Хомус якутский народный инструмент. Варган – музыкальный инструмент шаманов

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Анна Саввинова
Презентация «Якутские музыкальные инструменты»

У древних якутов было развито музыкальное искусство , доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д. Кырыымпа (кырыыппа) Кыллаах кырыымпа (или кылыах) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент . Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью . Дьа5а

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент . Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент ,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой. БЫЛААЙАХ

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех. АЙААН

Айаан – музыкальный инструмент подобный трубе и горну. Изготавливают из осины. Вдыхая воздух издают звуки, например голоса животных.

Публикации по теме:

Всем известно, что дети любят все новое и яркое. Яркие и звонкие инструменты необходимы в работе музыкального руководителя. Руководствуясь.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Мастер-класс по созданию лэпбука "Музыкальные инструменты". Итак, начинаем наш мастер-класс по созданию лепбука "Музыкальные инструменты".

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Якутский хомус отличается характерным звуком, изготовляется из стали и считается классическим шаманским инструментом.

Хомус - древний музыкальный варган, известен в мире около 5 тыс. лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.



Видео Хомус

Как правило, изготавливают его из дерева или кости, современные образцы делают кроме того из железа. Отличаются якутские хомусы между собой не только по материалу изготовления, но и по своему строению.

Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а так же и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом. Своё сакральное значение якутские хомусы сохраняют и сегодня.

Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм – дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.

По своему строению они могут быть:

пластинчатыми;

дугообразными;

Кроме того их различают по количеству язычков:

С одним язычком;

С двумя язычками;

Тремя язычками;

Четырьмя язычками;

Со слов тех, кто освоил этот древний инструмент, мы часто слышим, что в их жизни произошли изменения, причём в лучшую сторону. Странная особенность игры на якутском хомусе - это полное сосредоточение. Только тогда звуки извлекаемые инструментом будут гармоничные и призывающие к самосозерцанию самого человека играющего на инструменте. Звуковая вибрация данного инструмента очень не похожа на традиционное звучание, мы часто не воспринимаем эти звуки, но мы их ощущаем всем телом.

В Якутии проходят международные мероприятия, посвященные ворганной музыки и якутскому хомусу в частности. Удивительно, но якутские хомусы и до сих пор еще изготавливаются дедовским методом, вручную. Любой звук - это вибрация воздуха. Органы человека, каждая клеточка нашего организма, тоже вибрируют, причём на определенной частоте. Когда частота музыкальных вибраций инструмента совпадает с частотой вибрации нашего организма, наступает абсолютная гармония. У якутского хомуса это получается очень хорошо.

Ещё с глубокой древности, у якутского народа, сохранился хомус, музыкальный инструмент который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки живой природы. Именно поэтому единственный в мире музей Хомуса расположен в Якутии и это несмотря на то, что этот инструмент используется более чем у двух сотен народов. Было время, когда этот национальный инструмент Якутии забывали, но сегодня хомус опять востребован. Среди молодежи региона стало престижно и модно играть на инструменте далеких предков.

Прототипом древних – деревянных варганов было разбитое молнией дерево, звучащее от ветра. По традиционным представлениям сибирских народов оно считалось магически «чисты» от злых духов, щепочки его бережно хранились. Ведь молнии посылались добрыми небожителями для уничтожения зла на земле.

С развитием музыкального инструментария варган был обречен на забвение во многих культурах. Однако у якутов хомус сохранил господствующее положение среди всех музыкальных инструментов. Высокохудожественное искусство якутских хомусистов призвано дать стимул дальнейшему развитию древнейшего инструмента.

Похожие статьи:

Безумно общительный. Безумно талантливый. Профессионал своего дела. И максимально преданный ремеслу. Все это - Степан Толстяков, один из лучших мастеров якутских хомусов. Он живет и трудится в селе Кыйы Таттинского улуса (района) в Якутии. Айар Варламов побывал у него в гостях. ...

Сегодня я расскажу про единственный музей и центр хомуса народов мира. Что такое хомус? Это якутский варган, а варган, свою очередь, это музыкальный инструмент, относящийся к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Благодарим Википедию за предоставленную информацию и идём дальше....

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) - (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру". Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» - деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов: якутский хомус и эвенкийский, эвенский хомус – варган; свирель или флейта; якутская тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; «улахан чардаат күпсүр» – большой кюпсюр, «дьөлөккөй күпсүр» – выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами и побрякушками; или тыал дуораанньык-резонирующий бубен или ветряной бубен; табыки различных вариантов; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; звенящие атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа. Дальнейшее развитие якутского музыкального инструментария он видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и организация оркестра. Свою мечту М.Н. Жирков выразил в словах: "Наш народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра".
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь вначале 60-х гг., когда директор ДНТ ЯАССР Г.Г.Сыромятников съездил в Среднюю Азию для изучения способов изготовления и реконструкции якутских инструментов с целью создания оркестра. В результате в 1962 г. на фабрике музыкальных инструментов г. Москвы под руководством мастера-конструктора П.А. Шошина были изготовлены 4 комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно – смычковых (семейство кырыымпы-сэргэ), струнно-щипковых (кытыйа - таҥсыр, чороон - кылыһах) и ударно-шумовых (дүҥүр, иирэр дьаҕа) групп. Щипковые инструменты были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас.
Знаменательным событием культурной жизни республики стало создание 31 марта 1963 г. в Якутском музыкальном училище оркестра якутских народных инструментов (рук. Н.А. Наумов). В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. Уже в апреле оркестр принял участие в г. Хабаровске на научно-практической конференции по фольклору и развитию музыкального исполнительства народов Сибири и Дальнего Востока. Специально для этого оркестра Г. Комраковым была написана "Якутская увертюра". В 1964 г. оркестр с успехом выступил в Иркутске, Хабаровске, в Москве. Оркестр из Сунтарского района, сопровождавший известный танцевальный ансамбль Сергея Зверева - Кыыл Уола, с большим успехом выступил на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Москве и в Иркутске. Популярностью среди молодежи пользовался участник республиканских смотров и фестивалей студенческий оркестр народных инструментов (рук. Семенов П.П.) ансамбля "Сергеляхские огни", который выезжал на гастроли в Москву и Тувинскую АССР.
В 1967 г. бурятские мастера под руководством известного конструктора-изготовителя музыкальных инструментов Б.Д. Дугарова используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских струнно-щипковых и смычковых инструментов, внеся много от бурятского инструментария, создали вариант якутского оркестра. У щипковых инструментов верхняя дека была сделана из кожи, что не подходило для нашего климата. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неудобны для исполнителей. «Шошинские» и «Дугаровские» комплекты якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов.
Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, создал дьаҕа и күпсүр; А.И. Чахов, изготовивший варианты кылыһах кырыымпы – сэргэ, хоппо, кытыйа, автор наименований инструментов таҥсыр и кылыһах и давший описание технологии изготовления духовых инструментов айаан и ойдуо, автор книги «Саха былыргы инструменнара» и статьей. Основоположники республиканской мастерской по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса В.А. и М.В. Мохначевские создали однострунный тойук-кырыымпу, мас-хобо, хабардьа, шумовые инструменты бадьаайах, сиксиир, реконструировали духовые инструменты айаан и ойдуо, усовершенствовали күпсүр, таҥсыр, кылыһах и хоппо-кырыымпа. Большой вклад внес П.П.Семенов – энтузиаст, пропагандист якутского музыкального фольклора, руководитель Верхневилюйской экспериментальной мастерской по производству якутских музыкальных инструментов, автор статей о якутских музыкальных инструментах. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. Среди первых пропагандистов якутских инструментов выделяется семейный ансамбль исполнителей и мастеров – изготовителей Михайловых из Таттинского района. В 1972 году оркестр народных инструментов с.Верхневилюйск (мастера Т.И. Дойдуков, Д.И. Кузьмин) успешно выступил и стал лауреатом фестиваля народов Сибири в Иркутске. В 1975 г. на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из лучших стал оркестр с. Бердигестях Горного улуса (мастер В.А. Мохначевский). В 1976 г. на зональном смотре Всесоюзного фестиваля в г. Магадане они получили звание лауреата СССР и РСФСР. Оркестр якутских национальных инструментов Якутского музыкального училища под руководством Н.И. Кисленко превратился в один из крупных коллективов республики, подняв исполнительство на якутских инструментах на высокий уровень. В 1982 году он успешно выступил в Днях литературы и искусства Якутии в Москве и Ульяновске. В 1985 г. коллектив дал девять самостоятельных концертов с артистами театра оперы и балета в Монголии. Для этого оркестра специально были написаны композитором В.Ксенофонтовым сюита из 4 частей "Ысыах", «Оленьи скачки» А.Моргусова.
Особый вклад в изучении и развитии якутского инструментария внесли композиторы Г.А. Григорян, Н.С.Берестов, музыковеды - Г.Г.Алексеева, Э.Е. Алексеев, Н.Н.Николаева, Ю.И.Шейкин, А.П.Решетникова, деятели культуры – Н.И.Бойлохов, И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев, преподаватели отделения народных инструментов ЯМУ – Р.П.Борисов, А.В.Каженкина и др.
В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают ансамбли и оркестры при Детских школ искусств: оркестр национальных инструментов "Кылыһах" с. Бердигестях, с. Верхневилюйск (рук. Н.Н.Хобусаров), г. Вилюйска (рук. М.А.Тоноева), этнофольклорный ансамбль с. Техтюр Мегино-Кангаласского улуса (рук. В.В.Кузьмин), оркестр национальных инструментов фольклорного ансамбля «Сандал» с. Хатассы (рук. Семенова А.Т.), фольклорный ансамбль «Сэргэ» с. Татты (рук. Д.А.Попова). Высокое исполнительское искусство на якутских музыкальных инструментах демонстрируют участники и лауреаты многих международных фольклорных конкурсов - фестивалей, известные во всем мире этно-группы "Айархаан" (рук. А.М.Дегтярева) и "Көй дуораан" (рук. К. и Г. Хатылаевы). Огромную работу по сохранению и развитию якутских инструментов ведут также Музей хомуса народов мира (директор Н.С.Шишигин) и Музей музыки и фольклора народов Якутии (директор А.П.Решетникова), Международный центр варганной музыки (президент И.Е.Алексеев). Научно-исследовательской работой по якутскому инструментарию под руководством Ю.И.Шейкина плотно занимаются аспирантки АГИИК В.Е.Дьяконова, М.И.Шамаева. Неоценима также роль мастерских по изготовлению якутских инструментов с. Бердигестях (мастер Т.Т.Дьячковский), «Аартык» Таттинского улуса (рук. А.П. Лопатин) и мастеров Р.Г.Чемчоева, И.И.Готовцева, А.Е.Мандарова, И.К.Колодезникова, М.Н.Мальцева, П.Ф.Осипова, Н.Е.Орлова, П.М.Борисова и др. С этого года с целью развития якутского инструментария при МКиДР РС(Я) начала работу экспертная комиссия (руководитель С.П.Григорьев).

Анна Томская, артистка оркестра НТТ РС(Я),
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова, член СТД РФ
отличник культуры РС(Я)

Варган (Хомус, Кубыз)

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото :





Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.

  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.


  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители


Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную (Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Видео: слушать Варган



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх