке. Но Печорин - натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же - самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе - то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова

Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г.И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец... жил обманом, богатство приходило к нему темными путями... Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть... старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по- божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело - настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб...».

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»? Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов?

Ученик. Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от Диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, - «чтобы люди него дурного не сказали».

Каковы взаимоотношении между купцами?

Ученик. По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.

Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?

Ученик. В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: все думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. - Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе. В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, кто Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».

Каково отношение Вожеватова к Ларисе?

Ученик. Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что любовью-то называется», - говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».

Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?

Ученик. Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в V действии. «Вася, я погибаю! - в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса мы с тобой с детства знакомы... что мне делать - научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово - это марка купца.

    Анализ образа Карандышева

Кто такой Карандышев?

Ученик. Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.

Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

Ученик. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!». Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11,13,14; Д. IV, явл. 10-11).

Ученик. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все...» до «Я слишком дорога для вас».)

Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним - это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.

В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

Ученик. Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.

    Подведение итогов обсуждений

Подведем итоги наших уроков и составим опорный конспект. Составление

опорного конспекта начнем с указания дат написания пьес «Гроза» и «Бесприданница»: 1859 и 1878, расположим названия драматических произведений и даты в противоположных сторонах верхней части конспекта.

Обратимся к ученикам с вопросом:

Что общего можно заметить в этих двух произведениях драматурга?

Ответ на этот вопрос в краткой форме зафиксируем в конспекте, расположив эту запись в строке между названиями произведений.

1) Волга; Калинов и Бряхимов - маленькие города;

2) жестокость нравов, царящих в этих городах, сочетается с жаждой наживы;

3) в обоих городах живет и страдает незаурядная личность, не принимающая ложь, стремящаяся к свободе, красоте и любви;

4) пьеса завершается трагической гибелью героини, являющейся центром драмы.

Итак, в центре своего повествования Островский, как и в драме «Гроза», ставит героиню - Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит - "Бесприданница". Лучшая из лучших - бесприданница». (Отмечаем центр конспекта и записываем: «Лариса Огудалова».)

Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудаповой, - «лучшая из лучших».

Ученик. Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи... эта женщина создана для роскоши». Василии Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той матери все хитрость да лесть, а эта вдруг, не с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

По ходу выступлений учащихся делается запись в конспекте (под именем героини):

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д

Сценическая история пьесы «Бесприданница» свидетельствует о том, что успех драмы напрямую зависел от понимания актрисой, исполнявшей роль Ларисы, авторского замысла. В 1896 году на сцене Александрийского театра Ларису сыграла Вера Федоров на Комиссаржевская.

Лариса в исполнении В.Ф.Комиссаржевской предстала героиней, отрешенной от мелочей быта, стоящей выше житейской пошлости, наделенной поразительной душевной чистотой, стремящейся вырваться из круга равнодушия и жестокости.

Слово «круг» - ключевое в составлении следующей части конспекта. Ставим задачу определить круг равнодушия и жестокости.

Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Ученик. Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.

Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся - удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает?

Ученик. «...сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях. По мнению Ларисы, Паратов - «идеал мужчины», потому что в нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

Мнение Хариты Игнатьевны Огудаловой, отметим в конспекте различия: Паратов - блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса. Карандышев - мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй, и все, чем отличаются эти герои. Карандышев - жертва? Да. Несчастный человек?

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратова скорее всего драматург образовал от диалектного слова пора- тый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых справочниках есть и такое объяснение фамилии? паратый - ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева образована от карандыш, карандышка, то есть (по Далю) «коротышка, недоросток, малорослый человек».

Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции. (Высказывания зафиксируем в конспекте.)

Ученик. Паратов: «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличать- ся». «Ну чем я хуже Паратова?»

Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Ученик. Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратова ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева.

Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышев?

Ученик. Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Ученик. Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями. Да и неслучайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме "Бесприданница" тип «маленького человека». Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие. Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе - «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта - анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова.

Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур - «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ - развязный, беспардонный.

Давайте вспомним характеристику образов Кнурова и Вожеватого?

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате - запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг, равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны. Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана. Фамилия Огудалова образована от глагола «огудаты», который толкуется так: обмануть. Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам. (В конспекте записываем значение имени.)

Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Ученик. Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное - это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

Ученик. 1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого - привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.

2. Пьеса «Бесприданница» - психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, - читаем в статье А. И. Журавлевой "Тысячелетний памятник России", открывающей сборник избранных произведений писателя "Театр и жизнь", - проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она - поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы - натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма». (приложение 1)

VIII . Домашнее задание

Составление тем и планов для сочинений.

Список используемой литературы

    Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплекс уроков. М.: «ВАКО», 2004г.

1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета.
2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой.
3. Представители делового мира в пьесе.
4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев.

В пьесе «Бесприданница» А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: преуспевающие дельцы Кнуров и Вожеватов — уважаемые люди в городе, перед ними открыты все двери, и сами они вполне сознают все преимущества своего положения: «Да с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много». Нет такого «товара», который нельзя было бы приобрести за деньги: за них промотавшийся дворянин Паратов продает свою «волюшку», их разными хитростями выуживает у богатых гостей мать Ларисы, за деньги и сама Лариса, разочаровавшаяся в любви, готова ехать с Кнуровым, который не прочь развлечься. Ловкий пройдоха, актер Счастливцев, старается извлечь асе материальные выгоды из своего знакомства с богатыми людьми, наделав долгов на их счет, а мелкий чиновник Карандышев изо всех сил старается сравняться с богачами, которым втайне завидует. Таким образом, мы видим, что в той или иной степень деньги оказывают влияние на поведение всех персонажей пьесы.

А какую роль играют в развитии сюжета чувства, в первую очередь любовь? Лариса, главная героиня пьесы, постоянно находится в центре внимания, о ней говорят, ею восхищаются. Однако настоящую любовь изо всех действующих лиц испытывала только она: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова» — к такому выводу приходит Лариса. В самом деле, кто из ее окружения способен на высокие чувства? «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — говорит о любви молодой купец Вожеватов. «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» — вот подлинная сущность Паратова, который долгое время казался Ларисе «идеалом мужчины». А Ларисе этот человек бесстыдно лгал: «...Во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей». Кнуров — тот по крайней мере честен: «...Я готов предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления». Да и Карандышев, который заявляет, что любит Ларису, относится к ней так же, как и все остальные — как к вещи, полагая, что он имеет право распоряжаться ее судьбой, ее жизнью: «Так не доставайся же ты никому!»

Внутренний конфликт пьесы и заключается в том, что при значительном внимании со стороны окружающих Лариса на самом деле безмерно одинока. Мало этого — ее понятия и устремления не вписываются в систему господствующих в обществе ценностей. Лариса чужда расчета и притворства, и это становится причиной ее душевных страданий. Но она, при всех своих высоких достоинствах, не умеет оценивать людей. Внешний блеск Паратова она принимает за подлинную широту души; она верит этому человеку даже после того, как он скрылся, предварительно наговорив красивых слов о своей любви. Так как в Ларисе нет лжи, она не видит ее и в других; негодуя, что «все себя любят», что все думают только о себе, она тоже, в сущности, не видит окружающих, меряет их собственными мерками. Ее решение выйти замуж за Карандышева — в высшей степени неразумное решение: еще до свадьбы ясно, что она, чуткая, ранимая и гордая, не уживется с этим человеком, в котором чрезвычайно развит низменный собственнический инстинкт и болезненно обострено самолюбие. И на своего жениха, как и на любимого человека, Лариса не хочет и не умеет посмотреть трезво — она отгораживается от настоящего Карандышева призрачными картинами будущей семейной жизни, в которой девушка надеется найти душевный покой. Но разве возможно обрести душевную гармонию, находясь в обществе человека, которого не любишь и даже не уважаешь? «...Вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня», — но разве это справедливо только в отношении Карандышева? А Паратов? Он ведь тоже, при всем своем блеске, которого так недостает Карандышеву, не заслуживает уважения.

В пьесе «Бесприданница» Островский мастерски показал не только характер главной героини, но и окружающих ее людей. Потомственные купцы Кнуров и Вожеватов, невзирая на тот цинизм, с которым они бросают жребий, кому взять Ларису на содержание, все же оказываются честнее дворянина Паратова. «Честное купеческое слово» еще имеет ценность в представлениях Кнурова и Вожеватова: «...Давши слово, держись; а не давши, крепись!» Честность этих практических людей, пусть и не отягощенных высокими духовными идеала, выгодно отличает их от Паратова, безнравственная и жестокая ложь которого и становится одной из причин гибели Ларисы.

Островский показывает и другие характерные черты преуспевающих дельцов: надменность Кнурова, который разговаривает лишь с немногими избранными, остроумное ханжество Вожеватова, во избежание лишних сплетен пьющего шампанское так, словно это чай.

Ловкие дельцы втихомолку посмеиваются над Паратовым, который слишком много внимания уделяет светскому лоску, любит тратить деньги, не считая, отчего он и промотался. Островский показывает произошедшее в обществе смещение ценностных приоритетов: если прежде дворянин пользовался большим уважением, чем представители купечества (эта тема звучит, например, в пьесе «Свои люди — сочтемся»), то теперь купцы позволяют себе подтрунивать над дворянской нерасчетливостью, показным шиком: «...Где ж ему! Не барское это дело. Вот вы выгоду найдете, коли дешево-то купите».

Ярким контрастом с самоуверенными предпринимателями и блестящим барином Паратовым является образ Юлия Карандышева, жениха Ларины. Желание «повеличаться» выставляет этого человека в жалком, смешном виде. Главная беда Карандышева даже не в его незначительных доходах, а в том, что он тщится стать на дружескую ногу с богачами, забыв древнюю мудрость: «Гусь свинье не товарищ». У этого человека болезненно обострено самолюбие — в глубине души сознавая собственную незначительность, Карандышев мучительно страдает от ревности. Он готов ревновать Ларису к кому угодно; желая хоть как-то поднять собственную значимость в ее глазах, он влезает в разговоры с неуместными замечаниями, пытается указывать Ларисе, как она должна себя вести, упрекает ее за неправильное, с его точки зрения, поведение. Но все эти жалкие потуги казаться умным и значительным терпят сокрушительный крах — Карандышев все больше раскрывает свою личностную несостоятельность. Убийство Ларисы — это наивысшее проявление низменных эмоций, которые охватывают Карандышева.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Островский не только мастерски воссоздал особенности быта определенных кругов общества, показал трагическое несоответствие между миром чистогана и стремлением человеческой души к бескорыстной любви, но и показал характеры, которые, за небольшими изменениями, по-прежнему существуют в обществе.

«Бесприданница»

Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом пьесы Островского.

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода. Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены. Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

Тема

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей. Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза. Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви. Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез. Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином. И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой. Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества. Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни. Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Жанр

В пьесе А. Н. Островского описана трагическая судьба главной героини, молодой бедной девушки. Положение ее драматично, она живет во враждебном мире, не находя понимания со стороны окружающих. Лариса Огудалова проживает тяжелую жизнь. Ее возвышенная и романтическая натура пытается бороться с несправедливостью и жестокостью мира. К сожалению, она слишком слаба для такой борьбы и жизнь Ларисы трагически обрывается.

Все это относит пьесу к жанру психологической драмы, отражающей страшную реальность окружающей жизни.

Пьеса великого драматурга злободневна и масштабна. Затронутые в ней глобальные проблемы общества по сей день не утратили своей актуальности, и «Бесприданница» по праву находится на почетном месте мировой классической драматургии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх