Музей изобразительных искусств клейн. «Наша эпоха» в домике Романа Клейна – необычный московский музей! ЖК «Садовые кварталы»

160 лет назад, 31 марта 1858 года родился архитектор Роман Клейн - один из самых востребованных архитекторов в России конца XIX - начала XX веков. Именно он возводил Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), Бородинский мост и десятки доходных домов. От стилизаций и эклектики ранних работ он впоследствии пришел к неоклассическому стилю. Открыв в 1888 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов и другие.


Роман Клейн, 1890-е

Роман Клейн родился в многодетной купеческой семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным - в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники. Личность мальчика формировалась в творческой и культурно-образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии.
В 1879 году Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 году - Императорскую Академию Художеств со званием классный художник-архитектор 3-й степени. Затем Клейн стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники. Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна - Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось ярким событием того времени.
Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище. Всего архитектор построил в Москве более 60 крупных зданий, все его проекты показать сложно, вот только 16 из них.

1. Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 годах архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и меценатки, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.


Особняк Морозовой. Улица Воздвиженка, дом 14. 1886

2. В 1887 году участок по нынешнему адресу Олсуфьевский переулок, 6 приобрёл Роман Клейн. Здесь тогда находились деревянный дом и несколько дворовых построек. В 1889 году зодчий несколько видоизменяет это здание, а в 1896 году надстраивает вторым этажом и размещает там чертёжную мастерскую и личную библиотеку.


Дом архитектора Р.И. Клейна. Олсуфьевский пер., дом 6, строение 2. 1889-1896

С этого времени все последующие архитектурные проекты Клейна создавались именно в этих стенах. В этот дом приходил Иван Владимирович Цветаев - инициатор создания и первый директор Музея изящных искусств, над проектом которого здесь и трудился Роман Иванович.

3. Дом № 3 по Вспольному переулку - особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты эклектичного стиля Клейна.


Особняк А.В. Эджубова. Вспольный переулок, дом 3. 1889

4. Экзотическое здание в китайском стиле, известное как "Чайный дом", обновлялось архитектором Карлом Гиппиусом под руководством Роберта Клейна. Фасад украшен лепными изображениями китайских животных и других исторических символов, стилизованных под китайские иероглифы с надписями, а на крыше установлена башенка в виде двухъярусной китайской пагоды.


Чайный дом. Мясницкая улица, дом 19.1890 -1893
https://galik-123.livejournal.com/164532.html

5. По проекту архитектора Р.И. Клейна в центре Москвы в 1889-1893 годах были построены Средние торговые ряды. Они являлись частью архитектурного ансамбля вместе с Верхними торговыми рядами. Западным фасадом выходят на Красную площадь. В настоящее время комплекс зданий находится на реконструкции.


Средние торговые ряды. Красная площадь, дом 5.1890-1893
https://galik-123.livejournal.com/378805.htm

6. В 1893 году на средства П.Г. Шелапутина был заложен Гинекологический институт. Архитектором института стал Р.И. Клейн. Здание заняло угол Большой Пироговской улицы и Олсуфьевского переулка. Оно имеет Г-образную форму. На Большую Пироговскую улицу здание Института выходит глубоким балконом, украшенным четырьмя легкими колоннами и ажурной оградой. Угол венчает стеклянный купол.


Улица Большая Пироговская, 11, С1. Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной. 1893-1895

7. Здание около метро Красная Пресня было построено к 1895 году по инициативе профессора А.П. Богданова для бактериолого-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений. Архитекторами здания считаются Р.И. Клейн и А.Э. Эрихсон. Финансировал постройку и исследования, проводимые станцией, владелец самой известной в дореволюционной России аптеки - магистр фармации, меценат и ученый В.К. Феррейн.


Станция Ботанического сада на Красной Пресне.1895
https://galik-123.livejournal.com/173943.html

8. В 1898 году модный в то время архитектор Роман Клейн перестроил для семьи Депре старое здание на Петровке. Элегантный дом с элементами французской архитектуры был оборудован последними новшествами. На первом этаже располагался "Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре".


Дом виноторговца Депре. Улица Петровка, дом 8.1898
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

9. Четырехэтажное здание №19 на Кузнецком мосту в архитектурном мире известно как доходный дом c магазинами князя Андрея Гагарина, построенный в две очереди: сначала архитектором Виктором Косовым, потом - Клейном.


Пассаж "Кузнецкий мост". Улица Кузнецкий мост, 19.1898
https://galik-123.livejournal.com/389214.html

10. Дом чаепромышленников Высоцких по адресу Огородная слобода, 6 построен в 1900 году по проекту Клейна. Талантливый стилизатор Р.И. Клейн сумел совместить в этом доме элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.


Дом Высоцких. Переулок Огородная Слобода, дом 6. 1900
https://galik-123.livejournal.com/378296.html

11. Здание в стиле неоготики с элементами модерна, в котором сейчас находится ЦУМ, в настоящем его виде было построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз".


Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Улица Петровка, дом 2. 1906-1908
https://galik-123.livejournal.com/380617.html

12. В конце 1896 года основателем музея - профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Владимировичем Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг.


Музей изящных искусств. Улица Волхонка, дом 12. 1898-1907

Клейн вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея.

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год).

13. Заметной работой Клейна является перестройка старинного здания на Ильинке, дом 12, по заказу Серпуховского городского общества. В основе постройки лежит дом купца Хрящева, воздвигнутый по проекту известного архитектора Матвея Казакова в 1778 году.


Доходный дом И.Г. Хрящева. Ильинка, дом 12. 1901-1904

Клейн преобразил фасад, внеся туда ряд изменений. Композиционным центром дома стали три крупных арочных окна второго и третьего этажей.

14. В 1899-1902 годах всё тот же Роман Клейн построил для "Товарищества К. Ф. Депре" большой доходный дом с фирменным магазином и большими подвалами на Петровском бульваре.


Доходный дом. Петровский бульвар, дом 17. 1902
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

15. В 1906 году Клейн построил особняк для предпринимателя Ивана Некрасова. Дом возведен в лучших традициях английской неоготики, черты которой отражены в орнаменте верхнего эркера, сводах парадной лестницы и других элементах.


Особняк И.И.Некрасова. Хлебный переулок, дом 20. 1906

16. В 1912 году богатый меховщик А.П. Гуськов заказал Р.И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания - кинотеатра под названием "Колизей".


Кинотеатр "Колизей". Чистопрудный бульвар, дом 17. 1914

В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку. В настоящее время заканчивается реставрация здания.

Клейн, Роман Иванович

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) - российский архитектор, работавший в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и др.

Клейн, Роман Иванович , фото 1890х гг., фото

Биография

Родился в купеческой (потомственного почётного гражданина) семье. Во время обучения в гимназии посещал курсы в МУЖВЗ, в 1875-1877 работал чертёжником у В. О. Шервуда на постройке Исторического музея, в 1877-1882 окончил петербургскую Академию художеств, затем два года стажировался в Европе, работал у Шарля Гарнье. В 1888 открыл собственную практику в Москве. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. - М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896-1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса авиазавода в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).


Клиника на Девичьем Поле, 1893, фото Attribution-Share Alike 2.5

Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898, фото

"Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908, фото Attribution-Share Alike 2.5

Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906, фото Attribution-Share Alike 2.5

Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903, фото Attribution-Share Alike 2.5

Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города - он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстрои школы на Ленинском проспекте, 15, в проезде Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты - Издание 3-е. - М.: Жираф, 2005. - С. 254-274. - 2 500 экз. - ISBN 5-89832-043-1.

См. также

  • Фабрика Жиро в настоящее время

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org


Родился в семье купца первой гильдии Ивана Макаровича Клейна и его жены Эмилии Ивановны. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Известно, что с 1878 года им принадлежал дом И.Г. Григорьева - В.П. Писемской на Малой Дмитровке, где прежде жил И.С. Аксаков. В гостях у Клейнов бывали музыканты Антон и Николай Рубинштейны, архитектор Александр Вивьен, который десятилетнего Романа начал возить на строительство и показывать архитектурные чертежи, художники, литераторы, поэты, музыканты.

В 1873 – 1874 годах Роман Клейн учился в гимназии Креймана и посещал курсы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был отмечен двумя наградами за свои успехи в учебе.

В 1875 году будущий архитектор решил отделиться от родителей. Он отказался от финансовой поддержки и, сняв вместе с другом крохотную каморку без мебели, спал на пружинном матрасе, купленном у старьевщика. Матрас на ночь ставился на чертежные козлы, а днем снимался. В это время Роман Клейн начал работать младшим чертежником в мастерской архитектора В.О. Шервуда, строившего здание Исторического музея на Красной площади.

В 1877 году Роман Клейн поступает в Императорскую Академию художеств, которую оканчивает в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После этого он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию и Францию, где участвует в создании павильонов для Парижской выставки 1889 года в мастерской архитектора Шарля Гарнье.

Вернувшись в 1885 году, молодой архитектор работал помощником в архитектурных мастерских В.О. Шервуда и А.П. Попова.

В 1886-1888 годах Роман Клейн осуществил свой первый самостоятельный проект – особняк В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Эта постройка ввела его в круг заказчиков купцов-старообрядцев.

11 ноября 1888 года был объявлен конкурс на строительство Верхних торговых рядов и 26 февраля конкурсной комиссией первая премия в 6 000 рублей была присуждена проекту под названием «Московскому купечеству» А.Н. Померанцева, вторая премия в 3 000 рублей под названием «По программе» - Р.И. Клейну, третья премия в 2000 рублей досталась проекту под названием «С богом» архитектора А.Е. Вебера.

В 1889 году Роман Клейн, благодаря этой премии, получил заказ на возведение Средних торговых рядов на Красной площади.

В 1888 – 1889 году им также было перестроено здание для Сибирского и Русского для Внешней торговли банков на Ильинке, 12/2.

В 1888 – 1903 году был построен Торговый дом Серпуховского городского общества в Ипатьевском переулке.

В 1890 – 1892 годах построен Торговый дом «Варваринское подворье» на углу Варварки, 7 – Никольского переулка, 11.

В 1893 – 1896 годах архитектор Роман Клейн строит Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной при Московском университете.

В 1896 году Академией художеств был объявлен конкурс проектов здания Музея изящных искусств им. Александра III. Роман Клейн получил золотую медаль и в течение почти двадцати лет возводил здание, совмещающее функции университетского и художественного музеев – просветительского центра. Музей изящных искусств был построен при участии архитекторов Г.Б. Бархина, И.И. Рерберга, А.Д. Чичагова, инженера В.Г. Шухова, художников И.И. Нивинского, П.В. Жусковского, А.Я. Головина, скульптора Г.Р. Залемана на Волхонке, 12, в 1912 году.

В 1901 – 1902 годах были построены Средние торговые ряды на Красной площади, 5. Московский путеводитель того времени сообщал: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

В 1900-1903 годы Роман Клейн построил Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых по заказу Московского университета на Малой Пироговской, 20.

В 1900 году он выстроил собственный дом в Олсуфьевском переулке, 6.

В 1905 – 1907 годах архитектор Роман Клейн построил электростанцию Общества электрического освещения на Раушской набережной, 8.

В 1908 – 1910 годах им выстроено новаторское здание на железном каркасе, изобретенном американскими инженерами, – Торговый дом товарищества Мюр и Мерелиз, ставший позднее магазином ЦУМ, на Петровке, 2.

В 1903 году в промышленной архитектуре Роман Клейн расширил пристройками здание Трехгорного пивоваренного товарищества на Кутузовском проспекте, 12. В 1906, 1909 – 1910 годах он перестроил там элеватор и водонапорную башню.

В 1907 – 1914 годах построил восемь производственных корпусов шелковой фабрики К.О. Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11.

В 1915 – 1916 годах Роман Клейн построил здания фабрики Акционерного Общества «Каучук» на улице Усачева, 11.

После 1917 года и смены власти, архитектор Роман Клейн пытался продолжать заниматься архитектурой. Он работал штатным архитектором Пушкинского музея, состоял в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ.

В 1924 году, начав руководить проектным бюро Наркомпроса, через четыре месяца после назначения архитектор Роман Клейн скончался. П охоронен на Введенском кладбище.

В 1889-1890-х годах уже известный к тому времени в Москве архитектор Роман Клейн строит для себя в Олсуфьевском переулке небольшой домик . Он втиснулся посреди доходных домов, построенных самим зодчим. Домик изначально был построен в тосканском стиле или нео-греческом стиле, весь второй этаж его занимали чертежная мастерская архитектора и обширная библиотека .

Роман Иванович Клейн родился в 1858 году , окончил петербургскую Академию художеств, после двух лет стажировки в Европе вернулся в Москву и открыл собственную строительно-архитектурную фирму. Первая крупная постройка Клейна – дом Варвары Морозовой на Воздвиженке – принесла ему славу, сделав модным и востребованным архитектором в среде старообрядческого купечества. Его постоянными заказчиками стали знаменитые московские купеческие семьи Морозовых, Высоцких, Шелапутиных, Прохоровых, Депре. В постройках Клейна принимали участие его ученики и мастера, такие как, В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий. Можно сказать, что Клейн построил почти всё, что должно быть в городе – доходные дома, особняки, мост, музей, кинотеатр, бизнес-центр (общественный дом), винные склады, роскошный магазин, общежитие, институт, больницу, училище, завод, фабрику, гимназию и богадельню.

А в его доме, сильно перестроенном за годы советской власти и после перестройки, расположился необычный исторический музей «Наша эпоха» , основанный на личной коллекции одного священнослужителя. Основную часть коллекции собирал в течение 50 лет протоиерей Василий Фонченков, профессор Иоанно-Богословского университета . Он начал собирать свою коллекцию ещё в советское время, рискуя жизнью и свободой, после того, как его посетило видение последнего русского царя Николая Второго.

Творчество которого отличалось большим своеобразием. Широта и разнообразие его интересов в архитектуре поражали современников. За 25 лет им были выполнены сотни проектов, разных как по назначению, так и по художественным решениям.

Главное дело жизни архитектора Р. Клейна - московский Музей изящных искусств им. Пушкина. Он принес ему широкую известность и звание академика в архитектуре. Путь этого талантливого человека к вершинам мастерства был напряженным и самоотверженным. Информация о биографии архитектора Клейна будет изложена в статье.

Ранние годы

Он родился в 1858 году в семье Клейна Ивана Макаровича. Мать будущего зодчего, Эмилия Ивановна, была образована и одарена музыкально. В их московский дом, расположенный на Большой Дмитровке, приходили студенты консерватории и художники. Впоследствии многие из них стали знаменитостями.

На одном таком вечере Роман Клейн свел знакомство с Вивьеном Александром Осиповичем, архитектором. Тот был очень общителен и вместе с мальчиком посещал строительство зданий, объясняя принципы их возведения, показывая чертежи.

Юношеская мечта

С тех пор у юноши зародилось страстное желание стать архитектором. При этом против его мечты были и мать, и отец. Первая хотела видеть его скрипачом, а второй - передать ему купеческое дело. Но он решительно заявил о своем желании и впоследствии делал все для его осуществления.

В гимназии Клейн хорошо рисовал и прославился, делая карикатуры на учителей. С шестого класса он стал учеником училища живописи, ваяния и зодчества. После занятий ему не хотелось возвращаться домой, где царили строгие порядки.

Уход из дома

Будущий архитектор Клейн почувствовал себя самостоятельным и ушел от родителей, отказавшись от их материальной поддержки. Он полагал, что деньги родителей помешают ему стать личностью творческой. Роман снял маленькую комнатку, почти без мебели. Мать его была в отчаянии, она просила его взять из родительского дома хотя бы кровать.

Но он отказался и принес в свою каморку купленный у старьевщика пружинный матрац. В помещении имелись лишь козлы чертежных досок, на них и был поставлен матрац. Утром матрац ставился в угол, а чертежная доска возвращалась на козлы. Так и работал начинающий архитектор.

Младший чертежник

Тем временем Роман Иванович Клейн устроился в мастерскую архитектора, скульптора и живописца В.И. Шервуда младшим чертежником. Тот занимался проектированием здания Исторического музея на Красной площади.

Будущий зодчий копировал чертежи, приобретал нужные знания и навыки, учась умело использовать архитектурные приемы древних зодчих в современных сооружениях, что позже проявилось в его самостоятельных проектах.

После первых заработков его комнатка-мастерская стала преображаться. Сначала был приобретен дешевый ковер для покрытия матраца, а затем у импровизированного дивана появились ручки и спинка. Затем он был обит цветастым штофом и занял место у окна.

Как вспоминала жена архитектора Клейна, этот диван-реликвия всегда стоял в кабинете ее мужа, и он любил рассказывать историю о ней, когда уже стал знаменитым.

Приверженец эклектического стиля

Проработав два года чертежником, Клейн смог накопить средства для переезда в Петербург, где он поступил в Академию художеств. Период учебы совпал с начавшимся в России строительным бумом. В больших городах стали появляться доходные дома, особняки, банки, магазины, которые были стилизованы под архитектуру различных эпох.

Это направление в архитектуре, как казалось, не отличалось единством стиля, и оно приобрело название эклектики, что в переводе с древнегреческого значит «избранный, выбранный».

С современной точки зрения эклектика, приверженцем которой был Клейн, по сути, является самостоятельным стилем. В него входят элементы искусства, присущие античности, готике, ренессансу, барокко.

Они нашли применение у зодчих, которыми учитывались масштабы и функции современных зданий и использование таких новых строительных материалов, как бетон, железо, стекло. В качестве примера этого стиля можно привести Ливадийский дворец в Крыму. Он был построен в 1883-85 гг. при участии архитектора Клейна.

Частные заказы

Первый частный заказ был выполнен Клейном, когда ему было 25 лет, в 1887 году. Им была небольшая церковь недалеко от Петербурга - усыпальница Шаховских. Но чтобы заявить о себе по-настоящему, был необходим крупный социальный заказ. И вскоре такой случай представился.

Московская городская дума объявила конкурс на застройку Красной площади. Клейн получил вторую премию за проект торговых рядов и тем самым привлек к себе внимание частных заказчиков. На их средства им были возведен магазин оптовой торговли, так называемые Средние ряды.

Формами окон, наличников, высокими кровлями эти ряды были увязаны с архитектурой храма Василия Блаженного, стоящего напротив, и были прекрасно вписаны в ансамбль древних построек.

Архитектор роман Клейн показал себя как умелый практик. Он удачно расположил большое здание на крутом спуске, ведущем к реке. Теперь он был обеспечен постоянными заказами.

В 90-е годы XIX века

В этот период Клейном создается ряд проектов крупных промышленных предприятий в Москве. Это корпуса и цехи таких предприятий, как:

  • Прохоровская Трехгорная мануфактура.
  • Чаеразвесочная фабрика Высотского.
  • Фабрики Жако.
  • Завод Гужона.

В это же время им проектируется множество зданий самого разного назначения, среди них:

  • Особняки.
  • Доходные дома.
  • Гимназии.
  • Больницы.
  • Торговые склады.
  • Студенческие общежития.

При всем имеющемся разнообразии строений в них обнаруживается некая монотонность стилистических решений и декоративных приемов, которые свойственны многим мастерам того периода. Но построенные архитектором Клейном здания в Москве все же отличаются тем, что их планировка весьма продумана, а внутренне пространство рационально организовано. Примером оригинального решения являются здания клиник Шелапутина и Морозова, где угловые башни перекрываются стеклянными куполами, а под ними - светлые и просторные операционные.

С тех пор поддержка архитектора Р. Клейна московским купечеством стала постоянной.

Он появился на Мясницкой улице в 1896 году. Это необычное здание, спроектированное Клейном, стало знаменитым. По сей день здесь располагается магазин «Чай-кофе», пользующийся популярностью. По настоянию заказчика Перлова, крупного торговца чаем, дизайн и фасады интерьера Клейн стилизовал под древнекитайскую пагоду.

При этом сам архитектор критиковал свое создание, отмечая его надуманность и аляповатость. Тем не менее чайный домик сыграл свою роль в выработке творческих принципов зодчего. Китайские мотивы удачно оттеняли назначение сооружения. И в дальнейшем архитектор Клейн не просто скрывал кирпичные блок здания за стильным фасадом, а выражал в декоре функцию строения. Вскоре в его жизни наступил очень важный момент.

Строительство музея

В 1898 году началось строительство Музея изящных искусств, который стал делом жизни Романа Клейна. Ему он отдал около 16 лет и получил звание академика архитектуры. Здание было возведено в стиле античного храма. Колонны его фасада напоминают колоннаду храма в Афинском Акрополе. По мнению автора, классический стиль и древнегреческие мотивы наилучшим образом соответствовали назначению данного сооружения.

При оформлении фасада за образец были взяты ионические портики Эрейхтейона. Это небольшой храм, находящийся возле Парфенона. Чтобы придать экспозиционным залам исторический облик, архитекторам были спроектированы греческий и итальянский дворики, а также белый парадный и египетский залы. В связи с воплощением такой задумки сам дизайн интерьера и фасады строения превратились в своеобразные экспонаты. Музей был открыт в 1912 году.

Дальнейшая деятельность

Построенный Клейном зрительный зал одного из крупнейших московских кинематографов - Колизей на Чистых прудах - отличал четко разработанный план и высокие технические достоинства. Зодчим была создана полуротонда, удачно скрадывавшая настоящие габариты строения, которая органично вписалась в историческое окружение старой улицы.

Еще одной интересной и необычной работой Клейна был который сменил старый, понтонный, в 1912 году. Клейн блестяще справился с задачей, он применил конструкцию из металлических ферм, предложенную инженерами. Оформление моста было продиктовано празднованием столетия победы над Наполеоном.

Въезды были украшены пропилеями (портиками и колоннами, симметричными оси движения) из серого гранита. С противоположной стороны расположились парные обелиски, а сходам был придан вид бастионов. В тот же период Клейн создал проект памятников-обелисков на Бородинском поле.

Торговый дом

Одним из самых смелых и новаторских созданий архитектора Клейна в Москве явился Торговый дом, принадлежавший товариществу Мюр и Мерилиз, построенный в 1908 году. Теперь в этом здании находится магазин ЦУМ. Это единственное торговое здание в практике архитектора, которое он возвел на железном каркасе.

Это была прогрессивная конструкция американских инженеров. По тогдашним меркам сооружение было необычайно легким и высоким. В его фасадах удачно соотнесены такие элементы, как каменная облицовка простенков и значительное по площади остекление. Здание построено в воздушном и конструктивном готическом стиле. Его мотивы читаются в профилях карнизов, удлиненных окнах, нависающем угловом выступе фасада.

Построенные в начале XX века магазин Кеппен на Мясницкой, контора фабрики Выготского (чаеразвесочной), расположенная на Красносельской, 57, где теперь находится Бабаевская фабрика, относятся к стилю модерн. Они также были новыми по художественному решению.

Античные мотивы

Завершая путь творческих исканий, архитектор Клейн опять вернулся к мотивам античной архитектуры, к которой он относился с большим почтением. Одной из таких работ стала усыпальница Юсуповых под Москвой, в Архангельском с полукружьями колоннад.

А также это Геологический институт на улице Моховой. Его здание торцом выходит на красную линию улицы. Свои фасадом оно стилистически связано с соседними сооружениями, относящимися к XVIII-XX векам.

При обращении к строгой классике не нарушен уже сложившийся архитектурный ансамбль. Архитектору удалось вписать новое здание с присущим ему тактом. В этом отразился высочайший уровень культуры мастера, его тонкий вкус, который никогда не изменял ему.

Последние годы

Жил архитектор в Олсуфьевском переулке. Весь второй этаж его дома занимала мастерская. Дом строился постепенно, начиная от неприметного сруба до особняка с пристройками, каменными первым и вторым этажами. Общий фасад был оформлен в тосканском стиле. Все творения, составившие славу зодчего, были задуманы и спроектированы именно в доме-мастерской, находившемся на Девичьем поле.

После 1917 года архитектор Клейн был востребованным и у новой власти. Он работал до конца жизни, состоял в штате Пушкинского музея в качестве архитектора, руководил кафедрой в МВТУ, был членом правления Северной и Кавказской железных дорог. Умер он в Москве в 1924 году.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх