Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа. Самые необычные сексуальные обряды и обычаи народов мира От храмовой проституции в Месопотамии до древней японской сексуальной традиции с поэтическим названием «йобай

В Обычаи эскимосов, которые покажутся для нас странными…

Джек Лондон называл их «дети мороза». Эскимосы — группа коренных народов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки. Их осталось около 150 000 человек на Земле. «Моя Планета» — об отличиях культур и парадоксах национальной самобытности.

Они могут одолжить чужую жену

Если постоянная жена больна или у нее маленький ребенок, удобно поменять ее на молодую и сильную женщину, с которой легче перемещаться. Ведь в пути женщина должна не только выполнять супружеский долг, но готовить еду, всячески помогать главе семьи и разделять дорожные тяготы. Для обмена женами на несколько дней существует специальный термин — «ареодярекпут».


Они называют интернет путешествием

В начале XXI века эскимосы познакомились с интернетом, и этот термин понадобилось перевести на их язык. Эксперты выбрали слово ikiaqqivik — «путешествие сквозь слои». Раньше так называли ритуал шамана, который в поисках ответа на какой-либо вопрос «путешествовал» сквозь время и пространство.

Они обнюхивают друг друга при встрече

Традиционное приветствие эскимосов, используемое в основном родственниками или влюбленными, называется «куник». Выглядит это так: один из здоровающихся прижимает нос ко лбу или щекам второго и втягивает воздух — как будто нюхает, вдыхает знакомый запах. Говорили, что обычай возник потому, что на сильном морозе губы замерзают — не поцелуешься, и даже называли это эскимосским поцелуем. На самом же деле это приветствие является чисто дружеским и обусловлено тем, что у встретившихся на холоде нижняя часть лица может быть закрыта.

Они соревнуются в перетягивании нити ушами

В программу Всемирных эскимосских олимпийских игр входит особое соревнование — перетягивание нити ушами. На двух концах нити делаются петли. Противники усаживаются лицом к лицу, на ухо каждому надевается петля. И как другие перетягивают руками канат, они ушами (а скорее — головой и даже наклонами туловища) пытаются перетянуть нить, пока кто-то не откажется от дальнейшего состязания из-за боли. Надо сказать, не каждое ухо способно такую борьбу выдержать.

Они рискуют жизнью ради горстки мидий

Однообразная еда иногда настолько надоедает, что эскимосы решаются на крайне опасное мероприятие — подледный сбор мидий. На поверхности арктических морей почти круглый год — толстый слой льда. Надо поймать короткое время отлива, когда под огромным ледяным пластом образуется полое пространство, прорубить в нем отверстие, спуститься и собрать с него урожай мидий.

Дело это действительно рискованное. У сборщиков есть не больше получаса, чтобы покинуть ледяную пещеру до прихода волны — если не успеть, гибель неминуема. Кроме того, лед, повисающий при отливе практически в воздухе, может обвалиться на отчаянных сборщиков. И все ради горстки мидий, которые съедаются в один присест.

Их женщины используют вместо прокладок мох и водоросли

Эскимосские женщины в качестве средств защиты в критические дни используют шкурки пушных зверьков, мох-ягель и тонкую древесную стружку, изготавливающуюся из ольхи. Те, кто проживает рядом с морем, предпочитают водоросли.

Их дети боятся Калупилука

В любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, которыми пугают детей, если они не пойдут сейчас спать. Эскимосы боятся Калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) — призрака, который только и ждет, чтобы утащить неосторожных людей под лед, на дно моря.

Они кладут на могилы плееры

Обычай оставлять покойнику его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые «отправляли» с ним все то, что, по их мнению, могло пригодиться в иной жизни. Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь — современная бытовая техника. Чаще всего — видеокассеты и плееры.

Народ, который мы называем эскимосами, живет на Чукотском полуострове. Это самый крайний северо-восток азиатской части России. Эскимосов там всего 1700 человек. Однако это не весь народ, а лишь его небольшая часть, потому что эскимосы живут еще в США, Канаде и на острове Гренландия. Насчитывает этот народ в мире более 100 тыс. человек. Эскимосы — морские зверобои и охотники. Они охотятся на китов, моржей, тюленей, нерпу и питаются мясом этих животных. Сами себя эскимосы называют инуитами, что означает «настоящие люди».

Праздник начала весенней охоты (Атыгак)

Иногда этот праздник называют иначе — «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны — начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара — это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи — мужчины и женщины — начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, — с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер — это жертва духу огня.

Праздник моржей (Наскуныхкылык)

В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»

После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу — жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.

Праздник кита (Поля)

Кит — главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит — это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов — деревянные скульптуры, — которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»

Обычаи и традиции

эскимосского народа

(песенно-танцевальный проект)

воспитатель Яковлева Л.Л.

Основные цели проекта:

    укрепление духовных связей и преемственности поколений

    нравстенно-патриотическое воспитание детей на этнокультурных традициях, уважение к старшим;

    привитие любви, интересов к родному языку, истории, культуре своего народа через внедрение проекта.

Главная задача развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, населяющих обширную тундру, произнося звукоподражательные звуки.

Приобщаем детей к традиционной культуре Чукотки.

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.

Село наше небольшое. В нем живут, работают, растят детей русские и эскимосы, калмыки и чукчи. Наш суровый край, испытывая и закаляя души и тела, заставляет нас держаться теснее. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют нас и обогащают нас. соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народный праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эскимосов и чукчей нами используются различные методы и виды работы, в том числе экскурсии, целевые прогулки, беседы. Чтение и рассказывание сказок и легенд, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Мы дали первоначальное понятие о народе (эскимосы), народной культуре.

Эскимосы – смелый, сильный и добрый народ. Охотой, рыболовством они всегда занимались вместе, сообща. Таков характер и песен, игр, сказок, легенд.

Ребенок с детства должен впитывать и проникаться уважением к самобытной культуре своего народа. У нас в селе Новое Чаплино живут и работают люди разных национальностей. Но исконными хозяевами этой земли являются коренные жители: эскимосы и чукчи, поэтому основной целью является ознакомление старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа. Для этого мы разработали и использовали песенно-танцевальный проект «обычаи и традиции эскимосского народа», в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановной Мумихтыкак в котором изучали звуки эскимосского языка, артикуляцию и произношение слов и предложений. Учили с детьми песенки в форме диалога, эскимосский фольклор: потешки, припевки, нескладушки и детские тематические стихотворения.

Формировали интерес и любовь к природе, учили замечать изменения в ней и передавать их с помощью танца.

Углубляли интерес к птицам и животным, учили выделять и называть их характерные особенности и изображать птиц и животных в танце и песнях.

В танцах и песнях изучали и воспитывали любовь к родному краю и традиционных промыслов. В таких как «охота на моржа», «охота на нерпу», «Чаплинские девушки», « Первые шаги», « Причесывание».

Главным результатом работы по проекту является все возрастающий интерес детей и взрослых к источникам культуры эскимосского народа.

Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа.

Сентябрь

1-я неделя

Мое родное село Новое Чаплино эскимосское название «Уназик».

Познакомить с родным селом; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам.

2-я неделя

Прогулка в окрестностях села. Сбор ягод. Назвать ягоды на эскимосском языке: шикша – пагунг"ак", голубика – сог"ак", брусника – кикмик, волчья ягода – кавлик.

3-я неделя

Наблюдения за сбором охотников на охоту.

Разучить танец «Охота на моржа».

Октябрь

1-я неделя

Рассматривание куклы в национальной одежде.

Познакомить со звуками эскимосского языка «к"-х»

Разучивание песни «Наг"у кумлю».

2-я неделя

Рассматривание народных головных уборов.

Повторить звуки «к"-х»

Повторить песню «Наг"у кумлю».

Разучивание танца «Первые шаги».

3-я неделя

Продолжать знакомить с одеждой и обувью коренных народов.

Познакомить со звуокм «г, г"».

Пение песни «Наг"у кумлю».

Диалог в виде песенки «Наг"у кумлю».

«Наг"у Юля, наг"у Юля» - «Хўантун"а, хўантун"а».

4-я неделя

Рассматривание посуды: каютак", уляк".

Ноябрь

1-я неделя

Выступление детей на празднике день Народного единства.

2-я неделя

Просмотр диска с выступлением чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».

3-я неделя

Выучить слова: приветствия «к"уякамси», прощания – «сх"ах"лык"амси».

Разучивание танца «Пиякистахтук"» - «Первые шаги».

4-я неделя

Рассматривание иллюстрации яранги, беседа о ней. Исполнение танцев «Причесывание», «А-х"а-х"а-х"а».

Декабрь

1-я неделя

Выступление детей в школе ко Дню Чукотки.

2-я неделя

Заучивание эскимосских нескладушек «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Познакомить со звуком «ў» - показать как дует ветер «уэу-уэу».

3-я неделя

Чтение эскимосской сказки.

Заучивание потешек, прибауток: «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Знакомство со звуком «лъ».

4-я неделя

Пение песен на эскимосском языке «Наг"у кумлю», «Афсын"ах"ак" памна» - развивать певческие навыки на эскимосском языке.

Январь

3-я неделя

Чтение эскимосских сказок «Нерпичий праздник», «Человек, рак и ворон» - беседа по сказкам. Рассматривание иллюстраций «Эскимосские сказки» Г.А. Меновщикова.

4-я неделя

Рассматривание изделий из клыка, выполненных чукотскими мастерами, заучивание потешек, загадок на эскимосском языке.

Февраль

1-я неделя

Беседа о птицах как символах в эскимосском народном творчестве (ворон).

Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птицу в танце. Танец «Ворон».

2-я неделя

Рисование эскимосских орнаментов на передниках, камлейках.

Исполнение танца «Причесывание».

3-я неделя

Беседа об обычаях, быте, одежде эскимосов; разучивание национального эскимосского фольклора (нескладушки, потешках).

Март

1-я неделя

Рассматривание иллюстраций журнала «Северные просторы» - мир керкера – рассмотреть выкройки. Сказать из чего шьют меховой комбинезон – из оленьей шкуры.

2-я неделя

Работа над словарем: «мама», «папа» на эскимосском языке.

Разучивание песни «Чаплинские девушки».

Исполнение танцев «Причесывание», «Прятки».

3-я неделя

Вырезание из бумаги силуэтов камлеек, передников, их украшение.

Работа над словами: «мама», «папа», «девочка», «мальчик».

Разучивание танца «Нывкури».

4-я неделя

Рассматривание эскимосского мяча.

Беседа о том из чего шьют мяч.

Игра «мяч в кругу» - называть эскимосские звуки.

Исполнение песен на эскимосском языке «Тулимай», «Наг"у кумлю», «Аюки-н"и-н"и».

Исполнение танцев «Первые шаги», «Прятки».

Апрель

1-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в тундре на эскимосском языке «Афсын"ах"ак"», «Указик», Исполнение танцев «Афсын"ах"ак"», «Зайчики».

2-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в море. Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу», «Нывкури».

3-я неделя

Беседа с детьми о школе. Выучить песенку «Школьный звонок».

4-я неделя

Наблюдение за собачьей упряжкой.

Беседа о том, для чего нужна собачья упряжка.

Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу».

Май

Показательный концерт детей перед родителями.

Исполнение танца «Собираемся на дискотеку».

Выступление на дне Чукотки в школе

50-летие родного села

Инсценирование сказки «Старик и ягодки»

в день коренных малочисленных народов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Г.А.Ушаков

Пища эскимосов

«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе – тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.

Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.

Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.

До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.

Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.

Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.

В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман"так"». Большинству европейцев с непривычки «ман"так"» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман"так"» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман"так"», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».

Как «ман"так"», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг"-нык"».

Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман"так"». Когда свежей «ман"так"» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак"». На «ныфкурак"» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак"» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак"» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.

Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.

Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк"-лъяк» (вид съедобного корня), «к"угылн"ик"» (щавель) и ягоды «ак"авзик» (морошку), «сюгак"» (голубику) и «пагунг"ак"» (шикшу).

Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык"нипих"тук"!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.

Грибов эскимосы не едят, называя их «туг"ныг"ам сигутн"ат» – чертовы уши.

Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.

Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».

«Все едят руками, нагибаясь над «к"аютак"ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.

Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к"аютак"», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых"лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.

Посуда, как правило, не моется.

В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.

Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.

Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».

Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».

Табакокурение у эскимосов

«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».

Жилище эскимосов

Автор часто останавливался в эскимосских ярангах, которые воспринимались им как привычное жилище, поэтому он не дает подробного описания яранги, но обращает внимание на интересные детали. «В эскимосской яранге нет обеденного стола. Столовую посуду составляет одно узкое, продолговатое и мелкое деревянное блюдо – «к"аютак"» и широкий полукруглый женский нож – «уляк"». «К"аютак"» ставится прямо на пол, и вокруг него располагается вся семья. Проворно работая ножом, хозяйка нарезает на блюде мясо и жир тонкими ломтиками. Причем, первый и последний ломтики от каждого куска обязательно съедает сама.

Одежда эскимосов

«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.

Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.

Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.

Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.

Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак"» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак"» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.

Кроме «насяпрак"а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг"ак"». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы , по существу, представляют собой разновидность «насяпрак"а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг"ак"» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.

Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.

Последнее время появились под общим наименованием «лък"-ик"» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.

Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик"» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к"аслъик"» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик"у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к"аслъик"», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.

Штаны – «к"улъиг"ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.

В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак"ак"» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх"аг"ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к"алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк"ак"» – из нерпичьих шкур; «тунук"итылг"и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.

«Сюпак"ак"» и «к"алнак» носят только в холодное время года, «илыпх"аг"ык» – круглый год, а «тумк"ак"» – летом, «тунук"итылг"и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…

Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг"илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх"атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг"илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг"ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).

В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун"итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к"агуг"итак"» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».

Обувь эскимосов

«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.

Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.

Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.

Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг"ык», «акугвиг"асяг"ык», «куильхихтат» и «муг"ник"ак». «Стулъюг"ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг"ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг"ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.

Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг"асяг"ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».

Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.

Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк"ык» и «муг"ник"ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».

Бытовые обычаи эскимосов

«На ночь эскимос раздевается догола. (Впрочем, в пологе он обычно сидит совершенно голый и днем.) Просыпаясь, он ждет, пока жена приготовит завтрак, и, только уделив достаточно внимания последнему, принимается за одевание. Всю одежду, отданную с вечера для просушки, по порядку подает ему жена. В первую очередь он натягивает штаны. Если он остается дома, то ограничивается одними «илыпх"аг"ык». Затем, натянув меховые чулки, эскимос обувается, и туалет закончен. Кухлянку надевает только при выходе из полога и подпоясывается кожаным ремнем – «тафси». На ремне всегда висит нож – «савик» – и несколько корольков стеклянных бус. Последние – про запас, для жертвы злому Духу.

Отправляясь на охоту, эскимосы берут с собой еще и большой охотничий нож – «стыгмик», который носят на бедре и прикрепляют деревянной застежкой к поясу штанов».

Астрономические знания эскимосов

По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».

Исчисление времени у эскимосов

Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк"ик"» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.

Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:

к"уйн"им к"алг"иг"вига – гон у домашних оленей – октябрь;

туп"тум к"алг"иг"вига – гон у диких оленей – ноябрь;

пынъиг"ам к"алг"иг"вига – гон у диких баранов, или ак"умак" – месяц сидящего солнца – декабрь;

канах"таг"ъяк – месяц инея в ярангах – январь;

ик"алъюг"вик – месяц рыболовной сетки – февраль;

назиг"ахсик" – месяц рождения нерп – март;


В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

О причудах

Например, на Тибете девушка считалась завидной невестой только тогда, когда она сменила десяток–другой партнеров. Девственницы, как видите, в стране Далай–ламы не были в почете. А вот бразильцы из племени топинамба шли на впечатляющие жертвы, чтобы понравиться своим дамам. Дело в том, что девушки находили достойными своего внимания только огромные половые органы. Для этого мужчины подставляли пенисы ядовитым змеям, после укусов которых мужские достоинства соответствовали ожиданиям взыскательных женщин топинамба.

Тренировкой интимных мышц девушки занимались с незапамятных времён. Известно, что жёны и наложницы китайского императора тренировали вагинальные мышцы с помощью нефритовых яиц. Согласно легендам, они умели управлять своими вагинальными мышцами настолько искусно, что могли довести мужчину до оргазма, сохраняя неподвижность.
Способность расширять вход влагалища позволяла «поглощать» довольно крупные предметы, например яблоки. А волнообразное сокращение мышц от сводов ко входу позволяло выбрасывать вложенные во влагалище предметы иногда на значительные расстояния.

В Японии и Корее существовала любопытная практика усиления мужского оргазма. Чтобы сделать его более ярким и запоминающимся, достаточно укола в пах золотой иглой, гласят восточные традиции. Жители Тробрианских островов были весьма изобретательны в постельных утехах. Чего стоит только привычка к обгрызанию ресниц партнера, это считается их традиционной лаской. Хотелось бы увидеть зубы этих затейников, ведь, чтобы перегрызть ресницу, зубы должны быть как минимум острыми.

А вот искушенные в любви индусы имели куда больше вариантов экстремальных развлечений такого рода. Например, их трактаты об искусстве любви учили использовать "ападравиа" - мужской пирсинг из золота, серебра, железа, дерева или рогов буйвола! А прадедушка современного презерватива "ялака" - пустая внутри трубка с пупырышками снаружи - тоже придуман в Индии.

Любители острых ощущений в сексе из племени батта с острова Суматра имели традицию засовывать камешки или кусочки металла под крайнюю плоть. Они полагали, что так смогут доставить партнерше гораздо больше удовольствия. Аргентинские индейцы тоже имели в своем арсенале похожую идею. Они прикрепляли на фаллос кисточки из конского волоса. Страшно подумать о гигиеничности встреч с такими молодцами.

Интересно повышали свою привлекательность жительницы Танзании. Они не украшали себя и не наряжались. Они крали у вожделенного мужчины… мотыгу и сандалии! В тех краях перечисленные вещи имеют особую ценность, поэтому мужчине волей–неволей приходилось идти вызволять имущество, а там - чем черт не шутит.

А что же наши соотечественники? В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

Япония - подползай и «йобай»

Древняя сексуальная традиция с поэтическим названием «йобай» просуществовала в японской глубинке вплоть до конца XIX столетия. Суть обычая «крадущийся в ночи» (приблизительный перевод), заключалась в следующем: любой молодой человек под покровом ночи имел право проникнуть в дом к незамужней барышне, влезть к ней под одеяло и, если избранница была не против, заняться непосредственно восхитительным «йобай». На русском языке, правда, звучит не как название традиции, а больше как призыв к действию.

Если японская девушка попадалась несговорчивая, то расстроенному юноше приходилось отправляться восвояси. Как и любая традиция, обычай «йобай» регулировался строгими правилами. Потенциальный любовник должен был идти на романтическое свидание абсолютно голым, так как ночной визит одетого мужчины считался грабежом и мог закончиться для него плачевно. Однако парень имел право прикрыть лицо и предстать перед девушкой в роли прекрасного незнакомца. Такие вот японские ролевые игры.

Тибет – путешествие в один конец

Когда-то в Тибете приезжих мужчин встречали с неподдельным радушием. В путевых заметках знаменитого путешественника Марко Поло рассказывается про местную сексуальную традицию, которая предписывала всем молодым девушкам до свадьбы совокупиться не менее чем с двадцатью разными мужчинами. То ли мужчин в Тибете было мало, то ли свежая девчатина по обычаю предназначалась исключительно чужеземцам, но путешественники ценились здесь на вес золота. А тех бедолаг, кто не мог за себя постоять, половые аферистки буквально «рвали как Тузик тапки». Поэтому путешествие на Тибет для некоторых наших собратьев становилось последним.

Южная Америка – индейское бабформирование

Сексуальные традиции племени кагаба могут навсегда отбить желание у мужчины добросовестно исполнять свой супружеский долг и заводить потомство. Представители сильной половины племени ужасно боятся женщин. Всё дело в странном ритуале посвящения юношей в мужчин: свой первый сексуальный опыт молодой индеец кагаба обязан приобрести с самой пожилой дамой рода. По этой причине в супружеских отношениях мужчина безынициативен, а если жена намекает на близость, то он предпочитает трусливо скрываться в джунглях в заранее оборудованном для таких целей бункере (типа - на охоту поехал).

Бывает, что в холостяцкой берлоге одновременно прячется несколько беглецов. Тогда женская половина племени снаряжает поисковую экспедицию. Ролевые игры в раба и госпожу всегда заканчиваются предсказуемо. Неудовлетворённые жёны прочёсывают джунгли, пока не обнаружат схрон и не вернут своих благоверных в лоно семьи.

Африка – пищевые предпочтения

Кому интересны военные парады? Разве только военным, а простой народ требует хлеба и зрелищ. Король Свазиленда точно знает, как сделать для своих подданных праздник души, и поэтому каждый год устраивает грандиозное шествие девственниц. Тысячи соблазнительных полураздетых красоток бодро маршируют перед монархом. В Свазиленде стало доброй сексуальной традицией, когда король выбирает из участниц парада новую супругу, а каждая несостоявшаяся жёна награждается большой миской еды. И поверьте, по здешним критериям это королевский подарок!

В конце 1940-х годов немецкий гинеколог Эрнст Графенберг обнаружил у подопечных новую эрогенную зону. Она располагалась на верхней стенке влагалища и была размером с горошину. Графенберг описал её в научной статье «Роль уретры в женском оргазме» (1950). То ли тираж этой публикации оказался слишком мал, то ли заглавие не вдохновило широкую общественность, но до начала 80-х годов даже Cosmopolitan упорно игнорировал открытие Графенберга.
Понадобился писательский талант сексологов Элис Ладас, Беверли Уиппл и Джона Перри, чтобы о новом источнике наслаждения узнал весь мир. Их книга «Точка джи и другие открытия в сексуальности человека» (1982) стала бестселлером и была переведена на 19 языков.

В племени баганда (Восточная Африка) существует поверье, что секс непосредственно на сельскохозяйственных угодьях значительно повышает их плодородность. Кстати, такая сексуальная традиция была присуща многим народам. Однако туземцы не устраивали пошлые оргии на грядках подорожника (главная кормовая культура багандийцев). Для проведения ритуала выбирали семейную пару – родителей близнецов. Мероприятие проводилось на поле вождя племени и заключалось в следующем: женщина ложилась на спину, в её влагалище помещали цветок подорожника, а мужу нужно было его достать без помощи рук, пользуясь только половым членом. Согласно обычаю демонстрировать чудеса эквилибристики семье агрономов приходилось лишь на поле вождя. На огородах своих соплеменников играть в ролевые игры не требовалось, достаточно было немного потанцевать.

Сексуальные традиции народов мира существуют разные, как и стандарты красоты. Разве может женщина из долины реки Замбези считаться привлекательной, если у неё во рту полно зубов, как у крокодила? Чтобы стать красивой, девушке племени батока необходимо было выйти замуж. В первую брачную ночь удовлетворённый супруг превращал «некрасивую» девушку в женщину-красавицу, выбивая ей передние зубы. Такой обычай, сопровождающийся нехитрой пластической операцией, делает женщину батока счастливой и лучезарная улыбка никогда больше не покидает её лицо.

Месопотамия – храмовая проституция

Каждая жительница древнего Вавилона должна была совершить жертвоприношение богине любви Иштар. Для исполнения ритуала дамочка шла в святилище богини, садилась на видном месте и ждала, когда её выберет незнакомый мужчина. Клиент давал избраннице монетку, после чего они отправлялись в какой-нибудь укромный уголок, где и совершали щедрое жертвоприношение.

Достаточно было одного раза. Однако некоторые особо ревностные вавилонянки постоянно практиковали подобные ролевые игры, предлагая незнакомцам интересный отдых за деньги, которые шли потом на нужды храма. Покидать его территорию до окончания ритуала было нельзя, поэтому симпатичная девушка «отстреливалась» быстро, а неказистой барышне приходилось ждать своего принца долго, иногда даже годами! Жилье и пропитание предоставлялось. Похожие сексуальные традиции существовали на Кипре, а жертву греческие девушки приносили богине Афродите.

Россия – страна советов

Семейная жизнь на Руси дело нелёгкое! Прочувствовать сие утверждение брачующейся паре предстояло уже на свадьбе. Всю ночь перед праздником невеста по древнему славянскому обычаю расплетала косы и пела с подружками тоскливые песни. С утра её ожидала куча утомительных свадебных обрядов, которые продолжались до позднего вечера и на пустой желудок. Даже во время праздничного застолья невесте нельзя было есть. Жениху тоже было не сладко – всё торжество он был обязан бодро скакать вокруг многочисленных родственников.

И вот наконец-то пир заканчивался. Обессиленные молодые оказывались одни в опочивальне и собирались заняться безудержным сексом завалиться спать. Размечтались! Сексуальная традиция предполагала активное участие родственников в первой брачной ночи молодожёнов – гости до утра орали под окнами спальни непристойные частушки, а один из них (специально избранный для этой цели) периодически стучал в дверь и интересовался: «Лёд тронулся?». В такой обстановке жених скоро начинал осознавать, что миссия невыполнима, а его усилия тщетны, несмотря на обездвиженное от усталости тело суженной. Поэтому молодому супругу давали возможность реабилитироваться в течение нескольких последующих ночей. Если, дело всё равно не шло, то к нему подключали опытных советчиков: брата или отца жениха. Известно, что на Украине в некоторых деревнях уполномоченный суфлёр удобно устраивался под кроватью, откуда помогал молодожёнам добрым советом как сделать всё правильно, а заодно своим присутствием создавал атмосферу необычного праздника.

Микронезия – любовь с огоньком

Если вы уверены, что ролевые игры с элементами садомазохизма изобрёл небезызвестный маркиз, спешу разочаровать - это распространённое заблуждение. Туземцы острова Трак увлекались членовредительством во время секса ещё до того, как матушка маркиза де Сада имитировала оргазм в простой миссионерской позе. Обычай состоял в следующем: пока партнёр старательно пыхтел, совершая возвратно-поступательные движения, пылкая возлюбленная поджигала на его теле маленькие шарики из хлебного дерева. Как она это делала во время секса вообразить довольно трудно… Можно предположить, что мужчина совокуплялся не со всей дамочкой, а с отдалённой её частью (например, пяткой). Эти туземцы такие проказники!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх