Доходный дом перцовой. Дом перцовых на пречистенской набережной Дом в послереволюционное время

Дом Перцовой (Соймоновский проезд, 1) - уникальное здание, выстроенное в стиле русского модерна в 1905-1907 годах.

Доходный дом был построен по заказу Петра Николаевича Перцова - успешного инженера путей сообщения, однако, фактически его история началась с другого известного человека. Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым. По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством. Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.

Участок был куплен за 70 000 рублей - огромные по тем временам деньги - и оформлен на жену Перцова Зинаиду Алексеевну.

К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью - на составление проекта им был учреждён конкурс, в жюри которого были приглашены выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и Станислав Ноаковский; был учреждён "призовой фонд". Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.

В итоге члены жюри присудили первую премию Аполлинарию Васнецову - брату Виктора Васнецова, но Перцов воспользовался своим правом и выбрал проект обладателя второго места - Сергея Малютина, который к тому времени был известен как автор первой русской матрёшки.

В результате по проекту Малютина архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом был выстроен дом, напоминающий сказочный терем и имеющий соответствующее оформление: с изразцами в древнерусском стиле, майоликовыми панно с изображениями мифических животных, существ и растений, фигурами драконов - и даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.

Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.

Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по "делу церковников", получив 5 лет тюремного заключения. Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Интересно некоторое разночтение в названии дома. Несмотря на то, что на табличке на фасаде памятник архитектуры указан как "Доходный жилой дом З.А. Перцевой" (по имени жены Перцова - его официальной владелицы), его часто называют "Дом Перцова" (по самому Петру Николаевичу), а также "Дом Перцовой" - ввиду разночтения фамилии Перцова/Перцева. Употребление "Дом Перцовой" является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.

Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро "Кропоткинская".

Свое историческое название дом Перцова получил по имени инженера, задумавшего и осуществившего его создание. В 1905-1907 годах П. Н. Перцов в сотрудничестве с архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом и по рисункам-эскизам С. В. Малютина построил «дом-сказку» на берегу Москва-реки.

Художник Малютин постарался придать проекту максимальный оттенок русской старины, черты древней Москвы. Архитекторы построили здание в стиле нового русского модерна, очень передового в то время. Инженер П. Н. Перцов снабдил дом скрытой электропроводкой, незаметными водопроводными, сточными и канализационными трубами, отказался от деревянных перекрытий. Смешение русских традиций и новейших технологий в жилищном строительстве создало удивительное здание, до сих пор остающееся московской достопримечательностью.

Дом, построенный для художников, где каждая квартира имела жилые комнаты и мастерскую, сам стал настоящим произведением искусства. На первый взгляд здание кажется нагромождением различных сложных форм, неодинаковых окон, фронтонов, балконов и башенок. Но при пристальном рассмотрении поражает их гармоничность и органичное переплетение, естественная сочетаемость разных стилей.

От нео-модерна взято единство архитектуры и прикладного искусства, элементов изобразительного творчества. Окна в доме Перцова сделаны различной формы и асимметрично расположенными, богато оформлены балконы, кровля с готическими башнями. В них присутствуют древнерусские и европейские средневековые мотивы, оригинальные панно из майолики. Крыша и фасады украшены мифическими существами, изображением солнца и растений, животных и рыб.

В начале 20 века большая часть мебели была изготовлена по эскизам С. В. Малютина, а внутренние помещения были богато отделаны резьбой по дереву и росписью. Сейчас от былого великолепия остались единичные элементы отделки перил, парадной лестницы и наружных дверей. Но и поныне Дом Перцова неизменно привлекает взгляды своей сказочностью, уникальностью и стариной.

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.

Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.

Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.

Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.

Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.

При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Александра Гурьянова

Дом Перцовых на Пречистенской набережной

Этот дом из тёмно-красного кирпича на Пречистенской набережной называли, да и продолжают называть Домом-сказкой. Большой четырёхэтажный дом-терем с ломкой линией острых фронтонов, с изразцовыми балкончиками и затейливыми оконными наличниками москвичи прозвали Домом-сказкой и за уникальный фасад, украшенный майоликовыми панно с сюжетами из русских сказок.

И в самом деле есть что-то волшебное и чарующее в облике этого здания, стоящего неподалёку от храма Христа Спасителя.

На памятной табличке, висящей на фасаде дома, указано, что это дом Зинаиды Алексеевны Перцовой. Но на самом деле хозяином и заказчиком этого удивительного здания был Пётр Николаевич Перцов. А его жена – лишь формальным владельцем.

Выпускник петербургского Института путей сообщения Пётр Николаевич был талантливым инженером-путейцем и проложил по России не одну тысячу километров железных дорог. Он был не только известным инженером, но также коллекционером и меценатом. Его хороший знакомый, любитель и ценитель русской живописи Иван Евгеньевич Цветков, помог Петру Николаевичу приобрести участок земли и, по преданию, взял с него слово, что дом будет возводиться в русском стиле.

Дом Перцовых

Замечательное место подле храма Христа Спасителя и с видом на Кремль в самом деле обязывало к тому, чтобы появилось красивое здание и непременно в русском стиле. По замыслу мецената-путейца, это должен быть необычный доходный дом. Он должен был стать символом русского искусства. Кроме того, в нём планировались квартиры для художников с мастерскими-студиями в мансарде. Свои личные апартаменты хозяин намеревался расположить в этом же доме.

Пётр Николаевич очень серьёзно отнёсся к новому проекту и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». Заказчик хотел, чтобы дом отвечал духу и преданиям Москвы и в то же время всем требованиям современности. В жюри Перцов пригласил лучших знатоков русского стиля и московского модерна – В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, С.У. Соловьева. Но Перцов оставил за собой право построить любой из отмеченных проектов по своему усмотрению.

Первую премию жюри присудило Аполлинарию Михайловичу Васнецову, вторую – Сергею Васильевичу Малютину. Перцов выбрал проект Малютина. Но потребовал полностью переработать проект. Однако переработка не потребовалась. Рассматривая первоначальные варианты и наброски художника, Перцов вдруг нашёл эскиз того, что хотел: настоящего чудо-терема. Проект был немедленно принят к исполнению.

Художник Сергей Васильевич Малютин был известен как создатель знаменитой русской матрёшки. Кстати, традиционная версия о том, что матрёшка пришла в Россию из Японии, до сих пор никак не может найти документального подтверждения. Вся история развития игрушечного промысла в России позволяет исследователям утверждать, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи пасхальных деревянных яиц. А вот свидетельства того, что создателями первой матрешки стали токарь Василий Петрович Звездочкин и художник Сергей Васильевич Малютин, есть. Как есть факт, что первая русская матрешка «Девочка с петухом» имела огромный успех на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Проект дома по рисункам Малютина выполнил архитектор Николай Константинович Жуков, а руководил строительством инженер Борис Николаевич Шнауберт. За основу было взято старое трёхэтажное строение, стоявшее на этом участке. Его нарастили ещё одним этажом с мансардами, дополненными пристройками, и придали новый декоративный облик.

За художественную основу его архитектуры был принят русский терем, и поэтому кровли дома получили традиционные завершения в виде древнерусских остроконечных щипцов.

Национальная архитектура удачно сочеталась с художественными образами русских сказок и былин, представленными в декоративных майоликовых панно. Среди персонажей панно и Ярило-солнце, и звезды, и бык, дерущийся с медведем, и птица Сирин, и заяц, и павлины, и щуки, и петух.

Это были не копии, а творчески переосмысленные и синтезированные образы согласно гениальной идее архитектуры модерна о синтезе искусств. Поэтому так органично смотрелись и два сказочных витых дракончика поддерживающих балкон, и труба, выполненная в виде спящей совы.

Здание сразу же стало достопримечательностью Москвы и попало в дореволюционные путеводители как «блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля».

Уже в 1907 году в дом вселился сам Пётр Николаевич Перцов. Вход в его квартиру со стороны набережной имел отдельный подъезд. В отделке его апартаментов использовалось красное дерево и дуб, изразцы, витражи. Стены украшали картины Михаила Врубеля, Николая Рериха и многих других. Посудный лифт имитировал дровяную печь. Каждое помещение было отделано в разных стилях.

А одними из первых квартирантов стали художник Сергей Васильевич Малютин и великий русский пианист Константин Николаевич Игумнов.

Самые неожиданные «квартиранты» появились в 1908 году. В подвале дома обосновался знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь».

По преданию, когда создатели кабаре спустились осмотреть подвал, навстречу выпорхнула настоящая летучая мышь. Так, мол, и родилось название первого в России театра-кабаре.

Рождённый в недрах МХТ саркастичный театр тут же спародировал благородный белокрылый символ общедоступного театра и на своём занавесе расположил летучих мышей, оповестив публику о том, что открыт театр-клуб для художественной богемы.

Шуточные вечера в «Летучей мыши» были своего рода продолжением знаменитых мхатовских капустников. Здесь трагическая актриса Алиса Коонен играла на балалайке и под музыку в исполнении самого Сергея Васильевич Рахманинова танцевала танец парижских апашей, Константин Сергеевич Станиславский показывал фокусы.

Потом кабаре переехало на Тверскую, но дом Перцова не исчез со страниц летописи Серебряного века. В нём открылся творческий салон, который называли русским Монмартром. В салоне пел Александр Вертинский, часто бывала Вера Холодная, а в мансардах собиралась художественная и театральная богема.

Дом Перцова оставил свой след в русской литературе. Здесь жила героиня «Чистого понедельника» Ивана Алексеевича Бунина.

В эпопее Алексея Толстого «Хождение по мукам» футурист Жиров обещает, что когда они придут к власти, то первым делом сотрут с лица Москвы Кремль, Исторический музей и дом Перцова. Этот сказочный дом действительно был обречен на уничтожение, так как попадал под снос всех прилегавших к храму Христа Спасителя зданий для создания площади Дворца Советов. К счастью, дворец не построили, и дом остался цел.

Пётр Николаевич Перцов был арестован в 1922 году. Апартаменты бывшего инженера-путейца приглянулись Льву Давидовичу Троцкому (Бронштейну). Здесь неистовый революционер жил вплоть до эмиграции, здесь же устраивал дипломатические приёмы, восхищая иностранцев истинно аристократическим вкусом интерьеров.

Вожди мирового пролетариата, к счастью, съехали, а Дом-сказка остался. И до сих пор очаровывает своей ярко выраженной идеей модерна – объединением всех элементов здания в единый художественный образ, в данном случае образ подлинной Руси.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

На набережной Тирпицуфер Канарис, со своей стороны, хочет быть в курсе последних событий. Этот человек, который старше Гитлера на два года и тоже бросает хищные взгляды на Персидский залив, который вечно сидит, ссутулившись, над секретными документами (но на его сшитом на

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве Эти самые древние на территории России скульптурные изображения на берегу Большой Невы лишний раз подтверждают старую истину, что Петербург полон тайн. И это не удивительно, ведь в Петербурге всё двойственно. Ни в

Из книги Ближний круг Сталина. Соратники вождя автора Медведев Рой Александрович

В доме на Фрунзенской набережной Старый большевик А. Е. Евстафьев, около двадцати лет проведший в тюрьмах и лагерях и вернувшийся в Москву лишь после XX съезда КПСС, должен был посетить друга, живущего на Фрунзенской набережной. По рассеянности он прошел мимо нужного ему

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

На Кремлевской набережной Между Большим Каменным мостом и Ленивкой на Кремлевской набережной стоит трехэтажный дом № 1/9; на нем установлена мемориальная доска из красного гранита с текстом: «В этом здании с 1934 по 1941 год работал народный архитектор СССР Борис Михайлович

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Тень Петра на Дворцовой набережной Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств был основан 19 декабря 1918 года под названием Петроградский институт внешкольного образования. В 1924 году он получил имя Крупской, а потом еще множество раз менял

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

156. Случай Юрия Трифонова. «Дом на набережной» - прошлое, с которого совлечена его святость - Что я мог бы сказать в отношении этого семидесятилетнего прошлого?У Юрия Трифонова его «Дом на набережной» - это дом мертвых при жизни, которым еще предстоит быть убитыми.

автора

Школа на набережной реки Волковки Современный адрес - Волковский пр., 4.По проектам В.О. Мунца построено еще несколько школ. Одна из них, на набережной реки Волковки, возведена в 1935 году в соавторстве с О.В. Сусловой.Здание двухэтажное, в форме буквы «П», с короткими

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа на набережной Робеспьера Современный адрес - Робеспьера наб., 22.Одновременно со школами по типовому проекту Троцкого в Ленинграде строились школы в стиле «сталинской неоклассики». Пример - школа на набережной Робеспьера, построенная по проекту А.И. Гегелло в 1936

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

Два взрыва на набережной 26 октября 1850 года путешествовавший по югу России наследник престола великий князь Александр Николаевич отправился из Воздвиженской крепости в Ачхай, сопровождаемый наместником на Кавказе князем М. С. Воронцовым и под прикрытием отряда пехоты,

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 14 Дома на набережной Пожалуй, не следовало бы вовсе останавливаться в этой книге на второй, баронской, линии Строгоновых, но катастрофа 1817 года, унесшая последнего представителя графской линии, обязывает меня подробнее рассказать о «бедных родственниках». Спасение

Из книги Покровка. От Малой Дмитровки в Заяузье автора Романюк Сергей Константинович

Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.

Точный адрес дома Перцовой - Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).

История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.


Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.

Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина - автора русской матрешки.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев - с 1906 по 1907 гг.

Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова - Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома - Перцовой/Перцова.

Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома - четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.

Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.

Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания - все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой - это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором - заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.

Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них - Н. Балиев - придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов - так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов - парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.

С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.

В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.

И в конце - несколько черно-белых фото.


Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх