План - конспект нод по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группе. Конспект НОД в средней группе детского сада
План - конспект
по восприятию художественной литературы и фольклора.
(Подготовительная к школе группа)
Составил
воспитатель ГКОУ для детей- сирот
Петрова С.И.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение: К.Ушинский «Слепая лошадь»
И. О.О.: Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
ОО Речевое развитие»
1.Формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.
2. Учить детей внимательно слушать литературное произведение;
3.Формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;
4. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;
5. Развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
1. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
2. Выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.
ОО «Физическое развитие»
1. Формировать потребность в двигательной активности.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание художественной литературы с сказками, рассказами К.Д.Ушинского
Словесные: загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.
Практические: динамическая пауза.
Материалы и оборудование: портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, карандаши, презентация с иллюстрациями к сказке.
Словарная работа.
Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.
Логика образовательной деятельности
I ч. ОргмоментВос-ль загадывает загадки о книге и о том, где живут книжки.
Предлагает посетить групповую библиотеку, выставку книг
К. Д. Ушинского.
Задает вопросы: «Какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?», « О ком эти произведения?», «А что объединяет все эти книги?»
Отгадывают загадки.
Рассматривают книги.
Отвечают на вопросы.
Мотивация детей к предстоящей деятельности.
Выяснение о начальных представлений детей о книгах К.Д.Ушинского.
II ч. Рассказ о К.Д. Ушинском.
Вос-ль кратко знакомит детей биографией К.Д.Ушинского.
Задает вопросы.
Вос-ль предлагает познакомиться с еще одним произведением К.Д.Ушинского
«Слепая лошадь»
Слушают воспитателя.
Отвечают на вопросы.
Соглашаются.
Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского.
Проявление интереса.
Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы взрослого
III ч. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
Вос-ль читает сказку.
Дети слушают сказку.
Формирование умения слушать новое литературное произведение.
IV ч. Динамическая пауза
Организовывает динамическую паузу
« Конь меня в дорогу ждет».
Выполняют движения в соответствии стихотворному тексту.
Активизация двигательной активности.
V ч. Беседа по содержанию
Задает детям вопросы по содержанию сказки К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»
Отвечают на вопросы по содержанию сказки.
Формирование навыков анализа худ. произведения с точки зрения его жанра;
Развитие умения делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение.
VI ч. Рефлексия
Задает вопросы.
Предлагает вспомнить, какие пословицы дети знают о дружбе, доброте, о честности.
Знакомит еще одной пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги!»
Отвечают на вопросы.
Дети рассказывают пословицы.
Знакомятся с новой пословицей.
Формирование умение отвечать на вопросы.
Развитие памяти. Воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин?»
Автор: Малько И.А., воспитатель, ДС№186 «Вазовец»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
2014г
Задачи: ОО «Социализация»: формировать соответствующую морально- оценочную лексику(например, «справедливо»-«несправедливо», «смелый»-«трусливый», «вежливый»-«невежливый»(грубый) и др.)
ОО «Коммуникация»: оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях.
ОО «Чтение художественной литературы»: развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний; способствовать развитию творческого потенциала: додумывание эпизода.
ОО «Безопасность»: расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе.
Приемы:
-«эмоциональное отношение к героям»
-беседы по иллюстрациям.
Технологии: кейс -иллюстрации, здоровьесберегающиеМатериал, оборудование: портрет В.А.Осеевой, выставка книг В.А.Осеевой и иллюстрации к ним, ноутбук, кейс- иллюстрации к рассказу, магнитная доска, Таблица с эмоциями.
Предварительная работа: знакомство с творчеством В.А.Осеевой, (рассматривание книг, иллюстраций к ним, чтение рассказов « Волшебное слово», «Плохо», «Сыновья», «Лекарство», «Просто старушка»).Ход НОД:Воспитатель вместе с детьми приветствует приглашённых гостей, и предлагает помочь разместить гостей по местам. Дети провожают на стульчики всех взрослых. Далее воспитатель приглашает детей в круг.1. Вхождение в игровую деятельность.собрались все дети в кругЯ – твой друг и ты мой другКрепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся. (Дети стоят в кругу)
2. Пальчиковая гимнастика.1,2,3,4,5, начинаем мы мечтать,Сложим вместе мы ладошки и тихонько словно кошкиВсе направимся в страну книжной я ее зову)Вот стоим возле дверей, постучимся в них скорейТук-тук-тук нам открывают и в мир книги приглашают.
-Ребята, но чтобы узнать, что нас ждет дальше. Мы должны открыть конверт, в который нам прислала книжная фея.Воспитатель открывает вместе с детьми конверт:-Смотрите ребята, здесь разрезные картинки, это значит, что нам нужно их собрать, и мы узнаем, что приготовила книжная фея.Воспитатель раздает конверты с заданиями. Дети проходят на свои места и собирают картинки.-Ну что ребята, справились с заданием? Что же у вас получилось? Вы узнали героев своих картинок? Из каких они произведений? Ответы детей.Воспитатель обращается к детям:-А как вы думаете, кто автор этих произведений?Ответы детей: «В.А.Осеева.»-Очень хорошо вы справились с заданием, и сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением В.А.Осеевой «Кто хозяин?»3. Воспитатель читает рассказ с сопровождением кейс - иллюстраций. Большую черную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!- Нет, моя! – сердился Ваня. – Я перевязал ей лапу и кормил ее. Никто не хотел уступить.-Моя! Моя! – кричали оба. Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:-Спасайся! Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.-Чья собака? - сердито закричал он.-Моя, - сказал Коля. Ваня промолчал4. Обсуждение по прочитанному рассказу
После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю. Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.Воспитатель обращается к детям:-Вы согласны со мной? Я приготовила вам задание, выполнив его, вы сможете мне доказать, что они разные.-У вас на столах лежат таблицы с главными героями, нам нужно соединить линиями эмоции какие подходят мальчикам.Дети выполняют задание.Воспитатель обращается к детям:-Ребята закончили, подходите ко мне и мы вместе с вами проанализируем главных героев.Дети подходят к магнитной доске, на которой висит такая же эмоциональная таблица с главными героями.Воспитатель вместе с детьми соединяет линиями эмоции, которые называют дети и проговаривают, почему именно эта эмоция подходит Ване и Коле.-Вот мы и выявили образ Вани и Коли.-Ребята, что же у нас получилось? Мальчики какие – разные?Ответы детей: Коля – смелый, отважный, храбрый.-Ваня – трусливый, жалкий.-А что у них было общего? Ответы детей: « Они были оба заботливые, добрые, веселые и т.д.»Воспитатель обращается к детям:-Ребята, что я заметила, когда читала этот рассказ – что они оба хотели помочь, только Ваня другу, когда крикнул: «Спасайся!», а Коля собаке.-Так как вы думаете, почему Ваня промолчал на вопрос лесника – Чья собака?Ответы детей: «Потому, что ему стало стыдно».-А почему стыдно?Ответы детей: «Он испугался собак и залез на дерево, он струсил и бросил друга одного».Воспитатель:-Ребята с каждым из нас в жизни может произойти разные ситуации, вот поэтому надо не пугаться, не теряться, а искать выход. Вот какой урок мы с вами вынесли из этого рассказа. -Как же называется рассказ В.А.Осеевой? Ответы детей:- «Кто хозяин?»-Как вы считаете, пригодится нам такой урок? Возьмем его себе?Рефлексия: - Чему научил вас рассказ В.А.Осеевой «Кто хозяин?»
Ответы детей: (помогать друзьям и животным в беде, не пугаться, а искать выход в трудной ситуации).-Книжная фея прислала вам на память вот по такому щенку, теперь вы хозяева этих щенков, вы можете дать им имя, разукрасить, нарисовать им домик и т.д.Воспитатель достает из конверта картинки с изображением щенка и раздает детям. После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.
Приложенные файлы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.
Составила воспитатель гр 6 1 квалификационная категория
Ибрагимова Н. Н.
Г. Ангарск 2015 г.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Форма проведения: литературно – художественная гостиная.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).
Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».
Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. (Вводный этап)
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.
2 часть. Основная. (Основной этап).
В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».
В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).
3. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? (словарная работа).
Выразительное чтение сказки с показом слайдов.
Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега
дочку сделаем. - Давай, - говорит старуха.
- Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая
невеселая стала? Иль тебе неможется? - Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: - Пойди, дочка, повеселись с подружками!
- Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
- А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
- Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они - а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Беседа по содержанию:
Понравилась сказка?
Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
Какой получилась у стариков доченька?
Красивая?
А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.
Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
4. Подвижная игра «Заря – заряница».
В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.
5. Игра «Переводчики».
А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)
А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как?
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как?
- Работа в руках спорится –
- Неможется –
- Свечерело –
- Стали кликать Снегурочку –
Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».
Грустный конец у этой русской народной сказки?
А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)
А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
А как?
Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
6. Рефлексия.
Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.
Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"
Средняя группа
ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.
ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.
Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?
Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)
Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")
К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?
ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,
БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.
НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,
КТО ЖЕ ЭТО?
(ПЕТУШОК)
Показываю игрушку-петушка:
Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.
Пальчиковая гимнастика:
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!
МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,
МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке
ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям
Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?
("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")
Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"
Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Понравилась сказка?
Кто помнит, как она называется?
Что случилось с петушком?
Почему такая беда приключилась?
Кто помогал петушку?
Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?
Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.
ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"
ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки
ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной
И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг
КУ-КА-РЕ-КУ!
Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...
Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.