Тест по повести лескова очарованный странник. Литературный КВН по повести Н

Проверочная работа по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.

Иван Северьянович Флягин

Отец Измаил

Илья Муромец

Петр Сердюков

Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?

форейтор

крепостной

рясофор (послушник)

землепашец

конокрад

арестант

В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.

Поединок с Савакиреем и уход в степь

Наказание, порка и бегство от графа

Солдатская служба

Спасение Флягиным семьи графа К.

Служба в няньках и бегство с матерью ребенка и её любовником

Жизнь в монастыре

Скитания и приход в монастырь

Служба при князе, история с Грушенькой

Возвращение в Россию

Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев - графа и графини К.?

«вольную»

За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?

Опрокинул коляску с графом

Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини

За пьянство

Как удерживали главного героя в степи от побега?

Держали в яме

Надели колодки на ноги

«подщетинили» пятки

По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?

Услышал русскую речь

Так как пили водку и крестились

По военной форме.

Почему главный герой убил Грушу?

из ревности к князю

от обиды за неразделенную любовь

чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя

чтобы устранить помеху для женитьбы князя.

Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки? «Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова маленькая, как луновочка, а сам весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это…»

разбойник-цыган

Грех убийства каких людей лежал на главном герое?

цыганки Груши

старого монаха

азиата Савакирея

невесты князя

Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?

личной храбростью

божьим благословением

своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля

За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?

за пьянство

за то, что рассыпал свечи в церкви

За пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению

Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя?

расчетливость

страстность натуры

чувство чести

тяга к хвастовству

Наивная искренность

Точное следование церковным порядкам и правилам

Патриотизм

Храбрость

пассивная терпеливость

фатализм - вера в судьбу

«добродушная» жестокость

Склонность к пьянству

Совестливость, честность

Трудолюбие

Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников

Необразованность

Бескорыстие

Как строится повествование «Очарованного странника»?

Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя

Рассказ о событиях от лица главного героя

Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)

Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.

15. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:
1. русский человек со всем справится; 2. русский человек всегда стремится к опасностям;
3. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек.

16. Почему Иван Флягин убил цыганку Грушу:

1. из - за ревности; 2. из - за неразделённой любви;
3. стремясь спасти её от греха убийства; 4. это произошло случайно.

17. Чем завершились скитания главного героя:

1. вернулся на родину к родителям; 2. обзавёлся своей семьёй;
3. постригся в монахи; 4. собирается идти на войну.

1 - 1,2,4,5 2 - все кроме 5 3- 4,2,5,1,9,8,3,7,6 4- 3 5- 2 6- 3 7- 2 8-3 9-2 10- 1,2,3

11- 3 12-3 13- 2,3,5,7,8,10,11,12,13,14,15,16,17 14- 3 15.Ответ 1. русский человек со всем справится
16.Ответ 3. стремясь спасти её от греха убийства 17.Ответ 4. собирается идти на войну

Повесть "Очарованный странник" была написана Николаем Семеновичем Лесковым (1831 - 1895) в 1872 - 1873 годах. Видимо, замысел повести возник у Лескова во время поездки летом 1872 года в Валаамский монастырь на Ладожском озере.

Впервые произведение Лескова было напечатано в газете "Русский мир" 8 августа - 19 сентября 1873 года под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения". Год спустя вышло отдельное издание "Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова".

Жанрово-композиционное своеобразие повести

"Очарованный странник" - произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе ХVIII века романов приключений.

"Очарованный странник" - это своеобразная повесть-биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов. Сходным образом строятся жития, состоящие из отдельных фрагментов, описывающих разные события из жизни святых. Такой же принцип характерен и для авантюрного романа, романа приключений, с героем которого на его жизненном пути, в его странствиях по свету по воле судьбы случаются самые неожиданные происшествия. Между прочим, само название повести в первом издании было несомненно стилизовано под заглавия русских авантюрных, философских и нравоописательных романов ХVIII столетия.

Элементы житийного жанра и романа приключений в "Очарованном страннике" очевидны. Герой повести, Иван Флягин, подобно персонажу жития, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха (бессмысленного "удальского" убиения монашка, убийства цыганки Грушеньки, пусть и совершенного по ее же молению, но все равно, по мысли Флягина, греховного) к покаянию и искуплению вины. Лесковский странник, как и святой - герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом. Повесть сближают с житиями и пророческие сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее.

Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-"смотритель" при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей, ремонтер (работник, занимающийся покупкой лошадей для армии); солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в Валаамском монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его "метаморфоз". Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что "скоро надо будет воевать", ему "за народ очень помереть хочется".

Флягин никогда не может остановиться, застыть, закоснеть в одной роли, "раствориться" в одной службе, подобно герою романа приключений, который вынужден менять профессии, должности, порой даже свое имя, чтобы избегнуть опасности и приспособиться к обстоятельствам. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит "Очарованного странника" с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяновича, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом - отличие повести Лескова от житий - ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он приходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь - лишь одна из "остановок" в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни. Не случайно жизнь Флягина (который, кстати, исполняет обязанности послушника, но не постригается в монахи) в обители лишена умиротворенности и душевного спокойствия ("явления" герою бесов и бесенят). Проступки, совершенные послушником Иваном Северьяновичем по рассеянности и невниманию, навлекают на него наказание игумена ("благословили меня без суда в пустой погреб спустить"). Из монастыря Флягина не то отпускают, не то прогоняют в Соловки на поклонение мощам святых Зосимы и Савватия.

Ивана Северьяновича автор сближает не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Флягина роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: "Ну, тут я вижу, что он (конь - А. Р.) пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: "Стой, собачье мясо, песья снедь!", да как дерну его книзу - он на колени и пал..."

В "Очарованном страннике" есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин "порется", сечется нагайками с татарином Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет "будто едет по воздуху" (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).

Повесть Лескова - "средний" (в сравнении с рассказом, с одной стороны, и романом - с другой) жанр, обретающий черты большой эпической формы, героического эпоса. Показательно, что Лесков первоначально намеревался назвать "Очарованного странника" "Русский Телемак" и "Черноземный Телемак", сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской "Одиссеи", разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.

Лесков в письме к литератору и публицисту П.К. Щебальскому от 4 января 1874 года, по-видимому, не соглашаясь с мнением адресата о недостаточной прорисованности характера Флягина, затененного подробными описаниями "среды", замечал: "...почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою?"

И.З. Серман в преамбуле своего комментария к повести Лескова так интерпретировал эти строки: "Форма рассказа о приключениях в "Очарованном страннике" действительно напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона (французского писателя ХVIII века) о странствиях Телемака в поисках Одиссея". Важно, однако, не только сходство "формы рассказа" в повести Лескова и в "Мертвых душах", "Дон Кихоте" и "Приключениях Телемака". Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий. Это истории, в которых описан человек вообще, меняющийся или преображающийся в поисках истины. Параллели к "Очарованному страннику", приводимые Лесковым, - это примеры "эпоса", большой эпической формы в новоевропейской словесности.

Особенности сюжета повести

Известный литературный критик Н.К. Михайловский заметил: "Фабулы в повести, собственно говоря нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку. Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку".

В произведении нет сквозного сюжета. События времен молодости героя, Ивана Северьяновича Флягина (служба в должности форейтора при его хозяине, графе К.), прямо никак не связаны с происшествиями, выпавшими на его долю позднее - десятилетней жизнью в татарских степных кочевьях, уходом в монастырь и т. д. Нет в повести Лескова и "сквозных" персонажей, за исключением самого Флягина. Эпизоды, из которых составлена повесть, имеют свой собственный "микросюжет". Микросюжеты выстраиваются следующим образом: 1) спасение Флягиным семьи графа К.; 2) наказание (за месть графининой кошке), порка и бегство от графа; 3) служба в "няньках" и бегство с матерью ребенка и ее любовником; 4) поединок с Савакиреем и уход в степь; 5) возвращение в Россию; 6) служба при князе, история с Грушенькой; 7) солдатская служба; 8) скитания и приход в монастырь; 9) жизнь в монастыре.

В "Очарованном страннике" отражены не только сюжетные элементы житий, былин и авантюрных романов, он не только тяготеет к эпической форме (см. об этом в разд. о жанрово-копозиционном своеобразии повести), но в нем и трансформированы коллизии и сюжетные эпизоды многих классических произведений, в частности, "Кавказского пленника" А.С. Пушкина (пребывание Флягина в неволе у татар), "Цыган" А.С. Пушкина (приворожившая сердце Флягина цыганка Груша). Очевидная литературная основа "Очарованного странника", однако, не свидетельствует об установке автора на восприятие его текста как "вторичного" по отношению к классическим "образцам". Лесков, напротив, хочет продемонстрировать на примере судьбы Флягина, что реальная жизнь более прихотлива и непредсказуема, чем вымышленные сюжеты. Кроме того, соотнесенность с романтическими поэмами Пушкина подчеркивает "странность" (с точки зрения романтической поэтики) поведения героя, не ощущающего ничего необычного в диковинных метаморфозах своей жизни. "Романтические" ситуации (плен, кавказская война) герой Лескова воспринимает прозаически-трезво (отчасти исключение - очарованность Грушей, но и она проявляется в поступках и словах, имеющих мало общего с действиями и речами романтического персонажа).

Все перечисленные выше эпизоды "рассказываются" самим героем. Повествование Флягина о своей судьбе выслушивают путешественники, плывущие на пароходе по Ладожскому озеру; один из них - рассказчик, знакомящий нас с Иваном Северьяновичем и завершающий его историю своим комментарием. Таким образом, "Очарованный странник" в композиционном отношении - "рассказ в рассказе". Такое построение "Очарованного странника" -значимое. Во-первых, так автор придает достоверность рассказу Флягина о невероятных событиях, перипетиях его жизни. Во-вторых, форма "сказа", устной речи от первого лица, произносимой человеком из народа, мотивирует "странную" композицию сюжета: подробное изложение отдельных эпизодов из жизни Флягина и - вместе с тем - предельно краткий рассказ об "экзотической" (с точки зрения образованных слушателей) жизни в плену; затемненное, не описанное Флягиным убийство Грушеньки, совершаемое как бы в тумане; "магическое" преображение Флягина, завороженного женской красотой, преображение, которому придает таинственность рассказ героя, не способного внятно объяснить и внезапную перемену, и предшествовавший ей провал в сознании.

Сказовая форма позволяет автору скрыться "за героем", утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяновича - это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский "взгляд" и "взгляд" Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное упоребление просторечий, диалектизмов, порой - затейливую народную игру словом.

Многозначен и смысл "рамки" - рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Подобно тому, как жизнь Флягина - это постепенное преодоление собственного эгоизма и обуздание своеволия, движение к другим людям, растущее понимание их душ, забот и переживаний, так и сама ситуация рассказывания - это преодоление отчуждения, дистанции между Флягиным и другими пассажирами. Спутники Ивана Северьяновича сначала лишь ждут от него "анекдотов", забавных и интересных историй из быта монастырской братии, священников и дрессировщиков лошадей. Купец, один из слушателей, смотрит на странника немного свысока. Своеобычность и сила натуры Флягина лишь постепенно уясняются его случайными попутчиками. Реакция их как бы программирует, "моделирует" и реакцию читателей повести Лескова, размыкает ее границы. Вместе с тем, роль слушателей - наметить дистанцию между мнениями, представлениями, миром чувств простого человека (бывшего крепостного графов К.) и образованной "публики".

Кроме того, обрамляющий рассказ о поездке на пароходе придает расширительный, символический смысл жизненному "путешествию" Ивана Северьяновича: не только он, но и как бы вся Россия странствует, плывет к неведомой ей цели. Иван Северьянович Флягин - вечный странник, он и о своих прежних скитаниях рассказывает в пути.

Есть у лесковского обрамляющего рассказа и еще один смысл. Незаурядные характеры, личности нередки в народе, и случайная встреча с ними возможна всегда.

Образ главного героя в художественной структуре повести

Образ Ивана Северьяновича Флягина - это единственный "сквозной" образ, соединяющий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, он обладает жанрообразующими признаками, т.к. его "жизнеописание" восходит к произведениям с жесткими нормативными схемами, а именно к житиям святых и авантюрным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Вот как описывает внешность Флягина повествователь: "Этому новому нашему спутнику по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещегина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор"". Характер Флягина многогранен. Основная черта его - "откровенность простой души". Рассказчик уподобляет Флягина "младенцам", которым Бог иногда открывает свои замыслы, таимые от "разумных". Автор перефразирует евангельские речения Христа: "... Иисус сказал: "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам"" (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 25). Мудрыми и разумными Христос иносказательно называет людей с чистым сердцем.

Флягина отличают детская наивность и простодушие. Бесы в его представлениях напоминают большую семью, в которой есть и взрослые, и шкодливые дети-бесенята. Он верит в магическую силу оберега - "тесменного пояска от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода". Флягин понимает переживания укрощаемых лошадей. Он тонко чувствует красоту природы.

Но, вместе с тем, душе очарованного странника присуща и некоторая черствость, ограниченность (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьянович хладнокровно засекает до смерти в поединке татарина и не может понять, почему рассказ об этом истязании ужасает его слушателей. Иван жестоко расправляется с кошкой графининой горничной, задушившей его любимых голубей. Некрещеных детей, прижитых от жен-татарок в Рынь-песках, он не считает своими и оставляет без тени сомнения и сожаления.

Природная доброта уживается в душе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, он, служа нянькой при малолетнем ребенке и нарушая волю его отца, своего хозяина-барина, отдает дитя слезно умолившей Ивана матери и ее любовнику, хотя и знает, что этот поступок лишит его верного пропитания и заставит снова скитаться в поисках пищи и крова. И он же, в отрочестве, из баловства засекает насмерть кнутом уснувшего монаха.

Флягин безогляден в своем удальстве: просто так, бескорыстно, он вступает в состязание с татарином Савакиреем, обещая знакомому офицеру подарить приз - коня. Он весь отдается овладевающим им страстям, пускаясь в пьяный загул. Пораженный красотой и пением цыганки Груши, не колеблясь, дарит ей порученную ему огромную сумму казенных денег.

Натура Флягина одновременно и непоколебимо тверда (он свято исповедует принцип: "Чести моей никому не отдам") и своевольна, податлива, открыта влиянию других и даже внушению. Иван легко усваивает представления татар об оправданности смертельного поединка на нагайках. Доселе не чувствующий завораживающей красоты женщины, он - как бы под воздействием бесед с опустившимся барином-магнетизером и съеденного "магического" сахара-"ментуора" - оказывается очарован первой встречей с Грушей.

Скитания, странствия, своеобразные "искания" Флягина несут "мирскую" окраску. Даже в монастыре он исполняет ту же службу, что в миру, - кучера. Этот мотив - значимый: Флягин, меняя профессии и службы, остается самим собой. Он начинает свой трудный путь с должности форейтора, наездника на лошади в упряжке, и в старости возвращается к кучерским обязанностям.

Служба лесковского героя "при лошадях" не случайна, она обладает неявной, скрытой символичностью. Переменчивая судьба Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам "двужильный" герой, выдержавший и перенесший многие тяготы на своем веку, напоминает крепкого "битюцкого" коня. И флягинская вспыльчивость, и независимость как бы сопоставлены с гордым конским норовом, о котором поведал "очарованный странник" в первой главе лесковского произведения. Укрощение же лошадей Флягиным соотносится с рассказами античных авторов (Плутараха и других) об Александре Македонском, усмирившем и приручившем коня Буцефала.

А подобно герою былин, выезжающему померяться силою "во чисто поле", Флягин соотнесен с открытым, вольным пространством: с дорогой, (странствия Ивана Северьяновича), со степью (десятилетняя жизнь в татарских Рынь-песках), с озерным и морским простором (встреча рассказчика с Флягиным на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру, паломничество странника на Соловки). Герой странствует, перемещается в широком, разомкнутом пространстве, являющемся не географическим понятием, но ценностной категорией. Пространство - зримый образ самой жизни, посылающей навстречу герою-путешественнику бедствия и испытания.

В своих скитаниях и путешествиях лесковский персонаж достигает пределов, крайних точек Русской земли: живет в казахской степи, сражается против горцев на Кавказе, идет к Соловецким святыням на Белом море. Флягин оказывается и на северной, и на южной, и на юго-восточной "границах" европейской России. Иван Северьянович не побывал лишь на западном рубеже России. Впрочем, столица у Лескова может символически обозначать именно западную точку российского пространства. (Такое восприятие Петербурга было характерно для русской словесности XVIII века и воссоздано в пушкинском "Медном всаднике"). Пространственный "размах" путешествий Флягина значим: он как бы символизирует широту, безграничность, открытость народной русской души миру. Но широта натуры Флягина - "русского богатыря" вовсе не равнозначна праведности. Лесков неоднократно создавал в своих произведениях образы русских праведников, людей исключительной нравственной чистоты, благородных и добрых до самоотвержения ("Однодум", "Несмертельный Голован", "Кадетский монастырь" и т. д.). Однако Иван Северьянович Флягин не таков. Он как бы олицетворяет русский народный характер со всеми его темными и светлыми сторонами и народный взгляд на мир.

Имя Ивана Флягина - значимое. Он подобен сказочным Ивану-дураку и Ивану-царевичу, проходящим через разные испытания. От своей "дурости", нравственной черствости Иван в этих испытаниях излечивается, освобождается. Но нравственные идеалы и нормы лесковского очарованного странника не совпадают с моральными принципами его цивилизованных собеседников и самого автора. Нравственность Флягина - это естественная, "простонародная" нравственность.

Не случайно и отчество лесковского героя - Северьянович (severus - по латыни: суровый). Фамилия говорит, с одной стороны, о былой склонности к питию и загулам, с другой, - как бы напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божия.

Жизненный путь Флягина отчасти представляет собой искупление его грехов: "молодеческого" убийства монаха, а также убийства оставленной любовником-князем Грушеньки, совершаемого по ее мольбе. Темная, эгоистическая, "животная" сила, свойственная Ивану в юности, постепенно просветляется, наполняется нравственным самосознанием. На склоне жизни Иван Северьянович готов "помереть за народ", за других. Но от многих поступков, предосудительных для образованных, "цивилизованных" слушателей, очарованный странник не отрекается по-прежнему, не находя в них ничего дурного.

В этом не только ограниченность, но и цельность характера главного героя, лишенного противоречий, внутренней борьбы и самоанализа, что, как и мотив предопределенности его судьбы, сближает повесть Лескова с классическим, античным героическим эпосом. Б.С. Дыханова так характеризует представления Флягина о своей судьбе: "По убеждению героя, его предназначение в том, что он - сын "моленый" и "обещанный", обязан посвятить свою жизнь служению богу, и монастырь должен, казалось бы, восприниматься как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели неоднократно задают вопрос о том, исполнилось или нет предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа.

"Почему же вы это так... как будто не наверное говорите?

Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?

Это от чего?

Оттого-с, что я многое даже не своей волею делал".

При внешней непоследовательности ответов Флягина, он здесь поразительно точен. "Дерзость призвания" неотделима от собственной воли, собственного выбора, а взаимодействие воли человека с независящими от нее жизненными обстоятельствами и порождает то живое противоречие, которое можно объяснить, только сохранив его. Для того, чтобы уяснить, в чем его призвание, Флягину приходится рассказывать свою жизнь "с самого первоначала"". Жизнь Флягина причудлива, "мозаична", она как бы распадается на несколько самостоятельных "биографий": герой множество раз меняет род занятий, наконец, дважды лишается собственного имени (уходя в солдаты вместо рекрута-крестьянина, затем - принимая монашество). Иван Северьянович может представить единство, цельность своей жизни, лишь пересказав ее всю, от самого рождения. Внутреннюю связность случившемуся с Флягиным придает мотив предопределенности. В этой предопределенности судьбы героя, в подчиненности и "завороженности" какой-то властвующей над ним силой, "не своей волей", которой движим Флягин, - смысл названия повести.

В судьбе, в поступках лесковского героя причудливо переплелись возвышенное и комическое. Комическое, смешное подчас оказывается формой, оболочкой серьезного. Очарованность Грушенькой, захватившая Ивана, - чувство искреннее, высокое, беспредельно-глубокое, но мотивировано оно почти комически: любовь к цыганке внушает полупьяному Флягину опустившийся барин-магнитезер своими гипнотическими речами и неким чудодейственным сахаром.

Улыбку должен вызвать рассказ Флягина об открывшемся в нем пророческом даре и "прорицаниях" и "вещаниях", произносимых им из погреба. Безусловно, отношение образованного ("цивилизованного") автора к "прорицаниям" Флягина иронично. Но ирония направлена на "форму" пророчеств, а не на их "содержание". Флягину действительно свойственны то интуитивное чувство правды и безогляднсть в ее отстаивании, которые отличали пророков. Поэтому бестрепетная готовность Флягина к пророческому служению вызывает уважение у повествователя.

На характер героя и его судьбу проливают свет "сны" и "видения", исполняющие в повести роль пророчеств, предопределяя жизнь Флягина, даже вопреки его намерениям. "Сновидения" бывают порой опоэтизированными, как в "явлении" убитого Флягиным монаха: "Ан вдруг вижу: это надо мною стоит тот монах с бабьим лицом, которого я давно, форейтором будучи, кнутом засек. А он так ласково звенит: "Пойдем, Иван, пойдем! тебе еще много надо терпеть, а потом достигнешь". А он вдруг опять облаком сделался и сквозь себя показал мне и сам не знаю что: степь, люди такие дикие, сарацины, как вот бывают при сказках в Еруслане и Бове Королевиче, в больших шапках лохматых и с стрелами, на страшных диких конях. И с этим, что вижу, послышались мне и гогот, и ржанье, и дикий смех (приметы бесов, бесовского поведения в житиях. - А. Р.), а потом вдруг вихорь... взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь на вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми копьями ходят, а вокруг море, и как который ангел по щиту копьем ударит, так сейчас вокруг всего монастыря море всколышется и заплещет, а из бездны страшные голоса вопиют: "Свят!"".

Порой "видения", в сценах с бесами и бесенятами, описаны с откровенным комизмом: "Да ведь ребятишки, и притом их там, в аду, очень много, а дела им при готовых харчах никакого нет, вот они и просятся на землю поучиться смущать, и балуются, и чем человек хочет быть в своем звании солиднее, тем они ему больше досаждают. Подставят, например, вам что-нибудь такое или подсунут, а опрокинешь или расшибешь и кого-нибудь там смутишь и разгневаешь, а им это первое удовольствие ".

Эти "сны" и "видения", не только играющие роль предсказаний (как в первом примере), но и раскрывающие многогранность натуры героя, богатство его воображения, лишены, однако, таинственности, загадочности, необычности (по сравнению с романтическими произведениями): для такого "непосредственного" героя, каким является Флягин, сверхреальное, мистическое, и повседневное не отделены друг от друга.

Нравственный идеал Н.С. Лескова

Поступки Флягина лишены авторской оценки, но Лескову симпатичны такие черты героя, как широта, открытость миру, благородство, чувство чести и сострадания, готовность заступиться за обиженных, простодушие и наивность, бесстрашие и бескорыстие, наконец, способность к "праведным" деяниям (не случайно прозвище Ивана в юности - "Голован", - перекликающееся с прозвищем героя-праведника из повести "Несмертельный Голован"), т.е. именно те свойства, которые отражают светлые, идеальные стороны русского народного характера.

Лескову близка и понятна детски-народная религиозность Флягина, в которой отсутствует полное осуждение и отвержение грешников (рассказ героя о священнике, молившемся за самоубийц, который противопоставлен митрополиту Филарету, олицетворявшему в произведениях Лескова консервативное начало в православии).

В конце повести Лесков дает прямую характеристику своему герою, подчеркивая кротость и сердечную мудрость, сближающую его с праведниками.

Жизнь Флягина и его путь остаются незавершенными, а сам образ "очарованного странника" запечатлел цельный русский характер.

Говоря словами Л. Аннинского, Лесков "ощущал странное противоречивое целое в дробной и дробящейся, рассыпающейся и пересыпающейся российской реальности. То самое целое, которое через миф и легенду держит и питает самосознание народа, не давая ему распасться".

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Столярова Н.В. Очарованный странник.//Столярова Н.В. В поисках идеала (Творчество Лескова). Л., 1978.

Дыханова Б.С. "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" Н.С. Лескова. М., 1980.

Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества" //В мире Лескова. М., 1983.

Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Гунн Г. Очарованная Русь. М., 1990. С. 6-44.

Аннинский Л. Почва правды. 4. Очарование и странность очарованного странника //Лесков Н.С. Собрание сочинений: В шести томах. Т. 5. М., 1993. С. 54-63.

Примечания:

Лесков Н.С. Собрание сочинений В 11 тт. М., 1958. Т. 10. С. 552.

Михайловский Н.К. Литературные очерки. Русское богатство. 6/1897. С. 97.

Ср. замечания И.З. Сермана (Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 тт. Т. 4. С. 552-553) и Л.А. Аннинского (Аннинский Л. Почва правды. Очарование и странность очарованного странника//Лесков Н.С. Собр. соч. В 6 тт. М., 1993. Т. 5. С. 56).

Имеется в виду картина В.Н. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1871) и баллада А.К. Толстого «Илья Муромец» (1871). Ниже цитируется эта баллада.

Именно «как бы символизирует». Символичночть деталей, вещей, пространства, передвижения в нем героя у Лескова неявная, неакцентированная. Она обычно скрыта в подтексте его произведений и становится очевидной при соотнесении их с текстами или жанрами-образцами, играющими роль ключа-кода к сочинениям самого Лескова. В случае «Очарованного странника» такие тексты и жанры - прежде всего жития и былины.

«Остановка» Флягина в Петербурге оказалась кратковременной, потому что бюрократический, холодный, как бы расписанный по жестким правилам мир столицы отторгает Ивана Северьяновича, чья душевная широта и неуемность не сочетается с петербургской «узостью». По сравнению с остальной Россией, Петербург - город искусственный, театрализованный: не случайны и недолгая работа Флягина справщиком в адресном столе, и его служба в актерах, завершившаяся скандалом (герой заступается за «фею», оскорбляемую «принцем», и теряет место).

Такая черта характера Флягина приводит иногда исследователей к неточным выводам. Так, П.П. Громов и Б.М. Эйхенбаум полагают, что необъяснимое решение Ивана отдать «барского» ребенка его матери - «это не заговоривший вдруг голос совести, а чистая и, так сказать, последовательная и безрассудная случайность, как единственная норма внутренней жизни. Именно это полное безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по миру. (Громов П., Эйхенбаум Б. Н.С. Лесков Очерк творчества//Лесков Н.С. Собр. соч. в 11тт. М., 1956. Т. 1. С. 17.) Ср. полемику с этим мнением в кн. Дыхановой Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980. С. 120-121.

Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. С. 108-109.

Аннинский Л. Почва правды//Лесков Н.С. Собр соч.: В 6 тт. Т. 5. С. 108.

Вариант 1.

1. Определите жанр произведения “Очарованный странник”:

А. роман;
Б. трагедия;
В. повесть;
Г. рассказ.

2. “Очарованный странник” – произведение, составленное из отдельных эпизодов. Как объединяются части в единое произведение?

В. героиня (Груша);
Г. странствующий герой.

3. Определите характер повествования в произведении “Очарованный странник”:

А. объективно – повествовательный;
Б. мемуары;
В. сказовый, от первого лица;
Г. от третьего лица.

4. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:

А. русский человек со всем справится;
Б. русский человек всегда стремится к опасностям;

В. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек;
Г. русский человек со всеми бедами справляется в одиночку.

5. Какого героя из произведения можно назвать “очарованным странником”:

А. цыганку Грушу;
Б. князя;
В. Ивана Флягина;
Г. Савакирия.

6. С каким былинным богатырём сравнивает

А. с Алёшей Поповичем;
Б. с Добрыней Никитичем;

В. с Ильёй Муромцем;
Г. с Савелием – богатырём Старорусским.

7. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина:

А. Измаил;

Б. Мономах;

В. Голован;

Г. Казачок.


8. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи:

А. деньги;
Б. освобождение от крепостной зависимости;
В. коня;
Г. гармонь.

9. Прочему бежал в степь из города:

А. в поисках приключениях;
Б. вслед за возлюбленной;
В. был взят в плен;
Г. из – за убийства Савакирея.

10. Как удерживали главного героя в степи:

А. богатыми подарками;
Б. самая красивая девушка была отдана в жёны;
В. его держали в яме в колодках;
Г. “подщетинили” пятки.

11. Как долго находился И. Флягин в плену:

Б. 3 месяца;

12. убил цыганку Грушу:

А. из – за ревности;
Б. стремясь спасти её от греха убийства;
В. из – за неразделённой любви;
Г. это произошло случайно.

13. Чем завершились скитания главного героя:

А. вернулся на родину к своему помещику;
Б. обзавёлся своей семьёй;
В. постригся в монахи;
Г. собирается идти на войну.

Тест по творчеству

Вариант 2.

1. К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»:

А. Апокриф
Б. Хождение
В. Житие
Г. Поучение


2. Назовите отчество Ивана Флягина:

А. Ларионыч

Б. Северьяныч

В. Степаныч
Г. Максимыч


3. С каким былинным богатырем сравнивает:

А. Добрыня Никитич
Б. Илья Муромец
В. Никита Кожемяка
Г. Алеша Попович

4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи:

А. Свобода
Б. Деньги
В. Гармонь
Г. Конь


5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать:

А. Лекарем
Б. Коневодом
В. Нянькой
Г. Пастухом


6. бежал в степь:


А. Скрывался от хана Джангара
Б. В поисках новой жизни
В. Из-за убийства Савакирея
Г. Вслед за возлюбленной

7. Сколько времени герой провел в степи:

А. Десять лет
Б. Три года
В. Месяц
Г. Один год

8. Как удерживали Ивана Флягина в степи:


А. Держали в колодках в яме
Б. Подщетинили пятки
В. Отдали в жены самую красивую девушку
Г. Богатыми подарками

9. убил Грушу:


А. Из-за неразделенной любви
Б. Это произошло случайно
В. Чтобы Груша не вернулась к князю
Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства

10. После убийства:

А. Пошел в рекруты
Б. Попал в острог
В. Ушел в монастырь
Г. Бежал в степь


11. Чем завершились скитания главного героя:


А. Обзавелся своей семьей
Б. Постригся в монахи
В. Вернулся на родину
Г. Собирается на войну

12. Что не относится к биографии Ивана Флягина:

А. Нянька барскому ребенку
Б.
Актер в балагане
В.
Солдат
Г. Крепостной кузнец

13. Какое имя не принадлежит главному герою:

А. Голован

Б. Петр Сердюков

В. отец Измаил
Г. брат Диомид

Вариант 1

1. повесть
2. странствующий герой
3. сказовый, от первого лица.
4. русский человек со всем справится
5. Ивана Флягина
6. с Ильёй Муромцем
7. Голован
8. гармонь.
9. из – за убийства Савакирея
10. “подщетинили” пятки.
11. 10 лет
12. стремясь спасти её от греха убийства
13. собирается идти на войну

Вариант 2

ОТВЕТЫ: 1Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В,7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12Г, 13Г


1. К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»: А. Апокриф Б. Хожение В. Житие Г. Поучение 2. Назовите отчество Ивана Флягина: А. Ларионыч Б. Северьяныч В. Степаныч Г. Максимыч 3. С каким былинным богатырем сравнивает Лесков Ивана Флягина: А. Добрыня Никитич Б. Илья Муромец
В. Никита Кожемяка Г. Алеша Попович 4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи: А. Свобода Б. Деньги В. Гармонь Г. Конь 5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать: А. Лекарь Б. Коневод В.Нянька Г. Пастух 6. Почему Иван Флягин бежал в степь: А. Скрывался от хана Джангара Б. В поисках новой жизни В. Из-за убийства Савакирея Г. Вслед за возлюбленной 7. Сколько времени герой провел в степи: А. Десять лет Б. Три года В. Месяц Г. Один год 8. Как удерживали Ивана Флягина в степи: А. Держали в колодках в яме Б. Подщетинили пятки В. Отдали в жены самую красивую девушку Г. Богатыми подарками 9. Почему Иван Флягин убил Грушу: А. Из-за неразделенной любви Б. Это произошло случайно В. Чтобы Груша не вернулась к князю Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства 10. После убийства Груши Иван Флягин: А. Пошел в рекруты Б. Попал в острог В. Ушел в монастырь Г. Бежал в степь 11. Чем завершились скитания главного героя: А. Обзавелся своей семьей Б. Постригся в монахи В. Вернулся на родину Г. Уходит на войну
Н.ЛЕСКОВ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Читательский практикум
1.Чьи это слова: «Открой мне, братец, твой секрет - я тебе большие деньги дам и к себе в конэсеры возьму».
2. «Знаешь, Иван, ты, говорят, нам будь приятель, и чтобы ты опять не ушел от нас, мы тебя….» Что сделели татары с Иваном?
3. Почему не понравилась жизнь в балагане Ивану Флягину?
4.За что получил Флягин крест Георгиевский?
5. Зачем Иван Флягин ехал на Соловки?
6. Сколько жен было у Ивана Северьяновича в татарском плену?Как их звали?)
7.Что за спасение попросил Голован у графа?
8. Что ответил монах на эти слова: «Чего тебе от меня надо? пошел прочь!»
9. «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» Чьи это слова?
10. Сколько лет провел в плену Флягин?
11.От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню, потому как я был у нее …..» Закончите фразу.
12. Что дал прочитать инок Терентий Флягину в монастыре?
13. Где родился Иван Фылягин?
14. Кем назвался Иван Флягин, когда шел в ректуты?
15. А мне в ту пору, как я на форейторскую подседельную сел, было еще всего …лет.16. За что «Повели меня в контору к немцу-управителю, и он рассудил, чтобы меня как можно жесточе выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить...»?
17. «Родительница моя долго детей не имея, меня себе у бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто….» Продолжите фразу
18. Что пророчил монах Ивану Флягину?
19. Как расплатился Флягин за паспорт, выписанный писаремтд?
20. «Грош грыз, чтобы боли не чувствовать, а для рассеянности мыслей в уме удары считал…» Сколько насчитал ударов Иван Флягин?
21. Сколько детей было у Ивана Северьяновича?
22. «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Чьи это слова?
23. Выбирай теперь, что тебе лучше: опять у своего графа в саду на дорожке камни щелкать или ……. Закончите фразу.
24. Азиаты народ рассудительный и степенный: они рассудят, кому коня взять, с общего согласия ………….пустят.
Н.ЛЕСКОВ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Читательский практикум
Ответы
1. господин Рарей
2. «подщетинили
3. Во-первых, репетиции на страстной неделе, во-вторых, роль была демона
4. За переправу на реке Койсу.
5. на богомоление к Зосиме и Савватию.
6. 4 и все Наташи
7. Гармонь
8. Ты меня без покаяния жизни решил
9. Иван Флягин
10. 10 лет
11. молитвенный сын
12. житие преподобного Тихона Задонского
13. Крепостной из дворовых людей графа К. из Орловской губернии.
14. Петром Сердюковым
15. 11 лет
16. За то, что белой графской кошек хвост отрубил
17. Голован
18. Ну; гляди, сколько ты иначе зла претерпишь
19. отдал целковый, крест серебряный и сережку
20. до двести до восемьдесят и два
21. 3кольки и 5 Наташек
22. Грунюшки
23. мое дитя воспитывать
24. наперепор
ТЕСТ
ОТВЕТЫ: 1 Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б


Приложенные файлы




Конкурс знатоков повести «Очарованный странник» 1)Кто изображён Лесковым в этих строках? а) Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. б) У нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает. 2) Кто из персонажей произведения Лескова… а) правил киргизским шестериком? б) был богу обещан? в) не хотел вблизи себя отлученного от причастия терпеть? г) взял да так с крутизны в реку и спихнул? 3) Кому из персонажей повести «Очарованный странник» принадлежат эти слова? а) Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть. б) Вот мы, графинюшка, этому мальчишке спасение своей жизни обязаны. в) Нет, Иван Северьяныч, нет, мой ласковый, мил – сердечный друг, прими ты от меня, сироты, на том твоем слове вечный поклон. г) Горе у нас: сына в солдаты берут; а капиталу не имеем, нанять не на что








Конкурс «Православный» а) Кто был ангел у Ивана Флягина, которому он молился? б) Кто приснился владыке, когда он хотел попика за его пьянство оставить без места? в) Кого, по словам Ивана Северьяновича, из апостолов искушал сатана? г) Чье житие дал инок Геронтий читать Ивану Северьяновичу?





Конкурс «Готовимся к ЕГЭ» 1.Определите жанр «Очарованный странник» а) роман б) рассказ в) повесть г) сказ 2. С каким былинным богатырем сравнивает автор Ивана Флягина? а) с Алешей Поповичем б) Добрыней Никитичем в) Ильей Муромцем г) Никитой Кожемякой 3. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина? а) Измаил б) Монах в) Голован г) Казачок 4. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи? а) деньги б) освобождение от крепостной зависимости в) коня г) гармонь 5. Почему Иван Флягин бежал в степь? а) в поисках приключений б) по предложению англичанина Рарея в) вослед за возлюбленной г) из-за убийства Савакирея


6. Как удерживали главного героя в степи? а) Богатыми подарками. б) Отдали ему в жены самую красивую девушку. в) Держали в колодках в яме. г) «Подщетинили» пятки. 7. Сколько времени провел Иван Флягин в плену? а) Один год б) Три месяца в) Пять лет г) Десять лет 8. Почему Иван Флягин убил Гришу? а) Из-за неразделенной любви. б) Чтобы Груша не вернулась к князю. в) Чтобы спасти ее от греха убийства. г) Это произошло случайно. 9. Чем завершилось скитания главного героя? а) Вернулся на родину к родителям. б) Обзавелся своей семьей. в) Постригся в монахи г) Уходит на войну. 10. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем: а) русский человек со всем справится; б) русский человек всегда стремится к опасностям; в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек; г) русский человек свято верит в Бога.











ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Данилина Т.М. Повесть Лесков Н.С. «Очарованный странник» // Литература в школе. – – С Лесков Н.С. Очарованный странник М.,изд. « Художественная литература», Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русской литературе: 10 – 11класс: Ч. 2 – М.: ТЦ Сфера, – С Михеева А.В. Постижение смысла жизни главным героем повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе. – – С



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх