SUPER рассекретил личность главного Деда Мороза страны. Откуда появился Дед Мороз: история для детей

Кельтские друиды украшали ёлку внутренностями людей и животных

На днях в России отметили день рождения Деда Мороза. И хотя праздник придуман только в 2005 году и весьма условен, есть логика его «назначения» именно в этот день: по многолетним наблюдениям , 18 ноября на 60-й параллели, где расположена резиденция Деда Мороза в Великом Устюге на Вологодщине, наступает русская зима.

Внеся уточнение в «метрику» Деда Мороза, мы восстановили справедливость, потому как у заграничного Санта-Клауса (он же Святы Миколаус, Святой Николас, Синтер-Клаас) «днюха» имелась, а у нашего не было. Для тех, кто не знает или забыл, католики День памяти святого Николая отмечают 6 декабря по григорианскому календарю (у нас эта дата приходится на 19 декабря и известна как «Никола Зимний»).

В биографии же нашего Деда Мороза вообще много белых пятен. Тем более, не такой уж он на поверку и душка. Самое время приглядеться к нему внимательнее и в преддверии Нового года изучить его «Личное дело » .

Происхождение: сын пастушьего бога Велеса и богини смерти Мары.

Имя при рождении: Трескун, Студенец, Зимник, Карачун. Вариант «Мороз» созвучен с индоевропейским «смерть» - «мор», «мар».

Каноническая внешность: низенький старичок с длинной седой бородой.

Лентяйку и грубиянку Марфушку лесной волшебник отправил восвояси на свиньях

Один из предков: Великий старец Севера - кельтский злобный божок, который заходил в людские жилища с большим мешком. Не раздавать подарки, а забирать то, что ему причиталось, но почему-то не было принесено в жертву. В группу риска попадали дети - мог утащить с собой парочку в счет уплаты недоимок. После его визита обитателей дома часто находили мертвыми.

Характер: эволюционировал от сурового и злобного до справедливого и щедрого. В XIX веке ребятишки боялись, что вздорный старик накажет их за баловство и как минимум оставит без подарков. Взрослых Дед Мороз карал не только за плохие поступки, но и за унылое настроение, по его приказу метели и бури заметали целые деревни, загоняли несчастных людей на тонкий лед. Однако, несмотря на сложность натуры, старик-волшебник не был исчадием ада. В одной из русских народных сказок случайно уничтожил запасы еды у крестьянина и, когда тот пошел в лес в надежде чем-нибудь разжиться, принял его в ледяном тереме, одел, обул, презентовал скатерть-самобранку и на волшебных санях отправил домой.

Западный Санта-Клаус вылезает из печной трубы

Род занятий: бродяжничество. Ходил по лесам-полям, ударом посоха замораживал ручьи и реки. Мог в сердцах тюкнуть по избе, и тогда вековые срубы шли трещинами.

Реабилитация: писатель Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович», появившейся в 1841 году, первым представил зимнего волшебника не карающим лесным монстром, а мудрым и справедливым волшебником. Девочку-Рукодельницу он одарил горстью серебряных пятачков и брильянтиком, а Ленивице сосульку вместо серебряного слитка вручил. Добрый.


Подарки нормальные, но сам старик - бррр

Группа сопровождения: Снегурочка. Откуда у старика взялась молоденькая спутница, толкуют всякое. Одна из версий такова. В стародавние времена, чтобы умилостивить повелителя стужи, в жертву ему приносили юных девушек. Выбирали их по жребию, отводили в лес, раздевали и в мороз привязывали к дереву. Наутро шли проверять, умерла ли несчастная. Если жизнь в девушке еще теплилась, ее отогревали, но это означало, что жертва не принята. И тогда той же участи подвергалась другая приговоренная. Сюжетные аналогии с этим обычаем мы видим в сказке «Морозко», где суровый Дедушка поизмывался над коченеющей Настенькой: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Режиссер Александр Роу представил нам лайт-версию: в оригинальной сказке лентяйка и грубиянка Марфушенька-душенька, посланная матушкой к Деду Морозу за подарками, замерзла-таки в лесу. Возможно, обычай приносить в жертву Морозке невинных девушек отразился в фольклоре в лице ожившей каким-то чудесным образом Снегурочки. Тем более, вопрос о родителях «внученьки» по-прежнему остается открытым.


Финский Йолупукки варил непослушных детей в котле

Ближайший родственник: финский Йоулупукки, живущий в Лапландии, который, набросив на плечи звериную шкуру, разъезжает по своим делам верхом на козле. В переводе со старого скандинавского наречия Йоулупукки означает «йольский козел». Йоль - кельтский праздник, отмечаемый в день зимнего солнцеворота. В стародавние времена Йоулупукки имел обыкновение заглядывать непрошеным гостем в дома, и снова доставалось нашкодившим ребятишкам: варил их живьем в огромном котле. Христианству не удалось полностью вытеснить древние обычаи: вывернутые наизнанку тулупы и козлиные маски, в которых люди ходили по домам во время колядок, - отголосок дремучих времен.

Пару веков назад Дед Мороз выглядел куда серьезнее, да что уж там - кошмарнее знакомого нам ласкового бородача. Неудивительно, что дети не только любили его, но и откровенно боялись. До наших дней дошли жуткие фотокарточки XIX - XX веков. В то суровое время была распространена клаусофобия - патологическая боязнь Деда Мороза. Глядя на зловещие изображения, понимаешь причины этого страха:

Елочка и смерть

Традиция наряжать елку на Новый год перекликается, как ни странно, с печальным обычаем украшать гробы еловыми ветками и использовать их для погребальных венков. Корни этого явления уходят в те времена, когда лесная красавица считалась обитищем лесного духа, добиться расположения которого можно было только кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми 21 декабря - в день зимнего солнцестояния. Божество изображали в виде бородатого старца с посохом, булавой или косой в руках. Чтобы снискать его благорасположение, кельтские друиды практиковали ритуальные убийства людей и животных, кишки и внутренние органы которых развешивали на еловых ветвях. Впоследствии на смену кровавым дарам пришли фрукты и куски хлеба.

Может ли кто-то из детей или взрослых представить себе такой любимый и долгожданный праздник Новый Год без самого главного гостя Дедушки Мороза. Все люди ждут с равным нетерпением их обоих. Капризная королева из сказки «Двенадцать месяцев» утверждала, что Нового года не будет, пока ей не принесут подснежники. Но в действительности Новый год не наступает до тех пор, пока в гости не пожалует самый желанный гость — Дедушка Мороз.

Но какова же история Деда Мороза и Снегурочки? Как появился Дед Мороз и его внучка? А всегда ли он был дедушкой? Совсем маленьких ребятишек больше интересует, какие подарки у него в мешке, а детки постарше уже хотят знать о нем и его спутнице больше.

История появления Деда Мороза — доброго дедули уходит далеко в прошлое, нет однозначного мнения, кто именно стал его прообразом. Существует несколько версий и легенд, открывающих тайну появления волшебного персонажа:

Повелитель холодов

Похожие персонажи появились давно в древнерусских преданиях. Люди полагали, что повелитель холодов бродит полями и лесами, укутывая их снегом, стучит посохом, морозит реки и озера, рисует узоры. Называли этого владыку Мороз, Дед Студенец, Морозко, Дед Трескун или Мороз Иванович. Этот седой старик не только морозит, он еще и присматривает за природой, помогает пережить растениям и животным морозную зиму. Морозко не одаривал детей подарками и не поздравлял с Новым годом, основной его задачей была забота о природе.

Дух предков

Древние люди полагали, что духи мертвых заботятся живых и оберегают природу. В знак благодарности люди совершали своеобразный обряд, изображая дух умерших, и ходили по домам. За это они получали вознаграждение от хозяев. Самый старший человек среди всех колядующих изображал грозного духа, за что его именовали Дед. Вероятно, он мог стать предшественником Деда Мороза, с тем отличием, что участники обряда получали гостинцы, а Дед Мороз, наоборот, их приносит.

Древний Варуна

В обрядах древности, приходящихся на период зимнего солнцестояния, во время Святок, изображая солнце, принято было дорисовывать ему ноги. Это означало, что теперь перед солнцем открыты все дороги. Теперь солнце начинает свое новое путешествие по кругу, которое увеличивает световой день и освобождает природу от снега и льда. По аналогии с древним Варуной, на Руси этому способствует Дед Мороз, который также соединяет мир живых и мертвых и помогает душам умерших вернуться на Землю дождем или снегом. Именно от Варуны, известный нам зимний гость перенял обычай судить людей по поступкам и воздавать по заслугам, быть строгим и справедливым судьей.

Злой Мороз

Есть несколько версий, согласно которым прообразом дорого Дедушки были совершенно противоположные персонажи. По одной легенде он известен, как злое и жестокое божество, повелитель холода и вьюги, Великий северный старец, который леденит людей, а однажды насмерть замораживает молодую вдову и оставляет сиротами ее детей. По иной версии языческих народов Дед Мороз получал на земле жертвоприношения, воровал маленьких детей и уносил их в своем мешке.

Святой Николай

Согласно одной из версий многие черты Деду Морозу достались по наследству от реального человека, жившего еще до нашей эры, доброго и бескорыстного Николая. Живя в достатке, он охотно помогал нуждающимся и тем, кто попал в беду, особое внимание он уделял детям. Все знают, что Николай помог собрать приданое для дочери бедного крестьянина, он подбросил мешочек с монетами в дымоход, а монеты упали в сохнущий возле камина носочек девушки. Эта легенда положила начало традиции прятать сюрпризы – «николайчики» в детские носочки. За доброту Николая начали называть святым. А во многих странах закрепился обычай делать подарки на рождественские праздники.

Образ и одежда

Раньше Деда Мороза изображали в совершенно другой одежде, которая кардинально отличалась от привычного для нас наряда. Сейчас тяжело себе представить, что когда-то Дед Мороз был одет в плащ. Потом над образом и нарядом дедули поработали художники, и в конце 19 века он носил красную шубу с белой меховой отделкой. Позднее был создан образ добродушного старичка-толстячка с характерной для его возраста седой бородой.

Сейчас известный нам дедушка имеет такие особые приметы:

Волосы и длинная борода до пола (одинаковые во всех собирательных образах персонажа) – густые, седого цвета, символизируют могущество и счастье.

Рубашка и брюки белого цвета с таким же белоснежным рисунком, символизируют чистоту. Ошибочно одевать дедушку в красные брюки.

Шуба – очень длинная и исключительно красного цвета, с отделкой из лебединого пуха и украшенная серебряным рисунком. Короткий тулупчик и шубы других цветов относятся к гардеробу дедушек из других стран.

Шапка – красного цвета, без кисточек и помпонов, с отделкой из лебединого пуха, украшенная жемчугом и серебряным рисунком, с треугольным вырезом спереди.

Рукавички – обязательно белые, а не красные, украшенные серебряным рисунком, символизируют чистоту.

Пояс – белого цвета с красным рисунком, символизирующий единство прошлого и настоящего.

Обувь – валенки либо красные или серебристые сапоги.

Посох – имеет витую серебристую ручку, с головой быка или месяцем на верхушке, что символизирует плодородие и власть, посох может заморозить шкодливых детишек и помогает передвигаться по сугробам.

Мешок – бездонный, полный подарков, обязательно красного цвета.

Кто такая Снегурочка?

Если с появлением Дедушки Мороза все очень сложно и запутано, то история его внучки Снегурочки известна — это героиня новогодней пьесы, которая так полюбилась зрителям, что ее образ популярен вот уже более ста лет. Хотя был образ девушки в белой шубке и раньше — существовал он в народном фольклоре и звали эту девушку Снежевиночкой, Снегуркой. Имя ее произошло от слова “снег”, ведь родилась эта девочка из снега.

Иногда ее изображают молодой девушкой, иногда — маленькой девочкой, ведь существует версия, что Снегурка — дочка Дедушки Мороза, но мы ее знаем, как внучку сказочного деда.

Как бы там ни было, без нее не обходится ни один детский утренник, именно она помогает детишкам позвать Деда Мороза на праздник, именно она — его бессменная спутница и помощница.

На праздник

На праздник Дед Мороз успевает обойти каждый дом, но к себе в гости он никого не приглашает, поэтому никто и не знает его точный адрес. Люди, верящие в волшебство, предполагают, что дом его далеко на Севере, в стране льдов и вечной зимы. Многие считают, что дедушка вполне может жить на Северном полюсе или, что его дом в Лапландии. Дед Мороз будет себя чувствовать комфортно в любой стране, где зима властвует круглый год.

В гости дедушка приезжает на санках, летящих по воздуху, которые запряженных тремя лошадьми, может также прийти на лыжах или пешком. Если кому-то пришлось узреть его на оленях, имейте в виду, что перед Вами Санта.

К детям Дед Мороз приходит со Снегурочкой, которая приходится ему внучкой. Одежда у нее белоснежного цвета, с серебристым орнаментом, а на голове она носит венец, имеющий 8 лучей. Образ Снегурочки очень близок детям, она принимает активное участие в новогодних играх и конкурсах и помогает ребятишкам позвать Дедушку Мороза на праздник.

Внешность и характер Деда Мороза были собраны из многих добрых и злых, реальных и выдуманных персонажей. Пройдя долгий путь, он предстал перед нами символом могущества, добра, справедливости и святости. Встреча с ним знаменует начало нового периода в жизни человека и всей планеты, в котором будет только хорошее, доброе и самое наилучшее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дед Мороз. История происхождения

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее - совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз - повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне - боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее - на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.


5 390

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Никто из нас не представляет себе новогоднего праздника без участия его главных героев - Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки. Если Вы считает, что Дед Мороз - это исконно русский персонаж, главной заботой которого являются новогодние подарки, то вы очень ошибаетесь. В преданиях древней Руси существовали похожие фигуры: например, повелитель зимних холодов Мороз, Морозко. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, поносится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. Однако, новогодние подарки отнюдь не являлись главной задачей Мороза. Считалось, что всю зиму, с ноября по март у Мороза очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме. Особенно много прообразов Дедушки мы можем встретить в русских народных сказках: это и Морозко, и Мороз Иванович, и Дед Студенец. Однако эти персонажи были не связаны с празднованием Нового Года. Основная их забота - помогать природе и людям. Достаточно вспомнить замечательную сказку Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев".

А вот сегодняшний Дедушка Мороз, тот самый новогодний персонаж имеет свой прообраз. Им считают человека по имени Николай, который жил в III веке нашей эры на берегу Средиземного моря. По преданию, Николай был выходцем из достаточно богатой семьи и с радостью помогал все бедным и нуждающимся, а также проявлял особую заботу о детишках. После смерти Николая канонизировали и причислили к лику святых.

Существует предание, по которому Николай совершенно случайно подслушал жалобы одного бедного крестьянина, которому приходилось так туго, что он собирался отдавать своих дочерей. Бедный человек очень сильно сокрушался, но не видел никакого выхода, так как страдал от крайней нищеты. Николай пробрался в дом крестьянина и засунул в дымоход большой мешок с монетами. В печи в это время сушились чулочки и башмачки дочерей бедного крестьянина. Можете себе представить неописуемую радость девочек, когда они на следующее утро обнаружили в печи свои чулки и башмачки, доверху набитые золотыми монетами… С тех пор во многих европейских странах сложился обычай прятать в чулки маленькие сюрпризы "от Святого Николая" для своих детишек. У нас же существует традиция прятать подарки-"николайчики" под подушку. Такие подарки ребятишки всегда ждут и радуются им. Однако постепенно традиция дарить подарки переместилась на Рождество в Западных странах и на Новый Год в странах бывшего Союза. Примечательно, что в большинстве западных государств Новый год является праздником менее значимым, чем Рождество Христово. Его отмечают не с таким размахом, не традиции обмениваться подарками под Новый Год. А некоторые люди его и вовсе не отмечают.

У нас же наоборот, Новый год считается основным праздником. И в этот день Дед Мороз вместе со своей помощницей Снегурочкой одаривают всех детишек новогодними сюрпризами. Известно, что среди детей очень распространено написание так называемых "писем Деду Морозу", в которых малыши обещают хорошо вести себя и просят у деда Мороза то, что им хочется в данный момент больше всего.

Известно, что практически в каждой стране Мороза называют по-своему. У американцев и англичан - это Санта-Клаус, который приходит на Рождество, во Франции - Пэр Ноэль. В Финляндии - Йоллупуке.

Однако есть одна особенность, которая выделяет русского Деда Мороза с самой выгодной стороны. Только у него есть внучка и зовется она Снегурочка. Появилась Снегурочка в конце 19 века, благодаря А.Н. Островскому и его сказке "Снегурочка". Однако в одноименной сказке Снегурочка выступала в роли дочки Мороза. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.

Также к образу Снегурочки приложили руку такие известные художники как М.А.Врубель, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков посвятил целую оперу этому привлекательному сказочному персонажу.

В наши дни Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Они с нетерпением дожидаются заветного момента, когда Дед Мороз и Снегурочка войдут в их дом и одарят всех долгожданными подарками.

Интересное о Дедушке Морозе. История.

Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).

Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх