Описание картины вавилонская башня брейгеля. Вавилонская башня (картина)

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которыеговорилина одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) ирешили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкомудеянию:смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей посвету.


Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.



Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта историявыглядит в библейском тексте, каквставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробноизлагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа обашне, однако с 10-го стиха возобновляетсяпрерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однакоэто впечатление обманчиво:исследователи Библии считают, что сказаниео башне возниклоне позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно..

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре,крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, вплодороднойдолине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существоваломощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э.трехъярусный зиккурат в Уревысотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминанияоб этой«лестнице в небо» надолго сохранились в памятиевреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того какФарраи егородичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкамАвраамасуждено было не толькоувидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угналв свою державу пленников - почти все население иудейского царства.Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при немв столице страны Вавилоне быловозведено много замечательных зданий, и среди них -зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строилипленники вавилонского царя из разных стран,в том числе и иудеи.

Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.


Историки и археологи собрали достаточнодоказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройкивавилонянсталипрообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейскогосказания овавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальныевпечатления:многолюдный город,разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит отзападносемитского «баб илу» и означает«врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащегодревнееврейскогослова балал(смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессансамы не найдем значительных произведений наинтересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башнюи старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения,в серединеXVI в., когда библейскийсюжет привлек вниманиеПитера Брейгеля Старшего. О жизни великогонидерландского художникаизвестно очень мало.Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюсятрадицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, чтоПитер Брейгель, выходец из крестьянской семьи,достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читатьбиблейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.

Неизвестный немецкий художник.Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда обашне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),принадлежавшаяпрославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествияв конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот периодпо заказу Кловио? Возможно, художник написал еееще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая(60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая(114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереиХудожественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился ктеме Вавилонской башнипримерно черездесять лет послевозвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуребашнироттердамскойкартины явственно отразилисьитальянские впечатления художника:сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной,делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башнис Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого,о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен,несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков ив сравнениис окружающим пейзажем - городом,гаванью,холмами -представляется какой-то кощунственно огромной. Онапопирает своимиобъемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строителиговорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почемуонивозводили арки и окна над нимикто во что горазд? Дажев нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, ичемвыше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полныйхаос.В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непониманиес самого начала былоприсуще строителям, но все же не мешало работе, покане достигло какого-то критического предела.

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово изрелигиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченностиусилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью:гордый замысел людей вознестисьдо небесне угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь кбольшой«Вавилонской башне». В центре картины - всетот же ступенчатый конус со множеством входов. Обликбашни существенно не изменился:мы сновавидим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слеваот башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башнявполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, онавысится над равниной,словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была,остаетсячастью привычного земного ландшафта.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы,вращаются колеса строительныхмашин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостилисьсарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни,бурлит порт. На переднем плане мы видимволне актуальную, истиннобрейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народовпосещаетначальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня.Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падаютниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственнаясцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе:ведь он - сын Нидерландов,страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели«без скуки делать самые скучные вещи», гдеобыденныйпрозаический труд чтили не менее,а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным,что работа
явно зашла в тупик. Но заметим - стройкаохватывает нижние ярусы,которые, по логике вещей,должны были
быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более
конкретным и посильным делом - решили получшеобустроить ту ее часть, чтоближе к земле, к реальности,
кповседневности.

А может быть,одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, адругие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха. Так или иначе,возникаетощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимноенепонимание и вражду, возводятлюди Землибашнючеловеческой цивилизации. И не перестанут возводить,пока стоит этот мир,«и не будет для них ничего невозможного».

Человека от животного отличает суетность, считал немецкий философ XV века Николай Кузанский. Тысячелетиями суета отравляет нашу жизнь, но остается ее движущим началом. Особенно остро ощущается это в переломные эпохи: в ХХ веке или в начале Нового времени - пять столетий назад

Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

1. Башня . Архитектурно Вавилонская башня Брейгеля повторяет римский Колизей (только она состоит не из трех, а из семи этажей). Колизей считался символом гонений на христианство: там во времена Античности мученически казнили первых последователей Иисуса. В трактовке Брейгеля вся империя Габсбургов являлась таким «Колизеем», где силой насаждалось постылое католичество и жестоко преследовались протестанты - истинные христиане в понимании художника (Нидерланды были протестантской страной).

2. Замок . Внутри, как бы в сердце башни, художник помещает постройку, копирующую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

3. Нимрод . Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено.

4. Антверпен . Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков не только реалистичная деталь, но и символ земной суеты.

5. Мастеровые . «Брейгель показывает развитие строительной техники, - рассказывает Кирилл Чупрак. - На переднем плане он демонстрирует применение ручного труда. С помощью колотушек и зубил мастеровые обрабатывают каменные блоки

7. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока .

8 . Чуть левее - более мощный кран. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног.

9. Выше, на третьем этаже , - тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног».

10. Хижины . По словам Кирилла Чупрака, «несколько хижин, размещенных на пандусе, отвечают требованию строительства того времени, когда каждая бригада обзаводилась собственной «времянкой» прямо на строительной
площадке».

11. Корабли . Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами - символом безысходности и обманутых надежд.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. По мнению петербургского художника и искусствоведа Кирилла Чупрака, всплеску популярности сюжета о легендарной постройке среди голландцев «способствовала атмосфера экономического подъема в стремительно растущих городах, таких как, например, Антверпен. В этом городе-базаре проживало около тысячи иностранцев, к которым относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла одна церковь, а католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку, росло всеобщее чувство суеты, незащищенности и тревоги. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».

Нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший в 1563 году тоже обратился к популярному сюжету, но истолковал его по-иному. По мнению Марины Аграновской, искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд?» Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится.

Разгадка в том, что в образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся, и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.

ХУДОЖНИК
Питер Брейгель старший

Около 1525 - Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.
1545–1550 - Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.
1552–1553 - Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.
1558 - Создал первую значительную работу - «Падение Икара».
1559–1562 - Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов », «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).
1563 - Написал «Вавилонскую башню».
1565 - Создал цикл пейзажей .
1568 - Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».
1569 - Скончался в Брюсселе.

Иллюстрация: BRIDGEMAN/FOTODOM

«Вавилонская башня», 1-й вариант. 1564 год. Размер 60х75 см. Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена.

Питер Брейгель (Pieter Brueghel the Elder or Bruegel) был известным фламандским художником наиболее известным своими картинами с фламандскими ландшафтами и сценами из жизни крестьян. Он родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. В 1559 году он убрал из своей фамилии букву h и стал подписывать свои картины под именем Bruegel.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено.


«Вавилонская башня», 2-ой вариант. 1564 год. Размер 114 х 155 см. Вена, Музей истории искусств.

Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле:

«он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Но нет гармонии и в самой башне.

Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос.


«Строительство вавилонской башни». Копия утраченного оригинала. Картина была написана после 1563 года. Размер 49 х 66 см. Сиена, Национальная пинакотека.

В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла какого-то критического предела. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.


Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» занимает особое место. Политическая сатира, антикатолическая позиция - художник зашифровал немало символов в картине на популярную библейскую тематику.



Свою знаменитую картину Питер Брейгель Старший создал в 1563 году. Известно, что на эту же тематику художник написал как минимум еще одну картину. Правда, по размеру она гораздо меньше, первой, да и написана в более темной цветовой гамме.

В основу картины художник положил библейский сюжет о происхождении разных языков и народов. Согласно легенде, после Великого Потопа потомки Ноя поселились на земле Сеннар. Но не жилось им спокойно, и решили люди построить башню настолько высокую, чтобы она достала до небес к Богу. Всевышний был против того, чтобы люди посчитали себя ровней Ему, поэтому он заставил всех говорить на разных языках. В итоге, никто не мог друг друга понять, от этого строительство Вавилонской башни прекратилось.


В картине прописано множество мелких деталей. Если обратить внимание на нижний левый угол, то можно заметить там небольшую группу людей. Это приближается царь Нимрод и его свита, а остальные падают ниц. Согласно преданию, именно он возглавлял возведение Вавилонской башни.

Исследователи считают, что царь Нимрод – это олицетворение деспота короля Карла V из Габсбургов. Представители этой династии правили в Австрии, Чехии, Германии, Италии, Испании и т. д. Но после того, как Карл V отрекся от короны, вся империя медленно, но верно начала распадаться.


Так же и с башней. Сам художник не раз акцентировал внимание на том, что если бы асимметричную накренившуюся Вавилонскую башню строили бы по уму и не допускали ошибок, тогда здание было бы достроено, а не стало рушиться.


Любопытно, но берега на картине больше напоминают не Месопотамию, а родную художнику Голландию. Стремительная урбанизация Антверпена привела к тому, что город наводнили люди разного вероисповедания. Это были и католики, и протестанты, и лютеране и многие другие. Их уже не объединяла одна вера. Многие искусствоведы трактуют такой подход, как насмешку над католической церковью, которая уже не контролировала всех вокруг. По сути, города становились самыми настоящими разобщенными «Вавилонскими башнями».

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четыре года назад, умер Питер Брейгель Старший. Великий художник прошлого, он стал нашим современником, мудрым собеседником людей 21 века.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима»



Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21 метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников - почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».


Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.


Неизвестный немецкий художник.
Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем - городом, гаванью, холмами - представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.


Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим - стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более конкретным и посильным делом - решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх