Сообщение о федоре шаляпине. Великий русский певец федор иванович шаляпин

На фото: Шаляпин на портрете работы Б. М. Кустодиева. Этот портрет, писанный в 1918 году, сопроводил певца в эмиграцию.

Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец.

В начале XX века слава Федора Шаляпина гремела по миру, его исполнительский талант признавали несравненным. А началось все с влюбления в церковное пение, впервые услышанное Шаляпиным в одном из казанских храмов.

Родился Федор Иванович Шаляпин 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего.

Детство прошло на окраинах Казани. Семья жила то в подгородной деревне Ометовой, то в Татарской, то в Суконной слободе. Его отец, Иван Яковлевич, вятский крестьянин по происхождению, служил писарем, мать, Евдокия Михайловна, зарабатывала поденной работой. Жили скудно; пельмени, любимое кушанье Феди, ели однажды в месяц, «после двадцатого», т. е. когда отец приносил жалованье.

Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными.

Жизнь мальчика складывалась обычным образом, пока в ней не произошло знаменательное событие, о котором сам Федор Иванович впоследствии вспоминал в «мемуаре» «Маска и душа»:

«Катался я как-то зимой на деревянном коньке на площади в Казани. Стояла там великолепная старинная церковь св. Варлаама. Смерз. Хотелось согреться, и с этим мирским намерением я вошел в церковь. Шла вечерня или всенощная. И тут услышал я, как поет хор. В первый раз в жизни я услышал стройный напев, составленный из разных голосов. И пели они не просто в унисон или в терцию, как я пел с моей матерью, а звуки были скомбинированы в отличном гармоническом порядке. (Я бы, конечно, не мог тогда так это понять и объяснить словами, но такое у меня получилось бессловесное впечатление.) Это было для меня изумительно и чудесно. Когда я подошел поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков такого же приблизительно возраста, как я сам. Мальчики эти держали перед собой какую-то загадочно разграфленную бумагу и, заглядывая в нее, выводили голосами приятнейшие звуки. Я разинул от удивления рот. Послушал, послушал и задумчивый пошел домой.

Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору? Может быть, и я бы мог голосом выводить стройные звуки. Надоел я дома этими звуками до смерти всем, а главным образом матери. У меня был дискант!»

Федор Шаляпин начинал петь в храмах Казани

Первые уроки нотной грамоты дал Шаляпину регент церковного хора, и затем в течение нескольких лет пение в церкви приносило юному певцу небольшой, но стабильный заработок, который он должен был отдавать родителям, «но, разумеется, часть утаивал» и тратил на сласти и походы в балаган. Воспоминания Шаляпина;

«Я наслаждался какое великолепное дело пение! И для себя огромное удовольствие, да и деньги еще платят...»

Певал Шаляпин в самых разных казанских храмах — в , где его крестили, в Варваринском на Арском поле, в Спасском монастыре... И, конечно, в Петропавловском соборе. Так что почти все уцелевшие храмы в историческом центре Казани имеют право обзавестись памятной доской: «Здесь пел Шаляпин».

Впоследствии Федор Иванович признавался:

«Лично я, хотя и не человек религиозный в том смысле, как принято это понимать, всегда, приходя в церковь и слыша „Христос воскресе из мертвых“, чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время я не чувствую земли, стою как бы в воздухе...»

Театральные подмостки молодого Федора Шаляпина

Рядом со страстью к пению очень скоро выросла страсть к театру. В двенадцать лет Шаляпин впервые попал на галерку и с этой поры стал, по собственному выражению, «почти невменяемым». А когда в Казань приехала опера, она буквально ошеломила мальчика:

«Необыкновенные люди, необыкновенно наряженные, спрашивая — пели, отвечая — пели, пели, думая, гневаясь, умирая, пели, сидя, стоя, хором, дуэтами и всячески! Изумлял меня тот порядок жизни и страшно нравился мне».

Родители, конечно, не понимали его страсти, а отец время от времени порол своего беспутного отпрыска — особенно, когда тот являлся домой с лицом, вымазанным жженой пробкой (среди других статистов он представлял дикаря в спектакле о Васко да Гаме). Но ни служащим в конторе, ни мастеровым, ни дворником Федор быть не хотел. В семнадцать лет он, прибавив себе два года, поступил хористом в антрепризу «Русская комическая опера и оперетта» С. Я. Семенова-Самарского и вместе с нею уехал в Уфу. Вскоре он уже пел небольшие оперные партии, замещая заболевших артистов.

Первые успехи, первый бенефис (восемьдесят рублей да сверх того подарок от публики — серебряные часы на стальной цепочке)... Юноша чувствовал себя «совершенно счастливым». Но до настоящего успеха было еще далеко.

Через тернии к звёздам


Странствия с опереточными труппами забросили Шаляпина в Тифлис. Он явился сюда «на тормозной площадке товарного вагона», натурально, с двугривенным в кармане.

Первое время в Тифлисе ему пришлось скверно. Работы найти не удавалось, костюм весь обносился, обедать случалось через два дня на третий. Шаляпин вспоминал о том времени:

«Голодать в Тифлисе особенно неприятно и тяжело, потому что здесь все жарят и варят на улицах. Обоняние дразнят разные вкусные запахи. Я приходил в отчаяние, в исступление, готов был просить милостыню, но не решался, и, наконец, задумал покончить с собой...»

К счастью, отчаянное намерение так и осталось намерением. Шаляпин познакомился с певцом и педагогом Д. А. Усатовым, взявшимся бесплатно учить его. Он и учил, и кормил, и воспитывал («Послушайте, Шаляпин, от вас очень дурно пахнет. Вы меня извините, но это нужно знать! Жена моя даст вам белья и носков — приведите себя в порядок!»). А спустя несколько месяцев помог своему ученику заключить первый настоящий оперный контракт и благословил ехать в Москву, снабдив рекомендательными письмами.

«Мне не давали петь...»

Москва на первый раз стала лишь перевалочным пунктом в карьере Шаляпина. Здесь он познакомился с антрепренером М. В. Аентовским и, поступив в его оперную труппу, уехал в Петербург. Спустя год он уже пел на сцене Мариинского театра, где, однако, его дарование не было должным образом оценено. Он вспоминал о своем первом сезоне в качестве артиста Императорских театров:

«Мне не давали петь. Я спел только Руслана и пошабашил... Это очень тревожило меня...»

Казенная сцена разочаровывала казенным отношением. «Мне противно было ходить в театр, — признавался Федор Иванович, — из-за отношения начальства к артистам. Я был уверен, что артист — свободный, независимый человек. А здесь, когда директор являлся за кулисы, артисты вытягивались перед ним, как солдаты, и пожимали снисходительно протянутые им два директорских пальца, слащаво улыбаясь. Раньше я видел такое отношение только в канцеляриях». Завести товарищей между актеров Шаляпину не удавалось, за кулисами он чувствовал себя чужим. «Я вдруг дошел до какого-то распутья... Что-то необходимо было для меня, а что? — я не знал».

Первый успех Шаляпина

Тяжелый во всех отношениях сезон 1895—1896 годов кончился, и Шаляпин уехал на выставку в Нижний Новгород в составе труппы С. И. Мамонтова. Мамонтов, имевший исключительный художественный «нюх», сразу оценил Шаляпина и предложил ему бросить Петербург и перейти в Москву, в его собственную труппу, на 7 200 рублей в год — с тем чтобы неустойку Императорскому театру выплатить пополам.

Доверие Мамонтова к Шаляпину было велико:

«Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу».

А вот свидетельство самого Шаляпина:

«Мне никто не мешал, меня не били по рукам, говоря, что я делаю не те жесты. Никто не внушал мне, как делали то или это Петров и Мельников. Как будто цепи спали с души моей».

Значительное влияние на становление Шаляпина-артиста оказали новые знакомства — с художниками, писателями, композиторами, критиками. Они отчасти помогли ему преодолеть недостаточность полученного образования, которую сам певец остро чувствовал. Конечно, в большей степени он играл «чутьем», и оно у него было в действительности гениальным. Но возможно ли недооценивать, например, собеседования с В. О. Ключевским при подготовке партий в «исторических» операх — «Хованщине», «Псковитянке», «Борисе Годунове»?

Без преувеличения, именно мамонтовская Частная опера сделала Шаляпина — Шаляпиным. К нему пришли мастерство, уверенность в своих силах, слава. Но слава, как часто и бывает, не оказала облагораживающего действия на его натуру, напротив — проявила в ней «всячинку», по выражению В. А. Серова. И произошло это изумительно скоро. Константин Коровин вспоминал, как однажды Шаляпин кричал в его мастерской при Врубеле и Серове:

«Вот я делаю полные сборы, а спектакли без моего участия проходят чуть ли не при пустом зале. А что я получаю? Это же несправедливо! А говорят — Мамонтов меня любит! Если любишь, плати. Вот вы Горького не знаете, а он правду говорит: „Тебя эксплуатируют“. Вообще в России не любят платить...»

Когда в 1899 году Мамонтов разорился и был арестован, Шаляпин не пришел его проведать (впрочем, в мемуарах спустя тридцать лет писал о нем благодарно). Эпоха Частной оперы в его жизни кончилась, он вернулся на сцену Императорских театров, но теперь уже сам диктовал условия.

Великий Федор Шаляпин

В это время Федор Шаляпин часто говорил такие фразы:

«Есть богатые люди, почему же я не могу быть богатым человеком?»

«Бесплатно только птички поют».

Страсть к деньгам, гневливая подозрительность, самовластные капризы, вечное актерство — эти черты, все более определявшие шаляпинскую манеру, многих оттолкнули от него. Многие недоброжелали ему, желали его сценического провала. Но когда он начинал петь — «всячинка» забывалась:

«В чем была тайна шаляпинского обаяния? — спрашивал Константин Коровин и сам же себе отвечал: — Соединение музыкальности, искусства пения с чудесным постижением творимого образа».

Действительно, Шаляпин, по собственному признанию, не просто «входил в роль», как это делают все актеры (впрочем, здесь надо заметить, что в «дошаляпинскую эру» оперные певцы не заботились и об этом; главным считалось пение, а не игра), но буквально перевоплощался — в Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля, Дон-Кихота... Шаляпин признавался в дружеском разговоре:

«Я... забываю себя. Вот и все. И владею собой на сцене. Я, конечно, волнуюсь, но слышу музыку, как она льется. Я никогда не смотрю на дирижера, никогда не жду режиссера, чтобы меня выпустил. Я выхожу сам, когда нужно. Мне не нужно указывать, когда нужно вступить. Я сам слышу. Весь оркестр слышу — замечаю, как отстал фагот или альт... Музыку надо чувствовать!.. Когда я пою, то я сам слушаю себя. Хочу, чтобы понравилось самому. И если я себе нравлюсь — значит пел хорошо».

«Дай Бог так-то всякому...»

Бунин вспоминал о Федоре Шаляпине:

«Все считали Шаляпина очень левым, ревели от восторга, когда он пел „Марсельезу“ или „Блоху“, в которой тоже усматривали нечто революционное».

Да и сам артист не прочь был попозировать в косоворотке и картузе и щегольнуть паспортом, в котором-де он записан крестьянином. Между тем от народа «суконной слободы» он отвык за годы «несуконной» жизни, а крестьян так и вовсе не понимал и остерегался. Коровин вспоминал:

«Шаляпин побаивался мужиков. Идя ко мне в Охотино из своего имения, он никогда не проходил деревней. Старался обходить задворками. Когда доводилось ему беседовать с крестьянами, говорил: „Послушай, миляга, ну что, как уродило? Да, труды ваши трудные“. Мужички русские отвечали хитро: „Что, Федор Иваныч, неча пенять, живем ничего. А вот винца-то в праздник не хватает...“ Шаляпин делал вид, что не понимает намека, и на винцо не давал».

Шаляпин революции он «не принял»


Революции он «не принял», как писали, словно бы соболезнуя, в советских биографиях о каком бы то ни было выдающемся — настолько, чтоб нельзя было вовсе не писать, — эмигранте. Да и не мог принять — со своим простодушным стяжательством, привычкой после бани съесть два фунта икры с калачами, неуменьем жить «в поклоне». Ведь прежде-то поклониться требовалось лишь иной раз, а теперь изволь во все дни расшаркиваться перед «победившим пролетариатом» с его уязвленным взглядом сквозь прицел: «Царю пел, а нам не хочешь?»

Словом, Шаляпин оказался в положении многих. До октября 1917-го либеральничали почти все — кто искренне, кто от несварения, кто по привычке ворчать. А после октября оказалось вдруг, что вышло как-то не так, как нужно... В 1922 году Народный артист Республики (дали-таки в 1918-м) уехал гастролировать за границу и с тех пор в советскую Россию не возвращался. Весной 1938 года он умер в Париже от лейкоза. Последний раз он выступал на публике в июне 1937 года, и это был трагический концерт: великого певца
спасало только отточенное исполнительское мастерство, совершенное интонирование, дар жеста. Шаляпинского голоса уже не было.

Бунин вспоминал, как незадолго до смерти Шаляпина они вместе переслушивали записанные им пластинки, и тот «слушал самого себя со слезами на глазах, бормоча:

— Неплохо пел! Дай Бог так-то всякому!



Саша Митрахович 31.07.2017 13:32


Родная Казань и ее Суконка стали колыбелью детства и храмом юности великого баса мировой музыки Федора Шаляпина. Здесь, в доме 58 по бывшей Георгиевской улице он постигал азы знаний в 6-м городском начальном училище. Оно считалось в числе лучших в Казани, и Шаляпин окончил его в 1885 году с отличием. Здесь же, в Духосошествснской церкви, маленький Федя впервые запел для людей.

В 80-е годы XIX века многие посетители казанского храма Сошествия Святого Духа обращали внимание на голосистого отрока, певшего в церковном хоре. Как же он попал туда?

После смерти сына и дочери, еле выходив от болезни маленького Федю, семья Шаляпиных переехала на тогдашнюю городскую окраину, в Суконную слободу. Неподалеку от их дома, в соседнем с училищем квартале возвышалась Духосошественская церковь. Но впервые обратил внимание на церковный хор мальчик совсем в другом храме, когда отправился кататься на коньках к Сенному базару. Изрядно замерзнув, он забежал в ближайшую Варлаамовскую церковь и, пока согревался, слушал ее маленьких певчих, своих сверстников. Федя был совершенно очарован их искусством, и ему страстно захотелось очутиться среди них, тоже стать певчим. Мечта его сбылась именно в храме Сошествия Святого Духа.

Этому помогло счастливое обстоятельство: по некоторым сведениям, соседом Шаляпиных был один из участников хора церкви. Придя с ним в храм, который всегда отличался великолепными акустическими свойствами, и вновь услышав певчих, Федя стал упрашивать соседа замолвить за него словечко перед регентом. Иван Осипович Щербинин решил проверить слух мальчика и послушать голос. Результаты ему понравились, и маленького Шаляпина приняли, поручив поскорее освоить нотную грамоту. Федя быстро выучил ноты, и с этого момента в Духосошественской церкви Казани началась музыкальная судьба великого Шаляпина, стало формироваться его музыкальное мировоззрение.

От признания к призванию!

Федор с удовольствием пел в хоре Духосошественской церкви. Здесь царила прекрасная атмосфера, он дружил со многими священниками храма и с его настоятелем.

Музыкальная карьера маленького Шаляпина продвигалась в Духосошественской церкви семимильными шагами. Еще недавно он лишь подносил певчим ноты, затем уже пел в хоре - поначалу без вознаграждения, как практикант, а потом, спустя три месяца, стал получать свою первую заработную плату - полтора рубля! Он не чурался никаких заказов, пел и на молебнах, и на святках, на свадьбах и на похоронах, всюду, где был востребован его прекрасный голос. По всем статьям судьбой ему было уготовано стать священником или регентом церковного хора. Шаляпинский голос желали заполучить многие казанские храмы, и он даже поступил в архиерейский хор, где теперь получал в месяц целых шесть рублей.


Репертуар Федора тоже увеличился и стал разнообразнее: архиерейский хор помимо духовной музыки исполнял и классические произведения. При этом юноша стал выступать в Варваринской, Воскресенской и других церквях и соборах, а также в хоре Казанского реального училища. И теперь в его душе отчетливо зрело истинное призвание, ставшее его судьбой - мечта о театральных подмостках.

Еще сызмальства Федя привык откладывать часть денег, заработанных на работе вне храма. Сначала он тратил их на посещение праздничных представлений и шутовских балаганов, а потом - на театр. Сцена безудержно манила его, Шаляпин готов был выступать на ней даже простым статистом, получая по пять копеек за выход. И даже став постарше, продолжал радоваться как ребенок: бесплатно смотреть пьесу да еще зарабатывать в ней - может ли быть выше счастье для никому не известного отрока, поющего в церковном хоре?

Уже в наши дни в стенах Духосошественской церкви состоялся концерт-приношение памяти Федора Ивановича Шаляпина «Духовное откровение русской музыки». Хочется верить, что такие замечательные мероприятия станут в этом храме доброй традицией.


Саша Митрахович 23.01.2018 20:12

После художников или архитекторов остается нечто материальное. А что остается после великих певцов? Во многом технически несовершенные записи. И даже обидно, что это так. Вот почему лучше слушать таких мастеров «живьем». Особенно, когда есть такая возможность. А если нет - что ж, остается довериться пленкам и мемуаристам.

Биография Федора Шаляпина

Он появился на свет в бедной крестьянской семье 1(13).02.1873г. Отец мечтал видеть сына человеком практической профессии. Конечно, музыка в его глазах делом не являлась. Сына он воспитывал в строгости. Бывало, что и жестоко порол на конюшне. В 1883-м году Шаляпин впервые оказался в театре. Всё увиденное там волшебным образом поразило его на всю жизнь. Позднее Шаляпин много путешествует с различными актерскими труппами. А от безденежья ему приходилось работать на пристани - то грузчиком, то крючником.

Судьба приводит его в Тифлис. Здесь его увидел и заинтересовался известный в то время учитель пения Усатов. В прошлом он сам был известным оперным певцом. Он совершенно бесплатно взялся учить юного Шаляпина вокалу, почувствовав в нем недюжинный талант. Ученик быстро делал успехи, и уже в 1893-м году Федор вышел на профессиональную сцену. Выбор был огромен. Только за один сезон Шаляпину пришлось освоить целых 12 оперный партий. Он быстро стал любимцем публики. Она принимала его горячо и восторженно.

Шаляпин блистал в роли Мельника из «Русалки». Через год начинающий бас поехал покорять столицу. Там его тоже заметили и оценили. Дирекция Мариинского театра заключает с Шаляпиным контракт на три года. Вершина признания - императорская сцена. Затем его пригласил выступать в частную труппу известный меценат . Они сразу понравились друг другу. Однако заманчивое предложение Мамонтова Шаляпин не принимает. Он возвращается к будням императорского театра. Затем, поддавшись уговора любимой женщины, гречанки Иолы Тарнаки, он перебирается в Москву.

Теперь с энтузиазмом Шаляпин работает в театре Мамонтова. Здесь он может позволить себе самые смелые художественные опыты. Иван Грозный, Борис Годунов - целая галерея ярких и выразительных образов. Ряд партий Шаляпину помогал готовить начинающий тогда композитор и дирижер . Их дружба продолжалась до конца жизни. Со своей стороны Рахманинов даже посвятил Шаляпину несколько своих романсов.

О крутом нраве Шаляпина ходили легенды. Он выходил из себя по любому пустяку. Особенно не выносил фальши, халтуры на сцене. Сам тратился максимально. Любил деньги. Говорил: «Бесплатно только птички какают». Благодаря своему уникальному голосовому диапазону Шаляпин был и басом, и тенором. Доводилось Шаляпину петь и в Храме Христа Спасителя.

Приход к власти большевиков вначале мало что изменил. Шаляпина по-прежнему приглашают выступать на официальных концертах, он востребован. Его награждают почетными званиями. Но тут же раздаются официальные голоса с требованиями социализировать творчество, поставить талант на службу народу. В 1922 году Шаляпин с семьей навсегда покидает Россию. Официально - на гастроли, фактически - в эмиграцию. В 1927 году на Родине его лишают звания народного артиста. Его знали во всем мире, но он выбрал Францию.

Многочисленные гастроли, слава, покупка роскошного особняка. С колоссальным успехом Шаляпин совершает турне по Америке. В конце жизни он напишет мемуары под названием «Маска и душа». Шаляпин умер от лейкемии в 1938 году. До последних лет он мечтал вернуться на Родину.

  • Мало кому известно, что становлением голоса Шаляпин был обязан Савве Мамонтову. Тот великолепно пел, хотя карьеры на этом поприще не сделал.

«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и "бегун", странник, завсегдатай ресторанов...» — так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов . Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год. Фото: РИА Новости Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (по старому стилю — 1 февраля) 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу — учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», — вспоминал певец.

Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр — на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет... связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях... я собираюсь судить... как актер, с актерской точки зрения...».

Актеры оперного спектакля «Севильский цирюльник»: В. Лосский, Каракаш, Федор Шаляпин, А. Нежданова и Андрей Лабинский. 1913 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

Первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» — состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. 1909 год. Фото: РИА Новости / Свердлов

Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

Но Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым , который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

С 1899 года Шаляпин — в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala — там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым , Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание "народного артиста Республики".

Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным , но это помогало только временно.

В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз.

«Лежу... в кровати... читаю... и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи... Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», — писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине .

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина. 1914 год. Фото: РИА Новости

Великого артиста не стало 12 апреля 1938 года. Шаляпина похоронили в Париже, и только в 1984 году сын Федор добился перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1991 году, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре — свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его великолепный голос восхищал публику. Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене.

Личная жизнь

Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

Федор Шаляпин за работой над своим скульптурным автопортретом. 1912 год. Фото: РИА Новости

Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд , которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене — сел мимо стула. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко...». А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким , висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

Писатель Алексей Максимович Горький и певец Федор Иванович Шаляпин. 1903 год. Фото:

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из д. Дудинцы Куменской волости (Куменский р-н Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Расцвет творчества

Годы, проведенные в Русской Частной опере, созданной С. И. Мамонтовым - блистательный взлёт артистической карьеры Шаляпина. Он был солистом РЧО в течение четырёх сезонов - с 1896 по 1899. В автобиографической книге «Маска и душа», написанной в эмиграции (1932), Шаляпин характеризует этот краткий отрезок своей творческой жизни как важнейший: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». В постановках мамонтовской Частной оперы певец вырос в подлинного художника сцены. Вот еще фрагмент его воспоминаний, где говорится о его начальных шагах в московском оперном коллективе: «С. И. Мамонтов сказал мне: - Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

Период эмиграции

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года - на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Когда Шаляпин был во Франции, советское правительство лишило его гражданства только за то, что певец дал деньги голодающим детям белогвардейцев.

Личная жизнь

Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в раннем возрасте).

Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они обвенчались в 1896 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке - Петцольд, 1882-1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009) и Дасия (1921-1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году жизни.

Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой - другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая - в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

В 1984 году прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву, на Новодевичье кладбище.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1894-1895 - гостиница «Пале Ройяль» - Пушкинская улица, 20;
  • 1899 - Колокольная улица, 5;
  • 1901 - конец 1911 - меблированные комнаты О. Н. Мухиной - Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 - весна 1912 - доходный дом - Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 - осень 1914 - Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 - 22.06.1922 - Пермская улица, 2, кв. 3. (ныне Мемориальный музей-квартира Ф. И. Шаляпина, СПб, ул. Графтио, д.2Б)

Память о Шаляпине

  • В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.
  • 8 февраля 1982 года в Казани, на родине Федора Шаляпина, открылся первый оперный фестиваль его имени. Фестиваль проводится на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, с 1991 г. носит статус Международного.
  • 29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.
  • 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).
  • 29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор А.Балашов). Памятник стоит рядом с отелем «Шаляпин-Палас». В феврале 1873 года Фёдор Шаляпин был крещён в церкви Богоявления.
  • Памятник Шаляпину установлен также и в Уфе.
  • Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
  • В 2003 году на Новинском бульваре в Москве, рядом с домом-музеем имени Ф.И. Шаляпина, установлен монумент высотой около 2,5 м. в честь великого артиста. Автор скульптуры Вадим Церковников.

Галерея

  • Портреты Шаляпина
  • Валентин Александрович Серов: Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного, 1897 год

    Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина, 1903 год

    Портрет работы Б. М. Кустодиева.

    Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея («Хованщина»), сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911 год)

    Портрет Ф. И. Шаляпина на почтовой марке СССР 1965 год, посвященной 100-летию со дня рождения художника Серова В. А.

Награды

  • 1902 - бухарский орден Золотой звезды III степени.
  • 1907 - Золотой крест Прусского орла.
  • 1908 - кавалер офицерского звания.
  • 1910 - звание Солиста Его Величества (Россия).
  • 1912 - звание Солиста Его Величества итальянского короля.
  • 1913 - звание Солиста Его Величества английского короля.
  • 1914 - английский орден за особые заслуги в области искусства.
  • 1914 - русский орден Станислава III степени.
  • 1916 - звание офицера.
  • 1918 - звание Народного артиста Республики (присвоено впервые).
  • 1934 - командор ордена Почётного легиона (Франция).

Творчество

Сохранившиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца - высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Партнерами в разные годы были: А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, E. Збруева, Э. Карузо, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев.

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938), русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы (1896-99), пел в Большом и Мариинском театрах. Представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших партий Шаляпина - Борис («Борис Годунов» композитора Модеста Петровича Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто), а также Мельник («Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки). Камерный певец (русские народные песни, романсы), режиссер, художник. С 1922 за рубежом. В 1984 году прах Шаляпина был перенесен из Парижа в Москву. «Пророк» - слова Пушкина, музыка Римского-КоросаковаФедор Шаляпин родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1873 года в Казани на Рыбнорядской (Пушкина) улице, в семье вятского крестьянина. На ул. Куйбышева, в прошлом Рыбнорядской, стоит дом № 14, во дворе которого родился великий певец и артист. Об этом напоминает мемориальная доска.Отец Шаляпина служил в земской управе, мать несла тяжелую поденную работу. Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Наконец, Шаляпиным удалось устроить Федю в 6-е городское четырехклассное училище. Он оканчивает его с похвальной грамотой.Дочь Шаляпина Ирина вспоминает, как отец Федор Иванович рассказывал ей: «Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет.., летит». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с. 340. Федор Шаляпин - легендарный певец (бас). Обладал мощным, гибким богатым тембровыми оттенками голосом, огромным драматическим дарованием. Пел в Московской частной опере, Мариинском и Большом театрах. С 1922 года выступал только за рубежом.Еще:«Федор Иванович Шаляпин родился в Казани, в бедной семье крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина. Мать - Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова) была родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте у Федора обнаружился красивый голос (дискант), и он часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста». Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.В 1918 году Федор Шаляпин «...был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики.Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Роберта Шумана, «Двойник» Франца Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 160. Еще:Семья Шаляпиных жила бедно. Поэтому Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Наконец Шаляпиным удалось устроить сына в 6-е городское училище. Здесь Федор встретил замечательного учителя Н. В. Башмакова, большого любителя пения. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Отец купил на толкучке для сына скрипку за два рубля и тот самостоятельно учился тянуть смычок, постигая азы музыкальной грамоты. Однажды регент Щербицкий, сосед Шаляпина в Суконной слободе, где тогда жила семья, привел мальчугана в церковь Варвары-великомученицы и они вдвоем басом и дискантом спели всенощную, а потом и обедню. С этих пор Шаляпин стал постоянно петь в церковном хоре, зарабатывая та5кже пением на свадьбах, похоронах и молебнах.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх