Руководство по медитации любящей доброты (Метта).

В этой последней сессии данной части курса мы получим некоторые советы о том, как выполнять практику метта-бхаваны. Парадоксально, но может оказаться более трудным предложить какие-то способы выразить творчество в этой практике, чем в практике осознанного дыхания – по крайней мере, в коротком тексте – как раз потому, что возможности творчества намного больше, а реакции людей столь разнообразны. Чтобы описать различные подходы к этой практике, используемые даже небольшой группой опытных практиков медитации, потребовалась бы книга, а многие методы «срабатывают» лишь для тех, у кого очень похожий характер.

В этом сокращенном отрывке Бодхипакша дает нам точку отсчета для экспериментирования с практикой метта-бхаваны, которая принесет пользу для всех, и предоставляет нам трамплин для развития наших собственных творческих подходов к практике. Он также рассматривает природу метты, говорит о том, как мы взращиваем эмоции, и описывает некоторые общие методы, которые мы можем использовать, чтобы изменить наше эмоциональное состояние.

Взращивание любящей доброты

(Сокращенный текст из «С вободного Д уха », Бодхипакши, гл. 5)

Идея взращивания любящей доброты может показаться нам странной: в конце концов, разве эмоции и чувства не приходят сами по себе? С буддийской точки зрения, это не так. Эмоции и чувства – это привычки, и они активно создаются. Кажется, что они живут своей собственной жизнью, поскольку мы не сознаем того, как создаем их. Если мы можем привнести больше осознанности в нашу эмоциональную жизнь, мы сможем осознанно развивать эмоции, которые мы хотим переживать, и препятствовать отрицательным. Именно это является нашей целью в метта-бхаване – развивать положительное и искоренять отрицательное.

Мы взращиваем эмоции и чувства все время

Пример того, как мы бессознательно создаем эмоции и чувства , таков: представьте, что вы в группе людей и начинаете говорить обо всем том, что неправильно в этом мире. По мере того, как разговор продолжается, и мы становимся все более и более вовлеченными, появляется возможность того, что мы разозлимся, впадем в депрессию или почувствуем самодовольство. Сосредотачиваясь на вещах, которые повергают в гнев или депрессию, вы, не пытаясь взглянуть на это творчески и увидеть, что вы действительно можете сделать по этим вопросам, вы на самом деле взращиваете эти эмоции и чувства.

В метта-бхаване мы сознательно развиваем мысли, которые, скорее всего, помогут возникновению положительных эмоций и чувств. Со временем и практикой это начинает оказывать питающее воздействие на нашу способность любить. Мы поддерживаем развитие в себе терпения, доброты и понимания и, таким образом, становимся более любящими.

Чем является метта?

1. Метта – это распознавание фундаментального единства между нами и другими.

2. Метта – это сопереживание. Это готовность видеть мир глазами другого.

3. Метта – это желание добра другим.

4. Метта – это дружелюбие, уважение, доброта, щедрость, терпение, понимание, заботливость, любовь, готовность помочь.

5. Метта – это основа для сострадания. Когда наша метта встречается с чужим страданием, она преображается в сострадание.

6. Метта – это самое плодотворное состояние из тех, которые нам известны. Желать другому добра – значит желать, чтобы они сами были в состоянии метты.

7. Метта – это завершение эмоционального развития любого человеческого существа. Это потенциал эмоциональной зрелости, внутренне присущий каждому из нас.

8. Метта – больше, чем просто эмоция или чувство . Это отношение. Мы можем действовать на основе такого отношения, даже когда мы сами несчастны или даже когда мы не ощущаем субъективной любви.

9. Метта – это ответ на почти каждую проблему из числа тех, перед лицом которых стоит современный мир. Деньги не решат этого. Технологии не решат этого. Где нет доброй воли, невозможно изменить что-то в лучшую сторону. Метта может изменить мир в лучшую сторону, как ни одно другое качество.

Чем не является метта?

1. Метта – не то же самое, что чувствовать себя хорошо. Когда мы ощущаем метту, мы обычно чувствуем себя более радостными и счастливыми, но возможно чувствовать себя хорошо, когда это не будет метой. Мы можем чувствовать себя хорошо, но в то же время быть эгоистичными и не проявлять заботы о других, например. Метта – это отношение активной заботы о других.

2. Метта – не «все или ничего». Точно также, как гнев может проявиться с разной степенью напряженности, от лёг кого недовольства до ярости, наша метта также может обнаружиться во всем, начиная от вежливости и заканчивая страстной любовью ко всему живому.

3. Метта – это не что-то новое или неизвестное нам. Мы все ощущаем метту. Каждый раз, когда вы ощущаете удовольствие от того, что кому-то хорошо, или терпеливы с тем, с кем это трудновато, вы ощущаете метту. В метта-бхаване вы взращиваете то, что уже существует.

4. Метта – это не отрицание наших переживаний. Практиковать метту не означает «быть милым» лицемерным образом. Даже если вам не нравится кто-то или вы не одобряете его поведения, вы можете все же сердечно желать им благополучия. Это одно из величайших чудес мира, поскольку оно освобождает нас из бесконечного круга жестокости и мести, будь то на глобальном или на личном уровне.

Эмоции и чувства – это река

Реки пробивают долины. Вода промывает русла, которые растут с каждым годом, а потом русло определяет течение реки. Река создает берега, а берега создают реку. Наши эмоции и чувства также следуют моделям. Они дают начало мыслям, а мысли усиливают эмоции и чувства. Например, когда мы в раздраженном настроении, наши мысли склонны во всем находить недостатки. Мы замечаем вещи, которые нам не нравятся в нас самих, в других, в мире в целом. Мы пропускаем хорошее и положительное, даже когда оно бросается нам в глаза. Это чувство, когда ты окружен недостатками, усиливает нашу раздражительность, поэтому эмоции и чувства придают очертания мыслям (берегу реки), а наши мысли влияют на наши эмоции и чувства (река). Это замкнутый круг тревожности.

Как мы вообще выбираемся из настроения, если однажды попали в него? Почему мы не попадаем в определенное настроение и не остаемся там? К счастью, есть другие влияния на наши эмоции и чувства, которые могут разорвать циклические модели, которые я описал выше. Мы рассмотрим пять из них по очереди: среду, тело, волю, мысли и общение.

Эмоции и чувства и ваше окружение

Если вы хотите изменить свои ощущения, вы можете изменить свое окружение. Вы можете сделать так, чтобы эта среда поддерживала ваши усилия по развитию метты, создавая красивое пространство для медитации. Мы можете сделать алтарь, который выражает ваши идеалы. Свечи, благовония, цветы и изображения, которые для вас значимы, могут помочь вам поднять настроение. Сохранение места в чистоте поможет вам обрести лучшее состояние ума в медитации, а также сохранить те качества, которые вы развиваете. То, что вы видите, когда открываете глаза после медитации, также может производить сильный эффект – зачастую мы более чувствительны после медитации, чем мы это осознаем.

Эмоции и чувства и ваше тело

То, как вы держите тело, в значительной мере влияет на то, как вы себя ощущаете. Поэтому принятие позы для медитации – не только вопрос удобства: вы работаете с эмоциями и чувствами посредством тела. Важно осознавать свое тело и вне медитации и удостоверяться, что вы создаете физические условия, которые будут поддерживать положительные эмоциональные состояния.

Эмоции и чувства и ваша воля

В каждый момент своего существования у вас есть некоторый выбор относительно того, как себя ощущать. Осознаете ли вы это или нет, вы можете отпустить негативные эмоции и чувства и найти более позитивные реакции. Иногда мы рассматриваем «выпускание пара» наших эмоций и чувств как единственную альтернативу их закупориванию. Но есть и другая возможность – переживать полностью наши эмоции и чувства и учиться работать с ними, преображать их посредством осознанности или, когда это приемлемо, учиться выражать их более искусно.

Эмоции и чувства и ваши мысли

Мысли и ощущения тесно переплетены. Все, о чем мы думаем, оказывает некоторое влияние на то, что мы чувствуем. Следовательно, очень важно учиться взращивать больше осознанно сти, чтобы мы могли выбирать, какие мысли поддерживать, а каким препятствовать. Со временем эти тысячи маленьких изменений создадут огромный сдвиг в нашей эмоциональной жизни. Слушайте истории, которые вы себе рассказываете, и спросите себя, помогают ли они вам. Если нет, смените их.

В метта-бхаване мы поддерживаем сознательное развитие мыслей, которые дают начало положительным эмоциям и чувствам , а не тех, которые усилят наши негативные эмоции и чувства. Наиболее часто в практике метта-бхаваны используется следующая мысль: «Пусть я буду счастлив , пусть я освобожусь я от страданий». Мысли, которые мы будем использовать, чтобы взращивать метту, не всегда выражены словами. Мы также можем использовать зрительную образную систему, например свет, излучающийся из вашего сердца. Или мы можем использовать слова и образы вместе.

Эмоции и чувства и ваше общение

Наше общение обладает мощным воздействием на наши эмоции и чувства . Один из способов изменить настроение – поговорить с кем-то. Когда эмоции и чувства , которые мы выражаем, положительны, они становятся сильнее в общении. Посредством общения мы часто обретаем больше связи с нашими эмоциями и чувствами . Общение не обязательно должно быть словесным. Невербальное общение – прикосновение или объятие – может оказать огромное влияние на то, как мы себя чувствуем.

В метта-бхаване мы представляем, что общаемся с другими, и мы на самом деле общаемся с другими. Мы вспоминаем о ком-то и желаем ему добра. Мы можем представить, что передаем нашу признательность другу. Мы можем вспомнить кого-то, с кем мы в ссоре, и представить, что извиняемся перед ним. Мы можем также использовать невербальное общение.

Питая семена эмоций и чувств

Мы все ощущаем метту. Практика берет наши семена метты и питает их, чтобы они могли прорасти и запустить корни глубоко в почву нашего существа. Для того, чтобы эти зерна выросли, нам нужна почва и вода. Почва – это наша осознанность. Дождь – это многообразие методов, которые мы используем для развития семян метты. Есть четыре основных метода, которые я нахожу полезными: использование слов, воспоминаний, творческого воображения и телесных воспоминаний. Некоторые из них будут работать и для вас, а другие, возможно, нет. Лучше всего попробовать несколько методов и посмотреть, какие из них подходят вам, но убедитесь, что вы дали каждому методу время, чтобы он начал работать. Подобно тому, как семена всходят в ответ на полив, вашим эмоциям и чувствами может потребоваться какое-то время, чтобы раскрыться в ответ на метод, который вы используете.

Использование слов для взращивания метты

Использование определенных фраз – классический способ практики медитации метта-бхаваны, и я использую этот метод чаще других. Традиционная фраза для первого этапа может быть такова: «Пусть я буду счастлив , пусть я освобожусь от страданий». Вам нужно произнести фразу про себя, как будто это ваша мысль. Вам также нужно помнить о сохранении сосредоточенности на эмоциях и чувствах : повторяйте фразу снова и снова, но наблюдайте ее влияние на то, что вы чувствуете. Оставляйте время между каждым повторением фразы, чтобы впитать ее действие. Я часто приспосабливаю фразу к ритму дыхания и говорю: «Пусть я буду счастлив» – на выдохе, следующем вдохе, выдохе и вдохе, я настраиваю на нее свое сердце и смотрю, какое действие это оказывает. Затем на следующем выдохе я говорю: «Пусть я освобожусь от страданий ».

Когда вы думаете эти слова, вы активны. Когда вы слушаете, какое влияние они на вас оказывают, вы восприимчивы. В практике вам нужно быть и активными, и восприимчивыми. Вы активно работаете со своими эмоциями и чувствами и восприимчивы, будучи осознанными по отношению к результату своих действий. И то, и другое одинаково важно. Без активного развития ваш ум будет склонен бродить без цели, а эмоции и чувства будут следовать старым, привычным моделям.

Время от времени вы можете попытаться сказать себе фразу на вдохе, а не на выдохе. Это производит совершенно другой эффект. Попробуйте оба метода и посмотрите, что лучше работает для вас.

Хорошо использовать традиционные фразы, потому что они так четко вмещают сущность метта-бхаваны, но если вы это предпочитаете, вы можете просто повторять слово «любовь» или «доброта» или «терпение». Или вы можете использовать ряд таких слов. Или вы можете прийти к своему собственному утверждению. Я считаю, что лучше использовать формулировки, которые истинны. Если вы скажете «Я счастлив и доволен», когда это очевидно не так, будет трудно делать практику от всего сердца. С другой стороны, если вы используете фразу, которая выражает пожелание, например «Пусть я буду счастлив и доволен», это принесет эффект с большей долей вероятности.

Использование воспоминаний

Мы все знакомы с силой, которой обладает память для пробуждения эмоций и чувств. Вы вспоминаете что-то, что вам сказали, и чувствуете нахлынувшее тепло и любовь. Вы вспоминаете, как сделали что-то глупое, и краснеете от стыда. Сила памяти такова, что наши воспоминания часто приводят к эмоциям более сильным, чем само событие.

Мы можем сознательно использовать пробуждающую силу памяти во взращивании метты. Допустим, мы взращиваем метту по отношению к себе. Вы можете вспомнить время, когда чувствовали, что цените себя. Возможно, вы были в очень хорошем настроении, и вам было легко с самим собой. Может быть, вы были в деревне и переживали огромное чувство гармонии и мира. Или, возможно, вы только что добились чего-то значительного в жизни.

Вспомните каждую из деталей того времени. Вспомните, во что вы были одеты, какое положение занимало ваше тело, какие запахи вы осознавали, что говорили люди. Восстановите в уме детали: текстуру вашей одежды, яркость цветов, тон голоса. Чем живее вы вспомните эти переживания, тем легче будет вновь пережить эти эмоции и чувства. Чем больше ощущений вы вовлекаете, тем более очевидным и пробуждающим будет воспоминание, поэтому не забывайте использовать зрение, слух, осязание и обоняние.

Использование творческого воображения

И вновь допустим, что мы взращиваем метту к себе. Подумайте о переживании, которое заставит вас почувствовать себя довольным и счастливым. Иногда я представляю, что ныряю на Большом барьерном рифе в Австралии. На самом деле я никогда не нырял с маской, но когда я представляю, как меня поддерживает вода и ее теплые потоки омывают мою кожу, свет, струящийся сверху на красивые кораллы и косяки ярко раскрашенных рыбок, проплывающие мимо, я ощущаю, что мне хорошо.

На других этапах медитации вы можете пригласить других к вам присоединиться. Вы щедро предлагаете им преимущества среды, которую вы создали для них. И снова вопрос не просто в том, чтобы получить приятное переживание. Что мы делаем – мы желаем себе добра, а затем желаем добра другим, в воображении делясь с ними своим внутренним миром.

Представляя, что мы хорошо себя чувствуем, счастливы и свободны от страданий, мы на самом деле желаем себе этих состояний. Наше воображение привносит реальные изменения в наше состояние ума. Мы делаем это все время: каждый раз, грезя наяву, мы взращиваем те или иные эмоции и чувства. Иногда они творческие и помогают нам, иногда они разрушительны и расшатывают нас. То, что мы делаем в метта-бхаване, – сознательное зарождение полезных эмоций любви, положительной оценки, терпения и т.д.

Использование тела

Мы уже упомянули, что то, как вы держите тело, оказывает сильное влияние на то, как вы испытываете эмоции и чувства. Вы можете использовать этот принцип в вашей метта-бхаване, использовать позу, чтобы помочь взращиванию метты, удостоверяясь, что вы избегаете напряжения или сгибания. Почти кажется, что у нашего тела есть память. Когда вы садитесь в позу медитации, вспоминайте, на что похоже чувствовать себя уверенным, счастливым и полным энергии. Позвольте вашему телу помочь вам получить доступ к этим состояниям, расслабляясь и удерживая позвоночник прямым, а грудную клетку – открытой. Представляйте, что ваше тело наполнено энергией.

Если вы позволите себе слегка улыбнуться, это также облегчит взращивание метты. Если сознательно улыбаться кажется фальшивым, просто позвольте лицу расслабиться. По мере того, как практика метты будет приводить к ощутимым положительным изменениям в вашем эмоциональном состоянии, вы, возможно, начнете улыбаться спонтанно.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Как у вас продвигается практика метта-бхаваны? Если вы испытываете с ней трудности, каковы они?

2. «Разве эмоции и чувства не приходят сами по себе? С буддийской точки зрения, это не так. Эмоции и чувства – это привычки, и они активно создаются». Согласны ли вы? Если это так, может ли это означать, что нам не нужно принимать то, что нам случается чувствовать, столь серьезно?

3. «Мы можем действовать, исходя из отношения метты, даже когда мы сами несчастны или даже когда мы не ощущаем субъективной любви». Было ли у вас когда-нибудь такое переживание?

4. Нуждались ли вы когда-нибудь, чтобы вам напомнили о чем-нибудь из тех вещей, которыми, как говорит Бодхипакша, не является метта?

5. Бодхипакша предлагает четыре метода для развития наших семян метты: использование слов, воспоминаний, воображения и тела. Что из этого вы попробовали, и что сработало для вас лучше всего?

6. Используете ли вы традиционные фразы, сопровождающие практику? Какой эффект они производят? Вы когда-нибудь придумывали свои слова или фразы?

7. Попытайтесь на этой неделе скоординировать фразы с дыханием, как это предлагает Бодхипакша. Отмечайте эффект и расскажите об этом группе.

8. Вы когда-нибудь использовали воспоминания или творческое воображение в своей практике? Если да, поделитесь тем, что вы делали с группой. Если нет, попробуйте это!

9. Есть ли у вас опыт использования тела для доступа к эмоциям и чувствам , будь то в метта-бхаване или в ином контексте? Если да, поэкспериментируйте с этим в своей практике на этой неделе, а затем расскажите об этом группе.

Приветствую всех! Сегодня я собираюсь научить вас медитации любящей доброты, которая откроет в вас потенциал для проявления любви, сострадания, добросердечия и эмпатии. Эти качества вы сможете направить не только на других людей, но и на самого себя. Через практику вы научитесь любить себя и с пониманием относиться к собственным недостаткам.

Долгое время я не использовал никаких техник медитации кроме одной: , полагая, что она является основной и главной техникой, а все остальные медитации – это лишь производные от нее. Я не могу сказать, что мое убеждение сейчас изменилось. Действительно, многие разные практики медитации похожи и имеют в своей основе один и тот же принцип. Но, тем не менее, существуют техники, которые имеют более четкую спецификацию и направлены преимущественно на какую-то одну цель.

Разные практики медитации

Например, есть универсальная обувь – кроссовки или кеды, в них в принципе можно ходить в городе, на природе, заниматься спортом, играть в активные игры и т.д. Но существует обувь, специально подходящая для каких-то целей, например, футбольные бутсы или ботинки для трекинга. Их не получится использовать в любой ситуации, но зато в футболе или в долгих пеших походах, соответственно, они будут незаменимыми.

Так вот, медитация с концентрацией на дыхании – это ваши кроссовки. Она служит сразу многим целям: она тренирует , способствует , учит вас не поддаваться нежелательным эмоциям, рождает спокойствие, принятие, и, в то же время, развивает любовь и сострадание.

Это, можно сказать, «универсальная обувь», которая подойдет во всех ситуациях. Но если вы хотите и дальше совершенствоваться в практике, при этом делая акцент на определенных ее аспектах, тогда будет очень полезно изучить менее универсальные, но зато более эффективные для конкретных целей практики.

Одной из них является медитация любящей доброты (loving kindness meditation) или Метта медитация. Первые упоминания этой техники приходятся на расцвет буддизма две с половиной тысячи лет назад. При помощи нее последователи Будды развивали сострадание ко всем живым существам, что является добродетелью Буддизма (да и впрочем, всех религий).

Научные исследования медитации любящей доброты

Но и в наше время эта медитация стала популярна и используется множеством людей независимо от их религии. Она описана в большом числе современных книг. Данная техника рекомендуется всем людям, страдающим от злобы, раздражения, бессонницы, равнодушия и недостатка сочувствия и любви или тем, кто просто хочет раскрыть больший потенциал для сострадания и доброты в себе. Новейшие исследования мозга показали (Исследования Барбары Фредриксон, Ричарда Дж. Дэвидсона), что этот вид медитации способствует возникновению положительных эмоций , развивает способность человека ставить себя на место окружающих, улучшает и снижает и тревогу, что благотворно сказывается на людях с депрессией и паническими расстройствами.

Результаты экспериментов Джеймса Гросса из Стэндфорда продемонстрировали, что семиминутная практика Метта Медитации усиливает чувство близости и связи с человеком, которого вы представляете во время медитации.

Сострадание и здоровье

Другие исследования показывают (Стив Коул, Б. Фредриксон, Сара Конрат), что сочувствие, альтруизм, эмпатия оказывают сильное положительное влияние на психическое и даже физическое здоровье человека: продлевают жизнь, укрепляют иммунитет и даже снижают вероятность развития раковых заболеваний. Тогда как отсутствие этих качеств может представлять большую опасность для здоровья человека, чем курение, ожирение и высокое кровяное давление!

Сочувствие, доброта являются врожденными качествами, сформированными природой для того, чтобы мы могли выживать. Заботиться о других – это естественно. Сочувствие – это нечто большее, чем просто придуманные человеком нормы поведения и мораль. Любовь покоится в нашей природе, и без нее человек становится замкнутым на себе и несчастным. Но неправильно считать, что любовь дается только от рождения, любовь можно развить при помощи определенных практик .

Одним из таких упражнений является медитация, а в особенности, Метта Медитация.

Для кого нужна Метта медитация?

Я считаю, что эта практика нужна абсолютно всем. Также как и спорт. Нельзя сказать, что спортом должны заниматься только люди, у которых проблемы со здоровьем. Такие проблемы только увеличивают необходимость спортивных занятий, но отсутствие проблем вовсе не отменяет пользы от спорта для совершенно здоровых людей.
И хотя я считаю, что заниматься нужно всем, следующие предпосылки делают Метта Медитацию строго обязательной для вас, если:

  • Вы часто злитесь на людей, испытываете обиду, желаете зла
  • Вам тяжело терпеть чужие недостатки
  • Вам трудно мириться с тем, что люди не такие, какими бы вы их хотели видеть
  • Чужие проблемы не вызывают сочувствия, вы к ним равнодушны. В постоянно думаете о себе
  • Вам трудно с любовью относиться к себе. Вы слишком требовательны, не умеете прощать себе промахи. Вы ненавидите и презираете себя
  • В вашей жизни много стресса
  • Вас мучает бессонница
  • Вы постоянно «живете у себя в голове»
  • Вы работает с людьми (или животными), помогая им. От вас зависит их здоровье или развитие. Если вы врач, ветеринар, практикующий психолог, преподаватель в школе или в детском саду, то эта практика для вас

Упражняясь в злобе

В первое время, когда я только узнал о практике, я относился к ней со скептицизмом. Мне не нравилась идея аффирмаций, это казалось мне чем-то из рода самовнушения, к которому медитация не должна иметь никакого отношения. Медитация, по моему мнению, не призвана вызывать какие-то эмоции, она учит вас быть с тем, что есть.

Но, по мере практики «обычной» медитации с концентрацией на дыхании я все острее чувствовал необходимость добавить к ней что-то еще. Я увидел, что наше внимание управляет нашим настроением: мы постепенно становимся тем, на что направляем внутренний взор.

Как сказал немецкий философ Фридрих Ницше: «если ты смотришь в бездну, бездна отразиться в тебе!» Я не могу с этим не согласиться! В одной книге я прочитал, что многие люди ежедневно практикуют злобу, нетерпимость и злорадство, сами того не осознавая. Это происходит тогда, когда они мысленно кого-то осуждают, желают этому человеку зла, прокручивают сцены мести.

И тогда злоба отражается в них. Чем более они практикуют злобу, тем более они становятся злы не только в отношении какого-то человека, но и в отношении себя и других людей.

(Здесь уместно вспомнить психологическую теорию психических модулей, о которой я рассказывал в цикле статей « ». Согласно этой теории, определенный психический модуль (отдельный модуль может быть связан как с проявлением агрессии, так и с чувством эмпатии) становится доминирующим тогда, когда наше внимание к нему часто обращается. Например, если мы постоянно занимаемся сексом, всегда о нем думаем, то нам больше хочется секса и это желание становится неконтролируемым. Ошибочно думать, что чем больше мы будем это делать, тем к большей удовлетворенности мы придем. Наоборот, так мы дразним свое желание, и наша неудовлетворенность растет.)

Проникая во все уголки жизни, раздражение и горечь отравляют человека, разрушают его здоровье и жизнь!

Но, раз мы можем добровольно разрушать себя злобой, упражняясь в ней, почему бы нам не упражняться в понимании, в сопереживании и в доброте, чтобы помочь себе?
Этот аргумент стал сильным толчком в пользу моей практики Метта Медитации.

Второй предпосылкой для нее явилось понимание того, что и в обычной медитации с дыханием мы также практикуем любовь. Хотя это становится понятно не сразу. В начале практики может казаться, что мы практикуем только для того, чтобы расслабиться, перестать думать о проблемах. Но практика намного превосходит эти аспекты. Медитируя, мы упражняемся в любви и принятии в отношении себя и всего того, что происходит! Мы учимся с любовью и спокойствием относиться к тому, что наш ум постоянно беспокоится, перескакивает с предмета на предмет. Мы учимся принимать любые наши мысли и эмоции, какими бы они ни были, относиться к ним с терпением и сочувствием. Когда мы становимся более терпеливыми и сочувственными к себе, тогда и растет наше сострадание к окружающим.

Во время медитации мы тренируем свой ум не приписывать такую важность сиюминутным желаниям и импульсам. Это ведет не только к улучшению самоконтроля, но и к исчезновению эгоцентрической, обусловленной лишь собственными интересами, перспективы взгляда на мир и окружающих людей. С этой точки зрения почти любая медитация – это упражнение в любви, в терпении, в сострадании.

И мы, конечно же, не должны пренебрегать этими аспектами практики. Если какой-то вид медитации помогает нам полностью на них сосредоточиться, то будет хорошо, если мы станем практиковать такую медитацию.

Бег помогает улучшить работу сердца, легких и развить мышцы ног. Но если мы хотим иметь очень сильные ноги, то нам не помешает добавить к бегу приседания со штангой.
Я за то, чтобы использовать данный подход и в отношении саморазвития. И чтобы хорошо проработать разные стороны личности, лучше использовать несколько техник.

Как заниматься?

Я предложу вам несколько вариантов техники Метта медитации. Первый из них, можно сказать, «канонический», описанный во множестве современной литературы. Второй — это мой немного адаптированный под себя вариант. Если вы не любите бездумные аффирмации, тогда вам больше подойдет тот вариант, который использую я. В любом случае, выбор за вами. Вы можете попробовать и тот и другой способ и выбрать то, что вам подходит больше. Или придумать свою собственную технику, добавив в нее элементы из двух представленных ниже. Никто вас не ограничивает! Старайтесь прислушиваться к себе, чтобы понимать, что будет лучше для вас!

Уделите практике некоторое время, начиная с 5-7 минут , заканчивая любым отрезком времени. Но вначале лучше не делать более 20 – 30 минут за сеанс. Лично я практикую сразу после обычной концентрации на дыхании. Данную практику я делаю 25 минут, затем звенит мой будильник и примерно 5 минут (не засекая время, по ощущениям),я делаю Метта. Это хорошо мне подходит. По субъективным наблюдениям медитация любящей доброты помогает направить состояние, полученное при помощи обычной медитации (которое является более нейтральным), в сторону любви и доброты, как бы закрепить полученный опыт в этой точке. Но, повторяю, делайте как сами считаете удобным. Экспериментируйте, пробуйте.

Теперь перейдем к двум вариантам практики.

Первый вариант

  1. Приступим! Расслабьтесь. Садитесь с прямой спиной, закрывайте глаза, так же как во время обычной медитации с концентрацией на дыхании. Несколько минут последите за дыханием, чтобы немножко успокоить свой ум. Настраивайтесь на практику, минуту или две отслеживая каждый вдох и выдох.
  2. Далее сосредоточьтесь на себе. Пожелайте себе счастья, свободы от страданий и крепкого здоровья. Проговаривайте про себя эти пожелания не торопясь. «Желаю себе быть счастливым», «Желаю быть свободным от страдания», «Желаю себе иметь хорошее здоровье». Вы можете делать это в такт дыханию. Затем немного сконцентрируйтесь на ощущениях, которые появились. Направьте в них мысленно дыхание.
  3. Затем представьте мысленно любимого человека или хорошего друга. Также пожелайте ему того же, чего желали себе. Пошлите мысленно ему своей любви. После этого побудьте немного с дыханием. Переходя к каждому новому этапу, старайтесь замечать, появилось ли у вас какое-нибудь напряжение внутри. Мысленно направляйте дыхание в участки, в которых оно возникает, побудьте с ним, и расслабляйтесь. Если вас стали отвлекать мысли, в этом нет абсолютно ничего страшного, так уж устроен наш ум, он постоянно о чем-то думает, не переживайте на счет этого. Я тоже постоянно думаю во время медитации. Некоторые люди просто ничего не могут с этим поделать. Но это не значит, что медитация проходит впустую! Просто как только замечаете, что стали думать о каких-то посторонних вещах, спокойно переводите внимание на дыхание.
  4. Переведите внимание на нейтральную персону. Это может быть ваш коллега по работе, сосед, наемный рабочий. Человек, которого вы знаете, с которым общаетесь, но не испытываете к нему никаких эмоций. Пожелайте ему счастья, свободы от страдания и крепкого здоровья. Направьте ему любовь. Если вам трудно представить эту любовь, то представьте чувства человека, который любит вас, и постарайтесь почувствовать то, что чувствует он и направить эти чувства на другого человека.
  5. Представьте незнакомца, человека, которого вы просто однажды видели. Одноклассник вашего сына, которого вы заметили на фотографии. Пенсионер в метро, которому вы уступили место. Автор новостной колонки, которую вы прочитали с утра. Любой незнакомец. Также пожелайте ему всего того, чего вы желали другим людям.
  6. Представьте человека, с которым у вас сложные отношения, которого вы недолюбливаете и который может недолюбливать вас. Это, на мой взгляд, самый сложный, при этом самый важный этап практики. Ведь мы привыкли не любить и осуждать тех, кто нам не нравится. А желать им счастья значит начать ломать формировавшуюся много лет привычку ненавидеть. Поэтому уделите этому этапу особое внимание. Пожелайте своему «врагу» счастья, здоровья и свободы от страданий. Старайтесь не делать это автоматически. Сосредоточьтесь. Избавьтесь от злорадства и попытайтесь пожелать счастья от всего сердца. На самом деле, все злобные, вредные, корыстолюбивые, завистливые, горделивые люди сами страдают от своих пороков, поэтому они достойны пожеланий любви. Один человек мне написал недавно: «не бывает плохих людей. Есть только хорошие и несчастные» . Помните об этом и относитесь к «плохим» людям с пониманием!
  7. Теперь пожелайте счастья всем этим людям вместе.
  8. Пожелайте счастья всем живым существам, пускай они пребывают в гармонии и любви!
  9. По окончании практики побудьте немного еще со своим дыханием. Понаблюдайте за возникшими ощущениями (даже если ощущений нет). И потом спокойно открываете глаза, сладко тянитесь, разминаете шею и выходите из медитации.

Даже если никаких ощущений нет, просто сосредоточьтесь несколько секунд на дыхании. Чувства вроде любви, сострадания могут как появиться, так и не появиться. Не беспокойтесь, у вас все правильно получается. Старайтесь меньше думать о том, делаете ли вы все правильно. Просто будьте здесь и сейчас с тем, что есть. Будьте с отсутствием эмоций и даже с отрицательными эмоциями, раздражением и гневом. Если таковые возникают, не ругайте себя! Ведь вы решили упражняться в терпении и взращивать к себе любовь! Поэтому старайтесь относиться ко всему, что появится внутри с любовью и терпением, даже к своему гневу, каким бы глупым и неуместным он не казался. Избавьтесь от любых ожиданий, от любых «медитация должна…» Медитация ничего не должна! Все появляется само, когда приходит время.

Второй вариант

Мой вариант основывается на «каноническом варианте», поэтому здесь я ограничусь перечислением только отличий , чтобы не повторять содержания предыдущего пункта.

Наличие индивидуальных пожеланий

Я по-прежнему не очень жалую заготовленные заранее аффирмации. Они, на мой взгляд, похожи на дежурные поздравления с днем рождения: «счастья, здоровья». Они являются шаблонными, заученными и поэтому могут не вызывать нужный отклик сострадания в вас. (Кстати в моей статье «зачем поздравлять с днем рождения » я писал, что социальный ритуал поздравлений — та же Метта медитация, которую люди практикуют неосознанно. Поэтому этим ритуалом нельзя пренебрегать, так как он имеет те же самые преимущества).

Я стараюсь желать людям и себе чего-нибудь того, в чем действительно нуждаются эти конкретные люди. Если я представляю человека, у которого проблемы в отношениях и, более того, я понимаю, с чем эти проблемы связаны, то я могу пожелать ему, например, следующее: «Пускай ты найдешь понимающего, чуткого и доброго партнера. Пускай он станет заботиться о тебе и оказывать поддержку. Я желаю тебе самому избавиться от своих страхов и комплексов, потому что ты не достигнешь гармонии в отношениях, пока не найдешь гармонии в себе. Желаю тебе любви и счастья!»

Конечно, если я не знаю что беспокоит человека, я могу просто пожелать ему «любви и счастья». Но тем людям, которых я знаю, я стараюсь давать более индивидуальные пожелания.

Получается, что моя практика более интеллектуальная, чем первый вариант (в том смысле, что в ней немного задействуется память и интеллект). Но в меру! Медитация не должна быть слишком интеллектуальной! Поэтому если вы чувствуете, что вам тяжело решить, что мучает конкретного человека и что можно ему пожелать, со спокойным сердцем желайте ему счастья и любви! Это то, что нужно всем людям!

Актуальность пожеланий текущей жизненной ситуации

Как я писал, я практикую метта медитацию сразу следом за медитацией с концентрацией на дыхании. 25 минут я концентрируюсь на внимании и на всем, что происходит внутри и снаружи (это моя новая техника, опишу ее в следующих статьях). А потом 5 минут практикую Метта. Во время медитации с дыханием меня могут посещать разные мысли, эмоции и суждения о людях. Например, я вспомню какого-то неприятного мне человека, поймаю себя на том, что я думаю о нем плохо. Тогда я перевожу внимание на дыхание и обещаю себе пожелать этому человеку счастья и добра во время Метта медитации.

То есть выбираю объекты для медитации любящей доброты в соответствии с теми переживаниями, которые занимают меня сейчас. (Хотя, нельзя сказать, что, выбирая тех людей, которым вы будете желать добра другим способом, вы делаете полностью произвольный и случайный выбор. Наверняка вы в первую очередь вспомните о тех людях, которые оставляют в вашей душе наиболее глубокий эмоциональный след).

Или же вы можете вспомнить ближайшие конфликты. Если было какое-то трение с женой или мужем, и вы чувствуете, что вы обижаетесь, то обязательно пожелайте этому человеку добра во время медитации любящей доброты. В общем, старайтесь работать с тем, что вас беспокоит.

Также вы можете выбирать тех людей, встреча с которыми вам предстоит в этот день: ваши коллеги, друзья или родственники. Перед встречей очень неплохо расположить себя к этому человеку и тогда он сам обязательно расположиться к вам.

Отличия на этом кончаются, но будут еще общие рекомендации .

Используйте вашу мудрость

Это может оказаться сложным моментом. Но если вы делаете индивидуальные пожелания, то было бы замечательно, если бы вы учитывали не только то, что человек хочет, но и то, что ему действительно нужно. Например, у вас есть друг, который целыми днями сидит на работе, пребывая в постоянном стрессе и недовольстве, забывая про семейную жизнь, потому что он хочет денег, денег и денег! Было бы неправильно желать ему только того, что он хочет, потому что на самом деле ему нужны не деньги, а другое. Ему нужно перестать убивать свое здоровье, игнорировать членов своей семьи и сгорать на работе. Если он не перестанет этого делать, то никакие деньги не принесут ему счастья! Поэтому желайте то, что ему нужно. Полагайтесь на свою мудрость и интуицию. Используйте метта медитацию также как способ развить мудрость и понимание людей.

Желания не должны быть эгоистичными

Не следует желать другим людям того, чтобы вы хотели от них получить или того, какими бы вы хотели, чтобы они стали. К таким эгоистичным желаниям относятся такие слова: «желаю, чтобы мой муж стал более щедрым и больше делал мне подарков» или «желаю, чтобы моя жена научилась лучше готовить борщ».

Задача медитации — это поставить себя на место другого человека и попытаться понять, чего он хочет, чего ему не хватает для счастья, и пожелать ему свершения этих вещей. Ведь вы тренируете способность смотреть на мир с перспективы других людей, а не с ограниченной и узкой перспективы своих желаний. И когда у вас это получается, вы освобождаетесь!

Поэтому следите за чистотой и бескорыстностью своих желаний! Но и не доводите этот принцип до крайности. Например, если ваш муж научится сдерживать свой гнев, это сделает счастливыми не только его, но и вас. И это вовсе не значит, что ему не нужно этого желать.

Также старайтесь делать так, чтобы ваши пожелания самому себе также не были эгоистичными. Понимаю, звучит странно, но давайте объясню. Пускай в ваших пожеланиях себе фигурирует то, что вы можете сделать для других людей. Например, я постоянно желаю самому себе:

  • «Желаю себе научиться более сдержанно и терпеливо реагировать на комментарии на моем сайте, сосредоточиться на том, чтобы помогать людям, а не воспитывать их».
  • «Желаю себе служить поддержкой и опорой для людей, которые мучаются и страдают».

Но и здесь не стоит перегибать палку. Все-таки оставьте место для себя любимого. Здесь важно, как и везде, выдерживать баланс, поэтому, опять же, полагайтесь на свою мудрость.

Выдерживайте структуру

В своей практике я не всегда соблюдаю структуру из первого варианта медитации (вы сами, потом ваш друг, потом нейтральная персона и т.д.). Иногда за 5 минут практики я могу желать счастья только одному конкретному человеку (как я делаю, например, перед личной консультацией или непосредственно перед дружеской встречей) или только нескольким людям, с которыми у меня трудные отношения. В общем, как получится.

Но несмотря на это, я стараюсь выдерживать иногда указанную структуру, так как я считаю ее очень удачной. Почему? Потому что она развивает сострадание во многих аспектах, в том числе в тех, в которых она наиболее слабо развита.

Многим из нас легко желать счастья себе, своим близким и друзьям (хотя, конечно же не всем). Но намного сложнее проявлять любовь в отношении незнакомца или безликой массы. Это подтверждают сюжеты многих фильмов-катастроф: действие в них концентрируется, как правило, на одном человеке или обычной маленькой семье, которая спасает себя в условиях глобальной катастрофы, охватившей все человечество. Легко сострадать единицам – трудно сочувствовать миллионам!

Поэтому очень важно раскрыть свой потенциал для сострадания навстречу всем людям, в том числе чужакам и врагам, а не только к тем, к кому мы привязываемся!

Пара слов напоследок

Лично я считаю, что лучший результат будет, если вы будете практиковать и концентрацию на дыхании, и медитацию любящей доброты. Они очень хорошо дополняют друг друга. Вам по-прежнему нужны ваши кроссовки и какая-то более специализированная обувь.

Но если вам трудно посвятить время обеим практикам, то можно выбрать одну, которая больше вам подходит. Если вы чувствуете, что вас переполняет ненависть или равнодушие, лучше практиковать Метта. Или может вам пока очень трудно работать с дыханием. Но нельзя забывать, что «главная» медитация с дыханием также затрагивает аспект формирования любви, но помимо него еще многое другое.

Но должен предупредить, что приоритет одной практикой над другой, указанный здесь, проистекает только из моего мнения и моей личной практики. Думайте за себя=) Быть может, Метта станет именно вашей основной техникой, которая даст вам потрясающий результат!

Я желаю вам всем избавиться от проблем, которые вас волнуют. Избавиться от страха, тревоги, уныния.
Желаю вам открыться навстречу людям, почувствовать себя неотъемлемой частью единого целого, а не отдельным и обособленным от всего мира «Я»!
Желаю жить в гармонии с собой и своими близкими.
Желаю открывать свое истинное назначение, а не гнаться за иллюзиями и чужими идеалами.
Желаю вам перестать искать истину только в книгах и в других людях, а найти ее в себе!
Хочу, чтобы вы были счастливы и открыли в себе любовь!

Метта - медитация любящей доброты. Вид медитации с опорой в качестве объекта медитации на чувство. Наиболее простой и действенный вид медитации, подходящий и новичкам.

Впервые я познакомился с медитацией метта на ретрите Випассаны по Гоенке, но там это были кратковременные сессии после основной медитации Випассана. В целом Випассана по Гоенке - это очень “жёсткая” практика, особенно для новичков, и когда ум на ней доводится до состояния “на грани”, даётся практика метты. Словами это не описать. После многих дней адовых сверх усилий в практике одномоментной концентрации Випассаны, вы вдруг оказываетесь в настоящем раю метты, чувстве трансцендентной любящей доброты. На контрасте с основной практикой Випассаны во время медитации метта, вы буквально начинаете парить в воздухе от невыразимой лёгкости и счастья.

Через несколько лет после Випассаны я познакомился со школой Суттавада и монахом Бханте Вималарамси, которые метте отводят основную часть практик медитации. Подход Бханте используемый им на ретритах несколько нетрадиционен, медитация метты разделена на несколько этапов. Основная идея заключена в ступенчатой подготовке сознания и ума для получения высшего опыта Ниббаны (Нирваны).

Подобный подход использует не только Бханте Вималарамси, но также и некоторые монахи других традиций, Аджан Махачатчай, Аджхан Суджато, а первоисточником такого подхода является комментарий к каноническим текстам, - Висуддхимагга.

С точки зрения буддизма, возможно пребывание в непомрачённых состояниях сознания, состояниях, неохваченных страстным желанием - одной из причин страданий. К этим состояниям относятся медитативные джхановые состояния и состояния Брахма Вихар: метта (любящая доброта), каруна (сострадание), мудита (сорадование), упекха (равностность).

Метта - это самый верхний уровень Брахма Вихар, далее следуют сострадание, сорадование и самая “тонкая” из Брахма Вихар - равностность. Все 4 Брахма Вихары транцедентальны, все они за пределами эго.

Практикуя метту, мы развиваем в себе естественный альтруизм, “раскрываем” сознание, учимся пребывать в положительных, непомрачённых состояниях сознания. Практика метты сама по себе ведёт нас к избавлению от большей части страданий в нашей жизни. Однако метта как и любая другая медитация - это просто инструмент. Цель буддизма вполне практична - избавление от страданий через окончательное пробуждение. Все практики и подходы сформулированы во имя этой цели.

В методике Бханте Вималарамси метта является начальным этапом метода, но в этой статье я привожу её как самостоятельную практику.

Этапы (кратко):

  • 1-й этап - Вызывание чувства метты;
  • 2-й этап - Свечение меттой себе;
  • 3-й этап - Свечение меттой духовному другу;
  • 4-й этап - Свечение меттой духовным друзьям, близким людям, нейтральным людям, недругам;
  • 5-й этап - Свечение меттой в 6 сторон.

Почему медитация разделена на этапы?

И на Випассане по Гоенке, и в большинстве других методик в медитации метта используется свечение сразу всем живым существам, однако практика показывает, что для неподготовленного сознания такой подход не работает. Чтобы светить всем живым существам, важно пройти путь “раскрытия” сознания от свечения себе до свечения недругам. Без этого шага метта, как правило, остаётся “поверхностным” инструментом. В методике Бханте Вималарамси метта и Брахма Вихары приводят сознание в состояние безмятежности, после чего с последующими этапами практики, становится возможным получение прямого опыта пробуждения.

1-й этап - Вызывание чувства метты

На этом этапе мы учимся устойчиво вызывать чувство любящей доброты.

  1. Вспоминаем яркое положительное событие из жизни либо представляем себе сцену, которая вызывает у нас положительные эмоции (с ребёнком, щенком, котёнком или какую-то другую);
  2. Усиливаем его своим вниманием.

2-й этап - Свечение меттой себе

Очень часто у практикующих не получается сразу светить меттой, тогда развитие свечения мы начинаем с себя. Светить себе наиболее простой вариант.

Метта, как естественный маркер, показывает текущее состояние сознания и подсознания.

  1. Когда чувство метты становится явным, начинаем светить им себе. Можно при этом желать себе самого лучшего, проговаривая про себя слова;
  2. После того как энергия чувства метты ослабнет, повторяем весь цикл с этой же сценой;
  3. Может наступить момент, когда представляемая сцена более не вызывает яркого чувства, тогда создаём или вспоминаем новую сцену.

Свечение себе может быть затруднительным на определённом этапе духовного пути, ввиду этическо-эгоистических соображений. В таких случаях, если чувство метты удаётся вызывать устойчиво и легко, можно переходить к следующему этапу.

3-й этап - Свечение меттой духовному другу

После того как стало легко получаться вызывать чувство Метты и светить себе, можно переходить к 3 этапу практики, свечению Меттой духовному другу.

  1. Выбираем духовного друга;
    • Ныне живущего человека;
    • Одного с вами пола;
    • Которого вы глубоко уважаете;
    • Не слишком близкого вам.
  2. Вызываем чувство метты;
  3. Погружаем духовного друга к источнику метты. Обычно, это район груди;
  4. Этим светом мы как бы делимся с духовным другом, желая ему всего самого хорошего;
  5. Через некоторое время чувство может угаснуть, тогда повторяем этот процесс сначала.

Важно помнить, что объектом медитации является само чувство любящей доброты. Визуализация друга, проговаривание пожеланий и свечение ему меттой - это фоновые процессы.

На этом этапе чувство метты может стать просто невероятно интенсивным.

4-й этап - Свечение меттой духовным друзьям, близким людям, нейтральным людям, недругам

Следующий этап - это свечение меттой большему количеству людей. Цель - ещё сильнее “раскрыть” ум, сделать его “отдающим”, отпускающим, “сдающим” контроль.

После этапа свечения духовному другу светим меттой:

  1. Новому духовному другу;
  2. Родственнику;
  3. Нейтральному человеку (просто обычным ничем для нас не примечательным людям: дворнику, соседу, не знакомому лично коллеге и т.д);
  4. “Недругу” (тем, к кому у нас была или есть обида, или тем, чьи действия сильно нас “зацепили”).

Светить оптимально по 1–3 минуты каждому человеку, но если интуитивно покажется, что нужно больше времени, то можно задержаться на каком-то человеке.

Важно внимательно наблюдать за тем, как будет меняться чувство метты.

Этот этап можно повторить несколько раз по желанию, однако, если всё пройдёт на одном дыхании со всеми группами людей, можно переходить к следующему этапу.

5-й этап - Свечение меттой в 6 сторон

Мы подошли к точке, в которой сознание “раскрылось” достаточно для того, чтобы стало возможным светить меттой всем живым существам, что в свою очередь поможет запустить Брахма Вихары (переход метты в сострадание, далее в сорадование и в равностность). Совместно с переходом сознания в состояние сорадования и равностности откроется дверь, ведущая с самым тонким состояниям ума.

Шаги:

  1. Вызываем чувство метты до явного ощущения;
  2. Начинаем светить этим чувством в 6 сторон поочерёдно (как бы всем живым существам, но без размышления об этом, чтобы не создавать тонких напряжений);
    • Вперёд;
    • Назад;
    • Вправо;
    • Влево;
    • Вверх;
    • Вниз;
  3. После чего светим сразу в 6 сторон;
    • На каждую сторону по 3–5 минут;
    • Свечение во все стороны - от 5 минут, можно дольше по желанию. Этот этап создаёт большой потенциал доброте и альтруизму, очень положительно влияет на наши отношения с самими собой, окружающими людьми и миром в целом. И просто на наше настроение в течение дня, если делать метту с утра;
    • Свечение может быть как ощущение тепла или как видимый свет. Это может быть луч вперёд, а может быть свечение во всю сторону или вперёд с расширением, как распространяется свет через щель в дверном проёме;
    • Как и на всех других этапах практики важно следить за тем, чтобы всё происходило легко, на расслаблении. Поэтому важно:
      • Не светить силой, не “выдавливать” из себя свет метты, всё это породит новые напряжения;
      • Просто светить как лампочка или свеча, а свечение или излучение тепла как бы замечать: посмотрели вниз, и, о чудо, из меня исходит свет! Это своего рода знание о том, что мы светим;
        • Это очень критичный момент, потому, что именно на этом шаге мы часто слишком стараемся, что создаёт напряжения и сжатия (страстное желание светить);
    • Когда светим в 6 сторон, важно не переусердствовать с ощущением сразу всех 6 сторон, можно просто представлять, что свет исходит сразу во все стороны;
    • Свечение в 6 сторон может вызвать чувство расширения во все стороны, это нормально, это хорошо.

Оптимальное время выполнения метты 30 минут.

Медитация метта идеально подходит для приведения ума в состояние безмятежности и равностности, что в свою очередь является важнейшим элементом на пути к опыту пробуждения, опыту Ниббаны.

Со временем вызывать чувство метты станет очень просто и в обычной жизни. То есть станет возможным пребывать в нём в течение дня. И даже изменять через метту своё состояние, если оно по каким-то причинам стало негативным.

Кажется, что обилие шагов и тонкостей очень сложны, но на деле это не так, сознание очень быстро интуитивно осваивает все нюансы практики. Ценность, которую несёт эта практика для жизни просто необъятна.

Брахма Вихары

Как “включаются” Брахма Вихары, объяснить затруднительно.

Всего их 4:

  • Метта (любящая доброта).
  • Каруна (сострадание).
  • Мудита (сорадование).
  • Упекха (равностность).

При интенсивной практике метты в какой-то момент чувство метты начинает меняться, утончаться и через некоторое время переходит в сострадание, далее в сорадование и останавливается на Брахма Вихаре равностность. На ретритах это может быть похоже на лифт, целый день вы пребываете в очень интенсивной метте, затем без явной видимой причины резко метта переходит в пронзительное сострадание, потом в сорадование, затем обратно.

Все 4 Брахма Вихары включаются и выключаются как бы сами по себе. В конечном счёте всё успокаивается в равностности, такой невозмутимости, но с положительным оттенком.

На выездных ретритах практика проходит очень интенсивно, и, видимо, хватает “топлива” для запуска Брахма Вихар, при формате онлайн-ретритов или самостоятельных занятиях, исходя из моего опыта, это происходит редко.

Практикуя медитацию метта, мы обучаем свой ум пребывать в положительных состояниях сознания. Это не заменимый инструмент и в медитации, и в жизни. А также отличная подготовка сознания на пути к пробуждению.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх