Система образов в сказках о животных. Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера

Фарманчук Артём

Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточное внимание...

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №76»

Животные - носители определённых человеческих качеств в сказках и баснях

Выполнил

Ученик 5 «А» класса

Фарманчук Артем

Руководитель

Учитель биологии

Федосова Елена

Николаевна

Новокузнецк

2015

I Введение 3

II Сказки о животных, их особенности и разновидности 5

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках 8

III.I Лиса в сказках о животных 9

III.II Волк в сказках о животных 12

III.III Медведь в сказках о животных 14

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках 15

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера 17

Библиография 19

I Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология» (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Также стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть.

Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок и басен о животных.

Задачи:

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки, басни через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования:

Объект исследования:

Герои-животные русских народных сказок, басен.

Методы:

Теоретический метод

Метод анализа

Метод анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

II Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема различия сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери («Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд», «Волк-дурень» и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди - объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека («Волк у проруби», «Собака и волк», «Мужик, медведь и лиса» и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типов сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме («Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне («Волк и лиса»); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие политическую форму («Повесть о Ерше Ершовиче»).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных («Звери в яме», «Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лиса-исповедница» и др.); Сказки о диких и домашних животных («Собака и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др.); Сказки о человеке и диких животных («Лиса и ее хвост», «Мужик и медведь», «Медведь - липовая нога», «Лисичка со скалочкой» и др.); Сказки о домашних животных («Коза лупленная», «Лошадь и собака» и др.); Сказки о птицах и рыбах («Журавль и цапля», «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба» и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях («Лиса и рак», «Теремок», «Колобок», «Солнце, мороз и ветер», «Война грибов» и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей - это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией, которая отличается ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива - «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках

В данной работе я проводил исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных - лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой - женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы.

Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

III.I Лиса в сказках о животных

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы – «Сказка о лисице и волке».

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому – «Колобок». Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке «Лиса и дрозд». Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

III.II Волк в сказках о животных

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк - это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют («Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и Коза», «Волк-дурень», «Зимовье зверей»). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличие от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности - вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка - сказка «Волк и семеро козлят». Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он - их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала - волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В «Сказке про волка и лису» волк предстает перед читателями немного в другом образе - глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк - в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке «Как лиса шила волку шубу». Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

III.III Медведь в сказках о животных

Нельзя не упомянуть и о таком герое сказок, как медведь, который представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка « Мужик и медведь ») или вовсе оказывается съеденным толпой народа (« Медведь – липовая нога »). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках

Мною также проанализированы положительные персонажи-животные в русских народных сказках, которые представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке « Кот и лиса » кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку « Кот – серый лоб, козел да баран », в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.

Петух в сказках представляется нам с двух сторон. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке « Петушок – золотой гребешок » – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это характеризует его, как слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках « Петух и жерновцы » и « Лиса и заяц ». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке « Заяц-хваста » герой помогает спасти ворону. Очевидная перемена образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости (« Лиса и заяц »), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке « У страха глаза велики » и может даже спасти жизнь (« Дочь и падчерица »). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить (« Репка »), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем - трусливого, волком - глупого. Сказки о животных - притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, а заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Особую роль животное играет не только в народных сказках, но и в баснях. Обращаясь к басням Крылова, можно видеть, что животное в них иногда вызывает смех, иногда нет. В таких баснях, как «Волк и ягненок», «Лев и мышь», «Волк на псарне», и в целом ряде других басен животные не смешны. Но вот возьмем басни «Мартышка и очки», «Лягушка и вол», «Квартет» и многие другие - и нам уже делается весело. В образе вертлявой обезьяны, надутой от спесивости лягушки, бестолковых мартышки, осла, козла и медведя мы легко узнаем людей со всяческими их недостатками.

Библиография

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

5. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

6. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.

8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

9. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

10. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

11. Сказки о животных, Тула, 2000.

12. Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

13. Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

14. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Образовано от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несёт в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении к своим предкам.

Фольклорная сказка - жанр литературного творчества; эпический жанр письменного и устного народного творчества. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

В сказках проявляется характер народа, его мудрость и высокие моральные качества.

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

Русская народная сказка о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы, постижению важнейших законов его бытия.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. По мнению Я. Гримма, на возможность появления животного вымысла повлияли воззрения первобытных людей. При разложении этого эпоса выделились сказка о животных и басня.

Аникин В.П. в своей книге «Русская народная сказка» утверждает, что появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. Под образами животных подразумевались животные. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления. Рассказы мифического характера отличались жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нём основывались сказки о животных.



В русской народной «животной» сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных «вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей». Это порождает особого рода условность повествования. Животное и человек в анималистических сказках взаимозаменяемы, переносимость функций с одних персонажей на другие делает первичным действие, а не совершающего его субъекта.

Возможность взаимозамен персонажей порождает в фольклоре тождественные по смыслу образы и параллельные сюжеты. Так, совпадают начала сказок «Кот, петух и лиса» и «Баба-Яга и Жихарь»: в первой лиса уносит петуха, выманивая его песней, а кот отправляется его спасать; во второй Жихарь утащен Бабой-Ягой, выманившей его песней, а на помощь ему спешат кот и воробей. Практически тождественны по сюжету, композиции и идейному смыслу сказки «Лисичка со скалочкой» и «Старуха-лапотница», в которых героини путем обмана меняют скалочку/лапоть на курочку, курочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка/девочки.

В.Я. Пропп, давая определение сказкам о животных, предложил: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

Сказочный животный эпос – образование особое, мало похожее на рассказы из жизни животных. Животные здесь действуют в согласии со своей природой и выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Для русских анималистических сказок характерна иносказательность, где она возможна благодаря использованию аллегорической (басенной) образности. Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений как в бытовой, так и в социальной сфере, вплоть до резкой социальной сатиры на общественное устройство.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.


Оглавление

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки 3
2. Ш. Перо. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни…». Сказка «Красная Шапочка» 6
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка» 8
4. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр» 10
Список литературы 13

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки

Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса«), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц«). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей«). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь«) или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога«). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста. Троекратная проверка героем силы с помощью палицы - кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого дворцов - кумуляция, троекратная битва со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм ис¬полнения чрезвычайно проста. Она слагается из......

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература: Учебник для студентов вузов. / Под. ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.- М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М., 2001.

Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке. Наши далекие предки именовали сказку «кощуной». В 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла свой мифологический, сакральный смысл. Она получила новое название - баснь, которое продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь известным нам названием сказки.

Русские сказки наполнены образами самых различ-ных домашних животных, зверей, птиц и рыб. В бытовых сказ-ках они действуют и говорят, как обычные люди, им присущи положи-тельные и отрицательные черты. Каждый образ несет определенную смысловую нагрузку: лисы - хитрые, волки - глу-пые, петухи - хвастливые, собаки - несчастные и добрые, коты - от-важные и т. п.

Совсем другие функции выполняют они в волшебных сказках. Все они наделяются чудесными свойствами, с помощью которых становятся могучими помощниками, покровителями героя сказки, а иногда и врагами.

Свои знания о земных животных древний славянин перено-сил в воображении на небесные атмосферные явления. Так, свист ветра, гром молнии, тучи, застилающие солнце, снег и дождь он объяснял криком, бегом и борьбой различных небесных зверей, птиц, огненных змей.

В одних сказках жи-вотные занимает положение, равноценное человека. В других, они играют второстепенную роль, помогая герою. Большое число видов различных животных, наделенных множеством вол-шебных свойств, живут в сказках, влияя на судьбу героя.

Функции, которые выполняют эти животные, могут быть такими: 1.Помощники героя сказки; 2. Оборотни-друзья; 3. Вещуны; 4. Редкие звери с чудесными свойствами; 5. Враги героя; 7. Помощники врагов героя; 8. Оборотни-враги и другие.

Наиболее подробно рассмотрены исследователями только два пер-сонажа: змей и конь.

Змей в подавляющем большинстве - основной враг. В. Я. Пропп связывает его образ с мифическим образом главного духа обряда инициа-ции, духом-страшилищем (поглотителем), которого боятся все непосвя-щенные.

При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания. Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами - он пытается вбить героя в землю (т.е. в грех) и этим его уничтожить. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, то есть победой над своими чувствами.

В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка («мор» - смерть, «один» - один; то есть смерть одна). Через неё ведёт мост, называемый «калиновый». Перейти через мост сможет тот, кто убьёт змея, то есть победит всю свою животную стихию.

В отличие от змея конь - помощник - друг и советчик героя, обладающий разными волшебными свойствами.

Чудесного коня в русских сказках называют например: «Сивка-бурка». Эпитет «бурый» родствен сло-вам «буря», «буран» и означает «бурлить», «шуметь», «бушевать». В целом ряде славянских народных сказаний буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния называются небесными конями.

Будучи олицетворением порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделялись крыльями, что роднило их с мифическими птицами, а дополнительными эпитетами «огненный», «огнедышащий» награждались кони с ясным солнцем или месяцем во лбу, с частыми звездами по бокам. «Золотогривый», «золотохвостый» или просто «золотой конь» служит поэтическим образом солнца.

В некоторых сказках сам герой превращается в животное и гово-рит на «зверином» языке. Герой в этих сказках может стать любым животным. Если сам герой не умеет превращаться в животное, он, когда ему это требуется, надевает на себя шкуру собаки, барана, козла, быка.

Волшебными свойствами об-ладает и звериное молоко: волчье, львиное, медвежье и лошадиное. Оно дает герою силу, красоту, молодость, т. е„ также обладает качествами живой воды.

Повелителем животных и птиц в русских сказках выступает чаще всего Баба Яга. Одной из граней ее деятельности является власть над жи-вотными. Причем в это случае она, как хозяйка леса и животных, помогает герою. Так же в роли общелесного повелителя в сказках часто выступает дед, старик или хозяин леса - леший.

Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц - уток, гусей и лебедей. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. Например, с иным миром гуси-лебеди связаны в известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди».

Кроме этого, образ лебедей наши предки часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди. Они сопровождали Бога Солнца - Даждьбога. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня .

Особенно же широко распространены образы гусей и белых лебедей в русских народных свадебных песнях, где постоянно сравнение невесты с «лебедью белой».

Лыбедьв восточнославянской мифологии генеалогический герой, сестра трёх братьев - родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.

В русской сказке - богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья. Её имя могло быть преобразовано из первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.

Таким образом, животные окружали древнего человека и почти никогда не были враждебны или неприятны ему. Получая от них в жизни самую реальную помощь и пользу, он в своем воображении одарял их доб-ротой, благородством, умом и могуществом. Вера в их готовность всегда прийти на помощь помогала человеку в трудной борьбе с самыми раз-личными препятствиями, встававшими на его пути.

Список используемой литературы:

  1. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. - М.: Лабиринт, 2002. - 332 с.
  3. Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. - М.: Наука.,1978. - 445с.

Сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.

В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц»). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.

Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.

Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь – липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх