Конспект занятия "Водоёмы родного края". Водоёмы нашего края

Ирина Львова
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Конспект НОД в старшей группе «Звездочка»

на тему «»

Выполнила :

воспитатель старшей группы «Звездочка»

МДОУ «Детский сад № 235»

Львова И. Ю.

Саратов 2017 год

Конспект НОД

«Путешествие по водоемам родного края » (открытое мероприятие)

Группа : Старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Я познаю мир» .

Тема НОД : «Путешествие по водоемам родного края » . Интегрированная НОД.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель : Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме проекта «Водоемы родного края » .

Задачи :

Образовательные :

1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3 Упражнять в умении отличать животных водоемов и умении рассказать о них.

4. Совершенствовать умение составлять рассказ по увиденному на экране.

5. Закреплять знания о жителях водоемов , путем отгадывания загадок .

Развивающие :

1. Обеспечить развитие умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Развивать : речь; логическое мышление, память, крупную моторику.

Воспитательные :

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оздоровительные :

1. Снятия мышечного и нервного напряжений (физминутка, п/и) .

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всей НОД.

3. Сохранять правильную осанку во время НОД.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, продуктивная, трудовая.

Форма : подгрупповая НОД.

Форма реализации детских видов деятельности : разговор, беседа, просмотр презентации, д/и, подвижные игры и игровые упражнения, игры-иммитации, совместное и самостоятельное рассказывание стихотворений, ответы на вопросы, обобщение, физминутка, релаксация, подведение итога.

Материалы и оборудование :

Мультимедийное оборудование, презентация «Водоемы родного края » , видеозапись подводного мира, картинки животных, маска щуки, предметные картинки к д/и «Что изменилось?» , «Кого не хватает?» , «К какой части туловища относится?» , костюм для взрослого «Водяной» , экологические знаки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : Беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов , беседы о родном крае и реке Волге , просмотр мультфильма «Беги ручеек» , д/и по ознакомлению с животными водоемов , подвижные игры «Ручеек» , «Караси и щука» , чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

«Путешествие по водоемам родного края »

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель заводит детей в зал, просит поздороваться с гостями.

Наше сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.

Я буду называть слова, а вы подумаете и скажите, что их объединяет :

Дождь, ручей, радуга, родник , фонтан, туча, болото, снег, рыба – это вода.

Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.

А что, если бы вода исчезла?

Об этом даже подумать страшно. Дети выстраиваются полукругом, здороваются

Дети отвечают : вода

Дети рассуждают : Не было бы дождя и снега – высохли бы реки и озера, погибли бы травы и деревья. Не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Основная часть

Вы слыхали о воде?

А я знаю слово «Водоем »

А вы? Что это?

Какие бывают водоемы ?

Как вы думаете, много ли воды на нашей планете, хватит ли ее всем?

Давайте посмотрим на глобус.

Что такое глобус?

Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде. Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом вода?

- Чего больше : суши или воды?

Да много воды на нашей планете. Но большую часть занимают большие водоемы – моря и океаны и вода в них соленая.

А всякая ли вода годится для человека, для различных его нужд?

Да, именно пресная вода нам нужна.

Давайте представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровой банке (восп. показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половине стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот 3 капельки и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля.

Видите, как мало пресной воды.

Живым существам – человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.

Есть такие места на Земле, где вообще воды нет.

Можно ли мы что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки вытекает ведро воды.

Значит, воду надо беречь!

Да что у тебя случилось?

Да ты подробней расскажи.

Да, очень жалко твой дом. Но не огорчайся. Мы сейчас с детьми подумаем о том, как тебе помочь. Советуемся. Давайте расскажем Водяному о наших водоемах , о нашей красавице Волге.

Рассаживайтесь поудобней, а ты, Водяной, смотри и слушай.

Наши дети тебе расскажут о наших водоемах .

Слышал о такой реке?

Слышал, слышал.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега она разливается и становится намного шире.

В ветреную погоду река волнуется и волны гуляют по реке.

Давайте изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и будем опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получится река с бегущей волной.

Есть и даже много. Смотри (продолжение презентации)

Давайте все вместе поиграем в игру «Ручеек»

Ты найдешь у нас много друзей.

А ты проверь.

Давайте, подумаем, кто живет в водоеме ? Кто может быть другом Водяного?

Игра : «Четвертый лишний в нашем пруду» .

Я хочу предложить игру.

Давайте все отправимся на дно водоема . Хочешь с нами? Тогда…

Тогда давайте наденем водолазные костюмы , акваланги и спустимся на дно (имитация) .

Ну, вот мы с вами и на дне водоёма . Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку :

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом) .

Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело?

Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка?

Как вы думаете, почему она так называется?

Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели?

Похож ли карп на сома?

Есть ли у них что-то общее?

А чем они отличаются?

Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах.

Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка) .

- В народе говорят : нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят?

Как дышат рыбы?

Каких рыб вы ещё знаете?

Чем все рыбы похожи?

Чем отличаются?

Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу . Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег. Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация) .

Дети по очереди читают стихотворение «ВЫ слыхали о воде?»

1 Говорят, она везде!

2 В луже, в море, в океане,

3 И в водопроводном кране .

4 Как сосулька замерзает,

5 В лес туманом заползает,

6 На плите у вас кипит,

7 Паром чайника дымит,

8 Без неё вам не помыться,

9 Не наесться, не напиться,

10 Смею вам я доложить :

Все : Без воды нам не прожить!

Ответы детей :

Это хранилище воды.

Это дом для животных и растений.

Они бывают разные большие и маленькие.

Большие это моря и океаны, поменьше реки, речки, озера, пруды, ручьи, родники .

Это наша планета.

Желтым, коричневым суша, голубым – вода.

Больше воды.

Соленая.

Только пресная.

Дети рассуждают :

Не лить понапрасну воду, закрывать кран.

Дети ведут рассказ.

1 Мы живем в красивом городе, который называется Саратов.

Вдоль города течет река Волга.

Наша Волга одна из самых больших и красивых рек в Европе.

Волга разделяет 2 города Саратовской области : Саратов и Энгельс.

Большой и красивый мост соединяет эти города.

2 Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника . Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

3 Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? 200. Это реки Медведица, Хопер, Большой и малый Иргиз, Терешка, Баланда

Дети выходят со стульчиков, перестраиваются дугой и показывают волны

Продолжают рассказ.

4 Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

Дети вместе с Водяным играют в малоподвижную игру «Ручеек» .

Дети подходят к столам, выбирают подходящих животных и рассказывают о них.

5 Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки . У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое . Живут у водоемов , они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

6 Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края . Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

7 Бобер живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой . Кроме того, бобры строят плотины.

8 Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (иммитация) ».

Дети, сидя на ковре, рассматривают на экране различных рыб, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

Похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу.

Краснопёрка.

Потому что у неё красные пёрышки.

Нет, они разные.

И карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами.

У карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи.

Дети играют в подвижную игру «Караси и щука»

Рыбы не умеют издавать звуки.

У них есть жабры.

Судак, лещ, тарань.

Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя.

Размером, окраской, средой обитания.

Дети вместе с воспитателем и Водяным играют в д/и :

«Что изменилось?» ;

«Какая рыба спряталась?» ;

Дети встают, имитируют как оно снимают акваланги. На экране мультимедийного оборудования появляется изображение воды, тихо играет музыка.

На экране открывается кадр «Водоемы »

Воспитатель демонстрирует глобус.

На экране кадр : «Как человек использует воду»

Воспитатель показывает опыт :

3-х литровая банка с водой , полстакана воды, пипетка, блюдечко.

Кадр «Пустыня»

Появляется грустный и расстроенный Водяной.

Беречь…. Нужно беречь… Мой пруд нужно беречь.

Кто я? Водяной, не похож? Доживете до такого и не узнаете друг друга

Ох, беда…погибает наша вода. Мои пиявки и лягушки – ух какая радость! (поет)

Люди построили возле моего пруда свои дачи, большие, красивые.

Мы им были рады. Приходите, купайтесь, отдыхайте, ловите рыбку, любуйтесь красотой. А они моют машины, сбрасывают свой мусор. Рядом с лебедями плавают памперсы и целлофановые пакеты (плачет, около красавиц лилий, сгрудились бутылки.

Я ушел, не смог, ищу вот новый водоем .

Воспитатель приглашает всех пройти и сесть на стульчики перед экраном.

На экране кадр : «Город Саратов» ;

Река Волга;

Мост через Волгу;

Широкая полноводная Волга.

Родник .

На экране :

Реки Саратовской области : Медведица, Хопер, Баланда, Большой Иргиз, Терешка…

Кадр : ветер на Волге

Музыка шума ветра.

Водяной вместе с детьми.

Дети поворачиваются к экрану

Кадр : «Стерлядь, осетр, белуга, угорь»

Водяной : А озера и пруды есть у вас? Ручьи?

Продолжение презентации.

Кадры : «Пруды, озера Саратовской области»

Водяной : Да, хорошо тут у вас, но без друзей мне будет плохо.

Разве вы знаете кто мои друзья, разве вы знаете жителей водоемов ?

Хорошо, вот вам задание (Водяной раскладывает карточки на столы с разными животными)

1 Водомерка , ежик, божья коровка, корова

2 Утка, собака, пчела, лиса.

3 Бобер, белка, хомяк, снегирь

4 Рыба, ворона, медведь, овца.

Водяной : Да, много вы знаете!

Видеозапись подводного мира, приятная музыка.

Присаживаются свободно на ковер.

Водяной : А можно я вам еще загадаю загадки.

Воспитатель приглашает подойти к экрану

Водяной :

Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит : «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак) .

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка) .

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Слушайте, как мне у Вас хорошо!

Заключительная часть (рефлексия)

Тебе Водяной понравилось?

А Вам, дети понравилось наше путешествие ? О чем мы рассказывали нашему другу Водяному?

Мы гордимся тем, что живем на берегу такой прекрасной реки «Волга» . Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

А мы порой относимся к водоемам и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета» .

Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство

наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

стихотворение Е. Шкловского.

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной .

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Пусть вам у нас хорошо живется!

Дети вспоминают :

О нашей красавице Волге и ее притоках, рассматривали на экране красивые фотографии, по карточкам находили жителей водоемов , спускались на дно водоема , рассматривали рыб, отгадывали загадки, играли в игры «Ручеек» , «Караси и щука» , делали волны.

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические

запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями,

демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении 1 -В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты!

Ребята, не пытайтесь нас срывать,

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

2 У озера свои зверюшки :

Улитки, рыбки и лягушки.

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3 Хоть опасны змеи, но нужны :

Чистоту беречь они должны.

Санитарам леса и воды,

Ты не делай зла или беды.

4 И разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5 Ты у реки и в ней велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода

Для рыбок настоящая беда!

6 У живности свои заботы,

И каждая дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Водяной : Эх, буду жить в вашем крае Саратовском, мне у вас понравилось. Пойду за своими друзьями приглашу их жить в Саратовские пруды.

А вам от меня на память игра «Удочка»

Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.


На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

Программные задачи: Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее умения. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: спокойная музыка; фото водоёмов родного края; фото, картинки обитателей водоёмов родного края, акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о водоёмах нашего родного края, области.

Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)

В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.

А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)

А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)

Давайте с ней поближе познакомимся.

И так, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан - длина 48 км, Липовица - 52 км, Лесной Тамбов - 89 км, Челновая - 121 км, Керша с Хмелиной - 86 и 49 км, Кашма с Большим и Малым Ломовисом - соответственно 111, 106, 66 км, Серп - 66 км и др. Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов. (Демонстрация фото)

Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.

Битюг - река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина - 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки - всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим. (Демонстрация фото)

Следующая река - Ворона - река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России. Является правым притоком реки Хопёр. Относится к бассейну Азовского моря и бассейну рек Хопер и Дон. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина) , растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.

И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.

Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!

Физкультминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.

Руки опускать, приседать и вставать.

А теперь давайте рассмотрим обитателей этих рек и водоёмов.

Краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, рак. (Демонстрация изображений)

Ребята, я предлагаю вам нарисовать кого-нибудь из них, кто вам больше понравился.

Пальчиковая гимнастика:

Волк – серьезный, грозный зверь.

С недовольной, злою миной,

Зайцу уши натрепал

И еще пообещал:

  • То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

Изобразить пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо) , мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем («открывается пасть волка» )

Во время рисования оказать помощь, словесные указания.

Выставка, обсуждение детских работ.

Итог занятия:

И так, давайте уточним, с какими реками мы сегодня познакомились? (Цна, Битюг, Ворона, Воронеж)

А кого мы сегодня рисовали? (Обитателей водоёмов родного края)

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
  • формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх