Женщины в произведениях искусства. Знаменитые произведения искусства, тайны которых до сих пор не разгаданы


На создание шедевров иногда уходят месяцы и годы. Художники вкладывают в свои проекты знания, творческие идеи и эмоции.
Оконченные полотна наполнены смыслом и, следовательно, субъективной важностью, ценность которой невозможно измерить, как минимум, до тех пор, пока они не будут проданы с аукциона по наивысшей ставке.
Работы, о которых мы поговорим сегодня, стоили немало денег, несли в себе огромное значение для искусствоведов и почитателей, однако, к несчастью, были повреждены из-за беспечного отношения или невнимательности, вандализма или банального отсутствия надлежащих условий хранения.
Если бы создатели этих предметов искусства были живы, они бы, безусловно, пришли в ужас.

1. «Пьета» (1498-99) Микеланджело
(Michelangelo - Pieta)

Мраморная скульптура, изображающая скорбящую Деву Марию с телом снятого с креста Иисуса Христа, является главной достопримечательностью собора св. Петра в Ватикане и одним из самых почитаемых произведений искусства для религиозных людей и просто для тех, кто любит и ценит классическую скульптуру. За всю 500-летнюю историю «Пьеты» наиболее значительный ущерб скульптуре был причинен в 1972 году, когда на статую напал геолог с молотком и криками «Я Иисус Христос!». Многие из осколков статуи, в том числе и кусок носа Марии, были подобраны очевидцами происшествия, но впоследствии не были возвращены в собор. В ходе длительной реставрации лицо богоматери удалось восстановить с помощью материала, взятого из других участков статуи. После реставрации «Пьета» Микеланджело Буанаротти была помещена под пуленепробиваемое стекло.


2. «Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Night Watch)

К сожалению, со временем «Ночному дозору» самому понадобилась охрана. Когда полотно выставлялось в государственном Национальном музее в Амстердаме, на него было совершено несколько покушений. В 1911 году безработный корабельный кок безуспешно пытался порезать картину ножом. В 1975 году школьный учитель оказался более успешен, разрезав полотно зигзагообразными линиями (впоследствии было установлено, что этот человек страдал умственным расстройством, а сам он вскоре покончил собой). И, хотя, картина была восстановлена, следы вандализма все еще можно обнаружить. В 1990 году один из посетителей брызнул на картину кислотой, но охранники быстро среагировали, и полотно спасли от гибели.


3. «Даная» (1636), Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Danae)

Одно из любимых полотен Рембрандта изображает героев греческой мифологии: мать Персея, Данаю, которая встречает Зевса, его отца. Полотно размерами 2,4х3 метра пострадало в 1985 году, когда сумасшедший посетитель Эрмитажа в Санкт-Петербурге (там картина хранилась с XVIII века), размахивая ножом, попытался разрезать нижнюю часть живота Данаи и бедро. Однако весь драматизм ситуации в том, что после он открыл сосуд с серной кислотой и вылил ее на картину, вследствие чего оригинальная краска начала пузыриться и сошла с холста. Понадобилось двенадцать долгих лет, чтобы восстановить картину и, к счастью, сейчас она снова выставляется.


4. «Венера с зеркалом» (1647-51) Диего Веласкеса
(Diego Velazquez - Rokeby Venus)

Веласкес был мастером в реалистичном изображении людей – это очевидно при взгляде на «Венеру с зеркалом», на которой богиня Венера возлежит на постели в соблазнительной позе, глядя в зеркало, которое держит ее сын, Купидон. В 1914 году Венера была буквально разрезана на кусочки военной суфражисткой Мэри Ричардсон (стала в дальнейшем главой женского подразделения Британского союза фашистов) после ареста ее соратницы, Эммелин Панкхруст. Женщина вошла в лондонскую Национальную галерею, невзирая на предупреждения о возможном нападении, и нанесла семь разрезов почти через всю спину Венеры. Ричардсон получила за свое злодеяние шестимесячный тюремный срок.


5. «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1499-1500) Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci - The Virgin and Child with St Anne and St John the Baptist)

Черно-белый эскиз углем и мелом, написанный да Винчи 500 лет назад, также находится в лондонской Национальной галерее. В 1987 году он оценивался в 35 миллионов долларов. Тогда мужчина попытался выстрелить в картину из обреза, намереваясь продемонстрировать свое неудовольствие «политическими, социальными и экономическими условиями в Британии». Выстрел повредил защитное стекло и стал причиной появления 6-дюймовой дыры в одеянии Богоматери. Многочисленные осколки стекла и кусочки бумаги были удалены в процессе реставрации, которая, как, впрочем, почти всегда бывает в таких случаях, так и не смогла вернуть произведению первоначальный вид.

6. «Актёр», (1904) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - The Actor)

Попытайтесь вспомнить о каком-либо несчастном случае из вашей жизни, который стоил вам много денег. Припоминаете? А теперь сравните свой урон с убытками, который понес музей Метрополитен в 2010 году, когда одна из посетительниц случайно упала на картину Пикассо стоимостью в 130 млн. долларов. В результате инцидента на полотне размером 1,8х2,4 метра образовался разрыв длиной в 15 см. В виду того, что это был несчастный случай, виновница инцидента наказана не была.

7. «Сон» (1923) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - Le Reve)

За четыре года до инцидента, произошедшего с картиной «Актёр», аналогичная участь постигла работу Пикассо «Сон», на которой была изображена любовница художника Мария-Тереза Уолтер. На тот момент картина находилась в частной коллекции владельца одного из американских казино Стива Уинна, который планировал продать «Сон» менеджеру хедж-фонда Стивену Коэну. Однако, этому не суждено было случиться. Демонстрируя картину гостям, Уинн, страдающий нарушением зрения, случайно оступился и упал на полотно, прорвав в нем 5-сантиметровую дыру, после чего решил не продавать картину. Реставрация «Сна» обошлась миллиардеру в 90,000 долларов.

8. «Фонтан» (1917), Марсель Дюшан
(Marcel Duchamp - Fountain)

Этому одаренному мастеру удавалось вкладывать внутренний смысл практически в любой объект. Моделью для «Фонтана» Дюшана выступил белый писсуар Bedfordshire, который он приобрел в 1917 году в Нью-Йорке. Первоначально велись споры о том, принадлежит ли работа к произведениям искусства, поскольку она была заявлена создателем на выставку Общества независимых художников, которая, в свою очередь, отказалась демонстрировать этот экспонат. Однако в 2006 году он уже был оценен в 3,6 млн. долларов. В том же году, работа пострадала от рук 76-летнего художника, который решил разнести ее молотком, но только отбил края. Тринадцатью годами ранее, когда экспонат выставлялся в Ниме (Франция), этот же человек помочился в него прямо на выставке. До сегодняшнего дня работа неизменно привлекает к себе интерес.

9. «Портлендская ваза» (30-20 годы до н.э) работы неизвестного мастера

Этот изысканный сосуд из стекла и камеи с изображением фигур богов и смертных был обнаружен недалеко от Рима в XVI веке, после чего в 1810 году ваза была передана на сохранение в Британский музей. Трудно поверить, что столь хрупкий предмет мог оставаться целым и невредимым в течении стольких столетий, но, тем не менее, это так. Портлендская ваза пережила другие сосуды эллинистической эпохи на 1865-1875 лет и оставалась бы невредимой и далее, если бы не печальное происшествие в 1845 году, когда сосуд был разбит вдребезги пьяным посетителем музея. Некоторые фрагменты вазы были утеряны и найдены лишь несколько лет спустя, после чего сосуд разбирался и склеивался несколько раз. Последние реставрационные работы проводились в 1988 и 1989 году, благодаря чему удалось вернуть Портлендской вазе почти первоначальный вид.

10. «Русалочка» (1913) Эдварда Эриксена
(Edvard Eriksen - The Little Mermaid)

В виду того, что статуя «Русалочка» является одной из главных достопримечательностей Копенгагена, она неоднократно и по разным причинам (чаще всего политическим) страдала от рук вандалов. В 1964 году голова статуи была спилена и украдена, после чего была изготовлена и установлена новая голова, вновь украденная спустя какое-то время. В течение последующих лет «Русалочку» лишали правой руки, подрывали динамитом и покрывали красками всевозможных цветов и оттенков. Пожалуй, «Русалочку» Эдварда Эриксена, можно назвать самым «многострадальным» произведением искусства в мире.


"Не прикасайтесь к предметам искусства" - простое правило, которое принято почти в каждой галерее и музее в мире. Тем не менее, по некоторым причинам, есть некоторые люди, которые предпочитают игнорировать это правило: некоторые из-за любопытства, другие из-за желания снять "крутое" селфи. Какими бы ни были мотивы, в итоге страдают бесценные произведения искусства.

1. Статуя короля Себастьяна


24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала "короля-ребенка" Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

2. Статуя Геркулеса


Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

3. Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов.

Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около £ 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

4. Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой "восстановления" предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет "Ecce Homo" ("Се человек"), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием "Пушистый Иисус".

Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

5. Статуя Девы Марии


В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

6. Пьяный сатир


Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов).

Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

7. Картина "Актер" Пикассо


Почти 2-метровую картину "Актер" Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью - Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.

Некоторые всемирно известные предметы искусства таят в себе секреты, разгадать которые не удалось пока даже современным учёным. В нашем обзоре десять произведений искусства с таинственной историей, что, впрочем, делает их ещё более притягательными.

Девушка с жемчужной сережкой

Несмотря на все теории, никто не знает, кого именно изобразил Ян Вермеер в 1665 году на знаменитой картине «Девушка с жемчужной сережкой». Она выглядит так, будто не имеет ни малейшего понятия, что ее рисуют. Одни говорили, что это дочь Вермеера, другие, что это его любовница., а третьи заявляли, что это придуманный образ, и в реальной жизни она никогда не существовала. Единственное, что можно утверждать точно, что на девушке очень недешевое украшение. Остается загадкой и личность самого Вермеера. О его жизни известно очень мало. Пожалуй, лишь то, что Ян всегда жил в городе Делфт и у него было 15 детей.

Две картины в одной

При восстановлении шедевра Роберта Рида, американского импрессиониста 20-го века, реставратор Барри Бауман был поражен, обнаружив, что под слоем краски реставрируемой картины скрывается другое полотно. Эта скрытая картина, получившая название «В саду», изображала молодую женщину. Она сидела за столом на открытом воздухе и что-то читала, потягивая чай. Многие художники рисуют поверх части картины, но Рид по абсолютно неизвестным мотивам сделал вторую картину поверх полностью законченной первой. Все, что известно о Риде, - он был заядлым игроком и умер до Великой Депрессии в Америке.

Любовь и предательство Уолли Нойзель

В начале 1900-х годов Уолли Нойзель была таинственной музой австрийского художника Эгона Шиле. Она появилась в нескольких его картинах (в том числе эротических) и, как считается, была его любовницей. Нойзель была родом из бедной семьи в австрийском Таттендорфе и встретила Шиле, когда ей было всего 16 лет. Со временем их отношения переросли в сугубо профессиональные. Шиле внезапно бросил Нойзель в 1915 году, чтобы жениться на более респектабельной женщине.

Скрытое оружие Давида

До сих пор идут споры нет ли у статуи Давида работы Микеланджело скрытого оружия в правой руке. Некоторые предполагают, что Давид держит в руке скрытый фустибал (метательное оружие, которое представляло из себя пращу, прикрепленную к палке, позволяющее бросать камни на расстояние до 180 метров). Согласно Библии, у Давида была только праща и пять камней, когда он вышел на поединок с Голиафом. С момента создания скульптуры Микеланджело все думали, что в руке у Давида именно праща. Но некоторые исследователи сегодня утверждают, что ремни пращи присоединены к чему-то находящемуся в руке Давида, что вполне может быть рукоятью от фустибала.

Статуя Иисуса с настоящими зубами

В маленьком мексиканском городке было случайно обнаружено, что у 300-летней статуи Иисуса настоящие человеческие зубы с корнями. Никто не знает, откуда взялись эти зубы, поскольку в религиозных традициях прежних времен было принято вырезать волосы и зубы у статуй из костей животных. Созданную в 18-м веке статую Христа собирались реставрировать, перед чем ее просветили рентгеном. Реставраторы были шокированы, обнаружив на рентгеновских снимках прекрасно сохранившиеся человеческие зубы.

Изображение мужчины под портретом гладильщицы

Благодаря использованию инфракрасной камеры во время реставрации, под портретом «Гладильщица» (Пабло Пикассо, 1906 год) была обнаружена совершенно другая картина. На этой второй картине было перевернутое изображение человека с усами. Ученым до сих пор неизвестно, кто был этим человеком и нарисовал ли его именно Пикассо. Выдвигались разные версии - от автопортрета до того, что это знакомый художника.

Учеба при свечах

Вокруг картины «Учеба при свечах» до сих пор ведутся споры - принадлежит ли она кисти Винсента Ван Гога, или же она является подделкой, как утверждает его племянник. Картина выглядит как автопортрет Ван Гога, но ее нижняя треть не завершена, а также содержит странное изображение, похожее на актера японского кабуки. Это изображение в нижней части автопортрета было дорисовано чернилами, а не красками. Картина была впервые приобретена Уильямом Гетцом, руководителем Universal Pictures в 1948 году. На то время была заверена подлинность работы. Но позже племянник Ван Гога объявил «Учебу при свечах» подделкой.

Пропавшая балерина

Никто не знает, каким образом пропала картина балерины «Dancer Making Points» Эдгара Дега из квартиры ее бывшего владельца, миллионерши-затворницы Хьюгетт Кларк. Но когда эта картина появилась в доме Генри Блоха, коллекционера произведений искусства и соучредителя H & R Block, Кларк подала заявление в ФБР, утверждая, что картина принадлежит ей. Хотя Кларк никогда не заявляла о пропаже картины, а Блох утверждал, что приобрел ее законно, картина была возвращена Хьюгетт Кларк. После этого адвокат миллионерши сразу же передал картину Музею искусств Нельсон-Аткинс. Кларк получила изрядную компенсацию, в Блоху было разрешено повесить картину в своем доме до момента его смерти, после чего картина должна быть вновь передана музею.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1990 году произошло самое большое ограбление в мире в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Два преступника, переодетых полицейскими, похитили картины Эдгара Дега, Рембрандта и Яна Вермеера общей стоимостью почти 500 миллионов долларов. За 25 лет следователи сотрудничали с десятками людей, которые якобы выступали от имени информаторов, имеющих данные о похищении. Но каждый раз дело заходило в тупик. Сейчас вознаграждение за информацию, которая приведет к возврату картин, составляет уже целых 5 миллионов долларов. Но ни одна из картин так никогда не была найдена.

Другая Мона Лиза

Многие люди считают, что существует только одна «Мона Лиза» - знаменитая картина в Лувре. На самом деле существует еще один портрет в музее Прадо в Мадриде, который был написан или самим да Винчи или одним из его учеников. При этом картина не является копией той, которая размещена в Лувре. Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3-D эффект. Также мало кто знает, что существует еще одно изображение той же женщины авторства Леонардо да Винчи - картина «Айзелуортская Мона Лиза», которая некоторыми экспертами признается самой ранней версией полотна.

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.

Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882 г. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Жанна д’Арк

История Жанны д’Арк, простой крестьянки, которая взяла в руки оружие и ведомая голосами святых отправилась спасать родину в Столетней войне, зачаровывала прерафаэлитов. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом, случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепиано, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион». На картине Жанна д’Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, несмотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету А.С. Аренского «Клеопатра». 1909 г. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского, Лондон

Клеопатра

Египетская царица Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны, как великие полководцы Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту женщину принято изображать неотразимой. По легенде, царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский. Премьера балета состоялась в 1908-м на «Русских сезонах» Дягилева. Партию Клеопатры танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда царицы для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн. Балерина хотя и не считалась гениальной танцовщицей, однако благодаря характеру и темпераменту вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. В эмиграции не пропала, собрала свою труппу.

Джорджоне. «Юдифь». Около 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Юдифь

История храброй еврейки, вдовы Юдифи, известна из Ветхого Завета. Когда ассирийцы взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду. Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами наполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1580 г. Пинакотека Ватикана

Святая Елена

Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа, – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, эту империю создал ее сын Константин Великий. Кроме того, Елена – в числе шести женщин, которые почитаются в лике равноапостольных, то есть наравне с апостолами. Такую великую судьбу ничто не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери своего соправителя. Елена дождалась реванша, когда императором стал ее сын, – он провозгласил мать «августой» (царицей). Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена приняла эту веру. Согласно житию, однажды во сне ей было видение – царице повелевалось отправиться в Святую Землю и найти крест, на котором распяли Христа. Веронезе как раз изобразил этот сон. Елена действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе. Найденные ею четыре века спустя после казни реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I (Armada portrait). 1590-е, Королевские музеи Гринвича, Великобритания

Елизавета Тюдор

Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследование, многочисленные католические заговоры и войны. И все это без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами. Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видны два морских эпизода битвы. Один изображает английские корабли, только готовящиеся к бою, другой запечатлел, как испанские суда терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы «покрывают» Америку, что символизирует владычество Англии над Новым Светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских кораблей.

Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa». 1892 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

Цирцея

Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого и во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце волшебницы. Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и Belle Dame sans Merci («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Софья Багдасарова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх