Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства

Предисловие

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

Приложение I.

Из проспекта "Введение".

Жанры в живописи.

Приложение II.

Проблема "сходства в портрете

АРХИТЕКТУРА

Примечания

Предисловие

Работа Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства" органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических основ каждого из жанров изобразительного искусства и их разновидностей, опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором.

Один из крупнейших советских искусствоведов, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Робертович Виппер (1888 -- 1967) в течение многих лет возвращался к теме и материалам данной работы, совершенствовал текст между началом 1930-х годов (когда складывалась первоначальная редакция) и последними годами жизни (когда готовил ее к изданию). В первой литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих наблюдениях и выводах из совокупности других трудов автора, из большого личного опыта историка искусств, занимавшегося различными его периодами. С 1908 года Б. Р. Виппер выступал в печати с научными статьями, с 1915 года начал работать в Московском университете, затем защитил магистерскую диссертацию "Проблема и развитие натюрморта" и стал профессором университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных искусств. Работа в русских музеях, посещение библиотек и музеев Вены, Парижа, Берлина, ряда итальянских городов, Голландии -- все это смолоду обогатило его художественный опыт.

Итак, ко времени создания нового университетского курса Б. Р. Виппер находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как его исследователь, выработал систему собственных взглядов, в частности на ряд проблем специфики художественного творчества в различных родах изобразительного искусства. Уже в первой редакции курса "Теория искусства" научный уровень был так значителен, что автор еще в 1936--1940 годах смог опубликовать (в Риге, затем в Москве) некоторые его фрагменты в качестве оригинальных проблемных статей самостоятельного значения. В дальнейшем научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что в последней редакции 1964--1966 годов он был опубликован в 1970 году как научное исследование под названием "Введение в историческое изучение искусства".

В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически системная, углубленная в вопросы художественной техники и исторически обоснованная в широких хронологических и географических масштабах, то есть, по существу, и "Теория искусства" и "Введение в историческое изучение искусства" вместе. Здесь необходимо вспомнить, что, тщательно и вдумчиво изучая сами памятники изобразительного искусства как художественные организмы, Б. Р. Виппер стремился на практике постичь характер техники в различных видах графического искусства, в скульптуре при различных материалах, в разных жанрах живописи и типах архитектуры. Еще в молодые годы, сразу по окончании университета, он практически изучал живопись в мастерских художников, в частности Константина Юона, а также вникал в принципы архитектурного проектирования под руководством И. И. Рерберга. Он хотел точно, на конкретных примерах, в материалах, в условиях определенных техник познать, как это делается, что именно достигается теми или иными приемами, чему они в конечном счете служат по замыслам того или иного художника. Более того, Б. Р. Виппер стремился постичь, как это делалось в различные исторические эпохи, каким образом и почему эволюционировала техника разных родов искусства, как возникали новые ее особенности и виды. При этом поразительной оказалась его память в самых широких исторических масштабах, от ссылок на искусство Древнего Египта или Китая до примеров из нашей современности. Все исторические периоды были, так сказать, в его распоряжении, все они поставляли ему богатый, многообразный материал. Можно заключить, что история искусств в итоге освещается у него в ее теоретико-технической базе. Но и обратное: техника различных жанров и разновидностей искусства объясняется художественными направлениями различных стилей и исторических периодов.

Все конкретно в этом труде Б. Р. Виппера, вплоть до характеристики материалов, с которыми работали живописцы, скульпторы, архитекторы, "орудий" их производства, составов красок или лаков, способов гравирования, а также выбора той или иной техники в пределах каждого искусства. Но, как правило, техника не рассматривается здесь лишь сама по себе. Она связана с творческими проблемами разных жанров в определенные эпохи, служит различным, исторически изменяющимся художественным задачам. Читатель узнает о преимуществах тех или иных материалов, технических приемов, способов гравировки или возможностей каменной кладки для различных целей скульптуры, живописи, графики, зодчества. Этот принцип художественного обоснования техники в связи с проблемами формы и в подчинении образной системе искусства проходит через всю работу Б. Р. Виппера и сообщает ей высокие достоинства. Она имеет широкое познавательное значение, охватывая полный круг технических проблем и поднимаясь при том на уровень эстетических суждений.

Как известно, в подавляющем большинстве работы по истории изобразительного искусства лишь весьма кратко, попутно касаются вопросов техники художественного творчества или же совсем не прослеживают, как это делается в мастерской художника. С другой стороны, всевозможные технические рекомендации, обращенные к графикам, живописцам, скульпторам, особенно в процессе их обучения, обычно не слишком связываются с кругом эстетических проблем, с характером тематики, со спецификой того или иного жанра, то есть с задачами собственно творчества. В этом смысле "Введение в историческое изучение искусства" Б. Р. Виппера выполняет особую роль: оно учит основам техники (даже ремесла), знакомит с ее историческим развитием, раскрывает многие тонкости технического мастерства, вникает в самую плоть искусства и одновременно приводит бесчисленные примеры, данные анализа, оценки, сопоставления памятников искусства, раскрывая таким образом конечный смысл техники, ее возможности или ее ограниченность. Так преимущества различных видов живописи -- акварели или пастели, фрески или масляной -- оцениваются в зависимости от тематики, стиля, тех или иных образных предпочтений в различных исторических условиях. С аналогичных позиций и в исторической конкретности рассматриваются преимущества (или известные несовершенства) разных пород дерева, различных сортов камня или металла для определенных творческих целей скульпторов.

С общим замыслом труда Б. Р. Виппера связаны в каждом из четырех его разделов -- "Графики", "Скульптуры", "Живописи", "Архитектуры" -обоснование и оценка специфики каждого из рассматриваемых искусств. Отчетливо показаны на конкретных примерах характерные отличия графики от живописи и скульптуры, сильные стороны графики, ее особые выразительные возможности и пределы этих возможностей. Точно так же всесторонне оцениваются специфические художественные качества скульптуры в сопоставлении с другими изобразительными искусствами. Раскрыты и огромные преимущества живописи, и все же своеобразная ее ограниченность в сравнении с графикой или скульптурой. Именно в связи с этими определениями великой силы и относительной слабости того или иного искусства становится закономерным выбор графики (а не живописи), скульптуры (а не графики и не живописи) для творческого решения тех или иных художественных проблем: различных видов графики для книжной иллюстрации, карикатуры, плаката, скульптуры -- в первую очередь для пластического изображения человека. "Если архитектура создает пространство, -- пишет Б. Р. Виппер,-- а скульптура -- тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут". Однако, как замечает дальше автор, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны. Ее преимущества "покупаются дорогой ценой -- ценой отказа от третьего измерения, от реального объема, от осязания. Живопись -- это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по книге Бориса Робертовича Виппера

Введение в историческое изучение искусства

история искусство виппер

Книга Бориса Робертовича Виппера является замечательным собранием всех основных понятий истории искусств. Автор проводит подробный анализ всех жанров, описывает индивидуальные особенности каждого из них. В предисловии к книге говорится, что Виппер много лет редактировал, совершенствовал свою работу. Первый вариант назывался «Теория искусства», отдельные статьи публиковались как самостоятельные произведения.

Вторая публикация трудов Виппера вышла в 1970 году под названием "Введение в историческое изучение искусства».

Отличительной особенностью работы Виппера является то, что его описание теории искусства обусловлено исторически и географически. Он рассматривал все произведения как отдельную художественную единицу, изучая технику графики, особенности материала скульптуры, различные жанры живописи и типы архитектуры. Випперу хотелось именно на практике понять, как, используя ту или иную технику, добиться определенного результата, учитывая историческую обстановку, прослеживая ее эволюцию. Причем разброс эпох был очень значительным: от Древнего Египта и до современности. Можно сказать, что подход автора имел под собой две основы: техника и теория. Виппер очень подробно описывает все тонкости и особенности, которые связаны с практической частью творческого процесса: приемы гравировки, каменной кладки.

Книгу Виппера можно считать уникальной еще и потому, что она совмещает в себе и свойства работ по истории изобразительного искусства, и технических рекомендаций для художников. То есть Виппер сочетает знания техники с пониманием эстетических проблем художника, специфики каждого жанра. Особые черты, например, различных видов живописи рассматриваются в рамках данной исторической эпохи, идеи художника, тематики.

Книга делится на четыре части: «Графика», «Скульптура», «Живопись» и «Архитектура». Используя различные примеры, автор показывает преимущества и отмечает границы возможностей каждого из родов искусства. Виппер пишет, что живопись соединяет в себе свойства скульптуры, а именно передачу фигуры, и архитектуры, которая отвечает за создание пространства. Но при этом живопись не имеет третьего измерения- это плоский мир, изображение, описывающее реальность. Архитектуру Виппер относит, как ни удивительно, к изобразительному искусству. Он ссылается на тот факт, что архитектура- тоже средство изображения реальности, но она использует другие методы. То есть архитектура передает не конкретный образ, а направлена на более обобщенное, символическое описание реальности, ее сути. Об архитектурных памятниках Виппер делает следующее утверждение, что в любом из них «мы всегда найдем реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию, выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл». Это свойство мы можем охарактеризовать, как искусство изображать. Памятники архитектуры не выдают свое практическое предназначение, они удивительны сами по себе, как объект.

Виппер рассказывает читателю о том, как менялись со временем направления в искусстве, предпочтения в материалах, способы работать с этими материалами, жанры в живописи и понимание назначения архитектуры, и все эти описания, умозаключения подкреплены конкретными примерами произведений искусства. Автор повествует о появлении новых разновидностей графики, о том, как менялись представления о пространстве в живописи. Причем, все пояснения Виппера подкреплены конкретными примерами так, что читатель сразу может представить, о чем идет речь. Среди приведенных примеров большая часть- памятники искусства с преобладанием классического наследия.

В части книги, посвященной графике, мы можем проследить эволюцию рисунка, начиная с времен палеолита, учитывая его роль в средние века и заостряя особое внимание на эпохе Возрождения(Леонардо, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Дюрер). К этому разделу относится также исследование печатной графики (Обри Бердслей, Гоген, Мунк, Остроумова-Лебедева, Фаворский, Кравченко); здесь же освещается плакатное творчество, карикатурное и книжная графика.

В главе о скульптуре мы увидим, что многие размышления автора будут подкреплены примерами: во-первых, из античности и эпохи Возрождения, во-вторых, это скульптура 17 века, а в-третьих, примеры современного искусства.

Разделы «Живопись» и «Архитектура» должны расцениваться несколько иначе, чем главы о скульптуре и графике. Они представляют собой не полностью раскрытый читателю материал, хотя то, что нам предоставляется -- очень обширные знания, но обе эти части книги должны были быть дополнены замечаниями о жанровой проблематике. Однако будет очень сложно понять, почему Виппер ставит такое разграничение между разделами, если не проследить историю создания «Введения в историческое изучение искусства» с самого начала.

Изначально в курс, который Виппер прочитывал студентам за год, входили еще две части, а именно: «История эстетических учений» и «Теория развития искусства». То есть все лекции, образующие предмет, делили его на шесть частей. К тому же раздел «Живопись» охватывал много большую область знаний, чем уже в первом напечатанном варианте - «Теории искусства». Однако позже, во втором издании, Виппер щедро дополняет свою книгу информацией, касающейся живописи. Он делает некоторые поправки, помогающие работе выйти на новый уровень: стать не только богатейшим источником информации, но и книгой современной.

Во время эвакуации Виппер преподает в Среднеазиатском университете (Ташкент) и убирает из своих лекций историю эстетического учения и теорию развития искусства, все остальные разделы остаются нетронутыми, разве что наполняются небольшими добавлениями. Виппер много раз менял и идею, и свое отношение к книге. С какого-то момента он рассматривает ее как разделенный на разделы, своеобразный цикл изучения, в котором приоритетной проблемой становится проблематика эстетического назначения и технического исполнения различных видов искусства -- живописи, скульптуры, архитектуры и графики.

Б.Р. Виппер не раз возвращался мыслями к этой своей работе, по-видимому, ощущая возможность ее применения, как в учебном обиходе, так и в масштабах научной проблематики. Он пришел к выводу, что раздел об эстетических учениях в своем прежнем виде устарел, поэтому он исключил его из новых редакций. Однако это сокращение было позднее возмещено, когда, участвуя в создании при Институте истории искусств Академии наук СССР нового комплексного труда «История европейского искусствознания" (1960-- 1966) , Б.Р. Виппер, как его руководитель и один из основных авторов, задумал на основе марксистской методологии осветить развитие методов искусствознания от древности до современности. Без сомнений, это полностью перекрыло более скромные задачи прежнего введения к курсу лекций.

Если подвести итог под хронологической стороной создания книги, то мы увидим следующее: в 1965 были полностью сформированы разделы о графике и скульптуре, через год Виппер начал редактировать «Живопись», но так и не закончил, раздел об архитектуре автор так и не начал обрабатывать. Таким образом, первое издание "Введения в историческое изучение искусства", выпущенное в 1970 году, включало новый авторский текст разделов "Графика" и "Скульптура", частично обновленный текст раздела "Живопись" и прежний, созданный в 1933--1942 годах, не переработанный автором текст раздела "Архитектура". Текст же раздела "Архитектура", несомненно, был бы, скорее всего, дополнен самим автором, так как развитие этого вида искусства потребовало бы изменений и существенных добавлений.

Можно отметить, что весь труд Б.Р. Виппера имеет очень большое значение для науки, для изучения истории искусства. Автор провел глубокое исследование, проанализировал огромное количество памятников искусства, приводя их в пример, его книга уникальна и самобытна. Работа Виппера имеет одновременно огромное научное значение и практическую ценность. Мы видим оригинальность и в замысле и в выполнении. Первое издание ее вышло в 1970 году, оно заинтересовало большой круг читателей, к тому же оказалось крайне полезным для искусствоведов и на практике получило признание в качестве неповторимого учебного пособия в художественных вузах нашей страны. Я считаю, что тем, кто интересуется искусством или стать графиком, скульптором, живописцем или архитектором, "Введение в историческое изучение искусства" принесет и теоретическую, и практическую пользу. Оно действительно объясняет эволюцию системы художественных техник, основываясь на традициях разных эпох. Для искусствоведов эта книга будет также очень полезна, так как в своих описаниях о художественном творчестве они редко обращают внимание на технические стороны, к тому же, мы не найдем такого количества примеров в современной литературе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.

    учебное пособие , добавлен 24.02.2011

    Обобщение теорий происхождения понятия "культура". Средства художественной выразительности. Результаты воздействия культуры на разум и чувства. Обобщение основных видов искусства: архитектура, живопись и графика, музыка, хореография, скульптура, театр.

    презентация , добавлен 17.12.2010

    Изучение архитектуры, живописи и скульптуры в Италии в различные периоды Возрождения и выделение особенностей. Определение вклада деятелей искусства в развитие культуры. Разработка урока в средней школе на тему "Путешествие в эпоху Возрождения".

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    История становления и развития древнерусского искусства восточных славян, его характерные черты и влияние мировоззрения и специфических общественных условий. Этапы развития и своеобразие архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.


Предисловие


I. Графика


Рисунок


Печатная графика


II. Скульптура


III. Живопись


Приложение I.


Из проспекта "Введение".


Жанры в живописи.


Приложение II.


Проблема сходства в портрете


IV. Архитектура


Примечания


Предисловие


Работа Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства" органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических основ каждого из жанров изобразительного искусства и их разновидностей, опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором.

Один из крупнейших советских искусствоведов, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Робертович Виппер (1888 - 1967) в течение многих лет возвращался к теме и материалам данной работы, совершенствовал текст между началом 1930-х годов (когда складывалась первоначальная редакция) и последними годами жизни (когда готовил ее к изданию). В первой литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих наблюдениях и выводах из совокупности других трудов автора, из большого личного опыта историка искусств, занимавшегося различными его периодами. С 1908 года Б. Р. Виппер выступал в печати с научными статьями, с 1915 года начал работать в Московском университете, затем защитил магистерскую диссертацию "Проблема и развитие натюрморта" и стал профессором университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных искусств. Работа в русских музеях, посещение библиотек и музеев Вены, Парижа, Берлина, ряда итальянских городов, Голландии - все это смолоду обогатило его художественный опыт.

Итак, ко времени создания нового университетского курса Б. Р. Виппер находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как его исследователь, выработал систему собственных взглядов, в частности на ряд проблем специфики художественного творчества в различных родах изобразительного искусства. Уже в первой редакции курса "Теория искусства" научный уровень был так значителен, что автор еще в 1936-1940 годах смог опубликовать (в Риге, затем в Москве) некоторые его фрагменты в качестве оригинальных проблемных статей самостоятельного значения. В дальнейшем научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что в последней редакции 1964-1966 годов он был опубликован в 1970 году как научное исследование под названием "Введение в историческое изучение искусства".

В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически системная, углубленная в вопросы художественной техники и исторически обоснованная в широких хронологических и географических масштабах, то есть, по существу, и "Теория искусства" и "Введение в историческое изучение искусства" вместе. Здесь необходимо вспомнить, что, тщательно и вдумчиво изучая сами памятники изобразительного искусства как художественные организмы, Б. Р. Виппер стремился на практике постичь характер техники в различных видах графического искусства, в скульптуре при различных материалах, в разных жанрах живописи и типах архитектуры. Еще в молодые годы, сразу по окончании университета, он практически изучал живопись в мастерских художников, в частности Константина Юона, а также вникал в принципы архитектурного проектирования под руководством И. И. Рерберга. Он хотел точно, на конкретных примерах, в материалах, в условиях определенных техник познать, как это делается, что именно достигается теми или иными приемами, чему они в конечном счете служат по замыслам того или иного художника. Более того, Б. Р. Виппер стремился постичь, как это делалось в различные исторические эпохи, каким образом и почему эволюционировала техника разных родов искусства, как возникали новые ее особенности и виды. При этом поразительной оказалась его память в самых широких исторических масштабах, от ссылок на искусство Древнего Египта или Китая до примеров из нашей современности. Все исторические периоды были, так сказать, в его распоряжении, все они поставляли ему богатый, многообразный материал. Можно заключить, что история искусств в итоге освещается у него в ее теоретико-технической базе. Но и обратное: техника различных жанров и разновидностей искусства объясняется художественными направлениями различных стилей и исторических периодов.

Все конкретно в этом труде Б. Р. Виппера, вплоть до характеристики материалов, с которыми работали живописцы, скульпторы, архитекторы, "орудий" их производства, составов красок или лаков, способов гравирования, а также выбора той или иной техники в пределах каждого искусства. Но, как правило, техника не рассматривается здесь лишь сама по себе. Она связана с творческими проблемами разных жанров в определенные эпохи, служит различным, исторически изменяющимся художественным задачам. Читатель узнает о преимуществах тех или иных материалов, технических приемов, способов гравировки или возможностей каменной кладки для различных целей скульптуры, живописи, графики, зодчества. Этот принцип художественного обоснования техники в связи с проблемами формы и в подчинении образной системе искусства проходит через всю работу Б. Р. Виппера и сообщает ей высокие достоинства. Она имеет широкое познавательное значение, охватывая полный круг технических проблем и поднимаясь при том на уровень эстетических суждений.

Как известно, в подавляющем большинстве работы по истории изобразительного искусства лишь весьма кратко, попутно касаются вопросов техники художественного творчества или же совсем не прослеживают, как это делается в мастерской художника. С другой стороны, всевозможные технические рекомендации, обращенные к графикам, живописцам, скульпторам, особенно в процессе их обучения, обычно не слишком связываются с кругом эстетических проблем, с характером тематики, со спецификой того или иного жанра, то есть с задачами собственно творчества. В этом смысле "Введение в историческое изучение искусства" Б. Р. Виппера выполняет особую роль: оно учит основам техники (даже ремесла), знакомит с ее историческим развитием, раскрывает многие тонкости технического мастерства, вникает в самую плоть искусства и одновременно приводит бесчисленные примеры, данные анализа, оценки, сопоставления памятников искусства, раскрывая таким образом конечный смысл техники, ее возможности или ее ограниченность. Так преимущества различных видов живописи - акварели или пастели, фрески или масляной - оцениваются в зависимости от тематики, стиля, тех или иных образных предпочтений в различных исторических условиях. С аналогичных позиций и в исторической конкретности рассматриваются преимущества (или известные несовершенства) разных пород дерева, различных сортов камня или металла для определенных творческих целей скульпторов.

Теоретический курс крупнейшего советского историка искусства, члена-корреспондента Академии художеств СССР, профессора Б.Р. Виппера (1888- 1967) состоит из цикла исследований «Графика. Скульптура. Живопись. Архитектура». В книге с глубоким историзмом, обращением к различным странам и эпохам - от первобытного искусства до искусства XX века - освещена теория жанров, даются определение специфики каждого из видов изобразительного искусства, преимущественные возможности того или иного вида, техники и материала. Первое издание вышло в 1970 году.
Для студентов художественных вузов и всех, кто интересуется вопросами теории и истории изобразительного искусства.

Графика.
Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусства. Это классифицирование искусств позволяет поближе подойти к пониманию самой сущности того или другого искусства. Поэтому мы приведем несколько примеров таких классификационных схем.

Классифицировать искусства можно исходя из разных точек зрения. Наиболее распространенной является классификация па пространственные и временные искусства. К пространственным искусствам причисляют архитектуру, скульптуру, живопись, так как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и поэзию - к временным искусствам, так как их формы существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить по признаку использования художественных средств - на прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным,- архитектуру, скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в историческое изучение искусства, Виппер Б.Р., 1985 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - djvu
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх