Разгром анализ. Сочинение — анализ романа Разгром Фадеева

А. Фадеев в романе «Разгром» (1927 г.) впервые в советской ли­тературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев — рядовых участников ре­волюции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все — от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа.

Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской войны, Фадеев выбирает ситуацию траги­ческую, обозначенную в заглавии произведения: речь идет о разгроме партизанского отряда. В этих испытаниях наиболее ярко раскрываются характеры героев, происходит, по словам автора, «огромнейшая переделка людей».

Первые восемь глав представляют собой развернутое введе­ние. Ряд глав назван именами главных героев: «Морозка», «Ме­чик», «Левинсон». Художник сознательно замедляет действие, чтобы рассказать об истории основных персонажей, охаракте­ризовать взаимоотношения между ними и подготовить читателя к пониманию закономерности поведения действующих лиц во время напряженных боев. Фадеев внимателен к мыслям и чув­ствам своих героев, он постоянно показывает, как они воспри­нимают события. В изображении психологии действующих лиц писатель опирается на традиции русской классической литера­туры, прежде всего Л.Н. Толстого. Фадеев следует принципам своего великого предшественника в те годы, когда яростно от­рицалась литература прошлого, а внимание к внутреннему миру человека называлось не иначе как «психоложество». В традициях Толстого — изображение «широкого народного моря, взволно­вавшегося до самых глубин», принципы психологического ана­лиза (портретные и пейзажные детали, внутренние монологи, позволяющие обнажить тайные пружины действий героев, их мысли и чувства, например, в главах «Левинсон», «Груз», «Де­вятнадцать»). Внутренние монологи показывают отклик героев на события, психологическую мотивировку их поступков. Они тесно связаны с действиями персонажей, их биографиями, не­редко включают в себя элементы авторского комментария.

Раскрывая напряженность исторических, нравственных, психологических конфликтов, Фадеев использует принцип ан­титезы. В противопоставлении Левинсона и Морозки, Левинсо­на и Мечика показано значение убежденности, сознательности в становлении личности. Столкновение Морозки и Мечика с самого начала выявляет превосходство безошибочного, по мне­нию Фадеева, «классового чутья» пролетария над колебаниями «чистенького» интеллигента, которому нужна не сама револю­ция, а он в ней. В романе, как мы можем убедиться, явно пре­обладает классовый принцип оценки человека, и в этом сказы­вается историческая ограниченность взглядов писателя.

Основное внимание Фадеев уделяет нравственно-психоло­гическому формированию личности, участвующей в борьбе за новую жизнь. С наибольшей полнотой процесс духовного мужа­ния человека в суровых испытаниях раскрыт на примере шахте­ра Ивана Морозова, прозванного Морозной. Двенадцать из сем­надцати глав так или иначе связаны с последовательным изоб­ражением перемен в чувствах и мыслях бывшего шахтера, и особую роль в этом процессе играет командир отряда Левинсон. Итогом короткого жизненного пути Морозки стал его подвиг — спасение товарищей ценою собственной жизни.

Противоположный результат воплощен в рассказе об исто­рии Павла Мечика. Пришедший в революцию с романтически­ми мечтами и надеждами, он не выдерживает испытания суро­выми реалиями боевой жизни. Фадеев трактует каждый посту­пок Мечика как выражение слабости, эгоизма, отсутствие твердого нравственного стержня. Эти черты, все яснее обнару­живающиеся в Мечике, в конце концов приводят его к преда­тельству. Автор последователен в развенчивании Мечика, для него это изначально «человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны». Всем ходом романа Фа­деев стремится доказать свою точку зрения. В изображении героя-интеллигента очевиден прямолинейно-обличительный ук­лон, отсутствует стремление к раскрытию личности сложной, противоречивой, которое будет характерно — при всех различи­ях авторских позиций — для произведений современников Фа­деева, рассказывающих о пути интеллигенции в революции (на­зовем книги В. Вересаева «В тупике», М. Булгакова «Белая гвар­дия», А. Толстого «Хождение по мукам», М. Горького «Жизнь Клима Самгина», позднее «Доктор Живаго» Б. Пастернака).

Роман «Разгром», над которым А.А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, был написан исходя из заранее намечен­ной политической задачи. Автор считал: «Первая и основ­ная мысль: в гражданской войне происходит отбор челове­ческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, слу­чайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из милли­онных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспи­тываться».

Отобрав наиболее существенное из жизненного мате­риала, находящегося в его распоряжении, Фадеев создал стройное, органически законченное повествование. «Раз­гром» состоит из 17 глав, каждая из которых имеет свое название. Почти невозможно какую-нибудь из них вырвать из текста, хотя глава «Разведка Метелицы» имеет свою относительную композиционную завершенность.

Повествование можно условно разбить на три части. Это и делалось не без основания автором в первых изда­ниях.

Первые восемь глав представляют собой своеобразное развернутое введение, экспозицию. Развитие сюжета здесь нарочито замедленное.

С первых страниц романа начинается столкновение характеров основных героев: Левинсон и Морозка, Мороз-ка и Мечик. Но эти столкновения и отношения в общем спокойном тоне повествования лишь намечаются. Автор отодвинул бурное развитие действия, начинающееся с де­вятой главы, чтобы дать возможность читателю подробно ознакомиться с положением дел в отряде, чтобы наметить основные конфликты и затем уже проверить своих героев в деле, в борьбе, в моменты наивысшего напряжения. Из первой части читатель узнает, что отряд Левинсона вот уже пятую неделю стоит на отдыхе в одной из неболь­ших деревушек и оброс всевозможным хозяйством. Люди разленились, плохо несли службу.

Командир отряда не решался «сдвинуть с места эту громоздкую махину: он боялся сделать опрометчивый шаг» - не было достаточных оснований, чтобы принять решение. Но к концу пятой недели ему стало ясно, что отряд уничтожат, если к этому не приготовиться.

Теперь, когда многое выяснилось, Левинсон знал, что будет делать он и люди, находившиеся в его подчинении: они будут делать все, «чтобы сохранить отряд как боевую единицу».

В тот же день он собрал отрядный совет, на котором был принят план отступления, и в ближайшую ночь по тревоге поднял отряд, чтобы уйти в безопасное место, укрыться до времени.

Во второй части повествования, с главы «Мечик в отряде» и по главу «Груз» включительно, отряд изображен в бесконечных переходах и суровой борьбе с наседавшим противником. Партизаны стремились пробиться в свобод­ную от противника Тудо-Вакскую долину. Много дней они метались по улахинской тайге, изнывали в боях и изнури­тельных походах. Все селения и даже заброшенные хутора занимал противник. «Каждая крошка хлеба добывалась с боем... Люди черствели, делались суше, молчаливее, злей». Наконец отряд спустился к истокам Хаунихедзы и был у цели, - оставался один переход, чтобы пробиться в сво­бодную от врага Тудо-Вакскую долину. Но низовье Хауни­хедзы могло быть занято противником, поэтому Левинсон решил заночевать в тайге и послал командира взвода Ме­телицу разведать местность.

Особенностью второй части романа является отсутст­вие широких батальных картин, несмотря на то, что все это время отряд находился в постоянных сражениях. Автор останавливает свое внимание не на сценах битв, не на мучительных переходах отряда, а на эпизодах передышки, отдыха, ночевки. События, о которых ведется повествова­ние, связаны то с ночевками в месте расположения госпи­таля (смерть Фролова), то с передышкой на берегу реки (случай с глушением рыбы), или с остановкой, совершенно неожиданной и для отряда, и для корейца, у одинокой корейской фанзы (конфискация свиньи), или с ожиданием результатов разведки Метелицы (беседа Левинсона с Ме-чиком). Эти «мирные» эпизоды полны внутреннего напря­жения.

Есть глубокий смысл в том, что писатель именно так строил повествование: ему важно было выделить идейно-политические, морально-нравственные проблемы, фило­софски осмыслить время, события, судьбы людей и клас­сов. Писатель пристально следит за ходом мыслей героев, за их переживаниями, за отношением ко всему, что проис­ходит вокруг них. Именно в этой части романа уже опре­деляется лицо каждого, происходит отбор человеческого материала.

В третьей, последней части отряд показан в открытых сражениях, продолжавшихся одни сутки: главы «Трясина» и «Девятнадцать» заключают в себе самый напряженный момент в развитии действия. Здесь изображен разгром отряда, разрешаются все конфликты. В результате бурных и напряженных событий становится окончательно ясным лицо каждого участника происходящего.

Основные мысли писателя полны пафоса: «... все враж­дебное сметается... все поднявшееся... закаляется, растет...» В самом романе ничто враждебное не сметается и пафос как-то рассасывается, не оставляя следа. Нет в «Разгроме» ни громких речей, ни звонких революционных фраз, ни клятв верности идеалам. И победоносных сражений с гид­рой контрреволюции тоже нет. Есть кровь и грязь. Есть гибель партизанского отряда, зажатого противником и попавшего в западню, из которой вырывается лишь горстка партизан. И даже этот трагический финал подан без высо­ких слов.

Такое неприукрашенное и неприглаженное изображе­ние событий гражданской войны и обеспечило роману огромную популярность. Впрочем, и другое вызвало повы­шенное внимание к нему читателей и критики - фигура большевика Левинсона.

О колебаниях командира никто в отряде не знал, как никто вообще не мог подумать, что он может колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Все считали его человеком «особой, правильной породы», и с того времени, как Левинсон командует отрядом, нельзя было его пред­ставить на другом месте. Каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом.

Левинсон знал, как думают о нем партизаны, но в то же время он видел «многие свои слабости и слабости других людей и думал, что вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Не показывая своих слабостей другим, он вос­питывал волю и мужество у своих подчиненных.

Раскрыв перед читателем те стороны жизни команди­ра, которые были неведомы его подчиненным (возмож­ность проявления слабости, колебаний, душевные пережи­вания, связанные с воспоминанием о семье), автор не снизил героя, а сделал его более человечным и тем самым усилил симпатии к нему читателей.

Во второй части повествования из множества событий, которые местами лишь перечисляются, автор задерживает внимание на самых необходимых. Чем труднее было людям, чем молчаливее и злее они становились, тем ближе становился к ним Левинсон. Он «теперь всегда был на людях - водил их в бой самолично, ел с ними из одного котелка, не спал ночей, проверяя караулы, и был почти единственным человеком, который еще не разучился сме­яться». Всем своим поведением, каждым словом он старал­ся поддержать в людях бодрость духа.

Менялись условия - менялась тактика командира, в соответствии с этим автор открывает новые качества в характере Левинсона.

В разговоре Левинсона с Мечиком (глава «Груз») со­держится очень много важного для понимания взглядов Левинсона. Командир, как обычно в эти трудные для отряда дни, пошел проверить караулы. Встретившись с Мечиком и услышав от него о злобных чувствах по отно­шению к партизанам и революции, командир был удивлен и взволнован. «Экий непроходимый путаник», - думал Левинсон, продолжая обход караулов. Он вспоминал и продумывал свой жизненный путь. Во внутреннем моно­логе раскрылись взгляды героя на жизнь. Вот к какому главному выводу пришел командир: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменить то, что есть, прибли­жать то, что рождается и должно быть». В этой левинсоновской формуле выражена сущность его мировоззрения.

Левинсоновское искусство руководства людьми под­купало. А «огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека», которая, по Фадееву, руководила его делами и поступками, и тем более привлекала. Отсюда читательское доверие к нему, которого Фадеев как раз и добивался.

С появлением «Разгрома» выяснилось, что все другие литературные герои-большевики заметно уступают Левинсону, написанному живее и глубже любого из них. И что роману в целом суждено занять одно из самых видных мест среди произведений о гражданской войне.

«Разгром»

Гражданская война - основная тема романа. Писатель не сомневается в том, что в революции победила историческая справедливость. Для Фадеева революция была в первую очередь началом нового мира. Каким быть этому миру, какие законы будут в нём царить, во многом зависит от того, как будут поняты причины революции, задачи классовой борьбы.

Роман был высоко оценен советской критикой сразу же после публикации. М. Горький полагал, что «Разгром» даёт «широкую, правдивую и талантливейшую картину Гражданской войны». Но полемику вызвали художественные принципы романа. Одним из предметов спора между литературными деятелями того времени был психологизм. Так, О. Брик написал статью, осудившую установку Фадеева на раскрытие внутреннего мира своих персонажей в ущерб исторической достоверности в изображении событий. Он называл Фадеева «интуитивистом», написавшим роман «по самоучителю Толстого и Чехова». А. Во-ронский увидел в романе «не только толстовское построение фразы, но и толстовское мироощущение, толстовский метод изображения психологического состояния человека». Как вы знаете, после революции некоторыми деятелями искусства объявлялся отказ от классического наследия. Психологизм теперь часто признавался не достоинством, а недостатком. «Человек ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает», - говорит герой романа. Фадеев же стремится исследовать психологию своих героев. Это определяется задачей, которую автор сформулировал во время встречи с молодыми читателями: «Какие основные мысли романа “Разгром”? Я могу их определить так, первая и основная мысль: в Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё, не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а всё, поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растёт, развивается в этой борьбе. Происходит огромная переделка людей». Это объясняет художественные особенности произведения и особенности его психологизма. Внимание писателя направлено на то, как его герои ведут себя в предлагаемых исторических условиях, принимают ли они требования, предъявляемые временем, революцией. Для членов партизанского отряда нет выбора. Они сражаются во имя будущего, которое для них не очень ясно, они точно знают только, что оно будет лучше прошлого и настоящего.

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска».

Мечику посвящены несколько глав, одна из которых носит очень характерное название «Один». Отчуждённость от коллектива, ощущение себя самостоятельной личностью - это в глазах Фадеева худший недостаток. Мечика нельзя переделать. И писатель презрительно замечает, что его герой не мог бы убить даже свинью, но свинину ел вместе со всеми, потому что был голоден. Он не может оскорбить женщину, выругаться, совершить мелкую кражу. Но эти достоинства для окружающих становятся недостатками, тем более что он не может также вычистить винтовку, обиходить лошадь, вообще стать бойцом. Проблема Мечика заключается в том, что он пришёл в отряд по доброй воле, но уйти из него, когда понимает своё несоответствие, уже не может. Покидает он отряд, лишь совершив предательство.

В этической системе романа классовая ненависть - совершенно естественное и ценное чувство. Мирная жизнь для автора «Разгрома» находится в самом низу ценностной шкалы. Высшее самоосуществление человека - это классовая борьба с оружием в руках. События, которые происходили в общественной жизни, были причиной изменений в психологии героев и пристального внимания автора к внутреннему миру человека.

Формулируя основные мысли романа «Разгром» и размышляя о переделке людей, Фадеев писал: «Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться». Таким выступает в романе Левинсон. За Левинсоном оставлено право на насилие потому, «что сила его правильная». Он не знает страха и сомнений, а если и знает, и испытывает обычные человеческие чувства, то стремится изо всех сил спрятать их. Он должен быть вожаком, который “ведёт за собой более отсталых”». Это образ идеальный, соответствующий не столько правде жизни, сколько авторской идее.

Характеризуя особенности произведений 1920-х годов, мы говорили об изображении революционной массы, поэтике мятежа. У Фадеева присутствуют не единичные герои, а единый коллектив, именно коллектив, а не толпа, не имеющая общих задач и ясно видимых ориентиров. Главное в нём - наличие объединяющей, высокой революционной цели. Стихийность, воспеваемая многими в те годы, вовсе не привлекает Фадеева. Члены отряда часто позволяют себе хулиганские поступки (кража дынь с баштана, например), которые являются свидетельством их невысокой сознательности, доказательством необходимости «переделки» человека для новой жизни. История с кражей дынь описана в самом начале романа, когда перед нами ещё «прежний» Морозка. Преодолевая стихийность, избавляясь от того, что принесено из прошлого, масса становится коллективом. «Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» - восклицает Морозка, когда речь заходит об изгнании его из отряда. Товарищи выступают в защиту Морозки: «Я не в защиту, потому на две стороны тут не вильнёшь, - напакостил парень, сам я с ним кажен день маюсь... Только и парень, сказать, боевой, - не отымешь. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень - не выдаст, не продаст...» - говорит Гончаренко. Ему вторит Дубов: «А нам он, думаешь, не свой?.. В одной дыре коптили... третий месяц под одной шинелькой спим!» Товарищество, прошедшее испытания, для этих людей является высшей ценностью.

Коллективом члены отряда осознают себя в противопоставлении мужикам (глава «Мужики и угольное племя»). Всё время пребывания отряда в деревне две группы людей существуют раздельно. Народ, ради счастья которого совершалась революция, не самое важное в данный момент. Даже более того - интересы революции и интересы народа часто не совпадают, революционная необходимость стоит выше народа. Партизанский отряд нужнее для революции, и когда, наступают трудные времена, Левинсон всё делает для отряда: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Кража дынь была предпринята Морозной для себя, Левинсон же действует во имя интересов коллектива, а значит, по большому счёту - интересов революции.

Даже жизнь отдельного человека - партизана Фролова, смертельно раненного и поэтому мешающего продвижению отряда, - может быть принесена в жертву интересам коллектива. Социальная необходимость для Фадеева и его героя важнее «абстрактного гуманизма». Когда-то, рассуждая о жизни старухи процентщицы и благе человечества, Раскольников говорил: «Да тут же арифметика!» Действительно, арифметические расчёты убеждают в правоте Раскольникова и Левинсона. Но Ф.М. Достоевский отрицал такой подход к жизни, полагая, что нельзя покупать счастье всего человечества даже ценой одной «слезы ребёнка». Это этический императив1 всей русской классической литературы. Всегда она доказывала, что цель не оправдывает средства. У Фадеева же этическая система иная. Для него есть высшая цель - революционное благо, - оправдывающая любые средства.

Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

События в романе относятся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой активно участвовал сам Фадеев. Однако на первый план автор выдвигает не исторические проблемы, а социально-психологические исследования. Война, бой, партизанская жизнь - все это лишь фон для изображения внутреннего мира героев, их психологии, взаимоотношений с обществом, внутренних конфликтов. Проблемы «Разгрома» перекликаются с современными проблемами гуманизма, отношением к человеку, взаимодействиями человека и человечества. Сюжет романа очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома до последнего прорыва отряда сквозь кольцо белых вырисовываются характеры героев, а также отношение автора к таким типам людей. Центральное место в романе занимает несколько фигур: Левинсон, командир отряда, определенно положительный герой, наиболее совершенный из всех людей, действующих в романе. Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер. Морозка, согласно симпатии автора, принадлежащий вместе с Метелицей к положительному лагерю Левинсона, и Мечик, совсем другой тип человека, не имеющий ничего общего с первыми. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает наиболее объективно судить о положительных и отрицательных качествах героев как с позиции автора, так и с позиций читателя. Кроме того, отсутствуют какие-либо особые взаимоотношения между героями, за исключением Мечика и Морозки, это позволяет рассматривать каждого героя отдельно от остальных.
Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Фадеев объяснил это тем, что уже в процессе работы над книгой увидел необходимость отдельно раскрыть характер Метелицы, а так как перестраивать роман было поздно, то эпизод с Метелицей выделился, нарушив гармоничность повествования. Авторское отношение к Метелице не вызывает сомнений: разведчик явно симпатичен Фадееву. Во-первых, внешний вид: это гибкий, стройный богатырь, в котором «била... неиссякаемым ключом... необыкновенная физическая ценность, животная, жизненная сила». Такими чудесными качествами редко наделяют отрицательного героя. Во-вторых, образ жизни: «Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя ни в чем. Это смелый, горячий, истинный человек». Третье: положительную индивидуальность Метелицы доказывают его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен.
Например, находясь в плену, поняв, что ему не убежать, Метелица спокойно думает о смерти, его мучает только одна мысль: как достойно принять ее, продемонстрировав врагам свое презрение к ним. Уже находясь на площадке, где его должны были опознать, Метелица держится независимо и гордо, а погибает, бросившись на спасение маленького мальчика пастушонка, не захотевшего выдать разведчика белым. Автор любит этого героя и, видимо, поэтому никогда не пишет о нем насмешливо или сочувственно, как о некоторых других, например Морозке.
Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, зато он тоже совершенно естествен в своих поступках, худшие качества его характера на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству, и непредусмотрительность. В целом Морозка - хороший человек. Ему присуще чудесное качество, которого так не хватает многим, - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика, рискуя собственной жизнью, а впоследствии почти каждый его поступок свидетельствовал об этом. Ярким примером является его поведение на «суде». Неумело, с трудом, но искренне он говорит: «Да разве б я... сделал такое... ну, дыни эти самые... ежели б подумал... да разве же я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» За этой косноязычной беспомощной речью стоит такая преданность товарищам, в которую трудно не поверить. Именно за это, за любовь к народу, за преданность делу, за доброту, ведь Морозка не мстил Мечику за потерянную жену, за гуманное начало, оно выражается даже в любви Морозки к Мишке, своему коню, - за эти лучшие человеческие качества автор любит Морозку и заставляет читателя симпатизировать ему, несмотря на многие его недостатки, с горечью он пишет о героической смерти Морозки и почти на этом заканчивает роман.
Сосредоточением лучших качеств человека является Левинсон. В его лице Фадеев изобразил лучший тип вождя масс, наделенного умом, решительностью и организаторскими способностями. Несмотря на внешний вид - Левинсон был похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой, - командир вызывает уважение не только у своих подчиненных, но и у автора, и у читателя. Фадеев никогда не пишет о нем насмешливо или презрительно, как о Мечике, например. Мысли, чувства, поступки Левинсона таковы, какими, видимо, хотел бы увидеть их Фадеев у наиболее достойного человека, то есть лучшими, с авторской точки зрения, чертами Фадеев наделил своего лучшего героя. В Левинсоне привлекает прежде всего то, что у него отсутствует внутренний эгоизм. Все мысли и поступки его выражают интересы отряда, его личные переживания заглушены постоянной заботой о других. Практически он уже принес себя в жертву людям. Однако нет человека без недостатков. Одним из них у Левинсона является отрицательная сторона его жертвы. Для каждого человека свойствен эгоизм в той или иной степени, а полное отсутствие его неестественно. Кроме того, в каждом человеке должна быть душа, то, что движет им и привлекает к нему людей, а Левинсон подавил в себе движение души, превратив свое дело, которое должен любить, в обязанность. Правда, ему помогает исполнительность, обязательность и преданность вы-
сшим целям. Фадеев видит недостатки Левинсона и считает, что ему не хватает чудесных качеств Метелицы - жизненной силы, смелости, любви к жизни, - иначе Левинсон был бы идеальным человеком. И все же он прекрасный командир: он решительно принимает решения, так что многие не видят его колебаний, он ценит положительные черты своих подчиненных, в частности Морозкову лихость, ум и исполнительность Бакланова, смелость Метелицы, он берет на себя всю ответственность за сохранение отряда, поэтому и пользуется всеобщим уважением. Ценность его как командира подтверждается в главе «Трясина». Проблема взаимоотношений вождя и масс решается в пользу Левинсона, он сохраняет авторитет, уважение к себе и отряд как «боевую единицу». Причина этому то, что люди для него «ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он чем-то обязан перед ними». Эта обязанность и составляет смысл его жизни. Позицию Левинсона разделяет автор, видимо, поэтому и читателем он воспринимается как учитель, старший, командир, а все его решения, даже в случае с гибелью Фролова, кажутся единственно правильными, хотя они приняты после длительной внутренней борьбы. Левинсону, Метелице, Морозке и некоторым другим партизанам противопоставлен Мечик. Именно он подвергается сочувственному, а чаще презрительному отношению автора. Отношение человека и общества - одна из самых важных проблем. Каждый человек живет в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Морозка, Метелица сделали это ценой собственной жизни, что же касается Мечика, то он только мечтает о хорошем отношении к себе людей, но ведь для этого необходимо что- то сделать, а Мечик не сделал ничего. Его мечта о прекрасной любви, о романтическом подвиге не воплощаются в реальность. Устами Морозки Фадеев сразу презрительно называет его: «желторотый», а спрашивая Варю, в кого та влюблена, награждает таким эпитетом: «В энтого, маминова, что ли?» Мечик заслуживает такое отношение. Это эгоист, оценивающий сам себя высоко, но не подтверждающий этого поступками. В самые решительные моменты он поступал подло, хотя сам часто не сознавал этого. Его эгоистичная, неспособная быть преданной натура начала раскрываться уже тогда, когда он позволил наступить ногой на фотографию девушки, а потом сам порвал ее. Другой пример: рассерженный на свою лошадь за ее слабость и непривлекательный внешний вид, он не ухаживает за ней, обрекая на скорую непригодность. В конце концов, именно Мечик - вина смерти Морозки и, возможно, многих других партизан. Страшно, что мысль, которая его мучает после бегства, - не о предательстве, не о гибели друзей, а о том, что он «испачкал» свою чистую, до этого ничем не запятнанную душу: «...как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла...» Фадеев достаточно объективно расценивает его. Точку зрения автора выражает Левинсон: «...слаб, ленив, безволен», «никчемный пустоцвет». И все же Мечик - не воплощение зла. Причина его неудач - то, что он не близок почти никому из партизан, он из другого социального слоя, ему с детства не привиты черты, свойственные другим героям. Скорее всего, это не вина. Большинство партизан - русские мужики, выходцы из народа, грубые,
смелые, жестокие, преданные народу и любящие народ люди. Мечик же - представитель «гнилой» интеллигенции. В нем живо стремление к прекрасному, он жалостлив, ведь только на него сильное впечатление произвела смерть Фролова и уход Ники, но он неопытен и юн, боязнь не понравиться людям, среди которых ему нужно жить, заставляет его поступать неестественно для него. Он правильно понял, что чужой в отряде, его место не здесь, однако он не имел возможности уйти, и его поступки можно понять. Пусть он не нужен обществу, но оно все же должно заботиться о нем как о больном или старом человеке, если оно гуманно.
Таким образом роман ставит перед читателем ряд спорных вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Основную мысль романа Фадеев определил так: «В гражданской войне происходит отбор материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Я думаю, что «отбор человеческого материала» происходит всегда, а не только в Гражданской войне; неспособный к настоящей борьбе не проходит естественный отбор, именно поэтому и отсеивается, а тот, кто несет в себе добро и способен бороться за него, «закаляется, растет, развивается». Это необходимо для развития общества в целом, ведь стремление к добру, к совершенству естественно для человека, для каждого члена общества, которое называет себя гуманным.

Гвозди бы делать из этих людей

Крепче бы не было в мире гвоздей

(Н. Тихонов. Баллада о гвоздях)

Вступление

Революция слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция важнейший этап в истории человечества породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека.

Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы, когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется, Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других нравственного, гуманного человека.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении Разгрома: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: Морозка, Мечик, Левинсон, Разведка Метелицы. Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Морозка

Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом.

До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой, немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том, чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг, и изругать товарища, и грубо обидеть женщину.

Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и сознание своей ответственности перед коллективом, чувство гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было "для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся наводить порядок. Неожиданно Морозка

"почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко...".

Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем - это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув, он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил отряд о вражеской засаде.

Метелица

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв.

В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался автором. Судя по черновой рукописи, вначале Фадеев намеревался показать прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя - гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом, писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт, развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному делу.

А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та сцена, где показ



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх