Культурный КОД— обязательно к прочтению. Субъекты культуры

В 60–80 гг. прошлого века проблема культурной типологии обсуждалась преимущественно как проблема структурных оснований культуры. Одной из базовых единиц культурной жизни считался культурный код . Под ним подразумевалась некая матрица, которая лежит в основе самоорганизации общества и преображается в разные исторические периоды.

Таким образом, появились и новые интерпретации культуры. «Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни» (Степин В.С. Культура // Философский словарь. М., 2001, с. 271).

Социальный опыт передается от поколения к поколению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем. Семиотика (от греч. semeion – знак) – дисциплина, которая занимается сравнительным изучением знаковых систем – от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки (Лахутин Д.Г., Финн В.К. Семиотика / Философский словарь. М., 2001, с. 506).

Основные функции знаковой системы следующие:

1. Функция передачи сообщения или выражения смысла.

2. Функция общения, то есть обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие.

Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, то есть наличие различных знаков и законов их сочетания.

Осознание культуры как небиологической системы передачи информации в отечественной культурологии началось в 80-е годы прошлого столетия. Одним из древнейших и первейших кодов является язык тела. Уже отмечалось, вслед за К. Ясперсом, что человеческое тело обладает экспрессивностью. В культурной антропологии обычно выделяют различные виды ухода за телом – одежда в ее неутилитарной функции, прическа, украшения. Тело выполняет важную культурно-семиотическую роль в любом обществе. Современный человек пользуется различными методиками, средствами, которые позволяют ему достичь определенного телесно-знакового эффекта.

Как показывает В.С. Малахов, тело становится объектом исследования в поздних работах Р. Барта, который подчеркнул особую роль письма в процессе смыслопорождения и предложившего рассматривать текст как особого рода тело. Реализовавшийся в тексте тип телесности – это определенный тип организации и структурирования опыта (как индивидуального, так и коллективного) «механизм» работы сознания, «материя» мысли, первичная по отношению к самой мысли и задающая способ ее развертывания. Можно, в частности, по В.С. Малахову, говорить об «аскетической», «экстатической», «невротической» и других типах телесности применительно как к отдельным мыслителям, так и к отдельным культурам.


Город, костюм, мода тоже выполняют в своей неутилитарной функции роль социального кода. А.Л. Ястребицкая, изучая под этим углом зрения средневековый город, показала, что он воспроизводил общие модели мышления, поведения и образа жизни и сам, в то же время, порождал их новые формы и стереотипы. Что же типично для средневекового костюма как культурной формы и социального кода. Это значительная полисемантичность средневекового костюма, его высокая степень статусной стратификации, которая обозначалась в одежде, значительная роль символизма в средневековой одежде и ее элементах, непосредственная связь средневекового костюма со средневековым мировоззрением. Средневековый костюм олицетворял как весь социальный порядок, так и отдельные его элементы. Он моделирует социальное устройство, социальные статусы Средневековья как по вертикали социальной пирамиды, так и в горизонтали социальной мобильности.

В качестве иллюстрации социального кода сошлемся на работу Н.В. Скляренко «Трапеза как социокультурный феномен». В работе показано, что трапеза выступает не только в качестве жизнеобеспечения человека, но и представляет собой сложный феномен, влияющий на социальную и культурную сферы жизни. Она способствует интеграции людей в разные формы сообщества (религиозные, этнические и др., закрепляет статусные позиции, является способом поддержания коммуникативных связей. В культурной сфере трапеза прежде всего закрепляет этические нормы, развивает эстетические вкусы. В свою очередь и трапеза испытывает влияние со стороны социальной и культурной сфер в равной мере настолько сильно, что оценить роль этого феномена можно с позиции целостного социокультурного подхода.

Исторический опыт показывает, разъясняет Н.В. Скляренко, что смысл, вкладываемый в трапезу как элемент культуры, выступал, как правило, в двух ипостасях: религиозной («стол господний» и светской (принятие пищи и прием гостей). Содержание понятия трапезы неразрывно связано с практическими формами ее утверждения в обществе. Так, в Античности в трапезе преобладал профанный аспект, с появлением же христианства в ней доминирует сакральный момент. В современной повседневности термин «трапеза» заменился понятиями «завтрак», «обед», «ужин», и если только речь идет о каких-либо ритуальных событиях или мероприятиях, обращаются к термину «трапеза». Эволюция, изменение места и роли трапез в обществе, а, следовательно, и рефлексивные моменты, связанные с ней, нашли свое отражение в научных и литературных произведениях.

Таким образом, трапеза выступает как сложная социокультурная система. Одним из основных ее элементов являются древние ритуальные действия, которые выступают скорее как стереотипы поведения, выполняющие роль нормативных правил, способствующие идентификации людей с религиозными, этническими или социальными группами. С другой стороны, подчеркивает исследовательница, любой ритуал имеет семиотическую, знаковую сторону, которая укрепляет стереотипы поведения, то есть выступает и средством общения и регулятивным механизмом. Стало быть, ритуал не сводится к чувственному или телесному изображению какого-то события, а выступает как определенная семиотическая система, призванная раскрыть некоторое смысложизненное содержание, выходящее за пределы сиюминутного и преходящего. Именно благодаря семиотической системе трапеза делается не простым поглощением пищи, демонстрирующим крепость сакральных, а также общественных, гражданских или семейных уз.

Языки культуры. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла). Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл. Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами - идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала. Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку. Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель. Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

1. Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки - это знаки-признаки, например, дым - знак огня.

2. Функциональные знаки - это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.

3. Если для естественных и функциональных знаков знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для конвенциональных это функция является основной. Конвенциональные знаки являются знаками в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных знаков: 1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра» на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация на флоте; 2) индексы - условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах и т. д.; 3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходство может носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.; 4) символы - материальные или идеацнальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д. Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная. праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность - коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему.

4. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы - разговорные языки. Любой естественный язык - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Самая главная особенность вербальной системы состоит в ее специфической структурной организации. Вербальная система представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую организацию знаков. Базисной структурной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания. Из последних складываются тексты. Естественный язык - это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка - лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования в стране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд - лексическое «ядро» языка - сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений, сохранения опыта прошлого в культуре.

5. На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем разговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи - одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации. Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а объективная и более абстрактная единица - буква. Количество базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренному изменению в логике использования знаковой системы. Становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации. Запись создает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. С возникновением письменности начинают складываться знаковые нормы и правила. Это дает возможность создание нормированного литературного языка, обогащения и совершенствования способов выражения мысли, на основе записи снимаются временные и пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию знаков - книгопечатанию. Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль в современной науке и технике. Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст. В современной интерпретации культурологии текст не сводим к речевому акту или совокупности письменно зафиксированных высказываний. Текст - это все, что искусственно сделано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т. д.). Текст - это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением. Таким образом, всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. С этой точки зрения, образно выражаясь, текст - это «плоть и кровь» культуры, а сама культура может быть интерпретирована так совокупность, определенная система текстов. Поэтому познание культуры означает познание текста. Текст выступает как главный носитель информации, и для познания того или иного культурного явления необходимо навлечь эту информацию. Это значит, что требуется определить степень достоверности, содержащейся з нем информации и увидеть за ним ту "подлинную реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных методов исследования. Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место и значение в культуре и т. д. Все это дает возможность объяснить к объективно оценить его содержание. Таким образом достигается объективное познание-текста как исторического факта. Однако каждый текст многозначен. В нем, помимо объективной, научно фиксируемой информации, заложены тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира автора текста, психологические мотивы его создания и т. д. Познание своеобразия культуры, носителем которой является автор текста, невозможно объективными методами. Оно достигается на основе герменевтических процедур «понимания». Герменевтика исходит из предпосылки, что никакая читательская интерпретация текста в принципе не может совпадать с авторской. И не только потому, что читатель и автор - разные, неповторимые личности, существенное значение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводится данный текст. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, пополняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. Таким образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно никогда не может быть окончательным, «единственно верным». Тексты живут в истории, и в диалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются новым смыслом.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Хочешь победить врага - воспитай его детей.

Восточная мудрость.

В размышлениях о культуре, духовности, нравственности современный образованный человек часто использует понятие «русский культурный код». В словаре В.И.Даля говорится, что «код - тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» пишет: «Культурный код - это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от собственного понимания, но проявляется в наших поступках».

Каждому образованному человеку известно, что культура - это жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое, настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности, и ни один народ не существует вне своей культуры. Главное же предназначение национальной культуры - противостояние перерождению любого народа. Уничтожение культуры - уничтожение нации. Наш враг сейчас - это мы сами, во многом образ жизни семьи, занятой материальными проблемами. Поэтому воспитание духовной, нравственной культуры детей, на мой взгляд,- главная задача общества.

Так как изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности общества и отдельного в нем человека, а также оказывает большое влияние на формирование человека, я решила попытаться сформулировать для себя понятие «культурного кода современных подростков», попытаться увидеть разум и сердце, прошлое, настоящее и будущее моих ровесников, тем более что актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности проблемы в течение долгих лет развития общества. Таким образом, основополагающим вопросом (проблемой) исследования становится проблема формирования культурного кода в межличностных отношениях современных подростков.

Тип проекта : научно-исследовательский, информативный, творческий.

Гипотеза работы: нравственность - одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества.

Цель работы: разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему формирования культурного кода.

Изучить понятие «нравственность» как составляющую культурного кода.

Сопоставить зрительское и читательское восприятие проблемы нравственности в школьном коллективе на примере повести В.Железникова и фильма Р.Быкова «Чучело».

Обосновать важность взаимоуважения и взаимопомощи в межличностных отношениях подростков.

Систематизировав собранную информацию, сформулировать понятие «культурного кода современных подростков».

Методы исследования:

теоретические - анализ печатных изданий, словарей, ресурсов сети Интернет по теме исследования;

эмпирические - собственные наблюдения.

Объект исследования - культурный код современных подростков.

Предмет исследования - формирование нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков.

Практическая значимость проекта:

Раскрытие понятий «нравственность» и «культурный код» в современном обществе.

Развитие интереса к миру кино и книги.

Воспитание нравственных идеалов.

Привлечение внимания подростков к проблеме и желание участвовать в дискуссии.

Основными источниками для написания работы послужили журнальные статьи и отзывы, рецензии, критические статьи, найденные мной на просторах Интернета. Литературы по поднятой проблеме оказалось крайне мало, а доступные мне и моим ровесникам интернет-ресурсы дали возможность проанализировать позиции современников.

Культурный код - нерешенная проблема XX столетия.

Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия

заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию

страной японцев, США страной американцев,

Францию страной французов, а Россию страной русских...

Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.

Рут Бенедикт. Хризантема и меч

От всех остальных живых существ, населяющих Землю, человек отличается, прежде всего, тем, что он осваивает природу, преобразует её и создает культуру - творение его разума, души и рук. В течение столетий многие поколения людей создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства и архитектуры, формируют обычаи и традиции, формируют культурный код.

Запечатленный образ и код — это примерно как замок и шифр к нему. Зная последовательность цифр и букв, вы можете открыть замок. Дешифровка широкого спектра впечатлений имеет огромное значение. Это помогает нам ответить на один из важнейших для нас вопросов: что заставляет нас поступать так, а не иначе? Понимание культурных кодов обеспечивает нас прекрасным новым инструментом, своего рода новыми очками, через которые мы можем изучить себя и свое поведение. Оно переворачивает наше представление о мире, меняет наши взгляды на все вокруг. Более того, оно подтверждает истину, которую мы всегда интуитивно ощущали: несмотря на общую человеческую природу, люди разных стран действительно очень разные. Понять эту разницу, по мнению Клотера Рапай, помогают культурные коды .

Таким образом, изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека.

Вне своей культуры не существует ни один народ. Уничтожение культуры неизбежно приводит к уничтожению нации. Именно поэтому после уничтожения СССР основной разрушительный удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чужую субкультуру. Так недруги России пытались вмешиваться в «культурное бессознательное» её нации, меняя культурный код .

Героями мультфильмов для детей стали Бэтмен, Супермен и Человек-паук, Кошки, похожие на Зайцев, и Куклы-монстры. Героями подростков стали певцы, актеры, блогеры, стендаперы («крутые» парни в татуировках и гламурные девушки с искусственной внешностью и сомнительными идеалами). Героями студенческой и работающей молодежи являются представители крупного американского IT-бизнеса (Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг) и представители российской олигархической элиты. Если сравнить культурные образы современности с культурными образами СССР, получится следующее. Малыши Советского Союза грезили идеалами пионеров, тимуровцев, доброго Кота Леопольда и дружелюбными мультгероями- зверюшками. Советские подростки - комсомольцами, героями Великой Отечественной войны. Работающая молодежь равнялась на стахановцев, героев труда (врачей, учителей, инженеров, работников сельского хозяйства).

Безусловно, русская культура достаточно мощная для того, чтобы впитать в себя различные культурные изменения и дополнения, но если русские дети воспитываются героями США, то основная цель изменения культурного кода (ядра) выполнена. И в первые десятилетия последствия можно не разглядеть, но они будут обязательно. Каковы же могут быть последствия? На этот вопрос отвечает в своей статье историк, президент СГОО «Сообщество молодых ученых» Игорь Власенко.

В детях формируется индивидуализм (супергерои, в основном, одиночки), эгоизм (супергерой всегда прав, ради своей цели можно использовать любые средства), соперничество (супергерои не только не идеальны, но зачастую аморальны в жизни и соперничают с другими). Усиливается тенденция к клиповости мышления (подростки не могут сосредоточиться на одном деле, мыслить в системно-стратегических категориях), хуже развивается собственное творческое мышление (любую информацию можно найти в Интернете), результатом бесконтрольности получения информации становится беспрепятственный доступ к нецензурным и аморальным идеям .

Отличается ли такое поведение современных детей и подростков от принципов советского юношества: системного мышления, формировавшегося из книг и научно-познавательных журналов, умения работать в команде (пресловутого коллективизма), а также направленности информации на социально важные аспекты общества, научные достижения, активное участие в жизни класса, школы, коллектива, общества? Думаю, несомненно.

Историк также считает, что в основе культурного ядра должно быть аналитическое, системное и проектное мышление. Молодой человек должен задаваться вопросами: «Кто?», «С какой целью?», «Какими инструментами?», - понимать, когда на него воздействуют и как избегать манипулирования его чувствами, убеждениями и действиями.

Что касается современной России, то сейчас мы видим понимание у высшего руководства государства того, что без сохранения русской культуры, без воспитания молодежи и понимания, к какому будущему идет общество, - без всего этого невозможно построить созидательную, позитивно развивающуюся страну.

С 2006 года в России планомерно каждый год посвящается одному из важных культурно-смысловых, значимых направлений в жизни общества. 2006 год был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева, 2007 - Годом русского языка, 2008 - Годом семьи, 2009 - Годом молодежи, 2010 - Годом учителя, 2011 - Годом российской космонавтики, 2012 - Годом российской истории, 2013 - Годом охраны окружающей среды, 2014 - Годом культуры, 2015 - Годом русской литературы, 2016 - Годом кино. Если обратить внимание, этот ряд имеет глубокую основу, так как выражает ключевые основы культуры русской цивилизации и ценности русского народа. Именно в трудности сочетания русской морали и нравственности, добра, сплоченности, терпения и принятия чуждых нам эгоизма и индивидуализма, черствости, пробивного хамства и заключается проблема русского культурного кода, нерешенная в XX столетии и так актуальная сегодня.

Нравственность как основная составляющая культурного кода.

Если рассматривать понятие «культурного кода» как совокупность важных культурных составляющих, то, пожалуй, важнейшими составляющими являются духовность и нравственность.

В современном обществе проблема нравственности молодежи - одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за молодежью будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда состоят в противоречии. То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе пятнадцать лет, кажется, вся жизнь впереди и впереди еще много времени, чтобы исправить свои возможные ошибки. Процесс становления современной российской молодежи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и социальных отношений.

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать проблемы своей будущей взрослой жизни? И что надо делать, чтобы изменить существующую ситуацию к лучшему?

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» размышляет о ценностях жизни. «Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяя человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту… Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно» . Не могу не согласиться с мнением Лихачева. Только открытый доброму и прекрасному человек способен увидеть и принять это доброе и прекрасное.

Современной молодежи необходимо воспитывать в себе понимание «прекрасного» и «вечного». Какими бы пессимистичными ни были волнения наших учителей об их нерадивых учениках, мы еще не потеряны. Нам нужно что-то, что захватило бы наши рассудки и направило нас в верном направлении. Нам нужен яркий пример. Я думаю, литература - первый из таких примеров, самый глубоко нравственный и чистый.

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, так как восприятие литературного произведения носит опосредованный характер, создается с помощью слова, языка. Человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. И образы, населяющие его, нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти.

Да, сегодня школьников привлекает высокая скорость передачи информации. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет. Тот мой ровесник, который хочет быть успешным, знает, что нет лучшего способа для развития интеллекта, чем чтение. А тот, кто понимает, что книга - лучший путь к развитию духовности, еще и умеет выбрать для себя направление этого пути.

Прошедший 2015 год, объявленный Годом литературы, подарил молодежи много интересных проектов, стимулирующих детей и подростков к чтению. Я и мои сверстники с удовольствием следили в соцсетях за проектом «Занимайся чтением». Я знаю ребят, которые активно занимаются спортом, и подобная «реклама» чтения стала для них понятной, действенной, они посмотрели на чтение с другой стороны.

Раньше наша страна считалась самой читающей в мире. Все народы завидовали интеллектуальному потенциалу советской молодежи, которая стремилась к знаниям. А какая современная молодежь? Читающая! Этому есть подтверждения. Я вижу это в классе, в метро, на отдыхе. Просто её стало меньше, а значит, есть над чем работать семьям и школе .

Человек с его уникальным внутренним миром, его отношением к добру и злу, к поиску смысла жизни всегда имеет выбор и несет за него ответственность. К какому бы литературному жанру ни принадлежало произведение, автор всегда вкладывает в него свое видение мира, проблемы, свои чувства, черты эпохи, о которой пишет. Для чего же он передает все самое ценное бумаге? Он делится своими ценностями с Читателем. Читателем, который тоже ищет смысл жизни, чувствует, переживает, имеет свой внутренний мир и находится в процессе становления своей личности . В тот момент, когда чувства , которые вложил в свое произведение писатель, совпали с чувствами читателя, получается эффект резонанса . Читатель становится участником всего, что пережил и прочувствовал писатель. «Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо», - считал С.Маршак.

Именно таким музыкантом, играющим на струнах моей души, стал для меня Владимир Железников, автор повести о нравственном конфликте «Чучело». Наши чувства совпали . Эффект резонанса налицо. Впервые я прочитала повесть три года назад. Позже посмотрела одноименный фильм Ролана Быкова. Железников и Быков в симфонии эмоций, чувств, терзаний героев произведения донесли до читателя и зрителя тот самый глубокий духовный смысл, обратились к «Золотому правилу нравственности», которое мы зазубрили на уроках обществознания: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И, на мой взгляд, тем самым подняли проблему формирования нравственности, культурного кода подростков своего времени, проблему и в XXI веке не менее актуальную.

Нравственность подростков XX века. Анализ зрительского и читательского восприятия повести В.Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р.Быкова.

С чего же начать… С начала… С того, какие эмоции посетили меня при прочтении книги…Руки дрожали. Мысли роились и путались. Я была в замешательстве. Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вынести множество выводов, по ней можно научиться жить. Удивительно, как точно автор передал огромную мировую проблему - жестокость среди подростков, описал её во всех проявлениях. Значит, не только сегодня в наших школах дети бьют своих товарищей и издеваются над ними беспричинно? Значит, это было и во времена детства моих родителей?

«Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных», - сказал Сальвадор Дали. Кажется, что Владимир Карпович Железников писал повесть, как расшифровку «кода Дали». «Надругаться - подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству», - гласит толковый словарь Ушакова. И, надо заметить, издевательств Лена Бессольцева вынесла немало. Железников в данном случае под словом «убить» понимает убийство моральное, а не физическое. Ребята из класса пытаются убить в Лене веру в себя, надежду. Но она не сдается, и однажды мы слышим от неё фразу: «Верить надо до конца!»

На уроке литературы нам рассказывали, что повесть имела большой резонанс в обществе. Советский читатель отказывался верить в то, что дети могут унижать и оскорблять, презирать своего товарища. А за что? За чистоту, духовность, воспитанность, самоотверженность.

Задумывались ли когда-нибудь мои сверстники, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что безнравственные стереотипы могут сделать с людьми? Думаю, настолько же неглубоко, насколько и я до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, который из сильного и смелого мальчика превращается в трусливого, неспособного на поступок человека. В конце повести Димка из «друга» Лены превращается в безнравственного жестокого предателя.

В.Л.Разумневич во вступительной статье к книге «Чучело» тоже размышляет о нравственности. «Острая, местами даже накаленная до глубокого трагизма, повесть «Чучело» предостерегает юного читателя от поспешности в суждениях о том или ином члене коллектива, учит бережному, чуткому отношению к каждому человеку. Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и черствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее захватывала их сердца и требовала выхода», - говорит автор в конце повести о своих юных героях, для которых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь» .

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре» .

Нам повезло. Нам повезло так, как может повезти читателям, имеющим удовольствие после прочтения еще и увидеть великолепную экранизацию произведения. Я говорю о фильме Ролана Быкова по сценарию Владимира Железникова. Несмотря на то, что картина вышла маленьким тиражом, её посмотрели почти 34 миллиона зрителей. В этом фильм «Чучело» побил рекорд главного хита, вышедшего в том же 1984 году - «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Сюжет фильма следует за книгой почти один в один, за исключением некоторых персонажей и сюжетных действий. Много критических статей выпущено об этом фильме. Но для того, кто смотрел фильм просто, по-человечески переживая за героев, игра Кристины Орбакайте (Лена Бессольцева) и Юрия Никулина (дедушка Лены) вне сомнения и вне критики. Я смотрела и верила, что именно такой честный и порядочный человек мог воспитать эту девочку по законам добра. Актеры так прочувствовали и сыграли беззащитность, что я словно пропустила все их переживания через себя. Ком подходил к горлу, когда Лена говорила, что нельзя бежать от толпы.

Я не знаю, что значит «хорошая режиссура», но точно могу сказать, что малоизвестный моему поколению Ролан Быков - мастер своего дела. Этот фильм производит еще более пронзительное впечатление, чем книга.

Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории того времени, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую дерзость и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования.

После просмотра этого кино я поняла, что жестокость была всегда и есть сегодня рядом со мной. Я поняла, что во время разобщенности нашего времени жестокость становится качеством большинства. Но люди, понимающие, что значит быть достойным человеком, хорошим другом, люди, умеющие быть милосердными, есть среди нас. Они не считают доброту и наивность чудачеством. Они наделены чувством самосознания, гордостью и силой духа. Я увидела таких людей в героях «Чучела» и поняла, что они есть среди моих друзей. А значит, я - счастливый человек!

Съемочная группа по праву была вознаграждена за свой труд. В 1986 году фильм получил Государственную премию СССР и главный приз на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Лаоне. В 1987 году - главный приз Всеевропейского кинофестиваля детского и юношеского кино в Виши (призы за режиссуру и лучшую женскую роль).

Наверное, это и есть тот самый советский кинематограф, который, по мнению старшего поколения, возрождает нравственность человеческой личности. Наверное, это и есть тот фильм, который нужно показывать моим ровесникам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны. Браво, Железников! Браво, Быков!

Культурный код современных подростков.

В результате анализа различных источников и статей авторов, изучающих поднятую в нашем исследовании проблему, мы столкнулись с мыслью, красной нитью проходящей во всех публикациях: мыслью об усилении борьбы не только за раздел мирового пространства, но и борьбы за духовное влияние. Очевидно, что вторая тенденция наиболее часто встречается в образовательных учреждениях, в частности, в школах. По сути, школа является первостепенным инструментом трансляции культурных ценностей, норм и идеалов, и отрицать прочную взаимосвязь между культурой и образованием бессмысленно.

Именно поэтому, на мой взгляд, понятие культурного кода современных подростков тоже формируется в стенах школы, а прежде всего на уроках литературы. Уроках, которые дают нам возможность стать сопричастными судьбам героев, которым сопереживали поколения наших отцов и дедов. Уроках, которые учат нас понимать и любить поэзию и прозу. Уроках, на которых мы окунаемся в мир красоты и гармонии художественной литературы. Уроках, которые делают нас восприимчивыми к «эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию» . Уроках, на которых нас учат сопоставлять зрительское и читательское восприятие произведения и делать выводы.

Думаю, что культурный код для нас сегодня - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям. Ведь в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.

Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное на пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно.

Школа всегда будет оставаться ареной борьбы за духовное развитие. Меняться будут лишь борцы и их идеи. Но при этом школа всегда будет зависеть от государства. Именно государство решает, будем ли мы, подростки XXI века, смотреть фильмы неисправимого идеалиста Быкова, дающего каждому своему герою шанс на исправление, или чернуху о покалеченных судьбах и морально опустившихся людях «модной» Валерии Гай Германики. И именно государство решает, какие книжки мы будем читать, и каким будет наш культурный код.

Заключение

На основании изучения предмета и объекта исследования можно сделать вывод, что нравственность - действительно одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.

Цель работы - разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова - достигнута. Исследование показало, что эта книга полезна всем: взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. А фильм Ролана Быкова - это тот фильм, который нужно показывать современным подросткам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны.

Задачиисследования решены. Систематизация собранной информации позволила сформулировать понятие культурного кода. На наш взгляд, культурный код современных подростков - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям.

Подводя итоги, можно сделать вывод о практической значимости проекта: результаты исследования могут привлечь внимание подростков к чтению и осмысленному просмотру кино, а также заставят задуматься о том, какие они, каков их культурный уровень и к лицу ли им «очки» современного культурного кода. Авторам лишь остается верить: к лицу, несомненно.

Список литературы.

Власенко И. Статья «Информационное общество: современная молодежь и культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Жарикова Т. Статья «Русский культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Клотер Рапай «Культурный код». Электронная библиотека bookcafe.net

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Издательство «Детская литература», 1985.

Педагогика текста. Культурный код/т эпохи. Сборник материалов III научно-практической конференции «Открытое Образование. Педагогика текста», СПб, 2011.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М.: Просвещение, 1986.

Чучело: повесть/ Владимир Железников. М.: Детская литература, 2012.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный) ; 2. письменный (книжная культура) ; 3. экранный (в стадии формирования). В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм - вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла. Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.

Письменные культуры возникают на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. (в странах Древнего Востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.

Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма - схем. рисунок; 2. иероглиф - более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)

Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено научное знание.

Экранная культура берет свое начало с возникновением кинематографа - 28.12.1895 (братья Люмьер). В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.) Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги. Благодаря широкому распространению компьютеров каждый человек получил свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым. Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации (и труда). Личное общение отходит на второй план.

Понятие культурного кода. Основной культурный код.

Коды дописьменной, письменной и экранной культур

Одним из ключевых понятий культурологии, раскрывающим механизмы функционирования культуры в системе социального взаимодействия, способ ее самореализации, является понятие культурного кода. Понятие «код» обозначает систему трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры или типовым ситуациям социального взаимодействия, благодаря которым специфическим для них образом выделяются, организуются, приобретают надлежащую форму, транслируются ключевые знаки и символы. Код позволяет выразить значимые для людей и поэтому зафиксированные особенности связи с окружением, взгляды на реальность. Коды - это искусственные, конвенциональные образования, базирующиеся, однако, на природных предпосылках, свойственных человеку. Емкость кодов характеризует их выразительный потенциал, т. е. возможность полно, точно и достоверно передавать информацию об определенных аспектах реальности.

Отстаивая идею структурного единства культуры, структуралисты выдвинули идею существования основного культурного кода. Основной код культуры обладает следующими характеристиками:

во-первых, он универсален, т. е. работает в любом культурном типе и любом историческом времени;

во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры;

в-третьих, он открыт к изменению, самопорождению новых кодов, а также вторичных-по их связи со структурами социальных кодов.

Существование основного культурного кода определяется тремя параметрам, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это предметность, знаковость и идеальность. Все эти три параметра находятся во взаимной связи и взаимообусловленности.

Предметность как составляющая культурного кода обозначает собой существование в природном мире класса неприродных искусственных объектов - «вторичной природы», искусственной среды, в отличие от естественной. Эта среда формируется на основе целесообразной, деятельности человека, а значит на ином, не свойственном природе механизме взаимодействия со средой.

Выделение из природы полезных для жизнедеятельности людей вещей сопровождалась формированием навыков их обработки, использования. В связи с этим особую актуальность приобретала проблема сохранения приобретенного опыта, выработки нового негенетического механизма памяти. И этот механизм формировался одновременно с предметностью. Он содержался в простейших орудиях, заключаясь в самой их форме, подсказывающей характер применения и удобство обращения. Предмет становился, таким образом, знаком целенаправленных действий, поэтому в формирующемся культурном коде предметность тождественна знаковости.

Однако знаковые функции конкретных предметов ограничены. Для выживания культуры в ее орудийно-знаковой форме, в противостоянии силам природы, необходимо было пойти «изобрести» «открыть» такое пространство, которое принадлежало бы культуре, но в котором предметность jj/и природность получили бы возможность культурного взаимодействия. Таким культурным полем стал язык. Язык как система знаков, наделенных определенным значением, выступает в качестве средства и материала для объективации идеального содержания (смысла, значения, информации). Знак в языке можно рассматривать как своего рода «материальную оболочку» человеческой мысли, чувств, желаний и т. д. В языковом поле культуры стираются различия между предметностью и природным явлением: и «палке» , и «луку», и «топору» давались имена знака. Таким же способом как «дереву», «воде», «грому». Более того, имена (тотемы) стали получать роды, вожди и прочие члены рода. Знаковость орудия, связанная с ручной деятельностью человека, становится предпосылкой новых форм уже собственно знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство, миф).

В ходе культурного развития были выработаны три основных типа знаков: 1) знаки-обозначение, 2) знаки-модели; 3) знаки-символы. Знаки-обозначения являются основанием естественного языка и обеспечивают коммуникацию. Единицей знаковой системы естественного языка является слово. Знаки-модели, - обозначения тех предметных действий, которые они моделируют. Знак-символ не просто указывает на обозначаемый объект, но и выражает смысл, т. е. в наглядно-образной форме передает идеи или представления, связанные с этим объектом. Знак-символ может обозначать не только объект, но и замещать существующие знаки, например знаки-модели

« Наряду с основным культурным кодом, лежащим в основании человеческой культуры, существуют вторичные коды, выражающие особенности тех или иных типов культу р. В соответствии с классификацией типов культуры выделают коды дописьменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур.

Дописьменная культура охватывает огромный «доисторический» период, включающий «дикость» и «варварство» (по терминологии Л. Моргана и Э. Тэйлора). Примитивнейшие основания культурного кода закладывались еще в нижнем палеолите (от 1 млн до 40 тыс. лет назад). В дальнейшем каждый из его параметров наполнялся новым содержанием, а главное - между устанавливались связи, «включающие» в работу культурный код, который обеспечивал всякий раз новый уровень самоорганизации культуры.

В дописьменных культурах доминантным культурным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф-это не только способ понимания жизни (развитие идеальности - как параметра основного культурного кода), но и способ ее переживания как в предметных, так и в знаковых формах. При этом все три типа знаковых систем активно действовали и взаимодействовали друг с другом.

Знаки и обозначения в мифологическом сознании первобытного человека, по словам Дж. Фрэзера, «связь между именем и лицом иди вещью, которую оно обозначает, является непроизвольной, и идеальной ассоциацией, а реальными, материально ощутимыми узами». Действия с предметами равносильны действиям со словами, а потому, чтобы оградить себя от злых сил и духов, нужно не только оберегать себя, род, племя от опасных действий, но также оберегать и имя, свое собственное, или же имя родственников, или имя умершего человека, для чего имена скрываются, даются двойные имена или накладывается табу (запрет) на произнесение имени).

Как и в случае со знаками и обозначениями, мифологический культурный код не делает никаких различий между знаком-моделью и объектом. Так, например, шкура животного или рисунок этой шкуры на стене служили знаком модели, который позволял отрабатывать важнейшее предметное действие - практическое действие - попадание в цель на охоте. На основе знаков-моделей формировались магические ритуалы. Исследователи отмечают, что в любом магическом ритуале органической культуры не просто моделируются, объекты реальной жизни и действия с ними, но тем самым создается такое знаковое поле культуры, в котором осмысление, представление о действительности в мифе формируется в особый символический культурный пласт. Идеальность как параметр основного культурного кода в дописьменных культурах нарабатывает символические смыслы мифа. Мифологический кол; опирается на ряд базовых символов: . 1) тотемно-анимический тотем символизирует родство человека с объектами живой и неживой природы. Душа - как тонкий, невещественный человеческий образ;

2) символы стихий: (воды (океана), огня, Земли и неба). Они символизируют начало мироздания и т. д.

Коды письменных культур формируются с конца 4-го - начала 3-го тыс. до н. э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени. Эти коды в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и разнообразные формы. Таких форм - огромное множество, и требуется большая работа по выявлению и описанию культурных кодов локальных культур. Принципиальное же значение при характеристике кодов письменных культур имеет положение о том, что под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается, и каждый из этих параметров обретает форму самостоятельного функционирования и осуществляется различными социальными группами.

Предметность, связанная с орудиями хозяйственной деятельности (обработка земли, строительство, ремесло), становится уделом свободных земледельцев, рабов, ремесленников. Город требует запасов пропитания, которые концентрируются во дворцах правителей, поэтому специальные чиновники - управляющие и писцы - заняты учетом выращенных на полях урожаев, они же собирают налоги в казну. Все это разворачивает в новую плоскость знаковую деятельность, способствуя появлению не только письменности, но и чисел, счета и простейших операций с числом. Кроме того, на затопляемых почвах требовалось каждый год заново размечать участки земли между ее владельцами. Управляющие вместе с писцами разрабатывали способ разметки полей прямоугольной, трапециевидной и треугольной формы, научились вычислять площадь и пользоваться чертежами для их вычисления.

Сакральное знание в данном культурном коде; фиксировалось: священных текстах, над которыми трудились писцы в храмах, обучение письму в храмах и затем обязательно прошедшие обряд посвящения. Они составляли особую касту, берущую на себя обязанности упорядочивания (окультуриро-ания) социальных отношений посредством богов.

Новый культурный код, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях, имеет ясную форму своего выражения, содержание которой заключено в Священных книгах: «Книга Мертвых» - древних египтян, «Ветхом Завете» - древних иудеев, «Авесте» - древних ираицев-зароострийцев, «Ведах» - древних индийцев-брахманистов и т. д. В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям как себя вести в отношении к миру и к своему Богу или Богам, но и сообщаются и осмысливаются события прошлого каждого народа. Таким образом, в культурный код включается история. Тем самым прошлое, давнее и недавнее, становится рядом, составляет событие жизни одного народа, которые связываются столь же прочно в единое осмысленное целое, как связан этот период со своими Богами или Единым Богом. В письменном тексте место магии действия (ритуала) занимает магия слов. Эти слова в устах жрецов и священников являются символами недоступных другим смыслов, в которых хранятся тайны всего сущего Божественного и вечного.

Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине XV в. и связано с изобретением книгопечатания. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен. Одной из таких значимых перемен явилась десакрализация Священного текста Библии, которая произошла в результате перевода ее с сакрального латинского на немецкий и другие языки, превращение в доступный всем грамотным людям текст. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука. Ее результат - достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.

В XVII-XIX вв. знаки как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложится в основание культурного кода Западной Европы.

В XX в. начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода. Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на «вторичную предметность» - компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения. Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх