Описать картину п брейгель вавилонская башня. Вавилонская башня

«Вавилонская башня» - известная картина художника Питера Брейгеля . Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни , которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба : «Построим себе город и башню высотою до небес ». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины - бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи : налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в г. Брейгель побывал в Риме . В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры : выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды .

Изображённые на картине люди - рабочие, каменотёсы - кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода - легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду - дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)


Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня (Роттердам) . около 1563
Дерево, Масло . 60 × 74,5 см
Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам
К:Картины 1563 года

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена , так называемая «Малая Вавилонская башня ». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее . Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка , датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец ».
  • Картина «Вавилонская башня (Роттердам)» служит обложкой альбома «Горгород » российского рэпера Oxxxymiron .

Напишите отзыв о статье "Вавилонская башня (картина)"

Ссылки

Литература

Отрывок, характеризующий Вавилонская башня (картина)

На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

– Ну, начинать! – сказал Долохов.
– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.
– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.

Питер Брейгель Старший известен как нидерландский живописец. В своих работах Питер предпочитал изображать жанровые сцены и пейзажи, игнорируя при этом портретные изображения.

“Вавилонская башня” - одна из известных работ Брейгеля Старшего, основанная на книге Моисея. Однако Питер написал не одну картину с аналогичным сюжетом, а целых три. На данный момент сохранились только две работы, обе носят название “Вавилонская башня” и датированы 1563 годом, но их пути разошлись. Первое полотно хранится в Вене в Музее искусств, а второе - в Роттердаме в музее Бойманса-ван Бёнингена.

По задумке создателя картины опирались на библейскую историю. Она рассказывала о тех временах, когда все люди говорили на одном языке. В один прекрасный момент они решили построить башню, чтобы забраться как можно выше. Тогда Бог решил помешать людям, перепутав их языки. После этого люди перестали понимать друг друга, а возведение великой башни стало невозможным.

Однако по задумке Питера строительство не увенчалось успехом по вине самих рабочих. На картинах видно, что части сооружения не создают целостную композицию: окна и арки разного размера, не соблюдены общие размеры, ярусы выстроены криво, в некоторых местах башня самостоятельно начала разрушаться, все сооружение кривится в сторону ближайшего поселения.

Первое полотно, которое теперь хранится в Вене, выглядит ярко и приветливо, когда вторая работа наполнена темными красками с мрачной атмосферой. Если сравнивать по деталям, то обе картины отображают масштабную постройку, которая на первый взгляд кажется надежной и крепкой, но при детальном изучении становятся видны все погрешности в строительстве.

Брейгель Старший изобразил башню высотой в семь этажей, а восьмой в процессе создания. Все сооружение окружено подъемниками, строительными лестницами, строительными лесами, кранами. С одной стороны Вавилонской башни располагается морской порт, даже видны причалившие корабли, с другой раскинулся город с различными постройками.

На обоих полотнах присутствуют люди, но художник изобразил их по-разному. В светлой картине, которая теперь размещена в Музее искусств, люди более выражены и заметны, когда на картине из Роттердама человеческие фигуры практически меркнут на фоне масштабности башни.

“Вавилонская башня” не так проста, как кажется на первый взгляд. Брейгель вдохновлялся Колизеем, находящимся в Риме. Изначально он воспринимался как символ неприятия христианства, но сам творец считал Колизей местом отторжения протестантов, к которым он себя и относил. Свое отношение к католической вере Питер подкрепляет постройкой в Вавилонской башне- она похожа на замок Святого Ангела в Риме, где в свое время собирались римские папы.

  • До наших дней дошли упоминания о трех картинах, одна из которых была уничтожена. Однако некоторые ученые полагают, что серия “Вавилонская башня” имела больше полотен с однотипным сюжетом.
  • В фильме “Властелин колец” использована аллюзия на “Вавилонскую башню” - город Минас Тирит.
  • На картинах строительство расположено поэтапно: ручной труд, использование жердей для перемещения плит, блоки, подъемники разной степени мощности. Этим Питер показывал этапы развитие строительства, которое сделало большие шаги вперед.

«Вавилонская башня», 1-й вариант. 1564 год. Размер 60х75 см. Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена.

Питер Брейгель (Pieter Brueghel the Elder or Bruegel) был известным фламандским художником наиболее известным своими картинами с фламандскими ландшафтами и сценами из жизни крестьян. Он родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. В 1559 году он убрал из своей фамилии букву h и стал подписывать свои картины под именем Bruegel.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено.


«Вавилонская башня», 2-ой вариант. 1564 год. Размер 114 х 155 см. Вена, Музей истории искусств.

Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле:

«он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Но нет гармонии и в самой башне.

Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос.


«Строительство вавилонской башни». Копия утраченного оригинала. Картина была написана после 1563 года. Размер 49 х 66 см. Сиена, Национальная пинакотека.

В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла какого-то критического предела. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которыеговорилина одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) ирешили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкомудеянию:смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей посвету.


Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.



Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта историявыглядит в библейском тексте, каквставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробноизлагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа обашне, однако с 10-го стиха возобновляетсяпрерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однакоэто впечатление обманчиво:исследователи Библии считают, что сказаниео башне возниклоне позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно..

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре,крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, вплодороднойдолине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существоваломощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э.трехъярусный зиккурат в Уревысотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминанияоб этой«лестнице в небо» надолго сохранились в памятиевреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того какФарраи егородичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкамАвраамасуждено было не толькоувидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угналв свою державу пленников - почти все население иудейского царства.Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при немв столице страны Вавилоне быловозведено много замечательных зданий, и среди них -зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строилипленники вавилонского царя из разных стран,в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.


Историки и археологи собрали достаточнодоказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройкивавилонянсталипрообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейскогосказания овавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальныевпечатления:многолюдный город,разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит отзападносемитского «баб илу» и означает«врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащегодревнееврейскогослова балал(смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессансамы не найдем значительных произведений наинтересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башнюи старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения,в серединеXVI в., когда библейскийсюжет привлек вниманиеПитера Брейгеля Старшего. О жизни великогонидерландского художникаизвестно очень мало.Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюсятрадицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, чтоПитер Брейгель, выходец из крестьянской семьи,достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читатьбиблейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник.Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда обашне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),принадлежавшаяпрославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествияв конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот периодпо заказу Кловио? Возможно, художник написал еееще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая(60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая(114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереиХудожественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился ктеме Вавилонской башнипримерно черездесять лет послевозвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуребашнироттердамскойкартины явственно отразилисьитальянские впечатления художника:сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной,делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башнис Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого,о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен,несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков ив сравнениис окружающим пейзажем - городом,гаванью,холмами -представляется какой-то кощунственно огромной. Онапопирает своимиобъемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строителиговорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почемуонивозводили арки и окна над нимикто во что горазд? Дажев нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, ичемвыше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полныйхаос.В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непониманиес самого начала былоприсуще строителям, но все же не мешало работе, покане достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово изрелигиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченностиусилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью:гордый замысел людей вознестисьдо небесне угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь кбольшой«Вавилонской башне». В центре картины - всетот же ступенчатый конус со множеством входов. Обликбашни существенно не изменился:мы сновавидим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слеваот башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башнявполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, онавысится над равниной,словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была,остаетсячастью привычного земного ландшафта.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы,вращаются колеса строительныхмашин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостилисьсарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни,бурлит порт. На переднем плане мы видимволне актуальную, истиннобрейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народовпосещаетначальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падаютниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственнаясцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе:ведь он - сын Нидерландов,страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели«без скуки делать самые скучные вещи», гдеобыденныйпрозаический труд чтили не менее,а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным,что работа
явно зашла в тупик. Но заметим - стройкаохватывает нижние ярусы,которые, по логике вещей,должны были
быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более
конкретным и посильным делом - решили получшеобустроить ту ее часть, чтоближе к земле, к реальности,
кповседневности.

А может быть,одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, адругие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха. Так или иначе,возникаетощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимноенепонимание и вражду, возводятлюди Землибашнючеловеческой цивилизации. И не перестанут возводить,пока стоит этот мир,«и не будет для них ничего невозможного».

Искусство Нидерландов 16-го века
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди – рабочие, каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх