Богиня плодородия в древнегреческой мифологии. Деметра: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной
жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

Самые известные мифы Деметры:
Похищение ее дочери Персефоны Аидом;
Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;
Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;
Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.

РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея

Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.

Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.

Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.

Украл ее, спрятал глубоко в бездне подземного царства.
Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери. Приняв облик смертной женщины, она покинула небо, пришла в город Элевсин и стала воспитывать детей царя Келея и Метаниры . Желая сделать младшего сына Метаниры бессмертным, она по ночам опускала его в огонь и таким образом уничтожала смертные части тела. Мать однажды подстерегла Деметру и увидела, что она делает. Схватив ребенка, положенного в огонь, она ужасно закричала, и это нарушило всю церемонию, ребенок погиб, а мать поняла, что перед ней богиня. Старшему сыну Метаниры, Трептолему , Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов . Она дала ему зерна пшеницы , и, поднявшись в небо, он засеял всю землю.
Пока Деметра путешествовала в поисках дочери, земля перестала родить, засохли деревья и травы, погибли стада, начался голод. Тогда Зевс распорядился вернуть Персефону, но перед ее уходом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко, символ брака, чтобы она не забыла жизнь в подземном царстве. Так и получилось, Персефона летние месяцы стала проводить на земле, а зимние в подземном царстве Аида.
В Элевсине был построен храм Деметры, и раз в году в течение девяти дней (в сентябре) совершались элевсинские мистерии, символически представляющие горе Деметры и поиски ее дочери. В Риме Деметру называли Церерой.

Гомер посвятил ей гимн:

Пышноволосую петь начинаю Деметру честную
С дочерью славной её, прекрасною Персефонеей.
Славься, богиня! Наш город храни. Будь первая в песне.

Гесиод посвятил Деметре стихотворение «Работы
земледельца»:

Жарко подземному Зевсу молись и Деметре пречистой,
Чтоб полновесными вышли священные зерна Деметры.
В самом начале посева молись им, как только, за ручку
Плужную взявшись рукой, остриём батога прикоснёшься
К спинам волов, на ярмо налегающих. Сзади с мотыгой
Мальчик-невольник пускай затруднение птицам готовит,
Семя землёй засыпая. Для смертных порядок и точность
В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.
Склоняться так до земли наливные колосья на ниве -
Только бы добрый конец пожелал даровать Олимпией...

Деметра одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.??, ??-??, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).

Деметра- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

Деметра, греч., лат. Церера - дочь Кроноса и Реи; богиня плодородия и земледелия.

После рождения Деметру ждала судьба всех детей Кроноса: отец проглотил ее. Победив Кроноса, Зевс призвал Деметру на Олимп и доверил ей заботу о плодородии земли. Чтобы это плодородие не пропадало даром, Деметра научила людей возделывать поля. Таким образом, она положила начало не только земледелию, но и новому образу жизни людей, которые ранее вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и скотоводством. Заодно Деметра дала людям законы, которыми они должны были руководствоваться в этой своей новой жизни.

Хотя Деметра была дарительницей тихой и спокойной жизни, сама она долгое время была лишена этих радостей. Сойдясь с второстепенным богом (или полубогом) Иасионом, Деметра родила от него сына Плутоса, который стал богом богатства и в то же время - причиной ее горя. Когда о рождении Плутоса узнал Зевс, тщетно домогавшийся благосклонности Деметры, он убил Иасиона молнией. Убедившись в силе и решимости верховного бога, Деметра уступила ему и родила от него дочь Персефону. Недолго пришлось ей радоваться дочери. Однажды, когда Персефона резвилась с нимфами на нисийском лугу, перед нею внезапно разверзлась земля, появился бог загробного царства и похитил Персефону, скрывшись в земных глубинах. Деметра услышала отчаянный крик дочери и поспешила ей на помощь, но от Персефоны не осталось и следа. Девять дней Деметра скиталась по земле, забыв о еде и сне, в тщетных поисках дочери. Наконец всевидящий бог солнца рассказал ей, что произошло. Деметра тут же направилась на Олимп и потребовала от Зевса восстановить справедливость и заставить Аида вернуть Персефону матери. Но Зевс был бессилен, так как Аид тем временем уже вступил в брак с Персефоной (лат. Прозерпиной) и к тому же дал ей вкусить гранатовое зернышко, а тот, кто отведал что-нибудь в царстве умерших, уже не мог вернуться к жизни на земле. Тогда Деметра покинула Олимп, заперлась в своем храме в Элевсине и наслала на землю бесплодие. Это привело к катастрофическим последствиям не только для людей, но и для богов: озлобившись, люди перестали приносить жертвы богам. В этой критической ситуации Зевс принял компромиссное решение. По его настоянию Аид обязался отпускать Персефону к матери на две трети года, Деметра же смирилась с тем, что треть года ее дочь будет проводить у своего мужа в царстве умерших. Таким образом, когда земледелец осенью бросает семена в землю, Персефона уходит в царство умерших, и скорбящая Деметра лишает природу плодородия. Когда же весной Персефона опять выходит на свет, Деметра вместе со всей природой приветствует ее цветами и зеленью.

Первым человеком, которого Деметра научила выращивать хлеб, был Триптолем, родители которого оказали дружелюбный прием богине, когда она скиталась по земле в поисках дочери, приняв образ старухи. Деметра подарила Триптолему пшеничные зерна, показала, как пахать землю, и велела передать полученные знания всем людям.

Малолетнему брату Триптолема, Демофонту, Деметра хотела даровать бессмертие. Но когда его мать Метанира увидела, что Деметра держит младенца над огнем, закаливая его, она закричала от ужаса; Деметра, вздрогнув, уронила мальчика, и он сгорел. После ухода Деметры отец Триптолема и Демофонта, царь Келей, велел построить в Элевсине великолепный храм, который со временем стал центром ее культа.

Элевсинский храм относится к микенской эпохе (15-14 вв. до н. э.). В 5 в. до н. э. афинский правитель Писистрат перестроил его, не щадя средств, спустя без малого сто лет его примеру последовал Перикл. Главное здание священного участка (телестерион) имело квадратную форму и вмещало в себя до 4000 человек, в центре телестериона располагалась сцена, на которой проходили богослужебные представления, изображавшие эпизоды из жизни Деметры Первоначально празднества в честь Деметры носили простой характер, а обряды символизировали ход земледельческих работ. Позже в них проникли стремления наглядно показать и объяснить умирание и воскресение растений в природе, а затем и попытки разъяснить тайну человеческой жизни и посмертной судьбы человека. Доступ к этим обрядам имели только посвященные. Главные празднества в честь Деметры назывались «великими мистериями», они начинались в конце сентября и длились девять дней, а за месяц до их начала провозглашался всеобщий священный мир (экехирия), обязательный для всех греческих государств.

Деметра была одной из древнейших греческих богинь. Ее имя встречается на табличках из так называемого дворца Нестора в Пилосе, исписанных линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). По мере роста значения земледельчества в греческом хозяйстве культ Деметры распространялся повсюду, где жили греки. Через Сицилию и южную Италию культ Деметры пришел и в Рим, где был отождествлен с культом богини злаков и урожая Цереры. Позже ее культ начал сливаться с культом Геи и Реи, а частично и Кибелы.

Античные изображения Деметры напоминают Геру, но у нее больше подчеркнуты материнские черты - в отличие от властного величия Геры. Символами Деметры были венки из колосьев, корзины с плодами и факелы. Наиболее известные ее изображения: так называемая «Деметра Книдская» (греческий оригинал, ок. 330 до н. э., приписывается скульптору Леохару), колоссального размера голова «Деметра с диадемой» (4 или 3 в. до н. э.), большой рельеф из мастерской Филия «Триптолем между Деметрой и Корой» (430-420 до н. э.), найденный в Элевсине.

От храмов Деметры в основном остались лишь руины, если не считать храм 6 в. до н. э. в Пестуме (Посидонии), однако похоже, что этот храм приписывается ей ошибочно.

Деметре посвящен гимн «К Деметре» Гомера и одноименный гимн Каллимаха (3 в. до н. э.), а также «Элевсинский праздник» Шиллера (1798).

Любое природное явление древнегреческая мифология преподносила как деятельность разнообразных божеств. Именно поэтому культурное наследие Греции сочетает в себе достаточно точные исторические сведения о происходящих в разные периоды событиях с набором мифов. Греческая богиня Деметра, олицетворявшая плодородие и покровительствующая хлебным колосьям, считалась одной из самых благодатных богинь. Также она являлась покровительницей законного брака. С этой героиней мифов связано множество историй, которые затрагивают такие аспекты жизни человека, как оседлая жизнь, смена времён года и справедливость по отношению ко всем земным существам.

Согласно легендам, Деметра первая из земных существ запрягла быка в плуг и вспахала поле. Затем она бросила в почву семена овса. Люди, наблюдавшие за действиями богини, были уверены, что зёрна сгниют в земле под проливными дождями. Но, вопреки их ожиданиям, над поверхностью вспаханного поля показались дружные проростки овса. Позже Деметра обучила людей, как ухаживать за посевами. Также она подарила людям такие растения, как финики, инжир и смоква.

Происхождение Деметры, её братья, мужья и дети

Греческая богиня плодородия, которой и являлась Деметра, по своему происхождению была дочерью бога Крона и богини Реи. Она была единственной дочерью в семье. Братья Аид, Зевс и Посейдон были совершенно не похожи на юную деву, которой изначально суждено было покровительствовать земледелию. Отношения между ними были не совсем обычные: Аида богиня Деметра откровенно не любила, к Посейдону вовсе была равнодушна. Единственным из братьев, удостоившимся её почтения, был Зевс.

Деметра, несмотря на своё божественное происхождение, тяготела к материнству и браку. Первым её супругом стал критский покровитель земледельцев Иасион. Брак между ними был заключён на трижды вспаханном поле. От Иасиона богиня Деметра родила Плутоса, который изначально олицетворял обильные урожаи. Чуть позже сына Деметры стали ассоциировать с богатствами, сокрытыми под землёй.

Плутос был не единственным ребёнком богини плодородия. Вступление в брак с Зевсом, единокровным братом Дметеры, принесло ей великую радость - она стала матерью прекрасной дочери, которой было даровано имя Персефона. Согласно мифам, богиня Деметра очень любила дочь, оберегала её от всяческих волнений и бед. Персефона отвечала матери нежностью, она искренне боготворила природу и всё, что рождала земля.

О сыне Деметры из мифов известно немногое, а вот дочери богини древние сказители уделили много внимания. Одну из самых масштабных историй, объясняющих причину смены времён года, описывает миф о Деметре и Персефоне. Именно он был изложен Гомером в виде гимна.

Миф о похищении Персефоны

Как гласит история, Зевс обещал отдать Персефону в жены Плутону. Во время прогулки юной богини бог царства теней забирает её. Богиня Деметра услышала зов о помощи, кинулась в поле, но Персефоны уже не было. Дни и ночи в полном отчаянии металась она по всему свету, но дочери так и не нашла. Ночами она разжигала факелы на Этне (видимо, именно этим событием писатель объяснил одно из извержений вулкана). Лишь спустя девять дней Гелиос рассказал ей, кто похитил Персефону, а также о том, что всё это произошло с разрешения Зевса.

Богиня плодородия впадает в великое горе и одевается в траурные одежды. В порыве гнева Деметра заявляет, что заботиться о плодородии земель она больше не будет. Начался голод, который продолжался несколько месяцев. Земля не родила ни одного колоса, люди страдали без хлеба и фруктов. Но вернуть Персефону нельзя, ведь между ней и Плутоном уже заключён брак.

Видя, что всё это может обернуться тысячами жертв, Зевс принимает решение, что дочь Деметры будет находиться с матерью 9 месяцев в году, а остальное время проводить с мужем. С тех пор с возвращением дочери богини плодородия земля начинает цвести. Люди выращивают хлеб и овощи. А когда Персефона возвращается к Плутону, богиня плодородия и земледелия Деметра облачается в траур, наступает зима. Так в мифах объясняется смена времён года. Лишь в более поздний период создаются произведения, затрагивающие тему личных переживаний и мотивов самой Деметры, Зевса и Персефоны.

Деметра в литературных произведениях Европы

Но не только в произведениях древних мастеров слова упоминаются эти древнегреческие богини. О Персефоне и Деметре написано множество стихотворных произведений. Например, известный европейский поэт Шиллер написал содержательную поэму «Элевсинский праздник». Теннисон пересказал миф о Персефоне и Деметре понятным средневековым европейцам языком в достаточно большом произведении «Деметра и Персефона». Обеим этим богиням посвящено немало опер, оперетт и даже обычных песен. Наиболее известна из них опера Йоммелли «Деметра умиротворённая».

Деметра дарующая и карающая

Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.

Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.

История о Деметре и Триптолеме

В дни странствий по миру в поисках Персефоны Деметра, измученная и голодная, вошла в Элвисин. Её радушно принял тамошний царь, именуемый Келеем. Маленький царевич Триптолем был болен, и супруга царя не отходила от его колыбели. В благодарность за еду и кров покровительница земледелия исцеляет младенца от хвори.

Проживая какое-то время в Элвисине и наблюдая за маленьким Триптолемом, Деметра начинает испытывать к нему материнскую любовь. Желая наградить его бессмертием, она кладёт его в огонь, чтобы очистить тело и душу мальчика от земных грехов. Но ритуал не был доведён до конца, так как мать царевича, испугавшись за сына, извлекла его из пламени. Тем не менее Деметра наделила Триптолема божественным началом.

С тех пор юноша разъезжал по всей земле, обучая людей искусству земледелия. Позже его назовут покровителем землепашцев. Храм в его честь будет отстроен вблизи храма Деметры в Элвисине. Таким образом, богиня действительно сделала его имя бессмертным.

Наказание Эрисихтона

Несколько иначе обстоят дела в мифе о Деметре и Эрисихтоне. В дни скитаний, когда Персефона пребывала в царстве Плутона, богиня плодородия и земледелия отдыхала в тени священной рощи, посаженной в честь неё. Эрисихтон, уверенный в своей безнаказанности, хотел вырубить деревья для постройки дворца. Деметра попыталась воззвать к совести мужчины, но он замахнулся на неё топором и приказал освободить дорогу для его рабов.

Разгневавшись на такое неуважение к её божественной персоне, богиня Деметра наложила на Эрисихтона заклятие вечного голода. С того момента жадный мужчина не выходит из-за стола, поедая все припасы в доме. Вскоре они закончились, и Эрисихтону пришлось продавать всё своё имущество, чтобы купить еды и утолить нестерпимый голод. Так он становится нищим. Но голод не утихает, и Эрисихтон принимает решение продать свою дочь в рабство. Обезумевшая от горя девушка сбегает от своих хозяев. Раз за разом возвращается она в отчий дом, но отец снова продаёт её. В конце концов Эрисихтон съедает самого себя. Так Деметра наказала его за жадность.

Элвисинские мистерии: праздники, посвящённые богине плодородия

Как и другие древнегреческие боги и богини, Деметра была почитаема у простого народа и знати. В честь неё устраивались праздники, на которых прославлялись её доброта и щедрость. Изначально в мероприятиях принимали участие только жители Элвисина. Спустя несколько десятилетий культ богини земледелия и плодородия распространился по всей Древней Греции, и в городок стали съезжаться люди со всей территории государства.

Позже праздник Деметры отмечали в храме богини в Афинах в два этапа: весной проходили Малые Элфисины, посвящённые началу весны, а осенью - Великие Элфисины, длящиеся 9 дней и ночей. В первый день празднества приносились жертвы Деметре, жители Греции совершали омовения и очищение ритуалами. Обязательным условием празднования был пост. Затем в течение 5 дней было принято проходить большой красочной процессией от храма к морю. Также проводились атлетические соревнования.

На шестые сутки торжества организовывалось массовое шествие из Афин в Элевсин. Участники праздника облачались в нарядные одежды, их головы украшали миртовые венки. В руках люди несли факелы и земледельческие орудия труда. По дороге процессия часто останавливалась. Молодые девушки исполняли ритуальные танцы, а юноши состязались в ловкости и силе.

В Элвисине с наступлением ночи разыгрывали очень реалистичное представление по мотивам мифа о похищении Персефоны. Плач и стоны обезумевшей от горя Деметры изображали звуки, воспроизводимые с помощью медных духовых инструментов. Из темноты то и дело доносились неясные голоса и шорохи. Зрителей этого действа охватывал мистический ужас. Возвращение Персефоны к Деметре влекло за собой сполохи света от многочисленных лампад и факелов, радостные песнопения и танцы.

Помощники Деметры

Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.

Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.

Скульптуры и другие изображения богини плодородия

К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.

Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.

Боги плодородия в культуре других стран

Не только древнегреческие богини следили за порядком в растительном мире и помогали людям освоить все тонкости обработки почвы и выращивания культур. Примером тому могут послужить божества из римской мифологии, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от древнегреческих богов. Полным аналогом Деметры в этой культуре считается Церера. Она, так же как и греческая покровительница земледелия, впервые вспахала полоску земли и показала, как нужно сажать семена и ухаживать за растениями.

Так же как и у Деметры, у Цереры было несколько богов-помощников, которые отвечали за отдельные стихии и растения. Например, Флора была покровительницей цветов. Изображалась она в венке и с пышным букетом в руках. Её изображения сохранились в Геркулануме, а также в Капитолии и Риме.

Леса и поля в понимании римлян находились под покровительством Сильвана. Также он считался защитником садов и пашен. Изображения Сильвана сохранились частично, но из них ясно, что изображали его с серпом в одной руке и ветвью дерева в другой. Поклонялись этому богу и ремесленники, занимающиеся деревообработкой.

Фруктовые сады Древнего Рима находились под покровительством сразу двух богов - Вертумна и Помоны, которые приходились друг другу супругами. Вертумн, бог овощей и фруктов (то есть плодов), изображался как статный мужчина с окладистой бородой, держащий в руках рог изобилия. Изображений Помоны, богини фруктовых садов, не сохранились, однако её можно увидеть на созданных в 18 веке барельефах в окружении других богов Древнего Рима.

Была богиней земледелия и гражданского устройства. Как богиня плодородия земли, она находилась в близких отношениях к трем братьям, поделившим между собой власть над миром. Зевсу родила она Персефону (Прозерпину); Посейдону , который в образе жеребца обольстил её, принявшую вид кобылы, – дочь и коня Ариона. Дочь Деметры, Персефона была похищена подземным богом Аидом в Энне (Сицилия). Деметра девять дней бродила, разыскивая свою дочь, но её жалобный вопль был услышан лишь Гекатой и Гелиосом . Когда только на 10 день Гелиос сообщил ей о похищении дочери, она в гневе покинула Олимп и удалилась в Элевсин, к царю этого города, Келею.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Здесь Деметра, приняв образ пожилой женщины, села у источника; дочери Келея ласково ее приветствовали и спросили о родине, Деметра отвечала, что зовут ее Део, что ее ограбили критские разбойники, и просила их приютить ее. Мать девушек, Метанейра, приняла к себе иностранку и поручила ей своего младшего сына, Демофонта.

В дальнейшем рассказе богиня земледелия и вообще создательница всякой культуры проявляет себя воспитанием героев народной силы. Чтобы дать мальчику Демофонту вечную юность, Деметра положила его ночью в огонь, но Метанейра подсмотрела это и помешала ей жалобными криками. Тогда богиня открылась ей и повелела выстроить у источника себе храм, в котором и поселилась. Все еще разгневанная, она вызвала неурожай на всей земле.

Великие боги Греции (Греческая мифология)

Кроме Элевсина, древнейшего места культа Деметры, ее особенно почитали на Крите, в Арголиде, в Аркадии, на западном берегу Азии, в Сицилии и в Италии. Её культ отчасти был тайным. Из установленных в честь её праздников, кроме указанных выше Фесмофорий , следует отметить афинские Проэросии , праздник, который предшествовал возделыванию полей, Хлои , – жертва за зреющий, но еще зеленый посев, Халои (праздник молотьбы), Талисии – праздник первых полевых плодов, и Элевсинии .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх